Как объяснить ребенку что такое этика
Беседы с детьми об этике
Надежда Николаевна Конорева
Беседы с детьми об этике
Сказка «Жадный кармашек»
Беседапо содержанию сказки:
— Почему сказка называется «жадный кармашек»?
— Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?
— Почему всё не поместилось в кармашек?
— Как надо было поступить?
— Что такое жадность?
— Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?
— Кого можно назвать жадным?
— Покажите, как вы оцениваете поступок Алёнки, когда она послушала кармашек? (дети показывают кружок-символ коричневого цвета)
Предложить детям упражнение-тренинг «Как бы ты разделил игрушки». Каждому ребёнку предлагается пять красивых игрушек, их надо разделить.
— Как ты будешь их делить? (себе и другу, себе и другим детям, себе и брату или сестре). Оценить поступки детей.Предложить детям попрощаться и стоя в кругу провести эстафету дружбы: дети берут друг друга за руки и передают воображаемую игрушку.Воспитатель подводит итог: Вы стали ещё добрее, подарили друг другу красивую игрушку. В каждом поселилась ещё одна частичка доброты и тепла. Дети получают от воспитателя по волшебной, красивой звёздочке.
Тема: «Мальчики – будущие мужчины».
• Каким должен быть мальчик?
• Чем мальчик отличается от девочки?
• Что должен уметь мальчик (мужчина?
• Что ты ценишь в себе как в мальчике?
• Что думают о твоих мужских качествах другие (мальчики и
• Ты когда – нибудь хотел быть девочкой?
• Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым мужчиной?
Тема: «Мальчики – защитники слабых (девочек)».
• Почему нужно защищать слабых?
• Что нужно делать, чтобы стать сильным?
• Можно ли доказывать правоту «не кулаками»?
• Как ты думаешь, трудно ли быть храбрым?
• Бывало ли тебе когда – нибудь страшно?
• Как бороться со страхом?
• Каких ты знаешь бесстрашных героев сказок, рассказов,
• Случалось ли тебе чувствовать себя защитником?
Тема: «Девочки – маленькие принцессы».
• Можно ли сравнить маленькую девочку с цветочком? Чем они
• Почему девочке нужно быть опрятной и аккуратной?
• Как девочка должна вести себя, чтобы понравится мальчику?
• Нравятся ли тебе капризные девочки?
• Похожа ли ты на маленькую принцессу?
• Назови три самых лучших слова о себе, которые обозначают твою
• Какого «рыцаря» ты хотела бы видеть рядом с собой?
Тема: «Девочки – маленькие хозяюшки».
• Что и как ты делаешь в семье?
• Почему девочка должна учиться мыть посуду, готовить пищу,
вышивать, наводить порядок?
• Что значит заботиться о ком либо?
• Что ты можешь сделать для папы, мамы, маленького брата или
• Какую помощь девочка может оказать мальчику?
• О каких маленьких хозяюшках ты узнала из сказок, рассказов, стихотворений? Нравятся ли они тебе?
• Считают ли тебя «хозяюшкой» твои близкие?
• Как научиться быть «хозяюшкой»?
Фея учит вежливости
В процессе беседы воспитатель вместе в детьми вспоминает правила вежливого обращения.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение И. Токмановой и придумать ему название.
Маша знала слов немало,
Но одно их них пропало,
И оно – то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Если вас благодарят.
Про него твердит упрямо:
Но молчит она как рыба
Вместо каждого (спасибо!
— Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?
— Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости. Но не у всех родителей это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости.
Однажды родители решили обратиться к старичку, который помог Павлику стать вежливым. Этот старичок был знаком с одной доброй Феей. Она пообещала помочь бедным папам и мамам. Фея пригласила всех невежливых детей в сказочный город. Но предупредила, что помочь она сможет только тем, кто действительно захочет узнать правила вежливости и кто будет их выполнять.
Когда дети входили в сказочный город, Фея дотрагивалась до каждого своей волшебной палочкой. От прикосновения палочки щеки у детей становились красными от стыда за свою невежливость.
В сказочном городе дети должны были внимательно слушать и смотреть, как общаются очень вежливые сказочные жители. Встречаясь, жители улыбались и говорили «здравствуйте», а прощаясь – «до свидания». Если они обращались с просьбой, они не забывали сказать «пожалуйста». За помощь, угощение благодарили словом «спасибо».
Когда все дети научились вежливости, из щеки стали обычного цвета. Счастливые родители захотели чем – нибудь отблагодарить Фею,но она отказалась: «Благодарите жителей этого города, у которых учились дети. А мне награда – ваша радость».
— Как по – другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные)
— Давайте повторим вежливые слова, которые мы знаем.
В свободное время можно организовывать игру «Город вежливых». Одним из условий этой игры является использование слов, которые дети усвоили в беседе.
Воспитанность и вежливость
Воспитатель вместе с детьми вспоминает правила вежливости. В ходе беседы выясняется, что вежливый человек не только пользуется вежливыми словами, но и с их помощью выражает свое отношение к окружающим, что умение хорошо относиться к окружающим, проявлять к ним уважение называется воспитанностью.
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения
Г. Остера «Зарядка для хвоста»:
— Воспитание, что это? – спросила мартышка.
— Спелый банан? – уточнила мартышка.
— Съем! – сказала мартышка.
Бабушка неодобрительно покачала головой.
— Ну что ж, ты поступишь как мартышка! – сказала бабушка. – Но вежливость – это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!
— А вдруг он его возьмет! – испугалась мартышка.
Слоненок ничего не сказал, но про себя он тоже подумал, что если предложить банан товарищу, то никакой товарищ от банана не откажется, если, конечно, он умный, этот товарищ.
— Нет! Воспитанной быть не интересно! – сказала мартышка.
— Что попробовать? – спросила мартышка. – Банан? Или быть воспитанной?
Бабушка ничего не ответила. Мартышка посмотрела на банан, потом на бабушку. Потом опять на банан. Банан был очень спелый и удивительно вкусный на вид.
— Большое спасибо! – сказала мартышка и уже открыла рот, чтобы съесть банан, как вдруг заметила, что на нее очень удивительно смотрит слоненок. Вернее, не на нее, а на ее банан. Мартышка смутилась. – Ты ведь не очень любишь бананы? – спросила она слоненка. – Ты ведь, наверно, их совсем не любишь, правда?
— Нет, почему же? – возразил слоненок. – Я их довольно сильно люблю.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы по прочитанному произведению.
— Почему мартышке не понравилось быть воспитанной? (Надо делиться бананом.)
— Как мартышка спросила слоненка, любит ли он бананы? Какой ответ она хотела услышать? Что ответил слоненок на вопрос мартышки?
— Как должна была поступить мартышка, чтобы про нее сказали «воспитанная»?
— Давайте дочитаем эту сказку и узнаем, как поступила мартышка.
— Да? – сказала мартышка упавшим голосом. – Ну, тогда – на!
И мартышка отдала слоненку свой банан. Слоненок сказал «спасибо» и стал очищать банан от кожуры. К слоненку подошел попугай. Слоненок вздохнул и положил перед попугаем очищенный банан.
— Бери! Это тебе! – сказал слоненок.
Попугай поблагодарил слоненка, взял банан и понес его удаву.
— Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! – сказал удав, взял банан и протяну его мартышке.
Сначала мартышка очень удивилась, а потом сильно обрадовалась.
— Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно!
— Как вы думаете, что было дальше. (Педагог подводит детей к мысли, что нужно разделить банан на всех.)
В свободное время можно сделать инсценировку по этой сказке.
В ходе этой беседы воспитатель помогает детям осознать значение вежливых слов при обращении к кому-либо с просьбой. Педагог начинает беседу о Павлике (по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово»; позднее можно прочитать это произведение целиком).. Жил-был мальчик Павлик. Он обижался на всех, потому что никто не выполнял его просьбы. Однажды Павлик сидел в парке на скамейке и с обидой думал о том, что сестра не дала ему краски, бабушка не дала пирожок и прогнала с кухни, а брат не взял кататься на лодке. Вдруг он увидел старичка, который направлялся к скамейке. Старичок сел рядом и спросил у Павлика, почему он такой грустный. Мальчик рассказал о своих горестях, о том, что его никто не жалеет. Старичок хитро улыбнулся и пообещал,что откроет ему один секрет: подскажет волшебное слово, которое сделает его просьбы выполнимыми. – Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста.) – Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным? – Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре,попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». (Педагог просит детей повторить, что и как сказал Павлик сестре (2–3 индивидуальных ответа).)Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то, как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке. В свободное время воспитатель организует игры детей, в которых они используют вежливые слова, обращаясь друг к другу.
Конспект беседы с детьми о здоровье «Зарядка и режим дня» Здравствуйте, дорогие ребята! Поговорим сегодня об утренней зарядке и режиме дня. Начнем с зарядки. Пожалуйста, поднимите руки те из вас,.
Беседы с детьми по гостевому этикету Дорогие коллеги, хочу поделиться с Вами несколькими беседами с детьми по «Гостевому этикету». Буду рада, если данная информация кому-то.
Беседы с детьми на морально-этические темы Введение Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра.
Конспект беседы с детьми старшей группы «Рябина» Беседы с детьми старшей группы. Тема: «Рябина». Цель беседы: углубить представление ребёнка о пользе рябины, месте её произрастания, внешних.
Конспект беседы с детьми «День семьи, любви и верности» Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 16 «Ромашка» г. Балаково Саратовской области КОНСПЕКТ.
Конспект беседы с детьми «Театральная азбука» (подготовительная группа) Цель: расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить.
Сценарий беседы с детьми «Осторожно — дорога!» Цель: Формирование знай у детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать внимание и память. Закреплять правила дорожного движения.
Экологические беседы с детьми в дошкольном возрасте Экология занимает важнейшее место в жизни любого человека, ведь история человечества тесно связана и напрямую зависит от природного и культурного.
Этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста Этические беседы с детьми старшего дошкольного возраста. Этические беседы с детьми о взаимопомощи. Взаимопомощь В ходе бесед по этой.
Урок 1. Что такое этика?
Основные понятия и категории (определения для учителя)
Осеева «Кто наказал его?»
I. Учитель: Часто в жизни мы задумываемся над тем, правильно ли мы поступили и как можно было бы поступить по- другому; почему наш друг обижается, что я могу сделать для своего товарища, чтобы поддержать его. Много самых разных вопро-
На уроках этики мы будем читать интересные рассказы, стихи и сказки. Давайте заглянем в одну из книг и посмотрим, какую тему для разговора нам подскажет автор.
II. Учитель: Послушайте историю о медвежонке-невеже и подумайте, приятно было бы с ним познакомиться или нет.
Вопросы для беседы: Приятно встретиться или познакомиться с таким мишкой? Почему? Как чувствовали себя окружающие? Почему медвежонка назвали невежей? Кого так называют? Какие поступки медвежонка говорят о том, что он был невоспитанным? А что значит быть воспитанным? Как вы думаете, у него были друзья? Почему у медвежонка не было друзей? Есть ли среди ребят такие «мишки»? О чем нам хотела сказать Агния Барто, рассказывая эту историю?
Учитель: Важно не просто научиться читать, но и думать над тем, о чем ты прочитал. Тогда сможешь узнать много нового и найти ответы на многие сложные вопросы, которые задает жизнь. Послушайте, с какими словами обращается к вам, ребята, детская писательница Валентина Осеева.
(Учитель читает обращение В. Осеевой или пересказывает его близко к тексту)
Вопросы для беседы: Что помогло Валентине Осеевой много узнать о жизни и стать писательницей? Как умение думать о прочитанном может помочь в жизни?
Учитель: Давайте послушаем одну их историй, рассказанных писательницей для таких ребят, как вы, и подумаем вместе над во-просом, который она задает себе и нам: «Кто наказал его?»
(Учитель читает рассказ В. Осеевой «Кто наказал его?» без последней строки)
Вопросы для беседы: Как вы думаете, что ответила соседке мама этого мальчика? (После ответа детей читается последняя строка). Почему мальчик остался один? Что чувствовали люди, с которыми он поссорился? Чему хотела научить нас В. Осеева, рассказав эту историю?
Как, по-вашему, нужно поступать, чтобы люди были добры к тебе и приветливы, дружили с тобой?
III. ИТОГ УРОКА. Вспомните все, о чем мы говорили, и расскажите, чем мы будем заниматься на уроках этики, чему учиться, о чем можем побеседовать?
Беседа на тему «Что такое этика»
Предварительная работа: Разучили с двумя мальчиками сценку-миниатюру « Ссора».
Материал: плакат с изображением солнца.
Ребята, знаете ли вы, что такое этика? (ответы детей).
Послушайте высказывание Д. Леббока: «Для успеха в жизни умение общаться гораздо важнее обладания талантами». Действительно, для того, чтобы вас уважали в коллективе очень важно то, как вы сами относитесь к окружающим, как о них думаете, как они вас воспринимают. Вы сейчас влились в новый коллектив, где необходимо соблюдать нравственные нормы, правила поведения, правила этикета. Ведь коллектив начинается из каждого из вас. Верно?
-Как вы думаете, чем?
Да, мы все имеем представление, что такое хорошо, а что такое плохо, что интересно, важно для всех. Мы ещё похожи в определении норм отношений к людям, оценке их поступков.
_ Давайте постараемся выделить набор качеств, которые вам необходимы в новом коллективе? ( вызвать симпатию к себе, умение быть терпимым к другим, подчинять свои желания коллективным и др.).
Мы ребята, коллектив, в котором вы живёте общей жизнью, деятельностью, общими интересами, и это очень важно помнить.
Давайте подумаем, как сделать так, чтобы в нашем коллективе всегда было весело, радостно, уютно? ( быть внимательными друг к другу, добрыми, помогать друг другу, не нарушать правила внутреннего распорядка центра и др.).
Как вы думаете, надо ли знать правила поведения в коллективе?
Правильно, чтобы им следовать и подчиняться им. Они вам помогут жить дружно, ведь доброжелательная обстановка является источником общей радости.
Какие общие правила поведения вы знаете? ( ответы детей).
Вот самые главные из них:
«Помни, что настроение других зависит от тебя».
«Не забывай, что всем свойственны недостатки, будь терпим».
Ребята, есть одно правило, которое зовут «Золотым правилом этики». Послушайте его и запомните на всю жизнь, оно вам не раз выручит и поможет выйти из трудных ситуаций:
« Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Ребята, а сейчас мы перейдём от теории к практике. Люди много столетий собирали пословицы и поговорки о нравственных правилах, нормах поведения, этике отношений. Хотелось бы узнать, как вы их понимаете?
-Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
-Не рой другому яму, сам упадёшь.
— Шелудивый баран всё стадо портит.
-Шила в мешке не утаишь.
-Вина голову клонит.
-Умей взять, умей дать.
-Жизнь дана на добрые дела.
-В большом деле и маленькая помощь дорога.
Там где дружат, живут не тужат.
-На сердитых воду возят.
-Доброе слово и кошке приятно.
Была девочка Катя. Мама сказала:
-Идём в поле рожь вязать.
-Я не иду, я нынче сердита.
Тогда мама ей ответила:
-Ты сердита, так иди же натаскай воды.
Многие пословицы и поговорки пришли в наш обиход из литературных произведений русских писателей и поэтов.
Закончите крылатое выражение и назовите писателя и произведение, в котором оно встречается:
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем повару (спасибо).
Мальчик вежливый и грамотный
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
А во Франции и Дании говорят всем (до свидания).
А теперь посмотрите небольшую сценку о двух мальчиках:. Называется она «Ссора».
Кто кого обидел первыЙ?
Кто кого ударил первый?
Вы же раньше так дружили?
Что же вы не поделили?
Что ж, на будете ругатья?
Остаётся вам обняться!
Ребята, надо уметь прощать другу, стараться не обижать, не помнить зла, идти друг другу на уступки, это очень важно, чтобы вам было радостно и весело за время пребывания в центре.
(Воспитатель вывешивает плакат с изображением солнца).
Вот это солнце – символ нашего коллектива. Пусть оно согревает вас и напоминает вам, какими качествами должен обладать наш коллектив. Каждый из вас пусть распишется на лучах солнца и почувствует себя частичкой нашего большого коллектива.
Конспект занятия «Поговорим об этике»
«Поговорим об этике».
Цель: формирование у школьников этической культуры, нравственных ценностей и норм, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям, привитие хороших манер.
Форма проведения: час-размышление – мастерская общения.
Информационный лекторий об этикете;
Тест: «Диагностика этики поведения»;
Ситуативный практикум «Решение проблемных ситуаций»;
Решение задания – выстрой свою линию поведения по отношению к разным людям;
История о происхождении хороших манер;
Беседа с элементами дискуссии: «Что такое манеры?»;
Истории о воротах сада;
Игровой практикум: произнеси фразу с разной указанной интонацией;
«Хорошие манеры состоят
из мелких самопожертвований».
«Старик-моряк говорит о море».
Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает оно печальным, – сказал он.
– Бывает жестокосердным, – сказал он.
– Бывает оно отчаянным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым…
Известный поэт Расул Рза сравнил человека с морем.
Человек всегда бывает разным, намного сложней и противоречивей, чем порой хотелось бы окружающим его людям. Человек не обладатель какого-то одного качества – хорошего или плохого. Человек – это ансамбль качеств.
Когда мы впервые встречаемся с человеком в первый раз, то у нас, безусловно, складывается определённое мнение о нём. Мы можем наделить его всеми хорошими чертами, а можем и в чём-то усомниться.
Но когда мы встречаемся с любым новым человеком, мы, прежде всего, обращаем внимание на его манеры.
– Каким другим словом можно назвать хорошие манеры человека?
Хорошие манеры человека мы называем этикетом .
Этикет – это свод правил поведения и общения, принятых в обществе, в определённых социальных группах.
«Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям … составная часть внешней культуры». (Словарь по этике. М., 1975, с. 377).
– А кто из вас знает, ребята, где и когда появилось это слово?
Слово «этикет» французского происхождения, обозначает – «ярлык, этикетка, порядок поведения какой-то церемонии».
Этикет связан с моралью общества.
Одним из проявления связей является его сословный характер, отражающий классовые различия.
Первый трактат о поведении, изданный в 1204 г., был составлен испанским монахом (как вы думаете – для кого?) для духовенства. На основе этой книги выходят позднее пособия по этикету и в других странах Европы.
Первое такое пособие в России появилось в 1717 г. по велению (догадались – кого?) Петра I и называлось «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому поведению» предназначалось (для кого?) для детей дворян, получавших артиллерийское и морское образование за рубежом.
Современный этикет складывался на протяжении веков, отражая лучшие нравственные традиции разных народов, то доброе и мудрое, что сохраняли и передавали из поколения в поколение обитатели Земли. В основе эти правила носят всеобщий характер, хотя народы каждой страны вносят в этикет свои особенности, зависящие от национальных, этнических традиций.
В каждой стране есть свои народные традиции, связанные с этикетом.
Понятие этикета менялось в разные эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.
Многие, наверное, слышали о:
Каждая нация, обладая собственной неповторимостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.
Например, издревле известен российский обычай (какой?) гостеприимства и хлебосольства, который живёт несмотря ни на какие трудности.
Скандинавы первыми внесли в общепринятый этикет правило – предоставлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым людям. У них и для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила.
Народы Кавказа подарили этикету обычай уважительного отношения к старшим и женщине. Он идёт из древности: при появлении пожилого человека все встают, а женщине стоило бросить платок, чтобы остановить схватку мужчин.
Многие правила этикета имели глубокий нравственный смысл, о котором мы уже не вспоминаем: правило – снимать в помещении головной убор появилось в средние века. Готовясь к бою или отправляясь в дорогу, рыцарь облачался в железные доспехи. Когда же путник сворачивал на огонёк, чтобы найти ночлег, он снимал шлем. Это означало, что я тебе доверяю, вот моя обнажённая голова.
По-разному люди отмечают встречу с другим человеком.
– Какие приветствия вам известны?
«Здравствуйте», «Здоров ли ваш скот?» (у кочевых народов), «Бог в помощь!» (работающему человеку на Руси), «Улов на рыбу!» (рыболову).
Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось проявлением невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в приветствии выражено внимание к другому человеку, доброжелательность.
– Как вы думаете, ребята, из чего состоит этикет?
правил, которые охватывают поведение в общественных местах;
Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Нередко можно встретиться с утверждением, что этикет относится только к внешним манерам поведения.
– Вы согласны с этим утверждением?
Это распространённое заблуждение, что этикет – внешняя форма.
К сожалению, встречаются люди, которые пользуются правилами этикета только тогда, когда считают нужным.
Есть ученики, которые проявляют себя обходительными и вежливыми: почтительно здороваются с учителями, извиняются, если причинят кому-либо беспокойство, но случается и так, что дома, в общении с родными, он бывает резким, невнимательным и грубым. Для таких людей нормы этикета – только маска, которую они надевают, чтобы выглядеть воспитанными.
Но важно БЫТЬ, а не казаться воспитанным, культурным человеком. Воспринимать этикет надо не только как свод внешних правил поведения, а как отражение внутренней, нравственной культуры и следовать правилам его по убеждению, по привычке, а не напоказ.
В основе подлинной вежливости лежит: доброжелательность, чувство меры, такт.
Древняя мудрость : «Веди себя с другими так, как хотел бы, чтобы другие вели себя с тобой».
ТЕСТ: «Диагностика этики поведения».
Я прочитаю 5 незаконченных предложений.
Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами.
Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я …
« — » результат: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение.
« + » результат: помощь, сочувствие.
Если кто-то надо мной смеётся, то я …
« — » результат: агрессия, разные способы психологического подавления.
« + » результат: отсутствие реакции, уход от ситуации, высказывание своих чувств и мнения без грубости и агрессии.
Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я …
« — » результат: давление, агрессия, хитрость.
« + » результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Когда меня постоянно перебивают, то я …
« — » результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление.
« + » результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я …
« — » результат: грубость, агрессия, нетактичность.
« + » результат: тактичное, мягкое высказывание своего пожелания.
Есть хорошее правило этикета – даже если ваш знакомый не заслуживает хорошего отношения, нормы этикета переступить нельзя.
Категоричность и прямолинейность не всегда говорят о доброте сердца.
Только одни недостатки в других людях видят лишь ограниченные люди.
Один психолог советует: дабы не прослыть глупцом и снискать себе уважение, нужно найти правильную линию поведения и взаимодействия.
Вежливость, как и другие формы внешнего проявления внутренней культуры, – это, прежде всего, человечность – это способность быть среди людей человеком.
Твоя задача – прочитав текст карточки, ты приглашаешь к участию необходимое для тебя количество человек и разыгрываешь прописанную ситуацию.
Если окончательное решение не прописано, право выбора действия за тобой. Поступи, как считаешь нужным. А ребята решат – правильно ты поступил или нет.
1. Ты идёшь со своим другом по улице. Вам навстречу идёт человек – тебе незнакомый, но твой друг с ним здоровается. Твои действия – как ты поступаешь в этом случае?
2. Ты заходишь в кабинет, где кроме твоего классного руководителя, находятся ещё два педагога. Но ты здороваешься только с классным руководителем.
3. Ты заходишь в свой классный кабинет 14 февраля – день Святого Валентина, и в присутствии всех ребят начинаешь избирательно вручать небольшие презенты только трём товарищам.
4. Перемена. Каждый из одноклассников занимается, чем хочет. Кто-то общается, кто-то шутит, смеётся, бегает. Но одна девочка сидит за партой, положив голову на руки. Возможно, она плачет или спит?
5. На перемене ты стоишь в кругу одноклассников. Подходит учитель и говорит, что ты как самый лучший из класса, должен помочь перенести книги и журналы, и тогда тебя наградят грамотой. Все ребята отвернулись. Твои действия.
6. Тебе необходимо забрать сестрёнку из детского сада. Подходишь к садику, и видишь двух женщин, которые ругаются в проходе и не дают тебе пройти. Время ограничено. Твои действия.
7. Твой друг знакомит тебя со своим другом и приглашает пойти погулять. Вам не понравился новый знакомый. Но в то же время хочется прогуляться со своим другом. Как поступишь?
8. Ты иногда помогаешь своей соседке – старенькой бабушке – купить продуктов, когда идёте в магазин. Твои друзья всё время над тобой посмеиваются. Твои действия? Каким образом ты изменишь ситуацию, если тебе неприятны насмешки товарищей.
ЗАДАНИЕ : Но, как мы с вами сказали, с каждым отдельно взятым человеком нужна своя линия поведения. Попробуем вместе решить, как именно необходимо себя вести с человеком того или иного характера.
Я называю качества человека, а вы предполагаете, как себя надо вести.