Как объяснить ребенку что такое басня
Консультация для педагогов «История басни как жанра»
«Мораль сей басни такова.»
«Мораль сей басни такова…» – это выражения нам всем не только хорошо известно, но и понятно.Причина очевидна: знакомство человека с басней происходит с детства. Именно здесь мы впервые начинаем понимать ее глубокий смысл, делать первые выводы из прочитанного и пытаемся поступать правильно, хотя и не всегда это выходит. Сегодня я попытаюсь разобраться с тем, что такое басня.
Басней называют сказку небольших размеров, написанную в нравоучительной манере. Ее действующими лицами являются животные и неодушевленные предметы. Иногда главными героями басни выступают и люди. Басня может иметь стихотворную форму или быть написанной в прозе. Басня состоит из двух частей – повествования и вывода, коим считается конкретный совет, правило или указание, «прикрепленное» к повествованию. Такой вывод обычно располагается в конце произведения, но может быть подан и в начале сочинения. Некоторые авторы представляют его и в виде заключительного слова одного из персонажей сказки. Но как бы читатель ни старался увидеть вывод в отдельно написанной строке, он этого не сможет сделать, так как он прописан в скрытой форме, как само собой разумеющийся в связи с приведенными событиями и разговорами.
Басня один из самых древнейших литературных жанров, ровесница мифов, пришла к нам еще из времен Древней Греции. Эзоп – наиболее известный древний баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих литераторов последующих эпох. Эзоп – легендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались, правда и вымысел. Традиционно его родиной называют Фригию – область в Малой Азии. Считается, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений.
Второй по величине баснописец – Федр. Он был автором не только своих собственных сочинений, но и занимался переводами и переделками эзоповских произведений. В Древнем Риме о том, что такое басня, было известно Авиану и Неккаму. В Средневековье написанием сказок с поучительным выводом занимались такие авторы, как Штейнгевель, Ник Пергамен, Б. Папроцкий, Эразм Роттердамский и многие другие авторы. Прославился произведениями в данном жанре и французский поэт Жан Лафонтен.
В России развитие жанра басни относится к середине XVIII началу XIX веков и связано с именами А. П. Сумарокова, И. И. Хемницера, А. Е. Измайлова, И. И. Дмитриева, хотя первые опыты стихотворных басен были ещё в XVII веке у Симеона Полоцкого и в первой половине XVIII века у А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского.
Ну а самым известным русским баснописцем был и остается Иван Андреевич Крылов. Расцвет его творчества пришелся на рубеж восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Героями произведений чаще всего выступали животные и неодушевленные предметы. Они действуют, словно люди, но своим поведением высмеивают пороки человеческой натуры. Многие животные олицетворяют какую-нибудь черту характера. Например, лисица символизирует хитрость, лев – мужество, гусь – глупость, сова – мудрость, заяц – трусливость, и так далее. Самобытные, гениальные и совершенные басни Крылова переведены на многие европейские и восточные языки. Сам баснописец внес весомую лепту в развитие этого жанра и литературы в целом в России.
Широко известна и признана большая работа С. В. Михалкова в области басни. Поэт продолжил традицию русской классической басни, бичующей отрицательные явления в быту и нравах, подвергающей осмеянию непривлекательные черты в характере и поступках человека.
Перу Сергея Михалкова принадлежит более 200 басен, лаконичность, простота, разговорный язык, юмор основные отличительные черты басенного стиля поэта. Сюжет любой басни, пройдя в творческой лаборатории ее создателя этап обобщения, типизации, превращается в нечто большее в социально и нравственно значимую тему для размышления, ибо основополагающая эстетическая цель сатирического произведения возбуждение представлений об истине, о добре, о прекрасном и, в конечном счете, восстановление справедливости. Но как сложно порой бывает отличить правду от полуправды,говорит сам Михалков в одной из самых коротких и емких своих басен:
«Где наш отец?» — выспрашивал упрямо
Сын-Червячок у Мамы-Червяка.
«Он на рыбалке!» — отвечала мама.
Как Полуправда к Истине близка! («Полуправда»)
Самые известные басни («Шутка», «Ромашка и Роза», «Собака и Осел», «Медвежий мед», «Клятва Гиппократа», «Ученый Кот», «Орлы и воробьи» и другие)— прочно вошли в репертуар мастеров художественного слова нескольких поколений и с течением времени нисколько не постарели.
Развитие басенного жанра напрямую зависит от исторических особенностей формирования каждой отдельно взятой культуры. Главная задача басни состоит в том, чтобы донести и утвердить в умах мудрость поколений и поучительные уроки, применимые как в повседневности и общности, так и в особенных частных случаях.
Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.
Консультация для педагогов «Как разнообразить игровую среду в группе» В начале года я заметила, что дети чаще стали приносить в группу мелкие игрушки из «киндеров», машинки, сувенирчики, попрыгунчики, «лизунчики».
Консультация для педагогов «Игра, как ведущая деятельность дошкольников» Игра как ведущая деятельность дошкольников 1. Что такое игра? 2. Детская игра в педагогическом процессе ДОУ. 3. Игра как ведущая деятельность.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно хвалить ребенка» Известный психотерапевт В. Леви сказал: «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» Эти слова, несомненно, для некоторых.
Консультация для педагогов «Как приучить ребёнка к дисциплине» Вот как учёные говорят о дисциплине: «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для.
Консультация для педагогов «Как создать благоприятные условия зимой на прогулке» [/i]Зима- любимое время года для детей и взрослых. Это время и для развлечений и подвижных игр. Зимняя прогулка является надежным средством.
Консультация для педагогов «Как учить стихи играючи» Замечательно, если человек владеет красивой образной речью, при этом может цитировать поэтические строки, даже включать в речь целые фрагменты.
Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей» Консультация для педагогов «Как воспитать двигательную активность у детей». Двигательная активность, физическая культура спорт – это эффективные.
Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми» СЛАЙД №1Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми. Современные дошкольники легко и с удовольствием.
Консультация для педагогов «Проектная деятельность как метод взаимодействия педагогов и родителей» Консультация для воспитателей Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории Шихалева Н. С. «Проектная деятельность, как метод.
Консультация для родителей «Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей»
Ольга Тычинина
Консультация для родителей «Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей»
Значение басен И. А. Крылова в духовно-нравственном развитии детей
Что такое басня.
Басня – небольшое произведение, выполненное в форме стихотворения или прозы с иносказательной передачей текста. Героями могут быть люди, животные, растения и даже вещи. В начале или в конце произведения в виде короткой фразы передаётся мораль или нравственный смысл, который высмеивает пороки или восхваляет достоинства человека.
По сравнению со сказкой басня короткая и рассказывает об одном событии. Сказки же описывают несколько событий, собранных в одну или несколько сюжетных линий.
История жанра.
Родиной жанра принято считать Древнюю Грецию. Первый баснописец — раб Эзоп (в VI-V веках до н. э.) сочинял нравоучительные рассказы. Его сборник насчитывает около 400 басен. Талантливому и строптивому рабу хозяин дал свободу. Позже сюжеты Эзопа перенимали известные писатели. Поэтому иносказательную манеру жанра назвали «Эзопов язык».
Эпоха Возрождения знакомит с творчеством Лафонтена. Оно основано на древнегреческих мифах, фольклоре Франции, Индии. Его басни высмеивают порочные человеческие черты характера, спрятанные в образах животных. В некоторых произведениях мораль скрыта в тексте и читающий должен сам найти истину. Мудрость философских рассуждений и ироничность, актуальны в настоящее время для детского и взрослого поколения.
Лучшие стихотворные басни для детей по праву принадлежат первому русскому творцу этого жанра Крылову Ивану Андреевичу. Около 200 детских басен в шутливой форме высмеивают пороки людей. Простой стихотворный ритм с элементами беседы легко запоминается. Афоризмы автора до сих пор используются в разговорной речи и среди писателей.
Тонкий юмор, живое сценическое действие и точно подмеченный смысл вызывает интерес у взрослых и детей, да и в театральных инсценировках пользуются популярностью.
Басни Крылова показывают, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму.
В каком возрасте этот жанр может быть понятен и интересен ребенку?
Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен.
«Нет нужды говорить о великой важности басен Крылова для воспитания детей, — писал Белинский. — Дети бессознательно и непосредственно напитываются из них русским духом, овладевают русским языком и обогащаются прекрасными впечатлениями единственно доступной им поэзии».
По замечаниям методистов, к восприятию басен ребенок готов уже в 5-6 лет. Басни Крылова привлекательны для детей благодаря динамичному сюжету, мастерски выстроенным диалогам, юмору и стихотворной форме, в которой написаны произведения. Ребенку несложно проследить и запомнить сюжет, где действуют 2-3 персонажа. Кроме того, за каждым персонажем закреплена одна характерная черта животного, иногда знакомая еще с народных сказок: Лиса хитрая, Осёл упрямый, Мартышка вертлявая, Ворона доверчивая, глупая и т. д. Поэтому герои в процессе знакомства детей с разными баснями будут легко узнаваемы. По этой же причине будет достаточно легко организовать с детьми после прочтения басни беседу, чтобы выявить нравственный идеал.
Как привить любовь у детей к басням?
Выберите момент, когда вы в хорошем состоянии духа и ваш ребенок расположен к восприятию нового, и прочтите ему басню. Театральные эффекты и выразительность при чтении (пусть каждый герой говорит своим особым голосом) только приветствуются! Если ребенку это понравится, вы можете вместе посмотреть мультипликационный фильм, послушать аудиозапись.
Так как басни написаны в XIX веке, то некоторые слова могут быть непонятны. Их следует обязательно разъяснить. Потом можно организовать беседу, предлагая детям ответить на ряд вопросов. Часто дети затрудняются объяснить смысл басни своими словами. Они понимают услышанное не так, как взрослые. Для них важен предмет, образный мир. Поэтому нужно проводить ассоциации: приводить примеры из личного опыта ребёнка, подбирать подходящие по смыслу русские пословицы. И тогда дети лучше видят скрытый смысл басни, лучше усваивают её нравоучительный характер. Всё это не только вызывает интерес к беседе, но и помогает осознать жизненность ситуаций, изображенных Крыловым. Интересны будут и творческие задания, где нужно побыть художником или актером. При их выполнении также необходимо сотворчество взрослого и ребенка и ваша искренняя заинтересованность в этой деятельности. Развитию речи способствуют пересказы по сюжетным картинкам.
Обязательным должен быть выход на мораль басни. Это вопросы: чему учит басня? Можно ли поступать так, как герой басни?
Таким образом, басни И. А. Крылова способствуют духовно-нравственному воспитанию детей.
Что такое хорошо и что такое плохо детям-дошкольникам помогут понять следующие басни:
«Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Квартет», «Слон и Моська», «Лебедь, Рак и Щука», «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна». «Лисица и виноград».
Творческий проект «В мире басен И. А. Крылова» в старшей группе Детское творчество к 250-летию со дня рождения И. а. Крылова. «По страницам басен И. А. Крылова» Муниципальное дошкольное образовательное.
Консультация для педагогов и родителей «Проблемные ситуации в социально-нравственном развитии ребенка» III. Консультация для педагогов и родителей по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Проблемные ситуации и этические.
К 250-летию со дня рождения И. А. Крылова. Инсценировка басен. Сценарий для учащихся школы-интерната Идея инсценировки в соединении нескольких басен в одно целое. Музыку я использовала из м/ф «Пластилиновая ворона». Сцену разделили на две.
Консультация для родителей «Роль народных сказок в эмоционально-нравственном развитии ребенка» Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по – иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь,.
Консультация для родителей: «Значение фольклора в музыкальном развитии детей» Фольклор является объединяющим миром детей и взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов.
Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста» Смирнова Наталия Евгеньевна, воспитатель.
Мастер-класс «Методика заучивания наизусть художественных произведений басен И. А. Крылова» МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Методика заучивания наизусть художественных произведений. Заучивание басни И. А. Крылова «Кукушка и петух» Задачи образовательной.
Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном развитии детей» Пояснительная записка В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение.
Значение пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста. Консультация для родителей В жизни существует,не долгий но увлекательный период, когда детский мозг способен на предельное формирование и обучение-это дошкольный возраст. И.
Значение жанров малого фольклора в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Устное народное творчество-это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, прибаутки, перевертыши, считалки,.
Басня как литературный жанр и её характерные признаки
Басня — это литературный жанр, героями которого являются животные, наделенные чертами характера, присущими людям. Манера повествования сюжета носит характер сатирический, где в аллегорической форме высмеиваются и прямо указываются пороки героев, их неправильное поведение, дурные черты характера, а также результат, к которому это может привести. Мораль басни — это прямое нравоучение.
Возникновение и развитие басенного жанра
По дошедшим до наших дней источникам, автором первых басен был раб Эзоп с острова Самос. По некоторым источникам, его хозяина звали Иадмон, по другим — Ксанф. Эзоп прославился на века своим незаурядным умом и тем, что за свою мудрость и умение давать своему хозяину важные советы, ему была дарована свобода. Особенностью басен Эзопа было то, что он в иносказательной форме обрисовывал своему хозяину волнующую того ситуацию и правильный путь выхода из нее.
Басни Эзопа в их первоначальном виде не сохранились. Но они передавались народом из уст в уста, из поколения в поколение и в дальнейшем были художественно переработаны и записаны на латинском и греческом языках поэтами нашей эры (Федр — I в., Бабрий — II в. и Авиан — V в.).
Басенный литературный жанр в Европе
Начиная с XVI века, в Европе поэты и прозаики увлекались переводами античной литературы. С начала XVII века басня в Европе получила свое бурное развитие и перешла в разряд литературного жанра.
Известными европейскими баснописцами являются: немецкие поэты Г. Лессинг и Х. Геллерт, французский поэт Ж. Лафонтен, английский поэт Т. Мур. Они увлекались античной литературой и стилем подражали Эзопу.
Басня в России
В XVII—XVIII вв. еках многие поэты и писатели России, отдавая дань европейской моде, тоже занимались переводами античной литературы, а также переводами на русский язык произведений европейских баснописцев. К их числу можно отнести: С. Полоцкого, А. Сумарокова, И. Хемницера, А. Измайлова, И. Дмитриева, А. Кантемира, В. Тредиаковского. Очень нравоучительные басни для детей были написаны Л. Толстым. Благодаря стараниям перечисленных великих русских поэтов и писателей, в русской литературе появился, развился и утвердился новый жанр — басенный.
Главным мастером русской басни в стихотворной форме является Крылов Иван Андреевич. Его персонажи реалистичны, живы и узнаваемы; высмеиваемые пороки и недостатки присущи не только отдельно взятой личности, а характерны для больших групп людей и даже всего общества в целом; их мораль наделена многовековой народной мудростью, что делает их понятными и актуальными для любых времен и народов.
Это интересно: рассказ о Пушкине — краткая биография и его творчество.
В советской литературе басня продолжала занимать свою значимую нишу в ряду литературных жанров. «Отцом» советской басни стал Демьян Бедный. Его тематика была революционная, он высмеивал остатки буржуазного менталитета, противопоставляя ему новый социалистический уклад жизни и присущие ему ценности.
В более поздней советской литературе продолжателем басенного жанра стал Сергей Михалков. Его персонажи носили остро выраженный сатирический характер, направленный на разоблачение подобострастия, подхалимства и других нравственно низких поступков, процветающих в то время в обществе.
В советской литературе нашли свое место баснописцы разных национальностей и народностей, населявших территорию Советского Союза. Их персонажи были наделены национальными чертами и специфическим колоритом, были актуальны и поучительны.
Признаки басенного жанра
Басенный жанр имеет несколько признаков и особенностей, которые его отличают от других литературных жанров:
Как отличить басню от сказки
Басня, сказка и притча созвучны друг с другом. Они имеют много общего, но между ними имеются и весьма существенные различия, которые позволяют безошибочно определить к какому конкретно литературному жанру они относятся.
Басни, сказки и притчи имеют следующие общие черты:
Различия:
В качестве примера вспомним «Сказку о мертвой царевне» А. С. Пушкина. Повествование начинается с того, что у царя умирает первая жена, от которой у него растет маленькая дочь. Через год тоски и печали царь женится на другой. В течение времени дочь вырастает в красавицу, и тут начинают разворачиваться события, связанные с женской ревностью мачехи к падчерице. И так далее, вплоть до того момента, когда ее находит царевич Елисей в хрустальном гробу и поцелуем пробуждает от долгого сна. То есть это длинная история.
В баснях же описывается отдельный маленький эпизод какого-то события. В качестве примера возьмем басню И. Крылова «Слон и Моська». Мы об этом событии ничего не знаем: что это за Слон, откуда и зачем его привезли, как долго пробыл Слон в городе. Нам только известно, что из толпы зевак выскочила Моська и облаяла этого важного заезжего гостя. Вот и весь сюжет, но мораль понятна всем, и свою актуальность она не потеряла до сих пор.
Интересно знать: Что такое литота в русском языке?
Значение в воспитании детей
В воспитании ребенка басня имеет очень большое значение. Знакомство с нею у ребенка происходит в том возрасте, когда ему начинают читать первые книжки. Еще не постигая всего глубинного смысла, ребенок начинает отличать плохое поведение одних персонажей от хорошего поведения других, разбираться в иносказательных формах героев, понимать юмор и делать для себя первые выводы. Лучшему восприятию сюжета служат иллюстрации и ребенок учится зрительно воспринимать и отличать описываемые образы.
Классный час 2-3 класс на тему: Басни
Методическая разработка классного часа «О басне» для младших школьников 2-3 класса
Цель: расширить представления детей о басне, познакомить с термином «эзоповский язык»; развивать внимание, мышление, воображение, речь; прививать любовь к классической литературе.
Учитель. Ребята, расшифруйте, пожалуйста, как звучит тема сегодняшнего нашего разговора. (Запись на доске.)
Ответ. О БАСНЕ.
Понятие «басня» у нас неразрывно связано с именем Ивана Андреевича Крылова, популярнейшего русского баснописца, хотя басни пробовали писать и другие авторы. Можете ли вы назвать кого-нибудь из них? (Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. В. Михалков).
Имеете ли вы представление о том, что такое басня?
А сможете ли отличить басню от другого жанра? Попробуйте.
После чтения каждого произведения учитель просит высказать свое мнение и попробовать обосновать его.
• Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему было нечего — он упал наземь и притворился мертвым.
Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.
Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну что, — говорит, — медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что плохие те люди, которые в опасности от товарищей убегают».
(Басня. Л.Н. Толстой — «Два товарища».)
• Кот Тимофей — открытая душа,
Коту Василию принес в зубах мыша:
Кот Васька отмечал день своего рожденья
И принимал преподношенья.
Увидев дичь, что гость ему принес,
Хозяин проурчал, брезгливо морща нос:
«Спасибо, брат! Но только зря старался!
Давно прошли те дни,
Когда мышами я питался.
Уж ты меня, дружище, извини!»
Смущенный гость был удивлен безмерно:
Чтоб кот не ел мышей? Ослышался, наверно!
Хотел переспросить, но. подали обед:
Сметану, масло, сыр, печенку и паштет,
Колбасы всех сортов и даже
Такую колбасу, которой нет в продаже.
К столу все новые закуски подносили.
Тимошка-кот наелся до ушей.
«Вот так, брат, и живем. — мурлыкал кот Василий, —
Обходимся, как видишь, без мышей!»
Когда бы у меня читатели спросили,
О чем завел я в этой басне речь,
Я им ответил бы, что данный кот Василий
Жрал то, что должен был стеречь!
А этаких котов, не ловящих мышей,
Из кладовых пора бы гнать взашей!
(Басня. С. Михалков — «Коты и мыши».)
• Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
(В. Берестов — «Искалочка».)
• Кит — самый большой зверь на свете. Он живет в море, плавает в воде, как рыба.
Заплывет кит в холодные моря, где один лед да снег, плавает он и на юг, где круглый год жара, гоняется за рыбьими стаями. Куда рыба, туда и он.
Захватит кит в рот целую стаю рыб вместе с водой, воду выпустит, а рыба во рту останется — в китовом усе застрянет. Только не думай, что это и вправду усы. Это во рту у кита такие пластины, вроде решетки, а называются эти решетки китовым усом.
• Лиса, не видя сроду Льва,
С ним встретясь, со страстей осталась чуть жива.
Вот, несколько спустя, опять ей Лев попался,
Но уж не так ей страшен показался.
А третий раз потом
Лиса и в разговор пустилася со Львом.
Иного так же мы боимся,
Поколь к нему не приглядимся.
(Басня. И. Крылов — «Лев и Лисица».)
БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Написан он может быть как в прозе, так и в стихах. Героями басни становятся не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. В начале, или в конце басни сформулирован вывод, основная поучительная мысль. Она называется. Прочтите, как она называется. (Рисунок на доске.)
Постарайтесь вспомнить названия басен И. А. Крылова, мораль из которых я назову.
• «Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши!» («Стрекоза и Муравей»)
• «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица»)
• «А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить». («Кот и Повар»)
• «Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!» («Слон и Моська»)
• «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он кукушку». («Кукушка и Петух»)
• «Вперёд чужой беде не смейся, Голубок». («Чиж и Голубь»)
Способ, с помощью которого выражена главная мысль в басне, называется эзоповским языком.
Что же это за язык такой? Эзоп — самый известный древнегреческий баснописец, чьи произведения стали классическими и неоднократно переводились на разные языки мира. Их сюжеты послужили основой для творчества многих писателей последующих эпох. Эзоп — полулегендарная личность, о жизни которого ходило много рассказов, в которых смешивались правда и вымысел. Известно, что он был рабом, несколько раз переходившим от одного хозяина к другому и перенесшим много злоключений. Считается, что именно он первым начал сочинять басни, проявляя удивительное остроумие и находчивость и открыв язык иносказания, когда автор высказывается не прямо, а намеками. Басни Эзопа были написаны прозой — ярко, ясно и просто. Они составлялись в сборники под названием Эзоповы басни. Их переписывали, изучали в школах, заучивали наизусть.
В России же всех баснописцев XVIII—XIX веков затмил, как вы уже догадались, Иван Андреевич Крылов. Эзоповским языком он овладел в совершенстве. Через иносказание, пословицу, поговорку, намек он говорил правду, о которой хотел поведать читателям, но которую нельзя было сказать напрямик, чтобы не навлечь на себя гнев правителей.
Напомню вам басню «Мартышка и очки».
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло еще не так большой руки:
Лишь стоит завести очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу, пропасть! — говорит она, — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
В этой басне под видом обезьяны, не умеющей обращаться с очками, изображен «невежда познатней», который гонит все полезное, в том числе и науку. Наука делает человека более зорким и дальновидным — как очки; но мартышки, кривляющиеся у трона, могут разбить эти очки.
В баснях «Квартет» и «Лебедь, Щука и Рак» автор осмеял Государственный совет и его руководителей за их неспособность к полезным политическим действиям.
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь»,
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Со времени написания крыловских басен прошло очень много лет. И пусть мы не всегда знаем, по какому поводу они были сочинены, кого хотел осмеять, ославить автор, но, тем не менее, его произведения нам интересны, они остроумны и поучительны, мы с удовольствием их читаем и знаем многих их героев.
Герою из левого столбика найдите пару среди героев правого столбика.