Как объяснить ребенку что нельзя говорить плохие слова
Как отучить ребенка говорить «плохие»слова.
Балбес — это когда человек вообще ни о чем никогда не думает и у него в голове пусто. А у меня не пусто, и поэтому я — умнес!
Ребенок говорит плохие бранные слова, что делать?
Такой вопрос родители задают достаточно часто. Воспитатели детских садов замечают, что в последнее время грубые слова прочно входят в лексикон детей
Наши бабушки избавлялись от этой напасти просто – мыли рот с мылом. По мнению психологов, способ этот антигуманный, и приводит лишь к тому, что доверие к родителям исчезает, ребенок переживает травму.
С чем связано появление в речи ребенка грубых и жаргонных словечек?
В-третьих, как правило, эти слова произносятся взрослыми эмоционально окрашено. Ребенок, не понимая их значение, запоминает их лучше, потому что связывает с какой-то эмоцией.
Выясняем причины сквернословия:
Реакции родителей на грубые слова.
Обычно родители или впадают в шок и резкое негодование или демонстрируют абсолютное спокойствие и не замечают этих слов. Оба способа неверны.
Резкое осуждение и родительский гнев сдерживают употребление грубостей на короткое время, и стойкого изменения поведения не происходит.
Что же делать?
Не впадать в панику, но и не игнорировать услышанное. Имеет смысл сразу спокойно поговорить с ребенком.
Сразу договоритесь, что никто не станет обижаться, как бы его не называли (в разумных пределах). Обязательно договоритесь, какие слова не будут употребляться. Ребенок очень быстро поймет, что вместо плохих слов можно использовать самые обычные и привычные слова, главное – интонация.
И так далее и в таком же духе. Игра получается веселая, в ней ребенок может выразить свои чувства, не разрушив отношения.
5. Дайте ребенку возможность чувствовать себя взрослым, находите такую деятельность, где он может самоутвердиться и повысить свою самооценку без лишних слов.
6. Если же это симптом нехватки внимания со стороны взрослых, постарайтесь исправить ситуацию и наладить отношения в семье.
Тратьте на своего ребенка больше времени, играйте с ним и разговаривайте. Говорите ему чаще добрые красивые слова, о своей любви к нему, ведь бывает достаточно одного слова, чтобы почувствовать себя окрыленным.
Консультация для родителей «Как отучить ребенка говорить «плохие» слова»
Оксана Быкова
Консультация для родителей «Как отучить ребенка говорить «плохие» слова»
Когда однажды малолетнее чадо в разговоре употребляет бранное слово, удавлению родителей нет предела. Где он их услышал? Почему их произносит и как его от них отучить?
К сожалению, источников «плохих» слов очень много. Телевизор, улица, мультфильмы, окружающие взрослые. Зачастую в период раздражения с наших уст срываются слова, которые слышать и уж тем более произносить детям не рекомендуется. Однако слова эти произносятся, а у деток, как известно, ушки растут на макушке, и они моментально подхватывают, новые, и такие интересные словечки. А иногда, взрослые сами учат малыша сквернословию, ведь малыш так забавно коверкает бранные слова. Впоследствии, подросшее уже чадо отнюдь не радует близких своим лексиконом, и родители хватаются за голову. Какие слова относятся к «плохим»? В первую очередь нецензурная лексика, ругательные и грубые слова (сволочь, скотина, гад, оскорбляющие и унижающие человека выражения, (псих, идиот, дурак). Воспитатели и родители отмечают, что ненормативная лексика прочно входит в лексикон детей, и справляться с этим стало очень трудно. Замечание, наказание, выговор решают проблему лишь на время, однако перевоспитанию и изменению поведения не способствуют.
ПОЧЕМУ ДЕТИ РУГАЮТСЯ?
До 4 лет употребление «плохих» словечек может быть неосознанным. Ребенок не знает, что их говорить нельзя. Самое главное в этой ситуации первичная реакция родителей. Сквернословие может вызвать у вас замешательство, шокировать и расстроить, однако старайтесь не реагировать очень остро. Зачастую дети экспериментируют, пробуют новую модель поведения, желая посмотреть на реакцию окружающих. Спокойно и твердо скажите малышу, который произнес их впервые, что говорить такие слова не стоит, и предложите другой вариант. Ребятишки постарше (от 5 лет и далее, нарушая правила, испытывают чувство вины. Этот возраст характеризуется развитием нравственно-этических сторон личности и появлением боязни неодобрения. Дети этого возраста уже знают, что говорить такие слова нельзя, поэтому для начала можно просто сделать замечание. Однако, если ситуация повторится нужно выяснить причину.
ПРИЧИНЫ СКВЕРНОСЛОВИЯ
Для эмоционального благополучия ребенка и правильного психического развития необходимы любовь, забота, внимание и ласка со стороны близких взрослых. Если ему, по ряду причин, этого не достаточно (много бытовых проблем, родители заняты на работе, семейные конфликты) он станет искать способ обратить на себя их внимание. Пусть даже это будут замечания и окрики, цели то своей он достигнет.
ПОДРАЖАНИЕ И ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА КОГО-ТО
Вполне возможно, что ребёнок выбрал себе эталон для подражания. Человека, на которого он мечтает быть похожим (старший друг, брат, родственник, герой мультфильма или фильма, ассоциируя, таким образом, бранные слова с храбростью и силой. Поводом для употребления «плохих» словечек может послужить желание казаться самостоятельнее, серьёзнее и взрослее.
Может быть, ваш ребенок переживает какие-то неудачи (не складываются отношения со сверстниками, братом или сестрой, не получатся какое-либо дело, а признаки неблагополучия выражаются в другом. Он теряет уверенность в себе, слыша критику и упреки. Сквернословя, он как бы говорит: «Нет смысла стараться, я и так плохой, хуже уже не будет». Такой же результат может вызвать критика родителей, особенно переходящая на личности (лентяй, неумеха). Ребенок страдает от нереализованной потребности в признании достижений и успехов, уважении его личности и восполняет нехватку таким образом.
САМОУТВЕРЖДЕНИЕ (ЕСЛИ РОДИТЕЛЬСКАЯ ОПЕКА ЧРЕЗМЕРНА)
Требование «Я сам» впервые появляется, когда малыш отстаивает свое право на принятие решений и сохраняется все детство. Однако некоторые родители, ошибочно полагая, что они прививают ребенку правильное воспитание, стремятся предупредить ошибки и строят общение с ним посредством опасений, замечаний и указаний. Разумеется, это необходимо. Но если советы и замечания слишком часты, критика и приказы резки, а опасения явно преувеличены, ребенок начинает бунтовать. Как правило, такие родители склонны формулировать правила поведения и требования в стиле категорического запрета. Дайте ребенку некоторую свободу выбора, конечно же, он еще не сможет самостоятельно перейти дорогу, но одежду то он может выбрать сам.
Ребенок на кого-то обижен. Быть может появился маленький брат или сестренка, и он почувствовал себя ненужным, лишним; развелись родители или родители часто ссорятся. Возможно это очень незначительный повод, вроде несправедливого с его точки зрения наказания, не купили игрушку или не пустили гулять. Ребенок переживает обиду и боль и выражает ее посредством сквернословия.
БРАННЫЕ СЛОВА УПОТРЕБЛЯЮТ В КОЛЛЕКТИВЕ, ГДЕ ОБЩАЕТСЯ РЕБЕНОК
Речь идет о пресловутом «влиянии улицы». Относится это, конечно, к детям постарше. Попадая в новый коллектив (школа, детский сад, секция, где все хорошо знакомы, чтобы побыстрее стать своим, «новенький» начинает копировать манеру общения и поведение окружающих. Изолировать ребенка из-за этого не стоит. Помогите ему развить уверенность в себе и тогда ему не понадобится таким образом подстраиваться под других. Как с этим бороться?
Как вы разговариваете дома? Произносите ли вы «плохие» слова, обидные прозвища? Возможно, в пылу ссоры вы забываете себя контролировать, и ребенок слышит как раз те выражения, против которых вы воюете. Если вы учите его, их не произносить, а сами сквернословите, то отучить ребенка от них вы не сможете. Правила для всех одинаковы и ребенок будет брать пример с вас. Или дома будет себя контролировать, а зато в школе или на улице разойдется во всю. Зачастую дети не могут иначе выразить свои чувства. Научите ребенка их проговаривать (я расстроен, в гневе, злюсь). Таким образом, вы научите его распознавать свои эмоции, говорить о них и решите проблему сквернословия.
Плохие слова: как отучить ребенка ругаться Статья`Плохие слова: как отучить ребенка ругаться` Статья Плохие слова: как отучить ребенка ругаться. Рано или поздно родители могут.
Консультация «Как правильно научить ребенка говорить» Основные причины патологии детской речи: • различная внутриутробная патология; • родовые травмы; • заболевания в первые годы жизни ребёнка.
Консультация логопеда для родителей «Как научить ребёнка говорить?» КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребёнка говорить?» Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного.
Консультация для родителей «Как не срываться на ребенка, как не кричать на него?» Почему родители кричат на своих детей?Как этого избежать?Крик считается самым малоэффективным методом воспитания из всех возможных. Но.
Консультация для родителей «Как отучить ребенка обзываться?» Часто взрослые задают себе вопрос, как отучить ребенка обзываться, в случае если слышат от их ребёнка грубые, расстраивающие, обидные, то.
Консультация для родителей «Научите ребенка красиво говорить» Консультация для родителей «Научите ребенка красиво говорить» Речь – основа человеческого разума. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания,.
Консультация для родителей «Взаимоотношение родителей в семье. Как они влияют на ребенка» Влияние супружеских отношений на воспитание ребенка признается всеми. Взаимная любовь родителей, согласованность или расхождение их духовного.
Плохие словечки: 5 советов, как отучить дошкольника ругаться
Живете вы спокойно – и вдруг в один прекрасный день ваш любимый ангельский малыш ни с того ни с сего говорит такое слово, что волосы встают дыбом. Откуда? Как? Это теперь всегда будет так? Мы подготовили 5 советов, что делать в такой ситуации и как отучить дошкольника от бранных слов.
Читайте на Еве
фотобанк Совет 1. Определите, какие слова допустимы в семье, а какие нет
Все мы люди, иногда у нас вырываются разные выражения. Определите, что вы сами можете допустить в устах своего ребенка, а за что будете его ругать. Поймите, повторять за вами он будет всегда. Объяснить ребенку, почему вам так говорить позволительно, а ему нет, невозможно и к тому же несправедливо. Установите цензуру в семье, среди родственников и друзей: рядом с ребенком не ругаются, не бранятся и не чертыхаются. Это уменьшит вероятность, что ваш ребенок «подхватит» словечек в свой лексикон.
Совет 2. Не драматизируйте
Слышать плохое слово от ребенка неприятно, но это не конец света. «Есть такой период в возрасте 4-5 лет, когда для детей ничего смешней, чем слова «попа» и «какашка», не существует. Они упражняются в этом с большим энтузиазмом, особенно когда видят, что родители реагируют очень бурно. Смиритесь, не обращайте внимания, пусть хохочет в одиночестве. Спокойно объясните, что вам неприятно это слышать. Можно отправить его смеяться в другую комнату – это совершенно нормально. При вашей правильной реакции этот период закончится довольно быстро», – говорит семейный психотерапевт Алина Шур.
Фотобанк Совет 3. Приведите положительные примеры
Разговоры о том, что можно и нельзя, что такое прилично и неприлично, что такое хорошо и плохо, – постоянный процесс. Не превращайте его в обязательное, неудобное и неинтересное для всех времяпрепровождение. Любая игра в сто раз лучше запомнится ребенку, чем нудные родительские нотации. Подберите фильмы и мультфильмы о том, как дети вели себя плохо, а потом все поняли и начали вести себя хорошо. Посмотрите вместе фильмы про этикет, хорошие слова, правильные манеры и умение общаться с окружающими.
Совет 4. В серьезной ситуации – объясняйте
Случается, что ребенок приносит из детского сада или с улицы даже мат. В любом случае он ждет вашей реакции. Ни в коем случае не ругайте, ведь малыш может просто не понимать всю серьезность ситуации, к тому же не знает, что это означает. Не сердитесь, не кричите, просто серьезно объясните, что это слово – грубое, плохое.
«Объясните ребенку правила. Спокойно донесите до него, что в семье такие слова никогда не говорятся, поэтому вы не можете разрешить произносить их даже в шутку, даже когда он сердится. Если ребенок не реагирует на объяснения, вполне допустимы более серьезные меры. При любом упоминании и произнесении неположенного слова можно отправлять его в комнату на несколько минут, прекращать игру или сажать на штрафной стул», – комментирует такую ситуацию Алина Шур.
Совет 5. Покажите, что вам неприятно
Сердиться не надо, а вот показать, что расстроены, можно и иногда даже нужно. Если ребенок, зная, что это слово нежелательно и неприлично, все равно упорно продолжает его употреблять, объясните и покажите, что вас это расстраивает. Скажите, что вы любите ребенка, но вам чрезвычайно неприятно слышать это слово от него. Объясните, что в диалоге оно может расстраивать не только вас, но и других людей. Попросите его не употреблять, никого не обижать и не расстраивать.
В заключение хочется добавить, что в этих ситуациях нет ничего необычного. Через них проходит каждая семья, в которой есть маленький, быстро развивающийся и впитывающий информацию малыш. Проявляйте терпение, выдержку, не ругайтесь и не нервничайте – именно так вы поможете ребенку пройти «ругательный» период, научите разбираться в непростом русском языке и вырастите его интеллигентным и воспитанным человеком.
Как отучить ребенка от плохих слов: 4 реальных истории
«Жопа, жопа, жопа» – радостно кричал малыш, пробуя «на вкус» новое и звонкое слово. При этом он тайком поглядывал на маму, ожидая ее одобрения или иной реакции. Реакция была… яростная, злая и совсем несоответствующая мнению ребенка. Малыш затаил боль и обиду, решив больше не делиться с мамой «находками» из детского сада. Так начало рушиться доверие между двумя самыми близкими людьми. Но можно же все было сделать иначе… Мудрым родителям посвящается эта статья: как отучить ребенка говорить плохие слова и доступно аргументировать свое мнение!
Как отучить ребенка от плохих слов?
Как уже ясно из начала статьи – проблемы идут из детского сада. Мой первый ребенок поделился находкой примерно в 4 года. Младший принес садичный шедевр в пятилетнем возрасте. К счастью, мне удалось найти правильные аргументы, чтобы они быстро прекратили употреблять режущие слух выражения.
Потом был еще один опыт – уже с матерными словами.
Потом искажения русского языка.
И везде находились свои решения, которые спасли хороший русский язык от негативного влияния сленга, нецензурных оборотов и непонятных терминов.
К сожалению или к счастью, но действовать всегда приходилось спонтанно – без прочтения умной литературы, консультаций с психологами и другими лайфхаками современного общества. Зато «рецепты» шли от чистого сердца, и, возможно, поэтому нашли хороший отклик у детей.
Итак, делюсь своими секретами по восстановлению качества речи и нейтрализации пагубного воздействия ранней социализации детей.
Голики, трусики, одетики…
Как отучить ребенка от плохих слов? Очень просто: покажите ему абсурдность выбираемых им формулировок.
Метод работает для детей любого возраста и даже на умных подростках!
Но обо всем постепенно.
Мне пришлось использовать этот способ трижды.
История первая: «расширение словарного запаса в коллективе детского сада»
Старший сын 4 года.
Как и в начале статьи, ребенок принес из садика слова «жопа». Он сказал, что так всех называет мальчик в группе. Далее последовал мой вопрос: почему именно так, а не «нос», «рука», «нога», «живот», «голова» и далее по списку. После небольшого обдумывания ребенок начал примерять все формулировки. Смеясь, мы обзывались друг на друга всеми частями разрешенной анатомии, превратив ругательство в шутку.
Вопрос отпал сам собой… Как и желание использовать части тела для обзывательств.
История вторая: «голики, трусики, одетики»
Неправильный русский язык – моя боль. Я не могу слушать коверканье слов, использование их не по назначению, искажение смысла.
Пережить «голик» вместо «гола» в хоккее я не могла. Термин был придуман не столь замороченным за правильность речи мужем, поэтому бороться было сложнее. Пришлось работать с детьми.
В одно прекрасное утро, когда ребенок переодевался в садик, я назвала его «голиком», сделав акцент на более естественный смысл слова (для меня). После небольшого объяснения «голик» = «голый», было много смеха и тут же придумались слова: трусик – в трусах, одетик – одетый.
История третья: «истинный облик мата»
Старший сын 12 лет. Мат в школы приходит рано. К средней школе материться умеют все, но не все это делают. Рецепт «доведения» до абсурда поможет и в этом случае – для думающих и умных подростков. О том, как отучить ребенка от матерных слов сразу при появлении этой беды, будет рассказано чуть ниже.
А пока боремся с последствиями социализации и подросткового влияния, если есть такая проблема. Тут тоже все предельно просто. Если ваш ребенок материться, попросите «перевести» его на русский все сказанное матом.
Помните, как в «Джентльменах Удачи»: «Этот нехороший человек предаст нас при первой опасности».
Покажите бессмысленность употребления нецензурных слов именно с точки зрения их значения. Пусть подросток сам увидит, как нелепо звучат его «крутые» фразы. Даже если сразу это не поможет – в голове засядет. И ребенок сам начнет «переводить» одноклассников, поражаясь их недалекости и скудомыслию.
Итак, какие выводы по первому блоку рецептов?
Простые! Доводите до абсурда все формулировки с «неправильными», «плохими» и «нецензурными» словами и стимулируйте ребенка самостоятельно отказаться от их применения.
Без запретов. Без насилия. Только логика.
Новый иностранный матерный язык
Плохие слова – как отучить ребенка ругаться? Никак! Отучить не получится. Почему? Потому что если школьник или подросток употребляет ненормативную лексику, скорее всего, ему нужно вписаться в коллектив или удержаться в нем. В ином случае не употреблял бы.
Поэтому задача родителя не запретить «болезнь», когда она уже находится в активной стадии, а пресечь ее в зародыше. Объяснить ребенку неблагозвучность и глупость мата еще в том возрасте, когда авторитет взрослых непререкаем. То есть примерно в садике.
И это совсем не рано!
Мое личное правило: все объяснять детям тогда, когда они спрашивают. Но! На таком языке, чтобы они все поняли и не сделали неверных выводов.
Как говорить с малышами о мате? Очень просто. В тот момент, когда ребенок отразил существование нецензурных слов, можно сказать ему так:
«Ты же уже знаешь, что в мире есть много иностранных языков. Английский, французский, немецкий. Знаешь?»
«И каждый человек разговаривает именно на том языке, на каком он умеет говорить. Вот мы говорим по-русски. Мама может еще общаться по-немецки. Брат по-английски. Правильно?»
«А есть люди, который общаются на таком вот «нецензурном» языке. Они не знают красивых, правильных, подходящих слов, чтобы описывать свое настроение, состояние, желания, поэтому используют грубые и некрасивые заменители. Понимаешь?»
«Люди, которые хорошо владеют русской речью, как ты (можно привести примеры из жизни), мама, папа и брат, не употребляют матерный язык. Он им просто не нужен. Они и без него умеют выражать свои мысли четко и понятно. Вот ты же умеешь?»
«Но почти все взрослые люди и даже некоторые школьники знают мат. Но не используют его. Как мы не используем английские слова при разговоре дома. Мы же русские и говорим по-русски. Жили бы в Англии – говорили бы по-английски. Если ты когда-нибудь окажешься в обществе, где понимают только мат, можешь говорить на нем, но дома, в садике, в школе этого делать не стоит. Ведь там мы разговариваем на красивом понятном русском языке. Верно?»
Вот, собственно, и все. Любопытство ребенка удовлетворено. Смысл «плохих» слов обозначен. Аудитория, где их нужно употреблять, тоже. Но, главное, внушена уверенность, что он, ребенок, прекрасно обойдется и без этого нецензурного словарного запаса.
Вы думаете, после таких бесед возникнет проблема: как отучить ребенка от плохих слов? У нас пока не возникла. Но и дома у нас никто не ругается, и окружение соответственное.
А если мама, папа или дедушка порой разрешают себе крепкое словечко при ребенке, то не стоит даже и бороться с малышом. Отучить от плохих слов его не получится.
Туалетная лексика, мат и оскорбления. Что делать, если ребенок говорит плохие слова
С помощью «плохих» слов дети чаще всего выражают агрессию, иных способов сделать это у них мало, а также пытаются поразить взрослых, считает психолог Катерина Демина.
— Сказал слово «пиписька» — и все прыгают, это же так круто. А если еще что-нибудь более неприличное сказал, то прыгают очень высоко. Это то, что лежит на поверхности.
Глубже — дети все время проверяют границы, до какой степени им можно нарушать запреты. Табуированная лексика — максимальный вид запрета, и ребенок, говоря что-нибудь такое, каждый раз выясняет, что можно, а что нельзя. Это и про приближение к взрослости, потому что табуирована сексуальная тема.
До каких-то пор он натыкается на родительский запрет — так говорить нельзя. Но он же эти слова услышал, значит, кому-то можно. Кому можно? Девочке говорят: «Что ты такое говоришь, ты же девочка». И она думает, что такое позволено мальчикам, и пытается стать как они, — заключает Катерина Демина.
Но стоит разграничивать абстрактные «плохие» слова, связанные с физиологией (как уже упомянутая «пиписька»), и слова обидные, оскорбительные для других. Ребенку обязательно нужно объяснить, что других людей обзывать нельзя. К таким словам в речи ребенка нужно относиться серьезно, объяснять ему, что такими словами другим людям можно причинить боль и делать это недопустимо.
Дошкольники: туалетная лексика и обидные слова
— Лет до 5–6 лет любые «плохие слова» — почти звукоподражание, — продолжает Катерина Демина. — Они не несут никакой смысл, его им придаем мы, взрослые. Лучше всего никак на это не реагировать и ничего с этим не делать, потому что если не будет реакции, это перестанет быть для ребенка увлекательным. Это всего лишь слова.
Если ребенок, придя из детского сада, спрашивает значение слова «попа» и его вариации, я думаю, он уже все это хорошо знает, — продолжает психолог. — И спрашивает он не для того чтобы узнать, что это такое, а для того чтобы посмотреть на вашу реакцию. Это вызов. Соответственно ваш ответ должен быть максимально спокойным: «Ты что, не знаешь, что такое попа? А на что у тебя надеты штаны?»
Дети повторяют то, что слышат от родителей, поэтому стоит обратить внимание на себя и свое поведение, говорит психолог Екатерина Сиванова.
— Если папа говорит маме: «Ну ты овца тупая», то очень сложно будет сыну объяснить, что так нельзя говорить воспитательнице или девочке, — говорит она.
— Моя дочь, что могла из детского сада принести, принесла все. Наша реакция была такая: не придавать значения. Любая другая реакция — возмущение, злость — в моменте не работает, потому что ребенку становится еще интереснее говорить такие слова. Потом я с ней, конечно, разговаривала. Объясняла: «Слушай, такое слово обозначает это место, но это слово очень грубое, так говорить неприлично».
Другое дело, что общая культура упала. Сейчас невозможно пройти по улице, не услышав эту лексику, — продолжает Екатерина Сиванова. — Здесь как раз работает история, когда все из семьи. Если в семье грубая лексика не употребляется, то ребенок тоже ее использовать не станет. Для любого ребенка шести лет семья — это мир, это норма и то, как должно быть. Смотрите на себя, ваши дети будут разговаривать так, как вы. Когда папа сидит с друзьями, пьет пиво и ругается матом, невозможно сыну объяснить, что так делать нельзя.
«Я тебя не люблю», «хочу уйти из дома», «дурацкая мама»
— Я иногда слышу от мам, что их ребенок сказал им: «Я тебя ненавижу». Для них это катастрофа, — говорит психолог Катерина Демина. — Я спрашиваю: «А как у вас в семье принято выражать злость?» — «Раньше он дрался и все было нормально». То есть драться можно, а словами говорить нельзя. У ребенка должно быть право сказать: «Я не хочу с тобой разговаривать, мне неприятно, я злюсь». Если он так говорит, значит, он зол сейчас на вас. Можно так и спросить: «Ты сейчас злишься на меня?», и внимательно выслушать ответ.
Когда эмоции уйдут, стоит поговорить с ребенком о том, что происходит, добавляет Екатерина Сиванова. И сказать ему о своих чувствах: «Да, ты можешь меня не любить. Но я люблю тебя всегда без всяких условий. И моя любовь такая большая, что если ты вдруг не будешь меня любить, ее хватит на двоих».
— Обижаться на ребенка не надо, за этой фразой может стоять что угодно: от страха потери — «мне проще тебя не любить, чем бояться, что ты можешь умереть» — до страха, связанного со скандалом дома, разводом родителей и так далее, — продолжает она. — У меня тоже такое было в жизни. Конечно, уходит земля из-под ног, когда дети такие вещи говорят. Но ты на то и взрослый человек, чтобы эту почву обрести и спокойно поговорить потом с ребенком о том, что между вами происходит. Причем эти разговоры можно вести и в 6 лет, и в 17, и никогда это не будет лишним.
Школьники: когда все вокруг дураки
Нельзя лишать детей возможности называть свои чувства в адрес родителей, братьев и сестер, учителей, считает Катерина Демина.
— Ко мне регулярно приводят детей с жалобами на немотивированную агрессию. Например, девочка во время консультации говорит: «Мне сказали, что я хамка, за то, что я нахмурилась на маму». Не обругала, а нахмурила брови — и ее уже заклеймили как хамку. Вопрос глобальный — можно ли детям показывать свои чувства или дети всегда должны быть милыми? — рассказывает Демина.
Если в первые годы жизни все идет из семьи, то дальше многое зависит от школы, уверена другой психолог Екатерина Сиванова.
— Детям в этом возрасте важно быть как все, сливаться с социумом. Если они будут находиться в школе, где норма — следить за своей речью, они будут это делать. Но все равно основа закладывается в семье, — отмечает она.
Если ваш ребенок постоянно говорит, что кто-то — «дурак», «тупой», нужно насторожиться. Иначе у вас может вырасти человек, который будет считать: «Все дураки, а я звезда, поэтому у меня ничего не получается». Это обидные слова, которые нельзя произносить в адрес других людей.
Родителям стоит задуматься — а что делаем мы, чтобы наш второклассник себя так вел. Сплошь и рядом в речи родителей распространена такая фраза: «Ой, а училка наша что придумала». Если ребенок слышит, что мама называет его учителя «училкой», то какого отношения от него ждать к этому преподавателю?
Если родитель обращает внимание на свою речь, но у ребенка все равно проблемы с обидными словами, то надо разговаривать: «Петя, давай поговорим о том, кто так делает? Для чего ты говоришь о своих одноклассниках плохо?» Он вам будет что-то рассказывать, если есть диалог. Ребенок таким образом всегда сообщает о какой-то своей потребности. Может быть, ему не хватает признания или внимания.
Если ваш школьник говорит ругательные слова, это тоже нужно обсуждать. Разговор всегда должен строиться на историях о том, «почему я так не делаю» или «я делал так, и это привело к таким последствиям, предлагаю тебе учиться на чужих ошибках и не совершать своих». Причем как можно меньше частицы «не». «Не делай так» работает в режиме «не суй пальцы в розетку» и «не лезь в огонь». Во всем, что касается воспитания, надо не от запрета отталкиваться, а от осознания, почему так делать не надо.
Подростки: мат и грубые выражения
До 12 лет семья закладывает в ребенка основы, что хорошо, а что — плохо. Дальше он уходит в социум и оказывается под его влиянием, считает психолог Екатерина Сиванова.
— Он будет пробовать ругаться матом, курить или найдет еще 33 разных затеи, но у него должна быть такая основа, чтобы ее сложно было пошатнуть. Если подростки ругаются матом, с ними надо разговаривать. Наблюдать за тем, где и с кем общается ваш ребенок, что это за компания. Объяснять, что это не норма речи и вопрос уважения к себе. Если ты общаешься с людьми, которые другой язык не понимают, и тебе нормально, то вперед, а я общаюсь с другими людьми на языке, который принят в культурном обществе, — отмечает она.
Подросткам стоит показать интервью профессора Дмитрия Сергеевича Лихачева, в котором он говорил о недопустимости мата — иногда оно очень хорошо на них воздействует. Академик Лихачев писал: «Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело». Стоит прочитать полный текст и обсудить с детьми.
Сам Дмитрий Лихачев не матерился даже в лагере на Соловках, где тех, кто не использовал нецензурную брань, расстреливали:
— На Соловках я встретил коллекционера Николая Николаевича Виноградова. Он попал по уголовному делу на Соловки и вскоре стал своим человеком у начальства. И все потому, что он ругался матом. За это многое прощалось. Расстреливали чаще всего тех, кто не ругался. Они были «чужие». Интеллигентного, доброго Георгия Михайловича Осоргина островное начальство собиралось расстрелять и уже заключило в карцер, когда по разрешению более высокого начальства к Осоргину приехала на свидание жена, княжна Голицына. Осоргина выпустили под честное слово офицера с условием, что он ничего не скажет жене о готовящейся ему участи. И он ничего ей не сказал. Когда человек матерился — это свой. Если он не матерился, от него можно было ожидать, что он будет сопротивляться.
Сейчас матом нередко ругаются и девочки, и мальчики, говорит психолог Катерина Демина. И велика вероятность, что ваш ребенок тоже будет ругаться, пока вы этого не слышите. Что с этим делать? Обсуждать это и выстраивать границы.
— Вы можете сказать: «Сын, дочь, при взрослых мы не ругаемся, при младших не ругаемся, в общественных местах не ругаемся».
Пытаясь объяснить, что это «плохие слова», вы должны учитывать, что плохих слов нет, они все что-то значат, а значениями наделяем их мы.
Ребенок наверняка попросит объяснений, почему это слово плохое, что оно значит, и вы должны будете готовы объяснить, что не так с этим словом. Я считаю, что говорить нужно прямо и называть вещи своими именами. А то у нас же дикая история — воспитатели в детском саду, учителя, врачи не могут назвать половые органы так, как они называются, а что говорить о родителях.
Вообще слова существуют для выражения отношения, чувств, мыслей. Если мама переживает, что ребенок как-то говорит, скорее всего, это именно для этого и было затеяно, отмечает Катерина Демина. Поэтому если грубых слов, на ваш взгляд, становится слишком много, поговорите с ребенком, он явно на что-то обижен, злится или переживает.