Как объяснить ребенку что такое интонация
Интонация как важный элемент высказывания
Пименова Юлия
Интонация как важный элемент высказывания
Лингвистическое изучение интонации.
Интонация выполняет важную роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, его истинные намерения, чувства и отношение к партнеру.
Интонация трактуется как сложный комплекс просодических элементов, включающих мелодику, интенсивность, темп, тембр, паузу и логическое ударение, служащих на уровне предложений для выражения как различных синтаксических значений и категорий, так и экспрессивных и эмоциональных контрастностью.
Речевые паузы неодинаковы и различаются по продолжительности. Самые короткие связаны с особенностями произнесения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед взрывом. В среднем они длятся около 0,1 секунды. Частота и длительность «дыхательных пауз» зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Продолжительность их составляет в среднем 0,1-1,5 секунд. При этом паузы, которыми отделяются друг от друга синтагмы внутри фразы, менее длительны, чем паузы, разделяющие самостоятельные законченные предложения.
Тембр определяется как специфическая и относительно постоянная окраска голоса человека. В это понятие обычно вкладывается значение звонкости, звучности голоса. Имеется в виду чистота, яркость звучания. И если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является сугубо индивидуальным. С другой стороны тембр рассматривается как такое качество голоса, которое характеризуется постоянной пластической подвижностью включения в речь эмоциональных звуковых элементов. В данном случае тембр служит изменениям окраски голоса человека при выражении различных эмоций.
Одним из компонентов интонации является темп. Темп (длительность) характеризует относительную скорость произнесения отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой. Темп произнесения обусловлен содержанием высказывания,функцией составляющих его слов: служебные слова произносятся быстрее, чем знаменательные, среди знаменательных медленнее произносятся слова, несущие смысловую нагрузку. Помимо понятия темпа как компонента интонации, существует понятие темпа речи.
Темп речи, являясь одной из индивидуальных характеристик говорящего, определяется стилем произношения, который обусловлен ситуацией общения. В таком случае темп речи рассматривается как скорость артикуляции и измеряется числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Так, Л. А. Чистович считает, что темп существует «как самостоятельный параметр, определяющий осуществление артикуляторной программы» и что «человек обладает достаточно четкими внутренними стандартами для темпа и способен без специальных, извне заданных стандартов, удерживать его на постоянном уровне».
Выделяют три основных вида речевого темпа: медленный, нормальный и быстрый. Являясь индивидуальной характеристикой говорящего, темп речи не постоянен. У одного и того же человека он может быть как стабильным, так и изменяющимся. Причем, стабильный темп речи может реализоваться только на коротких сообщениях. Ускорение или замедление темпа речи, характеризующееся резким отклонением от средних величин, мешают восприятию смысловой стороны высказывания.
Основным компонентом интонации принято считать мелодику, которая характеризуется относительным изменением высоты основного тона голоса, его понижением или повышением. Тон голоса формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа. Мелодика служит средством членения речевого потока, а также связующим элементом его отдельных частей. Более чем другие компоненты интонации,мелодика определяет коммуникативный тип предложения: повествовательное, вопросительное, восклицательное, незавершенного повествования.
Вопросом изучения детской речи занимались многие исследователи: А. Н. Гвоздев, Е. М. Хватцев, Н. Х. Швачкин и др.
Е. М. Хватцев в своих исследованиях выделяет, что уже сразу после рождения ребенок непроизвольно издает крики вроде «у-а», «э-э» и т. п.Они вызываются всякого рода неприятными для организма младенца раздражителями: голод, холод, мокрые пеленки, неудобное положение, боль.
Крик здорового ребенка, находящегося в спокойном, бодром состоянии, умерен по силе, приятен для слуха, не напряжен. Этим криком упражняются голосовые органы, в том числе и дыхательные, так как при крике, как и при речи, выдох длиннее вдоха.
К началу второго месяца младенец уже радостно «гукает», издавая невнятные, с кряхтением звуки, наподобие «гы», «кхы», а с третьего месяца в хорошем настроении начинают «гулить»: «агу», «бу»и позже: «мам, амм», «тль, дль». В гулении уже можно различить довольно ясные звуки речи.
С возрастом гуление сменяется лепетом, появляющимся в результате подражания речи взрослых. Ребенок как бы забавляется произносимыми звуками, наслаждается ими, а поэтому охотно повторяет одно и то же (ма-ма-ма, ба-ба-ба, на-на-на и т. п.). В лепете уже можно ясно различить некоторые вполне правильные звуки и слоги речи.
Крик, гуление, лепет еще не является речью, то есть сознательным выражением мыслей чувств, желаний, но по их интонации, тембру мать догадывается о состоянии ребенка и его потребностях.
Многократно повторяя звуки, ребенок упражняет свои органы речи и слух, а поэтому с каждым днем все чаще и лучше произносит эти звуки, их сочетания. Происходит тренировка, своеобразная подготовка к произнесению звуков будущей речи. Ребенок постепенно начинает по голосу и ритму слов отличать и понимать различные выразительные оттенки в речи матери и окружающих его взрослых. Так устанавливается первичное речевое общение ребенка с людьми.
Е. М. Хватцев отмечает, что ребенок все больше прислушивается к речи окружающих его взрослых, начинает понимать некоторые часто произносимые обращенные к нему слова, а затем, к концу первого года, не только понимать, но и, подражая, произносить отдельные, часто слышимые слова.
Психологическая особенность звуковых выражений ребенка первого года состоит в том, что основным носителем смысла речи является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Лишь с появлением слова начинает проявляться смысловое значение звуков. Через слово ребенок овладевает системой звуков языка. Ребенок внимателен к звучанию слов, и опирается в овладении звуками языка на слух и на артикуляцию. Однако ребенок не сразу овладевает системой звуков языка. В области речевого выражения и восприятия все еще ярко проявляется его ритмико-интонационная настроенность.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Таким образом, вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Затрагивая вопрос о функциях интонации, необходимо также отметить, что в выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет.
Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций. Интонациявыполняет следующие функции: различает коммуникативные типы высказывания; различает части высказывания в соответствии с их смысловой важностью, выделенностью; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции, вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.
Особенности интонационной выразительности речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследований, в которых подробно освещаются особенности интонационного оформления речи у детей с нарушениями речи в специальной литературе немного.
Отмечаются особенности психической деятельности: замедленность и расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления. Сосредоточившись на одном предмете, дети с трудом переключаются на другой. Воспринимая инструкцию, выполняют ее не сразу, а после некоторых повторений. Наблюдаются склонность к стереотипиям, персеверациям, нарушениям ориентировки.
Темп, и ритм речи взаимосвязан не только с речевой деятельностью, но и с общим мелкой моторикой; течение таких психических процессов, как память, внимание, мышление; процессами чтения и письма; эмоционально-волевой сферой.
Резко выражено нарушение ритма речи при дизартрии, так как при этой патологии нарушена не только произносительная, но и просодическая сторона речи, речевое дыхание, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
При дизартрии ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произношения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные, судорожные вдохи, активный выдох укорочен. Характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса и ритмоинтонационной стороны речи.
Нарушения просодической стороны речи чрезвычайно многообразны и специфичны для разных форм дизартрии. Чаще всего они характеризуются недостаточной силой голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушение тембра голоса (глухой, назализированный, хриплый, монотонный, сдавленный) слабая выраженность голосовых модуляций (ребенок затрудняется менять высоту тона).
В. А. Ковшиков считает, что при таком нарушении речи как алалия, у некоторых детей наблюдаются особенности просодики, возникают остановки, замедление темпа речи, протягивание звуков. Такие нарушения ритма речи связаны с затруднением поиска звуковых единиц и правил их функционирования (слов, флексий, способов сочетаний). Нарушение структуры слога проявляется в ее упрочении, в сведении к конструкциям согласный-гласный, согласный-гласный-согласный, согласный-согласный-гласный.
Л. И. Белякова, И. З. Романчук отмечают, что у детей с речевыми расстройствами речь нарушается системно, в том числе страдает и мелодическая организация речевого высказывания. Для детей представляет значительную трудность выполнение заданий на преобразование повествовательных предложений в вопросительные; выразительное прочтение предложений с перечислением, с сопоставлением, чтение сложных предложений; выделение интонацией заданного слова в предложении. Как отмечают авторы, у детей, страдающих общим недоразвитием речи, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации. У не говорящих детей эти нарушения касаются в основном коммуникативной функции интонации, которая выражает различное осмысление предложения в зависимости от контекста, ситуации общения и находится в единстве со словарным запасом и грамматическим строем речи.
У детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются отклонения в понимании интонации. У этих детей отмечались отдельные недочеты в произношении звуков, в последовательном произношении слогов в многосложных незнакомых словах, в словах со стечение согласных.
Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.
Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ, направленный на социализацию ребенка Деятельность творческой мастерской: «Библиотека как элемент образовательной среды ДОУ направленный на социализацию ребенка» Социальный.
Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ» В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного.
Игровая активность детей XXI века: квест-игра как элемент в системе развития ребенка Дошкольный возраст – начальный этап приобретения общественного опыта. Ребенок развивается под сферой воспитания, под испытанными впечатлениями.
Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание как элемент воспитательного воздействия. Наказание надо рассматривать как один из элементов воспитательного воздействия на детей.
Консультация «Развивающие игры как элемент летних прогулок» Презентация «Чтобы лето было интересным…» Наступает лето – время длинных прогулок, ласкового солнышка и свежего воздуха. В летнюю пору.
Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой технологии в процессе реализации образовательной области Пухова А. Н., воспитатель высшей категории, ГБОУ СОШ № 10 СПДС «Светлячок» Самостоятельная работа детей со сказкой, как элемент игровой.
Стихотворение о воспитании (зарифмованы высказывания детей — их ответ на вопрос: Как правильно воспитывать детей) Как надо воспитывать детей? (от лица ребёнка) Внимание! Внимание! Внимание! Начинаем необычное родительское собрание! Родители, вам интересно.
Выставка результатов продуктивной деятельности детей и взрослых как элемент образовательной среды современного детского сада Дошкольный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест,.
Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
Пормейстер Ольга Викторовна
Развитие интонационной выразительности у детей дошкольного возраста
Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. Но многие педагоги, родители сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх-драматизациях.
В большинстве случаев монотонность речи связана с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов: мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы); темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз); ритма (чередование ударных слогов); тембра (эмоциональная окраска голоса); логического ударения (выделение наиболее важного по смыслу слова).
Первый этап: навыки восприятия.
Эффективным является прием дирижирования, при котором повышение и понижение голоса сопровождается плавными движениями руки вверх или вниз.
Одним из приемов, используемых в работе, является сопоставительный анализ двух образцов высказываний с различной мелодикой. Этой цели могут служить игры типа «Вопрос-ответ».
Темп. При развитии восприятия этого интонационного компонента необходимо провести предварительную работу: познакомить детей с понятиями «быстро», «медленно», «умеренно». Сначала вводятся контрастные образцы темпа: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. В качестве речевого материала могут служить потешки, поговорки. Первоначально у детей формируют умение подчинять скорость собственных движений темпу, заданному в речевом образце, например, предлагают педагог серию хлопков, прыжков, взмахов рук в том темпе, с которым воспитатель читает стихотворные тексты. Если взрослый ускоряет речь (переходит от медленного темпа к быстрому или умеренному, то дети тоже должны ускорять свои движения.
Более сложное задание: прослушав речевой образец, сказать, в каком темпе он произнесен: «быстро», «медленно» или «умеренно».
Ритм. Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий, произносимых педагогом (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д., затем стихотворений, имеющих двухсложную (ямб, хорей) или трехсложную (дактиль) ритмическую структуру.
Тембр. Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства детей с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.
Также используются «проблемные речевые истории», связанные с сюжетами литературных произведений или личным опытом детей. Такие «истории» должны иметь доступный пониманию дошкольников сюжет, подробное описание обстоятельств (что позволит ребенку ярко и четко представить себя на месте ее героев, но не содержать экспрессивно-эмоциональной лексики, которая могла бы послужить подсказкой. При знакомстве детей с ситуацией можно дать следующую инструкцию: «Сейчас я расскажу вам одну историю. А вы выберите карточку (пиктограмму, которая больше всего подходит к рассказу». Приведем примеры «проблемных речевых историй».
«Слава очень любит животных. Он давно хотел побывать в зоопарке. Но мама и папа много работают, и им некогда. Вот к Славе приехала бабушка. Слава и бабушка пошли в зоопарк». (Радость.)
«Винни-Пух сидел дома и ел свой любимый мед. Но откуда ни возьмись появилась пчела и стала громко жужжать. Пчела садилась Винни-Пуху на голову, на нос, на горшок с медом. Теперь он не мог спокойно есть. Винни-Пух бросился за ней с газетой. Ударил с размаху, горшок с медом покачнулся, упал со стола на пол и разбился. А пчела улетела. «. (Раздражение, гнев.)
После того как дошкольники с помощью карточек определят эмоциональную окраску фраз, задание можно усложнить: попросить словами охарактеризовать эмоциональное состояние главных героев.
Логическое ударение. Работа начинается со знакомства с этим понятием, с уточнения звуковых средств его выражения (обычно в высказывании логически ударное слово выделяется путем более громкого и напряженного его произнесения или тихого и растянутого). Дошкольникам объясняют: те слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленнее (растянуто) остальных слов в предложении.
При восприятии на слух слов-носителей логического ударения очень важно привлечь внимание детей к смыслу каждой фразы и организовать анализ и оценку текста. При выполнении упражнений следу ет:
— прослушать речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения, объяснить, почему это слово выделено;
— прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении, услышав выделенное слово, хлопнуть в ладоши (топнуть, присесть и т. д.); объяснить, почему это слово выделено;
— прослушать речевой материал; при повторном его воспроизведении выбрать из набора картинок и показать ту, которая изображает слово-носитель логического ударения; объяснить, почему это слово выделено.
Например, педагог произносит фразу «Снегири клюют рябину» и организует ее анализ:
— Какое слово я выделила как самое важное? Да, я сообщила вам, что именно снегири, а не другие птицы клюют рябину.
— Послушайте, как я скажу теперь: «Снегири клюют рябину». Что я уточнила о снегирях? (Что они клюют, а не сидят или летают.) Как я произнесла важное по смыслу слово? (Вы сказали это слово громко.) Да, а еще можно сказать тихо и растянуто, вот так: «Снегири к л ю ю т рябину».
Второй этап: навыки воспроизведения.
Темп. Формирование умений и навыков произвольно изменять темп своей речи основывается на опыте восприятия и различения образцов речевого темпа, приобретённого детьми на первом этапе работы. Сначала даются задания, в которых регулятором темпа речи являются какие-либо действия или звуки (на этой стадии лучше использовать автоматизированные речевые формулы: пересчёт от 1 до 5 или 10, перечисление дней недели и т. д.). Например, педагог ударяет в бубен, изменяя темп ударов от медленного к быстрому. Одновременно дети считают удары в соответствии с заданным темпом. В дальнейшем ребёнок повторяет речевой образец, заданный в определённом темпе.
Ритм. При усвоении ритмической составляющей интонации речевым материалом служат гласные звуки, слоги, строки из стихотворений, потешек с чётким двухсложным ритмическим рисунком (ямб, хорей). Речевой образец даёт педагог, а дети его воспроизводят. При затруднении дошкольники, прослушивая речевые образцы, могут составлять зрительно-наглядные схемы, которые впоследствии послужат опорой для проговаривания речевого материала. При этом сначала детям даются задания на воспроизведение акцентируемых и неакцентируемых долей (т. е. ударных и безударных слогов, которые на схемах обозначаются большими и маленькими деталями конструктора. Дети, слушая образец, у себя на столах составляют его зрительно-наглядную схему. После проверки педагогом правильности составленной схемы ребёнок проговаривает речевой материал с опорой на неё, подкрепляя свою речь соответствующим движением руки. Например, закрывая ладонью большую деталь конструктора, ребёнок произносит слог громко, делая на нём ударение, закрывая маленькую деталь, произносит слог тише.
Тембр. Суть работы по формированию навыков воспроизведения тембра заключается в закреплении умений изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т. п. Вначале дети повторяют речевые образцы за педагогом хором и индивидуально. Используется тот же наглядный материал, что и на первом этапе работы. Педагог показывает картинки или пиктограммы с изображением лиц людей в том или ином эмоциональном состоянии и просит произнести одну (заранее выбранную) фразу голосом каждого персонажа. Кроме этого, он предлагает сюжетные картинки с изображением какой-либо проблемной ситуации. Дошкольники должны вести диалог от лица изображённых персонажей (здороваться, отвечать на вопросы, обмениваться репликами, самостоятельно выбирая адекватную тембровую окраску голоса. Для успешного выполнения заданий детям нужно проанализировать изображение, соотнести мимику персонажей с их эмоциональным состоянием и выбрать подходящий для данной ситуации тембр голоса.
Логическое ударение. Работа начинается с отработки способов выделения слов-носителей логического ударения с опорой на речевой образец педагога и должна проводиться последовательно с учётом фонетической и грамматической сложности речевого материала: сначала в словосочетаниях, затем в простых распространённых двухсоставных предложениях. Закрепляются полученные навыки в играх, предполагающих самостоятельную речь детей. Например, в игре «Что купили в магазине?» совершенствуются навыки воспроизведения логического ударения в простых двусоставных предложениях и употребления формы родительного падежа имён существительных. На полки-витрины педагог расставляет мелкие игрушки и просит их запомнить. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает один предмет и предлагает угадать, что купили. Отвечая, дошкольники формулируют полный ответ и выделяют голосом название того предмета, которого не стало.
Также следует провести дифференциацию способов выделения «важных» слов, так как в зависимости от смысла фразы громкое произношение не всегда бывает оправданным. Например, ребёнка, выделившего слово-носитель логического ударения громким голосом, можно попросить произнести его тихо (растянуто) и определить наиболее удачный способ выделения.
Основным средством синтеза всех приобретённых навыков является разучивание диалогов, состоящих из коротких реплик, насыщенных экспрессией, и инсценировка сказок и рассказов.
Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 пос. Николаевка» Опыт работы: «Физическое развитие и воспитание.
«Неязыковые средства выразительности. Употребление мимики и жеста в чтении и рассказывании детям дошкольного возраста». Каждое движение души имеет своё естественное выражение в голосе, жесте, мимике. Цицерон Выразительность – важное качество речи. Выразительность.
Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.
Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.
Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.
Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.
Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.
Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста Стремление к самостоятельной деятельности у детей проявляется очень рано. Малыш после исполнения одного года, сам уже пытается пользоваться.
Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.