Как объяснить детям что такое слияние звуков
Урок-путешествие по обучению грамоте: «Слияние согласного звука с гласным. Алфавит». 1 класс
Тема. Слияние согласного звука с гласным.
Знакомство с алфавитом.
Цели урока. Закрепить знания детей о слиянии согласного звука с гласным;
продолжить учить составлять звуковые схемы предложений;
развивать фонетический слух, речь детей, любознательность;
воспитывать интерес к учебе, стремление учиться, узнавать новое.
Оборудование. Картинки с изображением льва, школьного автобуса, школы Зверей, слоненка;
схемы предложений, предметные рисунки, карточки для обозначения звуков;
наборное полотно; магнитные буквы; листы бархатной бумаги и нитка;
учебник Горецкого В.Г. “Русская азбука”.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель. Дети, сегодня мы с вами отправимся в гости в город Зверей к таким же школьникам как вы. Но школа эта необыкновенная и ученики в ней тоже необычные. А гидом для нас будет их учитель – Лев.
Отгадайте на чем мы поедем в гости:
Дом по улице идет,
На работу нас везет.
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
Учитель. Итак, поехали. Чтобы веселее было ехать, давайте расскажем Льву, как мы учимся в школе. (Дети составляют рассказ о школе).
Вот мы и приехали. Посмотрим на рисунок. Что вы можете рассказать о школе зверей?
Учитель. Составте предложение, соответствующее схеме.
Дети. – Зверята любят учится.
Учитель. Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Сколько слов может быть в предложении? (Ответы детей).
(Учитель обращает внимание детей на иллюстрации).
Лев нам дал еще одно задание: назовите предметы, изображенные на рисунке. С какого звука начинается их название? (Даны рисунки: лось, кот, лев, осёл, улитка, орёл. Учащиеся называют предметы и звуки).
Учитель.Чем отличается произношение одних звуков от других? (Ответы детей).
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестренку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж – шмели в лесу жужжат,
Р-р-р – моторы тарахтят.
Учитель. А что такое слог?
Дружат гласная с согласной
Образуя вместе слог.
“Ло” и “си”, а вмести “лоси”
К нам явились на урок.
Учитель. Следующее задание учителя Льва : по предметным картинкам составить схемы к словам.
(Выставляется на наборном полотне две карточки с изображением слияния).
Ученик. – Кот. В слове один слог; в нем три звука. Два первых звука согласный [к] и гласный [о ], слились и образовали слияние. Третий звук [т ] – согласный, находится за пределами слияния.
(Выставляет на наборном полотне одну карточку с изображением слияния и одну с изображением согласного звука)
Третий ученик аналогично проводит работу со словом “лев”.
Учитель. – Сравните схемы. Что заметили?
Дети. – Схемы к словам “лев” и “кот” одинаковы.
Учитель. – Какой вывод можно из этого сделать?
Дети. – Одна и та же схема может относиться к разным словам.
Учитель. – Кто сможет написать эти слова?
(На доске записывают дети слова кот и лев печатными буквами).
Упражнения на дыхание.
Учитель. – Автобус сломался, спустило колесо. Давайте его накачаем.
Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.
Пусть отгадают первоклассники:
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это …
Учитель. Да, это звуки.
Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки – невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
Произнести их просим.
Произнесите звуки, которые вам нравятся.
(Дети называют звуки).
Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. Для этого нужно построить для них домики. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. Квартиры у них особенные, их строят карандашом, ручкой, фломастерами, мелом, красками, чем угодно. И называют эти дома буквами.
Учитель. – Ребята, Слоненок в Лесной школе шалил на перемене и рассыпал рисунки и звуковые схемы. Все они перепутались, и теперь он не может понять, какому слову какая соответствует схема.. (У детей на партах лежит рисунок и несколько схем).
— А теперь на листике напишите букву, с которой начинается слово, изображенное у вас на рисунке. Если кто-то знает все буквы и умеет их писать, то напишите это слово.
Поросенок Пятачок
Отлежал себе бочок.
Встал на ножки,
Потянулся,
А потом присел, нагнулся
И немножко поскакал,
И на месте пошагал,
А потом опять прилег.
Но уже на левый бок.
Учитель. – А сейчас, ребята, Буквы вам расскажут о себе, а вы поможете им построить домики и расставить их по порядку на магнитной доске. Будьте внимательны!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы.
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С нами подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж-
Прикатили на еже.
-У кого на парте буквы, которые я назвала, расставьте их на магнитной доске в том же порядке.
(Учитель готовит буквы для детей с учетом их готовности к школе. Дети выходят к доске и выставляют буквы, о которых только что услышали, по порядку.)
Учитель. – З, И, Й, К, Л, М. Н, О –
Дружно вылезли в окно.
(Дети выходят и выставляют буквы).
— П, Р, С, Т, У, Ф, Х –
Оседлали петуха.
(Дети выходят и выставляют буквы).
— Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я-
Все теперь мои друзья.
(Дети выходят и выставляют буквы).
-Ъ, Ы, Ь.
Три сестренки опоздали
Заигрались в прятки,
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
— Где нужно поставить эти буквы? (Дети выставляют буквы, сравнивая свою работу с алфавитом, который дан в книге).
— Познакомьтесь с ними, дети,-
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком.
Учитель. – Пора прощаться с лесом и его гостеприимными хозяевами. Понравилось вам в гостях в Лесной школе? А на память зверятам давайте сделаем подарки. На бархатной бумаге нитью выложим первую букву алфавита. А возвращаясь домой, давайте вспомним: где же мы с вами сегодня побывали?
Дети. – Мы были в городе Зверей, в Лесной школе.
Учитель. – А что мы там делали?
Дети. – Составляли предложения.
— Составляли звуковые схемы.
— Помогли Слоненку подобрать нужную схему.
— Подарили буквы зверятам.
Учитель. – Молодцы, ребята. Я думаю, что эта встреча понравилась и вам, и зверятам.
Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.
Кудыкина Н.В. Дидактические и занимательные задания для 1 класса. – К.: Радянська школа.,1989.
Парамонова Л.Г. Русский язык. Правила в стихах. СПб. : Дельта,1999.
Как в игровой форме составить с ребенком слоги слияния?
Чтобы ребенок научился читать, знания букв и направления чтения недостаточно. Слоги слияния – это неотъемлемые элементы устной речи. При их произношении речевой аппарат работает иначе, чем при воспроизведении отдельных звуков. Слитное «НА» отлично по звучанию от «Н-А», как бы быстро не проговаривали или не пропевали 2 звука. Чтобы понять это, достаточно обхватить ладонью шею и низ челюсти и прислушаться, как работают язык, голословные связки и мышцы в том и другом варианте. Слогослияние проходят в 1 классе или по желанию родителей изучают раньше.
Слоги слияния — это…
Слогами слияния принято называть сочетания 2 букв, где первая всегда согласная, а вторая гласная или же мягкий знак: «НА», «ПА», «РЕ», «СО», «ТЬ», «СЬ». По сути, каждое слово представляет собой комбинацию отдельных букв и слогов слияния: «КА-ША», «ЛО-Ж-КА», «ПО-ТО-ЛО-К». Слогослияние – обязательный элемент техники чтения слова.
Чтобы научиться читать, нужно:
Каждый слышал выражение «читать по слогам», или, как говорили раньше, «по складам». Именно путем складывания «Аз» и «Буки» («Азбуки») учили читать детей вплоть до девятнадцатого века. Слоги-склады нужно было запоминать наизусть. Но сам подход к их изучению был слишком сложный и от методики на некоторое время отказались.
Сегодня методика чтения по складам усовершенствована и доработана. Н. А. Зайцевым. Гениальный российский педагог взял за основу обычные кубики, и на каждой стороне разместил по букве или складу. Обучаясь чтению таким образом, дети не испытывают затруднения слияния отдельных букв и с легкостью складывают слова.
Зачем их изучают?
Для любого взрослого человека разделить слово на слоги не составляет труда. Он это делает с легкостью, даже не задумываясь. Но ребенку данное умение изначально недоступно. Для него слово, особенно незнакомое, видится набором букв, которые необходимо каким-то образом произнести слитно.
Что дает изучение слогов слияния в 1 классе?
Помимо слогов слияния, существуют обратные, начинающиеся с гласной: «АН», «ИН», ОМ». Они хоть и легче в плане слитного произношения букв, но не являются первичными элементами устной речи. Их изучение может навредить. Ребенку будет сложно разбить слово, потому как непонятно, какие из них – слияния или обратные, нужно выделить. Например, «КА-ТО-К» или «К-АТ-ОК» или «КА-Т-ОК»?
Методики
Освоение слогов слияния можно добиться разными способами. Первый, который приходит на ум – последовательно выучить буквы, затем слоги, и только тогда приступать к чтению слов. Такой метод прост для учителя, но сложен для ребенка. Дело в том, что 33 буквы русского алфавита образуют близко 200 вариантов пар.
Таблица:
Ребенку придется зубрить их, причем долго, и без понимания, для чего это нужно. Конечно, это убьет желание учиться на корню.
Наиболее удобный и простой способ освоить слоги слияния – учить их постепенно и вместе с буквами, по принципу – от самых часто встречающихся и легких в произношении к сложным. То есть по букварю.
Рекомендуется начать изучение с буквы «Н» (после знакомства с гласными). А именно, освоить ее написание, научиться распознавать на слух в разных частях слова, определять мягкую и твердую форму. На следующем этапе нужно, подставляя карточки с гласными, называть слоги «НА», «НИ», «НУ», «НО». Только после этого ребенок сможет составить и прочесть слово («НО-С», «О-НА», «НИ-З», «НИ-НА»), используя различные схемы по чтению.
По мере введения новых букв будут появляться новые группы слогов слияния. Их следует прорабатывать отдельно и в комбинации с уже изученными.
Распечатайте таблицу со слогами слияния и положите на парту ребенку. Постепенно он привыкнет к ней и начнет хорошо ориентироваться, находить и читать нужную пару. Это очень полезный навык, который облегчит учебу и сейчас, и в будущем.
Как организовать занятия в игровой форме?
Мало какому ребенку интересно изучение букв и слогов путем зубрения сухого материала. В них нет смысла, непонятно, для чего это надо и как пригодится в будущем. Только прочтение первых слов дает ощущение удовлетворения и гордости за себя: «Я научился читать!». Открывается смысл самого чтения. Ребенок понимает, сколько нового и интересного с его помощью можно узнать.
Крайне важно не погубить интерес к учебе. Занятия должны быть интересны ребенку.
7 советов по организации занятий:
Вырежьте из картона 6 карточек и напишите разным цветом: «ЧУ», «ДО», «МА», «ЛО», «ЗА», «РЯ». Положите на парте перед ребенком первый слог слияния «ЧУ» и предложите прочитать. Затем добавьте «ДО», пусть прочтет его тоже. Попросите соединить слоги и прочитать их вместе. Какое слово получилось («ЧУДО»)? Теперь возле «ДО» положите карточку «МА». Пусть ребенок прочтет отдельно слоги слияния, а затем слово. Продолжайте цепочку: «ЧУДО» — «ДОМА» — «МАЛО» — «ЛОЗА» — «ЗАРЯ».
Обучение грамоте у каждого ребенка происходит со своей скоростью. Одни дети все схватывают налету, другим нужно время дорасти до понимания и умения. Важно акцентировать внимание на том, что получается хорошо, вызывать интерес к освоению нового. Поначалу слоги слияния могут даваться тяжело, но затем процесс пойдет по накатанной!
Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Слияние согласного звука с гласным»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Слияние согласного звука с гласным.
1-Организационный момент (1 мин)
2-Объявление темы и постановка цели (4 мин)
3-Повторение всех изученных понятий (5 мин)
4-Анализ звучащей речи с целью изучения нового понятия и его объяснения (10 мин)
5-Объяснение, как обозначается новое понятие графически (5 мин)
6-Слого-звуковой анализ (7 мин)
7-Упражнение на закрепление изученного понятия (8 мин)
8-Обобщение (3 мин)
9-Домашнее задание (2 мин)
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
II. Объявление темы и постановка цели урока
Произнесите медленно слово «лук». (Ллуукк.)
-Сегодня на уроке вы расширите свои знания о звуках, узнаете о том, что согласные звуки делятся на 2 группы.
-Давайте произнесем звуки в словах “вел и вол”, “вял и вал”, “кот и кит”
-В чем отличие звуков [в] и [в]?
-Согласные звуки могут произноситься то твердо, то мягко. Произнесем еще раз звуки [в] и [в]. Какой из них, по вашему мнению, твердый? А какой звук мягкий?
III. Повторение всех изученных понятий
-Ребята чем мы занимались на прошлом занятии? (Изучали речь, предложение, слова, слоги)
Давайте откроем азбуку на стр. 16-17, рассмотрим иллюстрацию.
Кто из вас был в деревне? А может быть кто-нибудь там жил?
Что мы видим на иллюстрации?
Из чего построены дома в деревне? (Дома построены из бревен.)
Чем заняты взрослые в этой деревне? Чем заняты дети?
Какое время суток изображено? (Вечер. Солнце скрывается за горизонтом. На небе появился месяц.) >
Ответы детей выслушиваются в течение 4-5 минут.
Как называется все то, что мы говорили? (Речь.)
Из всего сказанного выделите одно предложение. (Гуси идут гуськом.)
Анализ предложения. Составление схемы:
. .
Деление слова «гуси» на слоги. Постановка ударения.
Ребята предложения состоят из слов, слова из слогов, а слоги из звуков.
И так наша тема сегодня звуки.
IV. Анализ звучащей речи с целью изучения нового понятия и его объяснения
Учитель. – Для того, чтобы написать слово, используют буквы. Сегодня мы и узнаем: какие есть буквы, что это такое, где они “живут”.
Пусть отгадают первоклассники:
Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Разные такие!
Без них нельзя
Постичь науки!
Вы догадались?
Это …
Учитель. Да, это звуки.
Но мы не можем их увидеть!
Их можно лишь услышать!
Звуки – невидимки!
Таинственные гости!
Их можно лишь услышать!
Произнести их просим.
Произнесите звуки, которые вам нравятся.
(Дети называют звуки).
Учитель. – А как же хочется увидеть эти звуки. У людей есть квартиры, у зверей норки, в которых они живут. Должны где-то жить и звуки. И называют эти дома буквами.
Какой звук произносит мама, когда укачивает ребенка? (А-а-а.)
Какой звук издает волк? (У-у-у.)
Изобразите, как жужжат пчелы. (Ж-ж-ж);
Как девочка удивляется? (О-о-о);
А как фыркает ежик? (Ф-ф-ф).
Все вы сейчас дружно произносили звуки.
Одновременно с произнесением изолированных звуков [у], [ф] и т. д. на наборное полотно выставляются квадратики красного и белого цветов.
Гласные и согласные.
Одни звуки мы произносим свободно. Они состоят из одного голоса, поэтому называются гласными звуками.
Произнесите вслед за мной звуки: [а], [о], [у], [ы], [и].
Давайте теперь эти звуки произнесем долго, попробуем их спеть.
Что вы заметили? (Они долго тянутся.)
Вывод: гласные звуки поются и тянутся.
Если при произнесении звуков встречаются преграды: губы, зубы, язык, то это согласные звуки.
свистеть и ворчать,
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь, [ф, д, т, л, м, р].
А теперь поучимся произносить согласные звуки: [д], [д’], [т], [т’] ; [ф], [ф’], [л], [л’].
Что вы заметили? (Они произносятся резко и не тянутся, встречают преграду при произношении.)
На какие группы делятся звуки?
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг
(Широким жестом развести руки в стороны.)
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят
(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают
(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.)
В танце кружится сверчок.
А кузнечик без ошибки
Исполняет вальс на скрипке.
(Движения руками, как при игре на скрипке.)
Крылья бабочки мелькают –
(Движения руками, как крыльями.)
С муравьем она порхает.
Под веселый гопачок
Лихо пляшет паучок.
(Танцевальные движения, как в гопаке.)
Звонко хлопают ладошки!
(Похлопать в ладоши.)
V. Объяснение, как обозначается новое понятие графически.
Выполним анализ слова «и-ва».
Сколько слогов в слове? –2
Какой слог первый? [и]
Из каких звуков состоит слог «ва»?
В слоге «ва» два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших остановок, неразрывно друг от друга. Такое звучание называется слиянием:
-Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
-Сегодня на уроке вы расширите свои знания о звуках, узнаете о том, что согласные звуки делятся на 2 группы.
-Давайте произнесем звуки в словах “вел и вол”, “вял и вал”, “кот и кит”
-В чем отличие звуков [в] и [в]?
-Согласные звуки могут произноситься то твердо, то мягко. Произнесем еще раз звуки [в] и [в]. Какой из них, по вашему мнению, твердый? А какой звук мягкий?
-Открываем русскую азбуку на странице 18-19.
-Что вы видите на странице 18 внизу?
-Ребята, сколько слогов в слове “ваза”? Почему? (2 слога, т.к 2 гласных звука)
-Какой слог в слове “ваза” является ударным? (первый)
-Из каких звуков состоит слог [ва]? (Первый слог состоит из слияния согласного звука [в] с гласным звуком [а])
-Назовите второй слог. – [за]
-Из каких звуков состоит слог [за]? (Второй слог [за] слог слияния согласного звука [з] с гласным звуком [а].
Анализ слов «ку-ры», «гу-си», «го-лу-би»
Произнесите слово «ку-ры».
Сколько слогов в слове «куры»? (Два.)
Какой первый слог в слове «куры»? [ку]
Какие звуки слышим в слоге «ку»?
Какой второй слог в слове «ку-ры»?
Какой первый звук в слоге «ры»? Какой второй звук в слоге «ры»?
Произнесите слово “гу-си”.
Сколько слогов в слове “гу-си”? (Два)
Какой слог в слове является ударным? –первый
Назовите первый слог. [ гу ]
Из каких звуков состоит слог [гу]? ( слог состоит из слияния согласного звука [г] с гласным [у].
Назовите второй слог. [ си ]
Из каких звуков состоит слог [си]? ( слог слияния согласного звука [с] с гласным звуком [г])
Таким же образом проанализировать слово «го-лу-би».
V II Упражнение на закрепление изученного понятия.
Ребята должны записать отгадки схемами
Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Над рекой,над долиной
Повисла белая холстина (Туман)
Что ночью сверкает и все освещает? (Луна)
Кошки боится. (Мышка)
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет. (Кот)
Слоги состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные.
— Что такое слияние звуков? (тесное соединение двух звуков – согласного и гласного)
— Как произносим гласные звуки?
— Как произносим согласные звуки?
Что мы сегодня делали?
— Составляли звуковые схемы.
— Узнали, как обозначается слияние согласного звука с гласным.
IX Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-256128
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.