Как объяснить ребенку что такое авторитет
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
Ольга Майорова
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
В семье важно поддерживать авторитет друг друга, помня при этом, что завоевать его трудно, а безвозвратно потерять легко, особенно в мелких повседневных стычках, перебранках, ссорах. Часто супруги, не задумываясь о последствиях, по поводу и без повода в присутствии детей высмеивают, оскорбляют и унижают достоинство друг друга. Особенно часто это делается по отношению к отцу.
Социологические исследования показывают, что многие дети-школьники ставят роль отца на третье, четвертое место при решении таких вопросов, как «С кого бы ты хотел брать пример?», «Кому бы доверил свою тайну?». Мать, братья, дедушки, бабушки, сверстники часто оцениваются как авторитеты выше, чем отец. Исследования показывают, что мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и переносят этот образ на самих себя. Как правило, мальчик испытывает к «второстепенному отцу» чувство любви и жалости, а унижение отца воспринимает как свое собственное. Но бывают случаи, когда, отвергнув образ отца, ребенок будет искать другие мужские идеалы, и неизвестно, куда заведут его эти поиски. Девочки несколько меньше ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если он ласков и добр с ними.
В практике семейного воспитания распространена такая ошибка, когда родители, осознав, что поступили неправильно, не признаются в этом своим детям под предлогом «не потерять авторитет». Дети дошкольного возраста могут не замечать поведения родителей, но в подростковом возрасте оценке подвергается все поведение родителей, что не проходит бесследно.
Несколько видов ложного авторитета родителей, которые встречаются в современных семьях.
Самым распространенным видом является авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Обстановка изнеженности, захваливания, слепой любви, преклонения, угождения наряду с постоянной тревогой за жизнь и здоровье сына или дочери создает в семье эгоиста, который, подрастая, ни с кем не считается, у которого формируется иждивенческая позиция.
Другой вид семейного воспитания — ложный авторитет доброты. В семьях этого типа родители все разрешают ребенку. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества, исполнения любой его прихоти, каприза. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного. В результате семья вырастит баловня, предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающего обществу и семье, не признающего запретов.
Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.
Ложным авторитетом подавления, является такой, при котором складывается авторитарный стиль внутрисемейных отношений, исходящий главным образом от отца. В некоторых семьях, живущих со своими родителями, такой тип воспитания часто исходит от представителей старшего поколения. Они требуют подчинения себе не только от детей, но и от остальных взрослых членов семьи, не дают развернуться детским возможностям. При непослушании, сопротивлении отец или бабушка раздражаются, кричат. В такой семье часто наказывают ребенка. Естественно, что вырастает безвольный, замкнутый, забитый ребенок или, наоборот, деспот.
Педагогический такт заключается в умении взрослого найти наиболее правильный путь к взаимопониманию с ребенком, установить с ним деловые и эмоциональные контакты, соблюдать чувство меры. К сожалению, родители порой допускают грубость, нетерпимость, категоричность. Это относится и к матери, как главной воспитательнице детей. Именно она должна аккумулировать в себе в наибольшей мере доброту, мягкость, доверительность общения с детьми. Если члены семьи не оказывают матери помощи в ведении домашнего хозяйства, то у нее возникают нервные и физические перегрузки. Мать становится невыдержанной, а потому кричит на ребенка, часто незаслуженно наказывает его. Каков же авторитет у такой матери?
Другой разновидностью ложного авторитета является тип семейного воспитания- авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе родители, сами того не замечая, «покупают» у ребенка с помощью подарков, бесконечных обещаний. «Будешь хорошо себя вести, тогда куплю.»— часто слышат воспитатели разговоры матери с ребенком. В такой семье растет ребенок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.
Отсутствие постоянной линии воспитания создает в семье обстановку, с одной стороны, бесконтрольности, распущенности, с другой — напряжения, порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.
Памятка для родителей на тему: «Авторитет — основа воспитания»
• Требовательное отношение к себе — основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.
• Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, от-ветственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.
• Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.
• Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзьям.
• Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенкус неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
• Духовное общение с детьми — одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятия спортом, рукоделием, художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).
• Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
• Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.
• С обещаниями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.
Влияние музыки на развитие личности ребенка В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Он сосредоточивает свое внимание на услышанной мелодии, замирает.
Консультация для родителей «Всестороннее развитие личности ребенка с помощью театрализованной деятельности» Цель: Формирование представлений детей о театре как виде искусства на эмоциональном уровне. Развитие артистических способностей детей через.
Развитие личности ребенка средствами аппликации В. А. Ермакова, Ю. В. Скотникова, МБДОУ ЦРР Д/С №196 городского округа город Воронеж. В детском саду изобразительная деятельность включает.
Развитие личности ребенка в игре Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру,.
Технологическое описание опыта «Влияние сказок на развитие личности дошкольника» «Влияние сказок на развитие личности дошкольника» Огромное влияние на развитие теории дошкольного воспитания в России оказал великий русский.
Влияние наказания на формирование личности ребенка В большинстве случаев наказание – не эффективный метод воспитания. Сюда входят все негативные реакции – физическое наказание, устный выговор.
Влияние семьи на развитие ребенка Ребёнок учится тому, Что видит у себя в дому, Родители пример ему. Кто при жене и детях груб, Кому язык распутства люб, Пусть помнит, что.
Влияние сюжетно — ролевой игры на формирование личности ребенка Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в со-стоянии обновления и развития. Основной задачей дошкольных.
Влияние электронного экрана на развитие ребенка В настоящее время нет семьи,живущей без телевизора. Взрослые не представляют себе жизни и работы без компьютера. Электронный экран полностью.
Консультация «Родительский авторитет — из чего он складывается?»
Любовь Борисова
Консультация «Родительский авторитет — из чего он складывается?»
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребёнка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых её членов, но и всем образом жизни. Отношение в семейном коллективе требуют взаимопонимание, ответственности, умения организовывать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.
Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут широкими общественными интересами, а семейный коллектив сплочён общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на воспитание детей. но если они ведут праздный образ жизни, семья замкнута в своём узком мирке или каждый её член живёт своей жизнью. В такой семье царит чёрствый эгоизм.
Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребёнка, знают далеко не все. Педагог объясняет родителям, как создаётся авторитет, какова его основа.
Каждая семья накапливает свой опыт воспитания, вырабатывает взгляд на его цели, конкретное содержание и т. д. так молодая семья создаёт свою культуру отношений, воспитания, общения.
К сожалению, родителине всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии детей. Авторитет родителей держится на поддержке друг друга, уважении, возвышении личности каждого. В глазах детей авторитет родителей основан на достойном образце поведения.
Воспитатели используют любые подходящие ситуации для поддержания авторитета взрослых членов семьи.
Формирование личности ребёнка определяется всем образом жизни семьи. А. С. Макаренко назвал его «общим тоном семьи». Общий тон семьи создаётся личностью родителей, их гражданским лицом. В семье, где не делят обязанности на «женские» и «мужские», одинаково уважительно относятся друг к другу, своим родителям, ребёнок видит примеры доброго отношения к людям. Хотя большинство стремятся правильно воспитывать детей, распространённой ошибкой семейного воспитания в последние годы стало неумение воспитывать уважение к взрослым. Обстановка доверия и эмоционального комфорта, без поощрения и поддержке взрослых, постоянно упражнения детей в положительный поступках, не воспитывают уважительного отношения к окружающим, в том числе и к самим родителям.
А. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей:
1. Авторитет любви. Родители в таких семьях захваливают ребёнка, демонстрируют свои чувства.
2. Авторитет доброты. Родители всё разрешают ребёнку. Дети командуют родителями, капризничают, упрямятся, требуют недозволенного.
3. Авторитет подавления. Складывается авторитарный стиль внутренних отношений (лидирует отец).
4. Авторитет педантизма. В такой семье родители, стараясь сохранить дистанцию, разговаривают с ребёнком подчёркнуто сухо, скучно, по любому поводу читают нотации.
5. Авторитет чванства. Родители в такой семье чрезмерно кичатся своими достижениями, подчёркивают их окружающим.
6. Авторитет подкупа. Послушание детей и хорошее отношение к себе, родители, сами того не замечая, «покупают» у ребёнка с помощью подарков, бесконечных обещаний. В такой семье растёт ребёнок, который никогда не станет делать что-то невыгодное для себя. Он из всего постарается извлечь пользу.
Во многих семьях часто встречается отсутствие единства требований со стороны взрослых. Встречаются и такие семьи, в которых оба родителя не обращают никакого внимания на воспитание ребёнка. Когда они обнаруживают, что у ребёнка неладно с поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криками и слезами. Затем всё продолжается по-прежнему до следующего события.
Отсутствие постоянной линии воспитания создаёт в семье обстановку с одной стороны бесконтрольности, с другой – напряжения, порождает отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз.
Тезисы авторитета взяты из книги по педагогике А. С. Макаренко.
Консультация для родителей «Для чего нужно портфолио дошкольника» Для чего нужно портфолио дошкольника Отношение к портфолио у родителей двоякое. Само слово «портфолио» вызывает у родителей некий страх.
Консультация для родителей «Для чего же нужна музыка в детском саду» Консультация для родителей Музыкальный руководитель Беляева Е. Е. Для чего же нужна музыка в детском саду. Все начинается с детства, в том.
Консультация «Из чего складывается готовность ребенка к школьному обучению?» Саморегуляция – основа готовности к школе Первый и один из самых важных элементов – саморегуляция. Примерно к 7 годам у ребенка формируется.
Консультация «Авторитет родителей» Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей. Родители.
Консультация для родителей для чего нужна артикуляционная гимнастика? Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Консультация для родителей Люди правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности.
Консультация для родителей «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать» Консультация для родителей ранней группы «Для чего нужна мелкая моторика и как ее развивать» «Источники способностей и дарований детей.
Консультация для родителей «Из чего складывается трудолюбие» МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» Консультация для родителей: «Из чего складывается трудолюбие» Подготовила: Хасанова.
Консультация на тему «Для чего нужно читать детям» Дорогие родители мы сегодня поговорим, о том почему полезно читать детям. Сейчас очень стремительная жизнь, очень много разных технологий;.
Консультация психолога «Родительский крик разрушает мозг детей» Исследования нейробиологов показали, что кричать на ребенка в воспитательных целях пагубно для психологического и развития мозга ребенка.
Как завоевать авторитет в глазах своего ребенка — 12 рекомендаций психолога
Воспитание детей – сложный процесс, и каждый родитель выбирает свой собственный путь, чтобы вырастить достойного ребенка. Детские педагоги и исследователи считают, что воспитание – это немного искусство, и у авторитетных родителей больше шансов вырастить счастливых детей, которые смогут принимать правильные решения в любых ситуациях.
Каждый взрослый может стать авторитетным родителем, выбирая верную стратегию воспитания, но сопоставляя при этом ее с характером и особенностями сына или дочери.
Исследователи выделили 12 способов, как стать авторитетными родителями
Поймите, что то, о чем они рассказывают, важно для них, поэтому вам, взрослым, нужно научиться слушать с интересом своих сыновей и дочерей.
Не нужно корректировать чувства детей, лучше акцентируйте внимание на их поведении.
Когда ребенок поймет важные правила относительно режима, безопасности, здоровья и межличностных отношений, ему будет проще следовать им даже в отсутствии родителей.
Но мама с папой должны четко объяснить, по каким причинам сыну или дочери нельзя подходить к розеткам и плите, вовремя просыпаться, завтракать и т.д.
Забудьте фразы: «Сколько раз я тебе говорила, что так делать нельзя», «Перестань так себя вести». Вместо этого скажите: «Если сейчас ты не уберешь разбросанные игрушки, мы не поедем в парк кататься на аттракционах».
Не повторяйте свои слова несколько раз, не меняйте своего решения.
Донесите до детей, что вы недовольны не ими самими, а их поступками.
Например, дочь ударила брата. Не бейте ее в ответ, но лишите какой-то привилегии, например, просмотра мультиков или компьютерной игры. Также поговорите с ней, выясните причину агрессии и научите управлять своими негативными эмоциями.
Давайте ребенку возможность сделать выбор самостоятельно. Авторитетные мама и папа предлагают варианты, из которых сын или дочь смогут выбрать подходящий. Если спросить: «Не хочешь ли ты на завтрак овсянку?», конечно, ребенок ответит: «Нет». Давайте детям право выбора: «Вы хотите сегодня почитать книгу или отправиться на прогулку?», «Тебе больше нравится розовая юбка или джинсовый сарафан?».
Не решайте все вопросы за своего ребенка, но помогайте и будьте рядом.
Даже если вы очень заняты, старайтесь ежедневно выделять достаточно времени, чтобы провести его со своим ребенком.
Завоевать авторитет в глазах своих сыновей и дочерей непросто. Но, если вы хотите воспитать счастливого ребенка, нужно приложить максимум усилий, не давить своим авторитетом, искренне любить и научиться слушать маленького члена семьи.
Как стать авторитетом для своего ребенка
Невозможно единожды или сразу заработать авторитет в глазах ребёнка – это такой процесс, который происходит на протяжении месяцев, лет, изо дня в день. И даже поступить определенным образом несколько раз и стать авторитетом для ребёнка является нереальной задачей.
АВТОРИТЕТ (лат. auctoritas) — власть, влияние, значение, которым подчиняются или доверяют беспрекословно, отказываясь от собственной инициативы или критики.
Большая советская энциклопедия
Здесь следует уточнить, что подразумевают родители под авторитетом в отношении детей, т.к. если исходить из энциклопедического определения, то взрослые люди просто хотят добиться власти и подчинения младших. Это очень недальновидная и опасная ситуация, которой может привести к травме детской психики и инфантилизму будущего взрослого. Если же рассматривается типичное непослушание, свойственное подавляющему большинству детей, то для начала стоит попробовать рекомендации из статьи «Что делать, если ребёнок не слушается».
В данной же статье под авторитетом родителя будет подразумеваться возможность взрослого влиять на решения и действия своего чада без дополнительной аргументации, мотивации и угроз на принципах добровольности и уважения.
Т.е. если ребёнок видит в ком-то авторитет, то он сделает то, что тот просит или велит, практически незамедлительно, при этом чётко понимая, что он и сам бы поступил так и даже скорее всего поступит в будущем, и думая что он выполняет правильное решение/действие. Наличие желания здесь не обязательно, таков мир — часто нужно делать что-то вопреки своей лени или внутреннему сопротивлению, независимо от возраста.
Такой авторитет складывается из вашего ежедневного общения, взаимодействия с ребенком, из того, как вы реагируете на его поведение, как откликаетесь на его просьбы, включаетесь в его жизнь и поступаете в тех или иных ситуациях.
Любой маленький ребенок копирует или подражает поведению своих родителей, но это совсем не значит, что они являются для него авторитетом. Во время роста, воспитания у ребенка происходит считывание ваших моделей поведения — то, что ребенок видит, он этому подражает. Вы являетесь для него живыми примерами того, как нужно взаимодействовать с людьми, поступать в разных ситуациях.
Когда ребенок взрослый (с 11 лет), он может уже сознательно решить для себя: «Я не хочу быть похожим на маму или папу».
Авторитет для ребенка – это когда то, что вы ему говорите, он этому верит, чувствует, что за этим есть правда, есть сила. Ребенок хочет следовать тому, что вы говорите, потому что он доверяет вам, он уважает вас. И ваши слова не являются для него пустым звуком. У вас есть некая связь с ребенком, и он это чувствует и не хочет вас расстраивать.
Мама и папа в роли друга для ребенка
Много времени мы проводим с ребенком, находясь не в роли учителя или воспитателя, а в роли друга. А друг – это тот, с которым можно пошутить и посмеяться, который выслушает все ваши проблемы, просто поиграть.
Если мы хотим быть авторитетом для ребенка, своим поведением, своей реакцией мы должны дать почувствовать ему, что:
Чтобы быть авторитетом для ребенка, он должен вам доверять. А это значит, что он может прийти к вам со всем, что у него на душе. Поэтому вы должны быть открыты для этого, вы можете сказать ему «Ты можешь рассказать мне все, что угодно. Я обещаю, что выслушаю тебя. Я тебя не буду ругать». Очень многие дети боятся говорить правду, они начинают обманывать, лукавить.
Когда ребенок говорит вам что-то неприличное («письки», «какашки» — любимые темы у малышей), не спешите ругать его или пристыжать за это. Скажите, что вы можете с ним обсуждать эти темы, но на улице такие слова лучше не говорить – могут подумать, что это не очень воспитанно, не очень вежливо. «Не говори эти слова в садике, но со мной ты можешь».
Если ребенок говорит вам какой-то секрет, не предавайте его, никому об этом не рассказывайте. Если того требует ситуация, расскажите близким, но чтобы ребенок об этом не узнал. Иначе в другой раз он не пойдет к вам со своим секретом. Ребенок должен знать, что он может рассказать вам все (даже если это что-то неприятное) и это останется только между вами. Это залог того, что в будущем ребенок будет приходить к вам со всем, что его беспокоит и мучает.
Покажите ребенку, что вы его понимаете. Если ребенок выражает какие-то чувства (злость, досаду), скажите ему «Я понимаю, ты сейчас злишься», «Я понимаю тебя». Т.е. не спешите сразу же прекращать его эмоцию («Перестать плакать», «Перестань злиться», «Не нужно раздражаться»). Проблема в том, что мы очень часто стремимся наложить запрет на выражение чувств малыша, что это неправильно или неуместно в данной ситуации.
Почаще обнимайте ребенка, говорите ему «Я так рад(а), что ты у меня есть». Как только ребенок почувствует, что вы его поддерживаете, он тут же начинает более бережно относиться к вам – происходит «отзеркаливание».
Не жалуйтесь ребенку, что у вас не ладятся отношения с другим родителем
Нет ничего хуже для ребенка, когда вы рассказываете ему, как неправ ваш муж, или неправа ваша супруга. Некоторые родители ошибочно используют ребенка как возможность выговориться, желая переманить его на свою сторону, найти в ребенке союзника против кого-то из родителей.
И такие дети испытывают колоссальный внутренний конфликт, потому что они одинаково любят обоих родителей. И когда кто-то из родителей жалуется ребенку на другого родителя, малыш чувствует, что он «предает» другого. Ребенка никогда нельзя перетягивать на одну или другую сторону.
Если ребенок спрашивает, почему родители поссорились, скажите ему «Наши отношения тебя не касаются. Мы сами разберемся». Не надо ребенку рассказывать детали, причины вашей ссоры.
Не снижайте авторитет другого родителя в глазах ребенка
Когда мама что-то разрешила, папа не должен запрещать этого, и наоборот. Когда у вас единая семья, ребенку проще следовать семейным правилам, проще усваивать ограничения. Иначе он быстро научается манипулировать.
Попросить прощения у ребенка, если вы что-то сделали неправильно
Некоторые родители принимают это за слабость и снижение своего авторитета в глазах ребенка – это не так. Вы показываете, что вы обычный человек, который совершает ошибки, но пытается их исправить. Вы даете ребенку замечательный пример, как он может сам исправлять свои ошибки, согласиться с тем, что он ошибся, и извиниться за свою ошибку.
Ложный авторитет
Некоторые родители считают, что авторитет можно заработать путем давления на ребенка, заставляя сделать его то, что вы считаете нужным. Они используют психологическое давление или физические наказания, чтобы вынудить ребенка слушаться, подчиняться. Малыш начинает бояться, он делает что-то из страха, из-за нежелания испытать боль или услышать крик. Такое поведение родителей направлено не на поиски причин, почему ребенок так себя ведет, почему он не слушается, чего ему не хватает, что я могу сделать, чтобы найти к нему ключик – здесь идет акцент на послушание. Т.е. маму и папу не волнует причина, они не хотят с этим разбираться, ребенок должен слушаться, и все.
Такие родители ожидают от ребенка безвольного подчинения. Это ложный авторитет: ребенок может вас слушаться, но исключительно из-за страха наказания, а не из-за того, что вы для него авторитет. У ребенка может быть нормальная реакция: нежелание чего-то делать, несогласие со старшими. А беспрекословно подчиняющийся ребенок – у него подавлена воля, он не может высказать и отстоять собственное мнение (что он хочет или не хочет).
Т.е. когда ребенок проявляет протест – это нормально. И ваша задача, как родителей, — это считаться с этим протестом, но не сдавать свою позицию.
Не нужно слепо требовать четкого выполнение приказов. Попытайтесь понять причины, почему ребенок не хочет это делать, что ему не нравится, а как он думает, предложить ему иные варианты, обсудить их, объяснить ему, почему вы говорите так, а не иначе. Вам важно не злиться и обижаться на ребенка, а спокойно, авторитетно, с уважением к ребенку (к его мнению и чувствам) продолжать объяснять, настаивать на своем и договариваться.
Авторитет с помощью подкупа
Когда вы постоянно сулите ребенку какие-то материальные блага за то, что он правильно себя ведет — это самый лёгкий путь разрушить собственный авторитет в его глазах. Нельзя договариваться с ребенком купить ему что-то, если он будет хорошо себя вести. В этом случае ребёнок начинает слушаться только ради очередной новой игрушки. Дальше он начинает манипулировать, для него станет мало вашего слова или просьбы, он будет постоянно торговаться с вами «А что мне будет, если я это сделаю?». Учтите, с каждым разом цена торга будет увеличиваться.
Авторитет в назидание, если родители постоянно морализируют
Т.е. в адрес ребенка постоянно идут нотации, которые вообще не имеют смысла в таком количестве. Дети быстро развивают психологическую глухоту и перестают прислушиваться. Голос мамы вообще уходит на задний план. Лучше объясните ребенку на своем примере, как вы себя чувствуете, как другие чувствуют, но не будьте постоянным морализатором, иначе ребенок вообще перестанет обращать внимание на ваши пустые слова.
Уважение, понимание и поддержка
Это самые главные «кирпичики», чтобы завоевать авторитет вашего ребенка.
Личный пример и последовательность
Если вы что-то обещаете ребенку – обязательно выполняйте, не обманывайте его. Сюда можно отнести пустые угрозы, когда родитель обещает наказать, но не делает этого, и тогда слова родителя становятся ничего не значащими для ребенка.
Личный пример: если вы грубите ребенку, он тоже будет грубить; если вы кричите – ребенок тоже будет кричать; если вы часто физически наказывайте ребенка – он будет бить других детей или животных. Старайтесь вести себя с ребенком так, как вы бы хотели, чтобы он вел себя с окружающими людьми.
Если вы требуете ребенка следить за чистотой, когда у вас по квартире все разбросано, ребенку будет сложно.
Время, которое родители отводят для себя
Нельзя полностью растворяться в жизни других людей, в том числе и ребенка. У вас должно быть личное время для себя: хобби, спорт и т.п. Если у вас есть какие-то увлечения, вы всегда можете рассказывать своему ребенку. Вы можете его брать с собой в какие-то места, показывать видео, где вы за любимым занятием. Ребенок видит вас: «Моя мама танцует – занимается танцами», «Мой папа катается на мотоцикле», «Мой папа собирает монеты». Т.е. смысл в том, чтобы ребенок видел, что у вас тоже есть какие-то свои увлечения, что вы умеете посвятить время себе и готовы с ним разделить это.
Говорите с ребенком по душам
Доверие – это важнейшая составляющая авторитета. Делитесь с ребенком, как прошел ваш день, что у вас было хорошего, что вы видели, какие у вас есть мысли (но детально не рассказывайте о своих личных переживаниях). Но никогда не делайте ребенка хранителем тайн от кого-то, других взрослых в семье. Никогда не делайте ребенка заложником одних секретов от других. В этом случае вы формируете с ним коалицию против взрослого, и ребенка это начинает тревожить – вплоть до невротических симптомов. Не употребляйте фразы типа «Я тебе расскажу, только не говори об этом папе», «Я тебе скажу, но давай, это будет наш секрет от мамы». Не делайте из ребенка «жилетку», в которую вы можете поплакаться.
При доверительном разговоре с ребенком не засыпайте его вопросами «Я что у тебя случилось?», «О чем ты думаешь?», «Чем недоволен?» От таких расспросов дети часто закрываются, уходят в себя. Поэтому лучший способ доверительного разговора – начать рассказывать о себе.
Расскажите ребенку о своих достижениях
Вашему ребёнку будет интересно узнать, чего вы добились в жизни, чему вы научились – в информативном ключе, чтобы ребенок просто знал о ваших заслугах.
Вопросы читателей
И в конце статьи отвечаем на вопросы от наших читателей.