Как объяснить ребенку что такое число и цифра
Конспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возраста
Любовь Николаевна Рослякова
Конспект беседы «Числа, цифры и математические знаки» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель: формировать у детей представление о возможности записи цифр и чисел разными способами.
— познакомить детей с различными способами записи цифр и чисел у разных народов в разных странах в древности, с происхождением современного написания цифр, с происхождением названий «цифра», «ноль»; закреплять умение составлять и решать математические задачи;
— развивать интерес к математике, познавательные способности, расширять кругозор;
— воспитывать стремление узнавать новое.
— Дети, вы все знаете цифры, умеете их называть и записывать. Как вы думаете, всегда ли цифры выглядели так, как сейчас?
Рассматривание таблиц с изображением вавилонских цифр (клинопись, цифр племени майя, египетских цифр, римских цифр-букв, славянских цифр:
— Вы видите, что числа и цифры записаны по-разному у разных народов, но все эти записи длинные и неудобные (рассмотреть примеры записи некоторых чисел на таблицах).
Цифры, которыми сейчас пользуемся мы с вами, и которыми пользуются во многих странах, называются арабскими, но придумали их в Индии, арабские же купцы привезли в страны Европы из Индии вместе с товарами и цифры. Эти цифры немного отличаются от тех, к которым мы привыкли. Современные цифры более округлые, но очень похожи на старинные арабские цифры. Посмотрите на таблицу, как изначально выглядели арабские цифры: цифры состоят из углов, при этом видно, что, какая цифра –столько же углов мы можем найти в ее изображении:
На этой таблице нет цифры «0». Оказывается, эта цифра появилась позже остальных цифр. И появилась она тоже в Индии, именно в этой стране придумали ставить на пустое место, если нет никакого числа – кружок. «Кружок» означает по-индийски «сунья», а по-арабски – «сифр». Затем словом «сифр» стали называть и другие цифры, постепенно «сифр» преобразовалось в слово «цифра», которое сейчас относится ко всем цифрам от 0 до 9.
Слово «нуль» произошло от латинского слова «nullum», что обозначает «ничто». Сейчас чаще употребляется слово «ноль».
Нуль на месте на пустом (подниматься на носки, руки вверх – вниз)
Ставим, как известно. (наклоны в стороны, руки на поясе)
Только он при всем при том (повороты в стороны)
Не пустое место. («пружинки»)
Не похож на пятак, (руки в стороны – вниз)
Не похож на бублик,
Круглый он, да не дурак, (Округлить руки, соединить кончики пальцев)
С дыркой, да не бублик.
У людей говорят: «Не шути с огнем!» (соединять пальчики с большим)
А у нас говорят: «Не шути с нулем!»
У про запас сотни каверз и проказ, (соединять одноименные пальчики)
Нужен глаз за ним да глаз!
— Много лет тому назад, когда нужно было записать решение задачи или примера, все математические действия записывали словами, запись получалась длинной, как рассказ – это было очень неудобно.
Когда придумали математические знаки, записи стали намного короче и удобнее. Легче стало записывать решения задач и примеров, читать их и понимать записанное. Мы с вами знаем несколько математических знаков, а когда вы пойдете в школу, то познакомитесь и с другими знаками.
Как нету на свете без ножек столов,
Как нету на свете без рожек козлов,
Котов без усов и без панцирей раков,
Так нет в математике действий без знаков.
Я – плюс, и этим я горжусь!
Я для сложения горжусь.
Я добрый знак соединенья,
И в том мое предназначенье.
Я – минус, тоже добрый знак,
Хотя и отнимать мастак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А просто долг свой выполняю!
Дети составляют и решают задачи и примеры по таблицам, картинкам, стихотворениям, загадкам, по счетному материалу; решения записывают в тетради, выкладывают с помощью касс цифр или с помощью демонстрационных цифр и знаков на доске:
«День рождения поэтессы Агнии Барто». Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста Агния Львовна Барто (девичья фамилия Волова) родилась в Москве 17 февраля 1906 года в образованной, обеспеченной, еврейской семье. Отец.
Конспект беседы «Золотая осень» с детьми старшего дошкольного возраста Программное содержание: учить детей воспринимать картину И. И. Левитана «Золотая осень», обратив внимание на передачу художником образа.
Конспект беседы по экологическому воспитанию «Что мы знаем о зимующих птицах?» с детьми старшего дошкольного возраста Цель:Уточнить и закрепить представления детей о знакомых зимующих птицах родного края, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Дед Мороз и Санта Клаус» Цель: дать понятие о том, что Дед Мороз и Санта Клаус разные новогодние персонажи. Задачи: расширять представление об основных новогодних.
Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Всемирный день китов и дельфинов» 23 июля Всемирный день китов и дельфинов. Цель беседы: расширить представление детей о морских млекопитающих, об их образе жизни, среде.
Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.
Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Детский вопрос, но все таки. Формализовать его можно так:
Термин «цифра» происходит от арабского слова «cifra» и обозначает «ноль, пустой, ничего». Наиболее распространенными в мире являются так называемые «арабские цифры», которыми мы привыкли пользоваться. Это система из десяти знаков от 0 до 9. К слову, на самом деле она придумана в Индии, а не в арабских странах. До этого счет велся при помощи ровных линий – палочек. Каждая палочка соответствовала определенной цифре, например, пять палочек – пятерка, семь палочек – семерка и т.д. Больше всего такая система походила на зарубки, но была крайне неудобной для графического изображения больших чисел.
В древней Индии математика развивалась довольно активно, поэтому более удобная система счисления была придумана именно здесь примерно в V веке. Однако европейцы переняли цифры от арабов, которые к тому времени усовершенствовали десятичную систему. Из-за этого цифры начали называть арабскими. Не любой знак может называться цифрой. Ее признаком является способность описывать определенные числа. Например, «+» – это тоже знак, но не цифра. Если дополнительного уточнения нет, то цифрой обозначают один из знаков от 0 до 9.
Слово «цифра» имеет множество нюансов в плане употребления, хотя на многие из них мы не обращаем внимания в повседневной жизни. Например, выражение «эти цифры больше» является неверным, поскольку сравнению подлежат числа, а не цифры. Существуют и другие системы цифр. Например, наиболее близкие для нас, которые все еще используются – римские. С их помощью чаще всего указываются века: I, II, III и т.д.
Число считается одним из главных понятий в математике. Его используют для сравнения, нумерации, описания количественной характеристики. Таким образом, числа обозначаются при помощи цифр, а также математических символов («плюс», «минус», «скобки» и др.).
Необходимость вести счет чего-либо возникла еще у первобытных людей, и понятие числа постепенно становилось все сложнее. С развитием науки оно обрело еще более глубокий и важный смысл. Выделяют несколько числовых множеств:
1. натуральные – используются при естественном счете (от единицы и до бесконечности, а иногда и от ноля);
2. целые – объединение натуральных, отрицательных чисел и ноля;
3. рациональные – дроби; действительные – представляют собой расширение множества рациональных чисел;
4. комплексные – расширение множества действительных чисел.
Чем отличается цифра от числа?
Таким образом, цифра – это просто знак, символ, который можно сравнить с буквами в словах. Число же является математическим понятием, количественным показателем, и для его графического изображения используются именно цифры. Рассматривая статистики, графики, отчеты – любые количественные данные, мы видим числа, а не цифры.
Разнообразие чисел довольно большое. Они могут быть целыми, четными, нечетными, положительными, отрицательными и т.д. Также не существует какого-либо последнего числа – всегда будет то, что больше него. Количество цифр ограничено десятью знаками: от 0 до 9. Сравнивать между собой можно только числа, а не цифры.