Как объяснить ребенку что такое инфляция
Как объяснить ребенку что такое инфляция
Как инфляция влияет на бюджет
В этом разделе мы расскажем ребенку о том, что такое инфляция и как она влияет на личный и семейный бюджеты. Мы объясним, почему на одну и ту же сумму денег с течением времени можно купить все меньше и меньше товаров. К счастью, с инфляцией можно бороться. Как это сделать, Ваш ребенок узнает из этого раздела. Давайте разберемся!
Инфляция напрямую зависит от состояния экономики страны. Если в стране все хорошо, и экономика не находится в кризисе, то цены растут очень медленно — так, что мы этого почти не замечаем. Если же экономика страны переживает не лучшие времена, то цены растут очень быстро, и инфляция становится особенно заметной. Скорее всего, Вы были свидетелями нескольких крупных кризисов — в 1998, 2008 и 2015 годах, когда инфляция значительно ускорялась. Расскажите ребенку, как кризис повлиял на рост цен на продукты, одежду, коммунальные услуги и как это отразилось на финансовом состоянии Вашей семьи.
На основе данных о стоимости в России «потребительской корзины» Росстат рассчитывает индекс инфляции, или индекс потребительских цен.
Например, в таблице мы видим данные индекса инфляции в разные годы. На графике отражено поведение индекса. Для того чтобы перевести значение индекса в показатель инфляции, нужно от значения индекса отнять 100. Например, значение индекса в 2015 г. составляло 112,91. Отнимаем 100 и получаем 12,91% инфляции за 2015 г. Что это значит? Что с начала 2015 г. цены на большинство известных нам товаров подросли на 12,91%, при этом на 100 руб., которые были в нашем распоряжении в начале 2015 г., в конце года можно будет купить на 12,91% меньше товаров и услуг.
Урок экономики по теме «Инфляция»
Разделы: Экономика
Тема: Инфляция.
Цели урока:
Освоение системы знаний по теме инфляция.
Образовательная: изучить понятия: закон обмена, инфляция ее виды и типы.
Обучающая: способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов, формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма.
Обязательный минимум: виды, причины, последствия инфляции.
Требования к уровню подготовки: уметь описывать инфляцию, объяснять виды инфляции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, оценки собственных действий в качестве потребителя.
Основные этапы урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
IV. Усвоение новых знаний.
V. Закрепления новых знаний.
VI. Информирование о домашнем задании.
VII. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап
Здравствуйте ребята! Рада видеть вас на уроке экономики. Присаживайтесь.
II. Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мы изучали тему деньги, знакомились с причинами возникновения денег, рассмотрели виды денег и их основные функции).
Какое домашнее задание вам было предложено выполнить? (Изучить материал параграфа, выучить определения и письменно ответить на вопрос: Что имел в виду Томас Грэшем, когда сказал: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения».)
Были ли какие-то затруднения по выполнению домашнего задания?
Если вопросов и затруднений не было, приступаем к проверке домашнего задания.
Индивидуальные задания на карточках предлагается выполнить 5-ти ученикам, чтобы закрепить знания с предыдущего урока.
Нужно выйти к доске и составить схему, объясняющую причины возникновения денег.
На другой стороне доски представить виды денег.
Пока ребята готовятся, вспомним определения.
Дайте определение денег. (От 1-го до 4-х человек.)
Определение эмиссии денег
Проверяем задание на доске, оцениваем с учениками все ли правильно, если необходимо дополняем и совместно оцениваем.
Собираем карточки с индивидуальными заданиями. Учитель сообщает, что работы будут проверены к следующему уроку.
III. Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Переходим к письменному вопросу. Дома вам было предложено подумать, что имел в виду Томас Грэшем, когда сказал: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения». Кто хочет выступить?
Выслушиваем ответы 2-3-х учеников, обсуждаем, кто из них прав.
Для лучшего понимания и закрепления совместно с учениками составляем схему: Золото, серебро, медь – порча монет (Медный бунт.) – бумажные деньги.
Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.)
Вот у нас много различных товаров, обозначим их буквой (Q), у каждого товара есть цена, обозначим ее буквой (P). Все деньги в стране – денежная масса (M).
Товары мы можем произвести и продать по определенной цене, по определенной цене можем и купить, то есть (денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем (Q*P).)
Давайте посмотрим первые два фактора формирования денежной массы (M):
— объем продающихся товаров (Q);
— цены на это товары (P);
— денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем Q*P;
— и ставим знак равно.
В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок – появляется 3-й фактор – скорость обращения денег (V). Выяснив все эти факторы, мы можем составить уравнение количественной теории денег, автором которой является Ирвинг Фишер:
Откройте тетради, поставьте число и оставьте свободное место для записи темы, запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова.
Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты.
Попробуйте сформулировать сами. (Спрашиваем учеников.)
Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране – инфляция. Давайте запишем это определение. Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране.
А что вы хотите знать об этом процессе?
Тогда я предлагаю построить изучение темы по следующему плану:
IV. Усвоение новых знаний
Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.) Вспомним Германию после первой мировой войны, там цены выросли в триллион раз, а денежная масса составила 496 квинтиллионов марок.
Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами.
Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут.)
Из-за чего возникает инфляция?
После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции: инфляция спроса и инфляция затрат.
Объясняем каждый вид инфляции. Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию инфляцией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг».
Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.
Предлагаем каждой группе поработать с текстами, характеризующими различные типы инфляции в зависимости от ее темпов. (Приложение 1)
V. Закрепления новых знаний
Так какую же тему мы рассматривали сегодня на уроке, давайте запишем ее в тетрадь.
Назовите причины возникновения инфляции.
Назовите виды инфляции.
Какие факторы определяют нужную стране массу денег?
Что такое скорость обращения денег?
Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?
Какие вопросы мы сегодня рассмотрели?
Что нового об инфляции вы сегодня узнали?
Оценивается работа учеников на уроке, и выставляются отметки в журнал.
VI. Домашнее задание
— в учебнике изучить материал на стр. 97-101;
— найти и записать в тетрадь:
2 группа – меры, предпринимаемые для борьбы с инфляцией в нашей стране, из СМИ;
3 и 4 группы найдут информацию в СМИ о мерах борьбы с инфляцией в различных странах.
VII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, и нарисуйте на доске смайлик «хорошо поработал и узнал много нового», «хорошо поработал, но…», «мог бы работать еще лучше».
Список литературы
1. Дьяченко Г.Д., Ткачева В.Я., Костенко С.В. Рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими низкие учебные возможности. ж. Образование в современной школе, № 5, 2002.
2. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю).ж. Завуч, № 4, 2000.
3. Липсиц И.В. Экономика (книга 1) – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997.
4. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11-го классов общеобразоват. учрежд. – 8-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
5. Савицкая Е.В Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс,1998.
Презентация «Инфляция»
Екатерина Федякина
Презентация «Инфляция»
Инфляция — это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.
Виды инфляции:
В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:
Гиперинфляция
В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:
В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:
Инфляцию спроса
Инфляцию издержек
Структурную и институциональную инфляцию
Прочие виды инфляции:
Причины инфляции:
В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:
1. Монетарные факторы:
неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;
финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).
2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.
3. Милитаризированность экономики.
За последние годы, когда инфляция стала хронической для нашей экономики,ее причинами являются:
дефицит бюджета (опережающий рост расходов над доходами);
инфляционная спираль, соотношения цены и заработной платы (заработная плата растет, растут и цены);
перенос инфляции из других стран;
Как любой многофакторный экономический процесс инфляцияимеет целый ряд последствий:
расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;
стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов
искажает все основные эк.показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п. ;
рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.
Прикреплённые файлы:
Презентация «Фелтингг» Если верить легендам, история валяния шерсти берет начало именно на Ноевом ковчеге. Множество животных, в том числе и овцы, находились в.
Презентация по освоению мультимедийных средств «Моя первая презентация» 1 слайд- название Моя первая презентация «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие.
Презентация «Насекомые» Посмотри на этих маленьких жучков, бабочек и гусеничек. Ты наверное их уже видел, когда гулял на улице. Давай сегодня познакомимся с ними.
Презентация «Насекомые» Тема занятия: «Насекомые». Программное содержание. Познакомить детей с разнообразным миром насекомых. Учить выделять характерные особенности.
Презентация «Осень» Презентация про Осень была создана для ознакомления детей группы 4-5 лет что такое осень, какие существуют признаки осени, какие есть месяца.
Презентация по ПДД СВОЯ ИГРА «СОБЛЮДАЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!» Область применения: внеурочная деятельность во 2 – 4 классах Цель игры: проверка, повторение.
Презентация «Посуда» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему » Посуда «.Она предназначена для детей трех-четырех лет. Этой презентацией.
Презентация «Зима» Презентация «Зима» Что такое зима? Это белых снежинок полёт. Это русский мороз И сверкающий лёд. Что такое зима? Это санки, снежки И сугробы,.
Что такое инфляция?
Прежде всего, инфляция — это повышение цен. Все люди, в том числе и коммерсанты, и члены правительства, являются покупателями. То, что они приобретают, называется товарами и услугами. Во время инфляции люди тратят деньги быстрее, чем производят товары. Это период, когда на большое количество денег можно приобрести маленькое количество товаров. Во время инфляции деньги стоят мало.
Даже если вы знаете причины инфляции, вы не способны предотвратить ее. Иногда в инфляции обвиняют правительство за излишние расходы. Иногда обвиняют за нее бизнесменов и профсоюзы. Даже обвиняют семьи за повышенные потребности. Часто инфляция бывает вызвана войной.
При инфляции постоянный рост цен снижает количество того, что можно приобрести за деньги. Тогда люди торопятся покупать, пока деньги не обесценились и цены не поднялись. А бизнесмены думают, что возросла потребность в их продукции. Поэтому они вкладывают деньги в новое производство, оборудование, фабрики.
Это требует дополнительной рабочей силы. Люди получают большой доход, но они тратят его тут же. Бизнесмены видят, что их товары хорошо раскупаются, и занимают деньги, чтобы расширить свое дело.
Больше всего страдают от инфляции кредиторы (те, кто дает деньги взаймы), пенсионеры и те, кто имеет твердую зарплату.
Прежде чем установить контроль над инфляцией, правительство должно выявить ее причины. Если этого не удастся сделать, контроль установлен не будет и проблема останется нерешенной.
Как объяснить ребенку, что такое экономика
«Почему нас не учили этому в школе?» — вопрос, который наверняка хотя бы раз в жизни задавал себе каждый. За одиннадцать лет дети узнают, как вычислить производную, что такое постоянная Планка и как делятся простейшие, но часто не могут решить стандартные жизненные задачи: устроиться на работу, заплатить за коммуналку, приготовить ужин и обсудить конфликт с начальством. И пожалуй, самая важная из таких задач — это умение управлять своими финансами. По сути, именно недостаток финансовой грамотности стал причиной того, что во время кризиса 2014 года люди массово сметали с магазинных полок все подряд — а потом обнаруживали себя с двумя холодильниками или тремя телевизорами, которые некуда деть. Понимание законов экономики не только страхует от таких ошибок, но и учит более сложным вещам: как сделать выгодную инвестицию, выбрать подходящие условия по ипотеке или запустить свой бизнес.
Именно поэтому так важно еще в детстве получить представление о том, как работает экономика. На школу, к сожалению, рассчитывать в этом вопросе не стоит: в лучшем случае ребенок узнает там об общих экономических законах, которые он вряд ли сможет применить на практике. Поэтому задача познакомить его с реальными жизненными ситуациями, связанными с деньгами, ложится на плечи родителей. И это не так просто: нужно не просто объяснить ребенку финансовые принципы, но и вызвать его интерес, иначе он выкинет новую информацию из головы уже на следующий день.
Покажите ребенку, что экономика — часть его жизни
В первую очередь надо дать понять ребенку, что экономика — это не какая-то сложная и далекая от него сфера, а часть его повседневной жизни. Начинать лучше с таких базовых вещей, как деньги: откуда они берутся, что на них можно купить, почему одни товары дороже, а другие — дешевле. Обязательно спрашивайте, что он сам думает об этом: возможно, у ребенка уже есть какое-то представление об этих предметах, которое можно расширить или скорректировать. В магазине можно обратить его внимание на разные цены на похожие продукты и показать, что, например, покупая себе мороженое, он уже становится участником экономических отношений. С подростками разговор можно начать с обсуждения их карманных расходов, трат и накоплений.
Приводите в пример реальные ситуации
Дети — да и не только они — неохотно воспринимают голую теорию, поэтому лучше объяснять все с помощью реальных ситуаций, с которыми вы и ребенок сталкиваетесь в обычной жизни. От самых легких (посчитать сдачу в магазине) до более серьезных. Простой и понятный пример может дать представление даже о таком сложном понятии, как инфляция — если, допустим, объяснить его через повышение платы за проезд или подорожание любимой марки мороженого. С подростком можно обсуждать динамику цен на технику на примере гаджетов, которыми он пользуется: обратите внимание, что его телефон сейчас стоит дешевле, чем в момент покупки в прошлом году, и спросите, почему, по его мнению, так произошло. А чтобы раскрыть тему валютных отношений, во время совместного отпуска за границей попросите ребенка посчитать, сколько будет стоить тот или иной товар в рублях.
Обсуждайте фильмы и книги
В большинстве современных фильмов и сериалов есть непонятные для ребенка моменты: почему страховая не выплатила герою денег? Зачем играют на бирже? Что такое экономический кризис? Обычно эти вещи так и остаются непонятыми: дети не обращают на них внимания и концентрируются на сюжете. Между тем только что увиденный фильм — отличный повод разобраться в сложных темах. Поэтому возьмите за правило во время совместного просмотра обсуждать с ребенком экономические термины и понятия, которые вам встретились.
Такие темы могут попасться и в художественной литературе. А если говорить о нон-фикшене, есть множество изданий об экономике с красочными иллюстрациями, выпущенных специально для детей.
Фото: Rawpixel
Выделяйте деньги на карманные расходы
Небольшое количество денег, которое вы регулярно выдаете на шоколадки и проезд, — аналог зарплаты для детей, который приучает их обращаться с собственными финансами. Но это должна быть фиксированная сумма: да, ребенок может потратить ее в первый же день и попросить еще, но важно проявить твердость и объяснить, что ему придется подождать до следующей недели или месяца — в зависимости от того, как вы договаривались изначально. Так он поймет, что деньги не бесконечны, и сможет научиться копить. Кроме того, вы можете предложить ребенку поучаствовать в дорогих подарках — например, часть стоимости его нового телефона оплачиваете вы, а другую часть он должен накопить самостоятельно.
Оформите детскую банковскую карту
Привыкать пользоваться банковскими продуктами в цифровом мире лучше с ранних лет, особенно если речь идет о такой необходимой вещи, как карта. Многие банки сейчас предлагают специальные карты для детей: с их помощью они могут расплачиваться в магазинах, учатся контролировать свои расходы через мобильное приложение, получают бонусы и копят на желанные покупки. Такая карта, как правило, привязывается к счету родителей и включает возможность отслеживать траты ребенка. Обычно карты выпускаются в ярком необычном оформлении, поэтому дети охотно ими пользуются.
Говорите о работе и зарплате
Родители редко обсуждают с детьми свою работу, из-за чего у ребенка складывается впечатление, что работа — это какое-то место, где родители должны проводить большую часть дня, чтобы раз в месяц получать за это зарплату. Чем чаще вы будете делиться тем, что вы делаете на своей работе, тем лучше он вникнет в вопросы оплаты труда и финансовые отношения между сотрудником и работодателем. С подростком можно обсудить, сколько вы получаете, почему ваша работа так оплачивается и как это соотносится с уровнем зарплат в других профессиях. А если ребенок уже примерно понимает, кем он хочет стать в будущем, можно поговорить с ним о зарплатных возможностях в этой области.
Объясняйте с помощью игр
Геймификация — один из самых эффективных способов объяснить ребенку новую для него тему, и экономика здесь не исключение. Нестареющая классика — знакомая всем «Монополия»: она знакомит сразу и с инвестициями, и с банковскими отношениями, и с доходами, и с тратами, а заодно развивает логику и системное мышление. Но это не единственный способ погрузить ребенка в мир финансов в увлекательной форме — сейчас можно найти огромное количество игр (настольных и компьютерных), посвященных экономике, финансам и бизнесу. Такую игру можно подобрать под любой возраст — как для дошкольников, так и для подростков.
Больше текстов о психологии, отношениях, детях и образовании — в нашем телеграм-канале «Проект «Сноб» — Личное». Присоединяйтесь