Как объяснить ребенку что такое кислота
Конспект НОД «Кислотность» в подготовительной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Вишенка»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
ТЕМА: «КИСЛОТНОСТЬ»
(использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия»)
для детей подготовительной группы
Подготовила:
Екатерина Валерьевна Грачева,
воспитатель МАДОУ Детский сад № 7 «Вишенка»
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста умениясамостоятельно проводить лабораторные опыты и исследования
— познакомить с понятием «кислота», «кислотность»;
— закреплять знания детей об органах чувств;
— расширять кругозор детей, формировать целостное представление об окружающем мире
— развивать навыки исследовательской деятельности и познавательной активности;
— совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, восприятия;
— расширять словарный запас детей.
-воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
— воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Интеграция образовательных областей:
• ОО «Познавательное развитие» – познакомить детей с понятием «кислотность».
• ОО «Художественно-эстетическое развитие» – оформить тетрадь наблюдений.
• ОО «Социально-коммуникативное развитие» – формировать элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• ОО «Физическое развитие» – накопление и обогащение двигательного опыта через выполнение танцевальных движений.
• ОО «Речевое развитие» –обогащать активный и пассивный словарь.
Оборудование: магнитофон, фонограмма детской песни «И два фиксика внутри», ноутбук, интерактивная доска Smart-board, запись разговора Нолика (через программу киностудия WindowsLive, электронные пазлы (лимон, яблоко, апельсин, нарезанные кусочки фруктов, шпажки, блюдце,иллюстрация языка, индивидуальные зеркала по количеству детей,лоток с набором для эксперимента «Кислотность»в цифровой лаборатории «Наураша», влажные салфетки, сок яблочный, сок лимонный, сок апельсиновый для опытов;апельсины, кока-кола, пищевая сода, сухая тряпочка (протирать датчик кислотности, тетрадь наблюдений, цифры, наклейки с яблочным соком, апельсиновым, лимонным, водой, кока-колой, стакан с 10-ю ложками сахара, минеральная вода, фотоаппарат.
Предварительная работа: рассказать детям, кто такие учёные, и чем они занимаются, познакомить детей с Наурашей и его лабораторией.
Словарная работа: кислота, кислотность, вкусовые сосочки, мышца, кончик языка, боковые стороны языка, корень языка, шкала измерений, сода, среда (кислая, щелочная, нейтральная).
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Приветствие, эмоциональный настрой на деятельность
-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг! Скажите вы любите танцевать (да). Я предлагаю Вам потанцевать под весёлую музыку (звучит музыка «И два фиксика внутри», взрослый танцует вместе с детьми).
-Ребята, кто это? (Нолик)
(воспитатель обращает внимание на смарт-доску, там появляется картинка с Ноликом, который плачет, воспитатель начинает беседовать с Ноликом)
— Нолик, почему ты плачешь? (у меня очень сильно болит живот)
— Может быть, ты съел что-нибудь? (я ничего не ел, только пил)
-А что ты пил? (я выпил очень много кока-колы, почему у меня так болит живот, помогите мне разобраться).
3. Проблемная ситуация
-Ребята, как вы думаете, почему у Нолика заболел живот (дети высказывают свои предположения)
-Мы проверим все ваши гипотезы, а поможет нам в этом – маленький учёный Наураша. У него есть своя лаборатория, и он очень любит проводить в ней опыты.
Ребята, а вы хотите стать учёными и помочь Нолику разобраться, почему у него заболел живот. Все свои выводы мы будем отмечать в тетради наблюдений, а потом подарим ее Нолику, чтобы он знал, что можно есть, а что нельзя.
1. Проектирование решений проблемной ситуации
— Но прежде, чем приступить к исследованиям, нам нужно отгадать загадку и собрать к ней отгадку (на смарт-доске появляется первый пазл-лимон). Сейчас к доске подойдут два человека и соберут электронный пазл (пока дети собирают, воспитатель читает загадку):
-Фрукт известен всем вокруг
Апельсину лучший друг
Он душистый, но очень кислый (лимон)
— Молодцы, а теперь следующие два человека соберут другую картинку (дети собирают, а воспитатель читает загадку):
Загляни в осенний сад
Красноватый, спелый бок
Ребятишкам на зубок (яблоко)
-Молодцы,а теперь следующие два человека подойдут к доске и соберут следующую картинку:
Любят его взрослые
-Ребята, скажите, а как эти фрукты помогут в наших опытах? (дети выдвигают гипотезы)
— А вот сейчас мы проверим, кто из вас был прав? (воспитатель достаёт разрезанные на кусочки фрукты по числу детей, дети пробуют лимон, яблоко и апельсин)
-Скажите, какой из этих фруктов самый кислый? (лимон)
-Ребята, а с помощью какого органа мы чувствуем вкус пищи? (языка)
-Какие вкусы может распознавать язык? (кислый, сладкий, горький, солёный)
-Посмотрите, Наураша прислал нам картинку, что на ней изображено? (язык)
-Возьмите зеркала, рассмотрите свой язык, что вы можете рассказать про этот орган? (язык расположен в ротовой полости. Язык это мышца. На языке есть вкусовые сосочки, с их помощью мы чувствуем вкус).
— Кончик языка – чувствует сладкое и солёное (на картинку на кончик языка приклеиваем наклейку соли и сахара)
— Предлагаю немного отдохнуть и потанцевать (вновь звучит музыка «И два фиксика внутри» воспитатель выполняет танцевальные движения вместе с детьми)
3. Выполнение действий, опытническая деятельность.
— Ребята, вот и пришло время для наших опытов, но для начала ответьте на такой вопрос, что такое кислота? Кислотность (дети выдвигают свои предположения)
-А ответить на эти вопросы мы сможем при помощи лаборатории Наураши. В фруктах и овощах есть вещества, которые называются кислотами, вкус у фруктов разный, потому что в них содержится разное количество кислот, одни фрукты кислые, другие сладкие и сейчас мы попытаемся проверить кислотность разных фруктов, кока-колы и воды (воспитатель показывает фрукты, кока-колу и воду)
-Подойдите к столу, посмотрите сколько оборудования нам нужно для этого эксперимента. Для измерения кислотности существует шкала измерения (воспитатель показывает детям шкалу). На шкале есть цифры от 1 до 14, чем ниже значение, тем выше показатель кислотности, т. е. содержится много кислоты. Цифра 7-это середина шкалы и означает она нейтральное значение, т. е. кислоты в этом продукте нет.
— Ребята, как вы думаете это какой сок? (воспитатель показывает апельсиновый сок)
— Рита, налей в стакан апельсиновый сок. В какой стакан нальёшь? (с оранжевой наклейкой)
-Почему (Она такого же цвета, что и сок)
-Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность апельсинового сока (дети измеряют кислотность)
-Давайте, отметим кислотность апельсинового сока в тетради наблюдений (помещается картинка апельсинового сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.
-Матвей, как ты думаешь, какой это сок (воспитатель показывает яблочный сок, если ребёнок затрудняется можно дать попробовать сок)
-В какой стакан нальёшь (с зелёной наклейкой)
-Почему (она такого же цвета, что и сок)
— Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность яблочного сока (дети измеряют кислотность)
-Давайте, отметим кислотность яблочного сока в тетради наблюдений (помещается картинка яблочного сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.
-Ульяна, как ты думаешь, какой это сок? (воспитатель показывает лимонный сок)
— В какой стакан нальёшь (с желтой наклейкой, потому что она такого же цвета, что и сок)
— Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность лимонного сока (дети измеряют кислотность)
— Давайте, отметим кислотность лимонного сока в тетради наблюдений (помещается картинка лимонного сока и цифра). Датчик протираем сухой тряпкой, он пригодится нам для следующего измерения.
-Давайте, отметим, какой сок самый кислый, согласно нашим измерениям. Правильно самый кислый сок лимонный, чем выше цифра кислотности, тем меньше в продукте кислоты, все кислые продукты имеют цифру кислотности меньше 7. Фрукты содержат аскорбиновую кислоту, которая в умеренных количествах необходима нашему организму. Кислота есть и в нашем желудке (соляная кислота, если её в желудке много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.
— Ребята, а что это за вещество, прозрачное (воспитатель показывает воду)
-Василиса, в какой стакан нальёшь воду? (с белой наклейкой)
— Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность воды (дети измеряют кислотность)
-Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде, значит в воде нет кислоты.
Давайте, отметим кислотность воды в тетради наблюдений (помещается картинка воды и цифра)
— Тимоша, а что это за вещество (воспитатель показывает кока-колу). В какой стакан нальёшь? (с коричневой наклейкой)
-Возьми датчик и опусти его в стакан, давайте посмотрим, чему равна кислотность кока-колы (дети измеряют кислотность)
-Давайте, запишем результат измерений в тетрадь (помещается картинка кока-колы и цифра). Ребята, почему в кока-коле так много кислоты, ведь она не кислая на вкус, а сладкая? В кока-коле много кислоты, но её незаметно, потому что в ней очень много сахара, в одном стакане 10 чайных ложек сахара (воспитатель показывает в стакане сахар, сахар очень вреден для здоровья, и кока-кола становится сладкой, а если сахар не положить, то кока-кола будет кислой. Газированная вода содержит много кислоты. Частое употребление газированных напитков и большое количество вредно для здоровья человека, особенно детей, т. к. они содержат много кислоты.
-Ребята, так почему у Нолика заболел живот? (он выпил много кока-колы, а в ней много кислоты, поэтому у него и заболел живот)
— А что бы вы посоветовали ему пить (воду и сок)
— Ребята, а много сока можно пить? (нет в умеренных количествах, потому что сок тоже имеет кислоту)
— Проведём с вами последнее измерение, в воду насыпаем соду, размешиваем (делает ребёнок) и измеряем кислотность при добавлении соды показатель воды стал выше 7, такая среда называется ЩЕЛОЧНОЙ. Минеральная вода Ессентуки, Боржоми, имеют щелочную среду, и полезна при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Это такие заболевания, когда болит живот.
1. Анализ результатов деятельности
— И если наш Нолик будет и дальше пить кока-колу, то живот у него будет болеть постоянно, и он будет всегда грустный. Давайте наклеим в тетрадь в этот столбик, что можно, без вреда для здоровья, а в этот, что нельзя. Зачеркните кока-колу красным фломастером, пусть он видит, что кока-кола опасна для здоровья.
-Давайте, посмотрим у нас для Нолика готова тетрадь с нашими измерениями и советами, я думаю он будет ей пользоваться и заботится о своём здоровье, отправим ему эту тетрадь по электронной почте, а для это сфотографируем ёё (дети берут фотоаппарат и фотографируют тетрадь наблюдений)
-Теперь мы можем отправить тетрадь по электронной почте, а эту тетрадь оставим себе, и когда будем видеть результаты измерений, не захотим пить кока-колу, чтобы не наносить вреда здоровью.
-Ребята, что нового узнали?
— Что такое кислотность (содержание кислоты в продуктах)
— Пригодятся ли вам полученные знания? Зачем?
— Что было интересно?
Конспект непосредственно-образовательной деятельности конспект НОД в подготовительной группе «Сказки из сундучка» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 422 «Сибирячок» комбинированного вида» 630136,.
Конспект НОД в подготовительной группе «Труд хлеборобов» Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума. К. А. Тимирязев Цель: Обобщить знания детей о.
Конспект НОД «Космос» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в космос» Цель: развивать у детей познавательных интересов, интеллектуальную активность. Задачи: Образовательная: формировать.
Конспект НОД «Настоящий друг» в подготовительной группе Программное содержание: Формировать у детей понятия «друг», «дружба»; показать ценность и необходимость дружбы; Развивать умение видеть.
Конспект НОД по безопасности в подготовительной группе «Электроприборы» МБДОУ детский сад № 8 «Солнышко» Конспект непосредственно образовательной деятельности по безопасности в подготовительной группе.
Конспект НОД по математике в подготовительной группе Цели и задачи: • Развивающие: o развивать навык устного и письменного счёта, умение считать в пределах 8: складывать, вычитать, сравнивать,.
Конспект НОД «Мебель» в подготовительной группе Тема: «Мебель» Коррекционно-образовательные задачи: Расширение представлений о мебели и ее назначении. Уточнение и расширение словаря.
Конспект НОД в подготовительной группе «Мы волшебники» Конспект НОД в подготовительной группе «Мы волшебники» Цель: Развитие у детей мыслительных операций: умения выдвигать гипотезы, делать выводы,.
Конспект НОД в подготовительной группе «Космос» Задачи: Уточнить знания детей о первом космонавте, полетевшем в космос; закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах.
Занятие по теме «Кислоты и основания». 5-й класс
Разделы: Химия
Класс: 5
Формат занятия: познавательная лаборатория.
Задачи занятия: проведение занятия в соответствии с требованиями ФГОС – овладение учениками предметными, метапредметными и личностными результатами.
Планируемые результаты деятельности:
1. Умение применять теоретические знания на практике.
Умение проводить несложные эксперименты и описание их результатов. (предметный результат).
2. Развитие коммуникативных умений в ходе парной и коллективной работы, привитие навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием, использование новых информационных технологий для привлечения учащихся к пониманию и описанию химических процессов. (метапредметный результат).
3. Формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории.
Соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни (личностный результат).
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, эксперимент.
Оборудование: ИКТ: ПК по числу учащихся, из них подключенных к сети Интернет – по числу групп учащихся, проектор, экран.
Компьютер, интерактивная доска, коллекция для демонстрации кислот в быту и природе, набор реактивов и оборудования для проведения демонстрационных опытов, реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов.
1. Организационный этап
Приветствие учителя и учащихся, проверка готовности учащихся к занятию.
2. Активация знаний. Фронтальная беседа.
– Как называется все то, что нас окружает?
= Все, что нас окружает – физические тела или предметы.
– Из чего состоят тела?
= Тела состоят из веществ.
– Чем отличаются вещества друг от друга?
= Свойствами.
– Для чего необходимо знать свойства веществ?
= Для того чтобы правильно применять их.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
В химии есть много интересных веществ. Сегодня нам предстоит познакомиться с некоторыми из них. Какие это вещества? Вы позже назовете сами.
Чтобы изучать вещества, нужна лаборатория. Давайте мысленно перенесемся в лабораторию чудес (Приложение 2. Слайд 1), где я уже не учитель, а профессор химии, вы – молодые ученые, мои помощники.
Слайд 2. Видно мелькание сигнальной лампы, предупреждающей об опасности.
Слайд 3. Звучит сирена и «металлический» голос за кадром: «Внимание! Будьте предельно осторожны! Вы находитесь в секретной «Лаборатория чудес». Соблюдайте правила безопасности: не вдыхать реактивные пары, не трогать неизвестные вещества руками, с точностью выполнять рекомендации Профессора!». На фоне стилизованной музыки «Звуки лаборатории» («чпоканье» пузырьков, шипение и бульканье жидкостей. ):
Профессор: Добрый день, коллеги! Наша лаборатория рада принять вас для прохождения практики. Надеюсь, молодые ученые порадуют вас своими открытиями!
И вот первое задание. Сегодня утром в лабораторию пришла посылка.
На демонстрационном столе стоят вещества, известные вам и применяемые в быту.
Учитель демонстрирует: лимон, кефир, бутылочку с уксусной кислотой, ягоды: клюква и черника в химическом стакане.
Учитель: Как вы думаете, что объединяет все это? Какое отношение эти предметы могут иметь к нашему занятия? Выскажите гипотезы.
Ответ: Набор продуктов питания с кислым вкусом. (Все кислое на вкус)
Учитель: Как вы думаете, какие вещества придают этим продуктам кислый вкус?
Ответ: Они содержат кислоты.
– Какова цель нашего занятия? (Изучить кислоты).
Второе слово темы занятия написано здесь. Учитель демонстрирует чистый лист: это слово, написано невидимыми чернилами, разработанными сотрудниками секретной «Лаборатория чудес».
Один ученик из пульверизатора брызгает раствором щелочи на «чистый» лист. Проявляется малиновая надпись «Основания». (Приём яркого пятна)
– Ребята, сформулируйте тему занятия.
= Кислоты и основания. Слайд 4
Запись темы занятия в технологических картах, (Приложение 3).
4. «Открытие нового знания» Первичное усвоение новых знаний
4.1. Этап теоретический
Итак, цель нашего занятия – знакомство с кислотами и основаниями.
Учитель формирует проблему:
А что предполагает знакомство? (Ребята, сформулируйте задачи занятия). Что бы вы хотели узнать об этих веществах?
– где они встречаются?
– какие свойства у них?
– какую пользу приносят кислоты и основания человеку и природе? и т.д.
Мы сегодня познакомимся с кислотами и основаниями, и узнаем с вашей помощью о том, где мы сталкиваемся с кислотами и основаниями в повседневной жизни.
Начнем знакомство с кухни. Какие кислоты вам уже известны? Какие из них есть дома?
= Лимонная, уксусная… Слайд 5
Давайте узнаем о кислотах побольше: подготовить сообщения о самых важных кислотах.
Виды деятельности учащихся: самостоятельный поиск информации в интернете.
Работа групп по инструкции. (Приложение 3).
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий, демонстрация результатов деятельности группы перед остальными коллективами. Взаимооценка работы на данном этапе.
Устный журнал мини-сообщений о кислотах. Сообщения по 1-2 мин. (Приложение 4).
Слайд 6
А кто знает, что такое основания? Основание — это соединение, химически противоположное кислоте. Щелочью называется основание, растворимое в воде.
В химии у оснований, или щелочей, есть определенное значение. Со щелочами мы в повседневной жизни встречаемся реже, чем с кислотами.
В целях развития познавательного интереса и демонстрации важности соединений данного класса демонстрируются слайды презентации и сообщаются интересные факты об основаниях.
Слайд 7: Химики различают кислые растворы (кислоты) и щелочные растворы (щелочи). Так, раствор уксуса является кислым, а раствор мыла — щелочным, его ещё называют мыльным щёлоком.
Самое известное щелочное соединение – это раствор соды.
Все моющие средства, мыло, шампунь представляют собой слабощелочные растворы. Именно щелочная среда создает эффект мылкости, растворяет жир и смывает грязь.
Жидкие очистители содержат щелочи, растворяющие грязь. Раствор аммиака и стеклоочиститель – это также основания.
Щелочной раствор – гашеную известь мы наносим на стены при побелке.
Щелочные батарейки мы используем как источники питания для приборов.
Первичная проверка понимания
Состоялось знакомство с веществами. Давайте проверим, насколько вы были внимательны.
По слайду 8 назвать кислоты.
Учащиеся делают вывод о том, что кислоты и основания необходимые вещества для жизни и их нужно изучать.
Физкультминутка. Смена деятельности. (Приложение 6)
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.
4.2. Этап экспериментальный
Нас окружает много различных веществ. Одни из них проявляют кислотные свойства, другие щелочные, а третьи нейтральные. (Если вещество не кислотное и не щелочное, то говорят, что оно нейтральное). Кислоты бывают пищевые и те, что категорически запрещается пробовать на вкус.
Очень кислые или очень щелочные вещества мы в обычной жизни не используем. Такие вещества могут быть очень опасными.
Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус кислоты и основания! Вы же знаете, что в лаборатории категорически запрещается пробовать химические вещества на вкус. Это грубейшее нарушение ТБ.
Вопрос – проблема
Демонстрация: Перед вами растворы. Как распознать вещества не пробуя их на вкус?
Самостоятельный поиск ответа по информационным листам. (Приложение 5)
Горшок с фиалкой. На чашке Петри находятся лепестки с каплями кислоты, фиолетовые лепестки стали ярко-красными, а в горшке фиолетовые.
В химических лабораториях используют не природные, а синтетические индикаторы. Демонстрация: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин, индикаторная бумага.
5. Экспериментальная проверка найденной информации об индикаторах
Самостоятельная работа учащихся в группах по вариантам (с последующей проверкой).
Техника безопасности при работе со щелочами и кислотами!
Задача: распознать кислоту и щелочь с помощью лакмуса и природного индикатора; закрепление умения самостоятельно проделывать опыты, соблюдая ТБ, делать выводы и обобщать. (Приложение 3)
Этап первичного закрепления новых знаний (проверка усвоенных знаний, обсуждение выполненного задания).
Как можно определить растворы кислоты, щелочи?
Для чего это нам необходимо знать?
Ответ. Чтобы правильно применять эти вещества в жизни.
6. Применение новых знаний
Самостоятельная работа учащихся в парах (с последующей проверкой).
Экспериментальная задача: Докажите, что в состав лимона входит кислота.
Как она называется и где она может применяться? Как называются вещества, которые вам потребуются для решения задачи.
7. Подведение итогов
Домашнее задание. Слайд 10
Рефлексия Слайды 11, 12.
Сегодня на уроке я:
– Научился…
– Мне показалось важным…
– Я понял, что…
– Я почувствовал, что…