Как объяснить ребенку что нужно слушаться воспитателя
25 способов сделать так, чтобы ребёнок вас слушал
Ирина Антонова
25 способов сделать так, чтобы ребёнок вас слушал
25 СПОСОБОВ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ВАС СЛУШАЛ
1. Установить зрительный контакт на уровне ребенка (сесть на корточки, например).
2. Обpaщаться по имени.
3. Говорить коротко и внятно. Самое главное – говорите одним предложением. Чем больше вы говорите, тем меньше ребенок будет вас слушать сейчас и в дальнейшем.
4. Говорить просто. Короткими словами, предложениями. Говорите так же, как он.
5. Попросите малыша повторить вашу просьбу или задание.
6. Делать предложения, от которых он не сможет отказаться (Оденься, чтобы пойти и играть на улицу).
7. Быть позитивным (вместо «Бегать нельзя», лучше – «Дома мы ходим, а бегать можно на улице»).
8. Начинайте задание со слов «Я хочу». Дети любят делать приятное родителям, но не любят приказов. Это как раз способ совместить.
9. «Когда ты… тогда» лучше, чем «Если ты, то». Так вы не даете малышу выбора не послушаться, если предлагает во второй части что-то, что ему приятно. «Когда ты почистишь зубки, мы начнем читать книжку».
10. Скажите о том, что вы хотите лично, отвлеките малыша. Вместо того, чтобы кричать с кухни «Быстро обедать», когда ребенок смотрит мультики, подойдите к нему, посидите с ним пару минут, во время рекламы заберите его кушать.
11. Давайте «нужный»выбор: «Ты сначала хочешь надеть пижамку или почистить зубы?», «Ты хочешь надеть красную шапку или синюю?».
12. Задавайте вопросы по возрасту. Не все 3-летние дети (да и не все взрослые)могут ответить на вопрос: «Зачем ты это сделал?»,лучше так: «Давай поговорим, о том, что ты сделал».
13. «Пожалуйста» и «спасибо» – слова для всех, если учите малыша говорить их вам, используйте их сами при диалоге с ним.
14.Говорить психологически корректно: вместо «Ты должен» – «Мне хочется, чтобы ты». Если вопрос подразумевает негативный ответ (как вариант,лучше просто попросить: «Забери свое пальто, пожалуйста» вместо «Ты можешь забрать свое пальто?».
15. Оставляйте забавные напоминалки, записочки. Это тоже способ общения с ребенком.
16. Чем громче кричит малыш, тем спокойнее говорите вы. Иногда говорите «Я понимаю тебя» или «Как я могу помочь?».
17. Сначала успокоить, потом говорить.
18. Повторяйте то, что сказали время от времени. Иногда детям трудно запоминать. Но чем старше ребенок, тем меньше раз это нужно делать.
19. Дайте малышу закончить мысль.
20. Давайте задания в рифму.
21. Отказывая,давайте альтернативу: «Ты пока не можешь один пойти в парк, но ты можешь поиграть с друзьями в соседнем дворе».
22.Давайте советы: «Мы скоро уходим, скажи «пока-пока» куколкам, Мишке».
23. Избегайте вопросов «Да-нет» при разговоре с закрытыми детьми, лучше делайте вопросы «узко-специфическими». Вместо «Ты хорошо провел день в школе?», лучше «Что тебе понравилось больше всего?».
24. Говорите о том, как вы себя чувствуете,дети не любят делать плохое родителям: «Когда ты убегаешь в магазине, мне становится очень страшно, что я тебя потеряю».
25. Когда вы не смогли переубедить малыша, не переходите на «бизнес-тон», лучше спокойно. Но уверенно скажите «Я не изменю своего мнения на этот счет. Извини», чем резко рявкнуть «Разговор окончен»
Детство-каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества «Истоки способностей и дарования детей-на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки,которые питают источник.
Консультация «Чтобы ребёнок рос здоровым и послушным» Чтобы ребенок рос здоровым и послушным Чтобы ребенок рос здоровым и послушным он с первого дня жизни должен непрерывно чувствовать безусловную.
Фотоотчёт «Чтобы не было пожаров, чтобы не было беды» Огонь может быть помощником и защитником. Он обогревал пещеры и жилища, отпугивал свирепых хищников, готовил еду. Затем люди придумали.
Интерактивная игра с родителями «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» Ведущий. Сейчас я познакомлю вас с некоторыми приёмами, которые я использую в работе с детьми. Предлагаю вам поучаствовать в интерактивной.
Консультация для родителей «Как сделать так, чтобы ребенок Вас понял» Страничка психолога. Как сделать так, чтобы ребенок понял Вас. Родители, в силу различных жизненных обстоятельств, испытывают разные эмоции:.
Конспект занятия по ОБЖ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» во второй младшей группе Конспект по ОБЖ на тему: «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» во второй младшей группе № 2. Воспитатель: Кукина О. А. Программное содержание:.
Конспект родительского собрания второй младшей группы «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды» План: 1. Вступительное слово ведущего (обозначение проблемы). 2.«Поиграем» с родителями. 3. Презентация проекта. 4. Подведение итогов.
Консультация «Чтобы ребёнок рос здоровым!» Консультация для родителей на тему: «Чтобы ребенок рос здоровым!» Симагина Анастасия Петровна Мулюхина Наталья Николаевна Консультация.
Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Шесть советов, чтобы вас внимательно слушали» Складывается впечатление, что у детей в определённом возрасте появляется избирательность слуха. Они отлично слышат телевизор, друзей и даже.
Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?»
Валерия Коваленко
Консультация для воспитателей «Что делать, если ребёнок Вас не слушает?»
Воспитателю очень тяжело выполнять свою работу, если ребенок не слушается. Мы понимаем, что это ребенок, что все мы были такими же.
Что делать? Конечно, хочется отреагировать так, чтобы ребенок перестал капризничать и сделал, как нужно взрослому, и при этом все были бы довольны – как он сам, так и воспитатель. В детском саду ведущая роль сохраняется за воспитателем, однако, во многих случаях у ребенка должно быть право голоса.
Хорошим результатом будет сознательное выполнение ребенком того, что кажется вам столь важным, потому что для него мы желаем лучшего, пытаемся его развивать. И конечно обязательно должны сохранятся позитивные отношения между вами!
«ГОВОРИМ О ЧУВСТВАХ»
Основное и первое, что нужно, – назвать чувства ребенка. Дети помогают себе сами, если кто-то готов их выслушивать и сопереживать им. Назовите то чувство, которое, по вашему мнению, испытывает ребенок. Если вы ошибетесь, он вас поправит. Признание чувств – первый шаг к сотрудничеству.
Второй способ: «ОТВЛЕЧЕНИЕ»
Этот способ хорошо работает только с очень маленькими детьми, и лучше всего до 3 лет. Его можно применять, но он уже не будет основным. Суть его заключается в том чтобы попробовать переключить его внимание на что-то другое.
Способ третий: «СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ»
Этот способ хорошо работает до 4–5 лет. Не хочешь делать что-то? Давай вместе с тобой этим займется любимая кукла или мишка! Вместе можно одеваться на прогулку и спать ложиться. Таким ребенок образом с удовольствием сделает то, что было предметом спора. Игра – естественное состояние для дошкольника.
Четвертый способ: «РЕБЁНКУ НУЖЕН ВЫБОР»
Этот способ работает с самого малого возраста и, пожалуй, не теряет своей актуальности и в взрослой жизни. Вместо того чтобы выдвигать прямое требование, предоставьте ребенку выбор.
Пятый способ «ХОРОШО, СДЕЛАЕМ ПОЗЖЕ»
Этот способ заключается в том, что взрослый откладывает ситуацию немного позднее время. Но этот способ не подходит, если требуется быстрое реагирование.
Шестой способ «УБЕЖДЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ»
Бывают ситуации когда важно чтобы ребенок поступил именно так, а не иначе. Обычно они касаются вопросов безопасности, а также соблюдения норм нравственного поведения. Как принято такие разговоры происходят после эпизода «неправильного» поведения ребенка. Убеждение – это еще не требование, а это способ передать ребенку собственную точку зрения на ситуацию, объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе.
Седьмой способ «ТРЕБОВАНИЕ»
Есть ситуации, когда применимо только строгое и бескомпромиссное требование. Сначала нужно со всей строгостью прекратить «безобразие», а уж потом вести беседы. Но требованиями, не стоит злоупотреблять. Но и применяются они, чем младше ребенок, тем чаще. После того, как опасная или неловкая ситуация преодолена, нужно ее обсудить.
Восьмой способ «НА МЕНЯ ЭТО НЕ ДЕЙСТВУЕТ»
Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.
Консультация «Что делать, если ребенок не слушается?» Что делать, если ребенок не слушается? Как удобно, когда малыш маленький, сидит себе в коляске, спокойно рассматривает окружающую обстановку,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок обманывает» Консультация для родителей Что делать, если ребенок обманывает? Педагог-психолог Кротова Татьяна Ивановна Некоторые дети начинают.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.
Консультация для родителей «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий» Консультация для родителей: «Если ребенка укусил клещ: что делать и чего не делать, чтобы избежать тяжелых последствий». Едва только в.
Консультация для родителей «Какую музыку слушает ваш ребёнок» Хотим мы, или нет, но музыка сопровождает всю жизнь, начиная с рождения. Музыка может развеселить, расстроить, успокоить. В связи с этим.
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок дерется?» Консультация для родителей на тему: «Что делать, если ребенок дерется?». Как научить ребенка не драться с другими детьми. Различные методы,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок перестал есть овощи?» Консультация для родителей на тему: «Что делать,если ребёнок перестал есть овощи?» Приучить детей кушать фрукты обычно не составляет.
Консультация «Ребёнок кусается. Что делать?» РЕБЕНОК КУСАЕТСЯ! ЧТО ДЕЛАТЬ? Многие дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, когда они либо сами кусают других деток в садике,.
Дети не слушаются воспитателя: что делать? (советы психологов)
Даже самому опытному и профессиональному воспитателю приходится сталкиваться с неконтролируемыми детьми. Они становятся гиперактивными, перестают реагировать на замечания и просьбы педагога. Если в детском саду таких активных детей не один, а десять — сад превращается в хаос. Как правильно действовать в таких ситуациях и как найти нужный подход к каждому ребенку, чтобы и нервы сберечь, и детей не обидеть?
Основные причины непослушания
Среди основных и распространенных причин названы следующие:
Причины, спровоцированные внешним фактором
Помимо низкого уровня профессиональной подготовки педагога существует множество и других факторов, влияющих на поведение ребятни.
Возрастной кризис
У малышей дошкольного возраста происходит ряд изменений. Они не только взрослеют, но и формируются как личности. Сущетствует кризис трех и семи лет. Педагогам данный факт известен, но для большинства родителей неожиданно измененное поведение ребенка вызывает шок. Спокойный и послушный малыш вдруг превращается в крикливое, невоспитанное дитя. Родители хватаются за голову и негодуют! Если в этой ситуации вы узнали себя, знайте — момент настал.
В три года дети осознают себя, как личность. Для того, чтобы самоутвердиться в этом, они начинают выражать протест. «Я сделаю сам», «как сказала мама, но наоборот и по-своему» — два главных лозунга, на которые они опираются. Взрослым нужно научиться договариваться. Нужно поставить перед фактом: «или идешь кушать, или больше не идем гулять». После такого ультиматума ребенку придется пойти и выполнить указания.
В семь лет у них меняется миропонимание. Меняется манера общения, они начинают огрызаться со старшими. Дети испытывают много эмоций, которые раньше им были неизвестны. Воспитателям и взрослым стоит набраться терпения, окружив детей любовью.
Внимание! Кризис — нормальное явление. Взрослым предстоит помочь ребенку пройти его. Оказывать эмоциональную поддержку следует не руганью, а путем поднятия самооценки.
Стресс
Дети ранимы. Все, что происходит в их жизни они принимают близко к сердцу. Не все взрослые способны пережить стрессовые ситуации, а ребенок подавно. Развод родителей, длительная командировка родного человека, потеря друга — все это влияет на психику. Появление второго члена в семье (брата, сестры) тоже способно вызвать стресс. Ведь раньше родители уделяли все свое время ему, а теперь только новорождённому.
Привлечение внимания
Дети специально капризничают в том случае, если им не хватает заботы и любви. Для того, чтобы исправить эту ситуацию, достаточно вместе погулять, поиграть, проводить как можно больше времени, и тогда ребенок почувствует желанную заботу
Причины непослушания, спровоцированные воспитателем
Помимо привычных причин, есть и другие. Иногда провокатором истерик бывают сами воспитатели. Если у педагога практически нет опыта в данной сфере, то «шефство» берут над ним дети. Они хоть и маленькие по годам, но очень смышленые. Стоит им остаться наедине с «няней», сразу пытаются узнать ее все сильные и слабые стороны. И если они нащупали «слабую» сторону, то выигрывает в данной ситуации малышня. Их много — а воспитатель одна. Да и к тому же без опыта. Но это все дело времени, взрослый в скором времени приобретет опыт, а дети наконец привыкнут к новому человеку.
Было много ситуаций, когда педагог отлучался на пару минут, как дети сразу же начинали дурачиться. Они восприимчивы к обстановке и сразу же пытаются порезвиться в свои свободные пять минут, пока взрослый отвлекся.
В детском саду малыши проводят около 12 часов. Для того, чтобы они посещали сад с энтузиазмом и интересом, нужно учитывать не только возрастные особенности, но и их интересы. Любое развлечение в дошкольном учреждении должно носить развивающий характер. Исключительно в таких условиях у воспитанников появится постоянный интерес к различным играм. Если детям был предложен досуг «не по годам», то вскоре это закончится бунтом и непослушанием, поскольку данное занятие им быстро наскучит.
Что делать в этой ситуации?
Наблюдение за детьми — лучшее, что может сделать педагог. Но это просто на первый взгляд. Помимо наблюдений нужно их познавать. Следует заниматься с ними, погружаться в их «детские дела», стараться узнать о них больше. Это и называется индивидуальным подходом, о котором наслышан каждый.
Определение слабых мест педагога
Для того, чтобы лучше понять поведение детей, следует ответить себе же на несколько вопросов.
Важное правило для воспитателя
Не надо запрещать все, к чему тянутся дети. Под запретом должно находиться лишь то, что опасно для них. Если запрещается все подряд, то вскоре воспитанники начнут полностью игнорировать воспитателя.
Как уже было упомянуто выше, дети способны прочувствовать эмоции. Они читают их по взгляду, выражению лица, голосу. Нужно уважать воспитанников, относится к ним, как к личности. Стоит полностью убрать выражения из лексикона «Подрастешь — поймешь.», «Маленький еще, чтобы указывать.», «Взрослый всегда прав». Роль, которую должен примерить педагог на себя — это друг детей, только чуть старше.
Советы психолога
Рекомендации дает Любовь Голощапова, детский психолог:
Всегда и везде было так: когда новый преподаватель в школе заходит в класс, ученики сразу понимают, можно ли на уроке отлынивать или лучше сидеть и слушать. Дети очень чувствительны, они читают каждую эмоцию взрослого. Если видят, что учитель новый, не опытный, то начинают вести себя не очень приемлемо. А если они наблюдают серьезного и требовательного преподавателя, вряд ли они будут хихикать на задней парте. Для того, чтобы установить контакт, потребуется определенное время. Если воспитатель добрый, мягкий и ласковый — контакт установится мгновенно.
Если вы нетерпеливый, черствый и очень требовательный педагог — работа воспитателем в детском саду явно не для вас. Воспитанники будут отражать все проявленные вами эмоции, что заставит быть целый день в напряжении и вас и их. Дети очень требовательны, порой невоспитанные. Задача воспитателя найти общий язык с ними, дать им увлекательное занятие, в чем-то поощрять. И тогда хорошее отношение дошкольников проявится сразу же, как они почувствуют тепло и заботу со стороны.
Как сделать так, чтоб ребенок слушался. Простой воспитательный прием, который работает
Чем непослушнее ребенок, тем более измотанным и злым становится родитель. Пора разорвать этот замкнутый круг! А всего-то нужно усвоить один простой, но жутко действенный, педагогический прием. Какой? Рассказываем.
– Нет! И ты меня не заставишь!
Она была права. Я не могу ее заставить. Я была сбита с толку, и она чувствовала это.
– Сейчас же спускайся, иначе ты не получишь наш традиционный подарок в конце приема.
– Ну и ладно, мне все равно!
– Если ты сейчас же не слезешь, я расскажу о твоем поведении твоей маме.
– Ну и ладно, рассказывай!
Ну да, поспорить вдоволь ей сейчас хотелось так сильно, что даже наказание не могло ее испугать.
Как типичный ребенок с сильной волей, она не боялась моих угроз и не слушала мои команды. Короче, это был мой педагогический провал.
После еще пары грозных и не работающих фраз до меня наконец дошло: зачем я все это делаю? Она ведь в курсе, что ведет себя плохо, я же только накаляю ситуацию своими угрозами.
Поэтому я изменила свой тон. Посмотрела на нее и улыбнулась.
– Мы сегодня так здорово провели время вместе. Я бы не хотела, чтобы главным твоим впечатлением от нашей встречи остался вот этот дурацкий спор.
Она немедленно смягчилась и мне наконец удалось установить с ней контакт. А еще через пару минут она слезла со шкафа и обняла меня.
В этой ситуации я забыла о том, что наши слова действительно производят большое впечатление на детей. Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы ими командовали. Я настаивала на своем вместо того, чтобы разговаривать мягко. Хотя знала, что именно эта девочка больше всего ненавидит, когда ее заставляют что-то делать.
Школьный преподаватель, который ведет блог под ником Teacher Tom, недавно написал, что, по статистике, примерно 80% фраз, с которыми взрослые обращаются к детям, это команды. Только вдумайтесь! 80%!
Это значит, что 8 из 10 наших обращений к детям, это слова о том, что нужно сделать, и как это сделать так, чтоб оправдать наши ожидания.
Неудивительно, что дети так часто и много с нами спорят. Что им еще остается?
Нам, как взрослым, кажется, что именно мы должны указывать детям на их ошибки и давать указания. И, конечно же, это важно. Но не 80% же процентов времени!
После того, как я провела множество сеансов с волевыми, упрямыми детьми, я поняла: чем больше команд я им отдаю, тем хуже становится наша связь.
Но как же найти нужные слова?
Обычно это нетрудно, если помнить вот об этих трех вещах:
эти слова должны описывать нежелательное поведение, от которого нам хотелось бы избавиться
эти слова должны быть утверждением – не командой
этих словах не должно содержаться угроз наказания
«Кажется, в этой комнате все вещи валяются на полу»
«Быстро убери весь этот бардак!»
«Я вижу, что все фигуры упали, потому что ты задел их рукой»
«Прекрати ложиться на стол – ты все фигуры уже побросал!»
«Ты только что бросила свою игрушку в сестру, потому что разозлилась на нее»
«Быстро иди в свою комнату!»
Вы поразитесь, насколько быстрее и охотнее ребенок начинает исправлять свое поведение, если оно отмечено не командой и окриком, а спокойным утверждением.
Я своими глазами видела, как жутко непослушные дети очень охотно реагируют на фразы вроде «Кажется, одна книга все еще валяется на полу» или «Весь песок высыпался прямо на пол». При этом на окрики типа «Убери за собой!» или уловки вроде «Если ты уберешь за собой, я дам тебе подарочек» они не реагировали вовсе.
Когда мы используем утверждения вместо команд, мы заводим с ребенком диалог.
Говоря: «Убираться в комнате ужасно неприятно, я знаю. Тут все еще гора вещей, которые нужно разложить по местам», мы начинаем разговор о том, как сильно ребенок не любит убираться и почему это кажется ему таким тяжелым делом. То есть мы можем вместе с ним обсудить этот вопрос и придумать некий оптимальный план уборки комнаты.
Говоря: «Сколько раз мне еще нужно сказать, чтобы ты убрал, наконец, этот свинарник! Никакого интернета, пока не уберешься!», мы получаем изрядную ссору, детскую истерику и измотанную маму, которая уже готова вернуть планшет обратно, только чтоб не слушать эти крики.
Используя утверждения, мы получаем продуктивную беседу вместо утомительных споров и ссор.
Конечно же, использование фраз-утверждений не избавит вас раз и навсегда от всех проблем с детьми. Но эта техника совершенно точно поможет вам изменить манеру общения с вашим ребенком.
вы сможете спокойно обсуждать нежелательное поведение
вы будете тратить меньше нервов
вы будете меньше ссориться с ребенком
Попробуйте! И не отчаивайтесь, если команды и крики все еще занимают 80% вашего общения с ребенком. Перестроиться на более спокойный лад бывает не так-то просто. Но как только вы начнете замечать положительные изменения, вам станет гораздо проще заменять команды на утверждения. Понятно, что все мы люди и можем сорваться время от времени, но это будет «иногда», а не «постоянно».
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Почему дети не хотят слушаться воспитателя?
Наверное, многим знаком фильм «Усатый нянь» 1977г. режиссера В.Грамматикова. Вся ситуация выглядит довольно смешно пока она по ту сторону экрана, а не касается каждого из нас. Когда подобный хаос незаметно подкрадывается и стучится в наши двери, то становится уже не до смеха, ладно, если участниками беспредела являются 3–4 ребенка, с ними еще хоть как-то можно справиться, но подчас в группе 20–25 детей и воспитателю бывает сложно заинтересовать всех ребят и управиться с детворой в таком количестве.
Давайте постараемся разобраться в причинах непослушания малышей в дошкольных учреждениях и найти пути их решения.
После трудового дня родители, соскучившись по своему любимому чаду, спешат в детский сад за своим ребенком. Еще не успели пройти эмоции от долгожданной встречи, как воспитатель начинает сетовать на непослушание и плохое поведение. Не следует сразу огорчаться и набрасываться на ребенка с обвинениями, следует разобраться в мотивации такого поведения, а их может быть множество не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка.
Причины непослушания детей, спровоцированные поведением самого воспитателя:
Недостаток опыта работы у молодого специалиста
Всем известно, что дети, несмотря на свой несмышленый возраст, являются хорошими психологами. Как только они остаются наедине с новым воспитателем, то всеми своими «щупальцами» стараются распознать, найти все сильные и слабые стороны педагога. Происходит своего рода тестирование: у воспитателя на профпригодность, а у детей на возможность неподчинения. Здесь, главное, кто останется сильнее. Так как детей большинство, а молодой воспитатель в единственном лице, да еще и без опыта работы то, как правило, дети остаются в более выигрышной ситуации.
Недостаток внимания со стороны воспитателя
Бывает такая ситуация, когда педагог переключает свое внимание на человека, зашедшего в группу, или отвлекается на подготовку необходимого материала для организации следующего вида деятельности. Дети очень восприимчивы к такой обстановке и незамедлительно пытаются воспользоваться подходящей возможностью подурачиться.
Неумение организовать досуг
В детском саду ребята проводят от 9 до 12 часов, поэтому чтобы дети слушались и с интересом посещали дошкольное учреждение воспитателю при планировании самостоятельной и совместной деятельности с детьми необходимо учитывать не только возрастные и индивидуальные особенности, но и интересы своих воспитанников. Любая деятельность в детском саду должна носить развивающий характер, только при таких условиях у детей будет сохраняться устойчивый интерес к разнообразным занятиям и играм. Если ребенку предлагается досуг несоответствующий его возрасту, то он быстро потеряет к нему интерес и начнет выражать своеобразный протест, который выльется в виде непослушания.
Неправильное распределение эмоциональной нагрузки
Нервная система у дошкольника устроена таким образом, что процесс возбуждения преобладает над торможением. Особое внимание необходимо обращать на подвижных детей. Если своевременно не переключить их внимание на более спокойную деятельность, то дети могут потерять контроль над своим поведением, а это является очередной причиной того, что дети не слушаются взрослого.
Что необходимо сделать воспитателю, чтобы в группе господствовала полная гармония
Каковы пути решения этой проблемы:
Своим ежедневным трудом и вниманием к детям воспитатель, невидимым оком для окружающих, постепенно выстраивает пирамиду своего авторитета.
Зачастую дети просто не слышат воспитателя. Причиной является не шум в группе, а, возможно, тихий голос педагога либо малыши еще не научились воспринимать его тембр. Чтобы найти выход из этой ситуации, необязательно кричать на детей. При обращении к воспитанникам в голосе у взрослого должна чувствоваться определенная требовательность и установка на определенную деятельность, а в душе всегда присутствовать уверенность в своих действиях. Обратиться к детям можно и в игровой форме, если приучить их реагировать на определенный звук, например, позвонить в колокольчик, или постучать в барабан или бубен. Когда воспитатель начнет делать это регулярно, то у детей сформируется своеобразная реакция на шумовой раздражитель.
Несмотря на свой возраст и жизненную мудрость, для детей педагог является своеобразным проводником в мир взрослых. Чтобы воспитателю сблизиться с детьми и стать их частью, необходимо играть с ними в их детские игры, петь песенки, читать сказки и потешки, делать разнообразные поделки, разговаривать на доступном и понятном языке, только на таких условиях дети увидят в нем сверстника и друга и примут в свой круг. Если этого не сделать, то он так и останется для них просто взрослым человеком, непосвященным во все детские секреты и тайны!
Причины непослушания детей, спровоцированные внешними факторами и пути их решения
Непослушание детей не всегда может быть вызвано низким уровнем профессиональной подготовки воспитателя, чтобы в этом убедиться рассмотрим другие факторы, влияющие на негативное поведение.
Возрастные кризисы:
Дети так устроены, что за период дошкольного детства происходит не только их взросление, но и становление личности и характеризуется он кризисом 3 и 7 лет. Воспитателям этот факт известен, но для многих родителей поведение их чада приводит в недоумение. Послушный и покладистый ребенок вдруг превращается в протестующее и капризное дитя. Родители держатся за голову и не знают что делать! Если эта ситуация знакома, то знайте, у ребенка настал кризисный период.
В 3 года малыш осознает себя как личность, и чтобы самоутвердиться и доказать это окружающим, начинает всем своим поведением выражать всевозможные протесты. «Я сам» и «Сделай с точностью да, наоборот» – вот лозунги, которыми дети руководствуются в этот период. Родители поступят мудро, если научатся договариваться и считаться с мнением ребенка. Можно поставить его перед выбором, например: «Ты сейчас поешь и продолжишь смотреть мультфильмы либо я выключу телевизор», после такого предложения ребенку ничего не остается делать, как пойти на кухню и принять пищу, потому что это решение будет принято им лично!
В 7 лет у ребенка меняется мировосприятие, поэтому кризис проявляется в манерности поведения, дети начинают огрызаться, кривляться. Ребенок испытывает много эмоций, которые ранее были ему неведомы, он начинает под их влиянием изучать себя и сопоставлять с поведением взрослого человека. Педагогам и родителям придется набраться терпения и вместо агрессии и упреков в адрес ребенка постараться окружить его любовью и лаской. В период кризиса 7 лет ребенок, к сожалению, теряет свою детскую непосредственность, вскоре на ее место придет скрытая грусть, или наигранная радость, повзрослев, ребенок научится управлять и играть своими эмоциями.
Любой кризис у детей дошкольников является нормальным явлением, взрослым необходимо помочь ребенку пройти его, а главное, оказать эмоциональную поддержку не в виде нареканий, а путем поднятия самооценки.
Недомогание организма, дискомфорт:
Бывает так, что у спокойных и уравновешенных детей, изредка наблюдаются негативные проявления в поведении, чтобы выяснить причину, необходимо проанализировать предшествующие события. Возможно, произошел сбой в режиме дня: ребенок рано лег спать и соответственно проснулся ни свет, ни заря или нарушился режим приема пищи – все эти обстоятельства приводят к истощению нервной системы и негативным образом сказываются на поведении детей.
Дискомфорт может быть вызван у ребенка его физическим недомоганием, например, вздутием живота из-за скопившихся газов или крапивницей, спровоцированной аллергической реакцией.
Немаловажным фактором является и одежда, в которой ребенок находится, она должна соответствовать размеру, а материалы и ткани быть приятными на ощупь.
Фазы луны:
Дети очень чувствительны на циклы луны. Практика показывает, что накануне полнолуния или какого-либо затмения и 1–2 дня после него, эмоциональное состояние у ребят дестабилизируется, и они становятся раздражительными.
Стрессовые ситуации:
С целью привлечения внимания:
Непослушание может быть вызвано возможностью самоутвердиться, это происходит в том случае, когда над ребенком со стороны родителей наблюдается чрезмерная опека. Если взрослые предоставят ребенку свободу, а за его безопасностью будут наблюдать, как бы невзначай, то со временем поведение нормализуется.
Бывают дети, которые начинает проявлять непослушание для того, чтобы, наоборот, привлечь внимание взрослого. Такое поведение характерно в том случае, когда ребенку требуется больше заботы и ласки. Исправить такую ситуацию можно совместными играми, прогулками. Как только малыш компенсирует недостаток внимания, его поведение стабилизируется.
В статье мы рассмотрели причины непослушания у детей и методы их устранения. От того, как быстро и правильно взрослый выяснит мотивацию негативного поведения у ребенка, тем быстрее он приложит все усилия для ее искоренения.
Возможно, имея такой жизненный опыт, как у нас, взрослых, дети, не были бы детьми. Задача воспитателя и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельно справляться с капризами и привить ему нормы правильного поведения.