Как объяснить ребенку что такое хамство

Хамство и агрессивное поведение подростка: что делать родителям

Подростковый возраст: причины агрессии и хамства

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамствоЛариса Суркова кандидат психологических наук, семейный и детский психолог, мама шести детей

Как родители замечают, что их ребенок уже вырос, что он теперь подросток? Кто-то — по размерам одежды и обуви, которую теперь приходится покупать чаще, чем раньше. Кто-то — по невозможности проверить домашнее задание или проводить до школы. Но очень часто наступивший подростковый возраст обнаруживает себя невесть откуда появившимся агрессивным поведением и хамством. Это выбивает из колеи, портит отношения. Что делать?

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Почему подросток хамит

Хамство — едва ли не самый частый «симптом» подросткового возраста, который называют родители. Почему так случается, что ребенок, с которым еще вчера получалось найти общий язык, сегодня на все реагирует с агрессией, огрызается и хамит?

Традиционно разберемся для начала в причинах. Их несколько.

Как отвечать на хамство подростка

Как мы будем действовать? Конечно, отталкиваясь от причины. Главное — провести диагностику причин честно и откровенно, сами с собой! Варианты ваших действий и реакций могут быть такими.

Ну, и пара общих рекомендаций — они помогут в любом случае:

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Агрессивное поведение подростков: что делать?

На тему повышенной эмоциональности подростков существует множество фактов и еще больше вымыслов. С позиции здравого смысла взрослым все понятно — всему виной гормональный дисбаланс и перестройка. Тогда почему же вполне взрослые мамы и папы не всегда могут справиться с подростками?

А попробуйте поставить себя на их место! Твое тело, про которое ты все знал еще вчера, которым вполне был доволен, начинает резко меняться. Руки длинные, одежда толком не сидит, на лице появляются прыщи, голос — и тот тебя предает. Тебя окружают сплошные истерички и психи (ведь все их окружение переживает те же изменения, что и они сами, то есть подростки постоянно находятся в довольно взрывоопасной обстановке). Ну и, конечно, родители не понимают.

Если кратко: вчера весь мир тебя любил, а сегодня — ненавидит. Вам бы такое понравилось? Сомневаюсь!

Психологами проводились исследования, в результате которых было выявлено, что эмоциональные реакции, которые для взрослых были бы симптомом болезни, для подростков — норма. Вы представляете, как им тяжело? Чем же мы можем помочь своим любимым детям?

Источник

Ребенок грубит: как пресечь плохое поведение?

Считается, что взрослые наказывают детей, чтобы они стали лучше. А дети думают, что их наказывают, потому что не любят или потому что они плохие и заслуживают наказания.

Но что делать, когда ребенок переходит черту? Например, кричит “сама убери!” на просьбу собрать игрушки или замахивается на бабушку. Разве можно такое терпеть?!

Конечно, переход границ со стороны ребенка нельзя оставлять без внимания. Но это не значит, что время тянуться за ремнем.

Так как же вести себя маме? Давайте разбираться.

ПОЧЕМУ МЫ НАКАЗЫВАЕМ ДЕТЕЙ

Перед тем как выяснить, есть ли необходимость в наказаниях, углубимся в причины, которые толкают нас, родителей, на применение санкций:

Причина 1. Слив эмоций

Часто случается так, что в порыве гнева мы пугаемся дерзким словам ребенка или в порыве гнева хотим как будто ему отомстить. Особенно сильно проявляется такая реакция, когда мы банально устали, раздражены или дошли “до точки кипения”.

Таким образом, причиной, которая толкает нас на санкции, служат не действия ребенка, а наша собственная несдержанность! Сможет ли он после такого “слива эмоций” чему-то научиться? Вряд ли. Только запомнит, что не нужно попадать родителю под горячую руку.

Причина 2. Ощущение бессилия

Причина 3. Запрет на злость⠀

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

КОГДА НАКАЗАНИЯ ОПРАВДАНЫ

Первое, с чем необходимо определиться родителю, когда он готов применить наказание: с какой целью вы это делаете? Поэтому я рекомендую перед введением санкций подумать хотя бы сутки.

Обсудите с ребенком правила и предупредите, что ждет за их нарушение! Тогда у малыша не будет “осадка” в виде чувства несправедливости, он не испугается родительского гнева и не ощутит себя отверженным.

О других правилах и технике безопасности в применении наказаний вы можете узнать в моей статье “Как наказывать ребенка, чтобы не травмировать”.

Но для начала давайте разберемся, за какие поступки наказания оправданы, а в каких случаях лучше применить другие воспитательные методы.

За что НЕЛЬЗЯ наказывать ребенка

Чтобы проверить, не допускаете ли вы ошибки, которые приводят к печальным последствиям для ребенка, обязательно пройдите мой тест “ТОП-5 ошибок в наказаниях детей”.

В каких ситуациях можно применять наказания

Я не могу запретить вам использовать наказания как воспитательный метод, но прошу, перед его применением, убедиться в том, что:

Ваш ребенок знает правило, которое нарушил. А если это само собой разумеется, значит, был предупрежден заранее и может повторить, что от него требуется;

Когда же наказание оправдано? В идеале НИКОГДА. Ведь вырасти без ошибок невозможно.

Однако бывает ряд ситуаций, когда введение санкций оправдано. А именно: в случаях хронического пренебрежения правилами поведения, неуважения к родителям, хамства, грубости, намеренной агрессии.

Но даже в этих ситуациях наказание необходимо как способ четко и безапелляционно провести черту, переходить за которую нельзя, иначе ребенок столкнется с последствиями своего поведения.

При соблюдении этих условий наказание становится более справедливым, последовательным и осмысленным.

КАК ПРИМЕНЯТЬ НАКАЗАНИЯ

Линия поведения родителей в применении наказаний должны зависить от 3 факторов:

1) Мотивов поведения ребенка;

2) Способности ребенка контролировать себя;

3) Обязательности выполнения того или иного правила.

В зависимости от этих трех факторов жесткость границ, которые устанавливает родитель, можно условно разделить на 4 уровня.

Оранжевый уровень – «резиновая стена». Ее суть в том, что если упрямо пытаться ее пробить, то можно и по носу получить… Это те правила, которые нельзя нарушать. Мы устанавливаем санкции и внедряем их при нарушении границ.

Если вы хотите изучить систему 4-х уровней детальнее, узнать о том:

— как устанавливать границы по-хорошему;

— как корректно вводить санкции, если это необходимо;

— какие они бывают и что нужно выбрать в каждом конкретном случае;

рекомендую изучить мастер-класс «Наказания: за, против и альтернативы».

Подробности вы можете узнать по ссылке:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ГРУБИТ

Давайте разберем пример и выясним, как же надо действовать маме, когда ребенок грубит.

Вы делаете с ребенком что-то вместе – готовите кушать или гуляете. И тут вдруг он говорит вам какую-то гадость. Например: “Закрой рот!”. Или: “Быстро купи мне то-то!”. Или: “Отстань!”. Это первый акт.

Что дальше? Мама понимает, что произошло нечто недопустимое. Или просто неприятное. Грубое/неуважительное. Словом, граница нарушена. И что делать?

Она злится. А в злости что? Бросается наказывать.

Допустим, мама кричит: “А ну, быстро в угол!”. Или: “Ты будешь лишен мультиков/карманных денег/не получишь подарков, сладкого/не пойдешь к Саше!”.

Ваши действия, призванные наладить границы, привели к эскалации еще большего конфликта и подорвали и без того шаткое равновесие ваших с ребенком отношений.

Почему так происходит?

Наказание, выполненное неправильно, вместо поучения приводит к обратному эффекту. Ведь причины поведения ребенка могут быть разными! Например:

1. Ребенок может грубить не потому, что им движет желание обидеть, а импульсивность (несдержанность). Его просто переполняет усталость/печаль, и он взрывается, как лопнувший пузырь. Тогда ваша цель – учить управлять эмоциями.

Как вводить санкции, если ребенок продолжает грубить

Я предлагаю конкретный алгоритм:

Понять, почему такое произошло. То есть мы должны понять те самые мотивы ребенка, что заставляет его так делать.

Договориться, что если такое повторится, то последует наказание, предварительно выбрав подходящий метод.

Когда у ребенка будет все получится, то похвалить его и поощрить.

Действуя по такому алгоритму, мы используем ситуацию нарушений правил в целях обучения! Но не применяем наказание, пока не объясним ребенку как НАДО делать, а как НЕ НАДО. При этом стоит убедиться, что ребенок вас услышал, понял и в состоянии выполнить требуемое.

Как пресечь плохое поведение без наказаний

Давайте рассмотрим варианты быстрой родительской реакции на конкретных примерах. В каждом из них я хочу продемонстрировать, как можно остановить ребенка, но не наказывать. Предупреждаю: я собрала самые мозговыносящие ситуации 🙂

Ребёнок разбрасывает кашу. На запрет только хихикает. Что делать?

Идите на опережение! Не ждите послушания, нужно сразу пресечь (спокойно) нежелательное поведение. Например, остановить ручку, бросающую еду, и дать следующую задачу: “А где банан? Давай-ка его достанем”.

Используйте голос и сокращение дистанции. Подойдите и помогите закончить то, чем ребенок занимается. Не забывайте про уверенный тон. Когда ребенок с вашей помощью закончит свое занятие, подскажите ПРОСТУЮ задачу, с которой можно начать сбор игрушек: “Дай-ка мне эту чашку, вот так! А теперь. ”. Похвалите, когда он выполнит вашу просьбу.

Вы уговариваете ребёнка сделать уроки, а он все ноет “Не хочуууу”

Помогите начать! Договоритесь с вечера, в какое время начнете, приготовьте учебники заранее и пригласите сесть за парту, чтобы сыграть в “крестики-нолики”. Увидите, что сопротивление уменьшится.

Ребенка переполняют эмоции, он не может с ними совладать в силу возраста, усталости или незрелости своего самоконтроля. В таком случае необходимо помочь ребенку успокоиться, объяснить, какие слова не стоит говорить в порыве злости, и пресечь, если он переходит черту. Повторить правило и обговорите будущее наказание за его нарушение.

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Таким образом, обойтись без наказаний возможно! Для этого необходимо:

определить, каков уровень ваших требований и соответствует ли он возможностям ребенка;

поощрять ребенка, когда он демонстрирует желательное поведение;

обучать тому, как себя вести, поправляя его снова и снова;

пресекать нежелательное поведение с помощью речевых замечаний и телесных подсказок;

дополнительно мотивировать к желательному поведению, если ребенку сложно владеть собой.

И только если этих методов недостаточно и вы убедились, что ребенок вполне в состоянии управлять своим поведением, уместно рассмотреть идею о введении санкций.

В моем мастер-классе “Наказания: за, против и альтернативы” я даю методологию, как побуждать ребенка не нарушать границы, причем в 95% случаев можно обойтись без наказаний!

Ну, а если позитивных границ недостаточно, придется использовать “тяжелую артиллерию”. В мастер-классе вы найдете методику справедливых и поучительных методов. Чтобы узнать подробности, переходите по ссылке:

Источник

Почему дети хамят: что делать родителям

Еще вчера дома было тихо и спокойно, а сегодня ребенок начал грубить и хамить самым близким людям – родителям. И тогда у взрослых возникает вопрос: ответить строгостью и репрессивными методами или продолжать воспитывать как раньше, игнорируя его грубости? Мама и папа пробуют разные тактики, спорят, обвиняя друг друга в воспитательных ошибках. Однако ситуацию это не исправляет. Что же делать родителям, если их ребенок хамит?

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Детская грубость является довольно распространенной проблемой. Причины ее возникновения разнообразны, и все же перевоспитать маленького хама вам вполне по силам. Главное в подобной ситуации – это запастись терпением и постараться понять, что заставило прежде ласкового и послушного ребенка стать неотесанным грубияном.

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Причины грубости ребенка

Как справиться с хамством

В семье тоже должны быть установлены конкретные последствия за неуважение к взрослым. Независимо от выбора дисциплинарного воздействия вы должны донести простую мысль: за грубости нужно отвечать.

Читаем также:

Если вы столкнулись с хамством собственного ребенка, то не торопитесь впадать в отчаяние. Эту проблему можно решить, однако работать следует не только с маленьким грубияном, но и над собой. Когда у вас в семье все хорошо, ребенку есть с кем посоветоваться и пообщаться, то он обязательно перестанет грубить не только близким людям, но и всем остальным.

Персональное видеопоздравление от Деда Мороза

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

По моему мнению, дети хамят, когда есть проблемы в семье, 90% зависит от воспитания. У соседей постоянно крики, ссоры и скандалы между собой, понятно, что и ребенок у них вечно нервный и ведет себя соответственно, хамит всем и огрызается. Правильное выражение: все идет от семьи.

Я с самого детства резко следила за тем, как моя дочь обращается ко мне и к папе, к остальным старшим и тем, кто младше её. Матов у нас никогда не было, я это присекаю в корне в семье. Но в один момент, во время ссоры услышу обращение к себе “ты что, больная?”. Было безумно обидно, но я просто взяла дочь за руку и спокойно объяснила, что маме неприятно и что так говорят только плохие дети. Самое важное в семье – чтобы ребенок мог доверять авторитету родителей и не чувствовать себя с ними “подчиненным”.

Источник

Ребенок хамит и грубит: что делать?

Рано или поздно каждый родитель сталкивается с хамством и грубостью своего ребенка. Почему это вдруг происходит? Как правильно отвечать на хамство? И все ли подростки обязательно будут дерзить и грубить? Эти и другие вопросы «Литтлван» обсудил с психологом Марией Сосниной.

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

Мария Соснина — к. пс. н., практикующий психолог, гештальт-терапевт, работает в области психологии личности, семейной, детской, перинатальной психологии и психологии родительства, тренер Московского института гештальта и психодрамы.

Хамство и грубость: общее и отличия

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

— Что такое хамство и грубость?

— Это разные явления. Хамство — неуважительное поведение. Человек, который хамит, как правило, преследует конкретную цель — унизить собеседника. Он старается как бы возвыситься над другим, морально подавить его. В грубости такой цели нет. Это невежливость или невнимательное отношение к человеку. Она может допускаться и непреднамеренно: человек может не заметить, что по отношению к другому сейчас груб. Хамство и грубость — явления культуры общения и взаимодействия между людьми.

— Родители детей какого возраста чаще обращаются с запросом: «Ребенок хамит, что делать?»?

— Младших подростков — 11–13 лет. Важнейшая из психологических задач этого возраста — достичь социальной независимости. Для этого подростки изо всех сил пытаются отстоять свою точку зрения перед родителями. Они еще не знают, как иначе можно выразить кипящие чувства, кроме как с помощью криков, грубости или унизительных слов. Именно в этом возрасте за счет унижения другого подросток старается повысить свою самооценку в собственных глазах или глазах окружающих его сверстников и взрослых. И он не понимает, что этим может ранить. Но не каждый подросток хамит родителям. Чаще это происходит в семьях, где ребенок сам не раз сталкивался с неуважительным отношением.

— А кто еще часто обращается?

— Родители двух-трехлеток. Считается, что 2 года — самый жестокий возраст: дети еще не в состоянии понять, что другому может быть физически больно от их действий. И примерно с 2,5 лет проявляются признаки кризиса «Я сам», когда малыш начинает активно отстаивать свои намерения. Но в этом возрасте дети еще психологически не доросли до того, чтобы намеренно кого-то унижать. Они могут причинять боль от непонимания. А взрослые иногда такое поведение ошибочно принимают за хамство.

Почему ребенок хамит и как ему помочь

— Возрастные кризисы — основная причина хамства?

— Эти периоды характеризуются повышенной импульсивностью в поведении, неспособностью контролировать эмоции, решением сложных психологических задач. Многие могут вести себя грубо и даже по-хамски.

— Еще какие могут быть причины? Стресс?

— Да. Допустим, мама дошкольника уезжала на несколько дней, вернулась, хочет обнять его, а тот вырывается, дерется, обзывается. Это род мести: ты меня оставила — на тебе, получай. Или поход в школу: в первом классе ребенок попадает в новую и энергозатратную ситуацию. Силы уходят не на то, чтобы правильно отвечать или взаимодействовать с одноклассниками, а на подавление своих переживаний, например, страха, грусти. После длительного напряжения все мы устаем, сдерживающие механизмы перестают работать, мы срываемся. И дети тоже.

— А недостаток внимания?

— Если меня не замечают «беленьким», а в ответ на грубость я получаю эмоциональное внимание и неважно, что оно отрицательно окрашено, я буду это использовать.

— Но, может, так ребенок учится выражать свою злость…

— Злость может быть причиной грубости и хамства. Первые ее проявления случаются уже в младенчестве: если грудничку что-то не нравится, он кусается, вырывается, кричит. Постепенно дети обучаются другим способам выражения злости — без нарушения чужих границ.

— Как родитель может помочь в этом?

— Один из способов научиться выражать чувства описан в книге Юлии Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?». Родитель сообщает о своих переживаниях и формулирует, что сейчас, вероятно, переживает сам ребенок. Например, малышка плачет, когда мама ведет ее с прогулки. Можно сказать: «Я вижу, ты расстроена, что пора идти домой». И про себя: «Мне грустно, что ты не хочешь», или «Я замерзла и злюсь, что ты не слушаешь меня». Важно озвучивать разные переживания: так ребенок начинает понимать, где злость, где грусть, где страх. Здесь нет нарушения чужих границ: говоря о себе, я остаюсь на своей психологической территории. Этот способ можно и нужно использовать с раннего возраста, системно и постоянно.

— А с подростком уже поздно начинать?

— Нет. Наша психика достаточно гибка и стремится к развитию. Поэтому, если подобное общение сделать обыденным в отношении с подростком, рано или поздно он перестает грубить и хамить. Но чем старше ребенок, тем медленнее формируются привычки поведения.

— Какие есть еще способы?

— Самым надежным и действенным является уважительное и внимательное отношение к себе и к границам: собственным, детей и остальных людей. Наблюдая за действиями родителя по отношению к другим, ребенок усваивает это поведение как норму.

Хамство и грубость при ребенке

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

— Родитель сорвался и нагрубил кому-то в присутствии ребенка, или даже ему самому. Что делать?

— Извиниться и объяснить, почему так вышло.

— А если грубый тон при ребенке позволяет кто-то из близких?

— Здесь появляется шанс помочь ребенку сформировать гибкость, которая очень поможет ему в жизни. Допустим, дедушка у нас саркастичный. Малыш 4–5 лет воспринимает его слова за чистую монету и «приносит» их маме с папой. Можно рассказать историю на языке ребенка: почему наш деда — такой, а мы — другие. Если вам с ним нравится общаться друг с другом в таком тоне — пожалуйста! Но в нашей семье — свои правила. У малыша начинает формироваться вариативное поведение: с дедушкой я веду себя так, с родителями по-другому, в детском саду — третьим способом. Так он учится быть адаптивным.

— То есть не стоит полностью ограждать ребенка от грубости?

— Это не только невозможно, но и не нужно. Ребенок все равно с этим столкнется, и ему стоит знать, как себя вести. Задача — рассказать понятным языком, объяснить, что люди разные: для кого-то такой тон недопустим, другие относятся к этому проще, а для некоторых это единственный способ коммуникации.

Как реагировать на детское хамство

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

— Что делать, если ребенок хамит?

— Самое важное для любого возраста — остановить. Не высмеивать, не оскорблять, не забавляться, а твердо и спокойно показать, что такое поведение неприемлемо. Например, в ответ на: «Мама, ты дура!», сказать дошкольнику: «Мне сейчас очень неприятно это слышать, я злюсь». Ребенку постарше: «Эти слова недопустимы, меня это оскорбляет». Если двухлетка дерется, нужно остановить его руку, сказав: «Нельзя меня бить, мне больно. Я не хочу с тобой играть, если ты меня бьешь».

— Если он не останавливается, можно просто выйти из комнаты?

— Не стоит часто так делать. Лучше не уходить, а терпеливо продолжать останавливать. Ребенок, вплоть до младшего школьного возраста, может воспринимать уход как отвержение: я сделал что-то плохое, значит, сам становлюсь плохим и нелюбимым. Особенно если родитель при этом говорит: «Плохая девочка/мальчик», и хлопает дверью без всяких объяснений.

Чтобы ребенок научился понимать, что мы оцениваем поступки, а не его самого, надо чаще и конкретнее формулировать свое отношение к тому, что он делает: «Здесь ты сказал очень вежливо, уместно, а тут крикнул, и мне это показалось грубым, меня обидело». Тогда он сам будет учиться оценивать свои действия и понимать их последствия.

— В каком возрасте ребенок уже точно способен воспринимать словесные просьбы остановиться?

— Когда начинает понимать речь. Другой вопрос как эту просьбу сообщать. Дети раннего возраста понимают односложные предложения, в одно-два слова, подкрепленные твердой интонацией. Если ту же просьбу подать радостно или очень мягко, то малыш не поймет, что именно вы от него хотите и не последует ей. Чем старше становится ребенок, тем предложения усложняются, но особенности с интонацией остаются прежними. Дошкольникам повторять просьбы стоит значительно больше раз, чем школьникам. Вообще представление, что ребенок должен понимать с первого раза, неверное.

Примерно с 5 лет ребенок становится более сознателен. В этом возрасте появляется способность к эмпатии, и он способен предположить, что другому может быть плохо от его действий и слов. Старшим дошкольникам можно активно предлагать игровые ситуации на тему отношений, читать сказки, истории. В 7–10 лет — обсуждать это в рамках прочтения рассказов, где герои попадают в разные ситуации, связанные с грубостью и хамством, и как они с этим справляются.

Подростки лучше понимают через сверстников и отношение к ним. Поэтому так хорошо работают подростковые группы в форме тренингов, где ребята учатся слышать друг друга, а дальше этот навык переносят и в свою обычную жизнь, в общение со взрослыми.

— Как еще наглядно показать подростку, что его грубость и хамство — это плохо?

— Своим отношением. Это для ребенка любого возраста важно. А для подростка особенно. Ему важно как к нему как личности — взрослой и самостоятельной, имеющей свои интересы, увлечения, потребности и желания — относятся родители.

Также ребенка подросткового возраста нужно сталкивать с последствиями своих действий. Например, мать говорит сыну, который ранее мыл посуду и оставил ложку, которую она кинула в раковину в последний момент. «А почему эту не домыл?». Он отвечает: «Отвали от меня! Это не моя ложка!». Ранее неоднократно уже ему говорили, что слово «отвали» маме неприятно слышать, она чувствует себя оскорбленной, что ее злит подобное. И в этот раз мать повторяет похожую речь в твердом тоне, немного громче обычного, а далее выражает просьбу уже более спокойно: «Иди вымой, пожалуйста, ложку». Через какое-то время она, естественно, остается не домыта. В итоге мать моет ее сама. Но дальше она, например, собралась стирать белье. Сын принес ей свою грязную одежду и кинул в корзину. Мама на этот раз ее отложила, не постирала. Конечно, сын в недоумении спрашивает, почему его одежда грязная. А мама спокойно отвечает: «Это же не моя. А я стираю только свою и папину».

В идеале, конечно, потом обсудить, что произошло, насколько мальчику приятно было, когда мать так ответила, что он испытал, и каково было ей в ситуации с ложкой. Упомянуть при этом, что мама не отвечала ему: «Отвали», так как она уважает его, и что мытье посуды, как и стирка белья — общие семейные дела и т. д.

С младшим подростком приходится проделывать подобное несколько раз, более старшие быстрее улавливают суть произошедшего. Поведение впоследствии меняется. И всегда важно помнить, что положительные изменения поощряются хорошим отношением.

Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое хамство. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое хамство. Картинка про Как объяснить ребенку что такое хамство. Фото Как объяснить ребенку что такое хамство

— А если ребенок говорит: «Мне все равно, что ты обиделась»?

— Эти слова часто не являются правдой по содержанию. Они означают, что действия родителя, его тон, сильно задели ребенка. Поэтому «мне все равно» — способ обесценить свои переживания, так как чувствовать их слишком больно. Как правило, такие чувствительные дети стараются отдалиться от родителя и найти себе друзей или людей, которые будут, как им кажется, уважать их и внимательно к ним относиться.

— Что делать, если родитель замечает хамское поведение ребенка в коллективе сверстников?

— Важно, какой возраст и из каких потребностей ребенок так себя ведет. Первое, о чем нужно подумать, — его самооценка.

Если ребенку 5–9 лет, он еще довольно сильно зависим от мнения родителей. Здесь важно покопаться в детско-родительских отношениях. Может, вы принимаете его, только когда он «молодец»? А когда он уставший или недостаточно успешный, говорите ему: «Ну, что же ты, вот Вася…». Тогда неудивительно, что он попытается этого Васю унизить.

С подростками по-другому. Они дистанцируются от родителей, и их авторитет неизбежно падает. Если эмоциональная связь при этом сохраняется, стоит попробовать обсудить ситуацию. Если не получается, отвести подростка к психологу, чтобы тот помог ему сформировать адекватное представление о себе, узнать «кто я»?.

— Если родитель замечает, что у друзей его ребенка хамство и грубость — норма. Стоит реагировать?

— Стоит. У подростков группа сверстников становится референтной, то есть главной в жизни. И через нее он социализируется — усваивает нормы общества, в том числе правила культуры общения. Важно доносить до ребенка любого возраста, что на самом деле является нормой взаимодействия. Лучше это делать в доверительной беседе, как обычно общаются друзья, а не в назидательной форме. Так ребенку проще сформировать собственное мнение относительно общения в его компании и принять верное решение, оставаться в ней или нет, и не противостоять родителям.

— Мат — это грубость. Но все дети, увы, с ним знакомятся. Какова правильная реакция родителей на такие слова в разном возрасте?

— Мат — часть культуры общения. Дети раннего и дошкольного возраста еще не понимают его смысл. Для ребенка 3–4 лет — это часто просто забавное по звучанию слово, а для 5–6 лет оно иногда может чудесным образом влиять на близких. Поэтому в общении с детьми раннего и среднего дошкольного возраста лучше не обращать внимание на произнесенное ими матерное слово, так как любая реакция — смех, умиление, запрет — может способствовать закреплению его в лексиконе. Более старшему дошкольнику уже можно говорить: «Мы не используем такое слово. Оно мне непонятно. Скажи, что ты имел в виду, по-другому». А с младшими школьниками и с подростками нужно действовать как при проявлении любой грубости: останавливать ее твердым, но спокойным требованием-запретом, применять наказание, не унижающее достоинство ребенка. Но в любом случае если в семье все-таки используют мат, ни одно требование-запрет на этот счет не сработает.

— Вы упомянули о возможности наказания, не унижающем достоинства. Можете привести пример?

— Лишение положительных бонусов. Например, подросток с удовольствием ходит на секцию ездового спорта, то родитель вправе лишить его очередного посещения. Или если ребенку разрешено играть в компьютер по часу в день, то в наказание можно один раз отменить это удовольствие. Все индивидуально. Важно лишь заранее сообщать о вариантах наказания за недопустимое поведение, в частности, проявления хамства и грубости.

— Мы не затронули в разговоре старших подростков…

— Как правило, склонность к хамству угасает к этому возрасту. Примерно в 15–16 лет подросток разворачивает внимание вовнутрь себя. Он много наблюдает за собой и исследует свой внутренний мир. Ему становится практически все равно, что о нем говорят сверстники, в связи с этим он перестает сравнивать себя с ними. Отпадает потребность повышать самооценку за счет принижения другого. С родителями выстраиваются более спокойные и здоровые отношения. Но многое, конечно, зависит от самих взрослых.

— Если к 14–16 хамство никуда не исчезло, а усугубилось…

— Важно проанализировать ситуацию, понаблюдать, как в семье общаются с подростком и взрослые друг с другом: они могут не замечать, что, так или иначе, хамят и грубят. В этом случае запреты, требования, просьбы перестают работать.

Может быть и так, что подросток «задержался» в более младшем возрасте или у него уже сформировались черты характера, благодаря которым такое поведение становится более выпуклым и негибким, ребенку сложно менять его в зависимости от ситуации, в которой он находится. В этом случае лучше обратиться к психологу, он поможет разобраться в причинах и скорректировать поведение.

— А какие ошибки часто допускают родители?

— Грубят в ответ. У взрослых может не хватать терпения, эмоциональной устойчивости и просто навыков коммуникации. Способы общения, например, неуважение чужих границ, передаются от поколения к поколению. И если я самого себя не развиваю в культуре общения, раз за разом действуя привычным способом, то что ждать от ребенка?

— И как вырваться из этого порочного круга?

— Развивать культуру общения и у себя, и с ребенком, показывая собственным примером, как это — не хамить и не грубить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *