Как объяснить ребенку что такое человек
Конспект занятия в подготовительной группе «Кто такой человек?»
Гончарова Татьяна
Конспект занятия в подготовительной группе «Кто такой человек?»
Задачи: 1. Пополнить знания детей о том, что такое человек, о работе внутренних
органов человека и о том, как надо защищать свой организм, чтобы быть
2. Развивать интерес.
3. Воспитывать бережное отношение к своему организму.
Оборудование: Модель человека в картинках, плакаты «Головной мозг», «Строение глаза», «Строение уха», «Строение носа», «Строение языка», «Лёгкие человека», надувные шарики.
Ход занятия:
-Дети, сегодня занятии мы вспомним всё, что знаем о человеке. Поговорим о том, что есть у нас внутри и как нужно защищать свой организм, чтобы быть всегда здоровым.
-Дети, как вы думаете кто такой человек? (ответы детей)
-Человек – это сложный живой организм. Человек относится к живой природе, а из чего он состоит, мы сейчас покажем и расскажем.
2. Модель человека.
— Из чего состоит человек? (голова, шея, плечи, предплечье, кисти рук, туловища, таз, бедро, голень, стопа). Плакат «Строение человека»
3. Беседа о строении тела человека.
-А как вы думаете, для чего нам нужна голова (чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот, с помощью чего мы думаем, дышим, говорим, называются органами чувств.
-Что у нас внутри головы? (мозг).
-А для чего он нужен? (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем).
-Что такое мозг? (ответы детей) Плакат «Головной мозг».
Мозг – это самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! Мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Без мозга мы были бы похожи на кукол, которые ничего не могут сделать.
— У нашего мозга – есть память. Он может запоминать на долгие – долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
— Как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запоминать? (ответы детей)
— Правильно это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками?
-Ребята, у нас мозг хоть и защищён крепким костяным черепом его нужно, оберегать.
-Что нам нельзя делать? (Нельзя драться палками, мозг может повредиться, у ребёнка может болеть голова, плохая будет память).
-Ребята, надо с детства тренировать мозг, учить стихи, пересказывать сказки, рассказы.
Один ребёнок стоит в кругу с закрытыми глазами,а все ходят по кругу и говорят:
Кто позвал тебя, узнай! (игра повторяется 2-3 раза)
5. Беседа об органах слуха.
-Дети, как вы определили, кто вас позвала? (Мы слышим ушами).
-Уши – орган чего (слуха). Плакат «Строение уха»
— Ребята, а для чего нужны человеку уши? (ответы детей).
-Ухо состоит из ушной раковины, потом звук попадает в слуховой проход и ударяется в барабанную перепонку. Барабанная перепонка от звука качнётся и передаёт звук молоточку, а молоточек дальше по стремечку передаёт во внутреннее ухо, оттуда сигналы в наш мозг.
-Что было бы, если бы мы не могли слышать? (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка).
— А могут ли слышать животные? Есть ли у них уши? (ответы детей)
— Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
-Как мы должны беречь свои уши? (ответы детей)
— не лазить в них острыми предметами;
— защищать от сильного ветра;
— не слушать громкую музыку;
— А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладоши разотрем,
Смело, ушки мы возьмем,
Сверху – вниз их пощиплем,
6. Беседа об органах зрения.
На ночь два оконца
А с восходом солнца
сами открываются. (глаза) Плакат «Строение глаза».
-Правильно, глаз – орган зрения. Благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире.
Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь.
— Как беречь глаза? (ответы детей)
— нельзя тереть глаза грязными руками.
— нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
— нельзя близко и долго смотреть телевизор.
— нельзя долго играть в компьютерные игры.
— нужно кушать продукты с витаминами, гулять не свежем воздухе.
— нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
7.Гимнастика для глаз:
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
-Зажмурьте изо всех сил глаза, а потом откройте их. 5р
— Делаем круговые движения глазами.
— Посмотрите налево, потом направо, вверх, вниз.
8. Беседа об органах обоняния.
В этих норах воздух бродит:
то заходит, то выходит. (Нос)Плакат «Строение носа»
— А для чего человеку нос? (с его помощью различают запахи).
— Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие).
— Нос – орган обоняния. В носу воздух очищается и согревается. Дальше воздух попадает в дыхательную трубку, потом в бронхи и в лёгкие.
(Рассматриваем с детьми модель лёгких в картинках).
Вот полные лёгкие кислородных шариков, это воздух. Этот воздух потом кровь забирает из лёгких и разносит по всему организму.
-Лёгкие то же надо беречь? (Больше гулять на воздухе, дышать носом, больше гулять в лесу и не простужаться).
-Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорела еда на плите).
— Чтобы ваши носики хорошо дышали, различали запахи, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Глубоко вдохнем мы воздух
Ртом мы выдохнем его
Раз – вдох, два – выдох,
Раз – вдох, два – выдох,
Крылья носа мы погладим
Сверху, снизу разотрем
И еще разок вдохнем.
10. Игровое упражнение «Объём лёгких»
— Сейчас мы посмотрим, много ли воздуха в ваших лёгких? (Детям раздаются шарики, и они их надувают).
11. Беседа об органах вкуса.
А о чём пойдет речь сейчас?
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
Я с радостью белым зверям отдаю. (губы, зубы, рот)
— Для чего нужен рот? (Чтобы кушать, говорить).
-Что всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)
— Для чего нужен язык. (говорить, определять вкус)
Язык – орган вкуса. (рассматривание картины).
— Скажите, какими бывают продукты на вкус? (горькими, сладкими, кислыми, солеными).
— Чтобы наш язычок был более чувствительным и хорошо различал вкус пищи, давайте выполним упражнение для язычка.
12. Упражнение для языка.
Ротик шире открывай
Язычок вперед давай.
Влево – вправо, тик да так
Время точно на часах.
Влево – вправо, влево – вправо
Язычок и так и сяк
13. Беседа об органе человека – сердце.
А что у людей всегда стучит внутри? Бум-бум. (Это стучит наше сердце).
(Рассматриваем модель сердца на картине).
Сердце- это моторчик, оно никогда не останавливается.
Мы бежим, оно стучит, мы сидим, оно стучит, мы легли спать, а оно стучит.
Работает наше сердце и гоняет кровь по всему нашему организму.
Хорошо иметь крепкое сердце.
-Что нужно делать чтобы сердце было крепким? (Нужно заниматься спортом, не курить, кушать фрукты).
14. Беседа о верхних и нижних конечностях.
— Всю жизнь ходят, обогнать друг друга не могу. (ноги).
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором. (пальцы)
-Ребята, зачем вам нужны ноги и руки? (Ногами мы можем бегать, ходить на лыжах, кататься на велосипеде, играть в подвижные игры).
— Как нужно беречь ноги? (мыть, надевать теплые носки, носить удобную обувь и по размеру).
— А зачем руки? (Мы можем одевать вещи, рисовать, писать, лепить и т. д.)
Кожа – орган осязания. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук.
— Как нужно беречь руки? (мыть, одевать рукавицы, не брать острые и колющие предметы).
-Назовите части тела человека.
-О каких органах сегодня говорили?
Итак, мы с вами вспомнили о работе внутренних органов человека и о том, как надо защищать свой организм, чтобы быть здоровыми.
«Кто же такой палочник?» Конспект познавательного занятия с элементами конструирования и лепки в старшей группе «Кто же такой ПАЛОЧНИК?» Познавательное занятие (с элементами конструирования и лепки) в старшей группе. Задачи: Образовательные: Расширить.
Конспект беседы «Кто такой русский богатырь?» (старшая группа) Цель: воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к ее истории, славным традициям, отважным защитникам посредством знакомства с.
Конспект беседы по социализации в старшей группе «Кто я такой и что могу делать сам и вместе со всеми?» Конспект беседы по социализации в старшей группе на тему: «Кто я такой и что могу делать сам и вместе со всеми?» Цель: Дать представление.
Конспект занятия «Есть такой город в России — Тавда» в подготовительной группе Пьянкова Зинаида Петровна Цель: Формировать, расширять, закреплять познавательный интерес детей к родному городу, своей «малой Родине».
Конспект занятия «Кто такой Йог? Как им стать» Цель: Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью Задачи: 1. Развивать гибкость позвоночного столба, подвижность сустава рук.
Конспект занятия по познавательному развитию «Природа и человек» в подготовительной группе МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №16 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ.
Конспект занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Кто такой культурный человек?» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 16 «Рябинка» города Дубна Московской области КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ.
Видео и план-конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе «Человек и море» Подготовила и провела: Воспитатель Хайруллина О. В Март 2018г. Цель: Формировать у детей первоначальные представления о подводном мире,.
Проект «Кто такой Дед Мороз» Проект «Кто такой Дед Мороз»» Возраст – старшая группа (5-6 лет) Цель: Анализировать стихи и сказки. Находить в потоке информации необходимую.
Конспект занятия «Все люди такие разные»
1. Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать представление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди — разные (отличаются не только возрастом и полом, но и характерными особенностями внешности, одежды, обуви, рода занятий).
2. Развивать у ребенка восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям.
3. Формирование первичных гендерных представлений.
4. Закреплять знания о поло-ролевых различиях мальчиков и девочек.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
6. Развивать речь, логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете, поэтому я хочу пригласить вас на занятие, из которого вы узнаете все о людях.
На экране появляются изображения разных людей: дети разного возраста, разные взрослые (у всех разные по длине и окраске волосы, разные по цвету глаза, разной национальности, в разной одежде)
. Кого мы видим на этих картинках? Как можно, всех, назвать одним словом? (Ответы детей.) Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково — «люди»? Чем все люди похожи? Что у нас общего? (Ответы детей: люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки) А что умеют делать люди? (разговаривать, играть, ходить на работу, в школу, детский сад; люди питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни и т. п.)
Воспитатель. Ребята, а люди все одинаковые?
Воспитатель. Ну,как же не одинаковые: у нас у всех 2 руки, есть голова, по два уха.
Дети. Все люди отличаются друг от друга.
Воспитатель. Интересно, чем? Да, правильно ребята, все люди различаются: люди бывают разного пола (мальчик и девочка, мужчина и женщина, разного возраста (молодые и старые, разной национальности, разной внешности (цвет глаз, волос, одежда). Вывешиваются модели по ходу рассказа воспитателя.
В жизни редко встречаются два абсолютно одинаковых цветка, предмета, даже дома, построенные по одному проекту, отличаются друг от друга. Вот и мы все, хоть и называемся одним словом – люди, в чем-то одинаковы, а в чем-то друг на друга не похожи. А теперь давайте проверим, какие вы внимательные. Возьмите модель и по ней расскажите о себе. (модели: глаза, волосы, нос, одежда)
А сейчас мы поиграем в игру «Загадаю, отгадайте»
Он маленький ребенок,
Любит она очень в куклы играть,
Песенки петь, на скакалке скакать,
Яркие бантики в косы вплетать,
В платьях нарядных кружить, танцевать,
Вы угадали, что за припевочка?
Правильно, дети, это же (девочка).
Короткая челка, вихор на макушке,
Нет у него закадычной подружки,
Нет и нарядов, футболка и брюки
В этой одежде не знает он скуки.
Любит в машины он поиграть,
Любит побегать и поскакать.
Вы угадали, кто этот зайчик?
Правильно, дети, это же (мальчик).
Был он, когда-то, мальчишка простой,
Теперь не ребенок, но не седой.
В строгом костюме ходит порой,
С работы усталый идет он домой.
Родные детишки зовут его «тятя»
Для окружающих он просто («дядя»).
Красива, стройна, величава она,
И не старушка, а молода.
Губы накрасит, подкрасит глаза
На каблучках пробежит иногда
С красивой прической, в модной одежде
Каждый раз выглядит лучше, чем прежде
И не подумайте, что это мама,
Это чужая прохожая (дама).
Нежная улыбка, добрые глаза
Много лет на свете живет уже она
Голова седая и болит спина
Сколько потрудилась за всю жизнь она
Ах, какая ладушка, наша с вами (бабушка).
Поредели волосы, седая борода
Был когда-то маленьким, но прошли года
То, что есть морщинки, это не беда
У него поверьте, молода душа
Быстренько, ребята, дайте мне ответ,
Кто он этот старый, добрый (дед).
Воспитатель. Ребята, представьте, если бы все люди были одинаковыми. Что бы произошло? (дети не смогли бы различать своих родителей, дедушек и бабушек, а родители не смогли бы узнать своих детей).
Игра «Расскажи о себе»
Ребята, давайте, передавая эту горящую свечу, расскажем, что мы любим больше всего.
Горит дрожащая свеча
Не дунь на пламя сгоряча
А ты волшебный огонек
О чем бы нам поведать мог.
Все дети встают в круг, под музыку передают свечу друг другу; ребенок, у которого в руках оказывается свеча должен что-то рассказать о себе.Например: «Я люблю рисовать», «Я люблю танцевать», и т. п.
А давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Раньше, позже»
(Как, вы, думаете, кем был дедушка раньше, а какая картинка говорит о начале жизни, а кем станет дошкольник – школьником, а кем станет мужчина, кем будет девочка, а кем была бабушка)
Молодцы, ребята. А хотите со мной еще поиграть в игру, которая называется «Подбери правильно» (предметы, необходимые младенцу, дошкольнику и др.) У меня есть интересный сундучок, а что в нем,мы сейчас узнаем:
Вот раздался негромкий щелчок,
Это открылся волшебный сундучок
Мы в него сейчас заглянем
Что в нем есть, сейчас узнаем.
В вашей группе много детей. А дети — это кто?
Дети. Это маленькие люди.
Воспитатель. Все вы — мальчики и девочки — тоже люди, только пока еще маленькие. А кого же в нашей группе больше — мальчиков или девочек? (Ответы детей.) А теперь поиграем, только перед игрой послушаем песню «Из чего же…» и узнаем, что любят девочки, а что мальчики.
Игра «Что нужно мальчикам, а что — девочкам?»
На столе лежат различные предметы. По сигналу девочки и мальчики должны выбрать предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенные моделями «мальчик», «девочка». (Дети рассказывают почему они выбрали эти предметы)
Воспитатель. Скажите, ребята, а чем отличаются дети от взрослых? (Дети играют, ходят в детский сад или школу, гуляют, занимаются на занятиях, а взрослые ходят на работу, зарабатывают деньги, ухаживают за детьми, мама готовит, папа ремонтирует в доме и т. п.) Да, дети
очень любят играть. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Найди пару» Детям раздаются цветные ленточки. Под музыку дети свободно двигаются по группе. По окончании музыки нужно мальчику и девочке встать в пару, ориентируясь на одинаковый цвет ленточек.
Воспитатель. Ребята проходите в нашу художественную студию. Я предлагаю вам сделать коллаж «Такие разные люди», вспомните, чем отличаются людидруг от друга и дорисуйте силуэт человека: глаза, волосы, одежду.
Ребята, вам, понравилось наше занятие… Мне тоже очень понравилось с вами заниматься и на память я хочу вам подарить этот коллаж, который будет висеть у вас в группе и напоминать о нашем занятии. (Детям вручаются небольшие сувениры: мальчикам – машины, девочкам – куклы)
Дидактическая игра «Мой шкафчик» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию настольную игру. Данная игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста для.
Мы все умрём. Как говорить с детьми о смерти
коррекционный психолог. Работает с детьми и подростками. Умеет отвечать на сложные вопросы.
Почему нужно говорить с ребёнком о смерти
Мы не любим думать о смерти: эти мысли вызывают тревогу и горестные воспоминания. Но у ребёнка пока не сложилось таких ассоциаций, и его вопрос — просто один из множества вопросов о том, как устроен мир. Если отвечать спокойно, аккуратно и честно, он всё поймёт правильно.
Если разговор о смерти приходится начинать в связи с потерей близкого человека, дело обстоит иначе. Часто взрослые не считают нужным говорить ребёнку об этом, потому что боятся травмировать детскую психику. Это плохая тактика: он всё равно сделает выводы — возможно, неправильные. О том, к чему приводит замалчивание и ложь, мы отдельно поговорим ниже.
Смерть — это тема, полная горя, боли и страха. Не в ваших силах навсегда оградить ребёнка от этих эмоций. Зато вы можете научить переживать их наиболее безопасным образом.
Ещё одна причина поговорить с ребёнком о смерти — разобраться в собственных чувствах. Часто простые детские вопросы заставляют нас всерьёз задуматься о сложных вещах. Упорядочить и сформулировать то, о чём раньше думали только вскользь, и удивиться собственным выводам.
Что дети знают о смерти
Привезли его домой —
Оказался он живой.
Понимание, что всё живое рано или поздно умирает, обычно приходит к ребёнку в пять-шесть лет. Это время первых разговоров о смерти.
— Бабушка, ты умрёшь?
— Умру.
— Тебя в яму закопают?
— Закопают.
— Глубоко?
— Глубоко.
— Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!
Корней Чуковский. От двух до пяти
Евгений Шварц. Обыкновенное чудо
Важно начать беседу о смерти, если ребёнку пришло в голову шантажировать кого-либо: «Вот умру — и все вы будете плакать!» Нужно спокойно объяснить, что если он умрёт, то не сможет насладиться этим зрелищем. Потому что к тому времени уже не будет ничего чувствовать.
Когда говорить с ребёнком о смерти
Едва ли стоит начинать такой разговор в целях общего развития. Поводом для него должна служить определённая ситуация и желание ребёнка. Обычно, столкнувшись со смертью знакомых или знаменитостей, дети сами задают вопросы. Не пытайтесь сразу рассказать всё, что знаете, но честно отвечайте на каждый.
Если сын или дочь переживает потерю, но ничего не спрашивает, лучше начать разговор самому. Осторожно задайте наводящие вопросы, но не настаивайте, если ребёнок не захочет развивать тему. Лучше вернуться к ней позже.
Разговоры о смерти, как и любые важные беседы, заслуживают специально выделенного времени. Это не та тема, которую можно обсуждать между делом. Кроме того, нужно быть готовым, что это будет не единичный разговор. Ребёнок может возвращаться к нему время от времени на протяжении недель и даже месяцев.
Чего избегать в разговоре
Не менее аккуратными стоит быть при упоминании аспектов веры. В нерелигиозных семьях дети нередко впервые узнают о Боге и загробной жизни после потери кого-то из близких. В этой ситуации ребёнок очень многое может истолковать неправильно, особенно если взрослые сами не слишком хорошо владеют предметом.
Что говорить ребёнку о смерти
Разумеется, никаких конкретных рекомендаций мы дать не можем. Всё зависит от ситуации, возраста, особенностей ребёнка и ваших с ним отношений. Поэтому ограничимся тезисами, которые могут быть уместны.
Если вы не знаете ответа на тот или иной вопрос, говорите честно: «Я не знаю». Главное — делать это уверенно и не юлить.
Нет смысла прятать от ребёнка собственное горе. Напротив, ваша скорбь поможет ребёнку понять, что горевать — это нормально. И всё же, если вы пока не чувствуете душевных сил, чтобы начать этот разговор, позаботьтесь сперва о себе. В такой трудный момент ребёнку нужен рядом уверенный взрослый. Если вопросы ребёнка причиняют вам слишком сильную боль, попросите сначала поговорить с ним кого-то из родных или друзей, кто менее вовлечён в трагедию. Но это обязательно должен быть важный для ребёнка взрослый, которого он давно знает и ценит.
Иногда взрослые пытаются «подсластить пилюлю» и сделать для ребёнка в этот день что-то особенное — что-то подарить, накормить праздничной едой, сводить на развлечения. Этого делать не стоит: у ребёнка могут сложиться неприятные ассоциации с определённым местом, вещью или блюдом, это может служить поводом для страхов. Либо спустя время он будет винить себя, что беспечно наслаждался жизнью в тот трагический день.
Покажите ребёнку, что жизнь не закончилась. Стройте планы на будущее, расскажите, что будет через день, неделю, месяц. Ваша уверенность в завтрашнем дне придаст ему сил.
Что может произойти дальше
Невозможно предугадать, как ребёнок отреагирует на известие о смерти близкого. Это могут быть слёзы и крик или странные вопросы, неуместное любопытство и даже смех. Так психика ребёнка ищет способ пережить потерю и усвоить новую информацию.
Наконец, может не быть вообще никакой реакции. Взрослые теряются, если ребёнок после разговора о смерти родственника ни о чём не спрашивает и спокойно возвращается к своим делам. Не беспокойтесь: он всё услышал и понял, просто ему нужно время, чтобы это осознать. Позже он сам вернётся к этой теме и задаст вопросы.
Ещё одной из возможных реакций может быть гнев на умершего за то, что тот оставил его. Не запрещайте ребёнку злиться, но через некоторое время объясните, что человек умер не по своей воле и что, если бы он мог, никогда не расставался бы с ним.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter