Как объяснить ребенку что такое атмосфера

Атмосфера Земли — объяснение для детей

Описание атмосферы Земли для детей всех возрастов: из чего состоит воздух, наличие газов, слои с фото, климат и погода третьей планеты Солнечной системы.

Для самых маленьких уже известно, что Земля выступает единственной планетой в нашей системе, которая обладает жизнеспособной атмосферой. Газовое покрывало не только богато на воздух, но и защищает нас от чрезмерного нагрева и солнечного излучения. Важно объяснить детям, что система устроена невероятно удачно, ведь позволяет поверхности прогреваться днем и остывать ночью, сохраняя допустимый баланс.

Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера

На фотографии отображена атмосфера и земная Луна. Кадр сделали астронавты 31 июля 2011 года на борту Международной космической станции.

Начать объяснение для детей можно с того, что шар земной атмосферы распространяется на 480 км, но большая часть находится в 16 км от поверхности. Чем больше высота, тем ниже давление. Если брать уровень моря, то там давление равняется 1 кг на квадратный сантиметр. А вот на высоте в 3 км, оно изменится – 0.7 кг на квадратный сантиметр. Конечно, в таких условиях дышать сложнее (дети могли это прочувствовать, если когда-нибудь отправлялись в поход в горы).

Среди газов различают:

Родители или учителя в школе должны напомнить, что земная атмосфера делится на 5 уровней: экзосфера, термосфера, мезосфера, стратосфера и тропосфера. С каждым слоем атмосфера растворяется все больше, пока газы окончательно не рассеются в пространстве.

Тропосфера – находится ближе всего к поверхности. С толщиною в 7-20 км она составляет половину земной атмосферы. Чем ближе к Земле, тем сильнее прогревается воздух. Здесь собран почти весь водяной пар и пыль. Дети могут не удивляться, что именно на этом уровне плавают облака.

Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера

Стратосфера начинается от тропосферы и поднимается на 50 км над поверхностью. Здесь много озона, нагревающего атмосферу и спасающего от вредного солнечного излучения. Воздух в 1000 раз тоньше, чем над уровнем моря и необычайно сухой. Именно поэтому здесь прекрасно себя чувствуют самолеты.

Мезосфера: от 50 км до 85 км над поверхностью. Вершина называется мезопаузой и выступает наиболее прохладным местом в земной атмосфере (-90°C). Ее очень сложно исследовать, потому что туда не могут подобраться реактивные самолеты, а орбитальная высота спутников чересчур высока. Ученые лишь знают, что именно здесь сгорают метеоры.

Термосфера: 90 км и между 500-1000 км. Температура достигает 1500°C. Ее считают частью земной атмосферы, но важно объяснить детям, что плотность воздуха здесь настолько низкая, что большая часть воспринимается уже как космическое пространство. Фактически именно здесь размещаются космические шаттлы и Международная космическая станция. Кроме того, здесь образуются полярные сияния. Заряженные космические частицы соприкасаются с атомами и молекулами термосферы, переводя их на более высокий энергетический уровень. Благодаря этому мы и видим эти фотоны света в виде полярного сияния.

Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфераЭкзосфера – наивысший слой. Невероятно тонкая линия слияния атмосферы с космосом. Состоит из широко рассеянных водородных и гелиевых частичек.

Для самых маленьких нужно объяснить, что Земле удается удерживать множество живых видов благодаря региональному климату, который представлен экстремальным холодом на полюсах и тропическим теплом на экваторе. Дети должны знать, что региональный климат – это погода, которая в конкретном участке остается неизменной 30 лет. Конечно, иногда она может меняться на несколько часов, но по больше части остается стабильной.

Кроме того, выделяют и глобальный земной климат – средний показатель регионального. Он изменялся в течении всей человеческой истории. Сегодня наблюдается стремительное потепление. Ученые бьют тревогу, так как парниковые газы, вызванные человеческой деятельностью, удерживают тепло в атмосфере, рискуя превратить нашу планету в Венеру.

Источник

Конспект ОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со свойствами воздуха»

Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера инна резванцева
Конспект ОД по познавательному развитию для детей 6–7 лет «Знакомство со свойствами воздуха»

КОНСПЕКТ

Тема: Знакомство со свойствами воздуха

Образовательная область (познавательное развитие)

для детей от 6 до 7 лет

Выполнил: Резванцева Инна Витальевна воспитатель МДОБУ №200 г. Оренбург

I. Организационная информация Хронометраж

образовательная область Познавательное развитие

1.2 Виды деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, продуктивная, восприятие художественной литературы, двигательная активность

II. Методическая информация

2.1 Тема ОД Знакомство со свойствами воздуха

2.2 Методы и приемы

Словесный: беседа, диалог, вопрос-ответ

Наглядный: показ (иллюстрации, опыт)

Практический: наблюдение, повторение, рассматривание, физминутка (дыхательная гимнастика, игра «Узнай по запаху»,выполнение опытов: «Как обнаружить воздух (с веером)», «Как обнаружить воздух (с пакетиком)», «Воздух есть во всех предметах», «Воздух занимает место», «Нагревание воздуха», «Опыт с соломинкой», «Ветер-это движение воздуха»

Приемы: проблемная ситуация, переключения детей с одной деятельности на другую

образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

2.4 Возрастная группа от 6 до 7 лет

а) Дать понятие о том, что наличие воздуха – одно из условий существования живых организмов; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; расширять и активизировать словарный запас (ученый, лаборатория, эколог); закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья

б) Вызвать интерес к познанию окружающего мира; желание сохранять чистоту воздуха; развивать интерес к экспериментальной работе

в) устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы

2.7 Планируемые результаты

а) Получили представления о свойствах воздуха и источниках его загрязнения

б) Узнали значение слов (ученый, лаборатория, атмосфера, эколог, пенопласт, воздухоплавание, расширяется и сужается-воздух)

в) Испытывают потребность в экспериментировании и учатся устанавливать причинно-следственные связи

2.8 Организация среды

для проведения занятия

режимные моменты Беседы: «Зачем нам нужен нос?», «Тяжелая работа легких», «Загрязнение воздуха»; чтение книги «Прогулки по лесу» С. Махотин

Конспект занятия (образовательной деятельности)

1.2 Мотивация деятельности детей Хотим разобраться, что случилось? И помочь 1 мин

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Побыть в роли ученых-исследователей и выяснить, что же могло случиться с лесными жителями и как им можно помочь? 2-3 мин

2.1 Актуализация ранее

приобретенных знаний Воздух нужен живым организмам для того, чтобы дышать, для того, чтобы жить 4 мин

(сообщение и приятие)

нового знания Экспериментирование и выводы

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Обогащение и закрепление знаний детей о свойствах воздуха на основе элементарных экспериментов 7-10 мин

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ

деятельности детей Что мы хотели выяснить? Для чего? Что мы для этого сделали? Что вы сегодня узнали о воздухе как ученые-исследователи? Как вы думаете, что могло случиться с лесными жителями? А как им можно помочь? Что нужно для этого делать? Как?

IV. Дальнейшая разработка темы

4.1 Указывается мероприятие

(экскурсия, выставка и т. д.,

вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) КВН «Решение проблемных ситуаций»

Ход занятия

— Ребята, сегодня утром нам в группу принесли телеграмму «SOS» от лесных жителей, они просят помощи. Вы готовы им помочь? Но мы не знаем что с ними случилось.

– Cегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых. Скажите, кто такие ученые и чем они занимаются? (ответы детей)

— Мы будем заниматься исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете,отгадав загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

– Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Свои исследования ученые проводят в лабораториях. Что такое лаборатория? (ответы детей) Поэтому я приглашаю вас в лабораторию.

Воспитатель показывает картинку (слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Что такое пустыня? (ответы детей)

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Опыт 1. «Как обнаружить воздух».

Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

(Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок). А теперь помашите веером еще раз и попробуйте воздух на вкус и понюхайте его. Имеет ли воздух запах, вкус? (ответы детей).

Опыт 2. (с пакетиками)

– А еще, воздух можно «поймать» в пакетик. Что у нас в пакетиках? (воздух)

– А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный)

– Каким стал мешочек, заполненный воздухом? (упругим)

Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. (Надуть мягкий бесформенный шарик, дать детям его потрогать). Внутри каких предметов есть воздух? (Мяч, автомобильные шины)

Опыт 3. «Воздух есть во всех предметах».

На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)

– Как вы думаете, есть ли воздух в этих предметах? (ответы детей)

– Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет? (предметы тонут (падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх)

– Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.

Опыт 4. «Воздух занимает место».

– У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим?

Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду (стакан надо держать прямо, пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

(ответы детей)

– В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги? Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

ИГРА «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?

(нет, нос был закрыт)

Откройте нос. А теперь? Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.

Опыт 5. «Нагревание воздуха»

– Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть?

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Теплый воздух поднимается вверх.

– А где человек использует это свойство воздуха? (воздухоплавание) (слайд 5)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте как происходит дыхание?

Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород)

Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ)

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

– Закройте ладонью рот и нос, чтобы не дышать. Что почувствовали, что испытали?

Человек может прожить

Без воздуха – несколько минут.

– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?

А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

(медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Глубокий вдох – руки вверх,

Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.

– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

– Что в нашей жизни загрязняет воздух? (слайд 4)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Опыт 6. «Опыт с соломинкой».

– А знаете как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Почему пузырьки поднимаются? (потому что они легкие) А откуда берется воздух? (мы его выдыхаем)

А какие еще пузыри можно пускать? (мыльные)

– Что находится внутри мыльных пузырей? (воздух) А может мыло? Нет, мыло тяжелое, и если бы оно было внутри мыльных пузырей, то они не смогли бы летать.

Опыт 7. «Ветер – это движение воздуха».

Включить вентилятор, дать почувствовать детям ветерок. Что вы чувствуете?

Откуда взялся ветер?

Для чего нужен вентилятор? (в жаркую погоду освежать воздух)

– Что такое ветер? (движение воздуха)

– Человек давно научился использовать свойства воздуха. А где работает воздух? (слайд 6)

Мы не можем увидеть ветер, потому что воздух прозрачный, но мы можем наблюдать как плывут облака, колышатся листочки на деревьях, качаются ветки деревьев)

Что вы сегодня узнали о воздухе, побыв учеными исследователями? (слайд 7)

Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воздух невидим, прозрачен.

Воздух может двигаться.

Воздух не имеет запаха, но он может переносить запахи когда движется.

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воздух необходим всем нам. Без него нет жизни.

А знаете ли вы, что у воздуха есть еще одно удивительное свойство – с воздухом можно играть. Продаются даже специальные игрушки для игр с воздухом. (Вертушки, мыльные пузыри, воздушный змей)

Как вы думаете, что могло случиться с лесными жителями? (ответы детей). Как им можно помочь? Мы смогли помочь лесным зверям?

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? Я предлагаю вам изобразить пожар. Какие краски вам для этого понадобятся? (ответы детей и работа)

Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории о воздухе, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.

Спасибо вам ребята за занятие, с вами было очень приятно и интересно общаться.

Источник

Как объяснить детям, что такое атмосфера? (проект позитивно-манипуляционного дидактического диалога (ПМДД) с детьми 6 – 7-летнего возраста)

Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфераКак объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера
Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфераВерсия для печати
Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфераКак объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Картинка про Как объяснить ребенку что такое атмосфера. Фото Как объяснить ребенку что такое атмосфера

Цели занятия, его интенция, основная идея, деятельностные методы реализации целей и задач уже обозначены нами применительно к организации диалога на тему «Живая клетка» (см. проект занятия по теме «Живая клетка»). Поэтому сразу приступим к выявлению специфики (при всей универсальности теоретической модели ПМДД, некоторые индивидуальные черты, безусловно, имеют место быть) учебного диалогического взаимодействия по теме «Атмосфера»; изложению практико-ориентированной методической разработки по указанной теме. Для обеспечения преемственности с предыдущим занятием мы задействуем уже знакомую ребятам сюжетную линию, продолжим общение с профессором Микроскопкиным.

Специфика реализации ПМДД по теме «Атмосфера» исчерпывается несколькими моментами.

Педагогическая модель ПМДД по теме «Атмосфера» для детей младшего школьного возраста

Контекст: урок начинается с создания классической проблемной ситуации, преодолевая которую учащиеся исподволь, незаметно для себя начнут экстериоризировать, проговаривать, обобщать, насыщать, осознавать собственные представления о функциях и назначении теплицы, оранжереи (отчасти этот опыт уже был актуализирован в процессе предыдущего диалога). Впоследствии базовая метафора «теплица похожа на атмосферу в том смысле, что оба агента сравнения обеспечивают защиту жизни, являются защитными оболочками» – послужит ключом, психологическим орудием, опорным пунктом для понимания учащимися функций атмосферы на уровне теоретического образного мышления.

Конкретное содержание первого этапа

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята.

Учитель: Не забыли ли вы нашего старого доброго друга, профессора Ивана Ивановича Микроскопкина? Хотите ли вновь встретиться с ним?

Учитель (перевоплотившись в Микроскопкина): А вот и я, друзья, здравствуйте, признаться, я очень соскучился.

Микроскопкин: Спасибо, друзья. Однако не будем терять драгоценного времени, меня привела к вам суровая необходимость, и я остро нуждаюсь в вашей помощи. Могу ли я на вас положиться?

Микроскопкин: Вы, наверное, слышали, что урожай в этом году был низким из-зачрезвычайных погодных условий.

Дети: Слышали, по телевизору говорили.

Микроскопкин: Я думаю, вам не составит труда перечислить, какие природные явления могли загубить урожай, что может навредить растениям?

Дети: Засуха, обилие осадков, заморозки, сильный ветер. (При необходимости можно подготовить соответствующие иллюстрации, «разобрать» каждый фактор более подробно.)

Микроскопкин: Совершенно верно. Итак, урожай невелик, человечество нуждается в пище, значит, нужно сберечь, прорастить каждое…

Дети: Зёрнышко, чтобы не пропало.

Микроскопкин: Теперь представьте, у каждого из вас есть десять зёрнышек. И перед каждым стоит задача – получить наибольший урожай. Подумайте, какие угрозы нависают над вашими крохотными зёрнышками, что может погубить хрупкие росточки, когда они едва-едва проклюнутся из ваших заветных зернышек. И, самое главное, подумайте, как вам обезопасить, защитить растения и в конечном счёте получить отменный урожай.

(Надо пресечь попытки ответить сходу, дать время подумать. Можно разбить аудиторию на малые группы и устроить, по последней моде, конкурс проектов: «Защити зёрнышко, получи небывалый урожай». Из всех вариантов ответов следует выбрать, поддержать, как наиболее перспективную, идею с защитой растений при помощи теплицы. Мы уверены, что ваши собеседники и ученики обязательно, среди прочих ходов, упомянут и даже сами аргументированно докажут все преимущества теплицы.)

Контекст: практически в каждой группе детей встречаются «юные агрономы», прекрасно осведомлённые обо всех преимуществах выращивания растений в закрытом грунте, в теплице. Эти знатоки – лучшие помощники учителя. Не скупитесь на похвалы, не очень считайтесь со временем, выуживайте все наличные представления, задействуйте как можно более широкий круг ребят, допустимы наводящие, «парциальные», уточняющие вопросы и повторения. Ученики должны зарубить на носу несколько нехитрых истин: теплица защищает от солнца, жары, от заморозков, залива, обеспечивает комфортные условия для жизни растений; в теплице своя «погода», свой микроклимат, оптимальный водный и температурный баланс. Вовсе не обязательно, чтобы дети употребляли указанные термины (водный, температурный баланс, климат), допускается их замена житейскими эквивалентами, словами обыденного языка. Главный критерий успешности этапа – достижение понимания учащимися «защитной» функции теплицы.

Конкретное содержание второго этапа

Дети: Надо построить теплицу, как у бабушки, там всё лучше растёт.

Микроскопкин: Из чего теплицу построим? Из плёнки целлофановой или из стекла?

Дети: Чем надёжнее, тем лучше. Надо стеклянную, чтобы лучше защищала и свет пропускала, растениям нужен свет.

Микроскопкин: А вдруг град пойдёт, разобьёт стекло.

Дети: Надо взять прочное стекло, непробиваемое. Или в несколько слоёв стекло расположить.

Микроскопкин: Стеклянная, многослойная, и чтобы свет пропускала. Отопление будем проводить?

Дети: Будем, чтобы зимой огурцы выращивать.

Микроскопкин: А электричество проведём, лампы искусственного света поставим?

Дети: А как же, на улице пасмурно, а у нас светло. Зёрнышки быстрее растут.

Микроскопкин: А водичку по трубам пустим, для полива?

Дети: Да, чтобы в лейках не носить, и растениям вода необходима.

Микроскопкин: Значит, у нас надёжная, отапливаемая, освещаемая теплица с многослойной крышей, с поливом. Мы в такой теплице зимой…

Дети: В шортах будем ходить.

Микроскокин: На улице стужа, зима.

Дети: А у нас жара, лето.

Микроскопкин: Давайте проверим, от каких вредных воздействий способна уберечь растения наша чудо-теплица?

Дети: У солнышка очень жаркие лучики.

Микроскопкин: Правильно, от палящих лучей солнца…

Дети: Когда жарко, вода быстро высыхает, уходит, земля трескается.

Микроскопкин: Да, на открытом воздухе, в зной, вода превращается в пар, как в кипящем чайнике, испаряется.

Дети: А в теплице всегда душно, там вода не так быстро испаряется, и растения лучше себя чувствуют.

Микроскопкин: Да, верно, теплица позволяет сохранить требуемую для растений влажность, чтобы растения получали то количество воды, которое им необходимо. А вот если дожди всё время льют?

Дети: Тогда нужно закрыть теплицу. Засуха – плохо. И дожди всё время – тоже ничего хорошего. Может залить растения, и они сгниют, не дадут урожай.

Микроскопкин: Правильно. Теплица защищает и от засухи и от излишней влаги. Воды в меру, вот это и называется баланс, равновесие. Вы знаете, что такое заморозки?

Дети: Это когда под утро иней выпадает. Когда ночью холодно становится. У бабушки помидоры на грядках помёрзли, а в теплице – нет. Заморозки, когда мороз возвращается или приходит, особенно весной или осенью.

Микроскопкин: Верно. Так вы утверждаете, что и от заморозков может теплица спасти?

Дети: Конечно, мы же вам говорим, что на грядках…

Микроскопкин: В открытом грунте, без защиты…

Дети: В открытом грунте наши ростки замёрзнут. Тут без теплицы не обойтись, теплица защитит от холода.

Микроскопкин: Как одеяло, как одежда у человека, теплица защитит от холода, так что ли?

Дети: Да, теплица как одеяло для наших зёрнышек. На улице холодно, а им всё нипочём. И мороз – красный нос до растений не доберётся. Теплица ростки надёжно спрячет, защитит от мороза.

Микроскопкин: А когда слишком жарко, растениям тоже, наверное, туго приходится.

Микроскопкин: Наверное, растениям комфортно, хорошо, когда нормальная температура, не слишком жаркая и не слишком холодная, подходящая для этих растений. Тоже равновесие нужно, баланс необходим, температурный баланс.

Микроскопкин: Давайте повторим, теплица что обеспечивает?

Дети: Чтобы воды нормальное количество было и температура подходящая. Такое равновесие, полезное, приятное для растений, чтобы больше урожай получить.

Микроскопкин: Правильно, теплица обеспечивает оптимальный, лучший для роста растений водный и температурный баланс. На улице одна погода, а в теплице…

Дети: Другая, сохраняющая растения.

Микроскопкин: В теплице своя погода?

Дети: Здорово. Теплица нужна, чтобы создавать особую погоду…

Микроскопкин: Свой микроклимат. И этот микроклимат, эта своя погода защищает растения. Теплица – это…

Дети: Лучшая защита для растений.

Контекст: теперь от обсуждения преимуществ теплицы необходимо плавно, как можно более естественно и непринуждённо, не теряя темпа, канализировать, направить диалог в новое русло. Мы должны от теплицы перейти ближе к теме, попытаться подвести детей к разговору об атмосфере. После «поворота», смены направления, третий этап может протекать (и тот и другой сценарий вполне допустимы) в виде классической проблемной ситуации либо разворачиваться как ситуация запроса на новое знание. Первый вариант возникнет, если в спонтанном опыте учащихся уже есть представления об атмосфере, если дети сами, без подсказки преодолеют возникшее затруднение, скажут, что землю защищает атмосфера, или «воздух». Альтернативный способ организации диалога (запрос к педагогу о помощи, о предоставлении новых знаний) появится, если информация об атмосфере не входит в зону актуального развития учащихся или дети не сумеют извлечь данную информацию из памяти и связать с решением стоящей перед ними задачи. В любом случае, не спешите подсказывать, дайте возможность пофантазировать, поспорить, обсудить различные гипотезы, исходящие от различных учеников, можете помочь наводящими вопросами, действуйте в логике проблемно-поискового метода обучения. Вирулентность, вариативность данного этапа чрезвычайно высока, непосредственно зависит от параметров аудитории, от уровня осведомлённости и креативности детей, поэтому наше описание носит весьма приблизительный и частный характер.

Конкретное содержание третьего этапа

Микроскопкин: Здорово вы, ребята, придумали, насчёт теплицы, отличный план получения гигантского урожая, спасения человечества от голода предложили. Теплица – надёжная защита.

Микроскопкин: Пришла мне в голову интересная мысль, да никак не могу её хорошо обдумать, поможете?

Микроскопкин: Вот смотрите (показывает фотографию Земли), первый космонавт планеты, наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин, когда увидел Землю-матушку, планету нашу из космоса, подумал, какая же она красивая и вместе с тем маленькая, беззащитная наша планета. Как хрупка жизнь. Летит Земля в космическом пространстве с огромной скоростью, вращается вокруг Солнца, и Солнечная система летит, вращается вокруг центра Галактики. В космосе нет воздуха, космос пронизан опасными, губительными для всего живого излучениями. Если человек, без защиты, без специального скафандра окажется в открытом космосе, то тут же погибнет. Миллионы и миллионы планет изучили астрономы и нигде ещё пока не нашли жизни. Планеты похожи на раскалённые камни или на глыбы льда. На них царит нестерпимая жара или дикий холод (показывает фотографию безжизненных планет).

Сравните Землю и безжизненные планеты. Земля – голубая планета, колыбель жизни… Синие воды океана, высокие горы и пики, изумрудная зелень лесов и полей, сахарные макушки полюсов, жёлтые пески пустынь, и повсюду буйство жизни, повсюду зёрнышки жизни дали добрые, обильные всходы. А на других планетах жизни пока не обнаружили.

Дети: Только в фантастических фильмах есть инопланетяне, а на самом деле, их пока не нашли.

Микроскопкин: Правильно. А вот ещё вопрос, что будет с человеком, если он окажется в открытом космосе без специального защитного костюма, без скафандра.

Дети: Без скафандра человек погибнет, у космонавтов обязательно должен быть скафандр, он даёт воздух и тепло, защищает от вредных лучей.

Микроскопкин: Значит, всё живое в космосе, человек или живые организмы на поверхности планеты нуждаются в защите?

Дети: Конечно, иначе они погибнут, не выживут.

Дети: Вредные лучи, жара, холод, отсутствие воды.

Микроскопкин: У космонавтов защита скафандр, у растений – теплица, а что же защищает нашу планету?

Дети: Может, воздух защищает, вы нам расскажите.

Микроскопкин: Земля окружена плотной оболочкой, предохраняющей всё живое.

Дети: Что это за оболочка, может, небо и тучи?

Микроскопкин: Небо, тучи, воздух, знаете, как называется оболочка Земли?

Дети: Нет. Скажите, как называется.

Микроскопкин: Запомните, атмосфера. Повторите…

Контекст: этап постижения теоретического знания за счёт экстраполяции, символического переноса спонтанного опыта (знания о теплице) в изучаемую проблемную область (атмосфера, её функции). Рассказать о функциях атмосферы, дать искомую дефиницию атмосферы как «защитной оболочки земли» нашим собеседникам должны помочь образы теплицы, космического скафандра, щита, кольчуги, одеяла и т.д. На данном этапе указанные образы должны в сознании учащихся прирасти символическим смыслом и стать «умными образами», опорой для фиксации и понимания важных теоретических связей и отношений объективной реальности. Со стороны педагога может осуществляться сообщение, вкрапление дополнительных фактов по теме диалога.

Конкретное содержание четвёртого этапа

Микроскопкин: Ребята, вспомните, о чём мы с вами говорили, как зёрнышки лучше сохранить, как урожай получить?

Дети: Мы говорили о теплице.

Микроскопкин: Теплица защищает растения, живые росточки. Космонавта в космосе защищает скафандр. Догадайтесь, для чего нужна атмосфера.

Дети: Ура, атмосфера как теплица, как скафандр.

Микроскопкин: Эврика, замечательное открытие.

Дети: Атмосфера из воздуха.

Микроскопкин: А воздух, которым мы дышим, состоит из различных газов. И вроде прозрачный воздух, невесомый, а на самом деле…

Дети: Воздух, атмосфера защищает землю как теплица и скафандр.

Микроскопкин: От чего атмосфера защищает Землю?

Дети: От космических лучей, они убивают всё живое. От всего вредного.

Микроскопкин: А про температуру что скажете?

Дети: В космосе может быть очень жарко, а на Земле своя погода, которая нам подходит.

Дети: Не слишком холодно и не слишком жарко.

Микроскопкин: Атмосфера создаёт нужный для жизни температурный баланс.

Дети: Нормальная температура, своя погода.

Микроскопкин: В космосе один климат, а на Земле…

Дети: Другой. Мы как будто в теплице живём, под защитой атмосферы.

Микроскопкин: А если исчезнет атмосфера…

Дети: Всё живое погибнет, ещё засуха будет, и нечем будет дышать, ведь тогда воздуха не станет.

Микроскопкин: Атмосфера защищает от обезвоживания, от засухи?

Дети: Защищает, как теплица, поддерживает, вы нам говорили, водный баланс.

Микроскопкин: Чтобы вода не испарялась?

Дети: Да, без атмосферы океаны и реки пересохли, и всё живое умерло, и Земля стала как летающий камень.

Микроскопкин: А ещё теплица защищает от такого льда, который, случается, с неба падает, забыл, как называется, круглые такие ледышки, размером с горошину, а то и с куриное яйцо…

Микроскопкин: А в космосе кое-что поопаснее града летает, про метеориты слышали?

Дети: Да, метеориты это космические камни, целые глыбы.

Микроскопкин: Если атмосферы, защиты нет, то метеориты оставляют на поверхности планеты огромные воронки, которые называются кратеры. Эти кратеры по размеру могут быть больше моря. Такие вот градины космические летают (показывает луну, кратеры на луне). Получается, что атмосфера защищает ещё и от…

Дети: От метеоритов, мы смотрели передачу, метеориты врываются в атмосферу на огромной скорости и сгорают в ней.

Микроскопкин: Вот у Земли есть кольчуга, одеяло, бронежилет, надёжный щит?

Дети: Да, это атмосфера.

Микроскопкин: Что такое атмосфера, кто лучше скажет?

Дети: Это защитная оболочка Земли, она состоит из воздуха. Она, как теплица, защищает жизнь на нашей планете.

Микроскопкин: Спасибо, друзья.

Контекст: повторение, закрепление, контроль, оценка, коррекция неблагоприятных вариантов. Вопросы должны помочь детям сконцентрироваться на главном.

Вопросы и задания для повторения, закрепления, категоризации информации

Мы специально привели избыточное количество вопросов. В зависимости от конкретных условий протекания заключительного этапа диалога, педагог должен выбрать именно те вопросы (5–7), которые помогут вашим собеседникам ещё раз мысленно воспроизвести самые важные, ключевые положения и моменты дидактического диалога. Для фиксации результатов общения финал учебного взаимодействия целесообразно (как и в предыдущем диалоге) обыграть, устроив конкурс рисунков, объяснительных схем, созданных ребятами (возможна помощь родителей) по теме: «Что такое атмосфера?».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *