Как объяснить ребенку что такое исповедь и покаяние
Как подготовить ребенка к исповеди?
Сегодня родители, приводящие своих детей в храм, в большинстве своем не имеет опыта исповеди в своем детстве. Желая помочь детям обрести веру в Бога, взрослые не знают каким образом это сделать. Процесс воцерковления детей часто превращается в формальность: сегодня у нас музыкальный кружок, завтра танцы, а в воскресенье мы идем причащаться. Какие проблемы бывают наиболее часто и чего особенно надо избегать? Что наиболее важно в начале этого пути? Мы беседуем с протоиереем Алексием Уминским.
Как подготовить ребенка к исповеди?
— Отец Алексий, как правильно подготовить ребенка к исповеди?
Очень важное событие в жизни семьи – первая исповедь ребенка. Поэтому надо найти время и подготовить хотя бы немножечко ребенка к исповеди. Родители, которые ходят регулярно в храм, должны попросить священника о специальном времени для первой беседы с ребенком.
Работа по подготовке к исповеди, даже если ребенок пока не исповедуется, должна вестись родителями постоянно, это — беседы о плохих поступках ребенка, о совести, о том, как ребенок должен уметь просить прощение в каких-то случаях. Родители должны прививать навыки исповеди, чтобы ребенок чувствовал нравственную связь себя и события. Ребенок – событие, ребенок – какой-то грех, — все это в голове 7-8-летнего ребенка должно быть достаточно очевидным, как и понятие совести, понятие греха.
Родители могут проводить такую работу, если ребенок сделал какой-то неблаговидный поступок. Сначала родители должны объяснить весь смысл этого поступка, призвать его к совести и призвать ребенка попросить прощения у того, кому он нанес какой-то ущерб, если, например, он поссорился с родителями, ближними, не послушался их. А потом, конечно, встать перед иконой и попросить прощения у Бога.
После этого родители должны внимательно с ребенком побеседовать, рассказать, что такое исповедь, в чем смысл этого Таинства. В простых, доступных словах сказать о том, что Господь всегда тебя любит. Ребенку и так уже должно быть известно, что все его дела, его поступки, мысли Господь видит и терпеливо ждет того, что ребенок сам захочет признаться в содеянном и себя исправить.
Мне, конечно, здесь стоит предостеречь родителей от того, чтобы они не пугали ребенка Богом. Часто бывает такая ошибка от родительской беспомощности, от нежелания потрудиться. Поэтому испугать ребенка: « Бог тебя накажет, ты за это получишь от Бога», — это не метод. Богом пугать ни в коем случае нельзя. У Жана Поля Сартра я читал, что он был напуган Богом в детстве. Он все время думал, что, чтобы он ни делал, он все время находится под пристальным взглядом недоброго Бога.
А вопрос-то в том, что взгляд Божий – это совесть, которая постоянно в тебе говорит, что Бог тебе подсказывает, Бог тебя направляет, Бог тебя любит, Бог тебя ведет, Бог желает твоего изменения, твоего покаяния. Ребенку стоит объяснить, что все творящееся с человеком Бог использует не для того, чтобы человека наказать, а для того, чтобы человека спасти, чтобы человека вывести на Свет, чтобы человек с этого момента мог измениться в лучшую сторону.
Все эти важные вещи должны быть с детства хоть немножечко заложены родителями, а потом, если священник внимательный, он найдет возможность побеседовать с ребенком и обратить его сугубое внимание на какие-то простые вещи. Требовать от ребенка, чтобы он начал серьезную духовную работу в себе, не стоит. Достаточно того, что ребенок будет искренен на исповеди и будет честно вспоминать свои собственные проступки, не скрываясь и не прячась за ними. А священник должен тепло и любовно ребенка принимать и говорить — как помолиться, у кого надо просить прощения, на что надо обратить внимание. Это тот путь, с которым ребенок растет и учится воспринимать эти вещи.
Детская исповедь не должна быть подробной, такой как у взрослого человека, хотя подробность исповеди взрослого тоже стоит под большим — большим вопросом, ведь в такой исчерпывающей подробности часто кроется какое-то недоверие к Богу. А то Бог не знает, а то Бог не видит!
Желание вместо искренней исповеди подать списочек с подробно записанными по схеме грехами напоминает то, как подают заполненную квитанцию в прачечную – грязное белье сдал, чистое белье получил. Здесь ни в коем случае такого не должно быть с ребенком! У него не должно быть бумажечек, даже если он пишет их своей собственной рукой, а уж тем более ни в коем случае рукой родительской. Достаточно того, что ребенок говорит одно-два события из своей жизни для того, чтобы с ними прийти к Богу.
И ребенок не должен исповедоваться перед каждым причастием.
А кем это должно решаться? Священником? Чтобы не было неожиданностью, когда дети подходят к причастию, и им отказывают…
Это проблема семей, которые приходят в храм, где их не знают.
У нас, к величайшему сожалению, много зависит от личной настроенности священника. Например, один священник настроен так, что никого ни в коем случае без исповеди к причастию не допускать, и ему все равно, сколько ребенку – 6, 7 или ему 15 лет. Пропуск не получил – к причастию не допускаю. На это в нашей церковной ситуации можно нарваться, увы, довольно часто. Тут ничего невозможно сделать.
Поэтому разумные христианские семьи должны искать те приходы, где нет «фабрики», где нет такого, что никто никого не знает. Ведь есть храмы, где все превращается в некую безымянную безликую процедуру, где прихожане проходят определенные этапы: пришел, купил свечи, подал записки, пошел на исповедь, пошел к Причастию, все, вернулся домой. Такого надо избегать. Надо искать такой храм, где есть хороший приход, где есть внимательный священник. Если родители заинтересованы, чтобы детьми занимались, тогда и в отношениях священника и ребенка все выстаивается вполне благополучно.
Вот конкретный пример. Одна мама мне рассказала, что священник иногда не допускает ее детей до Причастия, т.к. они на исповеди называют мало грехов. И дети каждый раз начинают, можно сказать, выдумывать грехов побольше. Когда мама начинает советовать, что, возможно, необходимо поговорить подробнее о грехах, они отвечают: «Мама, ты не понимаешь! Священник не обсуждает с нами тонкости и детали, он просто требует перечисление грехов и все. И если грехов мало, то священник говорит, что мы не готовы к Причастию».
И исповедь превращается в формальность, вернее, в какую-то игру. Игра «Набери больше грехов». Тогда и Причастие превращается в такую вещь, которую нужно заслужить через какую-то странную комбинацию действий, через какую-то игру. Это то, что можно назвать имитацией. Все имитируется, настоящего ничего нет.
Протоиерей Алексий Уминский. Фото Тамары Амелиной
И поэтому мне, как священнику, кажется гораздо понятнее и полезнее та практика, которая существует в поместных Православных Церквях, где исповедь и Причастие не связаны между собой таким жестким образом, как у нас в России. Я понимаю, конечно, все проблемы огромной страны, огромной церкви, невоцерковленного населения, для которого подробная исповедь является еще и каким-то врастанием в тело церкви, пониманием важных вещей, исповедь просто необходима на первом этапе. Но там, где сложился приход, где священник знает каждого своего прихожанина, и прихожане регулярно причащаются каждое воскресение, на каждые праздники, то какой смысл проводить их через процедуру называния одних и тех вещей, которые и так понятны? Тогда надо каждый день исповедоваться, по много раз. Все можно превратить в какое-то безумие. Если человеку есть что сказать, он придет на исповедь и искренне об этом расскажет. Конечно, человек согрешает каждый день. Для этого есть возможность проверить свою совесть – во время вечернего правила существует молитва, в которой перечисляются грехи. Необязательно называть то, что не соответствует твоей жизни, например, мшелоимство… Можно же эту молитву заменить своей собственной молитвой, рассказать Богу о том, в чем ты каешься. Вспомнить свою жизнь за этот день и искренне перед Богом раскаяться.
И ребенку так можно сказать?
И ребенку надо сказать, чтобы он умел видеть, как он провел сегодняшний день, как он общался с родителями, с близкими. И если что-то есть на совести, нужно попросить у Бога прощение. И попробовать это не забыть на исповеди.
Возраст начала исповедования — 7 лет? Кто должен определить, что ребенок готов или, наоборот, еще не готов к исповеди? Родители?
Родители. Все зависит от психологического состояния ребенка. Есть такие дети, которые замыкаются на исповеди. Значит, не нужно им пока этого делать. Маленькие еще, не созрели.
Ребенку не трудно признать себя плохим? Если спросить ребенка – плохой он или хороший, то он, конечно, ответит, что хороший!
Родители способны объяснить ребенку: «Какой же ты хороший? Если ты сделал вот это, это, разве ты хороший?» Конечно, нельзя его всячески добивать, какой он плохой, но надо сказать: «Ты не всегда хороший, каждый человек не может быть только хорошим. Конечно, хороший, но не всегда».
Вы прочитали статью Как подготовить ребенка к исповеди? Читайте также:
Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное.
«С этим дружи! С тем не дружи!» Детей изолируют от общества, отдают в православную гимназию. Но и там оказываются дети, с которыми тоже нельзя дружить. Всегда найдется человек, который, по мнению родителей, будет плохо влиять на их чадо.
Вместо того чтобы любить молиться – ребенок от молитвы уходит. Вместо того чтобы любить пост – ребенок пост не любит. Вместо того чтобы любить ходить в храм – ребенок противится этому. Не дай Бог, если мы будем говорить с детьми о Боге, а воспитаем безбожников.
Сегодня мы поговорим об изъянах православного воспитания. О проблемах, которые возникают в воспитании детей в семьях, где родители недавно воцерковились или только стоят на пороге храма. Очень часто люди плохо представляют, как надо воспитывать в вере собственных детей – нет общего подхода, ориентира. Попробуем поразмышлять об этом!
Когда мы начинаем наших детей воспитывать в Православии, мы опять начинаем искать для себя удобные схемы. Что правильно? Что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало все по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а – православное воспитание, не просто образование, а православное образование. Где эта схема, дайте нам ее!
«Казалось бы, Церковь – это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает эту культуру, на пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир». О потере смысла в современном мире и об опасности превращения церковной жизни в набор готовых схем размышляет протоиерей Алексий Уминский.
Детская Исповедь. Советы священника
Приблизительное время чтения: 5 мин.
О детской исповеди, о том, какие дети приходят в храм к священнику, и чем может помочь батюшка мальчикам и девочкам от 7 до 10 лет рассказывает священник Павел Островский, настоятель Никольского храма в Павшинской пойме.
У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.
Детская исповедь
Наверное, нет ничего более индивидуального, чем детская исповедь. Слишком сегодня разные семьи, соответственно, разные и дети в этих семьях; разное воспитание, место жительства, достаток и т.п.
Но хотя бы попробовать систематизировать опыт детской исповеди, разбить детей на несколько групп со своими ярко выраженными признаками мы можем.
Прежде чем разбирать подробно особенности этих групп, стоит отметить общие рекомендации:
Очевидно, что не нужно ребенка заставлять исповедоваться, если он этого не хочет;
Если ребенок исповедуется в первый раз, то необходимо перед его исповедью предупредить об этом священника.
Дети, у которых родители воцерковились давно
При этом, по сути, главным и единственным грехом, в котором ребенок искренне может покаяться – это непослушание родителям. Ведь все остальное – это уже следствие воспитания родителей и той жизни, которую они создают своим детям.
Всегда умиляют исповеди ребенка, который кается в нарушении поста; в просмотре телевизора; в том, что маму до крика доводит… А перед этим исповедуется мама ребенка и не кается в том, что нарушает пост, смотрит телевизор и кричит на ребенка.
Ну и конечно же не надо родителям устраивать соревнования: дескать, Миша уже в 7 лет исповедуется по пять минут, а мой оболтус подошел на 5 секунд и ушел. Все дети разные, в разное время доходят до понимания тех или иных проступков.
Дети, у которых родители воцерковились недавно
Неофитство – это болезнь, которая настигает подавляющее большинство людей, которые только пришли в храм. Проявлений у нее много – основные – это желание всех учить Слову Божьему, строжайший пост, длинные молитвословия и осуждение всех, кто не согласен с их святой жизнью.
Дети в этом случае, естественно, также страдают от неофитства родителей. Ребенку начинают зачитывать в 7 лет «Опыт построения исповеди» и требуют, чтобы он искренне во всех грехах каялся, иначе сгорит в аду.
В этом случае священнику надо вмешиваться, объяснять родителям их ошибки, успокаивать ребенка – одним словом, нажимать на тормоза.
Эти две первых группы объединяет одно: родители явно не против религиозного воспитания детей. Священнику остается только корректировать под характер ребенка периодичность исповеди, строгость кнута и сладость пряника.
Дети, у которых родители не воцерковлены, но не против ребенка приводить в храм
Более сложная группа, так как детям родители не показывают дома примера религиозной жизни и сами не исповедуются. В этом случае, священнику необходимо выделять чуть больше времени для ребенка и рассказывать ему самостоятельно о Боге, об Его участии в нашей жизни, о необходимости молитвы и борьбы со злом.
Об этом нужно разговаривать с родителями — просить их приводить ребенка не тогда, когда стоит большая толпа исповедников, а в будние дни, или договариваться вообще на отдельную встречу.
Проблема главная в том, что у ребенка, если есть серьезный подход к исповеди, могут (и будут) возникать вопросы, на которые родители не смогут ответить, или ответят не правильно. Что в одном случае приведет к потере авторитета родительского, а во втором к заблуждениям религиозным.
Дети, которые попали на исповедь случайно, так как родители зашли освятить кулич, чтобы потом дома закусить им вино
Самая простая для священника и самая грустная для детей группа.
Осознавая, что в лучшем случае ты увидишь ребенка через год, особое внимание словам уделять не стоит. Крайне маловероятно, что ребенок вот так вот сразу поймет хоть что-то из Закона Божьего.
Ребенку просто стоит сказать, чтобы он, когда будет вспоминать о Боге, обязательно молился своими словами. Потом подарить ему хорошую детскую Библию и молитвослов (для этого надо их иметь в запасе, если есть такая возможность); и сказать, что если у него будут вопросы, то пусть попросит родителей привести его еще раз на исповедь, чтобы поговорить.
Ну и записать этого отрока на годовое поминовение в храме, чтобы хоть кто-то за него молился.
Подводя итог, конечно, надо заметить, что написанное в этой статье, касается только малолетних детей 7-10 летнего возраста.
Потому что основные проблемы на исповеди начинаются как раз позже, когда начинается период юности, о котором святитель Иоанн Златоуст писал так: «Юность. нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется».
И именно на этот период — на период юности — приходится самое большое количество ошибок, имеющих очень пагубные плоды, сказывающиеся иногда на всей жизни человека. Но это уже тема не детской исповеди.
Другие тексты о детской исповеди:
Как исповедоваться детям первый раз?
Фото на заставке: Владимир Ештокин
Памятка исповедь для детей
Вот тот небольшой перечень грехов, по которому можно проверить свою совесть и выписать на листок бумаги то, что относится к тебе.
Малый перечень возможных детских грехов:
— не читал утренних и вечерних молитв, а также молитвы перед / после еды.
— неподготовленным причащался и, не стараясь вспомнить заранее про свои грехи, шел на исповедь (как с корабля на бал).
— скрывал свои грехи от батюшки на исповеди,
— не исповедавшись у священника, дерзал принимать святое причастие,
— рассеянно, невнимательно молился,
— не старался выучить, для начала своей духовной жизни, хотя бы самые первые молитвы для своего возраста: например: такие как: Отче наш…, Благодарим Тя, Христе Боже наш, и прочие.
— не слушался родителей, учителей и вообще старших,
— раздражался, ругался и повышал голос на ближних,
— гордился, считал себя лучше, умнее, (красивее) чем другие,
— дрался с детьми, толкался, плевался на детей и обзывался, давал людям клички, дразнил кого-нибудь и насмехался над ближними,
— не учил уроки, не помогал своим родным в делах по дому и огороду,
— не ходил (по долгу) в храм,
— опаздывал на богослужение в воскресные и другие дни,
— без уважительной причины не ходил (может часто) на воскресную литургию,
— будучи уже достаточно взрослым никогда не исповедовался и не причащался,
— смотрел греховное по телевизору или компьютеру (в интернете), в книгах, журналах, читал греховную литературу, может даже противное православной вере,
— осуждал ближних (усопших),
— брал у кого-то в долг и не отдавал,
— давал богоугодное обещание и не исполнял,
— смотрел телевизор или слушал музыку в постные, праздничные и воскресные дни и всячески развлекался (например: ходил в кино по средам и пятницам),
— наклеивал на свое тело разные наклейки или писал на нем что-либо, делал татуировки (наше тело – это храм Духа Святаго и к нему, как и к душе нашей надо относиться подобающим, почтительным образом, тело христианина – это не место для развлечений).
— говорил пустое, не нужное. (Дух Божий ничем так не отгоняется от нас, как пустыми праздными разговорами – говорят святые отцы церкви),
— если ты старший, не приучал младших братьев и сестренок ко всему духовному: помолиться Богу, ходить в храм, учить добрым делам.
— не читал Евангелие, и в других церковных книгах (первым делом: Жития Святых, ибо это книга для начинающих) не поучался божественной мудрости.
— не почтение, оскорбления или обиды на своего отца крестного (или мать крестную). Этот грех тяжелее, чем обижать своих плотских родителей, потому как, например: для мальчика его отец крестный перед Богом является куда важнее и главнее, нежели его родной отец; для девочки – соответственно),
— брал без спроса еду и другие вещи, воровал игрушки у ребятишек,
— предавал кого-нибудь (рассказывал секреты ближнего другому человеку),
— не имел сострадания и милосердия к ближним, например: ленился покормить своего больного маленького (или большого брата), который был очень слабым и не мог встать с постели (а может еще и с большой температурой),
— пытался нарисовать иконы или небрежно обращался с ними,
— не зажигал лампадку перед началом своих детских молитв,
— не приучал себя к православной христианской жизни, а жил как самому нравиться, не по божески, (например: шатался где-то до 12-ти ночи с друзьями),
— курил (кто курит – тот возносит фимиам самому диаволу, говорят святые отцы церкви).
— писал (может под диктовку в школе) и слушал греховное,
— ходил в нескромной одежде (в том числе в храм Божий),
— брал без спроса чужую одежду и одевал ее, или одевал одежду, не соответствующую своему полу,
— без спроса распоряжался чужим имуществом,
— использование косметики; наращивание, раскрашивание ногтей и прочее (диавол выдумал это, чтобы исказить образ Божий – наше лицо),
— использование всяких ароматов и духов (по словам величайшего святого христианской церкви преподобного Лаврентия Черниговского, в аду множество людей мучаются за этот не исповеданный грех!),
— делал что-то не в меру (например: без надобности перекладывал вещи с места на место, даже за это есть в аду специальное истязание души)
— сначала помогал чем-то человеку, а затем стал выговаривать за свое добро (что у детей, что у взрослых – это характерный недостаток души (в это же мгновение твое добро превращается в пепел, и ни во что).
— по пустому делу и без надобности оборачивался назад в храме Божием во время службы, разглядывал прихожан, слушал чужие разговоры, сам позволял себе без надобности говорить, особенно это относится к женскому полу: в Евангелии написано: женскому полу вообще не позволительно говорить в церкви, но молчать!),
— пирсинг на теле, всякое прокалывание разными приспособлениями своего тела,
— греховное использование своего тела (которое является помощником для души нашей, и храмом Духа Святаго),
— соблазнял ближнего на какой-то грех (и каким образом соблазнял: словом ли, или поведением, или еще каким способом),
— пустое время препровождение,
— надевание и ношение масок, участие в Хэллоуине,
— любование своим телом,
— онанизм и другого рода противоестественные грехи,
— хождение в какую-либо секту, и вообще сектантские действия,
— издевательства над людьми и прочей тварью Божией (животными…),
— дружба с нечестивыми и лукавыми людьми,
— хотел сделать доброе и не делал,
— каялся в том, что кому-то помогал в добром деле,
— роптал, когда постигла болезнь или еще какая-либо скорбь, (по словам святых отцов – в настоящей земной жизни, только грех, совершенный нами должен печалить христианина, и ничто другое!),
— ябедничал на детей и на взрослых,
— вредничал и настырничал,
— не желание подсказать и помочь ближнему в деле духовном (например: научить ребенка ставить свечу в храме, подавать милостыню бедным, подсказать, как правильно молиться, и прочие добрые дела…). Слово Божие говорит: слепого приведи к видению света Моего.
— участие в экстремистских организациях и прочего мракобесия!
— участие в порнографических фильмах и похожей греховной грязи,
— участие в создании, копировании, распространении любой греховной продукции,
— распитие спиртных напитков до 18 лет (ибо нет никакой нужды в этом деле до этого возраста. Кстати говоря, от Господа сотворено только виноградное вино!),
— употребление, распространение и пропаганда наркотических и подобных им средств,
— причинение вреда своему и чужому здоровью (халатное отношение к себе, драка с кем-то, и прочее),
— блудное вожделение к противоположному (своему) полу.
— рисовал или писал греховное (писал обидные вещи про ближних на заборах, портил чужое имущество своим художеством: раскрашивал здания, и прочее…),
— чтение астрологических прогнозов,
— игра в шашки, шахматы – по учению святых отцов церкви это бесовское пустое занятие и время препровождение.
— покупка и использование талисманов и так называемых заряженных фотографий и изображений,
— покупка пирамид, статуэток и любых других вещей не православного духа,
— обращение к лекарем и заговорщикам,
— ношение одежды и предметов стиля моды не православного толка и духа (значки Ленина и комсомола, красного пионерского галстука, и тому подобного),
— модное греховное веяние: использование своего тела для коммерческой рекламы (особенно на западе),
— эпиляция волос на теле, изменение их цвета и не подобающие прически, чуждые духу и смирению христианскому,
— пластическая хирургия – изменение лица, формы носа, и тому подобное мракобесие,
— нежелание потрудиться для блага церкви и своего отечества,
— изменение пола, что является одним из свойств духовного разложения человеческой души и пределом бесовщины,
— мысли и попытка самоубийства,
— вера в письма счастья и их дальнейшее копирование и распространение, то есть, передача заблудших человеческих душ в бесовскую эстафету,
— хождение православного христианина в неправославное общество, кружок или иную, чуждую христианской православной религии, организацию,
— игра в карты, покер и другие азартные игры и занятия,
— вложение денег под проценты,
— ставка человека на счетчик (к сожалению в последнее время не только мафиози, но и дети занимаются этим бесовским мозгокрутством),
— подглядывание за ближним,
— подглядывание за обнаженным ближним,
— подслушивание чужих разговоров, прочитывание чужих грехов и выискивание слабостей каждого данного человека (особенно с корыстной целью дальнейшего использование этих знаний против данного человека),
— не желание в чем-то хорошем уступить ближнему,
— напрасный и неоправданный риск для жизни своей (например: занятие парашютным спортом, лазание по горам, и тому подобное…),
— не желание прощать постоянно ближнему любую вещь и обиду полностью, от всего сердца, как положено по заповеди, данной нам от самого Господа!
— хождение в мавзолей к Ленину,
— непочтение к святым мощам угодников Божиих. Хотя бы раз в год каждому христианину по возможности, желательно посетить тот храм, и попросить святых молитв того угодника Божия, который является главным покровителем города, и заказать за имена своих родных и свое имя, ему молебен. Потому как, мы отправляемся по святым местам, куда только нашей душе угодно, а своих святых-земляков забываем!
— непочтение и нелюбовь к своему Ангелу Хранителю и своему небесному покровителю, в честь и память которого дано нам имя. Нежелание часто молиться им и просить их небесной помощи и заступничества. Не желание должным образом проводить день своего святого, а главное дело в этот день – святое причастие! Незнание жития своего святого, молитв к нему и не подражание его святой жизни и его подвигов духовных – по благословлению своего отца духовного!),
— не желание хотя бы раз в жизни отправиться в православную паломническую поездку, для духовного своего роста, познания и преуспеяния в делах добрых (особенно в Дивеево, которое является, по словам самой Богородицы самым благодатным на земле местом),
— не желание приучать свое сердце к любви нелицемерной и более совершенной,
— уклонение от службы в армии без уважительной причины (полный антоним этого греха – жизнь и подвиг святого благоверного князя Александра Невского),
— не желание побуждать себя и силой заставлять себя молиться и делать любое доброе дело, когда нападает на нас уныние, леность и расслабление духовное,
— предательство своего царя православного / президента, своего народа и государства, что является тягчайшим грехом!
— не любовь к своей родине и своему родному городу,
— непочтение и оставление молитв за своих умерших родственников, что является подлинным духовным свинством перед своей родной кровью и самим Господом, который и пришел на землю для спасения и помощи нас грешных!
— без уважительной причины выходил из храма до конца службы,
— давал обет Господу и нарушал его. (По словам святых отцов, любой, кто нарушил обет данный Господу, не увидит Его. Осознавая всю ответственность данного случая, во-первых надо сразу принести об этом грехе покаяние на исповеди, и через своего духовного отца – заменить нарушенный обет на другой обет Богу),
Любой грех, если он совершен в присутствии ближнего, а тем более если склонял или показывал ближнему греховный пример, то за каждого из совращенных на грех – двойной грех будет иметь душа того человека. Чем человек духовно опытней и подкованней, тем тяжелее для его души будет каждый отдельный грех, по тому как, чем больше знаешь духовного – тем больший с тебя спрос самим Богом!