Как объяснить ребенку что хорошо а что плохо
Что такое хорошо и что такое плохо?
Развития речи и познание мира тесно взаимосвязаны между собой. Ребёнок познаёт не только окружающие предметы, явления, их свойства, он открывает для себя мир отношений между людьми, прежде всего в своей семье, среди близких ему людей.
Самые простые, на наш взрослый взгляд вещи, для ребёнка могут быть совершенно не понятны. Грань между плохим и хорошим очень часто бывает размыта.
Дети очень любопытны. И если им не объяснить, чем чревато то, или иное действие, они обязательно захотят узнать это самостоятельно. Не следует забывать и собственный пример. Совершенно бесполезно рассказывать ребёнку, что «курить это плохо», если кто-то из родителей курит. Запомните ведь вы для ребёнка самый большой авторитет.
Верным выходом из сложившейся ситуации может быть использование в общении с ребенком таких методов воспитания, как объяснение, уговоры, переключение внимания. Можно отвлечь внимание игровым приемом или самому отойти в сторону. Ребёнок увидит, что его поведение на вас не оказывает никакого влияния. Эти методы эффективны, так как ребенок не испытывает унижения, обиды, страха.
Таким образом, кроха сам будет учиться смотреть на ситуацию с разных сторон, а также делать выводы и принимать решения.
Обязательно спрашивайте, почему именно это «хорошо», а это «плохо». Обязательно хвалите ребенка все попытки, пусть не всегда удачные, всегда говорите ему о том, что он обязательно справится!
Можно использовать как пример художественную литературу, рассказы В. Осеевой «Волшебное слово», «На катке», «Три товарища», «Сыновья». «Просто старушка», «До первого дождя», «Бабушка и внучка», «Жадная мать», «Сторож», «Мечтатель», русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Кот питух и лиса», «Волк и семеро козлят» и др.
Можно поиграть в игру «Добрые дела». Взрослый проговаривает предложения а ребёнок говорит Да!
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я — да, да, да!
Будем старших уважать? — Да!
Будем дерево сажать? — Да!
Будем маме помогать? — Да!
А братишку одевать? — Да!
Позаботимся о кошке? — Да!
Птицам мы насыплем крошки? — Да!
Позаботимся о друге? — Да!
И цветы польем на клумбе? — Да!
Будем добрыми всегда?
Кто мне скажет» — Да! Да! Да!
Взрослый показывает картинки с ситуациями. Ели картинок нет, можно по рассуждать устно. Таким образом, мы развиваем у ребёнка воображение.
1 Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.
2 Девочка читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам, читать не умеет.
3 Девочка поливает цветочки. Молодец! Она помогает цветочкам вырасти и стать красивыми.
4 Мальчик встал в лужу, и топают ногами. Это очень плохо, ведь он испачкается и маме придется его отмывать и стирать вещи, а еще он может простудиться и заболеть!
4 Дети помогают птенцу, который выпал из своего гнезда. Молодцы! Ведь птенец очень маленький и сам не может попасть в гнездо.
5 Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно
Игра «Хлопни – топни».
Взрослый называет поочередно плохие и хорошие качества, а ребёнок хлопать в ладоши, услышав хорошее качество, топает, услышав плохое.
Плохие качества:
Обижать друзей, рвать книги, ссориться с мамой, мешать кому-либо, драться, не слушать говорящего, обзываться, перебивать говорящего, обижать животных, везде мусорить.
Хорошие качества:
Защищать слабого, помогать друзьям, навестить больного товарища, помогать сестре, другу, маме, смастерить кормушку и покормить птиц зимой, поделиться игрушкой.
Можно прочесть ребёнку стихи, пусть он сам назовёт услышанные им плохие и хорошие поступки.
Если с другом разделил
Хорошо ты поступил,
Ты узнал чужой секрет
И разнес сейчас же,
Это плохо, хуже нет,
Если ты подал при всех
Ты – культурный человек,
Если ты, как дикий зверь,
Сразу лезешь драться,
Недостоин ты, поверь,
Если ты пригрел кота,
Кормишь птичек в стужу,
Это – просто красота,
Только так и нужно!
Ты подбил собаке глаз,
Бросил кошку в лужу.
Будь уверен – в сорок раз
Уважай людей вокруг,
Старших, младших тоже,
И тогда тебя, мой друг,
Назовут хорошим.
Если ты среди ребят
Только ты и виноват
В этом горьком горе.
Рисование «Сказочный герой». Вместе с ребёнком вы рисуете положительных или отрицательных героев из знакомых сказок или мультфильмов, например «Доктор Айболит», «Лиса и заяц», «Баба-Яга» и др. Это даёт ребёнку возможность вспомнить героев, и оценить их поступки.
Смотрите с ребёнком только добрые мультфильмы, передачи. Совершайте только добрые поступки, которые прививают в ваших детях уважение и любовь ко всему окружающему, не зависимо живой это или не живой объект.
Дидактическая игра «Что такое хорошо, что такое плохо?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра по безопасности жизнедеятельности «Что такое хорошо, что такое плохо?» Дошкольный возраст – это важнейший период, когда.
Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:»Что такое хорошо,что такое плохо» Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Воспитатель: Мартыненко Анна Сергеевна Цель.
Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Что такое хорошо, что такое плохо» Конспект организации совместной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию. Воспитатель: Рамазанова Луиза Абдулагаевна.
Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» (вторая младшая.
Как объяснить ребенку что хорошо а что плохо
Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.
А.С. Пушкин.
Начать можно с простого разговора. Найдите время присесть со своим ребёнком в непринуждённой обстановке и побеседовать о том, что он понимает под понятием нравственности, знакомо ли оно ему и как он представляет себе человека нравственного, которым он хотел бы стать. Вполне вероятно, что у ребёнка не будет никаких строгих и чётких представлений на этот счёт. Что ж, это абсолютно нормально для такого возраста.
Поэтому неплохо было бы запастись несколькими историями, показывающими примеры нравственного и безнравственного поведения, как вы его для себя понимаете. Обсудите эти истории с ребёнком, подталкивайте его к самостоятельному рассуждению на эту тему. Пусть думает, высказывает какие-то суждения, точку зрения на ту или иную ситуацию, оценивает действия персонажей и делает обоснованные выводы об их поведении: приемлемое оно, или показывает, как поступать не следует.
Такие разговоры должны стать неотъемлемой частью воспитания. Это незаметные наставления, обучение через истории и рассуждения, очень давно известный в педагогике метод. Насколько лучше был бы мир и наши дети, если бы мы просто почаще уделяли им внимание, озаботившись тем, чтобы просто поговорить со своим ребёнком хотя бы тридцать минут в день. Но всякий раз у нас находятся какие-то заботы, неотложные проблемы, требующие немедленного решения, или просто усталость не даёт нам позаниматься с сыном или дочерью. Каким-то парадоксальным образом, все эти проблемы оказываются для нас важнее наших собственных детей, аж до тех пор, пока мы не обнаруживаем с удивлением, что они выросли такими, какими выросли, и остаётся только пожинать плоды ошибок воспитания, заложенных в детстве.
Образ должен быть проработан не на абстрактных понятиях, вроде: «поступать хорошо» и «не поступать плохо», а на конкретных примерах из повседневной жизни. Этот самый образ и будет служить ориентиром в опасном плавании по морям жизненных лет. Именно на него, как на маяк, вы с ребёнком договоритесь ориентироваться и неустанно сравнивать своё поведение со своим идеалом.
И не исключайтесь из этой игры, садясь на трон авторитета собственного возраста. Все эти требования в равной степени относятся и к вам самому, а ребёнку должно быть дано право уличать вас в отступлении от установленных правил нравственного поведения. Примите на себя ответственность за собственное поведение прежде, чем требовать этого от окружающих.
Не нужно выдавать обучение нравственному поведению в виде строгих императивов, они только нагоняют сон. Никто никогда не следует наставлениям, даже если они высказаны самым строгим тоном самым высоким авторитетом. Посмотрите на религиозные течения: заветы каждой религии написаны золотыми буквами на каменных табличках, самим Господом Богом. И, тем не менее, для обретения веры и послушания этим заветам, людям нужны истории о праведниках, об их стараниях на жизненном пути. Потому что ничто не учит так хорошо, как жизненный пример.
Именно вам предстоит стать самым первым жизненным примером для своего ребёнка. Бессмысленно рассказывать ему о пользе здорового образа жизни, вреде алкоголя и табака, если делаете вы это не во время совместной утренней пробежки, а сидя на диване с бутылкой пива в руке и сигаретой в зубах. Только личным примером можно показать сыну или дочери, что такое нравственность, только своими действиями и поступками. И вы должны быть готовы к тому, чтобы самому сперва стать тем, кем вы хотите видеть своего ребёнка в будущем.
— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»
Как доходчиво объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо
До 1 года
В этом возрасте ребенок еще не умеет осознанно воспринимать родительские наставления, но он впитывает все на уровне чувств. Только своим отношением к нему, проявляя любовь и ласку, вы можете привить малышу первые основы межличностных отношений.
1-2 года
Здесь рекомендуется не ругать ребенка за то, что он что-то делает не так, а стараться не допускать таких ситуаций, в которых он сможет ошибиться, показать себя не с лучшей стороны. Например, если вы не хотите, чтобы ваш ангелок разбрасывал свои игрушки по комнате, храните их в отдельной коробке, недоступной малышу, давая ему только те вещи, которые в данный момент интересны маленькому исследователю. Если вы не хотите, чтобы ребенок чересчур налегал на сладкую пищу, не оставляйте лакомства на видном месте и не потакайте слишком часто его капризам в магазине.
2-4 года
Дети этого возраста еще не умеют в полной мере воспринимать такие понятия, как «правда», «ложь», «щедрость». Они только начинают учиться данным словам, но все же в большей степени для них это всего лишь абстрактные обрывки полной картины мира. Поэтому очень важно показывать ребенку правильный пример своим поведением. Если малыш что-то делает не так, обязательно укажите ему на ошибки, объясняя каждый нюанс. Делайте это с любовью, чтобы ребенок понимал, что вы желаете ему только добра. В противном случае, если вы будете с ним слишком резки, вы наткнетесь на стену непослушания, замкнутости и капризов.
4-5 лет
Это самое благоприятное время для воспитания ребенка – в этом возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему новому. Уже можно объяснять им значение таких понятий, как «честность» и «щедрость» — только делать это нужно в доступной форме и с должным терпением. Продолжайте учить ребенка на реальных примерах, в первую очередь, показывая все на своем собственном опыте. Дети в этот период очень хотят быть похожими на своих родных и безумно радуются, когда их хвалят за определенные достижения. Поэтому не скупитесь на похвалу своих малышей и обязательно акцентируйте внимание на хорошем поведении. Это самый действенный метод воспитания в этом возрасте.
6-8 лет
В этот период у детей появляется социальная ответственность. Они начинают понимать, что в обществе действуют определенные правила, которых нужно придерживаться. Также ребенок осознает, что существуют не только права, но и обязанности, и что права есть не только у него. Он уже понимает важность своих обещаний, которые некогда дал другим людям. Очень важно в это время отвечать на возникающие у малыша вопросы и объяснять, как лучше поступить в той или иной ситуации.
8-11 лет
В это время на детей особо сильное влияние оказывают внешние факторы: друзья, школа, места дополнительного образования, под влиянием которых начинают формироваться многие убеждения. В это время особенно важно выстраивать доверительные отношения со своим ребенком. Необходимо чтобы он чувствовал поддержку, понимание и любовь со стороны родителей. Иначе существует опасность, что у вашего чада под влиянием окружающих, мнению которых он доверяет и считает авторитетным, начнут формироваться ценности, отличные от ваших. В какой-то момент он может даже начать оспаривать ваши суждения. Если же такая ситуация все-таки возникла, не переставайте доносить до ребенка свои взгляды по основополагающим вопросам, делая это с должным терпением. И старайтесь быть более гибкими в менее принципиальных вопросах.
12-17 лет
Это самый сложный возраст, когда дети начинают протестовать практически против всего, особо ревностно отстаивая свое мнение. Однако если с ранних лет они видели примеры правильного поведения и впитали в себя доносимые до них взгляды и ценности, переходный возраст пройдет в меньшем противостоянии с родителями и окружающим миром. Дети быстрее поймут, что есть «хорошо», а что «плохо», сформировав по этому вопросу уже свое личное мнение. В этом возрасте очень важно много говорить с подростком, обсуждать его успехи и проблемы. Главное, если ваш ребенок даже в чем-то с вами не соглашается и спорит, ни в коем случае не отдаляйтесь от него. Терпеливо выслушивайте его позицию, не высказывая при первом же удобном случае в резкой форме свое недовольство. Во время переходного возраста ребенок подвергает сомнению все привитые ему вами убеждения, однако, если он сам осознает их действенность и важность, они останутся с ним навсегда.
18 лет и более
К этому периоду дети, которые вступили на порог взрослой жизни, уже имеют сложившуюся собственную систему ценностей, взглядов и убеждений. Однако жизнь продолжает ставить перед ними новые задачи, часто подвергая сомнению то, что раньше казалось истинным. Очень важно оказывать поддержку своим детям в любом возрасте, делясь с ними своими жизненным опытом и знаниями, и сохранять с ними открытые доверительные отношения.
Что такое хорошо, и что такое плохо
Содержится в разделах:
Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через реализацию проекта «Что такое хорошо и что такое плохо» Брикса Елена Евгеньевна воспитатель БДОУ города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Мелещенко Евгения Сергеевна воспитатель БДОУ города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад № 302» Формирование духовно-нравственных качеств у дошкольников через реализацию.
Публикация «Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Что такое хорошо и. » Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2 «Сибирячок» города Лесосибирска» Конспект НОД в средней группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Подготовила: Погодаева Надежда Юрьевна Воспитатель первой квалификационной.
Конспект НОД в подготовительной группе «Что такое хорошо, что такое плохо?» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 165 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (6-7 лет. «Что такое хорошо, что такое плохо?» Составила: Бурыгина И.Е.
Дидактическая игра по экологии для дошкольников «Что такое хорошо и что такое плохо» для детей 6–7 лет Дидактическая игра по экологии для дошкольников. «Что такое хорошо и что такое плохо» (возраст детей 6-7 лет) Выполнила: воспитатель, МОУ «Чойская СОШ» детский сад «Сказка»,Попова Анастасия Юрьевна Аннотация: Побуждать к рассматриванию сюжетных картинок, отвечать на вопросы.
Фотоотчет о досуговом мероприятии «Что такое хорошо и что такое плохо» в центре помощи семье и детям Дорогие друзья, доброе время суток! В ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района» прошло досуговое мероприятие с дошкольниками «Что такое хорошо и что такое плохо» под руководством воспитателя Азаренко В.В. В занятии использовалось стихотворении.
Конспект занятия «Что такое хорошо, и что такое плохо» Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера, проявленные в различных жизненных ситуациях. 2. Расширять знания детей о хороших и плохих поступках, 3. Помочь детям в понимании, того, что добрые.
Лэпбук «Что такое хорошо и что такое плохо» Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Исследования свидетельствуют о.
Люди живут в обществе. Каждый день мы сталкиваемся со множеством людей, мы работаем с ними, общаемся и дружим. Коммуникация между людьми осуществляется по особенным законам нравственности и морали, которые мы должны соблюдать. Вскоре нам придется отправлять «в люди» собственных детей. Стоит задуматься об их нравственном воспитании.
Когда начинать нравственное воспитание ребенка?
Многие родители считают, что их ребенок, которому чуть меньше 3 лет совершает различные глупости и шалит совершенно непроизвольно. Просто многое ему еще неизвестно, да и к усвоению моральных норм он не готов еще. Именно поэтому малыш не понимает что хорошо, что плохо, и, по мнению родителей, не способен понять.
Психологи советуют провести простейший тест. Попросите своего ребенка зайти в пустую комнату и отвернуться от вас. Затем объясните, что он не должен оборачиваться, пока вы разворачиваете для него подарок. Если ребенок не сможет сдержаться и посмотрит, то его рефлексы действительно еще непроизвольны, и он не способен руководить собой. Если же чадо вытерпело момент распаковки подарка, значит, оно готово к усвоению первых моральных понятий и соблюдать нравственные нормы.
Правильная организация свободного времени ребенка
Приблизительно к 3-4 годам ребенок становится действительным членом общества, так как теперь ему доступны нравственные отношения. Общество само презентует ребенку первые правила поведения. Сначала родители объясняют, что нельзя воровать, врать, обижать более слабых, что надо делиться с друзьями, помогать им. Потом примерно тоже самое ребенок слышит и в детском саду, на улице, в транспорте и т.д. Формированию поведения ребенка также способствуют мультфильмы, книги, компьютерные игры. Именно поэтому родители должны внимательно следить за «ассортиментом» развлечений у их ребенка.
Если вы правильно организуете свободное время ребенка, то вскоре он начнет понимать, какие качества можно отнести к добродетелям, а какие нет, как необходимо действовать в определенных ситуациях. При этом, вы должны следить и за собой. У маленьких детей наглядно-образное мышление, а родители – безоговорочный авторитет. То есть, действуя в какой-либо ситуации, вы даете ребенку модель поведения, которую он рано или поздно обязательно применит. Вспомните притчу о том, как семья не уважала старого дедушку, жившего с ними: плохо кормили, не помогали, смеялись над ним. Их маленький сын, наблюдая за этим, однажды сказал, что когда они состарятся, он обходиться с ними будет так же. Прежде чем чему-то учить ребенка, научитесь этому сами!
Однако, вашему ребенку мало просто знать правила надлежащего поведения. Их нужно уметь соблюдать, применять на практике, да и не просто уметь, а проявлять искреннее желание делать так, а не иначе. Возникает вопрос: как этому научить?
Как научить ребенка правильному поведению?
Конечно же, можно заставить. С детства ребенок привыкает к стандартному методу «кнута и пряника»: сделал правильно – награда, неправильно – наказание. Со временем у детей вырабатывается рефлекс. Они стремятся получить похвалу или награду, соответственно выполняют правильные действия, совершают верные поступки. Однако, такие мотивы не способствуют личностному развитию. Вскоре поведение ребенка перестроится, у него появятся другие авторитеты, интересы, друзья и, как следствие, огромное количество вариантов моделей поведения.
Есть очень интересный способ развития навыков правильного поведения. Это игра. Возьмите шарики для настольного тенниса, положите их в емкость. Другую емкость оставьте пустой. Попросите ребенка переложить шарики из одного сосуда в другой при помощи вогнутой лопатки. После того как задание будет выполнено, расскажите ему историю о мальчике. Взрослый попросил его переложить шары без помощи рук. Мальчик сначала старался, но когда взрослый вышел, он стал все делать руками, а потом так и не признался, как ему удалось выполнить задание.
Узнайте у ребенка:
Внимательно выслушайте чадо. Потом попросите его переложить шарики плоской лопаткой. В середине процесса выйдете и пронаблюдайте, насколько честно ребенок все выполняет. Затем проведите беседу.
Соберите группу детей и попросите прошлого испытуемого проследить за процессом в ваше отсутствие. Далеко не все дети способны принять эту роль: они могут не только пропускать мимо нарушения сверстников, но и покрывать их «преступные» действия. Интересно, что дети, которые приняли роль наставника, делали замечания и осуществляли контроль, снова выполняя задание без свидетелей, выполнят все честно.
Прежде всего должно измениться отношение ребенка к самому себе. Ребенок словно расцветает, взрослеет на глазах. У него появляется новая форма контроля – самоконтроль. И чем крепче в вашем ребенке голос этого внутреннего самоконтроля, тем меньше вам придется впоследствии напоминать ему, что такое хорошо, а что – плохо.
Читайте другие интересные рубрики