Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Знакомим ребенка с гласными и согласными буквами русского алфавита

В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.

Источник

Логопедическое занятие на тему: Мягкие и твердые согласные звуки.

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки
shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Сколько звуков в русском языке

Все буквы, кроме мягкого и твердого знаков, обозначают определенные звуки. Русский язык имеет 33 буквы, но 42 звука. Во время изучения алфавита, нужно помочь малышу запомнить, что есть звуки гласные и согласные. Одна буква может представлять два звука. Ниже приведен список букв, а также количество звуков, которое представляет каждая из них.

Всего 33 буквы:

Всего звуков — 42:

Таблица, где собраны все буквы и звуки

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Твердый и мягкий знаки

Ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.

ЪНе имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый.
ЬНе имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему.

Ещё одна полезная таблица

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Если есть вопросы, пишите в комментариях.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Всегда твердые и мягкие звуки

Теперь пора узнать имена тех самых бунтарей, которые не пожелали сдаваться врагу без боя. Звуки Ч, Щ и Й всегда мягкие, а Ц, Ж, Ш могут быть только твердыми. Это шестерка согласных звуков, которые до сих пор ведут свою тихую войну и не желают подчиняться власти гласных. Не имеет значения, с кем по соседству они оказались. Непоколебимость этих звуков вызывает восхищение.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Как научить ребенка различать звуки

Дети лучше всего воспринимают информацию, если она подается в игровой форме. Придумайте вместе с ребенком интересную историю, которая поможет объяснить сложные взаимоотношения между твердыми и мягкими согласными звуками.

Когда-то твердые и мягкие звуки жили они дружно. Не было между ними ни вражды, ни ссор, пока однажды амбициозная группа гласных, в которую вошли Е, Ё, Я, Ю и И, не захотела получить власть над всеми. Началась война, которая длилась долгие годы. А, О, У, Э и Ы сохраняли нейтралитет и предпочли держаться в стороне, потому что никак не могли принять чью-то сторону. Война затягивалась, поэтому гласные решили воспользоваться хитростью. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который собственного звука вообще не имеет, но любит стравливать других между собой.

Эта вредная буква рассказала гласным о месте, в котором прятались согласные, а взамен потребовала ряд привилегий после успешного завершения военной компании. В результате согласные попали в окружение. Группа воинственно настроенных гласных выдвинула им ультиматум и согласным пришлось принять их условия. Война была проиграна и победители с помпой отметили свой успех.

Небольшая группа гласных получила безраздельную власть. Теперь они определяют, каким будет согласный звук: мягким или твердым. Точно такие же права получил и мягкий знак. Он теперь тоже может помыкать побежденными. Хотя в рядах согласных были и те, кто не захотел мириться с обстоятельствами. Все шипящие вместе с парочкой соратников не подняли белый флаг и ушли партизанить в леса. Покладистые согласные теперь строго подчиняются законам гласных, а несколько мятежников продолжают вести диверсионную деятельность, хотя и без особых результатов.

Эта незамысловатая история ярко демонстрирует особенности взаимоотношений гласных и согласных звуков. Имена бунтарей, которые мы упомянем дальше, стоит сразу же внести в черный список. За непокорность их до сих пор разыскивают гласные. Табличку с подписью «Разыскиваются» можно закрепить на холодильнике или возле рабочего стола маленького ученика.

Эта подсказка должна постоянно находиться перед глазами ребенка. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены становиться то мягкими, то твердыми в зависимости от своих соседей. Если за ними стоят гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то они становятся мягкими, потому что теряют волю перед победителями. Если же к ним на хвост села другая гласная (А, О, У, Э или Ы) или согласная, то они становятся твердым, так как чувствует поддержку.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Какой звук стоит после согласного:

Отработка на примерах: В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о». В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».

Всегда твердые звуки – ж, ш, ц. Всегда мягкие – й, ч, щ. Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.

Мягкий знак и твердый знак

Это правило легко применить, если ребенок видит написанное слово, но оно не поможет, если ребенок выполняет задание на слух.

Движение языка при произношении мягких и твердых звуков

При произношении мягкого звука язык движется немного вперед, приближаясь к нёбу (или касаясь его) своей серединой. При произношении твердых звуков язык не движется вперед.

Вспомогательные признаки твердых и мягких согласных

За произнесение каждого звука отвечает определенная комбинация органов артикуляционного аппарата. Детям можно подсказать, как легко распознавать твердость и мягкость согласных по положению губ.

Если, произнося слог, говорящий улыбается, то есть уголки его губ расходятся в стороны, то такой слог содержит в себе мягкий звук. Если же при произнесении слога «веселиться» не хочется, то наоборот — твердый. Так изучать сложную тему станет проще и веселее.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Как научить ребенка различать твердые и мягкие звуки

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также классифицируются на звонкие и глухие. Первые состоят из голоса и шума, а вторые — только из шума.

К категории звонких относятся: [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].

В группу глухих входят: [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ].

Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и твердости:

Глухие и звонкие согласные легко запомнить с помощью двух предложений:

Их можно зазубрить или распечатать запоминайку на отдельной карточке.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки

Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.

Типичная ошибка: Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.

Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки. Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.

Конспекты логопедических занятий.

Наши ёжики трудились и ужасно уморились,

чтобы стало веселей нужно отдохнуть скорей!

Учитель. Продолжим, положите, пожалуйста, мягкий зелёный мячик слева от твердого синего мячика. Положите перед собой листочки с таблицами, в которых написаны слова, а внизу пустые клеточки. Дети выполняют задание.

Материал с сайта
Итог занятия
Учитель.Ребята, давайте сыграем в игру с нашими ёжиками-мячиками. Садитесь вокруг стола. К кому прикатится голубой ёжик — называет слово с твёрдыми гласными, к кому зелёный — называет слово с мягким гласным звуком.

Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вам вручить улыбающиеся смайлики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Источник

Как объяснить разницу ребенку между гласными и согласными звуками?

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Учителя начальной школы замечают, что фонетический разбор для малышей – это одно из самых трудных заданий. Действительно, чтобы определить какой перед тобой звук, ребенку нужно как следует его проанализировать и запомнить, как произносятся гласные и согласные звуки. Без четкого понимания разницы ребенок будет постоянно путаться.

Чтобы помочь малышу научиться различать звуки, придерживайтесь следующих правил:

Не говорите ребенку о том, что гласные поются, а согласные нет.

Изобретательные дети покажут вам, как можно пропеть звук З или М, и тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно разделить на 3 группы: гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и шум, глухие согласные – только шум. Наиболее близки к гласным сонорные: р, л, н, м, й. Поэтому довод о том, что гласные поются, а сонорные нет – не используйте ради своего же дальнейшего спокойствия.

Ребенок лучше запомнит различие между звуками, если сам эти различия найдет.

Главный вывод, к которому он должен прийти – при произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо рта: то зубы, то губы, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу зеркальце – пусть он сравнивает, как ведет себя ротик, когда он по очереди произносит гласные и согласные звуки.

Расскажите сказку: «Ротик – это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике гласные звуки счастливо и весело – могли легко выбегать на улицу гулять и никто им не мешал».

Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку их прижмет, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были умные и придумали они как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй». Ребенок должен заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так, с тех пор стали звуки жить дружно и змея не боялись».

Сначала выучите с ребенком гласные звуки, а потом согласные.

Заметьте, что отдельные согласные звуки читаются коротко, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно долго.

Тренируйтесь различать звуки в игре.

Подготовьте карточки с рисунками и словами: шар, дом, сыр, кит, луг, лес. В этих словах есть все гласные звуки. Положите перед ребенком первую карточку и загадайте загадку: «В этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, дольше всего пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни зубы, ни губы, ни язычок». Дайте ребенку возможность прокричать звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены, малыш найдет разгадку!

А если вы хотите научиться распределять этапы коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения, освоить постановку звуков с помощью логопедических зондов; научиться приемам активизации кинестетических ощущений в оральной области и приемам использования массажера V-Zibe; то мы вас ждем на мини-курсе: «Звукопостановка: особенности начала работы и формирование звукопроизношения».

Источник

Началочка

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звукиНачинать будем не с гласных и согласных звуков. Сначала обратим внимание ребёнка на то, что вокруг нас много разных звуков: шелест листвы, щебет птиц, грохот машин, скрип двери, телефонный звонок и т. д. На этом этапе, я предлагаю ребёнку игру: «Угадай, что звучит». Приготовим «арсенал» звучащих игрушек. Например, бубен, колокольчик, маракасы, деревянные палочки и даже листы бумаги подойдут. Каждый предмет даём ребёнку потрогать, пошуметь, погреметь, бумагой пошуршать и т. д. Потом садимся спиной друг к другу и начинаем угадывать. Обязательно меняемся ролями.

Поговорим с ребёнком о том, что все предметы сделаны из разных материалов. Поэтому и звучат по-разному: колокольчик из металла, палочки из дерева…

А вот из чего сделаны слова, которые мы произносим?

Вот и добрались до самого главного! А слова состоят из звуков. Но не из любых, а из звуков человеческой речи. Эти звуки возникают тогда, когда «работают» органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

И звуки человеческой речи РАЗНЫЕ.
Если ребёнку сразу сказать, что есть звуки гласные и согласные, то он просто ничего не поймёт. Если объяснить с помощью классического определения, то ребёнок вообще «потухнет».

Но одно определение гласных и согласных мне очень нравится! И детям оно понятно. Итак, есть звуки – ртораскрыватели (гласные) и есть звуки – ртосмыкатели (согласные). Это определение легко проверяется и подтверждается. Для этого произносим гласный звук. Ребёнок повторяет за вами. Можно перед зеркалом. И действительно, рот раскрывается, при этом, чем громче произносим гласный звук, тем больше открывается рот. Произносим согласный звук. И тут же ощущаем, что рот смыкается, а язычок при этом ещё куда-нибудь упирается, натыкается на какие-то препятствия.

Обращаем внимание ребёнка на то, что звуки речи можно только слышать и произносить. Их нельзя увидеть, потрогать. Но звуки речи можно обозначить. Например, разноцветными квадратиками или кружочками. Вам потребуются квадратики красного, синего и зелёного цветов. Красные для обозначения гласных звуков, синие и зелёные для согласных. Потому что согласные делятся на твёрдые и мягкие.

Для обозначения этих звуков я приспособила крышечки от детского пюре, только те, которые легко между собой соединяются.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

На моих занятиях эти крышечки играют разные роли: и счётный материал, и разноцветные логические цепочки, и конструктор, мозаика для развития логики и мелкой моторики. Подробнее о крышечках ЗДЕСЬ

Один важный момент. Не торопитесь звуки превращать в значки-буквы. Потренируйте ребёнка именно в распознавании различных звуков речи (гласных, согласных, согласных твёрдых и мягких). Это называется – тренировка фонематического слуха.

— Произнесите звук [а], протяжно, ребёнок повторяет; обратите внимание на то, как раскрывается рот; произнесите с увеличением громкости и ребёнок снова повторяет, ощущая, как рот раскрывается ещё больше – это звук-ртораскрыватель, обозначьте его красным квадратиком;

— Произнесите звук [м], сначала коротко; ребёнок повторяет за вами; потом протяните этот звук и ребёнок за вами; звук тянется, но рот плотно сомкнут! Вот вам и ртосмыкатель! Его обозначаем синим квадратиком.

Так продолжаем ещё с несколькими звуками. Гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных пока не трогаем.

Потренируйте ребёнка в распознавании первого звука в слове.

— Произнесите слово арка, протягивая первый звук [а] – ааааарка;

— Какой первый звук в этом слове? Каким квадратиком его обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

— Произнесите слова машина, протягивая первый звук [м].

— Какой звук в этом слове первый? Каким квадратиком обозначишь? Почему? (вопросы для ребёнка).

Подбирайте слова в которых первые согласные звуки [м], [с], [р], [х], [ш], [р], [в], [з], [л], [н], [ж]. Эти звуки хоть и согласные, но тянутся, поэтому их легко выделить интонационно.

Если какой-то звук ребёнок ещё не выговаривает правильно, то его не используем.

Тренируемся в распознавании различных звукослияний, слогов.

-Какой звук первый? Каким квадратиком обозначим?

-Какой звук второй? Каким квадратиком обозначим?

А вот тут мои разноцветные крышечки очень кстати, потому что легко соединяются, крепятся друг к другу, поэтому я могу наглядно показать ребёнку, как два звука скрепились вместе, соединились, слились и их надо произносить безотрывно, так чтобы один звук плавно перешёл в другой.

Выделяем каждый звук в звукослиянии, обозначаем квадратиками или картинками (о картинках прочитаете ниже).

Выделяем каждый звук по очереди, обозначаем схемой.

Выделяем каждый звук по очереди, составляем схему с помощью с помощью квадратиков или картинок.

А теперь о картинках. Есть у меня пособия-помощники, завлекалочки-увлекалочки. Это картинки разноцветные. Девочки красные, мальчики синие и зелёные.

Есть девочки и мальчики отдельно стоящие. Они для обозначения тех звуков, которые не образуют в слове звукослияния. Эту картинку надо разрезать, чтобы мальчик и девочка были отдельно друг от друга.Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Есть две девочки красные — это звукослияние 2-х гласных:

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Есть пара, где мальчик – синий + девочка — красная. Это открытый слог, где согласный твёрдый. Эти дети держатся за руки, дружат. Значит звукослияние надо произносить слитно, так чтобы согласный плавно переходил в гласный.

Здесь для начала используйте звукослияния с теми согласными, которые можно произносить протяжно [м], [с], [р], [х], [р], [в], [з], [л], [н].

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

Есть пара, где мальчик – зелёный, девочка – малиновая. Девочку умышленно покрасила в малиновый цвет, чтобы зрительно отличались гласные звуки обозначающие мягкость согласных от других гласных, обозначающих твёрдость согласных.

Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Картинка про Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки. Фото Как объяснить ребенку что такое гласные и согласные буквы и звуки

С помощью этих разноцветных деток можно составить схему любого слова.

После таких упражнений-игр для развития фонематического слуха я перехожу к знакомству с буквами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *