Как объяснить ребенку что такое экология
Как научить детей заботиться об экологии?
Проблема экологии становится все более актуальной для человечества, и если наше поколение пока получает только намеки от природы, что пора что-то менять, то следующему грозят ультиматумы. Поэтому забота о планете со стороны каждого человека, безусловно, необходима. Вот только как познакомить с проблемами экологии ребенка? Не каждый малыш сочтет эту серьезную тему интересной!
Забота об экологии – это вариация на тему «глаза боятся, голова думает, а руки ничего не делают». Можно сколь угодно осознавать серьезность экологических проблем, но бросать упаковку от чипсов мимо урны. Экологическое мышление невозможно навязать – его можно только привить, и чем раньше дети научатся заботиться о природе, беречь ее, тем больше шансов, что они продолжат это делать в зрелом, более сознательном возрасте.
Ученые всего мира ломают голову над проблемами глобального потепления, усиления радиации, изменений солнечной активности и загрязнения мирового океана. Для нас же, обывателей, «экологичное» мышление – и соответствующий «экологичный» образ жизни – включает:
— экономию природных ресурсов;
— сокращение и сортировку мусора;
— вторичное использование отходов.
Педагоги и психологи выделяют 2 этапа в обучении детей основам экологии.
1 этап. Подготовительный
Невозможно научить ребенка заботиться об окружающем мире, если он о нем ничего не знает или знает мало. Известный педагог В.Сухомлинский утверждал: «Прежде, чем давать знания, надо научить думать, воспринимать и наблюдать». Экология – это наука об эффективном взаимодействии и взаимосвязи всех природных систем, поэтому прежде чем внушать малышу, что нужно экономить воду, важно рассказать, откуда она появляется и зачем нужна. Как в интересной, игровой форме познакомить ребенка с окружающим миром, привить любовь к природе? Что может помочь родителям справиться с этой нелегкой задачей?
* Чтение сказок
Иносказательно в сказках есть посыл: как ты относишься к природе, так и она отнесется к тебе; поможешь зверюшке, потом та тебя выручит. Кстати, именно в русских сказках особенно эффективно взаимодействие человека и природы. Среди сказок, которые можно прочесть – «Волшебное кольцо», «Гуси-лебеди», «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке», «Конек-Горбунок» и другие.
* Прогулки на природе
Во время прогулок по паркам и лесам рассказывайте ребенку обо всем, что он видит и слышит – о пении птиц (или его отсутствии зимой – почему так? где же птицы?), о разных видах деревьев, о том, какие животные живут в парке и т.д. Отвечайте на многочисленные детские «почему»: пока у ребенка есть естественное любопытство по отношению к окружающему миру, его нужно удовлетворять, иначе со временем малыш перестанет интересоваться тем, что происходит вне его привычного окружения и не касается повседневных забот.
* Чтение энциклопедий и справочников
В специальных детских изданиях в доступной форме рассказывается об окружающем мире и существующих в нем взаимосвязях. Превратите чтение подобных книг в ежедневный вечерний ритуал. Время от времени устраивайте конкурсы «всезнаек» и викторины с призами.
* Поход в контактный зоопарк
Возможность подержать, погладить и покормить животных выработает у малыша доброе и внимательное к ним отношение: это уже будут не звери с картинок, а живые, осязаемые существа – «совсем как та морская свинка, что я кормил».
* Все взаимосвязано
Играйте с ребенком в игру «из чего это сделано?» и «откуда это появилось?» Зная о том, что бумагу делают из деревьев, а деревья помогают нам дышать чистым воздухом, ребенку будет проще смириться с тем, чтобы рисовать на обеих сторонах листа. Знакомьте детей и с устройством техники: если ребенок понимает, что на создание электричества где-то требуются природные ресурсы, ему будет проще понять, зачем это самое электричество экономить, требование перестанет быть абстрактным.
2 этап. Экологическое обучение
Когда ребенок уже знает о том, зачем нужны природные ресурсы, откуда растения получают питание, чем отличаются травоядные животные от хищников, его проще будет познакомить с важными экологическими проблемами и основными принципами заботы о природе на бытовом уровне.
* Экологические прогулки
* Экологические стихи
Разучивайте с ребенком стихи об экологии – разучивание наизусть станет отличной тренировкой памяти и способом привить экологическое самосознание. Например, у С.Я.Маршака есть такое стихотворение:
Бережливым будь с водой
Шевельни опять рукой
И, как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!
* Операция «Кормушка»
Зимой и весной делайте кормушки для птиц. Соревнуйтесь в наиболее необычных или, наоборот, функциональных вариантах и дизайнах. Регулярно насыпайте в свои кормушки хлебные крошки и зерна, подкармливайте птиц, наблюдайте за ними. Фотографируйте свои творения и «питомцев», устраивайте дома выставки или создавайте стенгазеты.
* Разумная экономия
Научите ребенка чистить зубы, выключая в это время воду, да и вообще выключать воду за собой, когда закончит умываться. Пусть малыш проверяет и следит за тем, чтобы ни один кран в доме не капал.
* Раз и еще раз
* Сортировка мусора
* Включить-выключить
* Игры фантазеров
* Лес и огород своими руками
Играйте с ребенком в «теплицу», «сад», «лес» или «огород». Сажайте комнатные растения дома вместе, сажайте кусты и деревья в лесу или в парке, цветы на даче или во дворе. Ухаживайте вместе за посаженными растениями, торжественно собирайте урожаи с грядок.
* Семейные конкурсы
* Своими руками
Делайте поделки из природных материалов; переделывайте старые вещи в новые. Проводите конкурсы идей – «что и во что можно превратить», они полезны не только для воспитания экологического мышления, но и для стимулирования творческого и нестандартного мышления.
* Эко-отчеты
Каждое воскресенье или каждый второй вторник месяца вспоминайте всей семьей, что хорошего сделали для природы за прошедший период времени.
* Звуки природы
Слушайте разные звуки природы. Интересуйтесь у ребенка, нравится ли ему, и если да – рассуждайте, какие угрозы есть для этих экосистем (море, лес, река); что можно сделать, чтобы им помочь.
* Ни капли мимо
Играйте с ребенком – а лучше с компанией детей и всей семьей – в игру «сбережем воду». Если детей много, можно поделить их на две команды, выдать каждой по небольшому ведерку, наполненному водой, и устроить соревнование – кто быстрее «польет огород» (можно действительно поливать грядки, а можно просто выливать воду из ведерок в большое ведро с надписью «огород») и расплещет при этом меньше воды. Ведерко нужно передавать по эстафете. Если ребенок один, то можно создать для него небольшую полосу препятствий, которую нужно преодолеть, чтобы «полить огород».
* Экологическое домино
Нарисуйте или скачайте из интернета карточки, иллюстрирующие основные экологические проблемы (сложность варьируется в зависимости от возраста ребенка – это могут быть озоновые дыры, парниковый эффект или загрязнение воздуха выхлопными газами, увеличение количества оврагов и т.д.). На других карточках напишите варианты решения экологических проблем (по одному на одну карточку). Предложите ребенку (или компании детей) подобрать подходящие решения к каждой проблеме. Дополнительные очки начисляются, если ребенок смог предложить собственное, оригинальное и/или рациональное решение.
Пусть изучение экологии станет для ребенка увлекательной игрой, любовь к природе – стойкой привычкой, забота о ней – естественной потребностью. И, возможно, удовлетворяя эту потребность, наши дети сумеют решить многие из существующих экологических проблем.
Экомарафон: 6 уроков об экологии для детей
Марафон «вживую» проходил в ноябре 2019. Найти его можно в Инстаграме по хэштегу #Эко_уроки. Там вы сможете посмотреть на выполненные задания, которые присылали участники.
Но тема экологии не стареет никогда. Поэтому я сейчас решила продублировать экологические уроки для детей и тут, в блоге. Чтобы учителя, воспитатели и родители тоже могли провести по мотивам моих материалов экоуроки со своими детьми в виртуальном виде.
УРОК 1. ЧТО ИЗ ЧЕГО?
Первое, что должен понять ребенок про экологию, это то, что все мы друг от друга зависим. Все взаимосвязано: живые и неживые, разумные и неразумные, растения и животные, камни и реки. Для малышей, да и детей школьного возраста, это не так уж очевидно.
Детям кажется, что на «их век хватит» и «чипсы готовыми растут на полках в магазине» 😉
Это не так!
Я подготовила компьютерную презентацию, чтобы объяснять детям, откуда что берется.
Ее можно просто скачать без всяких подписок и регистрации у меня по ссылке на Яндекс.Диск.
Ссылка в конце урока.
В презентации я постаралась максимально наглядно подобрать слайды, чтобы все было понятно даже малышам 3-6 лет.
Что сделано из чего?
Хотя гораздо лучше меня это объяснил… Крылов!
Поэтому просто запускайте! Все включится само. Не забудьте включить звук! Там мой голос:)
Только нужно обязательно скачать на компьютер, а потом уже просматривать. Она не будет правильно работать, если включать файл просто в режиме просмотра.
УРОК 2. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ЭКОЛОГИИ
«ВСЕ СВЯЗНО СО ВСЕМ»
Мы продолжим разбирать первый закон экологии «Все связано со всем».
Это значит, что любые изменения в одной части природы отзовутся изменениями в другой ее части.
Детям легче всего показать это на примере цепочек питания.
Но! Добавление новых звеньев в цепь тоже ведет к проблемам.
Всем известный пример: кроликов 🐰европейские поселенцы завезли в Австралию. И они так расплодились, что уничтожили всю растительность на полях. Пришлось завозить хищников, чтобы остановить нашествие милых зверушек.
Но хищники не очень-то помогли((( Не помогла и охота на кроликов. И даже намеренное заражение кроликов особым вирусом. Кролики со временем приспособились и к нему.
До сих пор эта проблема в Австралии не решена(((
Теперь понятно, зачем изучать цепочки питания?
Чтобы уметь прогнозировать последствия вмешательства в природу!
Научите детей составлять цепочки питания.
Оформите любые цепочки питания в наглядном виде.
Их можно выложить карточками или кубиками с изображениями животных.
Можно наклеить коллаж из журнальных вырезок.
Можно просто нарисовать.
Можно сделать в виде шнуровки.
А на фото вы видите, как мы с Катей сделали буквально «цепи» питания животных Арктики, соединив звенья из. скрепок.
Мы с дочкой Катей придумали еще и другой способ наглядно представить взаимосвязь живых организмов в природе – экологическую пищевую пирамиду🙂
Мы с Катей сделали ее из пластиковых стаканчиков и картинок, которые нарисовал Витя для карточек к моему лэпбуку Арктика.
Всего-то и надо, что наклеить зверей на стаканчики скотчем.
А после этого составить пирамидку в том порядке, в котором они друг друга едят.
Получится своеобразная матрешка:)
Водоросли тут продуценты, они преобразуют энергию солнца в органику.
Дальше в арктических морях их едят консументы – веслоногие рачки.
Рачков поедают консументы 2-ого уровня – рыбки сайки.
Саек едят консументы 3-его уровня – тюлени.
А тюленей едят животные, находящиеся на вершине пищевой пирамиды Арктики – белые медведи.
Катя спросила – значит, получается, что медведи тем самым едят и водоросли, и рачков, и рыбу, и тюленей одновременно?
Да, так и есть! Но не буквально едят, а в виде пищевой энергии.
⠀
⠀
Есть правило экологической пирамиды, которое сформулировал Линдеман.
Оно еще известно как ПРАВИЛО 10%:
«При переходе от одного «этажа» пирамиды к другому, масса питательного вещества уменьшается в 10 раз»
То есть, чтобы прокормить одного медведя, нужно, допустим, 100 кг тюленей.
Для их питания понадобится 1000 кг саек.
А для прокорма такого количества саек понадобится 10 000 кг рачков.
Рачки эти съедят 100 000 кг водорослей.
Так можно приблизительно рассчитать, сколько должно быть водорослей в море, чтобы здесь могло жить желаемое количество медведей.
Конечно, такие расчеты условны – факторов надо учесть гораздо больше.
Но это даст возможность хотя бы примерно понять, какое количество каких животных необходимо в экосистеме.
❓МИНУТКА МАТЕМАТИКИ (выполняется по желанию)
⠀
Предложите детям решить экологическую задачку.
Есть лес🌳🌲🌲.
В нем живут лисы 🐺 и зайцы 🐰.
Лисы питаются только зайцами🐰.
А зайцы питаются только клевером☘.
Каждая лиса весит в среднем 10 кг.
А клевера в этом лесу растет 10 тонн.
ПОСЧИТАЙТЕ, сколько штук лисиц сможет прожить в этом лесу?
УРОК 3. СОРТИРОВКА МУСОРА
Сейчас уже не редкость контейнеры для раздельного сбора мусора. Отдельно стекло, отдельно пластик, отдельно батарейки.
Не поленитесь узнать, где в вашей округе находятся такие контейнеры или пункты приема. Адреса их можно найти в интернете!
И сдавайте мусор только туда.
Думаю, сейчас уже все знают, что выкидывать батарейки в общий мусор ни в коем случае нельзя!
Как только тоненькое защитное покрытие у батарейки испортится, из нее вырвутся на волю токсичные вещества! А в обычной пальчиковой батарейке их более десятка видов.
В том числе смертельно опасные ртуть, свинец и кадмий. Они заражают почву, атмосферу и воду.
И несут огромный вред всему живому.
Но хорошо, если пункт приема рядом с домом.
А если батарейки нужно везти на другой конец города?
С каждой так не наездишься((((
Поэтому мы с Катей сделали контейнер для ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ БАТАРЕЕК.
Хотите и себе такой? Мастер-класс ЗДЕСЬ.
Сразу скажу, что такое самодельное ведерко для сбора батареек, которое вы видите на фото, НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ.
Батарейки там можно держать только полностью целые и только временно – пока не доберетесь до пункта приема.
Старые батарейки не та вещь, которую можно хранить в доме!
И даже так этот контейнер лучше поставить на балкон, чтобы возможные вредные вещества не отравляли воздух в доме.
Ведерко должно быть обязательно полиэтиленовым – если вдруг батарейка «потечет», чтобы не разъела тару.
УРОК 4. ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН ЭКОЛОГИИ:
«ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ».
Любое вмешательство в отлаженный механизм природы может привести к ужасным последствиям.
Помните про цепочки питания?
Одно звено выпадет, сумеет ли на его место встать что-то другое до того, как вся цепочка развалится?
Надо очень продуманно вмешиваться в природу. Я говорю не только о проектах типа поворота рек. И без глобальной перестройки каждый час на Земле вымирает 3 вида животных. Многие из них не непосредственно от рук человека, а из-за того, что люди заняли слишком много места и используют все ресурсы, ничего не оставляя другим.
Надо помнить о наших соседях по планете. И не жить с лозунгом «после нас хоть потоп!»
Что мы, простые мамы с детьми, можем сделать прямо сейчас?
☘ Мы можем участвовать в природоохранных акциях и рассказывать о них детям
Например, я очень люблю сайт WWF.ru, там много красиво и ясно поданной информации о животных – можно просто пользоваться.
И есть много возможностей для благотворительности. Я уже рассказывала как мы с дочкой участвовали в таких акциях и даже «купили» УАЗик для снежного барса.
☘ Можем убирать за собой мусор, оставшийся после пикника на природе.
А можем даже убрать еще и не только свое;)
☘ Можем не поддерживать своими деньгами и ничего не покупать у тех компаний, которые вредят природе.
☘ Можем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.
Сейчас зима, и в нашей помощи нуждаются птицы.
Повесьте кормушку за окно или на улице.
А если еще и смастерите ее с ребенком вместе, то будет совсем круто!
Все знают «Правило трех R» в экологии?
Reduce, Reuse, Recycle!
«Сокращай потребление, используй повторно, отправляй на переработку»
С переработкой мы разобрались в прошлые дни.
А вот про вторичное использование говорим сегодня.
Я хочу вспомнить те фирмы и компании, которые на системном уровне заботятся об экологи.
И думают о том, чтобы их продукция была дополнительно востребована после употребления.
Например, в прошлом году новогодние подарки-конфеты в класс мы закупили от «МилкиВэй».
Они были в картонных коробках, которые потом предлагалось превратить в кормушки.
У коробок были специальные прорези для «окошка» и петелька для подвешивания.
Представьте, вместо бесполезно выброшенных в мусор коробок в нашем районе появилось 30 кормушек для птиц!
И еще пример: одно время я сотрудничала с фирмой «Растишка», продукты которой знает каждый ребенок.
Я для их сайта делала мастер-классы поделок из упаковки от «Растишки»: стаканчиков от йогуртов и творожков, коробочек от молочка и т.п.
И хотя я давно уже с ними не работаю, но с удовольствием сейчас совершенно бесплатно рекламирую их сайт rastishka.ru. Искренне и от души:)
Это очень хорошее дело – не только заботиться о продаже своей продукции, но и думать о том, что с ней произойдет дальше!
И таких примеров ответственного отношения много!
Поэтому лично я стараюсь покупать такие товары, производитель которых позаботился о том, чтобы они и после использования приносили пользу или хотя бы не наносили вред природе.
И использовать вещи вторично.
Например, множество поделок из бросового материала с моего сайта находятся ТУТ
Сохраняйте идеи на будущее!
УРОК 6. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Последнее занятие посвящено теме ресурсов.⠀
Все, что человек использует в природе – это природные ресурсы.
Не только полезные ископаемые, растения и животные.
Это и атмосфера, и вода, и почва, и климат.
Ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые.
И есть еще и неисчерпаемые – например, климатические.
Но бережнее всего надо обращаться с ресурсами невозобновляемыми.
Как ясно из названия, когда такие ресурсы заканчиваются, взять новые неоткуда!
К этим ресурсам относятся нефть, газ и т.д.
Что мы можем сделать? Не тратить ресурсы зря.
⚠️Помните правило трех R? Reduce, Reuse, Recycle!
Представьте, нефти уже не будет, а пакеты и бутылки из нее будут лежать на свалках еще сотни лет!
Напрасно потраченные ресурсы☹
Знают ли дети, что случается с тем мусором, который они выбрасывают?
Что будет с огрызком яблока? С жвачкой? С билетиком? С бутылкой от газировки?
Выясните, что происходит с брошенным мусором в природе.
На фото выше я написала сроки разложения мусора.
Но одно дело посмотреть на цифры, а другое – дождаться и увидеть, что станет с конкретным фантиком от конфеты.
Мы с дочкой уже полгода (с апреля) наблюдаем, что происходит с пакетами: полиэтиленовым, бумажным и биоразлагаемым.
Пока хоть какие-то изменения видны только на бумажном пакете.
Пластик лежит как новенький☹
На этом уроки нашего экологического марафона закончились. Целую неделю мы с детьми и их родителями говорили об экологии. Но, как вы понимаете, тема неисчерпаема.
Продолжить знакомство с охраной природы и взаимосвязью всего живого на Земле поможет мой авторский лэпбук «Экология»🌿
Делая эту интерактивную тематическую папку, а потом занимаясь по ней, ребенок познакомится с самыми главными понятиями и законами экологии, порисует, почитает и узнает много нового и интересного не только про охрану природы.
Это способ познакомить детей с принципами экологичного образа жизни без занудных лекций.
Просто берите – и делайте!
Если вам понравились эти уроки, то вам будут интересны и другие мои развивающие занятия для детей :