Как объяснить ребенку что такое антонимы и синонимы
Консультация «Обогащение словаря дошкольников антонимами и синонимами»
Татьяна Будникова
Консультация «Обогащение словаря дошкольников антонимами и синонимами»
Развитие речи ребенка в онтогенезе тесно связано с развитием психических функций.
С помощью речи ребенок обозначает то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре сначала появляются слова конкретного значения и лишь потом — обобщающего.
Нулевой степенью обобщения являются собственные имена и названия единичного предмета. Затем постепенно ребенок начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств. Уже к трем годам дети усваивают слова, обозначающие наиболее простые родовые понятия (игрушки, посуда, одежда, передающие обобщенные названия предметов, признаков, действий в форме имени существительного (полет, плавание, чистота). К пяти годам нормального речевого развития дети усваивают слова, обозначающие более сложные родовые понятия (растения: деревья, травы, цветы; цвет: белый, черный; движение: бег, плавание, полет). К подростковому возрасту они уже способны усваивать и осмысливать такие слова, как состояние, признак, предметность и т. д.
Обогащение жизненного опыта ребенка приводит к росту его словаря. Словарь старшего дошкольника может рассматриваться в качестве национальной языковой модели. В этот период формируется ядро лексикона ребенка.
Анализируя словарный состав разговорной речи детей в возрасте 5—6 лет, можно выделить наиболее употребительные слова: существительные, прилагательные, глаголы. Также происходит постепенное расширение семантического поля значения слова.
Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти, обогащения сенсорного опыта, изменения деятельности, формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.
Методические рекомендации к работе над обогащением словаря дошкольников с общим недоразвитием речи.
Принципы работы над словарем:
— Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
— Работа над лексикой должна быть неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
— Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций;
— При работе над лексикой особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
— Основной задачей при работе над лексикой является формирование полноценных семантических полей.
Конкретное содержание и структура логопедической работы по формированию системных лексических представлений у детей с ОНР определяется временем появления различных языковых единиц в онтогенезе, спецификой речевого дефекта, особенностями общепсихического статуса ребенка и другими факторами.
Исходя из этого методически целесообразным является проведение коррекционно-развивающей работы в два этапа.
На первом этапе основное внимание должно быть уделено накапливанию лексических единиц, на втором этапе – необходимо провести работу, связанную с упорядочиванием лексических единиц в сознании ребенка.
Однако, следует помнить о том, что в онтогенезе такого четкого деления при формировании лексической системы не наблюдается. Языковые знаки усваиваются не линейно. Активно расширяя свой словарный запас, ребенок сразу же начинает устанавливать и простейшие смысловые отношения между словами: отношения антонимические, родовидовые отношения, отношения между предметом и его частью и др. Поэтому на первом этапе помимо активного расширения словарного запаса ребенка необходимо уделять внимание и наиболее простым и очевидным смысловым связям между словами.
Расширение номинативного и предикативного словаря у детей осуществляется по тематическому принципу. Именно такой принцип организации коррекционного воздействия позволяет оптимально с методической точки зрения решить вопрос формирования семантических полей у детей с ОНР. Введение в лексикон слов, объединенных одной тематикой, позволяет сгруппировать в языковом сознании ребенка слова-центры, или смысловые доминанты (ядро семантического поля, и слова с более или менее выраженной тематической прикрепленностью к ним (периферия семантического поля). Круг лексики из различных тематических групп определяется возрастом детей и уровнем их представлений об окружающем мире.
Учитывая бедность зрительных и слуховых представлений детей с ОНР, трудности выделения ими наиболее существенных дифференциальных признаков предметов, в логопедической работе необходимо уделить внимание различению слов, обозначающих ситуативно или зрительно близкие предметы (чашка – стакан – кружка, душ – лейка, персик – абрикос, сахар – сахарница, пушистый – мягкий, шить – вязать, зашивать – пришивать).
Возможность осознанного распределения и упорядочивания лексических единиц на основе различных смысловых отношений ребенок приобретает только на определенном уровне своего речевого и когнитивного развития (приблизительно к 5-6 годам). Поэтому на втором этапе коррекционно-развивающего обучения основное внимание должно быть уделено целенаправленному формированию умения устанавливать более сложные виды смысловых отношений между словами: отношения синонимии, омонимии, отношения между родственными словами, многозначными словами и многое другое.
Направления логопедической работы
Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:
— Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
— Раскрытие многозначности слова;
— Расширение запаса синонимов и антонимов;
— Формирование правильного употребления слова в связной речи.
Работа по овладению словом ведется по следующему алгоритму:
— Уточнение произношения слова;
— Демонстрация образцов употребления слова (в словосочетаниях, в предложении);
— Выработка умения подбирать к слову синоним, антоним;
— Закрепление слова в активном словаре. Подбор собственных примеров, иллюстрирующих употребление слова.
Раскрыть перед дошкольниками семантику многозначного слова помогают синонимические и антонимические сопоставления (пример с прилагательным «свежий» по Новикову Л. А. Антонимия в русском языке. 1973).
Свежий вечер — прохладный вечер.
Свежий воздух — чистый воздух.
Свежий хлеб — мягкий хлеб.
Прохладный вечер — теплый вечер.
Чистый воротник — грязный воротник.
Мягкий хлеб — черствый хлеб.
Таким образом, в работе над смысловой стороной многозначного слова могут одновременно использоваться и синонимы и антонимы. Используя их, мы учим детей различать и уточнять понимание разных значений слов.
Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение наиболее распространенных случаев многозначности слов. Работа начинается с существительных, у которых перенос основан на конкретных, наглядных признаках (ручка двери, шариковая ручка, ручка у девочки). Внимание детей обращается на общий признак, который объединяет предметы. Далее проводятся занятия по вычленению разного значения в многозначных глаголах (идет мама, идет снег, идет поезд).
Раскрытие смыслового богатства многозначного слова для детей с общим недоразвитием речи имеет важное значение при подготовке к школе, поскольку в программе начальных классов большое значение отводится практическому ознакомлению учащихся с лексическим значением слова, многозначностью, антонимией, синонимией.
Слова антонимы в силу полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работы над ними начинается раньше.
— нахождение антонимов в загадках, пословицах, стихотворениях. Детям
предлагалось послушать загадку, отгадать ее и назвать антонимы. В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка?
— дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом.
— подбор антонимов к многозначным словам.
свежий хлеб. черствый хлеб;
свежая газета. старая газета;
свежие яблоки. сушеные яблоки.
Прослушав словосочетания, дети подбирают к ним противоположные по значению слова.
— подбор синонимов к словосочетаниям
Детям называют словосочетание, например: весна идет, снег идет, человек идет. Следует обратить их внимание на то, что неинтересно слушать, когда повторяют одно и то же слово. Предложить его заменить. «Весна идет. — Как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дошкольники приходят к выводу, что одно и то же слово «идет» имеет разное значение.
Можно давать задания на составление предложений со словами разных частей речи (существительными, прилагательными и т. д.) и со словами синонимического ряда (большой, огромный, громадный). Эти упражнения, направленные на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, часто вызывают затруднения. Но они необходимы. Ведь основным показателем того, что слово понимается и вошло в словарь, является умение правильно его употреблять в речи.
Дошкольники с речевым развитием соответствующим норме, могут подбирать несколько синонимов к одному слову (дом — изба, хата; солдат — воин, рыцарь). Это свидетельствует о начале освоения многозначности слов. Дети же с общим недоразвитием речи либо подбирают по одному синониму к слову.
При объяснении слов-антонимов детям с общим недоразвитием речи необходимо показывать предметы и картинки. Учить сравнивать их величину, форму, цвет. Противопоставленными могут быть различные части речи: существительные, значение которых включает качество или отношение (друг — враг; горе — радость); качественные прилагательные с пространственными, временными, оценочными признаками предметов (высокий — низкий; поздний — ранний); глаголы, наречия, предлоги, местоимения.
Ребенку необходимо давать возможность тактильно почувствовать разницу в характеристике свойств предметов (пушистый — гладкий; упругий — ломкий). Учить прислушиваться, сравнивать по ощущениям (громкий — тихий; сладкий — соленый и т. д.) для того, чтобы обогащать словарь глагольной лексикой. Детей с общим недоразвитием речи учат сравнивать действия, изображать их по требованию (налил — вылил; приклеил — отрезал; стой — иди и т. д.). Нужно включать в занятия наречия (весело — грустно; хорошо — плохо). Учить детей использовать в речи предложные конструкции (над столом — под столом; в лес — из леса и т. д., местоимения (наш — ваш; мой — твой; он (она) — они; мне — тебе) и т. д.
Ребята с нормальным речевым развитием, выполняя задания по подбору антонимов и синонимов к слову, испытывают трудности лишь с отдельными словами. А дети-дошкольники с общим недоразвитием речи допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов.
Эти ошибки связаны:
— с трудностями выделения существенных признаков слов;
— с недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения;
— с недостаточной активностью поиска слова;
— с несформированностью смысловых полей внутри лексической системы языка;
— с неустойчивостью связей внутри лексической системы языка;
— с ограниченностью объема словаря, что затрудняет выбор нужного слова.
Итог: работа по подбору синонимов и антонимов к слову характеризуется отношениями внутри семантического поля, расширением поля слова.
Задания на обогащение словаря, расширение семантического поля слова могут быть полезны и интересны как дошкольникам с нарушениями речи, так и детям с нормальным речевым развитием.
Обогащение предметной среды средствами мини-музеев Здравствуйте уважаемые коллеги! Наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с различными социальными партнерами. Одним из таких соц.
Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП Доклад на тему: «Виды игр по обогащению словаря детей с ДЦП» В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской,.
Игра для развития речи и формирование словаря «Угадай по описанию» Игра «Угадай по описанию». Цель: Воспитывать у детей умение учитывать все названные при описании признаки предмета, развивать наблюдательность.
Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.
Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.
Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.
Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.
Обогащение предметно-развивающей среды элементами народного творчества У каждого на свете есть любимый уголок земли, где по-особому шелестит листва, где широкие просторы и выше небо, где так привольно и легко.
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.
Техника “Поэт” для изучения синонимов и антонимов
Сегодня поговорим о технике, которую я называю “Поэт”. Эта техника поможет детям раз и навсегда понять тему «Синонимы и Антонимы» и никогда их не путать.
Тема “Синонимы и Антонимы” впервые изучается во втором классе.
Обычно вниманию детей предлагается текст, в котором много похожих по значению слов. Дети с помощью учителя находят эти слова, и знакомятся с правилом.
Синонимы — слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение
Дальше предлагается ряд упражнений — найти синонимы, подчеркнуть синонимы, написать синонимы.
Какие-то дети осваивают тему достаточно быстро, какие-то уже через урок начинают синонимы и антонимы путать…
Мы хотим с вами поделиться, как можно объяснить эту тему по-другому. Именно так мы разбираем каждую тему в Школе Умных детей. С опорой на очень важный фактор — детям должно быть ИНТЕРЕСНО учиться. И дети должны в первую очередь понимать.
Техника “Поэт” заключается в том, чтобы взять известное ребенку стихотворение (можно из учебника Литературы текущего класса, можно любимое с детства) и предложить поиграть в Поэта. Переписать стихотворение так, чтобы смысл был тот же, а слова другие!
Детей можно сразу же познакомить с онлайн-словарями синонимов, что развивает их способность добывать информацию самостоятельно (особенно полезен этот навык для детей на семейном обучении)
Далее вы открываете оригинал стихотворения, и начинаете творить!… А потом можно попросить папу, бабушку, друзей, соседей угадать исходное стихотворение! Обычно это очень весело и интересно!
Например, ниже, стихотворение, которое предлагаем угадать Вам:
Описание разработки
Цель урока:
дать понятия «синоним» и «антоним», показать на конкретных примерах значение синонимов и антонимов в речи;
расширять кругозор детей, развивать речь.
1. Организационный момент.
Чистописание.
Языковая разминка. Запись и разбор предложения.
Выглянуло солнце, и друзья отправились в путь.
Подбор слов близких по значению к слову друзья (приятели).
Объяснение лексического значения слов друг и приятель.
Вопрос детям: «Скажи мне кто твой друг?» Ответы детей(конкретизируя почему друг, а не приятель).
Стихотворение Б. Бобылевой:
Тут возмутился бегемот:
— Кто ж я тогда такой?!
Сказал: «Вы просто лжец!»
С гиппопотамом бегемот рассорился вконец.
Они уже который год
1. Почему поссорились два персонажа?
2. Был ли смысл ссориться?
Синонимы делают нашу речь более яркой, образной, выразительной, помогают избегать повторов.
Как мы уже наблюдали, синонимы способны обозначать небольшие различия, а это значит, что они позволяют более точно выразить мысль.
3. На доске рисунок «Геркулес и силач».
Геркулесом римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, который совершил 12 подвигов.
У слов силач и геркулес почти одинаковое значение, но геркулес все же сильнее силача, поэтому если мы будем говорить об очень сильном человеке, то употребим слово геркулес, чтобы выразить мысль более точно.
Содержимое разработки
Тип урока: урок сообщение новых знаний.
Цель урока: дать понятия «синоним» и «антоним», показать на конкретных примерах значение синонимов и антонимов в речи; расширять кругозор детей, развивать речь.
Языковая разминка. Запись и разбор предложения.
Подбор слов близких по значению к слову друзья(приятели).
Объяснение лексического значения слов друг и приятель.
Стихотворение Б. Бобылевой
Тут возмутился бегемот:
Сказал: «Вы просто лжец!»
С гиппопотамом бегемот рассорился вконец.
Они уже который год
И здесь шумят и там-
1.Почему поссорились два персонажа?
2.Был ли смысл ссориться?
Сегодня мы поговорим с вами о тех словах, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы( на доске «Слова- друзья- синонимы».
Синонимы- слово очень древнее, оно пришло к нам из греческого, в переводе обозначает соименный». Синонимы- слова одинаковые(бегемот- гиппопотам)или близкие по лексическому значению( друг- приятель).
3. На доске рисунок «Геркулес и силач».
Геркулесом римляне называли знаменитого древнегреческого героя Геракла, который совершил 12 подвигов.
1. Устно подберите синонимы к словам :
3. Работа с карточками. Выделение синонимов в тексте.
Как надоели мне они!
Мерзнет в жару. (проверка )
Все замерло. В лесу царит( безмолвие)
Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачи-
Дайте радужной парчи
А теперь из холодной зимы в жаркую Африку.
На доске картинка (жара и холод).
«Упрямые антонимы» и рисунок барашков на мостике)
1. Отгадайте загадку :
А деревьям друг. (дятел)
Найдите противоположные слова.
2. Подберите к слова антонимы и запишите в тетради:
3. Работа со стихотворением. Прочитать выразительно. Выписать антонимы.
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
А теленок озабочен
А котенку все равно.
Сладкий у него бочок.
4.Дополните предложения антонимами
Коррекционное занятие на тему «Синонимы. Антонимы»
Федорова Анна Михайловна,
Занятие № 6
Тема: Синонимы и антонимы.
Учить детей подбирать и находить слова-синонимы.
Учить использовать антонимы и синонимы в речи.
Развивать умение подбирать слова-синонимы.
Развивать умение находить в тексте слова-антонимы.
Развивать умение подбирать слова-антонимы.
Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.
Постановочные зонды для коррекции звукопроизношения;
Альбом с заданиями.
Основная часть. Артикуляционная гимнастика, работа над звукопроизношением, р абота над темой занятия, д ыхательная гимнастика, лексико-грамматические игры и упражнения, загадки, пальчиковая гимнастика, подбери антонимы.
Заключительная часть. Итог.
— Сегодня на занятии мы вспомним все, что знаем о синонимах и антонимах.
Упражнения для губ, щек и языка
Работа над звукопроизношением
Коррекция звуков проходит индивидуально, в зависимости от нарушенного звука или группы звуков.
По показаниям с ребенком проводятся артикуляционные упражнения, направленные на развитие правильного артикуляционного уклада. Используются комплексы для постановки звуков. По необходимости используются постановочные зонды.
Автоматизация в слогах, словах, предложениях.
Дифференциация по показаниям.
Работа над темой занятия
Приведём примеры синонимов к словам разных частей речи.
Странник (имя существительное) — пилигрим, путешественник, путник, паломник;
Весёлый (имя прилагательное) — радостный, праздничный, ликующий, радужный;
Бежать (глагол) — мчаться, нестись, торопиться;
Быстро (наречие) — шибко, живо, проворно, бойко, лихо, борзо;
Рисуя (деепричастие) — изображая, малюя, вырисовывая, воображая, очерчивая;
Ах (междометие) — ахти, ох, ух.
Антонимы встречаются в пределах всех частей речи, однако слова антонимической пары должны принадлежать к одной и той же части речи.
В антонимические отношения не вступают:
– существительные с конкретным значением (дом, книга, школа), имена собственные;
– числительные, большинство местоимений;
– слова, обозначающие половой признак (мужчина и женщина, сын и дочь);
– слова с разной стилистической окраской;
– слова с увеличительным или уменьшительным акцентами (рука – ручища, дом – домик).
По своей структуре антонимы не однородны. Среди них встречаются:
– однокорневые антонимы: счастье – несчастье, открыть – закрыть;
– разнокорневые антонимы: чёрный – белый, хороший – плохой.
Обратим внимание на самые распространенные примеры антонимов: добро – зло; хорошо – плохо; друг – враг; день – ночь; жара – холод; мир – война, ссора; правда – ложь; успех – неудача; польза – вред; богатый – бедный; трудный – легкий; щедрый – скупой; толстый – тонкий; жесткий – мягкий; храбрый – трусливый; белый – черный; быстрый – медленный; высокий – низкий; горький – сладкий; горячий – холодный; мокрый – сухой; сытый – голодный; новый – старый; большой – маленький; смеяться – плакать; говорить – молчать; любить – ненавидеть.
Чтобы красиво произносить звуки, необходимо не только выполнять упражнения для язычка, но и научиться правильному речевому дыханию.
Проводится гимнастика в спокойном состоянии.
К словам из первого столбика подбери синонимы из второго столбика и соедините их линиями.
— Как вы думаете, почему каждый из животных так воспринимает зиму?
— Назовите противоположные признаки зимы. (Длинная – короткая, холодная – тёплая).
Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы?
Беда, буря, труд, ураган, горе, шторм, несчастье, работа, дело.
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
____________ _____________ _______________
Для чего они нужны? С каким настроением ты уходишь с занятия?
Конспект урока по теме «Синонимы, антонимы»
Тема: Синонимы, антонимы.
Цели: Учить подбирать синонимы, антонимы к словам различных частей речи.
Формировать умение работать с синонимами, антонимами в пословицах, самостоятельно подбирать их к словам, составлять антонимические пары, синонимические ряды, правильно употреблять их в речи.
Развивать общую моторику координацию движений.
Развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике.
Развивать внимание, память, мышление.
Развивать связность высказываний, творческое воображение.
Воспитывать умение выслушивать мнение других, культуру поведения, при фронтальной работе и работе в парах.
Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.
Воспитывать аккуратность, наблюдательность.
• Прием психологического включения в урок.
Использовать принцип доступности материала
Метод устного и письменного самоконтроля.
Метод переключения эмоционального состояния.
Хромотерапия (синий цвет избавляет от тревоги и смятения)
Гимнастика для снятия напряжения с глаз.
Метод переключения эмоционального состояния.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи:
Метод «Определи синоним на слух», «Выбери лишнее слово», «Вставь пропущенные слова»
Использована презентация, музыкальное и голосовое сопровождение.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Прием психологического включения.
Вот подали нам звонок
Начинается урок.
Приглашаю вас путешествовать!
Знания свои совершенствовать!
Готовы, ребята, совершить путешествие?
Как вы думаете, для чего люди путешествуют?
2. Актуализация опорных знаний.
Зелёный и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать что лежит
Через моря Познания
На горы мастерства,
Минуя очень топкие
В стране далёкой Лексике
Которые вас к знаниям
В какой стране мы сегодня побываем?
А что это за страна?
В ней живут все слова русского языка.
Теперь ребята, мы с вами должны узнать на каком виде транспорта мы совершим наше путешествие. Для этого мы должны отгадать загадку.
По волнам дворец плывёт
На себе людей везёт?
Как ребята ещё можно назвать корабль? (парусник, теплоход, лодка, яхта)
Мы ребята, сегодня совершим морское путешествие на яхте, которой управляет капитан. Это герой известного мультфильма. Посмотрите видео фрагмент и догадайтесь, как его зовут?
Вы узнали его? Это капитан Врунгель. Вместе с отважным капитаном мы будем выполнять задания и узнаем много нового и интересного о стране Лексике. Но сначала, мы должны дать название нашей яхте!
Поможет нам в этом первое задание капитана.
5. Подобрать антонимы.
Посмотрите, появились слова, которые вы должны прочитать и подобрать к ним слова с противоположным значением.
Прочитайте первые буквы слов второго столбика сверху вниз и кажите, как называется наша яхта?
Как мы называем слова с противоположным значением?
АНТОНИМЫ
Правильно вот они первые жители страны Лексики.
Послушайте стихотворение и скажите, есть ли в нем антонимы?
6. Определить на слух антонимы.
От земного от причала
Он назад пошёл сначала,
А потом пошёл вперёд
И пошёл, пошёл по морю,
Набирая полный ход!
Назовите антонимы. Докажите что это антонимы. Обратите внимание, что антонимов всегда два. Они образуют пару.
Ребята, на каждом корабле есть судовой журнал, а у нас есть тетрадь. Давайте в ней запишем дату отправления и место откуда отходит наша яхта. (классная работа)
Какие правила нужно соблюдать при письме? (посадка, ручка, тетрадь)
Яхта готова к отплытию, но у нас есть лишний груз, который нужно оставить на берегу. Для этого мы должны выполнить следующее задание.
7. Прочитайте слова и подберите из ряда слов к ним антонимы.
ТИХО темно, жарко, тесно, громко
КОНЕЦ обрыв, начало, всё
ГЛУБОКИЙ бездонный, мелкий, тихий, весёлый
СМЕЛЫЙ храбрый, понятливый, умный, робкий
Вы правильно подобрали слова, теперь запишите их в свой судовой журнал парами. Ведь мы говорили, что антонимы образуют пару. Пары пишем в столбик.
А теперь ребята, проверти, правильно ли вы написали?
Ребята, скажите, а когда туристы путешествуют на яхте они, где живут? В КАЮТАХ. Каюты у нас двухместные и поэтому мы задание будем выполнять парами. Работайте в парах согласованно, не мешая другим, не выкрикивая. Готовность покажите знаком.
8. Работа с пословицами.
Врунгель передаёт вам пословицы, в которых потерялись антонимы. Верните их! В случае затруднения можете использовать спасательный круг или попросить помощь учителя.
1. Думай, где надо сказать, а где … молчать.
2. Знай больше, а говори … меньше.
3. Труд кормит, а лень … портит.
1. Маленькое дело лучше большого … безделья.
2. Лучшая вещь новая, лучший друг … старый.
3. Старый друг, лучше … новых двух.
1. Корень учения дорог, а плод его … сладок.
2. Во время путешествия, важно не забывать главное, когда заканчивается, что-то одно, начинается что-то другое.
3. У короткого ума, длинный язык.
Для чего нужны антонимы? Правильно, ребята, с помощью антонимов мы можем чётко выразить свою мысль. Как вы думаете, какая из перечисленных пословиц больше всего понравилась Врунгелю? Конечно о путешествии. Как вы её понимаете? Запишите её в свой судовой журнал.
9. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Нашего капитана, интересует вот какой вопрос? К любому слову мы можем подобрать антоним? НЕТ. Докажите. А знаете ли вы, слово, которое имеет с противоположное значение к слову антоним?
10. Актуализация опорных знаний.
СИНОНИМ
Вот и ещё одни жители страны ЛЕКСИКИ. Что это за слова такие синонимы? Давайте вспомним, как их ещё называют?
СЛОВА – ДРУЗЬЯ, ПРИЯТЕЛИ
ЧТОБЫ НАША РЕЧЬ БЫЛА РАЗНООБРАЗНОЙ, КРАСИВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ.
Нас ждет следующее задание капитана.
11. Укажите лишнее слово.
ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ
ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ
КРЕПКИЙ, ДАЛЁКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ
ПОНЯТЬ, ПРОСТИТЬ, РАЗОБРАТЬСЯ, ЗАПОМНИТЬ
Сколько синонимов можно подобрать к одному слову?
ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ СИНОНИМОВ, ТЕМ ТОЧНЕЕ ОН ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ.
Ветер весело шумит
Судно весело бежит
12. Гимнастика для пальцев.
А мы с вами, сделаем гимнастику для пальцев, и там где я буду останавливаться, вы мне называть антоним.
ЧТОБ ШТУРВАЛ ДЕРЖАТЬ ПОКРЕПЧЕ,
И ИЗ РУК НЕ ВЫПУСКАТЬ
НЕПРЕМЕННО НУЖНО ПАЛЬЦЫ
С ДЕТСТВА ДЕТКАМ РАЗВИВАТЬ
ВЗЯЛИ В РУКИ КАРАНДАШ-
К ПАЛЬЧИКАМ СКОРЕЙ ВЕДИ,
ДА АНТОНИМ ПОДСКАЖИ:
КОРАБЕЛЬНАЯ МАШИНА ВПЕРЕД … НАЗАД
ТЕЧЕНИЕ ТЁПЛОЕ … ХОЛОДНОЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё
ШИРОТЫ СЕВЕРНЫЕ … ЮЖНЫЕ
ВО ВРЕМЯ ШТОРМА КОРАБЛЬ НЫРЯЕТ, … ВЫНЫРИВАЕТ
НА МОРЕ БЫВАЕТ ШТИЛЬ… ШТОРМ
Итак, ребята, какие слова мы подбирали? АНТОНИМЫ
12. Работа с текстом.
Путешествие по стране ЛЕКСИКЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё последнее задание, в котором мы ещё раз повторим и обобщим знания, полученные во время путешествия. Прочитайте текст, который есть у каждого, найдите синонимы и объясните, зачем они употреблены в тексте?
Поднялся сильный, порывистый ветер. Сразу все изменилось. Громко, пронзительно шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.
Какое настроение вызывает у вас этот текст? (грустное, мрачное) Синонимы использованы для того что бы точнее передать настроение.
Но нам не хотелось бы на грустной ноте заканчивать наше путешествие, давайте исправим текст с помощью антонимов. Слова которые подчеркнуты в тексте поменяйте на слова с противоположенным значением.
Поднялся сильный ветер. Сразу все изменилось. Громко шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.
Прочитайте, что у нас получилось?
Поднялся легкий ветерок. Сразу все изменилось. Тихо шумят волны. Все посветлело. По небу плывут легкие облака. На море штиль.
13. Гимнастика для глаз.
Перед тем как записать текст, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Мы устали все чуть-чуть
Надо нам зажмуриться
Раз, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать
Снова до пяти считаем
Снова глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять
Открываем их опять.
А теперь всем вместе нужно
Поморгать глазами дружно
Дальше пишем мы еще.
Берегите свое зрение ребята! Запишите текст.
14.Итог: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте скажем капитану спасибо и вспомним, в какой стране мы побывали? А кто живет в этой стране? Какую роль синонимы и антонимы играют в речи?
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.
Конспект урока технологии в 3 классе по теме «Аппликация из пластилина» Схема учебного занятия Предмет: Технология Учитель: Храпатая Татьяна Андреевна Класс: 3 А Продолжительность: 45 мин Тема урока: Аппликация.
Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.
Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.
Конспект урока математики во 2 классе по теме «Задачи с величинами цена, количество, стоимость» Цели и задачи урока: Познавательные: ввести понятия цена и стоимость товара, установить их связь. Развивающие: развитие умения решать текстовые.
Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки» Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать.
Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.
Конспект урока математики по теме «Свойства сложения» во 2 классе Конспект урока по теме «Свойства сложения» во 2 классеПедагогические задачи: повторить переместительное свойство сложения, познакомить.
Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.