Как объяснить ребенку что такое гравитация
Гравитация, или На чём держится мир
Гравитация — это сила, которая действует на каждого обитателя Земли, впрочем, как и на саму Землю. Утрируя, можно сказать, текущий вид Вселенной существует благодаря силе притяжения. А значит пора разобраться, что такое гравитация простыми словами.
Определение гравитации
Слово «гравитация» происходит от латинского gravitas — вес.
Гравитация — сила, с помощью которой планета или другое тело притягивает объекты к своему центру. Именно благодаря ей мы не улетаем в космос, всегда притягиваясь к Земле. Так и планеты Солнечной системы всегда испытывают притяжение звезды и остаются на своих местах.
Как работает гравитация
Сила притяжения зависит от массы объектов и расстояния межу ними. Все, что имеет массу, имеет и гравитацию. Объекты с большей массой имеют большую гравитацию. Она ослабевает с расстоянием, и чем ближе объекты друг к другу, тем сильнее их тяготение.
Исаак Ньютон был первым, кто математически описал гравитацию и то, что она одинаково действует на все объекты во Вселенной: от падающего яблока до планет, которые движутся вокруг звезды. Так и появился закон всемирного тяготения, которого придерживались веками.
Сила притяжения F между двумя материальными точками с массами и , разделёнными расстоянием , действует вдоль соединяющей их прямой, пропорциональна обеим массам и обратно пропорциональна квадрату расстояния.
Здесь — гравитационная постоянная, равная 6,67408(31)·10 −11 м³/(кг·с²).
Кстати, падение яблока на голову Ньютона — это миф. Он действительно любил отдыхать под яблоней, и наблюдения за падающими яблоками натолкнуло его на мысль о всемирном тяготении. Но по голове Ньютона ничего не било.
Теория Ньютона объясняла гравитацию как некую силу. Но в последствии появилась теория Эйнштейна, в основе которой подход геометрический. Если простыми словами: крупные объекты искривляют пространство-время вокруг себя, а в это «искривление» попадают другие объекты.
Этот принцип хорошо показан в этом ролике:
Теория Энштейна — является действующей на сегодня.
Насколько важна гравитация?
Очень важна! Гравитация — это одна из сил фундаментальных взаимодействий, которым подчиняется всё, что есть во Вселенной. Вот эти взаимодействия:
Именно благодаря им мир такой, каким мы его знаем. Гравитация в этом списке является самым крупномасштабным, но одновременно и самым слабым взаимодействием, остальные — определяют взаимодействия на уровне частиц.
Как гравитация повлияла на Вселенную
Именно сила притяжение создает звезды и планеты, собирая вместе материал, из которого они сделаны. Гравитация — это то, что удерживает планеты на орбите вокруг Солнца и то, что удерживает Луну на орбите вокруг Земли.
Роль гравитации для землян
Те условия, в которых мы живём, были бы невозможны без неё. Она удерживает нашу планету на одинаковом расстоянии от Солнца, не позволяет атмосфере покинуть пределы Земли, как и всему, что находится на её поверхности. Гравитационное притяжение Луны притягивает к себе моря, вызывая приливы океана.
Луна и приливы на Земле
Гравитация очень важна для нас. Мы не могли бы жить на Земле без неё. Тяготение Солнца удерживает Землю на орбите вокруг него на постоянном комфортном для жизни расстоянии. Сила притяжения удерживает нашу атмосферу и воздух, которым мы дышим.
Гравитация — это то, что скрепляет наш мир.
Однако гравитация не везде одинакова на Земле. Она немного сильнее в местах с большей массой под землей, чем в местах с меньшей массой.
Есть ли гравитация у человека?
У каждого материального объекта есть своя сила притяжения, и человек не является исключением.
О выходе новых статей рассказываем в соцсетях
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Детям о Гравитации»
Анастасия Смородина
Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Детям о Гравитации»
Продолжительность – одно занятие.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
— Активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Поддерживать навыки свободного общения со взрослыми и детьми.
— Совершенствовать умение участвовать в беседе, давать полный ответ на вопросы и задавать их.
— Развивать любознательность, побуждать отвечать на вопросы познавательного характера полным предложением.
— Воспитывать интерес, уважение к профессии космонавт, желание быть сильным и смелым.
— Воспитывать взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, умение работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников.
— Развивать и обогащать словарь детей.
Словарная работа: планета, Земля, Луна, гравитация, притяжение, магнит, сопротивление, мощность, космонавты, луноходы, скафандр, кратер, ось Земли.
Предварительная работа: чтение художественной и научной литературы по теме, рассматривание иллюстраций по теме, посещение экскурсий в планетарий.
Оборудование: большой мяч, большое блюдо, фигурки трех слонов и игрушечная черепаха (можно использовать кубики с наклеенным изображением зверей на одной грани, картинка с изображением Земли в представлении черепаха-слоны, фигурка человека, магниты большой и поменьше, доска, стекло, железная скрепка (или другой легкий железный предмет, лист бумаги, пакет, камень (или другой тяжелый предмет, видеоролик про космонавтов на Луне, два надувных шара с ручкой, два обруча, наклейки с изображением Луны (либо звезды). Можно еще подготовить видеоролик о том, как планеты Солнечной системы двигаются вокруг Солнца.
Посредине комнаты стоит шатер, из которого играет загадочная музыка группы Спейс «Глубокая зона», дети проходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: А, что это такое (указывает на шатер? (Ответы детей)
Воспитатель раскрывает шатер, а там стоит большой светящийся глобус.
Воспитатель: Смотрите, да тут целая планета! Как она называется? Какой она формы? (Ответы детей).
Воспитатель: представляете, раньше все думали, что она плоская! И даже не просто плоская, а еще к тому же лежит на слонах, которые стоят на черепахе!
На экране появляется изображение черепаха-слоны.
Воспитатель: Давайте с вами представим, что вот это большое блюдо – Земля, которая стоит на слонах и черепахе (поставить по схеме). Представим, что человек пошел по Земле, дошел до края Земли и… УПАЛ!
А теперь наш человек пойдет по круглой Земле (ведем игрушку вокруг глобуса). Он обойдет вокруг Земли и снова вернется домой! Так и есть на самом деле!
Ведь мы знаем, что путешественники отправляются, например, в кругосветное плавание вокруг Земли.
Но как же наш человечек, идущий по Земле не падает? (Ответы детей).
Воспитатель: Оказывается, есть сила, которая пронизывает насквозь любое пространство (комнату, вагон поезда). Эта сила называется ГРАВИТАЦИЕЙ – земное притяжение. Ей не мешают стены и горы! Она удерживает нас самих от свободного полета или падения. И именно благодаря силе притяжения Земля притягивает к себе все предметы! Как большой магнит!
Воспитатель: Посмотрите, у меня два магнита.
Показать свойства магнитов на доске: движение меньшего магнита, благодаря движению большого за доской, а также движение железной скрепки через стекло, благодаря магниту.
Воспитатель: И так, также, как магнит, Земля обладает силой притяжения и притягивает к себе все!
Одновременно бросить лист бумаги и тяжелый предмет (камень).
Воспитатель: Но почему же лист бумаги не притягивается к Земле также быстро как, например, камень? (Ответы детей).
Воспитатель: Дело в том, что воздух упирается, сопротивляется воздуха. И если мы наберем пакет воздуха, завяжем его и попробуем сжать, то сделать нам это будет сложно – воздух внутри пакета сопротивляется! И если бы не сила притяжения, то и листок, и кирпич падали бы одинаково быстро, потому, что сила притяжения – гравитация, тянула бы их одинаково сильно вниз.
Сила притяжение есть даже на Луне, но, она не похожа на гравитацию Земли.
На экране появляется ролик с космонавтами, передвигающимися по Луне.
Воспитатель: Посмотрите, вот космонавты, которые ходят по Луне. Вам не кажется, что они передвигаются очень странно, как будто прыгают? Это происходит от того, что Луна меньше Земли по размеру, поэтому и сил у нее поменьше, то есть сила притяжения не такая мощная, как у Земли.
Воспитатель: Давайте представим, что мы – космонавты! Разделимся на две космические команды. Вы на Луне! Вам нужно пройти от одного лунного кратера до другого. Но чтобы вам по-настоящему почувствовать, что вы – лунные космонавты, у каждой команды будет мяч, усевшись на который, мы уменьшим (за счет большого количества воздуха в шаре) силу притяжения и будем передвигаться точно, как лунные пешеходы!
Проводится эстафета:
Команды выстраиваются, первым игрокам дается шар с ручкой. Игрок должен, усевшись на шар, допрыгать до «кратера», развернуться и также вернуться обратно. Затем игрок передает шар следующему игроку, так проходит вся команда. Первая команда, полностью «отпрыгавшая» до кратера, считается победившей.
В конце эстафеты всем раздаются наклейки «Луна» (либо звезда) – посвящение в лунные пешеходы.
Воспитатель: У Луны есть еще секреты! Кроме того, что по ней легче ходить, на Луне совсем нет воздуха. Поэтому по луне ходят в скафандрах. Давайте это проверим! Наберите как можно больше воздуха в легкие и не выдыхайте как можно дольше.
Когда все выдохнут
Воспитатель: Ну что, сложно было? Как вы думаете, сколько смог бы находиться космонавт без скафандра на Луне? (Ответы детей).
Воспитатель: И так, вы погуляли по Луне, узнали, что ходить по Луне можно землянам только в скафандрах! А сила притяжения – гравитация, у луны намного слабее, поэтому лунная походка выглядит очень прыгающей, забавной!
Воспитатель: Но вы еще не знаете, что сила притяжения есть на всех планетах!
На экране появляется видеоролик о движении планет вокруг Солнца.
Воспитатель: Есть гравитация-сила притяжения и у Солнца. А если бы не сильнейшая гравитация Солнца, то все планеты рассыпались бы по космосу, и не согревались бы теплом Солнца. И мы, если бы исчезла гравитация Солнца и земли, замерзли бы без тепла и улетели бы в космос. Вот такие чудеса окружают нас каждый день!
Воспитатель: А помните, мы с вами посетили планетарий,где все взвешивались на необычных весах, которые показывали нам наш вес на разных планетах, и даже на Солнце. А как вы думаете, почему у нас у всех вес на Луне показался меньше, чем на остальных планетах? (Ответы детей). Правильно, потому что на Луне сила притяжения меньше.
Воспитатель: А в заключение, давайте сыграем в игру «Земля-Луна-Солнце»:
Если ведущий говорит слово «Луна», то дети ходят по кругу, как Луна вокруг Земли.
Если ведущий говорит «Земля», то дети крутятся вокруг себя, как Земля вокруг своей оси.
Если ведущий говорит слово «Солнце», то все останавливаются и улыбаются – сияют, как Солнце.
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) Тема: «Прямоугольник» Интеграция образовательных областей: Познавательное (ФЭМП, Социально-коммуникативное, Художественно- эстетическое (музыка, (рисование,.
Конспект НОД по познавательному развитию «Детям о космосе» Цель: расширять представления детей о космических полётах, о космонавтах; познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития.
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Сила земного притяжения»
Екатерина Архипова
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Сила земного притяжения»
«Сила Земного притяжения».
Цель: расширить представление детей о силе Земного притяжения, которая притягивает всё предметы к Земле.
Образовательные задачи: совершенствовать познавательные навыки детей, умение сопоставлять факты с действиями; развивать любознательность, мышление, самостоятельность; активизировать познавательную активность детей.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к нашей планете, которая называется Земля; формирование положительной установки на участие в занятии, воспитание исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца.
Развивающие задачи: Развитие связной речи, фонематического восприятия, речевого слуха; зрительного внимания; логического мышления; мелкой и общей моторики.
Активизация словаря: сила, притяжение, тяготение, невесомость, планеты, орбита, магнетизм, магнит.
Развивающая предметно-пространственная среда: глобус,различные предметы: листы бумаги, шишки, косточки, пластиковые детали, мячики, ноутбук, воздушный шар, перчатки.
Методы,приемы: игровой, наглядный, рассказ воспитателя, эксперимент.
• Просмотр серии из цикла познание для детей, тема «Сила притяжения»
• Дидактическая игра «Космические тела»
Ход занятия:
Iчасть: Вводная (информационно-познавательная)
Воспитатель: ребята, я вас всех рада видеть. Теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Приветствие сопровождается движениями,дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
— А сейчас я вам расскажу одну интересную историю. Наша красавица планета Земля родилась много миллионов лет назад. Сначала она представляла собой кипящую смесь из камней и газа. В течении многих лет Земля остывала и остывала. Шли проливные дожди, которые тоже остужали жар Земли. Так образовались моря. В те далёкие времена никто из живых существ ещё не населял Землю. Постепенно климат на Земле становился теплее, и тогда стали появляться живые организмы. Земля представляет собой твёрдый огромный ар, который вращается в космическом пространстве. Для того, что бы мы тоже могли увидеть нашу Землю со стороны, ученые создали маленькую модель нашей планеты. Угадайте, как она называется? (глобус)
— Всё верно. Глобус, как мы с вами узнали ещё на первом занятии, это модель нашего мира в маленькой форме.
-Как вы видите, Земля имеет форму круга. Но почему тогда все реки и моря не выливаются? Что держит их на поверхности и заставляет течь? Есть видимо какая-то невидимая сила, которая притягивает их.
Она держит и нас с вами тоже. Попытайтесь прыгнуть и зависнуть в воздухе. Человек не может летать. Он всё равно притягивается к земле.
А притягивает ли эта сила предметы? Подкиньте любой предмет?
Что случилось? Они упали обратно на пол. А если взять самый лёгкий предмет, например лист бумаги или пёрышко, попробуйте подкинуть пёрышко? Оно всё равно плавно опускается вниз.
Сила, которая притягивает к Земле как тяжёлые, так и лёгкие предметы, называется силой тяготения.
Что бы могло случиться, если бы не было силы тяготения? (ответы детей)
Как вы думаете, почему каждая планета движется только по своей орбите и не перемещается на другие? (Ответы детей.)
Эта сила держит все планеты строго на своей орбите, и вращаются они вокруг солнца.
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем: мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.
Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами узнаем ещё много интересного о силе тяготения. Давайте снова поиграем с вами в исследователей.
IIчасть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Опыт №1 «Сила тяготения»
Перед нами стоят стаканы с песком и водой. Давайте проверим, что притянется к земле быстрее. Вода, песок или они оба быстро достигнут земли. При наклоне стакана влево или вправо вода выливается, а песок высыпается. То же самое происходит с водой и песком, если стакан с содержимым перевернуть вверх дном.
Вывод: все предметы стремятся на землю и жидкости, и твёрдые тела
Опыт №2 «Невесомость»
Вывод: сила тяготения действует на планете, и невесомость достигается только в космосе.
Итог занятия (рефлексия)
Отлично ребята, сегодня мы с вами узнали, что Земля – это большой магнит. Она притягивает к себе все предметы и нас самих. А теперь скажите, как называется эта волшебная сила? (ответы детей)
Что нового вы сегодня для себя узнали?
Почему планеты вращаются по своим орбитам и не падают?
Конспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы «Строим дом для гномов» Конспект познавательного занятия для детей подготовительной группы. Тема: Строим дом для гномов. Цель: Вызвать у детей интерес к разнообразному.
Конспект занятия в старшей группе «Новогоднее путешествие по странам земного шара» Конспект в старшей группе «Новогоднее путешествие по странам земного шара» Технологии: ИКТ, здоровьесбережение Цели и задачи: Формировать.
Конспект занятия по лепке «Петушок с семьёй» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО:» Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», Художественно-эстетическое развитие» Задачи:- расширить.
Конспект занятия по лепке «Российский воин» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО:»Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Конспект занятия по лепке «Дед Мороз» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО:»Социально-коммуникативное развитие», » Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч» Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие».
Конспект занятия по лепке «Зимние забавы» с детьми подготовительной группы Интеграция ОО:» Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Конспект занятия по рисованию с детьми подготовительной группы «Город вечером» Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», » Художественно-эстетическое развитие».
Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы Конспект занятия по здоровьесберегающей технологии кинезиологии с детьми подготовительной группы с задержкой психического развития. Разработан:.
Конспект занятия «Экскурсия на метеостанцию» с детьми подготовительной группы Задачи. Познакомить детей с профессией метеоролога, с понятием «прогноз погоды», «природные явления». Закрепить знания детей о приборах,.
Что такое всемирное тяготение?
Земля притягивает к себе и Луну, которая иначе давно улетела бы прочь.
Зависимость силы тяготения от расстояния проявляется в том, что чем дальше предметы друг от друга, тем слабее они притягиваются друг к другу.
Ньютон рассказывал, что к открытию закона всемирного тяготения его подтолкнуло наблюдение яблока, которое упало с ветки, когда он гулял по саду. А в это самое время он работал над законами движения, и уже знал, что яблоко упало под воздействием притяжения Земли. Знал он и о том, что Луна не просто висит в небе, а вращается по орбите вокруг Земли, а значит, на нее воздействует какая-то сила, которая удерживает ее от того, чтобы она сорвалась с орбиты и улетела в открытый космос. Тут ему и пришло в голову, что, возможно, это одна и та же сила заставляет и яблоко падать на землю, и Луну оставаться на околоземной орбите.
Значение этого открытия для человечества огромно. С помощью этого закона астрономы с большой точностью определяют положение небесных тел на небосводе на многие десятки лет вперед и вычисляются их траектории. Закон всемирного тяготения применяется в расчетах движения искусственных спутников Земли и межпланетных автоматических аппаратов. При помощи закона всемирного тяготения можно вычислить массу планет и их спутников. Закон всемирного тяготения объясняет такие явления, как приливы и отливы.
Но самым ярким примером роли этого закона для науки является история открытия планеты Нептун. В 1781 г. английский астроном Вильям Гершель открыл планету Уран. Была вычислена ее орбита и составлена таблица положений этой планеты на много лет вперед. Однако проверка этой таблицы показала, что Уран движется не совсем так, как было рассчитано. Ученые предположили, что отклонение в движении Урана вызвано притяжением неизвестной планеты, находящейся от Солнца еще дальше, чем Уран. Зная отклонения от расчитанной траектории, англичанин Адамс и француз Леверрье, пользуясь законом всемирного тяготения, вычислили положение этой планеты на небе. Адамс раньше закончил вычисления, но наблюдатели, которым он сообщил свои результаты, не торопились с проверкой. А тем временем Леверрье, закончив вычисления, указал немецкому астроному Галле место, где надо искать неизвестную планету. В первый же вечер, 28 сентября 1846 г., Галле, направив телескоп на указанное место, обнаружил новую планету! Ее назвали Нептуном. Это была первая планета, которую открыли не в ходе наблюдений за небом, а в результате математических вычислений (как говорят, «на кончике пера»). Таким же образом в 1930 году был открыт Плутон.