Как объяснить ребенку что такое единицы
Учим с дошкольником состав числа на домашних занятиях
В первом классе ученик обязательно изучает состав числа до 10. Не всем ребятам эти знания даются легко, поэтому родителям приходится помогать чаду во время домашних занятий. Невозможно оставить без внимания этот пробел, так как знания о составе числа помогают быстро осваивать математику, ее основные азы.
Учим состав числа на домашних занятиях
Домашнее обучение позволяет облегчить школьные занятия по математике, которые в первом классе являются довольно сложными для маленьких учеников. Дети вынуждены полностью менять привычный распорядок дня и выполнять незнакомые обязанности, что отодвигает овладение знаниями на второй план. Домочадцы могут помочь маленькому ученику, если будут в ненавязчивой и увлекательной форме повторять школьные темы. Не надо браться за какие-то сложные задания, достаточно заняться основным, например, четко знать,как объяснить ребенку состав числа.
Важно! Современное образование упирается именно в освоение состава числа. Это помогает запомнить основные понятия математики. Арифметические операции и сравнение чисел будут проходить легко для ребенка.
Как учить быстрому счету
После того, как все цифры усвоены, можно приступать к счету. Следует показать, как необходимо считать на пальцах, счетных палочках, других приспособлениях. Рекомендуется сравнивать цифры, объяснять, какое число больше или меньше, насколько. Также необходимо выучить математические знаки для наглядного предоставления информации. Важно правильно объяснить, что два меньших числа могут превратиться в большее и, наоборот, большее число разделиться на два меньших.
Устный счет помогает выполнять задания с максимальной скоростью. Для легкого счета нужно обязательно объяснить ребенку состав чисел, выучить в игровой форме расклад чисел до 10, причем, чем больше цифра, тем большее внимание ей уделяется. Вначале на своем примере показать, как в уме следует перебирать состав определенного числа. К примеру, нужно спросить ученика, сколько нужно еще добавить к числу 2, чтобы получить 5. Естественно, сначала возникнут сложности с усвоением, но в скором времени ребенок будет легко считать устно.
Подходящий возраст для занятий
Что пригодится для домашних занятий
Сегодня для домашних занятий можно выбрать любые счетные материалы. Наиболее популярными среди них являются палочки для счета. Однако немногие задумываются над тем, что они недостаточно эффективны. Дошкольник при использовании палочек не в состоянии научиться быстро считать устно. Для ознакомления детей с составом числа предлагается использовать следующие счетные приспособления:
Простые и доступные методики обучения
Существует множество эффективных методов, помогающих родителям понять, как научить ребенка составу числа до 10. Есть возможность выбрать для домашних занятий наиболее подходящую.
Советы педагогов для правильного домашнего обучения
Важно! Ребенок должен четко уяснить, что каждое число меньше следующего на единицу и больше предыдущего на столько же.
Преподаватели в первом классе нередко используют классический прием для изучения цифр и чисел:
Основные рекомендации
Родителям важно помнить, что домашние занятия не должны вызывать неприязнь у чада. Ребятишки воспринимают подачу информации лучше всего в игре. В начале школьного учения педагоги продолжают вести занятия именно в игровой форме. Это способствует легкому и быстрому восприятию математических знаний.
Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»
Симакова Наталья
Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»
Вы можете использовать
— простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты);
Инструкция:
Постарайтесь объяснить ребенку разность между числами и цифрой. Цифра обозначает числа на письме, а числа являются обозначением количества предметов. Например, если у вас есть пятнадцать яблок, объясните, что 15 — это число, количество, а его составляют цифры — 1 и 5. Уберите десять яблок, у вас останется пять. Поясните ребенку, что количество яблок стало пять и это выражает цифра 5. Пять можно разложить и на другие цифры — 1, 2, 3 и так далее.
Показывайте ребенку состав числа на наглядных примерах. Возьмите, например, три конфеты. Попросите посчитать ребенка, сколько у вас есть конфет. Теперь разделите конфетки — две положите на стол, а одну держите в руках. Спросите ребенка, сколько их теперь. Ответ будет тем же. Поясните, что две конфеты с одной и наоборот, одна с двумя, составляют три. Теперь положите одну конфету дальше от второй, а третью держите в руках. Покажите ребенку — вот одна конфета, вот еще одна и еще. Значит тройка — это повторенная три раза единица. Закрепите знание на счетных палочках.
Пособие «Числовые домики»
Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики — многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры.
Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 18. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает хозяин-число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, чтобы помочь ребенку «расселить» жильцов.
К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек — отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть — это пять и один.
Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 — итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.
Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, в семье — три человека, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну тарелку. Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье три человека. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки. Следовательно, одна и две тарелки составляют три тарелки. Изготовьте карточки с составами разных чисел и просматривайте их с ребенком.
Фотоотчёт «Изучаем состав числа» Быстро пролетает лето. Не успеем оглянуться, как снова начнётся учебный год. Наши дети перейдут в старшую группу. Начнутся занятия, которые.
Фотоотчет о занятии «Состав числа от 1 до 5» с использованием ИКТ Данное занятие ориентировано на: 1. Детей старшего дошкольного возраста в границах условной нормы развития; 2. Для детей младшего школьного.
Как объяснить современному ребенку дошкольного возраста, зачем надо идти в школу нашем обществе заведено так, что взросление каждого человека состоит из следующих этапов: дошкольный возраст, получение среднего и профильного.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП «Образование числа 4. Состав числа» Тема: Образование числа 4. Состав числа. Цель: Способствовать развитию математических представлений. Задачи: 1. Упражнять детей в счете.
Конспект занятия по математике «Состав числа 5» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №52 «Маячок» Конспект организованной образовательной деятельности.
Консультация для педагогов и родителей «День Победы. Как объяснить это ребёнку?» Консультация для педагогов и родителей на тему: День Победы. Как объяснить это ребенку? Цель: объяснить родителям, педагогам как формировать.
Консультация для родителей «Нужен ли дошкольнику отпуск?» Вот и пришло лето. А это значит, что большинство родителей задумываются стоит ли водить ребенка в детский сад. Лето — это пора, когда хочется.
Настольная дидактическая игра «Состав числа» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №52 Приморского района г. Санкт-Петербурга Настольная дидактическая.
Презентация по ФЭМП «Больше, меньше, равно». Консультация «Как объяснить ребенку знаки больше, меньше» Презентация по ФЭМП «Больше, меньше, равно» Задачи: закрепить сравнение групп предметов по количеству. Познакомить детей со знаками больше,.
Состав числа до 10: как научиться быстро считать
Математика в 1 классе или при подготовке к школе
Наталья Большакова Педагог-психолог, репетитор начальной школы и подготовки к школе
Знание состава числа — залог быстрого счета, устного и письменного. Если во время подготовки к школе состав числа до 10 не уложился у ребенка в голове, надо обязательно уделить этому время в первом классе, а потом не забывать о закреплении состава числа до 20 и далее — это сильно сократит время на вычисления.
Состав числа: объяснение и карточки
Когда мы просто складываем разные числа, результат может получиться любой. Но когда мы выясняем состав какого-то числа, то как бы идём в обратном направлении — от результата, который известен заранее (например, 8). Мы учим определённые пары слагаемых — у каждого числа они свои, — чтобы получался именно этот результат.
Я предлагаю действовать в таком порядке.
Отдельную карточку на каждый пример. Зачем? Карточки составом числа дают нам много возможностей для заучивания комбинаций. Например:
Сделать столько раз, сколько понадобится, чтобы ребёнок назвал их все. Заниматься можно буквально по нескольку минут, между делом.
Состав числа: закрепление
А теперь будем тренировать запоминание. Точнее, припоминание. Теперь наши задания направлены на то, чтобы ребёнок припоминал нужные примеры.
Задание 1. Я делаю так — даю листок с примерами, где есть и те примеры, которые мы сейчас учим, и другие. Инструкция для ребёнка: «Найди все примеры, которые мы сейчас учили, и запиши правильный ответ. На другие примеры сейчас не обращай внимания».
(Некоторые прилежные дети начинают всё равно решать все примеры. Поэтому я стараюсь подбирать такие «ненужные» примеры, которые они должны были уже освоить.)
Самое главное — наблюдать за ребёнком в процесс работы: он припоминает примеры (те, которые мы сейчас заучиваем) или заново считает? Если считает — ничего не получилось! Либо ребёнок их ещё не запомнил (тогда надо вернуться к пункту 3), либо не понимает, чего мы сейчас от него хотим. Нам нужно именно это: найти знакомые примеры!
Задание надо выполнить хотя бы 3- раза (не сразу, с интервалами, в один день не более двух раз через промежуток времени).
Задание 2. Снова даём ребёнку листок с примерами, где есть и те, которые мы «учили», и на состав других чисел. И просто просим решать примеры. Не подсказываем, что некоторые примеры он уже «помнит».
Наблюдаем. Делаем выводы: если вспоминает «наши» примеры и сразу пишет в них ответы — ура, получилось! Если нет — возвращаемся к пункту 3.
Состав числа: примеры на вычитание
Теперь нас ждёт непростой момент — мы должны научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа.
Если мы помогаем первокласснику, необходимо использовать математические термины: «Когда мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Это когда мы знаем сумму и знаем одно слагаемое, а второе слагаемое не знаем. Как его найти? Для этого из суммы мы вычитаем известное слагаемое.
Но если ты помнишь состав числа, то неизвестное слагаемое ты можешь просто припомнить. Мы с тобой выучили состав числа 8. Ты помнишь все комбинации? Перечисли!»
7 + 1 = 8
6 + 2 = 8
5 + 3 = 8
4 + 4 = 8
«Молодец! А теперь давай будем менять числа местами! Наши примеры будут на вычитание, поэтому сумму 8 мы всегда будем ставить на первое место. Вычитать можно только из самого большого числа! Вычитать будем одно из слагаемых, а второе будет получаться в ответе. Давай попробуем: называй любой пример на сложение с ответом 8!»
«Сейчас мы с тобой будем „прятать“ одно слагаемое, делать его неизвестным. Что у нас получится:
Правильно, 3! Второе слагаемое!
Давай попробуем ещё раз:
Правильно, 2 — второе слагаемое!».
На этом этапе я даю детям вот такие примеры:
6 + 2 =
2 + 6 =
8 — 2 =
8 — 6 =
5 + 3 =
3 + 5 =
8 — 3 =
8 — 5 =
Такая последовательность примеров помогает ребёнку осознать связь сложения и вычитания. И опять же — всё направлено на запоминание. Когда мы решаем примеры на вычитание, можно посчитать, а можно припомнить. Припоминать — быстрее!
Момент связи сложения и вычитания очень важен для решения уравнений. Если ребёнок не улавливает эту связь, ему будет трудно решать уравнения.
Конспект урока по математике на тему «Десяток и единицы» (1 класс)
Цель: Познакомить учащихся с понятием десяток и единицы.
предметные: формирование понятия числа второго десятка; умение записывать двузначные числа, анализировать структурный смысл записи: число двузначное, первая цифра — число десятков, вторая — число единиц.
метапредметные: ставить учебные цели и задачи, получать информацию в результате смыслового прочтения текста, использовать устную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений.
личностные: воспитывать бережное отношение при работе с учебником и тетрадью для самостоятельной работы; воспитывать дисциплинарные традиции (подготовка к уроку, поднятая правая рука при желании ответить); воспитывать культуру общения.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На меня все посмотрели.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно,
На урок торопит нас –
Математика сейчас.
На уроке математики надо очень внимательно смотреть и слушать учителя, чтобы не допускать ошибок и хорошо запомнить изученный материал. Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы показали все свои знания справились со всеми заданиями.
1) Назвать соседей числа 5.
2) Увеличить 7 на 1.
3) Уменьшить 9 на 1.
4) На сколько 5 больше 4?
5) На сколько 9 меньше 10?
6) Сколько прибавить к 4, чтобы получилось 6?
7) Сколько прибавить к2, чтобы получилось 5?
8) Сколько отнять от 7, чтобы осталось 5?
9) Первое число 5, а второе на меньше. Чему равно второе число?
10) В вазе было 5 конфет. 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось в вазе?
11) Какое число предшествует числу 8?
12) Мгновенный счёт:
Мгновенный счёт – это когда учитель показывает карточку или говорит устно и надо быстро дать ответ на данный пример.
1.Всюду Павлику почёт,
Павлик блинчики печёт.
9 блинчиков сгорело,
А последний был сырой.
Сколько блинчиков испортил наш «герой»? (9+1=10)
2. Стала курица считать маленьких цыпляток:
Жёлтых 5 и чёрных 5,
3.Мама-белка для детишек
Собрала десяток шишек,
Сразу все не отдала,
По одной всего дала.
– Сколько шишек осталось у мамы-белки?
Р е ш е н и е: 10 – 1 – 1 – 1 = 7 (ш.).
III. Сообщение темы урока.
– Разделите данные числа на две группы:
4, 13, 9, 11, 3, 14, 8, 17.
– По какому признаку вы разделили на группы? (Однозначные и двузначные числа.)
– Чем однозначные числа отличаются от двузначных?
– Что обозначает каждая цифра в записи двузначного числа?
– Сегодня мы узнаем, что обозначают термины «десяток» и «единица».
Кто-нибудь знает, что такое десяток и что такое единицы? (Ответы детей)
— Давайте определим с вами цель сегодняшнего урока.
Дети определяют цель : Узнать на уроке, что же значит десяток и что значит единицы?
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 20 ).
— Сейчас я прочитаю задание, а вы следите по тексту и внимательно слушаете.
— Посмотрите на картинку, посчитайте и скажите сколько гвоздей в ящике? (В ящике10 гвоздей).
— Сколько гвоздей отнес Миша сначала? (Сначала Миша отнес 10 гвоздей)
— Сколько еще гвоздей понадобилось? (Еще понадобилось 2 гвоздя)
— Мы можем сказать сколько всего гвоздей Миша отнес дедушке? (Да. Всего Миша отнес дедушке 12 гвоздей)
— Хорошо. На столе у вас лежат счетные палочки. Отсчитайте 10 палочек. (Дети отсчитывают 10 палочек. )
— Свяжите их. (Дети связывают. Учитель также связывает десяток из счетных палочек)
— Возьмите еще 2 палочки. (Дети берут 2 палочки)
— Положи их рядом с десятком. (Дети кладут рядом с десятком 2 палочки )
— Десять палочек, то есть десяток плюс еще 2 палочки. Сколько всего палочек? (Десяток плюс 2 палочки будет 12)
— Верно. Как вы думаете, число гвоздей равно числу палочек? (Да равно, потому что гвоздей 12 и палочек получилось 12)
— Теперь выполняем задание под цифрой 2. Запиши число гвоздей, которые принес Миша, в виде суммы: 10+2. (Учитель записывает сумму на доске, ученики в тетради)
— Чему равна сумма? (Сумма равна 12)
— Запиши число 12 в тетрадь. (Дети записывают число в тетрадь, учитель на доске).
— В данном числе 12 — число 1 это первое слагаемое 10 (десять) то есть десяток, а число 2 это второе слагаемое, которое обозначаем как 2 единицы. (Учитель подчеркивает красным число 1 — десяток и первое слагаемое 10. Синим учитель подчеркивает 2 единицы и второе слагаемое)
— Сколько цифр используется для записи числа 12? (Для записи числа 12 используется две цифры.)
— Можно ли это число назвать однозначным? (нет, нельзя)
— Почему? (Потому что в однозначном числе только одна цифра, а в двузначном две)
— Все верно. Число 12 — двузначное. И оно называется ДВЕНАДЦАТЬ. Запись состоит из двух цифр. Назовите еще раз из чего состоит число 12? (число 12 состоит из 1-го десятка и 2-х единиц).
— Ниже найдите рисунок, на котором изображено 12 палочек. Какой это рисунок? (Это второй рисунок)
— Проверим. На первом рисунке сколько палочек десяток да еще одна палочка, то есть одна единица, сколько всего палочек? (Десяток плюс одна палочка всего 11 палочек)
— Сколько палочек на втором рисунке? (14 палочек)
— На третьем? (12 палочек)
— На четвертом? Один десяток плюс еще один десяток, сколько всего палочек? (20 палочек.)
Физминутка
У оленя дом большой
У оленя дом большой.
Он глядит в своё окно.
Заяц по лесу бежит
В дверь к нему стучится.
— Тук-тук дверь открой-
Там в лесу охотник злой.
V. Продолжение работы по учебнику (с. 21).
– Что изображено на первом рисунке? Сколько грибов обведено замкнутой линией? (0 грибов.) Сколько грибов вне этой линии? Запишите число всех изображенных грибов в виде числа десятков и числа оставшихся единиц. (Числа 15, 10)
– Объясните, что обозначает каждая цифра в числе 15.
– Объясните, что обозначает каждая цифра в записи числа 10.
– Сравните данные двузначные числа.
– Сколько десятков в числе 15?
– Сколько десятков в числе 10?
– Сколько единиц в числе 15?
– Сколько единиц в числе 10?
– Какое число будет больше? (В состав каждого числа входит один десяток (то есть число десятков одинаково) и разное число оставшихся единиц. Поэтому больше будет то число, в котором больше число оставшихся единиц.)
В этом задании с помощью цвета (красный цвет обозначает десяток, а синий – оставшиеся единицы и в полосках, и в записи числительных). Учитель должен обратить внимание на наличие изменяющейся (вариативной) части, которая указывает на число единиц, и на наличие неизменной (инвариантной) части, указывающей на 1 десяток.
– Выпишите по порядку все двузначные числа, в которых 1 десяток, опираясь на рисунки на полосках.
– Объясните, что обозначает каждая цифра в записи данных чисел.
– Прочитайте названия данных чисел.
– Покажите в каждом слове – названии числа – ту часть, которая указывает на количество единиц.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою тори кивка.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.
VI. Работа в печатной тетради № 2 (с. 26–27).
Закрываем учебники и тетради для письменных работ. Убираем их на край стола. Открываем тетради на печатной основе, страница 26, задание под номером один. Прочитайте задание. (Дети читают задание)
— Первый рисунок, сколько палочек изображено? (Изображено 14 палочек).
— Запишите число 14. ( далее дети выполняют задание самостоятельно)
— Подчеркни красным цветом цифру, обозначающую число десятков, а синим — цифру, обозначающую число единиц. (Дети подчеркивают десятки и единицы)
— Задание под номером 2. Прочитайте задание. (Дети читают задание и выполняют самостоятельно)
— А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте, как он выполнил задание.
Кто обнаружил ошибку у товарища, поднимите руку и прокомментируйте его работу.
VI I . Рефлексия учебной деятельности.
— Какая тема нашего урока?
— Какую цель мы ставили?
— Как вы думаете, мы её достигли?
Формирование самооценки у детей
— Оцените свою работу на уроке с помощью рисунков солнышка или тучки.
— Прокомментируйте свой выбор, продолжая рассуждение:
Я выбрал солнышко, потому что сегодня на уроке я ……
Я выбрал тучку, потому что сегодня на уроке я …….
— Ребята, я тоже показываю вам солнышко, потому что считаю, что вы сегодня хорошо поработали на уроке и достигли поставленной цели. Всем спасибо, урок закончен.
Методика ознакомления детей с составом числа
Наталья Луканова
Методика ознакомления детей с составом числа
Методика ознакомления старших дошкольников с составом числа
В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей начинают, знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. (5- это 1,1,1,1 и еще 1).
Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц, подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. Сначала используют предметы одного вида, отличающихся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, матрешек, палочек разной длины и толщины, елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например,комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и т. п., а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки.
Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины т. п.
Составить группу из разных игрушек или вещей (1 кубик, 1 матрешка, 1 заяц, 1 погремушка – всего 4 игрушки).
Составить группу из моделей геометрических фигур разного вида (1 квадрат, 1 круг, 1 прямоугольник, 1 треугольник – всего 4 фигуры).
Подобрать указанное число картинок, на которых изображены предметы, объеденные родовым понятием (1 кофточка, 1 платье, 1 пальто – всего 3 предмета одежды).
Выполнить указанное количество разных гимнастических упражнений (1 раз присел, 1 раз поднял руки вверх, 1 раз хлопнул в ладоши – всего выполнил 3 упражнения).
Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Вначале все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее – с разным (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие одежды, третьи – посуды).
Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов.
Дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка – всего 3 предмета посуды».)
Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей?») постепенно подменяют общими,например: «По скольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Кака получилось у тебя 4 игрушки?»
Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, варьируются не только вопросы, но и порядок их постановки. Дети могут сказать, по скольку разных предметов, а потом назвать общее их число или сначала сказать, сколько всего, а затем – по скольку разных предметов.
Для обобщения знаний предлагают вопросы: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 4? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число 3?»
Воспитатель дает задание подобрать указанное число игрушек (выполнить указанное число движений). Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. Постепенно дети все более осознают количественное значение числа. Знание количественного состава чисел в пределах пятка позволяет им в подготовительной к школе группе усвоить приемы вычисления путем присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3.
Для закрепления знаний о составе числа используют словесную игру «Назови 3 (четыре, пять) предмета!» Педагог предлагает детям назвать 2 (3,4,5) разных предмета мебели, одежды, головных уборов, посуды т. п.,а также упражнение с включением элемента соревнования: «Кто быстрее назовет 3 (4,5) головных убора?» и т. п.
У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 – это 1,1,1,1,1 и еще 1).
Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц осуществляют на конкретном материале.Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками; составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы, объединенные родовыми понятием (1 стул, 1 табуретка,1 кресло, 1 секретер, 1шкаф, 1 буфет – всего 6 предметов мебели).
Дети скорее поймут количественное значение чисел, если параллельно будут изучаться состав 2 – 3 чисел и чередоваться упражнения в составлении соответствующих количественных групп. Этому способствует организация действий детей одновременно с разным раздаточным материалом (так, у одних, например, группа составлена из 7 предметов мебели, у других – из 7 предметов посуды, у третьих – из 7 разновидностей овощей и т. д.).
Выполнив задание, дети каждый раз рассказывают, как составили группу, по скольку у них разных предметов и сколько их всего. Шестилетним детям можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например, на верхней полоске карточки составить группу из 4 разных геометрических фигур, а на нижней – из 5. Воспитатель обращает внимание детей не только на количественный состав числа из единиц, но и на отношения между числами (на сколько одно число больше или меньше другого).
Широко используют словесные упражнения без опоры на наглядный материал: «К белочке в гости пришли заяц, еж и медвежонок. Сколько гостей оказалось в домике у белочки? Сколько всего зверей в домике у белочки? По скольку оказалось разных зверей?», «В команду космического корабля вошли командир корабля, бортинженер, и врач. Сколько человек вошло в команду космического корабля?»
Наглядное пособие по математике «Состав числа» В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с составом числа из единиц и учат устанавливать отношение между единицей и числом. Для этого.
Перспективное планирование по ФЭМП в подготовительной группе Подготовительная группа 1. Дни недели. Игра: «На какую фигурку похож предмет» «Неделька». Порядковый счет, закрепить знания дней недели,.