Как объяснить ребенку что такое электронная библиотека
Электронная библиотека
Электро́нная библиоте́ка — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг), снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору материала (как Библиотека Максима Мошкова или Либрусек), и более специализированными, как Фундаментальная электронная библиотека или проект Сетевая Словесность, нацеленный на собирание авторов и типов текста, наиболее ярко заявляющих о себе именно в Интернете.
Электронные библиотеки следует отличать от смежных структурных типов сайта, особенно литературного. В отличие от литературного журнала, родившегося как тип печатного издания, но успешно и без принципиальных изменений структуры перебравшегося в Интернет, электронная библиотека не подразделяется на выпуски и обновляется перманентно по мере появления новых материалов. В отличие от сайта со свободной публикацией, электронная библиотека, как правило, подбирается координатором проекта по своему усмотрению и, что гораздо более важно, не предусматривает создания вокруг публикуемых текстов коммуникативной среды. При этом в практике отдельных Интернет-проектов могут возникать и гибридные формы и промежуточные решения: так, открытие в электронной библиотеке Сетевая Словесность гостевых книг для каждого публикуемого автора в известной степени вносит в проект элемент формирования коммуникативной среды, состоящей из авторов и читателей, что для электронных библиотек вообще нехарактерно.
Содержание
История электронных библиотек
Первым проектом по созданию электронной библиотеки стал Проект «Гутенберг» (1971 год). В Рунете первой электронной библиотекой стала библиотека Максима Мошкова.
С ростом числа пользователей компьютеров и интернета всё большее количество людей начинает пользоваться электронными книгами. В то же время число пользователей оффлайновых библиотек снижается. Так за период 1997—2002 годы в Университете Айдахо количество посетителей снизилось более чем на 20 %, а число пользователей электронных версий за период 1999—2002 увеличилось на 350 %. [1] В связи с этим многие библиотеки начали создавать электронные версии хранящихся в их фондах книг.
В 1990 году библиотекой конгресса США был начат проект «Память Америки». В рамках проекта предоставляется свободный и бесплатный доступ к электронным материалам по истории США. [2]
В 2002 году Google начинает собственный проект по оцифровке книг. [3] В декабре 2004 года было объявлено о начале работы библиотечного проекта «Google Print», который в 2005 году был переименован в «Поиск книг Google».
20 ноября 2008 года начала функционировать общеевропейская цифровая библиотека Europeana.
Форматы выкладываемых произведений
Форматы хранения размещаемых в электронных библиотеках произведений можно разделить на две категории — форматы, предназначенные для чтения текста он-лайн и форматы, предназначенные для скачивания на компьютер читателя. Это деление условно: текстовый файл или веб‐страницу можно скачать, а для просмотра файлов в ставшем в 2008 году открытым формате PDF, которые раньше в большинстве браузеров можно было просмотреть только с помощью плагина, с 2011 года разрабатывается программа на JavaScript «PDF.js». [5]
Самый популярный формат первой категории — HTML, однако библиотека Мошкова, например, выкладывает тексты в формате TXT. Связано это с традицией: во время появления этой библиотеки (1994 год) скорости работы в интернет были весьма низки, и оправданным было использование самого лёгкого формата. Также по философии библиотеки каждое произведение должно было целиком умещаться на стандартном носителе информации (каковым тогда являлась дискета).
Книги, изобилующие математическими формулами и сложными схемами, после сканирования переводить в текстовый формат намного сложнее, поэтому часто их хранят в графическом формате, обычно DjVu и PDF. Тогда как PDF при таком применении представляет собой просто объединенный в один файл набор изображений TIFF, DjVu использует специальный алгоритм, позволяющий получать в несколько раз меньшие файлы даже при сжатии без потерь.
Наоборот, если существует электронный оригинал книги — с редактируемым текстом и векторными изображениями, то PDF будет иметь лучшее качество и меньший объём.
Электронные библиотеки, проблемы авторского права и их решение
Многие электронные библиотеки публикуют не слишком старые литературные произведения без предварительного согласия авторов, и хотя в некоторых из них по первому требованию автора его тексты снимаются с сайта, де-юре они нарушают законы об авторском праве.
Образовательные электронные библиотеки
В сказку с Солнечным зайчиком
Персональный сайт Козловой Ю.В.
Добро пожаловать
Мои разработки
Мои «следы» в Интернете
Электронная библиотека группы: «Учим детей создавать и использовать ЭОР»
Но практика нашей работы и общая статистика по предпочитаемым видам деятельности школьников показывает, что чтение так и не становится интеллектуальной потребностью, хобби, предпочитаемым видом саморазвития. Возможно ли способствовать процессу формирования любви и уважения к книге какими-либо современными средствами? Ведь дети существуют в современном информационном пространстве и отношениях. В нашей работе мы создали условия для формирования интереса к книге средствами современных информационных технологий.
Компьютер и мультимедия прочно вошли в жизнь современных детей. Никого из них сейчас не удивишь предъявлением учебного и развивающего материала в формате слайдов. Дети легко работают с интерактивной доской, управляют мышкой и клавиатурой, понимают, что на электронных носителях хранится информация. Дети воспринимают компьютер как источник игры, развлечения и обучения, выступают потребителями электронных продуктов.
Вопросы же «Как это делается, кто это делает» ребенком не ставятся и не решаются. Мы считаем, что ребенок современного цифрового общества способен понимать как производятся электронные ресурсы, кто их производит, способен сам использовать электронные ресурсы, управляя своим временем и действиями, способен понимать труд человека, который стоит за производством современных электронных продуктов.
Именно эта идея легла в основу разработки – создавая электронный продукт по книге, ребенок с одной стороны углубленно знакомится с её содержанием и героями. С другой стороны, в распоряжение ребенка и группы поступает электронная книга, которая эмоционально значима, и, следовательно, привлекательна, для детей.
Основной целью настоящих методических рекомендаций является знакомство педагогов и родителей с технологией создания электронных книг для электронной библиотечки группы (семьи) и порядком применения этих электронных продуктов в практике образовательно-воспитательной работы.
Задачи методической разработки:
Настоящая разработка подготовлена по результатам проекта, выполненного педагогами МБУ № 69 «Веточка» в рамках Городского сетевого проекта «Инфокультура». Материалы представлены педагогам города и региона в рамках научно-практических конференций, фестивалей педагогического творчества, мастер-классов.
1.Формирование любви и уважения к чтению как актуальная проблема семейного и общественного образования дошкольников
Итак, как основной тезис мы ставим идею, что электронная книга, созданная детьми на основе содержания воспринятого литературного произведения, будет в высокой степени способствовать развитию и поддержанию интереса к книге, формировать любовь и уважение к чтению.
Во-первых, электронная книга будет создаваться детьми на основе их любимых произведений, доступных и многократно прочитанных. Дети будут предлагать любимые книги к «оцифровке», приносить любимые книги из дома (или обрабатывать их с родителями дома). Для того, чтобы любимая книга стала электронной, ребенку необходимо будет неоднократно вернуться к тексту, сопоставить иллюстрацию с текстом. Уточнить слова, которые не всегда понимал. Ребенку для озвучивания роли придется задуматься о персонаже, его характеристиках, характере, голосе, интонациях. Это побудит внимательнее читать текст, обращаться ко взрослому за разъяснениями;
Во-вторых, электронная книга будет выстраиваться на основе детских иллюстраций, выполненных детьми после восприятия содержания, или на основе выполненной ребенком работы по преобразованию текста и иллюстраций. Работа над электронной книгой предполагает художественное осмысление текста, творческую активность по созданию художественных образов на основе воспринятого текста. Педагог или родитель, как соавторы электронной книги, уберегут ребенка от простого копирования иллюстраций и запустят творческий процесс общения с содержанием книги;
В-третьих, электронная книга ставит ребенка в позицию соавтора. Ребенок будет поддерживать книгу, инициатором создания которой является, будет комментировать иллюстрации и текст. Очевидно, что у детей будет взаимный интерес к подготовленным книгам, готовность говорить на тему созданных книг.
В-четвертых, книги будут собираться в библиотеку по интересам детей. Дети получат возможность самостоятельно и в необычной форме отбирать книгу, устанавливать её, просматривать в индивидуальном темпе. Умение управлять библиотекой, представление о её структуре и экспонатах, новизна работы с каталогами – это те мотиваторы, которые будут поддерживать интерес ребенка к подобной форме работы с книгой. Таким образом, интерес к книге и её производной (электронной книге) будет поддерживаться целым рядом эмоциональных «крючков» и мотиваторов. Можно быть уверенными, что активность детей и при создании электронной библиотеки, и при её использовании будет достаточно высокая.
Кроме того, при работе с детьми по развитию интереса и любви к книге в предлагаемом формате создания электронной библиотечки, будут решаться ещё некоторые задачи развития, значимые в дошкольном возрасте:
— работа по созданию электронной книги, использованию библиотечки, создаст условия для проведения профилактической работы по сохранению зрения при работе за компьютером, условия для работы по кибер-безопасности.
Выделим основную цель и задачи введения технологии Электронной библиотечки в практику работы детского сада и семьи.
Основная идея нашего проекта: совместно с детьми и их родителями создать в группе копилку (ресурс, продукт, библиотечку) электронных книг, которые отберут, создадут и озвучат сами дети. Далее эта библиотечка будет с свободном доступе и ребенок сможет самостоятельно им управлять : отбирать, устанавливать, включать, собирать сверстников для просмотра.
Эту библиотечку группы мы рассматриваем именно как электронный образовательный ресурс (ЭОР), подразумевая, что содержание книг (образовательное содержание) будет облечено в электронную мультимедийную форму, и для его воспроизведения и восприятия потребуются электронные устройства (Якушина Е.В. и др.). Если обраться к классификациям ЭОР, по продукт нашего проекта:
— по составляющему содержанию: электронная книга.
Работа по выполнению проекта строилась в несколько этапов:
Презентация для ознакомления на тему: «Электронные библиотеки в школе»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Содержание :
1. Что такое электронная библиотека?
2. Использование электронных библиотек.
3. Виды электронных библиотек. а) по степени доступности
б) по способу доступа
в) по видам изданий
г) по способу создания
4. Самые популярные библиотеки. 1) 2) 3)
5. Чем полезны электронные библиотеки?
6. Перспективы электронной библиотеки.
7. Форматы электронных библиотек.
8. Технические характеристики электронных библиотек.
9. Соблюдение авторских прав
10. Выводы
11. Основная литература
Описание слайда:
Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабженных средствами навигации и поиска.
1. Что такое электронная библиотека
Описание слайда:
В отличие от обычных библиотек, электронные библиотеки обладают рядом преимуществ, которые высоко ценятся в современном цифровом обществе:
Чтение материалов онлайн и возможность их скачивания для изучения и просмотра в любое время и в любом месте;
Систематизированность материала;
Возможность быстрого поиска необходимого материала
2. Использование электронных библиотек
Описание слайда:
3. Виды электронных библиотек.
а) по степени доступности:– свободно доступные – предполагают полностью открытый доступ к документам;– условно доступные – представляющие в открытом доступе фрагмент документа и способ заказа полного текста;– коммерчески доступные – предоставляющие ресурсы на основе возмездного договора только по результатам авторизации и при наличии чётко оговоренных финансовых взаимоотношений.
Описание слайда:
б) по способу доступа:
– локальные – доступ возможен только на конкретном компьютере с жесткого диска или компакт-диска, или в локальной сети конкретной организации);– удалённые – возможен доступ с разных компьютеров, в том числе через Интернет.
Описание слайда:
в) по видам изданий:
– монодокументальные – содержат документы только одного формата (например, только аудиокниги, текстовые документы, мультимедийные учебники и т.д.);
– полидокументальные – содержат документы разных форматов (текстовые документы, аудиокниги, видеофильмы и т.д.).
Описание слайда:
г) по способу создания:–
генерируемые – коллекции, которые создаются самим держателем документов;
– сводные – создаются из уже существующих документов и собраний;
– смешанные – организуются из сгенерированных (созданных держателем) и агрегированных (собранных из разных источников) документов.
Описание слайда:
4. Самые популярные библиотеки.
Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова
http://lib.ru/
Крупнейшая бесплатная электронная библиотека российского Интернета.
Здесь вы можете найти литературу по истории, политике, философии,
психологии, художественную литературу и пр. Библиотека постоянно
пополняется.
Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ)
http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/
Собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых печатных
изданий и электронных документов из фондов РГБ и других источников.
Описание слайда:
Описание слайда:
Библиотека OCR Альдебаран
http://lib.aldebaran.ru
Довольно крупная сетевая библиотека. Представлена преимущественно художественная литература, но не забыты: публицистика, критика, биографии и мемуары, документальная проза, справочная, научно-образовательная литература и т. п.
Университетская библиотека
http://www.biblioclub.ru/
На сайте представлена большая коллекция русской и зарубежной классической художественной литературы, учебные издания по гуманитарным
дисциплинам: история, право, социология, философия и др.
Описание слайда:
5. Чем полезны электронные библиотеки?
Имеется возможность работы с каталогами, доступ к электронным материалам: оцифрованным печатным работам (книгам, журналам, иллюстрациям, картам, диаграммам, графикам и т.п.), фотографиям, кино и видеофильмам, картинам, трехмерным моделям, анимации, аудиофайлам и так далее. Причем каталоги и многие электронные материалы предлагаются в режиме свободного (бесплатного) доступа.
Описание слайда:
Перспективы электронной библиотеки
Снижения стоимости распространения нормативной, учебной, методической информации посредством использования технологий сети Интернет.
Сокращение времени поступления необходимой информации до ее потребителей в лице школ, учителей, учащихся и их родителей.
Увеличение емкости хранилищ информации.
Расширение доступа к редким источникам, благодаря их оцифровке.
Интенсивное распространение инновационной информации.
Расширение возможности получения быстрого доступа ко всей имеющейся в мире информации.
Описание слайда:
Форматы электронных произведений
форматы,
предназначенные для
скачивания на компьютер
Электронные произведения можно
разделить на две категории
форматы, предназначенные
для чтения текста он-лайн
Описание слайда:
Технические характеристики системы
1. Возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется доступ к интернету;
2. возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;
3. Возможность полнотекстового поиска по содержимому электронно-библиотечной системы;
4. Возможность формирования статистического отчёта по пользователям;
5. Представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной вёрстки);
6. Возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям.
Описание слайда:
Соблюдение авторских прав
Электронные библиотечные системы должны создаваться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об авторском праве (главы 69 и 70 «Гражданского кодекса Российской Федерации»), а также международных договоров Российской Федерации, то есть любые охраняемые авторским правом материалы должны включаться в такие системы только с согласия авторов, издателей и иных правообладателей (статьи 1229 и 1270 «Гражданского кодекса Российской Федерации»).
В противном случае образовательные Электронные Библиотеки не смогут обеспечить соответствие вузов положениям федеральных государственных образовательных стандартов, аккредитационным и лицензионным требованиям.
Описание слайда:
Приобщение педагогов к электронным библиотекам напрямую связано с процессами внедрения информационных компьютерных технологий в образование и библиотечное дело. Возможно, что наиболее краткий путь сближения системы образования и электронных библиотек может быть найден благодаря трансформации школьных библиотек.
Описание слайда:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Журнал «Народное образование» № 2 (1355) за 2006 год
http://www.gcpp.ru/po_help/funct/ar01s07s01.html
https://www.google.ru/
http://www.profobrazovanie.org/t396-topic
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
ознакомление с работой электронной библиотеки в работе школы
Общая информация
Похожие материалы
Вопросы к зачету по МДК 05.01 «Основы поиска работы, трудоустройства»
Вопросы к зачету по МДК 02.02 «Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных процессов»
Вопросы к дифференцированному зачету по МДК 02.01 «Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении»
Рабочая тетрадь по дисциплине Организация и оборудование производства
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4лет «
Вопросы к дифференцированному зачету по МДК 04.01 «Основы контроля и оценки эффективности функционирования логистических систем и операций»
План самообразования «Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов школьников на индивидуальных занятиях»
Исследовательская работа » Подвигом славны мои земляки»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5398755 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Библиотечно-информационный центр имени М. В. Ломоносова
МБУК Ростовская-на-Дону городская ЦБС
Библиотечный урок «Электронная библиотека, или Библиотека без границ»
Цифровые технологии активно меняют все сферы жизни общества. Прогресс не обошел стороной и библиотеки, ведь всё больше читателей предпочитают электронные книги бумажным. Именно поэтому в России пользуются успехом электронные библиотеки.
Первым проектом по созданию электронной библиотеки стал Проект «Гутенберг» (1971 год). В Рунете первой электронной библиотекой стала библиотека Максима Мошкова (1994 год).
Электронные библиотеки развивались довольно стремительными темпами:
1. В 1990 году библиотекой конгресса США был начат проект «Память Америки». В рамках проекта предоставляется свободный и бесплатный доступ к электронным материалам по истории США
2. В 2002 году Google начинает собственный проект по оцифровке книг. В декабре 2004 года было объявлено о начале работы библиотечного проекта «Google Print», который в 2005 году был переименован в «Поиск книг Google».
3. В 2005 году создана Российская Ассоциация электронных библиотек. Инициатором была Российская государственная библиотека, Библиотека по естественным наукам РАН и другие организации.
4. С 2007 года открыта Электронная библиотека «Научное наследие России». Она работает по программе Президиума РАН для обеспечения сохранности и предоставления публичного доступа к научным трудам известных российских и зарубежных учёных и исследователей, работавших на территории России.
5. В 2008 году начала функционировать общеевропейская цифровая библиотека Europeana.
6. В 2009 году состоялось официальное открытие Всемирной цифровой библиотеки.
7. В 2009 году в Санкт-Петербурге была открыта президентская библиотека имени Бориса Ельцина, в задачи которой входит предоставления электронных материалов по истории России
На данный момент существует огромное количество как платных, так и бесплатных электронных библиотек на любой вкус. Научная литература, художественная, проза и стихи, газеты и журналы — все это пользователи могут найти на просторах Интернета. Предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми популярными электронными библиотеками, где каждый найдет литературу по душе.