Как объяснить ребенку что такое камень
НОД «Камни» в старшей группе
Евгения Владимировна Иванова
НОД «Камни» в старшей группе
в старшей группе по теме
«Камни. Как человек использует камни»
Место проведения: МКДОУ «Детский сад п. Горшечное»
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.
4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Интеграция образовательных областей: «познание», художественное творчество», «коммуникация», «социализация», «здоровье».
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней, камни на каждого ребенка, материал для творчества, рюкзак.
Предварительная работа:беседы: «Что такое горы?», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая», «Какими бывают камни?».
Ход НОД
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Мне передали письмо. Как проверить, действительно ли оно предназначено нам? Верно, по адресу. Кто знает адрес нашего детского сада?
«Здравствуйте дорогие дети, отправляю вам посылку. Она зеленая, перевязана розовой лентой. Надеюсь, что посылка уже у вас в группе. Надо ее найти. До встречи в моем царстве! Хозяйка медной горы». Посылку действительно надо найти. Вы запомнили, какая она?
Дети: Она зеленая, прямоугольной формы, перевязана розовой лентой.
Воспитатель: Тогда пошли искать ее. (Дети ищут посылку. Находят зеленую коробку, перевязанную розовой лентой). Вот она! Смотрите, здесь записка. Давайте ее прочтем (читает).
«Открыть меня вы сможете только тогда,когда отгадаете загадку:
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий – в ладошке лежать
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли мы отгадали загадку (открывает посылку). Смотрите, в посылке камни. Значит. Мы с вами правильно отгадали загадку. Давайте теперь о камнях и побеседуем.
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камниразличаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
Посмотрите на экран (слайд 1-3)
В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4).
Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей). А еще из камней строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники). Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9). Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни?
Дети: Геологи (изображения геологов слайд №10).
Воспитатель: Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств, составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№11 орудия труда геологов). Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!
Воспитатель: Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней?
Воспитатель: Мы с вами пойдем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах?
— Не шуметь, потому что может быть обвал и засыплет камнями;
— Внимательно смотреть нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке;
— Если разожгли костер, то его нужно потушить (почему);
— Не мусорить (почему). Молодцы, вы все знаете.
Воспитатель: Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.
Воспитатель: Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА). Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции. (Фонограмма «Звуки леса»)
1. Посмотрите, вот оно бревно,
К нему мы с вами подойдем
И осторожно все пройдем.
(Дети идут «по бревну», руки в стороны.)
И приседаем мы на нем (приседают)
Обойдем все деревца (ходьба «змейкой»)
И пробежимся все легка. (Легкий бег)
Сейчас пролезем под кустом-
Согнемся низко-низко (наклоны).
Воспитатель: Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни.
Воспитатель: Какие интересные камни вы нашли. Они разные или одинаковые? (Ответы детей). Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней, которые мы нашли.
4. Опытно-экспериментальная работа
Присаживайтесь за столы, на свои рабочие места. Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, чтобы они хорошо у нас работали
а) пальчиковая гимнастика
Наши пальчики устали, мы сейчас их разомнем (сжимаем и разжимаем кулачок)
Взяли камешки (берем воображаемый камень)
Друг об друга трем (кулачки трем друг об друга)
Стали камни вдруг горячими
Мы их на место отнесем (кладем воображаемый камень на место)
б) исследовательская деятельность
Воспитатель: Рассмотрите свой камень, какого он цвета? (Ответы детей).
Вывод: камни разного цвета.
ОПЫТ №2. «Определение температуры»
Воспитатель: Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный).
Значит, что мы можем сказать?
Вывод: камни могут быть холодными и теплыми.
ОПЫТ №3. «Определение характер поверхности»
Воспитатель: Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.).
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
Воспитатель: А как вы думаете, что произойдет с камнем, если мы его опустим в воду? (Ответы детей: он утонет). Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет). А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким). Молодцы, вы очень внимательные дети.
Воспитатель: А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.
Стоит гора – старушка
До небес макушка, (поднимаются на носки)
Ее ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Ее дождик поливает. (стряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает (прикладывают ладошки к щекам)
Камешки теряет. (качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (дети разбегаются и присаживаются)
Катятся, катятся камешки прочь. (на корточки возле столов).
Воспитатель: Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней. Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей).
6. Рисование драгоценных камней
А хотите стать настоящими мастерами? (после ответов предлагаю детям садиться за заранее приготовленные столы. В записи негромко звучит классическая музыка)
Мы отправляемся с вами
В путешествие за драгоценными камнями.
Спросите вы, где их взять?
Будем сами рисовать!
Хочешь стать волшебником,
И сделай точно так!
Возьми скорее краску
И кисточку с водой,
Сейчас у нас с тобой.
Зеленый лист – основа,
К нему вернулись снова.
Всем говорю заранее:
Нужны нам аккуратность и внимание. (Все объяснение идет с показом воспитателя и одновременными действиями детей)
Кисть в краску все мы опускаем,
Ее побольше набираем.
Ну а теперь внимание,
Рукой придерживаем лист,
Невысоко поднимем кисть,
Стряхнем! И капли на листе
Расположились, что и где!
Все снова повторите,
В другой уголок листа
Еще раз кисть стряхните.
Убрали кисть (Убираем на подставки)
Красивый лист? (Ответы детей)
А мы в него вдохнем и жизнь!
Пусть побегут прожилки, (Показываю настоящий камень змеевик и как наклонять лист в разные стороны, чтоб разбегались по листу краски)
Соткутся в паутинки,
В овал, круги и клетки.
Пусть капельки и точки
Мигнут, как огонечки.
Для этого мы все вдохнем,
Пусть капли побегут бегом.
И посильнее будем дуть,
Чтоб быстрым был у капель путь.
И посильнее будем дуть,
Чтоб краски в капельках раздуть. (Дети вдыхают, выдувают воздух на лист)
Лист свой сейчас мы повернем,
И капли побегут кругом!
Слегка лист поднимайте
И краску раздувайте. (Во время выполнения рекомендую детям еще набрызгивать капли краски в просветы бумаги, поворачивать бумагу в разные стороны)
Кисть промываем! Кверху ворс!
В подставке сушат пусть свой хвост!
Ребята! Хоть и делали мы с вами
Но рисунки получились
В чем причина, дети? (Ответы детей)
Да в том, что у каждого из нас
Разные руки эти (Показ рук)
Что увидели в камне ваши глаза? (Ответы детей)
По-своему увидел глазами,
По-своему поворачивал лист руками.
Как не существует одинаковых рисунков у детей,
Так в природе не найти Одинаковых камней!
Воспитатель: Давайте оформим наши камни в красивые рамки. Всех вас приглашаю, подходите, выбирайте рамку с любым героем сказов Бажова, накладывайте рамку с трафаретом на лист, поворачивайте лист в поиске лучшей игры «камня» в вашем изделии – трафарете и любуйтесь! (Воспитатель скрепляет степлером лист и рамку-трафарет в 4-х местах. Дети садятся полукругом)
— Сегодня вы узнали много интересного и полезного о камнях, провели исследования в нашей исследовательской лаборатории, узнали свойства камней, узнали, какие есть камни в природе. А что интересного вы узнали? Спасибо вам всем за работу.
Цветы и камни в интерьере Много разных идей можно применить к оформлению помещения при помощи цветов в горшках. Цветы всегда оживляют, освежают и украшают помещение.
Дидактическая игра «Удивительные камни» Работая с детьми ранннего возраста я заметила, что у многих детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики.
Исследовательский проект «Эти удивительные камни» Проект «Эти удивительные камни» Старшая группа «Кораблик» Воспитатель Матвеева И. И. 2016 г. Тип проекта: опытно-исследовательский Участники.
Дидактическое многофункциональное пособие «Камни расписные» Дидактическое многофункциональное пособие «Камни расписные»Используя это дидактическое пособие, можно решать множества разнообразных задач,.
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Чудо-камни» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в младшей группе «Чудо камни». Цель: Развивать познавательную.
Конспект урока для детей старшей группы «Какими бывают камни?» Цель: сформировать представления о разнообразии внешнего и внутреннего вида камней, свойствах камня, учить классификации по разным признакам.
Образовательная ситуация по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные камни» Цель: познакомить детей со свойствами камней. Задачи: Развивающие: развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством.
Проект «Наши необыкновенные камни» Структурное подразделение МБОУ «Коргонская СОШ» «Коргонский детский сад» Проект для старшей группы «Наши необыкновенные камни» Выполнила:.
Беседа «О чём рассказывают камни»
Юлия Горфина
Беседа «О чём рассказывают камни»
«О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ КАМНИ».
Познакомить детей со свойствами камня (тяжелый, легкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование его в жизни человека.
Учить выполнять не сложные манипуляции во время проведения элементарных опытов.
Совершенствовать умение, составлять небольшие рассказы о камнях по данному образцу.
Развивать поисковый познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать у детей любознательность, наблюдательность, чувство коллективизма.
Познакомить детей с новыми словами: геологи, шершавый, глобус.Активизировать словарь детей за счет слов: высокие, низкие, крутые, снежные, красивые.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: глобус, «ящик ощущений», шкатулка с бисером и бусинками, кукла «хозяйка медной горы», разрезная картинка с изображением горы, коробка с набором камней, иллюстрации с изображением гор.
Раздаточный материал: лупы, сосуды с водой, пипетки, бейджики, баночки с лимонным соком, монетки, пластилин, вазочки с налепом пластилина, коробочки с бисером и бусинками, таблицы исследования камней, цветные карандаши.
Создание коллекции изделий из камня.
Создание выставки полезных минералов и горных пород Урала.
Экскурсия в геологический музей, библиотеку дома культуры «Ровесник».
Беседы по темам:«Какими бывают камни», «Что такие горы», «Как человек использует камни», «Подземная кладовая».
Чтение художественной литературы: Сказка И. Н. Рыжова «О чем шептались камешки» Сказы П. П.Бажова: «Малахитовая шкатулка», «Огнивушка–поскакушка», «Хозяйка медной горы», «Серебряной копытце».
Создание газет: «Мы разгадаем загадки камней», «В царстве сказов Бажова».
Создание фотоальбомов: «Мы в музее», «Мы в библиотеке».
Проведение игр: «Вспомни сказку», «Что исчезло», «Найди свой камень», «Я положил в рюкзак».
Создание картин П. П.Бажова: «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок».
Создание вазы из пластилина способом налепа.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети стоят полукругом у стола, на котором стоит глобус.
Воспитатель. Ребята, что у нас на столе? (Глобус)
Воспитатель. Верно глобус – модель нашей планеты. Как называется планета, на которой мы с вами живем (Земля)
Воспитатель. У земли есть каменная одежда. Там где эта одежда видна возвышаются горы.
2. Рассматривание глобуса.
Воспитатель. Давайте на глобусе найдем горы. Каким цветом они обозначены на глобусе.
Воспитатель. Правильно коричневым, чем выше горы, тем цвет становится темнее.
3. Внесение воспитателем «Ящика ощущений»
Воспитатель. Ребята я принесла вам волшебный ящичек ощущений, в нем что то лежит, давайте на ощупь угадаем (1 – 2 ребенка подходят к ящику на ощупь определяют камень. Как вы думаете из чего образуются горы. (из камней) Правильно горы образуются из камней.
Хотите посмотреть? (Да)
Давайте подойдем и рассмотрим иллюстрации с изображением гор. Что вы видите на иллюстрации.
Какие горы? (Ответы детей)
4. Беседа по иллюстрации и рассыпной картинке.
Воспитатель. Верно, высокие и низкие, крутые и пологие, снежные, красивые, разные.
Вам горы понравились? (Да)
Посмотрите сюда, я вам принесла картинку. Ой? (картинка рассыпается на части и подает на пол). Что же делать.
Воспитатель. Давайте соберем ее. Что получилось?
Воспитатель. Напомните мне, из чего образуются горы. Молодцы. Камни, это как бы кусочки гор. Давайте возьмем камни из коробочки и выложим на нашей картинке. Что у нас получилось? (Горы)
Да настоящие горы. Ребята, а вы знаете, как называют людей, которые ищут и исследуют камни? (Геологи)Правильно геологи. Хотите стать геологами? (Да)
5. Превращение детей в геологов с помощью волшебной палочки.
6. Экспериментальная работа.
Воспитатель. Сели удобно, спинки прямые. Сейчас вы будете исследовать каждый свой камень. Результаты исследований будете заносить в таблицу (образец таблицы в приложении2).
Воспитатель. Рассмотрите камни через лупу, какого они цвета. Отметьте в таблице какого цвета камни. (Дети отмечают цвет камня в таблице, цветными карандашами).
Воспитатель. Потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий как зеркало, или шершавый как щетка. (Обращаю внимание на таблицу) Отметьте в нужной графе галочкой.
Воспитатель. Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый как кирпич или мягкий как пластилин. (Обращаю внимание детей на таблицу) Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.
Воспитатель. Опустите камень в воду. Что происходит?
Воспитатель. Правильно – камень тяжелый как гиря.
Воспитатель. Легкий как воздушный шарик. Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.
Воспитатель. Возьмите камень, прислоните его к щеке. Какой он?
Воспитатель. Теплый – как солнышко. Отметьте в таблице галочкой.
Воспитатель. Ребята, что будет, если мы капнем пипеткой сок лимона на камень?
Дети. Начинает «шипеть» появляются мелкие пузыри.
Воспитатель. Оказывается некоторые камни «шипят» на лимонный сок – как шипит газировка «Кока – колла», а некоторые нет. Отметьте в таблице галочкой.
7. Составление воспитателем рассказа о камне.
Воспитатель. Ребята, я тоже исследовала свой камень. Сейчас я расскажу о нем, используя таблицу.
Мой камень белого цвета, на ощупь он шершавый, твердый, холодный, по весу тяжелый, «шипит» на лимонный сок.
8. Составление рассказов детьми
Воспитатель. А теперь Саша расскажи о своем камне. (Рассказ) Катя расскажи. (Рассказ).
Воспитатель. Ребята, мы исследовали с вами камни,они разные: белые и черные и серые; гладкие и шершавые; твердые и мягкие; легкие и тяжелые; теплые и холодные; и камни, которые «шипят» под воздействием лимонного сока.
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «ГОРА И КАМЕШКИ».
Дети – камешки стоят все, вместе тесно прижавшись, друг к другу. (Звучит музыка).
«Жилы – была большая, гора. Гора считала себя самой сильной. Но ветер и вода утверждали, что они сильнее. Шли годы. (Звучит музыка дождя и ветра). Вода проливалась на гору дождями и точила камни. Мороз замораживал воду в трещинах, а ветер уносил все маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот покатился один камешек (ребенок отходит от остальных, потом другой, третий (дети отходят). Начала гора уменьшаться, в конце концов, стала совсем не заметной (все дети расходятся). Так ветер и вода победили большую гору».
10. Беседа.
Воспитатель. Ребята много игр есть про горы, художники нарисовали картины о горах, писатели написали сказы и сказки про горы. Ребята а вы любите сказки (Да) Давайте вспомним сказки, в которых говорится о горах? («Хозяйка медной горы»….) Кто написал эти сказки (Бажов)
Звучит музыка, появляется из горы «Хозяйка медной» горы.
11. Появления «Хозяйки медной горы».
Воспитатель. Здравствуйте. Услыхала я, что о моих сокровищах речь ведете, и не смогла усидеть в горе каменной, самоцветы свои вам принесла. Даром что не живые, а переливаются – то как, а как каменья мои людям издавна служат, знаете? (Украшения,)
Вижу, что много вы знаете, порадовали горную красавицу, заслужили подарок. (Шкатулка с бусинками и бисером).
Спасибо «Хозяйка медной горы».
Ребята, что же нам «Хозяйка медной горы «подарила. (бисер….)
Ребята, давайте сядем за стол и украсим свои вазы, которые мы сделали с вами вчера. (Дети садятся за столы и украшают вазы).
Фотоотчет «О своих защитниках рассказывают дети» Уважаемые коллеги! Прошел День защитника Отечества: и праздники провели, и стенгазеты сделали, и подарки подарили. А сегодня я хочу вам.
Фотоотчет о занятии по экспериментированию в старшей группе «Удивительные камни» Сегодня в нашей группе прошло открытое занятие по экпериментированию «Удивительные камни». Дети познакомились с разнообразием мира камней.
Конспект ОД по познавательному развитию «Вода, песок, глина, камни на службе у человека» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.
Мастер-класс для педагогов «Камни Марблс — разноцветное счастье детей» «Камни Марблс — разноцветное счастье детей»«Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие ручейки,.
Методическая разработка исследовательского проекта «Необычное в обычном. Камни» Предлагаю вашему вниманию исследовательский проект, с которым в апреле 2018 года мы вместе с воспитанницей участвовали в заочном, а затем.
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Камни и их свойства» в старшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема «Камни и их свойства». Цель. Дать детям представления, что такое камни, из чего.
Проект «Камни обыкновенные и необыкновенные» Цель: Знакомство детей с разнообразием камней Южного Урала, их значением и применением. Воспитание у дошкольников экологической культуры.
Расписные камни. Творчество детей (подготовительная группа) Камни- удивительные создания природы. Каждый из них имеет свою форму, цвет, фактуру. И одним этим они уже интересны! А если к ним приложить.
Фотоотчет «О героях былых времён. Об истории своей семьи детям рассказывают родители» Об истории своей семьи детям рассказывают родители. Почему так важно человеку знать историю своей семьи, помнить и чтить память предков?.