Как объяснить ребенку что такое иммунитет
5 детских вопросов об иммунитете. Отвечает учёный
Дети умеют задавать вопросы, ответить на которые родителям нелегко. А вот учёные Университета детей Политеха готовы к самым каверзным «почему», «где» и «как» и могут рассказать о сложном простым языком. На вопросы об иммунитете отвечает Ольга Григорьева, кандидат биологическуих наук, сотрудник Института регенеративной медицины Медицинского научно-образовательного центра МГУ им. М. В. Ломоносова
Уже скоро, 14 февраля в Университете детей начнутся занятия весеннего семестра (для ребят 7−14 лет): в онлайн-формате, так что присоединиться можно из любого города. И самому спросить преподавателя-эксперта о чём угодно.
Что такое иммунная система?
Иммунная система — это органы и клетки, которые защищают наш организм от чужаков. Задача иммунной системы — поддерживать генетическое постоянство организма.
Это означает, что иммунная система нужна для того, чтобы уничтожать «непохожие» на нас клетки и их фрагменты.
Где она «живёт»?
Иммунная система распределена по всему организму. В коже, в слизистых оболочках, в каждом органе, и даже в головном мозге живут ее клетки. Она всегда настороже, она готова защитить каждый участок нашего тела от грозящей ему опасности.
У иммунной системы есть свои органы:
Костный мозг — это «школа» для клеток иммунитета. После «школы» клетки попадают в «университет» (селезёнку, тимус, лимфатические узлы), где учатся справляться с конкретными бактериями. После «университета» клетки иммунитета могут работать в разных органах нашего тела.
Как её клетки отличают «своих» от «чужих» и понимают, с кем нужно бороться?
У клеток есть своего рода «паспорт», который позволяет иммунной системе понимать, что перед ней «свои». Если с клеткой организма происходит что-то нехорошее, например, она поражается вирусом или перерождается в опухолевую, то у неё пропадают «нужные документы». Натуральные киллеры и Т-киллеры (клетки-убийцы) их проверяют и, как только находят клетку с проблемными «документами», убивают её. Так работает клеточный иммунитет.
Иммунологическая память — это способность иммунной системы запоминать, как выглядят чужаки, и всегда быть наготове сразиться с ними. Длительность памяти зависит от вида микроба и частоты встреч с ним.
Зачем нужны прививки и как они работают?
Прививка — это уникальный способ создать иммунологическую память без перенесенной болезни.
Когда прививки только придумали, они состояли из живых ослабленных микробов. После попадания в организм они вызывали «малую болезнь» — заболевание в легкой форме, после которого формировался длительный иммунитет — невосприимчивость к такой инфекции.
Современные прививки совсем другие: обычно они содержат убитые микробы или их фрагменты. Некоторые вакцины — генноинженерные, это значит, что они содержат искусственно созданные вещества, точные копии фрагментов микробов.
Может ли быть слишком много иммунитета?
К сожалению, да! Бывает так, что иммунная система начинает бороться с безобидными раздражителями или со своими клетками. Есть множество самых разных генетических причин, почему иммунная система отвечает на свои клетки.
Если макрофаг (клетки, способные захватить бактерию) и Т-хелпер (клетки-помощники, распознающие антиген) посчитают безобидный раздражитель опасным, то развивается аллергия. Если макрофаг и Т-хелпер посчитают собственные клетки врагами, то развиваются аутоиммунные заболевания.
В норме иммунная система должна убирать клоны клеток, которые способны ответить на собственные антигены. Но, как и в любой сложной системе, здесь бывает множество сбоев.
Консультация для родителей «Что такое иммунитет»
Екатерина Юракова
Консультация для родителей «Что такое иммунитет»
Уважаемые родители! За окнами зима, промозглая погода, и первыми гостями в ваш дом с приходом холодов стучатся простудные, вирусные заболевания. И чаще всего они приходят в гости к самым маленьким членам семьи.
Ведь для любой мамы нет ничего страшнее, когда ее ребенок болеет. Как же быть? Что нужно сделать, чтоб не заболеть, как помочь ребенку укрепить иммунитет?
Что же такое иммунитет? Иммунитет— ответ организма на внешние раздражители: микробы, вирусы, инфекции и даже образ жизни. Крепкий иммунитет важен в любом возрасте, но детям он не столько важен, сколько жизненно необходим. Организм растет, развивается, ему нужны силы для того, чтобы познавать мир, чтобы адаптироваться к взрослой жизни, не отвлекаясь на простуду и грипп.
Не стоит забывать и об экологической обстановке, и стрессах, которым подвержен растущий организм.
Набраться сил и укрепить иммунитет ребенка помогут несколько известных, простых,но очень эффективных факторов:
Физическая активность также необходима для хорошего иммунитета. И для вас, как для старшего поколения, это будет прекрасным стимулом. Каждое утро, после теплого чая с молоком посвятите минут 10 активному движению. Как? Да по-разному. Иногда это обычная зарядка (как в детском саду, иногда зажигательные танцы под музыку или даже упражнения йоги.
Закаливание. Эффективным средством повышения иммунитета у детей и взрослых считается закаливание. Закаливание детей следует проводить в виде игры, начиная с 3-4 летнего возраста. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к закаливанию или проводить процедуры против его воли.
Закаливания начинают с утренней гимнастики. Очень важно чтобы на момент занятий ребенок был бодрым и выспавшимся. Одновременно с ребенком упражнения должны делать и родители (ребенок учится у родителей).После 10-15 минут легких общеукрепляющих упражнений можно перейти к водным процедурам: растирание торса, рук и шеи водой в течение 3-4 минут (сначала можно и меньше). Сначала для водных процедур используют воду комнатной температуры (22-25 С). Затем температуру воды постепенно снижают (до 18-16 С и ниже). После растираний водой кожу насухо промокают полотенцем и растирают до появления чувства теплоты. Во время водных процедур следует следить, чтобы ребенок не замерз. После водных процедур оденьте ребенка в теплую одежду (лучше всего подойдет негрубый шерстяной свитер).
В первую очередь пересмотрите детский рацион питания. Исключите из рациона ребенка все продукты содержащие консерванты и красители. Чипсы, жвачки, лимонады, только здоровая, полноценная пища.
Очень эффективны такие проверенные средства народной медицины, как чеснок и лук. Они выделяют фитонциды- вещества,смертельные для многих патогенных микроорганизмов.
Главное — не забывать это простое правило и не стараться заменить настоящие витамины таблетками и биологическими добавками.
Ежедневные прогулки. В любую погоду старайтесь хотя бы на 30 минут выйти на прогулку. Бывают, конечно, дни, когда погода не сильно располагает, но в остальные дни старайтесь не филонить. Во время пеших прогулок кровь ребенка обогащается кислородом, нормализуются процессы обмена веществ, что здорово помогает укрепить иммунитет.
Подвижные игры необходимы и на свежем зимнем воздухе – это догонялки, снежки, катание на снежной или ледяной горке, которые полезны не только своей нагрузкой, но и тем, что во время игр ребенок развивается психически, общается с друзьями, принимает на ходу массу решений на поставленные задачи.
Обязательно проветривайте все помещения в квартире. Резкая смена температуры воздуха в помещении убивает болезнетворные бактерии. Так в вашем доме не будут скапливаться болезнетворные бактерии.
Я надеюсь, что данная информация окажется полезной для Вас, и желаю, чтоб иммунитет вашего ребёнка всегда был крепким, и никогда не нуждался в восстановлении.
Консультация для родителей «Что такое математика?» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.
Консультация для родителей «Что такое лето?» Что такое лето? Это много света! Это поле, это лес, Это тысяча чудес. Это в небе облака, Это быстрая река, Это яркие цветы, Синь.
Консультация для родителей «Что такое ГТО?» «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте?» Историческая справка. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) носит.
Консультация для родителей «Что такое истерика?» Редкая мама может похвастаться тем, что у ее малыша никогда не было истерики. Ученые утверждают, что около 90% родителей сталкиваются с.
Консультация для родителей «Что такое осень» Что же и как можно сделать, чтоб прогулка осенняя стала для ребенка интересной и полезной. Что можно придумать, чтоб занять ребенка на прогулке.
Консультация для родителей «Что такое самостоятельность?» Консультация для родителей «Что такое самостоятельность?» Что такое самостоятельность? Это активность самого ребенка в выполнении действий,.
Консультация для родителей «Что такое сенсорика?» «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать в раннем возрасте?» Сенсорное развитие (лат. sunser — ощущение) — это развитие.
Консультация для родителей Что такое ЗПР? Диагноз «ЗПР» для многих родителей звучит приговором, вынесенным их ребенку. Но так ли страшна задержка психического развития? Что делать.
Что влияет на иммунитет ребенка? Педиатр о том, что действительно важно
Педиатр Алла Шевко о том, что такое детский иммунитет, от чего он зависит и что делать, чтобы его укрепить?
На иммунитет влияет количество болезней и методы их лечения. Также важно, как малыш прививается и каким образом его организм отвечает на те или иные изменения. Имеет значение в этом вопросе психосоматика. Вот почему любые процедуры (купание, физические упражнения, закаливание) должны проходить, когда ребенок пребывает в хорошем настроении.
На развитие и состояние иммунной системы влияют сон, полноценное питание, режим дня.
— Что касается последнего, здесь есть несколько нюансов. Дети за весь год учебы или нахождения в детских садах устают, потому что недосыпают. Вот почему первоначально рекомендуется давать малышу спать по 8-10 часов ежедневно. Желательно минимум времени проводить за компьютером и больше — за занятиями спортом или физическими упражнениями. Не помешают массаж, процедуры закаливания, подвижные игры.
В летнее время обязательно нужно есть сезонные фрукты и овощи. У школьников более подвижный образ жизни, поэтому объем пищи у них должен быть больше, чем у дошкольников. Белки, жиры и углеводы лучше потреблять в пропорции 1:1:4. На завтрак желательно съедать 25% пищи от всего дневного рациона, на обед — 40%, на полдник — 15%, а на ужин — 20%.
Важно не забывать, что для укрепления иммунитета необходима нормализация кишечной микрофлоры. Сделать это можно несколькими способами:
Данный подход поможет заселить кишечник полезными микроорганизмами, что укрепит иммунную систему ребенка.
— Вот несколько общих правил здорового питания для детей:
Иммунная система Часть 1 Вводная
Иммунная система Часть 1 Вводная
Иммунная система предназначена различать «свое» и «чужое», не трогать свое и удалять чужое. «Чужим» являются как внешние агенты, так и измененные клетки собственных тканей, например, опухолевые. Любая молекула, которую распознает иммунная система, называется антиген (АГ).
Органы иммунной системы
Первой линией защиты от проникновения «чужого» является физический барьер, представляющий кожу и слизистые оболочки дыхательных путей, желудочно-кишечного и урогенитального трактов. Также они участвуют в естественном иммунитете. В коже вырабатываются вещества, подавляющих рост микробов – молочная кислота, жирные кислоты. На поверхности и внутри органов активно работают иммунные клетки и антимикробные вещества, такие как лизоцим, лактоферрины, секреторный иммуноглобулин А.
Главными органами иммунной системы являются места рождения и созревания иммунных клеток:
Костный мозг (ткань, расположенная внутри некоторых костей) – место рождения основных клеток иммунной системы и созревания В-лимфоцитов.
Тимус или вилочковая железа (небольшой орган в верхней части грудной клетки) – место созревания Т-лимфоцитов.
Разбросанные по всему организму лимфатические узлы и протоки, единичные или в виде скоплений, таких как аденоиды, миндалины в глотке, пейеровы бляшки в кишечнике и другие, а также селезенка – территория взаимодействия зрелых иммунных клеток с антигенами, их активация и гибель при завершении иммунного ответа.
Врожденный иммунитет
Естественный иммунитет – это защита, с которой мы рождается, поэтому он называется врожденным. Он позволяет нам попасть в этот мир, не требует предварительного воздействия антигена и немедленно отвечает на чужое. Его основу составляют разные виды иммунных клеток и некоторые антимикробные молекулы, вырабатываемые в коже и слизистых. Некоторые виды клеток врожденного иимунитета:
Фагоцитирующие клетки (нейтрофилы в крови и тканях, моноциты в крови, макрофаги в тканях) поглощают и разрушают антигены, вплоть до целых микробных клеток.
Естественные клетки-киллеры уничтожают клетки, зараженные вирусом и клетки некоторых опухолей.
Некоторые виды лейкоцитов (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы) выделяют особые вещества, обуславливающие воспаление и клинические проявления (зуд, отек, краснота).
Приобретенный иммунитет
Приобретенный иммунитет называется адаптивный, т.е. он позволяет нам выживать в этом мире. Ему требуется время для развития и предварительная встреча с антигенами. Далее он запоминает контакт и при повторной встрече с тем же антигеном отвечает быстрее, не давая развиться повторному заболеванию.
Приобретенный иммунитет включает:
B-лимфоциты и Т-лимфоциты работают вместе с клетками врожденного иммунитета. Весь процесс от момента поступления антигена до его уничтожения называет иммунный ответ.
Об иммунитете упрощенно
Воронина Е.В., Андронова Т.М.
Мы так часто слышим «иммунитет упал», «иммунитет слаб». Мы так легко рассуждаем о причинах, не зная сути явления.
Что кратко нужно знать об иммунитете?
А теперь давайте поговорим об этом подробнее.
Что же из себя представляет загадочный иммунитет?
Надо честно сказать, что иммунная система абсолютно ничем не отличается от прочих систем нашего организма. Также, как желудочно-кишечная, сердечно-сосудистая и все остальные системы она вполне материальна.
Как устроен иммунитет?
Сложно и просто. Сложно – потому что многое еще предстоит узнать. Просто – потому что иммунитет имеет клетки, органы, функции которых нам известны, работу которых мы можем описать.
Клетки крови и клетки иммунной системы совпадают (в большинстве своем). Помимо переноса кислорода и питательных веществ, гормонов, мы знаем, что часть клеток крови выполняют защитную функцию. При попадании инфекции, занозах, порезах и т.д. Именно эти клетки крови – лейкоциты и лимфоциты и являются клетками иммунной системы.
Врожденный иммунитет и приобретенный?
Как мы уже писали, иммунитет не абстрактен, он вполне материален. Единую защиту организма от инфекций и всего чужеродного нам обеспечивают две неразрывно связанные системы, функционирующие одновременно, выполняющие каждая свою определенную функцию, которые и дают нам то, что мы называем одним словом «иммунитет».
Иммунные системы – врожденная и приобретенная (или адаптивная) выполняют иногда одинаковые задачи, но в разной последовательности и с разной скоростью.
В защите от инфекций ведущую роль играет иммунитет врожденный, который руководит запуском приобретенного и его последующей работой.
Клетки иммунной системы?
Вы думали таких не существует? Клетки иммунной системы есть и Вам они хорошо знакомы.
Вспомните, пожалуйста, общий анализ крови, который нам делают достаточно часто. Помните в нем лейкоциты, нейтрофилы, моноциты, лимфоциты? Это и есть клетки иммунной системы.
Клетки врожденного иммунитета?
Лейкоциты – нейтрофилы, моноциты, макрофаги (моноциты, которые уже вышли в ткани) и некоторые другие.
Клетки адаптивного иммунитета?
Общий анализ крови и иммунограмма – одно и тоже?
Если посмотреть на общий анализ крови, можно оценить иммунитет. Это будет грубая оценка, но объективная. Она доступна каждому врачу.
Более глубокая и детальная оценка иммунитета – иммунограмма. В ней уже дается не только оценка количества клеток, но и их качественные характеристики, по которым мы можем судить о функции (рецепторы на лимфоцитах, функциональная активность фагоцитов).
У иммунной системы есть органы?
Вы удивитесь, но да, они есть. Как и у любой системы нашего организма.
Органы иммунной системы
Костный мозг, селезенка, тимус или вилочковая железа (функционирует у детей до подросткового возраста), лимфатические узлы, миндалины в горле, лимфоидная ткань кишечника.
Чем врожденный иммунитет отличается от приобретенного?
Мы рождаемся с иммунитетом врожденным. Врожденный иммунитет – это то, что нас объединяет, абсолютно идентично в каждом из нас, функционирует и не изменяется с рождения и до смерти.
Приобретенный иммунитет при рождении стерилен, если так можно сказать. Он формируется и «крепнет» после контакта с патогенами и после вакцинации (да-да). Он набирает свой «антигенный фон», как бы сказали нам врачи иммунологи. По мере «встреч» с возбудителями и вакцинами образуются клетки памяти и антитела.
Приобретенный иммунитет – это то, что нас отличает друг от друга, мы все «вооружены» по-разному.
Как же мы защищаемся от инфекций?
Любые патогены или любые отдельные их структуры, добравшиеся до слизистых кишечника, носоглотки, легких или попавшие внутрь организма «вылавливаются» фагоцитами. Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка) – это всем нам известные нейтрофилы, моноциты и тканевые макрофаги, количество которых мы определяем в общем анализе крови.
Если «выведение» возбудителя не произошло, наступает очередь более тонко и долго настраиваемой второй линии защиты – приобретенного иммунитета, заканчивающийся образованием антител и клеток-памяти.
Кто главный в защите от инфекции?
В защите от инфекций ведущую роль играет иммунитет врожденный, который руководит запуском приобретенного и его последующей работой.
Врожденный иммунитет – какой он?
→ Быстрый – моментальное реагирование (минуты и часы)
→ Работает всегда и у всех по одному сценарию
→ Фагоциты вылавливают и «поглощают» целые патогены или их «запчасти» в любой точке нашего организма
→ Фагоциты отличают «чужое» по любым структурным элементам бактерий, грибов и вирусов (например, клеточная стенка бактерий и ее элементы, ДНК, РНК и др.), которые никогда не синтезируются в организме человека
Отдельные элементы клеточной стенки бактерии, например, не несут токсинов, но могут держать врожденную иммунную систему в «тонусе». Это выражается в том, что фагоциты есть в нужном количестве для «обороны» и их активность и переваривающая способность находятся на должном уровне.
Лекарства «от» иммунитета?
Как мы уже поняли – иммунитет не однороден, он есть врожденный и адаптивный, У него есть органы и клетки. Вы можете себе представить себе одно лекарство, которое будет действовать на все это многообразие?
Каждое лекарство должно иметь свою формулу и свою точную «мишень».
Как мы можем оценить эффект иммуномодуляторов?
Субъективно – никак. Иммунная система не имеет рецепторов, которые бы говорили нам о боли, температуре, сдавлении, сердцебиении по которым бы мы поняли, что боль и температура прошла, сердце бьется ровно. Иммунная система «молчалива». Мы можем оценить эффект только тогда, когда нас перестанут беспокоить частые простуды, синуситы, мы забудем слово «тонзиллит» и частый герпес. Только тогда мы будем чувствовать, что иммуномодуляторы «работают».
Лекарства, содержащие минимальные фрагменты клеточной стенки – как они работают?
Небольшие молекулы клеточной стенки бактерий распознаются врожденным иммунитетом аналогично, как и целая бактерия, но при этом они полностью лишены патогенных токсинов целой клеточной стенки.
Молекулы клеточной стенки бактерий или минимальные фрагменты могут держать в естественном «тонусе» врожденной иммунитет, когда количество клеток первой обороны – фагоцитов, вполне достаточно, и они в полной мере готовы дать «отпор» новым бактериям или справится с «пришедшими» ранее.
Последние открытия в области иммунологии, удостоенные Нобелевской премии в области медицины в 2011 году, позволили нам понять механизм действия врожденного иммунитета и его руководящую роль в борьбе с инфекциями, а также механизм действия иммуномодуляторов микробного происхождения.
Ликопид® является лекарственным препаратом, действующим веществом которого является молекула клеточной стенки бактерии.
Ликопид® «имитирует» естественный процесс обнаружения фрагментов клеточной стенки микроорганизмов, т.е. действие препарата максимально приближено к естественной иммунорегуляции.
Почему все-таки люди часто болеют?
В случае частых, повторяющихся инфекций совершенно нормальный при рождении иммунитет в результате каких-то причин начинает давать функциональные сбои. Поэтому лечение пациентов, страдающих частыми простудными заболеваниями, должно быть патогенетически обоснованным, объем терапии должен быть адекватен тяжести заболевания.