Как объяснить ребенку что такое белки жиры и углеводы
Что ваш ребенок знает о еде? Восполняем пробелы
Как рассказать детям о пищеварении
Екатерина Сигитова психотерапевт
Конечно, всю эту информацию невозможно передать детям за один разговор — ее слишком много, поэтому просто не получится быстро. Можно рассказывать по чуть-чуть, постепенно добавляя что-то новое по мере развития темы и появления вопросов. Если в вашей семье питание построено не по стандартным принципам (например, вы вегетарианцы или сыроеды), то, что не согласуется с вашей системой, нужно будет заменить и рассказать по-своему.
Помните, что эти блоки информации — не «энциклопедия всего», а только базовые сведения, которых достаточно, чтобы ребенок при необходимости смог найти дополнительные разъяснения, чтобы мог сориентироваться и понять, каких именно знаний ему не хватает.
Какие бывают группы продуктов
Что такое еда? Это «горючее» для нашего организма, с помощью которого мы живем, думаем и двигаемся. Если мы не будем есть вообще, то не сможем жить. Если же мы не будем есть достаточно, то наше тело будет работать не так хорошо, как нам бы хотелось.
Еда бывает разная, ее принято делить на группы по разным признакам. Например, так: овощи, фрукты, молочные продукты, мясные продукты, крупы и каши, хлебопродукты, напитки. Чтобы организм работал хорошо, желательно регулярно есть пищу из каждой группы, но это не обязательно. Есть люди, которые не едят некоторые группы продуктов, потому что им нельзя или потому что они не хотят.
Как правило, наше тело достаточно хорошо разбирается в том, какого именно питания сейчас ему не хватает, и умеет подавать такие сигналы в мозг, чтобы мы захотели именно этой пищи.
Некоторые продукты нужны нам для здоровья или роста, и без них нам было бы сложно, а некоторые, в общем-то, не так уж и нужны, скорее они приятны на вкус и радуют нас, но в больших количествах могут перегружать организм. Их лучше всего есть не постоянно, а иногда. Некоторые люди так и называют эту группу продуктов — иногда-еда (sometimes food).
Что такое обмен веществ
Чтобы наше тело работало хорошо, в него постоянно приходят и из него уходят разные вещества: мы их едим или пьем, они перевариваются, распадаются на то, из чего состоят. Потом наш организм получает из них воду, белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы, ненужные остатки выводит, а часть откладывает в запасы. Это и есть обмен веществ.
Скорость, с которой все это происходит, у разных людей разная: как правило, у тех, кто больше двигается и расходует больше энергии, обмен веществ идет быстрее, а у тех, кто много лежит, — медленнее. Скорость, с которой вещества обмениваются, может влиять на аппетит и на количество пищи, которое хочется съесть.
Иногда что-то работает неправильно, и обмен веществ нарушается — например, в некоторых случаях организм может начать откладывать слишком много запасов, и тогда жира становится так много, что телу тяжело его носить. Это называется ожирение.
Зачем нам белки-жиры-углеводы, витамины и микроэлементы
Большинство продуктов построены из разных веществ. Они влияют на то, какой продукт на вкус, сколько в нем энергии, и иногда даже на то, как он выглядит. Основные вещества — это белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы.
Белки. Они нужны, чтобы тело могло расти и строить само себя, а еще для того, чтобы заменять износившиеся стройматериалы новыми, чтобы носить разные вещества по крови туда-сюда, чтобы создавать антитела, которые борются с вирусами и бактериями.
Белков очень много. Они делятся на животные (те, которые содержатся в мясе и в продуктах, получаемых от животных, — например, в молоке, сыре и яйцах) и растительные (те, которые содержатся в растениях, например, в фасоли). Нашему организму нужны оба вида белков, поэтому желательно есть и животные продукты, и растительные. Но есть люди, которые не едят животные продукты, — они называются вегетарианцами. Большинство из них вполне справляются без животного белка.
Жиры. Это вещества, в которых наше тело запасает энергию «на потом». Но у них есть и другие функции: защищать тело и внутренние органы мягкими «подушечками», помогать удерживать тепло, делать волосы и кожу гладкими и красивыми. Поэтому очень важно иметь достаточно жиров в организме. Жиры содержатся в масле и сыре, немного их есть в мясе, яйцах, рыбе.
Углеводы. Как раз они в основном и есть «бензин» для тела, потому что с их помощью мы хорошо и быстро соображаем, а также двигаемся. Углеводы тоже делятся на две группы: простые, которые легко переварить (они, как правило, сладкие на вкус, содержатся во фруктах, в сладкой еде и напитках), и сложные, которые долго перевариваются (у них нет специального вкуса, они содержатся в каше, спагетти, хлебе и некоторых овощах).
Витамины и микроэлементы. Организму для здоровой и приятной жизни недостаточно только лишь белков, жиров и углеводов — ему нужны дополнительные вещества для разных задач. Этих веществ много, некоторые из них совсем крошечные по размеру, и их нужно мало, поэтому они называются микроэлементами. А некоторые размером побольше, и их нужно много — они называются витамины и обозначаются английскими буквами: А, В, С.
Например, чтобы сердце хорошо билось, а почки хорошо выводили лишнюю жидкость, нужны микроэлементы калий, кальций и магний, а чтобы кожа не была сухой, нужно, чтобы было достаточно витамина А. Каждый продукт обязательно содержит какое-то количество витаминов и микроэлементов, поэтому, если чего-то в организме не хватает, можно есть больше этого продукта, и баланс восстановится.
Что такое калории
Чтобы жить, расти и двигаться, нам нужна энергия, которую организм берет из еды. Чем больше энергии содержит какой-то продукт, тем больше в нем калорий — это то, в чем измеряется энергия, подобно тому как рост измеряется в сантиметрах.
Каждому человеку нужно разное количество энергии — это зависит от роста, веса, возраста и того, насколько мы активны. Если с едой пришло слишком много калорий, тело умеет делать запасы — обычно превращая лишнюю энергию в жир.
Зачем мы пьем воду
Наше тело более чем наполовину — это вода! Вода есть почти в каждой клетке тела, кроме мест, где ее совсем мало (например, волосы и ногти). Тело использует воду каждый день — она содержится в клетках, она составляет основу крови, она увлажняет наши глаза и рот, она обходит все тело и выходит в виде мочи или пота.
Поэтому, чтобы тело работало хорошо и могло делать все, что нужно, ему требуется достаточно воды. Взрослым — 1,5–2 литра каждый день, детям поменьше. Часть воды можно получить из еды, ведь в еде она тоже есть, особенно во фруктах и овощах. Часть воды можно пить просто так.
Как устроено пищеварение
Пища, которую мы съедаем, не остается в нашем организме прямо такими же кусками, а постепенно становится жидкой и растворяется, чтобы вещества, из которых она состоит и которые нам очень нужны, могли хорошо всасываться. Это называется «пищеварение», потому что пища как бы варится в нас, как суп в кастрюльке. Только не кипит.
Сначала мы жуем еду, измельчаем ее зубами и перемешиваем со слюной — это первая «варка». Потом пища проходит изо рта в горло и по трубке-пищеводу проходит в мешочек-желудок, где ее начинает растворять желудочный сок (вторая «варка»).
Потом еда переходит в очень длинную трубку-кишку, в которой как раз и расщепляется на вещества. Расщеплению помогают желчь и специальный сок, их делают печень и поджелудочная железа, потом они подают эти жидкости в трубку-кишку (третья «варка»). Трубка-кишка внутри пушистая, как ковер, и каждый волосок умеет всасывать что-нибудь вкусненькое из еды (четвертая «варка»).
В «варке» и всасывании еды внутри пушистой кишки участвуют еще и бактерии-друзья — маленькие живые существа, которые живут прямо в нас и помогают нашему телу выполнять какие-то функции. Их очень много — у взрослого человека в кишке может быть больше килограмма, но они крошечные, и их почти не видно, хоть они и очень стараются всасывать еду (пятая «варка»).
Остатки еды, которые не понравились ни пушистой кишке, ни бактериям-друзьям, выжимаются почти досуха и выходят из нас в туалете.
Приготовление еды делает ее вкуснее?
Раньше, когда люди еще не умели добывать огонь, они ели все сырым. И сейчас есть люди, которые всю еду едят сырой (они называются сыроеды). Но большинство людей пищу варит, жарит или как-то по-другому готовит.
Готовить некоторые виды еды нужно, чтобы с ней к нам в рот не попали бактерии-враги — те, которые могут вызвать болезни. Еще пищу часто готовят для того, чтобы она стала вкуснее или чтобы ее вообще можно было разжевать.
Еще приготовление еды влияет на то, сколько энергии мы из нее получим, — можно добавить энергии с помощью масла или сахара. Но если добавить очень много масла, сахара или того и другого вместе, получится иногда-еда.
Чем мы отличаемся от древних людей
Раньше люди добывали себе еду охотой или собирали корешки и ягоды, позже начали держать домашних животных и выращивать овощи и фрукты в огородах и садах. В целом, чтобы получить чуть-чуть еды, требовалось ужасно много труда.
Сейчас все по-другому: мы покупаем еду в магазине или заказываем в кафе, нам не надо для этого несколько часов бежать по лесу или копать землю. Из-за этого происходит много всяких изменений: люди могут переедать или загружать свое тело продуктами, которые в прежних условиях они никогда не смогли бы получить в таком количестве за один раз. Например, пол-литра кока-колы!
Столько сахара древний человек не съедал, наверное, за всю жизнь. Поэтому нам нужно быть внимательными с количеством еды, а также с сахаром и жиром, которые в ней содержатся. Ведь сил мы тратим не больше, чем древние люди, а может, и меньше.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Открытый урок по окружающему миру : «Наше питание. Органы пищеварения»
Веселый прозвенел звонок!
Мы начинаем наш урок.
Мотивация
– Девиз нашего урока – «Хочу все знать!» (хором)
Будем отвечать активно,
Захотели вновь прийти!
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру : «Наше питание. Органы пищеварения»»
Урванский муниципальный район
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5» г. п. Нарткала
Открытый урок по окружающему миру
Тема: « Наше питание»
Тема урока: Наше питание. Пищеварительная система.
Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами.
Дать элементарные представления об органах пищеварения человека.
Сформировать правила правильного питания.
Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Развивать самостоятельность, познавательные интересы.
Содействовать формированию бережного отношения к своему здоровью.
Воспитывать аккуратность и прилежание.
Поднимать мотивацию обучения, интерес к предмету посредством использования мультимедиа проектора.
Тип урока: изучение новых знаний.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А.А. Плешакова и рабочая тетрадь 3 класс, мультимедиа проектор, презентация. Таблица «Пищеварительная система», предметные картинки, Этикетки от различных продуктов (молоко, сок, шоколад, булочка, йогурт). Карточки со словами – белки, жиры, углеводы, витамины.
I. Организационный момент 1 слайд
Веселый прозвенел звонок!
Мы начинаем наш урок.
– Девиз нашего урока – «Хочу все знать!» (хором)
Будем отвечать активно,
Захотели вновь прийти!
2 слайд – Мы рады приветствовать вас!
– Сегодня у нас необычный урок, вы будете в роли исследователей, работа трудная, но интересная, поэтому пожмите друг другу руки и пожелайте успехов. Я тоже вам желаю успехов и удачи.
II. Актуализация опорных знаний.
— Сегодня на уроке мы поговорим о … (стук в дверь, заходит мальчик).
— Здравствуйте, простите за опоздание.
— Я сегодня ел омлет, булочку с вареньем,
Конфеты ел и сушки, кофе пил с печеньем.
Съел потом я сыр с колбаской,
Сделал с ними бутерброд.
А теперь, друзья, не знаю,
Отчего болит живот.
— Садись на своё рабочее место.
— Ребята, как вы думаете, почему у Адама заболел живот? (Он много съел)
— Правильно, и съеденная пища не принесла ему пользы.
— Ребята! Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке. Сформулируйте тему и цели урока. (Ответы детей)
— Сегодня на уроке мы поговорим о правильном питании и узнаем, как работает пищеварительная система человека.
3 слайд – тема урока: «Наше питание. Органы пищеварения»
— Тема урока «Наше питание. Органы пищеварения»
4,5 слайд задачи и контрольный вопрос
Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест? ( Без пищи человек не может жить, расти, двигаться, бороться с болезнями)
— У вас на партах лежат этикетки от упаковок разных продуктов, внимательно прочитайте и скажите, какие питательные вещества содержаться в данных продуктах. (Ответы детей)
— А знаете ли вы, какую роль выполняют жиры, белки, углеводы в нашем организме?
— Давайте послушаем сообщения ребят из учебника, справочников и энциклопедий.
Белки – вещества, которые служат основным строительным материалом для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки содержатся во многих продуктах. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. 7 слайд
Жиры обеспечивают организм энергией, а также служат «строительным материалом» тела. Источником жиров являются сливочное и растительное масло, маргарин, сметана. 8 слайд
Углеводы – главный поставщик энергии для нашего тела. К ним относятся сахар и крахмал. Углеводами богаты хлеб, крупы, картофель, макароны, кондитерские изделия, фрукты. 9 слайд
Молодцы! У вас получились полные, содержательные рассказы. Но для нормальной работы организма необходимы ещё минеральные вещества: фосфор, кальций, железо… А знаете ли вы, что в организме человека до 60% воды. Все обменные процессы происходят с помощью воды. Без неё человек может прожить не более 3 – 5 дней. Ну вот, ребята, мы с вами разобрали какие питательные вещества, мы употребляем в пищу.
Витамин (возле доски):
— И правда, ребята, а про витамины мы забыли. Сейчас мы откроем учебники на странице 138 и прочтем все о витаминах.
— Что же вы узнали о витаминах? (Ответы детей)
10 слайд – витамины
Дети садятся на свои места.
— А можно мне дополнить …. ( рассказ об экспедиции Беренга )
-Витамины – обязательная и незаменимая часть рациона. Они не накапливаются у нас в организме. Их требуется около 20 ежедневно. Все витамины из пищи мы получить не можем, поэтому необходимо принимать витаминные препараты.
— Какие же питательные вещества человек получает с пищей? ( белки, жиры и углеводы, витамины)
— Давайте вернёмся к этикеткам и посмотрим, какое количество жиров, белков и углеводов содержатся в каждом продукте питания.
— Откройте рабочие тетради на стр. 62, найдите задание № 2.
— Заполнять таблицу мы будем коллективно.
11 слайд – таблица для практической работы
Поднимаю этикетку молока и показываю детям.
— Первый продукт, пищевую ценность, которого мы рассмотрим – молоко.
— Запишите его название в таблицу.
Следующий продукт шоколад. Запиши это слово во второй строке.
— Запишите, какое количество содержится белков, жиров и углеводов в нём.
— Третий продукт – пшеничный хлеб. Ребята записывают данные в третьей строке.
— Далее мы поговорим о соке. Запишите в следующей строке это слово.
— Что интересного вы заметили? (Не содержит жиров и белков)
— И последний продукт – рыба. Правильно запишите это слово в последней строке. Занесём данные о пищевой ценности этого продукта.
Проверьте и оцените свою работу.
Сводная таблица слайд 12
— Какая колонка осталась незаполненной? (витамины)
— Запишите названия витаминов в свою таблицу. Обратите внимание, что названия витаминов обозначают большими латинскими буквами.
— В каких из этих продуктов самое высокое содержание белков, жиров, углеводов, витаминов?
— Сравните результаты и сделайте вывод.
— Какие продукты наиболее богаты белками, жирами, углеводами?
Вывод: белки – в шоколаде, жиры – в шоколаде, углеводы – шоколаде и пшеничном хлебе, витамины – в соке и молоке.
— В разных продуктах содержится разное количество белков, жиров, углеводов, витаминов. Ещё раз посмотрите на таблицу.
— Какой должна быть наша пища? (Разнообразной)
— Любая пища может быть как полезной, так и вредной. Когда она может стать вредной для организма человека? (Когда человек переедает)
— Значит, пища должна быть не только разнообразной, но и в меру.
Игра « Найди свое место» 12 слайд
Дети выполняют задание коллективно.
— А сейчас мы немножко отдохнём. 13 слайд
V. Знакомство с пищеварительной системой организма человека.
С пищей человек получает необходимые питательные вещества.
А сейчас мы поговорим о том, как человек питается, что происходит с пищей в организме и как нужно правильно питаться.
Когда пища попадает в ротовую полость, в работу включаются все органы пищеварения. Давайте посмотрим и вспомним их.
Сопроводительный рассказ учителя.
— Сначала пища попадает в ротовую полость. Мы пережевываем пищу, наши зубы превращают её в маленькие кусочки и перемешивается языком. Слюна размягчает пищу и облегчает процесс глотания. Язык проталкивает пищу в глотку. Через глотку и пищевод еда проходит в желудок. В желудке еда переваривается с помощью желудочного сока до состояния густого супа. Эта кашица проходит дальше в кишечник. Там и заканчивается её переваривание. Большую роль в пищеварении играет печень. Она выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь. В тонком кишечнике частицы питательных веществ впитываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Остатки «супа» попадают в толстый кишечник. Здесь полезные вещества и вода всасывается в кровь. Остатки выносятся в прямую кишку.
— А теперь давайте посмотрим, как вы запомнили названия органов пищеварения
-Молодцы! Вы можете работать еще лучше!
VI. Правила питания. 17 слайд
Послушайте, какую ситуацию я однажды наблюдала:
В кафе за одним столиком сидели мальчик и пожилой человек. Мальчик куда-то торопился и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно смотрел на своего соседа.
— Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.
— Разве вы не видите? Я ем кашу!
— Но ведь ты же её совсем не пережевываешь.
Мальчику стало смешно.
— А зачем я её буду жевать – она и так жидкая.
Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря. Оказывается, что кусочек черного хлеба, хорошо пережеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный второпях.
-Какой можно сделать вывод? (нужно кушать медленно, хорошо пережевывая пищу)
А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем: выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.
Нужно стараться есть разнообразную пищу.
Если хочешь — ешь пельмени хоть целый месяц.
Нужно стараться есть в одно и то же время.
Кушать надо тогда, когда проголодался.
Утром перед школой надо обязательно завтракать.
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
Перед сном покушай плотно.
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Оценивание детей. 18 слайд
— Какое из правил вам было знакомо?
— Какие правила вы выполняете?
— Дети, что важно делать для того, чтобы быть здоровым? (правильно питаться)
— Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можем позаботиться только мы с вами.
Какие питательные вещества человек получает с пищей?
Из каких органов состоит пищеварительная система человека?
Считаете ли вы, что нужно внести изменения в ваш процесс питания?
Домашнее задание. 19 слайд
Рабочая тетрадь, с.76-77
Составить меню на завтрак, обед и ужин для своей семьи
Рефлексия. 20 слайд
— Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – положит зелёный кружочек.
— А кто считает, что о здоровье можно подумать позднее – положит оранжевый квадрат.
— А тот, кто решил, что всё, что хочется, то и полезно – положит красный кружочек.
– Мы пожелаем всем здоровья и хорошего настроения! 21 слайд
Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»
Светлана Панченко
Урок-исследование «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»
Тема занятия: «Исследование продуктов питания на содержание в них белков, жиров, углеводов»
• Продолжить формирование системы знаний о классах органических соединений и генетической связи между ними; способствовать закреплению понимания взаимосвязи применения, свойств и химического строения веществ.
• Систематизировать знания об углеводах, жирах, белках их строении, нахождении в природе и свойствах, а также значении в жизни человека.
• Систематизировать знания обучающихся о качественных реакциях.
• Продолжить формирование навыков работы с реактивами, химической посудой, учебной и научно-популярной литературой, Интернет ресурсами.
• Развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, чувство ответственности за порученное дело, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
• Воспитывать ответственное отношение обучающихся к своему здоровью (формировать представления обучающихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу, способствовать умению работать в группах.
Формируемые общие компетенции:
— ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
— ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
— ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Вид занятия: урок
Тип урока: урок – исследование
Технологии: проблемное обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве, ИКТ
Методы обучения: беседа, эксперимент
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, учебник,инструкции для проведения опытов Реактивы: виноград, виноградный сок, газированная вода, колбаса «Докторская», молоко, сухие сливки, бульон «Магги», домашний творог, творожная масса, печенье, хлеб, рис, масло сливочное, маргарин, спиртовой раствор йода, растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия
Наглядные пособия: презентация
Планируемые результаты обучения: каждый обучающийся должен знать качественные реакции органических веществ, решать экспериментальные задачи по распознаванию различных веществ, адекватно оценивать свои знания, рефлексировать свою деятельность.
«Человек есть то, что он ест»
Немецкий философ Фейербах
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала
Продукт Предполагаемое питательное вещество Качественная реакция Вывод
Тест Грамотно ли Вы питаетесь? 1. Сколько раз в день вы едите? а) четыре раза; б) три раза; в) два раза. 2.Вы завтракаете: а) каждое утро; б) только по выходным; в) крайне редко, почти никогда. 3. Что вы едите по утрам? а) кашу, йогурт и какой-то напиток; б) бутерброды или яичницу с беконом; в) ограничиваетесь чашечкой кофе или чая. 4. Часто ли вы в течение дня перекусываете? а) стараюсь этого избегать; б) пару раз; в) постоянно что-то грызу и кусочничаю. 5. Как часто вы едите свежие овощи, фрукты, свежие салаты? а) каждый день и не по одному разу; б) три-четыре раза в неделю; в) один-два раза в неделю. 6. А как часто балуете себя пирожными и шоколадками? а) не чаще раза в неделю; б) пару-тройку раз в неделю; в) не могу обойтись без сладостей ни дня. 7. Любите вы бутерброды с салом и копченой колбаской? а) почти не притрагиваюсь к такой пище; б) иногда с чайком или кофейком не отказываю себе в удовольствии; в) только на них и живу. 8. Сколько раз в неделю вы едите рыбу? а) два-три раза или больше; б) у меня один рыбный день в неделю; в) раз в две недели, а то и реже. 9. Как часто вы едите белый хлеб и сдобные булочки? а) раз в день или вообще обхожусь без них; б) два раза в день; в) во время каждого приема пищи. 10. Сколько чашек кофе вы выпиваете в день? а) одну или вообще не пью; б) примерно три-четыре; в) даже не считаю.
1) Габриелян О. С. “Химия-10” М. : “Дрофа”, 2011.
2) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Химия, 10 класс.