Как объяснить ребенку что такое честность своими словами
Воспитание честности и правдивости у детей
Шахмурадова Альфия Шахмурадовна
Воспитание честности и правдивости у детей
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых с детьми должны способствовать воспитанию у них честности Честность — это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.
Быть честным и правдивым — это значит открыто заявлять о своем мнение, желании, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывая чувство неловкости и вины. Дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость и непосредственность проявляют они в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Вот почему чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.
Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, приобретаемый ребенком главным образом в повседневной жизни, где он закрепляет нравственные представления в действиях в естественных условиях. Огромное значение имеет обстановка честности и правдивости в семье. Но педагогам необходимо знать, что некоторые проявления детей ошибочно принимаются за ложь.А они объясняются своеобразием детской психики: неточностью восприятия, чрезвычайной эмоциональной внушаемостью детей. Иногда принимаются за ложь проявления неточности восприятия, памяти, зависящие от невнимательности или забывчивости ребенка
.Проявление лжи — это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых. Многие дети лгут, потому что догадываются, что сделали что- то не так и попросту не хотят разочаровать взрослых или быть наказанными. Дети боятся наказания за свой неправильный поступок, стремятся переложить свою вину на другого ребенка.
При воспитании у детей честности и правдивости нужно продумывать совместную работу детского сада с семьей. Родители и воспитатели должны стараться укреплять их волю к честному и правдивому поведению.
Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.
Физическое воспитание детей раннего возраста Давно известно, что развитие и воспитание ребенка раннего возраста во многом решает судьбу взрослого человека. Поэтому этот период необходимо.
Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Фотоотчёт «Трудовое воспитание детей в ДОУ и дома» Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того.
Памятка для родителей «Воспитание у детей самостоятельности» Воспитание самостоятельности, культуры поведения у детей младшей возраста. Вроде бы всем знакомы эти рекомендации, но иногда взрослые забывают.
Патриотическое воспитание детей с помощью литературы В детском саду патриотическое воспитание может осуществляться через образовательную деятельность, культурно-массовые мероприятия, конкурсы,.
Развитие и воспитание детей в условиях прогулки Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки.
Воспитание детей на Руси «Старых чти, как отца, а молодых как братьев. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, оттого ведь душа погибнет и тело. Что имеет хорошего,.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.
Конспект НОД «Поговорим о честности»
Тема: Поговорим о честности.
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, двигательная.
Цель: формировать правильное представление о честности и правдивости.
— Уточнить представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи);
— Способствовать формированию знаний о современном этикете, воспитанию культуры поведения в отношениях с разными людьми.
Подвести к правильной оценке поступков литературных героев, учить отвечать за свои поступки, способствовать приобретению этих нравственных качеств.
Учить связано и последовательно излагать свои мысли, делать обобщение.
Предварительная работа: Чтение произведений о честности: «Косточка», «Лгун» Л. Толстого, «Почему?», «Что легче?» Осеевой; разучивание пословиц о правде, беда о правильных и нечестных поступках своих и товарищей.
Материал и оборудование: книга «Огурцы» Н. Носова, подготовка вопросов по содержанию произведения, мягкая игрушка – сердце.
Ход занятия:
На свете так бывает,порой не разберешь:
С тобою правда рядом иль вкрадчивая ложь?
Давайте мы, ребята, на свете честно жить,
С честными правдивыми так хочется дружить.
О чем говорится в стихотворении?
Поговорим сегодня о честности и правдивости. Как вы понимаете, что такое честность?
Воспитатель: Правильно. Честность – это умение говорить правду, не обманывать родителей, друзей, всех людей.
Честно ли бросать друга в беде?
Честно ли взять без разрешения игрушку?
Честно ли сознаться маме, что это ты сломал чашку?
Честно ли съесть чужую конфету?
Честно ли оболгать другого человека?
Воспитатель: Сейчас мы будем передавать друг другу сердечко, и рассказывать о честном поступке.
Дети вспоминают свои поступки, рассказывают о них, передавая друг другу сердечко.
Воспитатель: Народ сложил много пословиц и поговорок о честности. Давайте вспомним какие пословицы вы знаете?
— Шило в мешке не утаишь.
— Раз солгал – навек лгуном стал.
— Соврешь – не помрешь, да впредь не поверят.
— У лжи короткие ножки.
— Жизнь дана на добрые дела.
— Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Воспитатель: Объясните, что значит эта пословица?
Дети дают толкование данной пословицы.
А сейчас я хочу прочитать Вам рассказ в котором говориться о мальчике, который не сразу рассказал правдиво маме. Выразительное чтение рассказа «Огурцы» Н. Носова.
Вопросы по содержанию:
1. Как называется произведение?
2. Что случилось с мальчиками? (зашли на колхозный огород, нарвали огурцов).
3. Почему Павлик отдал огурцы Котьке? (Побоялся, что ему попадёт).
4. Каким оказался Павлик? (Трус, поступил нечестно).
5. Как встретила Котьку мама? (Чтобы он не выгружал огурцы, а отнёс их обратно).
6. Почему Котька сразу не согласился отнести огурцы? (Испугался. Ночь. У дедушки было ружьё).
7. Как сказала мама своему сыну? (Пусть лучше у меня не будет сына, чем сын – вор).
8. Хватило ли храбрости у Котьки признаться в своём поступке? (Да. Он всё рассказал дедушке – сторожу, сумел ночью дойти до огорода, не побоялся).
9. Как отнёсся дедушка к признанию мальчика? (Он объяснил, что так нельзя делать).
Воспитатель: Вот видите, как легко стало Котьке и радостно на душе, что он сумел признаться в своём нечестном поступке, как нашёл в себе силы сказать правду даже тогда, когда ему было стыдно, страшно, неприятно.
А что сделали бы вы, окажись, на месте Котьки?
А сейчас я хочу предложить вам «Солнышко правдивости», на нём нет лучиков, если захочется кого-нибудь обмануть, вспомните о солнышке и старайтесь поступать честно. Вместо обмана нарисуйте солнышку лучик. Посмотрим, сколько раз солнышко помогло вам быть честным.
Закончить наше занятие я хочу прочитав басню Леонида Дьяченко – «Честность»:
Два маленьких Мышонка
Нашли мешочек пшёнки.
Один кричит: «Он мой!
Возьму его с собой!»
«Не тронь! – сказал другой,
–Не твой он и не мой.
Возможно мама Мышка,
Несла своим малышкам,
Мышат не накормила.
Нельзя чужое брать!
Вернём находку Мышке,
Пусть кушают детишки».
Совесть – честности судья,
Будьте честными, друзья!
НОД «Поговорим о нашей безопасности и здоровье» НОД «Поговорим о нашей безопасности и здоровье» Цель: Продолжать учить детей тому, что общение с другими людьми может быть опасным, узнавать.
Конспект беседы с родителями «Поговорим о нравственности» «Поговорим о нравственности» С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:.
Конспект НОД в средней группе «Поговорим о наших именах» Конспект НОД в средней группе «Поговорим о наших именах» Задачи: 1. Дать представление о разнообразии имён и их формах (полное, краткое,.
Конспект проведения валеологической беседы «Поговорим о правильном питании» Конспект проведения валеологической беседы в подготовительной группе. «Поговорим о правильном питании» составила Токмалаева Татьяна Николаевна.
Конспект родительского собрания «Поговорим о воспитании» Конспект родительского собрания «Поговорим о воспитании» Задачи: • создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки;.
Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Поговорим с мишуткой» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе на тему: «Поговорим с мишуткой» Цель: развитие связной речи детей Задачи : 1. Развивающие:.
Конспект занятия «Поговорим о комнатных растениях» Тема: «Поговорим о комнатных растениях» Цель: обобщить представления детей о комнатных растениях. Задачи: закрепить знания.
Конспект занятия в подготовительной группе «Поговорим о любви» Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Поговорим о любви» Воспитатель: Завьялова Наталья Борисовна МДОУ.
Беседа «Что такое честность и зачем человеку быть честным?»
Беседа «Что такое честность и зачем человеку быть честным?»
Объяснить истинное понятие слова «честность».
Формировать представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Воспитывать в подростках необходимость отказа от лживости, п обуждать подростков к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
П омочь воспитанникам в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
«Величайшая обида, которую можно причинить
честному человеку, – это заподозрить его в нечестном.»
/Вильям Шекспир/
(Сл. 1) Воспитатель : Сегодня мы попробуем с вами быть искренними в исследования понятия «честность». Мы с детства говорим об этом, казалось бы, всё уже по «полочкам» разложили. Однако часто нам приходится возвращаться к вопросам, связанным с честностью в наших поступках.
I. Ребята, а как вы понимаете смысл слова «честность»?
Говорить правду, независимо от того, что она обрадует или огорчит собеседника.
Жизнь преподносит разные ситуации, и я не всегда говорю правду.
Это жизнь со спокойной совестью.
II. А может ли быть сопоставимой честность и чуткость?
Думаю, что не бывает грубой честности и чуткой, правда – значит правда и нечего юлить.
А я считаю, что нет. Зачем говорить заике, что у него плохая дикция. Ведь это хоть и правда, но не зависит от человека и может его ранить.
Надо сказать правду, подготовив к этому вопросу человека, тогда и обид не будет.
(Слайд 2) Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.
Воспитатель: Некоторые воспринимают прямоту легче, другие – труднее. Предлагаю вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми. (Слайд 3)
Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей неправоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить.
(Слайд 4) Работа с эпиграфом «Величайшая обида, которую можно причинить
честному человеку, – это заподозрить его в нечестном.»
/Вильям Шекспир/
III. Как себя чувствуешь, когда тебе лгут? (Слайд 5)
Пропадает доверие к человеку.
Появляется чувство обиды.
IV. А бывает ли «невинная ложь»?
Конечно, бывает, в мелочах.
Можно соврать, чтобы не огорчать человека, но потом часто узнают о правде и тогда…
Это незначительная ложь, но она иногда перерастает в крупную.
Но ведь это же неправда и может ввести в заблуждение.
V. Как вы думаете, что значит быть честным перед собой? (Слайд 6)
Всегда и везде говорить правду.
Не врать самому себе.
Это когда ты не врешь себе, своим чувствам, когда твоя совесть чиста.
VI. А как тогда понимать «самообман»?
Это когда человек нечестен перед собой.
Когда сам себя обманываешь.
Внушение себе желаемого за действительное.
VII. Давайте с вами разберем некоторые ситуации.
Воспитатель: Классный руководитель собирает ваши дневники, чтобы проверить, все ли оценки, полученные вами за неделю, выставлены в дневник. И неоднократны случаи, когда некоторые из вас говорят, что забыли в надежде, что учитель и сам завтра забудет об этом факте. Как расценивать этот факт?
Воспитатель: Воспользовавшись хорошим знанием интернета, некоторые умудряются находить решение письменной работы там и спокойно переносить найденное в тетрадь. Как посмотреть на это?
Ну, переписал и хорошо, главное, чтобы дома не ругали.
Стыдно, когда заметит учитель.
Совесть, конечно, мучает, но так хочется получить хорошую оценку.
Воспитатель: Вы помните, что у нас всегда и везде три способа общения: не врать, не брать без разрешения и не выражаться нецензурными словами. И вы обязаны все это выполнять не задумываясь. А сейчас я буду приводить факты из школьной жизни таких же ребят. Давайте обсудим их.
Володя списал у соседки по парте задание и, подняв руку, ответил по нему. Учитель заметил, что у соседки записано то же. Девочку обвинили в списывании, а мальчик промолчал. В результате он получил 5, а соседка 2. Допустимо ли такое?
Витя решил уйти с уроков. Умудрился пройти без регистрации через турникет. Классный руководитель стала искать его. Каков же был ужас, когда выяснилось, что ученик неизвестно куда исчез, т.к. он даже мобильник выключил. Обстановка прояснилась в 16 часов, когда удалось связаться с дедушкой мальчика. А чем компенсировать переживания отвечающего за его здоровье в учебное время классного руководителя?
После самостоятельной работы к учителю подошли две девочки и сказали, что им поставили тройки за работу, а 4 девочки получили пятерки, списав решение из интернета через мобильник. В результате воспользовавшиеся интернетом начали каждодневно издеваться над теми, кто сказал правду. Так кто же поступил нечестно?
(После непродолжительной тишины ребята начинают обсуждать перечисленные поступки. И это хорошо, значит доброе зерно не засохло в душах.)
Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.
– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма.
Вопросы для обсуждения.
– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Давайте послушаем, что о нём говорит автор.
Вопросы для обсуждения.
– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”? Честный человек всегда держит слово.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
VIII. Задание «Неоконченный рассказ»
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена…»
Как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
«…Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,- сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
Вопросы для обсуждения:
Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
А как бы вы поступили в подобной ситуации?
IX. Крылатые слова о честности. (слайд 8)
Ближе всего к великому стоит честность. /Виктор Гюго/
Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. /Хун Цзычен/
Честность умирает, когда продается. /Жорж Санд/
Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. /Сократ/
Не говори дурно об отсутствующих, ибо это бесчестно. /Джорж Вашингтон /
1. Кировский школьник сдал экзамен на честность.
Важный экзамен пришлось сдать кировским школьникам – это экзамен на честность и порядочность.
В период работы электронных проездных в «тестовом режиме» было принято решение выдавать школьникам карты централизовано в школах. Однако, до этого некоторые родители успели получить электронную карту в «ЦДС». Таким образом, у некоторых детей оказалось по две карты, а у других – ни одной.
Конечно, кто-то может сказать: «Подумаешь, какое дело – вернул какую-то карточку. Мелочь какая-то». Но из таких мелочей некоторые дети остались без карт.
Директор «ЦДС» Д.Г.Никулин и директор ООО «Электронный проездной» лично поблагодарили Никиту Шевченко за благородный поступок и вручили ему в подарок электронную книгу.
2. Абсолютно непонятыми своими сверстниками остались два австрийских подростка, которые сдали в бюро находок около десяти тысяч евро наличными. Столь немалую сумму школьники обнаружили во время поездки на экскурсию с классом. По словам работников бюро находок, это первый случай в их практике, когда им приносят деньги. И если в течение года владелец потерянных десяти тысяч не объявится, то молодые люди с чистой душой смогут забрать их себе. Впрочем, этот пример бескорыстности меркнет на фоне поступка немецкого военнослужащего, примерно в то же время нашедшего и вернувшего инкассаторам три чемодана с миллионом евро, которые были потеряны на дороге.
XI. Так что же такое «честность»? (Слайд 9)
Это согласие между мыслями и убеждениями человека, его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.
А вот как дается определение честности в Википедии (Слайд 10):
«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение, т.е. человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.
Честность – это выдающееся качество, проникающее в самую глубину человеческой сущности. Честность (или отсутствие ее) будет отчетливо проявляться в каждом вашем слове и поступке. Честность, твердость характера, незапятнанная репутация и уважение тесно взаимосвязаны и идут рука об руку по пути к выдающемуся успеху».
Воспитатель : Так в чем же преимущество честности, зачем человеку быть честным?
XII. Во все времена. (Слайд 11) Народный фольклор о честности.
Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.
XIII . Подведём итоги. Как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
— Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
— Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.
Воспитате ль:
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
Пусть честность станет вашим спутником по жизни, даст возможность получить уважение и понимание окружающих, и ведет вас к успеху!
Как научить ребенка честности?
Вряд ли кто-то из родителей может похвалиться тем, что его дети никогда не обманывали его.
Вряд ли кто-то из родителей может похвалиться тем, что его дети никогда не обманывали его. Кому не знакомо такое обстоятельство, когда сын или дочь, желая оправдать собственные «прегрешения», приводят доводы, совершенно не имеющие ничего общего с истинным положением дел.
Явление детской лжи
— Я не ломал эту машинку! Она сломалась сама!
— Я не брал мороженое из холодильника! Наверное, это сестренка его съела!
— Я не сделал домашнее задание потому, что не знал, что нам задавали!
Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком возрасте ложь еще не возможна как осмысленное деяние. Психологи предлагают нам не волноваться, утверждая, что детская ложь не представляет опасности, так как является попыткой выражения собственных фантазий ребенка, не умеющего отличить фантазии от действительности. Тем не менее, этот возраст — то время, когда дети активно «нащупывают» разные способы «сделать жизнь легче». В эти годы у ребенка появляется круг обязанностей и запретов, на которые он должен обращать внимание, соответственно возрастает потребность в способах «упрощения жизни». Наблюдения говорят, что чем больше требований предъявляются к малышу, тем больше вероятности обмана с его стороны. Но действительно ли это настолько безопасно? Что если ложь становится регулярной? Как отличить «детскую ложь» от уже недетской? Что такое ложь вообще? Как, в конце концов, вырастить честного человека? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Что такое ложь?
Прежде чем рассуждать о неправде со стороны детей, следует несколько слов сказать о лжи вообще. Понимая природу лжи как таковой, мы будем способны понять ее в детском исполнении.
Говоря простым языком, ложь — это заявление, не соответствующее действительности, произносимое с целью получения какой-либо выгоды. Почти всегда ложь вызывает чувство опасения и осуждения совести. Особенность лжи в том, что она всегда вступает в диссонанс с врожденным чувством правды: мы можем почувствовать ложь других, мы чувствуем себя дискомфортно, когда сами говорим неправду. Но следует сказать, что практика лжи вырабатывает в нас определенный навык и делает обман автоматическим. Есть люди, которые «врут как по написанному», совершенно не испытывая никаких угрызений совести, не боясь разоблачения, но, напротив, получают удовольствие от обмана. Здесь можно вспомнить интересную иллюстрацию: некто сказал, что совесть — это такой треугольник с острыми углами, находящийся в нашей груди. Когда мы совершаем плохие поступки (в том числе лжем), этот треугольник начинает вращаться, причиняя нам боль. Но если долгое время не обращать внимания на его вращение, углы треугольника постепенно стачиваются, совесть превращается в диск и может вращаться сколько угодно, не причиняя страданий. Это, конечно, иносказание, но действительно есть о чем задуматься. Практика осознанных бессовестных поступков заглушает голос совести, оставляя нашему естеству все меньше и меньше человеческого, позволяя животным инстинктам занимать ведущие позиции в нашей жизни.
Мотивацию лжи можно искать во многих аспектах человеческого естества:
Здесь следует отметить, что ложь всегда является ложью: выражена ли она вербально (вслух, в каком-либо утверждении или отрицании), или же в безмолвии в тот момент, когда следовало бы говорить в полный голос. Дети и взрослые не имеют различия в побуждениях к неправде: и у детей и у взрослых можно наблюдать все перечисленные выше побудительные мотивы неправды. Отличия лишь в масштабах неправды и в способности скрывать неправду. Вспоминается история о том, как старшая сестра разоблачала ложь своего пятилетнего брата, просто глядя ему в глаза. Ребенок не мог выдержать прямого взгляда и сознавался в обмане. К сожалению, с возрастом все меняется, и простым взглядом уже не обойтись.
Ложь можно смело назвать вредной привычкой, формирующейся со временем. И для искоренения этой вредной привычки, как и любой другой, требуется время и усилия.
Существует ли «святая ложь»?
Распространено мнение о том, что неправда, в зависимости от ситуаций, может быть не таким уж плохим делом. Например, тяжело больному человеку говорят не тот диагноз, который есть на самом деле, во избежание переживаний и ухудшения состояния здоровья. Считается, что ложь оправдана в соответствии с принципом «цель оправдывает средства». Итак, может ли ложь ради благого дела быть оправдана?
Кто-кто сказал, что неправда может стать всеобщей, но святой она не будет никогда. По крайней мере, это заявление справедливо по отношению родителей, говорящих детям неправду как бы «для благих целей». Вспомните, как часто детей пугают различными страшилками для того, чтобы облегчить процесс воспитания. Зачастую детям обещают подарок, чтобы добиться их расположения, но когда дело доходит до исполнения обещания, родители умышленно «забывают» обо всех посулах. Кто не говорил детям, что занят и не может с ними поиграть, а вместо этого проводил время в телефонном общении или «висел» в Интернете? Такая «святая ложь» — нисколько не святая. Это — грубое и эгоистичное манипулирование детской волей, подающее дурной пример. Опасность такого подхода состоит в том, что дети быстро разгадывают этот подход и мгновенно его усваивают. Не нужно удивляться, если ребенок будет обманывать вас, исходя из своих собственных «благих» целей.
Шутка и ложь — где границы?
Нередко можно наблюдать следующее: человека вводят в заблуждение, говоря искаженную информацию (типа: «у тебя спина в муке»), а затем, когда человек реагирует на это заявление, все дружно хором смеются, считая, что шутка удалась. Где же граница между шуткой и ложью? Есть ли опасность в этой практике во взаимоотношениях с детьми?
Всякая шутка подразумевает наличие, по крайней мере, двух вещей:
Взрослые, неоднократно в своей жизни пережившие розыгрыши и шутки со стороны друзей, имеют некий «иммунитет» и переносят шутки нормально (если только это не совсем уж глупые шутки). Дети, в отличие от взрослых, такого иммунитета не имеют. Они всякое сообщение будут воспринимать за чистую монету. Поэтому в присутствии детей нужно умело пользоваться этими инструментами построения отношений (шутками, розыгрышами и т.д.) чтобы не поселить в детском разуме сомнение в вашей честности.
Честность — активная позиция
Что значит быть честным? Значит ли это только не говорить неправду? Нет, не только. Также как быть добрым — не только не делать злых поступков, быть честным — не только не лгать. Честность — это жизненная позиция человека, его отношение и восприятие реальности. Честность — набор принципов, формирующих моральный облик человека.
Проблема в том, что мы часто пытаемся вписаться в рамки общепринятых норм честности, не являясь внутренне честными людьми. Это значит, что мы можем предъявлять высокие требования только к действиям и поступкам, но не заботиться об атмосфере в семье. Другими словами, мы будем делать вид честных людей, будучи внутренне всегда готовыми на неправду. Это состояние легко проверить в кризисных ситуациях, когда принципы человека проходят экзамен. К примеру, если я считаю себя честным человеком, готов ли я при любых обстоятельствах не давать взятку инспектору ДПС? Если не готов отстаивать свои позиции либо готов до определенных границ, то это и есть степень моей жизненной позиции. В Библии есть прекрасное заявление на этот счет: «Честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно» (Книга Исаии, 32 гл.). Заметим здесь две ступени активной позиции: мыслит и стоит. По-видимому, второе без первого не представляется возможным.
Для того чтобы дети не учились лгать нам, нужно иметь в семье атмосферу честности. Нужно, чтобы они понимали, что ложь — явление, органически чуждое вашей семье. Что вы не только боретесь с поступками, но образ и ваш образ мыслей не допускает нечестности. Если между супругами не будет отношений открытости, доверия, правдивости, детей бесполезно принуждать и наказывать. Они неосознанно стремятся быть похожими на родителей.
Практические шаги к воспитанию честного ребенка
Итак, необходимо направить свои усилия не на преодоление порока, а на не допущение его появления. Вот несколько советов, что нужно сделать для воспитания честности у ребенка.