Как объяснить дошкольнику что такое предложение
Открытое занятие по обучению грамоте «Предложение» (подготовительная группа)
Наталия Чернышова
Открытое занятие по обучению грамоте «Предложение» (подготовительная группа)
ЗАНЯТИЕ № 5.
Тема. Предложение. Схематическое обозначение токи.
Цель: дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложения из текста и слово из предложения; познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – схемы.
Ход занятия:
За руки все взялись вдруг,
Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.
Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,
Повторять, не зевать, всё запоминать.
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Мишутка и Буратино приготовили для вас сюрприз.
Послушайте : теремок, сюрприз,шла, ворота, отворись.
-Вы поняли, что хотели рассказать Мишутка и Буратино? Почему?
А сейчас мой сюрприз:
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
-О ём я вам рассказала?
-Почему вы меня поняли? Верно. Мы все понимаем нашу речь.
— А из чего состоит наша речь?
— Из слов? Но вот Мишутка и Буратино говорили слова, а вы не поняли их.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ
На уроке мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.
3. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Сообщение с элементами беседы.
Нам пришло два письма от Сороки и Дятла.Послушайте первое:
Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?
Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письо Дятла? Почему вы его поняли? Какую мысль мы будем называть предложением?
3. Работа с наглядностью.
— Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначаем это слово?
-Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.
— Как вы думаете из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов – предметов? Положите карточку – схему перед собой какое второе слово в этом предложении. Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак – точку. Вот что у вас получилось. (показ на доске).
Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх. (показ на доске).
Мы становимся все выше,
достаем руками крыши.
три, четыре, руки вниз,
пять, шесть, повернитесь,
семь, восемь, улыбнитесь,
девять, десять не зевайте,
Два хлопка перед собой,
два хлопка над головой,
две руки за спину спрячем
и на двух ногах поскачем.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка
На четыре руки шире
Пять, шесть – тихо сесть.
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ
М е д в е ж о н о к помогает.
1. Игра «Добавь нужное слово».
Воспитатель произносит предложение не полностью, а только частично. Ребёнок добавляет нужное слово, чтобы закончить его.
Например: Светит ярко. (солнце). Птицы (поют)
2.Ига: «Сосчитай сколько слов в предложении».
Взрослый произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.
Например: Мишка ест мёд. (3-слова)
3. Игра «Придумай предложение по картинке».
Ребёнок сам придумывает предложение, а взрослый считает сколько слов в нём. Если ребёнок справляется с заданием, переходите к играм с карточками – схемами. Учите ребёнка выкладывать предложение схематически.
Например: предложите выложить из чёрточек предложение (ПТИЦЫ ПОЮТ.)
Первое слово птицы. Это слово отвечает на вопрос кто? это слово-предмет, обозначим его схемой из одной прямой линии.
Начало предложения всегда обозначаем вертикальной палочкой.
Второе слово поют. Это слово –действие. Его обозначим двумя прямыми линиями.
В конце предложения ставим точку. Только после точки можно писать новое предложение.Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нём и чёрточек. Затем проверьте правильно ли вы записали предложение. Проговорите его ещё раз, водя пальцем по соответствующему слову.
Я буду называть предложение, а вы – выкладывать карточки- схемы. Один человек выполняет задание у доски –записывает схематически предложение. Чтобы правильно выполнить это задание, к слову нужно поставить вопрос.
6. Итог занятия
-Что нового вы узнали на занятии?
Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.
Занятие с использованием ИКТ «Звук и буква Р» Программное содержание: познакомить с согласным звуком «Р»; познакомить с печатным написанием буквы «Р»; учить читать слоги и слова; учить.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с предложением»
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.
Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова;карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, кусочки ваты для дыхательной гимнастики; тетради для графических диктантов.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по развитию речи. Скажите все готовы заниматься (ответы детей)
У всех хорошее настроение? (ответы детей)
— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (появляется Мудрая Сова).
Ей очень понравились ваши рассказы об осени и она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)
Тогда нам необходимо поработать над своим дыханием.
Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.
На доску вывешивается карточка 1 «Девочка поливает цветы» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Девочка поливает цветы. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)
Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)
В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)
На доску вывешивается карточка 2 «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети. (ответы детей)
Что у вас получилось? (ответы детей)
Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.
Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.
Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер,закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегут на носочках на месте)
И на землю тихо сели, (дети приседают).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял, (дети встают).
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил. (дети садятся на места).
На доску вывешивается карточка 3 «Воробьи клюют зерно» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают воробьи. (ответы детей)
Что у вас получилось? (ответы детей)
Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов)
Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью.
Показывает карточку- схему предложения.
Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза. (показ карточки).
3. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения. (показ карточки).
На доску вывешивается карточка 4 «Мальчик ловит рыбу» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей)
Сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.
Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.
Это предложениесостоит из трех слов: первое слово «Мальчик»— оно пишется с большой- заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «ловит», между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; третье слово «рыбу», предложение закончено, в конце я поставлю точку.
На доску поочередно вывешиваются карточки 5 «Мама заплетает дочку», 6 «Папа читает газету», 7 «Мальчик катается на коньках» (уточнение предлог-тоже слово, но короткое, 8 «Малыш катает машинку» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.
Итог занятия.
Сегодня мы говорили о предложениях. Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.
Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей)
Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)
Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)
Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались!
Конспект занятия по развитию речи «У страха глаза велики» для детей старшего дошкольного возраста Конспект Занятия по развитию речи на тему «У страха глаза велики» (Для детей старшего дошкольного возраста). Составила: воспитатель Гусарова.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского района Костромской области «Адищевская средняя общеобразовательная школа.
Конспект занятия «Путешествие в страну умных игр» по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие в страну умных игр» Задачи • закреплять знания детей по.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Интересное путешествие» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие» Задачи: Образовательные: —.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по теме «Зима» Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи Составление рассказов по теме «ЗИМА». Цели:.
Конспект занятия по развитию речи «Весна» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Тема: «Весна» Цель: развитие связной речи, мышления, формирование коммуникативных навыков и совершенствование грамматического строя речи.
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Речевое общение» Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Интересное путешествие» Задачи: Образовательные: — Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию. — Продолжать расширять знания детей о животном.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие» Подготовила воспитатель Тигиева Н. Г.
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста
Татьяна Андронова
Система работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: рассказать педагогам систему работы над предложением с детьми старшего дошкольного возраста.
Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава развивается очень медленно.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.
Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов в нем, любое слово по порядку, придумывать предложения по заданному количеству слов, составлять деформированное предложение, записывать предложения графически.
Воспитатель пользуется терминами «предложение», «слово», развивает у детей представление о предложении.
I этап. Вычленение предложений из потока речи.
Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями «Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч».Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?»,задает конкретные вопросы: что я сказала про детей? Что я сказала про мальчика? Что я сказала про девочку?
Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье.
Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.
«Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки».
Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.
Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится, характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.
Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?
Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы,как:
1. Придумывание предложений с заданным словом;
2. Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;
3. Придумывание «веселого» предложения;
4. Составление предложений по «живым сценкам».
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».
II этап. Ознакомление со словесным составом предложений.
На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложенийиспользуются наглядно-действенные методы и приемы:
— демонстрация действий с игрушками,
Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку». Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.
Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова». Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).
В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.
В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.
Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.
На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:
1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом,
2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;
3. перепрыгивание через скакалку,
4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько
5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
6. разные варианты игры «Живые слова»;
7. произнесение слов вразбивку;
8. произнесение слов по рядам;
9. шепотный анализ предложения;
Для закрепления навыка анализа и синтеза предложенияна этом этапе используются следующие задания:
1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово. Назови соседей слова …
3. Название первого и последнего слова в предложении.
4. Которое по счету слово…
5. Назовите третье слово.
6.Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.
7. «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.
8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?
9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?
10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.
11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.
12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.
13. Придумывание предложений с предложенным словом.
14. Придумать предложение по двум или трем словам.
15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.
16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.
Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами.
Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.
План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»Руководитель: Малышева.