Как объяснить ребенку что такое икона
Конспект занятия «Знакомство старших дошкольников с иконописью»
Грудова Марина Сергеевна
Конспект занятия «Знакомство старших дошкольников с иконописью»
Конспект занятия по ознакомлению с православием в подготовительной к школе группе
ОТКРЫВАЕМ СТРАНИЧКУ В МИР ИКОНОПИСИ
Программное содержание: расширять и углублять знания детей об иконах, их отличительных особенностях и ценности для христиан. Развивать познавательный интерес к процессу создания икон художниками – иконописцами. Воспитывать уважение к изображениям на иконах
Предварительная работа: экскурсия в храм, беседа со священником, рассматривание иллюстраций икон, рассказ воспитателя.
Материалы и оборудование: иллюстрации икон, аудиозапись колокольного звона, листа бумаги с наклеенной посередине иконой на каждого ребенка, клей, кисточки, салфетки, готовые формы для аппликации.
Ход занятия:
Дети сидят на стульях полукругом. На стенде – иллюстрации икон, на столах – приготовлены материалы для аппликации.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним нашу недавнюю экскурсию в храм. Что такое храм? (Дом Божий). Скажите, чем отличается храм от других зданий? (У храма есть купола и кресты). Дети, кто знает, как называется недавно открывшийся в нашем поселке храм? (Успения Пресвятой Богородицы). Сколько частей можно выделить в православном храме? (Три – притвор, средняя часть и алтарь). Ребята, что вы видели в храме, что вам особенно запомнилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, в храме есть также колокольня с колоколами, во время богослужений раздается колокольный звон. Я предлагаю вам послушать некоторые виды колокольного звона. Вслушайтесь, как торжественно и празднично звучат колокола. (Прослушивание аудиозаписи колокольного звона).
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что в храме вы видели много икон, давайте с вами побеседуем об иконах. Что же такое икона? В переводе с греческого это значит «образ», «изображение». Но икона – не обычная картина. Скажите, кого изображают на иконах?
Дети: Иисуса Христа, Божью Мать, святых и ангелов.
Воспитатель: Совершенно верно. На Руси иконы называли образами. Икона непросто произведение искусства – это молитвенный образ, который почитают христиане и обращаются к нему с молитвой. Иконы пишут художники-иконописцы по особым правилам – иконописным канонам. Святых иконописцы рисуют так, чтобы их узнавали, отражая на иконе основные особенности их деяний. Так, преподобный Серафим Саровский изображен молящимся на камне в лесу перед образом Божией Матери, целитель Пантелеимон с ложечкой и ларцом с лекарствами в руках, Св. апостолы Петр и Павел – с книгой и грамотой. Мир духовный на иконах изображается не полностью, так как он недоступен человеческому зрению. Иконописец лишь намекает на его присутствие.
Иконы имеют прямоугольную форму, писались на деревянных досках. Доски брали от таких деревьев как липа, сосна, кипарис. Доски сушили, проклеивали тканью, грунтовали, шлифовали, а затем мастер наносил сюжет и приступал к раскрашиванию. Использовалась многослойная система письма, т. е. на одну краску наносилось несколько слоев. Закончив работу, икону покрывали олифой – масляным лаком. Олифа придавала иконе свежесть и блеск, делала краски боле глубокими и яркими. Но в ней таилась и главная опасность – ведь в храме перед иконами горят свечи и лампады, возникают резкие перепады температуры и влажности. От всего этого слой олифы через 80-100 лет теряет прозрачность, и икона становится темной, ее нужно восстанавливать (реставрировать)
Конспект занятия в средней группе «Икона»
Вигурова Надежда Викторовна
Конспект занятия в средней группе «Икона»
— Формирование представлений о всеобщих ценностях: «храмы», «иконы».
— Ознакомление детей с иконами «Господь Вседержитель», «Божьей матери» (Казанская)
— Ознакомление с трудом иконописца, с особенностями иконописного изображения.
-Закрепление у детей знакомые слова, имена,понятия и обогащение новыми: «икона», «Господь», «Христос», «Богородица», «святые», «иконописец».
— Развитие умения детей участвовать в коллективном чтении стихотворения наизусть, выразительно и эмоционально читать.
— Развитие творческих способностей, эстетического восприятия.
— Воспитывать уважение, почтительное отношение к иконе, к образам изображенных на иконах: «Господь», «Богородица», «святые».
— Вызвать у детей чувства душевного отклика от рассматривания икон.
— Зарождать в сердцах детей чувство присутствия Христа в их собственной жизни, воспитывать благочестие, добродетель.
Материалы и оборудования: репродукции икон «Божьей матери» (Казанская, «Господь Вседержитель», запись колокольного звона «Благовест», украшенная икона в «русской избе», цветная бумага, клей.
Ход занятия:
— Ребята мы с вами недавно знакомились с храмом. О каких храмах вы узнали? (Христа Спасителя, Василия Блаженного)
— Чьим домом является храм? (Божьим)
— Для чего туда ходят люди? (Помолиться, попросить помощи у Бога и святых, встретить праздник)
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение В. А Бородиной «В храме»
Воспитатель показывает икону «Божьей матери»
-Как мы еще называем Божью Матерь (Богородица)
— Кто рядом с ней находится (Иисус Христос)
Воспитатель показывает икону «Господь Вседержитель»
-А кто изображен на этой иконе. (Иисус Христос). Как мы еще называем его? (Бог, Господь, Спаситель)
— Называется эта икона «Господь Вседержитель».
— Посмотрите, вокруг головы у всех изображен красивый золотистый круг. Он называется ореол и означает сияние света и славы Божьей.
— А кто пишет иконы? (Художники)
— Заметили, я сказала «пишут», а не «рисуют». Это особенное рисование, поэтому таких художников называют иконописцами, иконы пишут. Имеют право расписывать иконописцы, которых благословляет батюшка.
— Как вы думаете, чем отличается икона от картины? У изображенных на иконах обязательно ореол. А еще, художники подписывают картины своим именем, а иконописцы пишут имена тех, кого изображают.
Все, кто приходит в храм, очень уважительно относятся к иконам, почитают тех, кто на них изображен.
— А вы помните, что созывает нас в храм на службу? (Звон колоколов)
Звучит колокольный звон «Благовест»
— Давайте представим, что мы находимся в храме и стоим перед иконами. Есть такая молитва «Слава тебе Господи!», в ней люди славят Бога, значит почитают его, благодарят за все.
Воспитатель предлагает детям произнести молитву.
— Посмотрите на икону, что держит Спаситель в руках. (книгу)
— Это священная книга,на ней написано: «Любите друг друга»,а это значит: делайте добрые дела.
Защитил младшего. Разрушил постройку.
Проведал больного. Обидел сестрёнку.
Обогрел замёрзшего. Поссорился.
Помог слабому. Отобрал игрушку.
Поделился с голодным. Толкнул товарища.
Успокоил расстроенного. Ударил.
— Скажите, ребята, где вы еще видели иконы? (Дома, в автомобилях).
— В Храмах иконы для всех людей, а дома – личные, для семьи. Ставят их на почетное место, относятся к ним бережно. Место, где находятся иконы, называется «красный угол», значит красивый.
Воспитатель приглашает детей в «русскую избу». Показывает икону украшенную рушником.
— В храмах, к праздникам, тоже украшают иконы. Цветами, елочками, обрамляют красивой тканью.
— Хотите украсить икону к празднику для нашей группы?
Дети из цветной бумаги делают цветы для украшения икон.
Дорогие ребята. Помните о том, что Бог присутствует не только в храме, Дух Божий везде. В молитвах, вы к нему можете обращаться и дома, и в садике, и на улице. И старайтесь вести себя так, чтобы не огорчать Господа, своих родных и близких.
-Что говорил нам Христос? (Любите друг друга)
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Конспект занятия по фэмп в средней группе Составила воспитатель Ковальская С. А. Программное содержание: Учить воспроизводить указанное количество.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе Конспект занятия по ФЭМП в средней группе. Цель: Продолжать учить считать в пределах чисел 6 и 7,правильно отвечать на вопросы: ”Сколько”,.
Конспект занятия по ПДД в средней группе «Правила Дорожного Движения достойны уважения» в средней группе Цели: Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, сигналах светофора, о дорожных знаках. Программные задачи: • закрепить.
Конспект занятия «Дружба» в средней группе Тема «Дружба», в средней группе. Программное содержание: Образовательные задачи: 1)Учить проявлять инициативность и самостоятельность в.
Конспект занятия в средней группе формирование целостной картины мира расширение кругозора «Волшебная вода» в средней группе Тема: «Волшебная вода» (занятие в средней группе) Цель: Познакомить детей с основными свойствами воды. Задачи: • Уточнить знания детей.
Конспект занятия в средней группе «Транспорт» Конспект занятия в средней группе на тему: Транспорт Тема занятия: Как нам транспорт помогает Цели: — познакомить с пассажирским транспортом;.
Конспект занятия в средней группе по ПДД Конспект занятия «Изучаем правила дорожного движения» Возрастная группа: дети 4-5 лет (средняя) Подготовил: воспитатель Семкив Е. В..
Конспект занятия в средней группе «Овощи» Цели: 1. Вспомнить названия овощей, познакомить с местом их выращивания. 2. Закрепить знания о форме, размере, цвете. 3. Формировать умение.
План-конспект занятия по развитию речи в средней группе по Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4–5 лет» План-конспект занятия по развитию речи в средней группе. По Л. А. Парамоновой «Развивающие занятия с детьми 4-5 лет» «Да здравствует туфляндия!».
«До всего остального нужно дорасти!»
Мы продолжаем цикл бесед с протоиереем Владимиром Пархоменко о том, как говорить с ребенком о вере. Сегодня речь пойдет о храме – как сделать так, чтобы он стал для маленького человека родным, а пребывание в нем — радостным и осмысленным.
Образ — в тебе
— Много вопросов возникает по поводу посещения служб с маленькими детьми. С одной стороны хочется, чтобы ребенок подольше на службе постоял, помолился, подумал. С другой стороны, это «стояние» — оно ведь должно быть для ребенка осмысленным, он ведь не должен как подсвечник там стоять – просто потому, что надо. Как объяснить ребенку смысл богослужения? Как его заинтересовать?
— Заинтересовать очень просто —начните с самого простого. Не надо с ним изучать катехизис, объяснять смысл богослужебных текстов.
Как обычную жизнь ребенок сначала постигает на вкус — тут полизал, там потрогал, абсолютно все то же самое и в церковной жизни. Зашел в церковь — ощутил запах: ладан, свечки красиво горят… Понюхал, пощупал, посмотрел… Это все абсолютно нормально.
Когда ребенок подрос, можно попытаться ему объяснить символическое значение богослужения. Сначала символ храма, что в нем и зачем, почему так, что значит, когда священник выходит с Евангелием, что означает каждение и т.д.
— А что оно, кстати, означает?
— Это очень древний благочестивый обычай. Священник, кадя иконы или человека, почитает в нем образ Божий и в тех святых, которые на иконах изображены. И ребенку, если он вдруг спросит, можно так и сказать, что это такая форма почтения и что батюшка таким образом почитает образ Божий, который находится в святых и в тебе. Потому что ты — творение Божие, поэтому тебя тоже кадят. Вот представьте, как ему будет интересно…
Насилие и несвоевременность – две ошибки религиозного воспитания. Не надо говорить ребенку: «А-а-а, ты ничего не понимаешь в богослужении?! Давай-ка я тебе сейчас объясню. » Это глупость, она ребенку ни к селу, ни к городу, ни уму, ни сердцу. Пусть он понимает то, что понимает, что ему доступно, а со временем…
Когда говорят, что если ребенку ничего не объяснять, а только давать свечки нюхать, то его духовная жизнь на этом уровне и останется, я в это не верю. Она может остаться, если дальше развития не будет. Но любой нормальный ребенок развивается. В том числе и духовно.
И этот момент пропускать нельзя. Нравится ребенку свечки ставить? Замечательно, пусть. Расскажите ему как бы невзначай символическое значение свечки, а почему именно свеча, из чего она сделана, почему ставят свечку именно такую, а не черную, не синюю. Что она сделана из воска, который сгорает и что это символ горения человеческого духа и т.д.
«Паки, паки, иже херувимы…»
— Как научить ребенка понимать церковнославянский язык? Адаптировать, переводить, объяснять смысл слов?
— А зачем? Процентов пятьдесят того богослужебного текста, который слышит ребенок в храме, ему понятен. Те же ектеньи «Господи, помилуй!» неужели ему не понятны?
— А все остальное?
— А до всего остального еще надо дорасти. Я вам сейчас если некоторые тексты богословские переведу, вы все равно ничего не поймете. Есть уровни, как в школе – первый класс и одиннадцатый класс. В духовной жизни то же самое.
Для Церкви церковнославянский язык никогда не был проблемой, я считаю, что это искусственно выдуманная проблема, когда говорят: «Ой, я в храме стою, совершенно ничего не понимаю!» Это чушь, я никогда в это не поверю. Почему? Потому что такое может сказать человек, который не стоит в храме.
Вот я сам был советский курсант, никогда меня никакому славянскому языку не учили, я был в этом ни бум-бум. Но когда я пришел в храм, не могу сказать, что ничего не понял, потому что понял главное: «Господи, помилуй» и молитву «Отче наш». А остальные тексты — ничего страшного, всему свое время. Апостолы за Христом ходили — тоже не все сразу понимали. Не надо делать из этого проблему. Не надо думать, что если ты чего-то не понял, молитва мимо тебя прошла. Да ничего подобного.
Между прочим, в церкви ведь тексты не просто так читаются. Есть еще ритмика богослужения, его символика, когда священник входит, выходит, вот это движение — это для чего? В том числе и для того, чтобы внешне выразить те идеи, которые на слух, может быть, не воспринимаются. В этом и смысл богослужения, оно всесторонне влияет на человека. А глухой придет в храм, к примеру? Он не слышит, что говорится и поется в храме, но, видя внешнюю сторону и зная в принципе, что происходит, он в него включается и участвует в нем.
Что такое язык и как ребенок ему учится? Вы же ему не объясняете значение каждого слова, он просто слышит и сопоставляет, потому что у него есть мозг и способность анализировать. Так же и церковнославянский язык. Сколько я знаю людей, которые ходят в храм, они никогда специально языку не учились, но все начали со временем прекрасно понимать. Он стал для них таким же естественным, как и язык, на котором они с рождения разговаривают. Они в словарь никогда не заглядывали, но значение слова «иже» вам объяснят.
Свет, в котором живет Бог
— Когда ребенка, который уже что-то понимает, подводишь к Чаше, как ему объяснить, что происходит и что такое Тело и Кровь Христовы? У меня ребенок 6 лет не очень понимает…
— Когда ребенку начинают говорить, не плачь, сейчас тебе вкусный хлебушек дадут, сладенькую водичку или еще что-то в этом роде — это ошибка. Не надо этого говорить! Здесь лучше употреблять такое, с одной стороны, мало понятное для ребенка, но великое для каждого человека понятие как святыня. «Это великая святыня, через нее мы освящаемся Самим Богом…»
— А что такое святыня?
— Это то, что человека освящает, духовный свет. Можно так и объяснить, что есть физический свет, который ты видишь, а есть еще свет духовный, невидимый. Это свет, в котором живет Бог. И ты этим светом духовным освящаешься. Поэтому от тебя отступает всякое зло и в тебе присутствует Сам Бог.
А Чаша эта непростая, Христова, можно даже сказать, что Сам Христос невидимо в ней пребывает. Не надо делать акцент на хлеб, надо сказать, что в Чаше находятся такие тайны Христовы, которые ты принимаешь в себя и через них освящаешься.
Когда ребенок подрос, и ему исполнилось 8–9 лет, тогда можно уже рассказать, как это все происходит, как в Чаше вино и хлеб превращаются в Тело и Кровь Христа. Что есть Литургия – самая главная служба, и для того она и служится, чтобы во время этой службы приготовленный хлеб и вино, после того, как по молитвам священника на них сходит Святой Дух, становятся Телом и Кровью Христовой. Скажите, что это тайна, и до конца ее почистить невозможно, но вся история Церкви, весь ее опыт свидетельствует, что это действительно так.
Можно добавить, что от причастия происходило множество различных чудес, можно почитать, например, житие Сергия Радонежского, где описано, как огонь в Чашу сходил, когда он причащался от нее…
— А как ребенку объяснить, кто такие святые? Он видит иконы, ставит свечи, он ведь должен понимать, кому и кто эти люди.
— Это очень хорошо, с этого вообще надо начинать воцерковление. Его надо начинать снизу вверх, а не сверху вниз. Как раз нужно перед тем, как свечку к иконе поставить, особенно, если он начинает спрашивать, сказать: «Вот, видишь? Здесь много разных икон, это изображения святых людей…». И вы сами должны знать жития хотя бы некоторых святых, чтобы подойти с ребенком и рассказать ему в трех-пяти предложениях о жизни этого праведника.
— Чтобы он понял, что это был живой человек, который жил обычной земной жизнью, а не просто картинка на стене…
— Да, и не просто обычной, а святой жизнью, потому что он соединился с Богом. И теперь он находится близко к Богу. Что можно закончить свою жизнь и быть в темноте, а можно соединиться со Светом.
Можно объяснить, что в жизни духовной все так, как в жизни физической. «Тебе же хорошо, когда тебе тепло, когда солнышко светит, или ты лампочку дома включаешь, потому что ты привык жить в свете, в свете хорошо… А теперь представь, как бы ты жил во тьме. И вот чтобы не жить вот тьме, нужно быть святым, а для этого нужно приблизиться к Богу. А вот этот святой сделал это в своей жизни так-то. Вот примерно так и объяснить.
Для этого нужно заранее знать, где какие иконы. Не обязательно каждый раз всем иконам свечки ставить. «Давай мы сегодня поставим свечку вот этому святому и попросим, чтобы он помолился за нас…» И тут же рассказываете его историю. И тогда все будет нормально и естественно, как и должно быть.
Маленькие — дрыхнут…
— Если ребенок устал и не хочет стоять, нужно его убеждать еще постоять или пусть идет гулять?
— Сейчас во всех храмах делают детские площадки — специально, чтобы дети могли поиграть, чтобы храм не ассоциировался у них исключительно вот с этим «стоянием».
Мне как-то задавали вопрос: а чего вы тут детский сад развели? А все очень просто. В советское время детей просто не было в храмах, и не было такой проблемы. А сегодня дети, слава Богу, есть.
Всем понятно, что ребенок не может просто так на месте стоять. Даже если он с мамой и не шумит, все равно он двигается, это естественно.
Даже когда мы детей в алтарь служить берем (у нас есть в храмах такая практика), то постоянно спрашиваем, не устали ли. Есть дети, которые очень хотят служить, просто рвутся в алтарь. Но закончилась служба — и их словно ветром сдувает. Раз — и они уже на улице — бегают, играют, смеются…
У некоторых священников, у которых нет взрослых алтарников, есть одна проблема, с которой они смиряются. По уставу алтарник должен прийти в храм раньше священника и начать в алтаре все готовить к богослужению. Но маленькие алтарники обычно в это время еще дрыхнут. Естественно, разрешаешь им прийти позже, чтобы они могли в воскресенье подольше поспать. Хотя бы единственный день в неделю…
Газета «Саратовская панорама» № 22 (1052)
Дети спрашивают о церковной жизни
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Среди детских вопросов о вере немало таких, которые касаются молитвы, икон, богослужения. в общем, того, что относится к церковной жизни. Мы собрали несколько таких вопросов и предложили ответить на них протоиерею Александру Елатомцеву, настоятелю храма Рождества Христова в селе Рождествено Истринского района Московской области, духовнику православной школы «Рождество».
Фото Марии Митрониной
Почему иконы пишутся в таком мультяшном стиле?
Своим вопросом ты попал в одну болевую точку Церкви. Дело написания икон — это очень важный способ благовестия (распространения Благой вести, то есть веры христианской). К сожалению, не всегда иконы достигают такого высокого уровня, часто они пишутся по низким вкусам заказчика или по неумению иконописца. Если ты поинтересуешься и рассмотришь настоящие иконы (Троицу Рублёва, Владимирскую икону Богородицы, иконы древних Афонских монастырей, греческие мозаики), то ничего мультяшного там не найдешь.
Иногда иконы кажутся чересчур простыми, как будто написаны ребенком. Уверяю тебя, рисовать просто как дети мечтали все настоящие художники — но не у всех получается! Так непосредственно и духовно точно изображать лики святых могут только святые и чистые души. Взрослые грешные люди пытаются подделать эту простоту и чистоту — вот и получается «мультяшно».
Хотя, может быть, ты имел в виду другое — что люди и животные изображены на иконах иначе, чем на обычных картинах, то есть не в реалистической манере, с непривычными пропорциями? Так ведь это же специально делается, а вовсе не из-за неумения нарисовать «как в жизни». Икона раскрывает нам духовный мир, который совсем не такой, как наш земной, его не увидишь обычными глазами, поэтому для его изображения реалистическая манера не годится. А какая годится? Та, которая передает самые важные смыслы, причем передает не буквально, а символически. Это и есть язык иконописи, где ничего не рисуется просто так, где все имеет свое символическое значение — и цвет, и размеры, и очертания фигур. Никакой мультяшности в этом нет, ведь если изображение не реалистическое, это не значит же, что оно непременно мультяшное.
В молитве святого Макария Великого (из вечерних молитв) есть слова: «И неосужденно ныне сном уснути сотвори и без МЕЧТАНИЯ, и несмущен помысл раба Твоего соблюди». Что значит «без мечтания»? Разве мечтать нельзя?
Очень хорошо, что ты задумываешься над смыслом слов святых молитв. Слово «мечтание» имеет разные значения. Ребенку мечтать полезно — мечтать в смысле «думать». О дальних путешествиях и приключениях, о преодолении опасностей и о любви. Так у ребенка (и даже у взрослого) расширяется сознание, он примеряет на себя верность и предательство, силу и слабость, ставит перед собой какие-то цели.
Если это хорошие цели и ты будешь их достигать — значит, не зря мечтал. Если это так и останется только мыслями без добрых дел, тогда слово «мечтание» приобретет дурной смысл, станет «пустым мечтанием».
А в молитве мечтаниями называют воспоминания и мысли о своих грехах. Грехи вспоминаются и тянут человека к себе, смущают, пачкают душу. Вот от таких мечтаний, которые могут прийти даже во сне, мы и просим Бога избавить нас.
Фото Марии Спартесной
Пять хлебов освящают в церкви в честь того, как Иисус Христос накормил народ пятью хлебами и двумя рыбами. А почему не освящают две рыбы?
Так повелось издревле, и мне кажется, вот почему. Рыба была образом Спасителя. По-гречески рыба — ιχτυς (ихтюс) Это словечко принято было расшифровывать так:
греческий | русский |
ι Из-за того, что рыба — образ Спасителя, первые христиане часто рисовали рыб даже в храмах. Но рыба — только образ, а хлеб становится самим Телом Христовым в причастии. Поэтому Церковь оставила для богослужения более важный предмет, именно хлеб (числом пять, как это было в Евангелии). То есть еще накануне праздника (а хлеб освящается как раз на вечерней службе перед праздником) Церковь нас готовит к Литургии, напоминает о хлебе небесном. Какие правила должен соблюдать священник?Этих правил очень много. Если говорить о внешних, формальных правилах, то их и не перечислить: священник должен епископа (то есть свое церковное начальство) слушать, своим приходом руководить, храм строить (или ремонтировать), службу служить старательно, и так далее. Многие правила христианской жизни священник должен выполнять строже, чем мирянин. Например, если мирянин овдовеет, то по церковным правилам он может жениться второй раз. А священник — не может. Если он женится второй раз, то перестанет быть священником, потому что должен строго хранить святость брака, а брак, по слову Иисуса Христа, должен быть единственным. Внешние правила вытекают из внутренних правил. А внутренних правил у священника должно быть три: Любить Бога Любить Церковь Любить свою паству. Именно свою паству, а не себя, чтобы Бог не сказал священнику в конце его пути: «Себя-то ты пас хорошо, себе служил, а вот Моих овец растерял!» Поэтому священнику приходится по отношению к себе быть очень строгим, а по отношению к другим — снисходительным. Но опять же, снисходительность не должна привести к тому, чтобы люди забыли, что путь к Богу узкий, трудный. По этому пути священник должен идти первым, тогда другим идти за ним будет легче. Фото Романа Леонова А можно лепить из церковных свечей фигурки, или это нехорошо?Фигурки можно лепить, но только не из свечей, а из огарков, то есть из отходов. Все-таки свечку приготовили в жертву Богу, и именно на это ее надо употреблять. Если ты устала стоять и молиться, лучше, конечно, лепить, чем бегать по храму или болтать, но даже если лепишь что-то в храме — все равно повторяй про себя: «Господи, помилуй!» Можно ли молиться без икон?Можно, но это требует больших усилий. Икона — это окошко в невидимый мир, где живут Бог и святые. Через это окошко удобно заглядывать туда и к ним обращаться. Особенно удобно, если это окошко хорошее, прозрачное, то есть через него хорошо видно и лики святых действительно сияют красотой и чистотой духовной. Если такого окошка нет, то приходится взирать на Бога «сквозь стену». Нужно представить Его мысленным взором, предстать перед Ним, особым усилием воли перенестись туда, в мир духовный. Это труднее, но это тоже очень полезный опыт. Только Бога надо представлять таким, каким Его пишут на иконах, или предстоять перед ним как перед Неведомым и Непостижимым, но Благим и внимательным к нам. Фото Анастасии Ситниковой
Кажется, что может быть проще, чем детские вопросы? Что стоит нам, взрослым, проявить свою осведомленность и открыть несмышленым детям глаза на что-то нам уже известное? Но на практике выходит наоборот. Если взрослый способен следить за своей речью, за своими объяснениями, он заметит, что сложные речи никуда не годятся, а говорить просто о сложном (просто — то есть доходчиво) не всегда получается. Кроме того, в вопросе ребенка бывает что-то невысказанное, стоящее за рамками его вопроса, что он только нащупывает или о чем боится спросить, и ответить бывает надо именно на это. Может быть, и не всегда ответишь, но понять смысл вопрошания — очень важно. В нынешней подборке меня поразил вопрос про иконы. Вопрос кроткий, но очень хлесткий: «Почему иконы пишут в таком мультяшном стиле?» Вопрос задан 14-летним подростком, это время негативной реакции на все нежизненное, ненастоящее, искусственное. Мультяшно — значит поддельно, надуманно, ненатурально. Мультяшные иконы не отвечают запросу видеть перед собой реальную правду, в них не очень-то хочется верить и перед ними молиться. Причем в этом смысле мультяшными как раз запросто могут оказаться иконы реалистичные, написанные в академическом стиле реализма, так как они изображают только земную правдивость, но не свидетельствуют о правде духовной. Эта правда духовная передается только символическим языком иконописи, но и этот символический язык может оказаться мультиком, если на нем говорить «понарошку», использовать известные обороты и приемы, не проживая их лично. Мы всегда впадаем в этот «мультик», когда говорим детям про «Боженьку», а не про Бога. Мы живем в этом мультике, когда молимся на густобородого Бога-Отца, взирающего на нас с кучевых облаков. Мы, может быть, даже делаем про себя Евангельскую поправку: «Бога-Отца никто не видел, а этот Саваоф — иконописная условность». Но подросток этой поправки делать не будет! Ему нужна честная икона, духовная правда, открытая тайна. Что-то ненастоящее есть в нашей взрослой вере и нашем бытовом православии. Вот поэтому такой простой вопрос об иконах так задел меня за живое. Очень бы хотелось являть нашим детям натуральную, не фальшивую веру и точное, высокодуховное Православие.
|