Как объяснить иностранцу что такое валенки
Кто научил русских делать валенки, и Почему эту обувь носили даже фрейлины и императоры
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Сибирские раскопки
Первыми известными валяльщиками шерсти считаются монгольские кочевники и жители Алтая. Они успешно освоили способ получения теплого и прочного материала для своих юрт, одежды и обуви путем несложных ручных операций. Овечья шерсть, в которую иногда добавлялась козья или верблюжья, раскладывалась ровным слоем и сбивалась прутами.
После пропитки молочной сывороткой или чистой горячей водой шел процесс «валяния», напоминавший замешивание теста. В разных местах существовали свои традиции валяния, но главная суть повсюду сводилась к смешиванию мелких шерстяных волокон, прочно соединявшихся друг с другом благодаря чешуйчатому строению. Первые свидетельства о валяных изделиях Сибири обнаружены в ходе раскопок алтайских курганов. Найденные элементы шерстяных вещей отнесены археологами к эпохе до нашей эры. Упоминание о некой войлочной обуви встречается и в переводе с древнерусского «Слова о полку Игореве».
Традиционный способ производства
После очистки и мытья овечья шерсть сушится и вычесывается. Вот на последнем этапе и идут в ход станки, формирующие из исходного материала катушки. Далее исключительно ручным способом формируется шерстяной сапог, которому придается схожая с валенком форма, только значительно больших объемов. В специальной машине либо снова вручную при помощи пара и горячей воды изделие обрабатывается до получения нужных размеров и насаживается на колодку. В таком положении каждый валенок сохнет несколько часов под воздействием высоких температур.
Царские валенки
Мода на валенки зарождалась в период Российской империи в царских кругах. К 19 веку валенки считались дорогой и престижной зимней обувью. Их принято было обувать в самых высокопоставленных обществах. Жаловал шерстяные сапоги Петр I, требуя подавать ему всякий раз после банных процедур «щи и валенки». В живительные свойства войлочного материала верила Екатерина Великая, искавшая в валенках спасение страдающим ногам. А Анна Иоанновна даже выступала инициатором валеночной моды при дворе, поучая фрейлин носить высокие валенки даже под парадные платья. Именно в это время русские валенки становятся известными по всей Европе.
На международной лондонской выставке валенки, в вместе с ними и пуховые платки, вызвали небывалый интерес у иностранцев. Престижными считались изделия фабрики Митрофана Смирнова из Неклюдова. Его продукция присутствовала на масштабных выставках в Чикаго, Вене и Париже. Русские валенки неизменно отмечались первыми медалями.
Валенки-гиганты
Шерстяная бесшовная обувь отлично зарекомендовала себя как в мороз, так и в более теплое время года. Во всех температурных режимах ноги в валенках ощущают природный комфорт и сухое тепло. Качественно изготовленные валенки не дают усадку, не вредят ступне. В условиях крепких морозов валенки стали незаменимой обувью на полях зимних сражений Великой Отечественной войны. Некоторые историки настаивают на том, что именно наличие такой обуви наделяло преимуществом красноармейцев. В советское время партийное начальство, командный армейский состав и руководители колхозов получали особые валенки — бурки из светлого войлока, по низу уплотненные кожей и усаженные на кожаную подошву.
Сегодня в России существует несколько музеев, посвященных валенку. В Московском, незамысловато названном «Русские валенки», на один зал приходится не менее 200 экспонатов. При этом возраст некоторых превышает 140 лет. Здесь можно посмотреть на валенки офицерские, валяные экземпляры для лыжников, свадебные и торжественные варианты, расписные валенки. Сегодня самым большим валенком в мире признан сваляный в Санкт-Петербурге шестиметровый сапог.
Художнице-историку Валерии Лошак понадобилось много месяцев на изготовление памятной валяной скульптуры, на которую пошло не менее 300 килограммов высококачественной овечьей шерсти. Устанавливали шерстяной памятник у Обводного канала целых три дня, собирая его прямо на месте из множества частей. Желающим предлагалось войти внутрь арт-объекта через вход в пятке, причем в валенке легко помещались трое взрослых.
Ну а позже, уже в советское время, русские смогли вновь удивить мир. На этот раз они женские сапоги на молнии придумали.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Культовые вещи: валенки
Долгие годы за границей свято верили в то, что русские летом ходят в лаптях, а зимой – в валенках. Этот миф наряду с гуляющими по улицам медведями оказался на редкость устойчив и бытовал вплоть до 90-х – пока не рухнул окончательно «железный» занавес и иностранные туристы лично не увидели, как все обстоит на самом деле. Впрочем, сегодня валенки – модная обувь, которую можно увидеть как на улицах, так и на подиумах, на показах иностранных дизайнеров. А ведь если бы не наши сибирские морозы, не видать их миру!
Валенки, валенки
Словарь Даля определяет эту обувь как «род башмаков или сапог, свалянных из шерсти». Своим появлением знаменитая русская обувь обязана сибирским морозам (по основной версии, первым делом валенки прижились в Сибири) и степным кочевникам – дальними предками валенок историки называют пимы, войлочные сапоги, попавшие на Русь еще во времена монголо-татарского ига. А валяльщиков и сегодня называют пимокатами.
К слову, в Сибири валенки также часто называют «катанками» – по технологии изготовления, во время которой сырье накручивают на специальную четырехгранную скалку, после чего долго валяют и раскатывают, периодически вымачивая в воде, – чтобы овечья шерсть стала плотной, а сама обувь потом не давала сильной усадки. Хороший валенок садится по ноге – но не деформируется.
Иностранцы удивятся, но отнюдь не всегда на Руси ходили в валенках. До начала XIX века, пока не было налажено промышленное производство, подобная обувь была очень дорогим удовольствием, доступным знати, купцам и некоторым самым зажиточным крестьянам. И даже в семьях последних чаще всего бывала одна пара на всех – отсюда и поговорка: «Кто первым встал – того и валенки».
Не гнушались теплой и удобной обувью в царских семьях. Во времена Анны Иоанновны в валенках дамы нередко танцевали на зимних балах. Екатерина II часто надевала валенки зимой вместо неудобных и холодных сапожек – у императрицы были больные ноги. Она предпочитала валенки из тонкой черной шерсти и нередко носила их с парадными платьями.
На все случаи жизни
Впрочем, валенки хороши, если их использовать и по прямому назначению – в этом могло убедиться не одно поколение наших соотечественников.
Валенки, валенки, не подшиты стареньки
Считается, что валенки – исконно русская обувь, но не многие знают, что они пришли к нам из азиатских стран во времена нашествия Золотой Орды.
Прообразом валенок послужили традиционные войлочные сапоги кочевников Евразии («пимы»), появившиеся еще 1,5 тысячи лет назад.
Город Мышкин одним из первых начал производить валенки в России в XVIII веке (там же с 2000 года работает музей, посвященный этой старинной обуви). С тех пор, как жители небольшого городка создали технологию валяния сапог целиком с голенищем, эта обувь обрела популярность на Руси: во всех крупных городах стали открываться заводы по производству валенок.
Валенки изготавливают вручную из крупного куска валяной овечьей шерсти, придавая им форму сапога путем поколачивания, а затем их сушат в печи.
Валенки не бывают левыми или правыми: войлок имеет свойство принимать форму стопы, поэтому сапоги из этого материала считаются самыми удобными и теплыми. Так как войлок промокает, традиционно в сырую погоду на подошву надевают резиновые галоши.
До XIX века валенки были дорогим удовольствием: только зажиточные крестьяне могли купить себе пару таких сапог. После запуска производства промышленным способом цена на сапоги уменьшилась, сделав их доступнее для бедного крестьянского населения.
В начале XX века к сапогам приделали резиновую подошву для бега, чтобы обеспечить русских солдат теплой зимней обувью.
В 1920-х годах валенки потеряли свою популярность. Чтобы вернуть их на улицы городов, производители прибегли к модным трансформациям: сапоги стали делать из кожи и на низких каблуках. За границей модель называли «русскими сапогами», а Дениза Пуаре, первая икона стиля, жена и муза дизайнера Поля Пуаре, «выгуляла» их еще в 1916 году.
В 1930-х годах традиционный стиль взял верх над русскими сапогами: в моду снова вошли длинные подолы и продажи этой модели обуви за границей упали. Лишь только в 1980-х годах дизайнеры снова обратились к русским сапогам, когда изучали исторические архивы в поисках вдохновения на новые образы.
Оригинальные валенки в отличие от русских сапог были практически неизвестны за пределами России до тех пор, пока на мировом рынке не появились австралийские угги из овчины. Их популярность подтолкнула российских дизайнеров обратить внимание на родные «аналоги».
Под русскую народную песню «Валенки» в 2009 году дизайнер Вячеслав Зайцев, прозванный западной прессой в конце 60-х годов прошлого века «Красным Диором», продемонстрировал свои модели сапог из войлока в рамках выставки Collection Premiere Moscow. Зайцев собственноручно разрисовал валенки гуашью, украсив их жемчугом и драпировками. В российских СМИ его работа вызвала шквал отрицательной критики, зато «в народе» коллекцию приняли восторженно – валенки получили второе рождение.
«Мы объясняли англичанам, что такое русские валенки»
– Пан Збигнев, почему путь от идеи мультфильма по балету Прокофьева до получения им «Оскара» пройден лишь за шесть лет?
– Сложность была со сценарием. Ведь нужно было написать сценарий без слов. В оригинале у Прокофьева есть актер, который читает либретто. Нам нужно было отказаться от этого. Непосредственно на съемку ушло восемь месяцев. Мы работали на семи площадках.
– Каков бюджет картины?
– Полтора миллиона английских фунтов.
– Как возникла идея такого фильма?
– Она родилась в Англии. Английский продюсер придумал эту идею, потом нашел режиссера и нашел нашу студию, пересмотрев до этого эстонские студии, чешские, русские…
– Какой процент национального кино идет в кинотеатрах Польши?
– Очень небольшой. Практически 99 процентов кинопроката – американское кино.
– А где можно увидеть авторское польское кино?
– В киноклубах. Они снова стали возрождаться. Они хотят показывать и короткометражную анимацию, которую кинотеатры не берут, потому что предпочитают рекламу.
– «Катынь» Вайды шла тоже по киноклубам?
– Нет. «Катынь» посмотрело больше зрителей, чем любую американскую премьеру. Было сделано больше ста копий, его показывали везде.
– Российское кино можно увидеть в Польше?
– У нас есть телеканал «Культура», по нему можно посмотреть новое российское кино. Кроме того, в прошлом году в Варшаве был первый фестиваль российского кино «Листопад», залы были полными, было много молодежи. Жаль, что пока этот фестиваль не охватил другие города. Я живу в Лодзи и не смог ничего посмотреть. Первый новый российский фильм я увидел в Лос-Анджелесе, на вручении «Оскара». Это был анимационный фильм «Моя любовь», он мне очень понравился. Мы много общались с Александром Петровым и его женой.
– Работа вашей студии была конкурентом Петрова в борьбе за «Оскар». Он не был в досаде на то, что вы его обошли?
– Нет, это совершенно другой человек. Он даже желал, чтобы мы получили «Оскара». Он четырежды номинировался и один раз получил статуэтку за «Старика и море». После этого власти Ярославля дали ему новую студию и оплачивают ее. А нашу студию просят освободить помещение. Поэтому он «болел» за нас, полагая, что «Оскар» поможет нам решить проблему с помещением.
– «Оскар» как-то подкрепляется материально?
– Нет. Это только статуэтка. И слава.
– Вам было легко найти общий язык с британскими коллегами?
– Было много проблем. Британские коллеги, например, были в панике, когда вовремя не подавали обед. Спасала ситуацию только польская способность к импровизации.
– Откуда вы взяли натуру? У вас в фильме типичная русская избушка, очень правдоподобная, с такими деталями быта, которые трудно «подглядеть» из Польши.
– Мы, поляки, чувствуем русскую душу. Что касается декораций, то наш художник взял их из альбома «Сибирь». Там было много прекрасных фотографий сибирского деревянного зодчества. А элементы быта… Англичане, например, не знали, что такое валенки. А мы в Польше с ними хорошо знакомы. Наши предложения по костюмам, сценографии временами казались англичанам дикими. Был конфликт с режиссером, и стоял вопрос о том, чтобы фильм заканчивал наш сценограф. Наш главный аниматор Адам Вырвас сделал наитруднейшие сцены, раскрывающие психологию русского героя. В конце концов, мы все помирились. В итоге англичане остались очень довольны сотрудничеством, потому что нам удалось передать особенности русской души. Чего они и хотели.
– Сотрудничество с британцами будет иметь продолжение?
– Да. В настоящее время мы снимаем картину об озере Свитеж недалеко от белорусского города Новогрудка. В этой картине есть тоже российский акцент – композитор русский, Ирина Богданович. Она вышла замуж за поляка и сейчас живет в Варшаве. Она написала музыку к картине «Александр Невский».
– Каковы ваши впечатления от сегодняшней Москвы?
– До нынешнего приезда я был в Москве в 89-м году. Москва была бедной. Люди были плохо одеты. Пиво было невозможно пить. Когда я прилетел сегодня, увидел, что Москва стала очень красивым городом. Первое, что я сделал, это выпил пива. Оно было очень вкусным.
Весь мир обуют в валенки
Аутентичный – значит «подлинный», «настоящий», «действительный», в последнее время это слово все чаще и чаще употребляется в значении «национальный», «родовой».
Практически любое государство и все регионы нашей страны могут похвастаться одним или даже целым рядом аутентичных продуктов, которые зародились или производятся только там. Чего только стоят швейцарские часы, мальтийское кружево, итальянское стекло, китайский фарфор или… оренбургский платок? Не стоит удивляться, даже к нашим исконным русским платкам применимо понятие аутентичности, как к уникальному продукту со своей историей, технологией производства и рядом характерных особенностей. Но главный вопрос: могут ли они добиться не только всеобщего признания и любви, но еще и стать выгодными бизнес-проектами?
Миллионы долларов за уродливые сапоги
Пару лет назад в городскую моду прочно вошли австралийские валенки из овчины – ugg (в русском звучании – угги; по мнению некоторых, это название расшифровывается как ugly boots – «уродливые сапоги»). Предполагается, что первоначально эти теплые сапоги создавались как идеальная обувь для пастухов Австралии – мягкая, комфортная, удобная, – лучшее из возможных решений для фермеров. С течением времени в угги стал обуваться весь мир, причем как женщины, так и мужчины. И если в России их популярность можно объяснить с рациональной точки зрения – суровый климат, холодные зимы, то за океаном любовь к овечьим сапожкам, которая не ослабевает ни зимой, ни летом, – явление, не поддающееся логике. Разве что дань модным тенденциям. Кстати, мировая популярность угг зародилась на американском континенте в 80-х гг. 20 века, тогда же появилась компания, успех которой длится до сих пор.
Компания Deckers Outdoor Corporation владеет несколькими товарными знаками и обувными брендами, среди которых UGG Australia. Экономические выгоды от продаж австралийских валенок вполне очевидны, в 90-е гг. эта обувь вошла в разряд must-have калифорнийцев, благодаря распространению на побережье стиля casual, а в последнее десятилетие мода на угги перебралась и через океан.
Сейчас компания реализует практически все виды обуви – начиная с ugg и грубых ботинок, заканчивая босоножками и тапочками, а также многочисленные аксессуары. Успех австралийских валенок подтверждают и биржевые показатели самой компании: после финансового кризиса стоимость акций на американской фондовой бирже Nasdaq составляла около 13 долл. в начале 2009г. В минувшем году акции Deckers Outdoor Corporation поднялись до своего исторического максимума в 115 долл. Кроме того, компания вошла в десятку самых прибыльных корпораций среди производителей одежды и обуви по версии китайских экономистов.
Наш ответ кенгуроводам
Во-вторых, до сих пор валенки широко используются в сельской местности. Не стоит забывать, что в нашей стране доля сельского населения составляет около 27%. А в условиях низкого уровня благосостояния и таких же низких температур в некоторых регионах России валенки становятся единственным вариантом обуви. К тому же, сложно найти семью, у которой дача есть, а валенок на ней нет.
Видимо, с этим же посылом на прилавках столичных магазинов в последние годы появились русские валенки. Конечно, не в том виде, каком мы их привыкли видеть, а вполне себе симпатичные зимние валяные сапожки, которые по своим эстетическим характеристикам ничем не уступают уже полюбившимся уггам. Сейчас можно найти валенки разных цветов, украшенные стразами, с различными принтами и даже на каблуке. Стоимость таких валяных сапожек в среднем варьируется от 3 тыс. руб. и выше при себестоимости в районе 500 руб. К сожалению, нам не удастся привести точные цифры доходности таких предприятий, так как ни на одной фондовой бирже не размещены акции компаний по производству валенок. Но раз они до сих пор функционируют, а в некоторых случаях их число еще и множится, своего потребителя они наверняка каждый год находят.
На азиатском континенте число аутентичных продуктов может превзойти все мировые показатели, и абсолютным рекордсменом здесь является, пожалуй, Китай, благодаря своей богатой культуре, уходящей корнями на тысячелетия назад.
Чтобы оперировать более понятными для читателей данными, можно упомянуть, что стоимость фарфоровых изделий в рознице, скажем, на фабрике неподалеку от Шэнчьжэня варьируется от нескольких сотен юаней за сувенирную тарелку до сотен тысяч юаней за сервизы и статуэтки (1 юань равен приблизительно 5 руб.). Конечно же, это сувенирный фарфор, который вы вряд ли отважитесь поставить к себе на стол. Например, сувенирная тарелка здесь стоит 980 юаней (4,89 тыс. руб.), чайный сервиз, который некогда подарили президенту РФ Владимиру Путину при посещении этой фабрики, – скромные 4 тыс. юаней (20 тыс. руб.). При этом повседневный китайский чайный сервиз в Москве обойдется поклонникам фарфора примерно в такую же сумму.
Анализируя ситуацию в мировом масштабе, можно придти к выводу, что спрос на аутентичную продукцию существует немалый. При условии грамотного маркетинга, подобные товары вполне уверенно находят своих покупателей и становятся интересными для потребителей по всему миру. А значит, аутентичную продукцию можно считать неплохим бизнес-проектом.
К примеру, процесс изготовления валенок не настолько трудоемок, по сути, этим вполне реально заниматься в рамках небольших домашних производств, для его организации даже не потребуются серьезные материальные затраты. Однако для того, чтобы заставить покупателей сметать эту обувь с прилавков магазинов, необходима красивая легенда, удачный маркетинговый ход, возможно, призыв к патриотизму и национальной культуре. А дальше – кто знает, может быть, успешному маркетологу удастся во всех смыслах обуть целый мир.