Как объяснить ребенку что такое кровь
«Для чего нужна кровь». Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Ольга Соколова
«Для чего нужна кровь». Конспект открытого занятия в подготовительной группе
Тема: «Для чего нужна кровь».
(в подготовительной группе)
• дать представление о том, «то делает кровь в организме,
• развивать внимание, память, мышление.
• формировать гигиенические навыки по охране своего здоровья.
• кровь разносит питание по всем органам,
• кровь разносит кислород по всему организму,
• борется с микробами, которые попадают в организм.
Активизация словаря: питание, кислород, разносит, микробы
Понятия: сердце, артерии, вены, почки.
Действия: манипуляция с корабликом по плакату.
Обращаю внимание ребят на бутыль с надписью «Живая вода”.
-Ребята, в какой сказке мы встречались с «Живой водой» (сказка об «Иване-царевиче и сером волке»).
— Хочу пригласить Вас в интересное путешествие по нашему организму, по двум большим рекам.
.Посмотрите на плакат.
-Главный порт у нас «Сердце”. Одна река красного цвета течет вниз от порта «Сердце» до маленькой станции «Пальчики”, Эта река несет кислород всем клеточкам, называется она «Артерия». Повторите.
— Сердце стучит: «Тук-тук», как мотор у машины, днем и ночью толкает кровь с кислородом в речку «Артерию», оно никогда не отдыхает, Послушайте у себя, как работает главный порт «Сердце» рукой,
— Вспомните, из чего состоят наши мышцы., кости, волосы? (из клеточек)
• Да, правильно, если капельку крови рассмотреть под микроскопом, то можно увидеть, что она состоит токе из клеточек-корабликов. Эти кораблики красного, белого и фиолетового цвета.
• Как вы думаете, почему кровь красного цвета? (больше корабликов-клеточек красного цвета).
— Верно. (Для обыгрывания действий, предлагаю бумажные кораблики красного, белого и фиолетового цветов).
Предлагаю детям взять кораблики красного цвета.
-Кораблики красного цвета- это торговые кораблики,везут самый ценный груз- кислород.
Отправились от порта «Сердце» вниз пo речке «Артерия»- повезли клеточкам кислород, отдали и забираем отработанный газ- углекислый,
-Как вы думаете, по какой речке мы будем возвращаться? (по синей, мы взяли отработанный газ. Приехали, поставили кораблики в порт.
В то время, когда красные кораблики возят ценный груз –кислород, чем занимаются белые и фиолетовые кораблики? А вот чем.
-Стоит нам порезать руку, как микробы стараются проникнуть в ранки, тут и начинают работу белые кораблики (на макете изображена ранка).
• Предлагаю взять кораблики белого цвета.
— Они тесным кольцом окружают микробы и съедают их, «пожирают» их, их назвали пожирателями. (игровой момент с микробами)
• Ребята, как вы думаете, что произойдет с нами, если сердце остановится? (артерия станет пустой, клеточки без кислорода начнут погибать, значит, и мы погибнем). Сердце и все органы надо беречь.
Физминутка «Мы моряки бесстрашные»
— Хотите стать капитанами и поплыть по этим речкам?
— Наденьте фуражки (ободки, возьмите кораблики и ставьте их в главный порт «Сердце», на речку “Артерия”. Доплыли вниз (работа с плакатом на полу).
-Что мы о вами везем? (кислород)
-Молодцы! Подплыли к порту «Желудок», «Кишечник».
— Что мы с вами отдаем? (часть кислорода)
— Что нам дает кишечник (пищу для клеточек).
-Слышу сигнал из порта «Нога»: «В царапину на пальце лезут микробы…» Отдавайте команды кораблям!
-Какой груз привезли в порт «Нога»? (пищу, кислород).
-Забираем отработанный газ, погибших кораблей-клеточек.
— По какой реке будем возвращаться? (вена)
-Что повезем? (отработанный газ, пищу, погибшие корабли).
-В какой порт надо заехать, чтобы подлечиться? (порт «Почки»)
-Ребятки, а теперь поедем за ценным грузом в порт «Легкие»- за кислородом, а оттуда в порт, «Сердце».
-Для чего нам нужна кровь в организме?
-Вот наше путешествие закончилось.
-Кто из капитанов сам хочет провести свой корабль по этому маршруту (оказываем помощь).
-Молодцы! Можете подавать документы в школу настоящих капитанов.
Конспект НОД по валеологии в подготовительной группе Задачи: 1. обобщенно познакомить детей с двумя кругами кровообращения 2. вспомнить состав крови,названия клеток,закрепить названия кровеносных.
Вопросы по выявлению уровня знаний об организме по программе «Я — человек» 1. Как ты думаешь, из чего ты «сделан», из чего состоит твое тело? 2. Представь себе. Что у тебя есть волшебная подзорная труба, которую.
Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое кровь»
Тема : Что такое кровь.
Личностные: применять полученные знания и умения на уроках жизни; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи; формирование здорового образа жизни; расширять кругозор учащихся; формировать мотивацию у учащихся к познанию мира. Оценивать, что полезно, а что – вредно.
Метапредметные: учить осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, высказывать свое предположение; предлагать способы проверки; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, исследовательские наблюдения; перерабатывать полученную информацию, делать выводы; оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других, договариваться с одноклассниками, работать в паре.
Предметные: формировать у учащихся новые понятия о составе крови, развивать у учащихся понятия о клеточном строении, взаимосвязи строения и функций клеток (кровяные клетки)
Образовательная: дать первичные сведения о составе крови.
Воспитательная: формирование навыков здорового образа жизни.
Развивающая: развивать исследовательские навыки и устную речь
Методы: деятельностный, проблемный диалог, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Место урока в теме: 1 урок из уроков по теме «Кровь».
знать: минимум: кровь
максимум: кровяная плазма, гемоглобин, красные кровяные клетки, белые кровяные клетки, кровяные
— называть состав крови,
— объяснять значение и функции крови в организме,
— оценивать правильность поведения с точки зрения ведения здорового образа жизни.
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.
— Каждый человек хочет и может быть здоровым. Для этого он должен познать самого себя. Сегодняшний урок поможет нам с вами узнать некоторые секреты нашего организма.
Контролируют готовность к уроку. Концентрация внимания.
Проверка усвоения предыдущей темы.
Цель: проверка знаний о кровеносной системе
— Какую систему органов мы изучили на прошлом уроке?
— попробуйте решить кроссворд.
— мельчайшая сеть кровеносных сосудов, пронизывающих ткани.
— Сильная мышца и очень большая труженица, выполняющая роль неутомимого насоса.
— Газ необходимый для дыхания и жизнедеятельности органов.
— Кровь, движущаяся к сердцу, наполненная углекислым газом.
— Кровь, движущаяся от сердца и наполненная кислородом.
-Какова роль крови в организме? (главный транспорт в организме)
Применяют ранее полученные знания. Отгадывают кроссворд.
1) формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
2)формируем умение находить ответы на вопросы.
3)формируем умение делать выводы.
Изучение нового учебного материала .
Цель: систематизировать знания о кровеносной системе.
— Ребята, я знаю, что многие из вас любят сказки. Помните, как было в одной русской народной сказке? « Прибежал серый волк, принес в зубах две хрустальные бутылки с живой и мертвой водой. Сбрызнул волк Ивана Царевича мертвой водой, все раны на нем затянулись, брызнул он тогда на Ивана живой водой. Встал Иван Царевич, потянулся и сказал: «Как долго я спал». Это сказка, но волшебная вода есть в каждом существе. Причем она одновременно и живая, и мертвая. Вы догадались, о какой жидкости идет речь?
— Какова же тема сегодняшнего урока?
Цель: постановка проблемы урока.
— Откройте учебники на стр. 36. Давайте по ролям прочтем диалог ребят.
— Какое противоречие вы услышали из диалога ребят?
— Какой возникает проблемный вопрос?
— Какие цели мы сегодня для себя поставим на уроке? Что бы вам еще хотелось узнать про кровь? Постараемся на сегодняшнем уроке расширить наши знания про кровь. (составляется план урока: из чего состоит кровь? Какова функция крови в организме? )
— Сейчас каждая пара, используя текст учебника, будет исследовать, из чего состоит кровь.
1-я пара изучит первый абзац,
Каждой паре нужно изучить свой абзац и выяснить 1. Название составной части крови. 2. Какие вещества содержит?3. Могут ли двигаться? 4. Какую роль выполняют? 5. Как можно представить пантомимой данную часть крови?
(Учитель дополняет ответ каждой пары.)
Плазма составляет около 55 % крови. Она состоит из воды и растворенных в ней веществ. В плазме образуются особые вещества, которые сохраняются в крови и после болезни. Они защищают человека от повторного заболевания. Говорят: «Появился иммунитет». Эти вещества можно вырабатывать искусственно, делая прививки. В плазме находятся клетки крови. Вязкость крови в 6 раз больше вязкости воды.
Красные кровяные тельца называются – эритроцитами, их в крови больше всего. Они имеют форму дисков, которые вогнуты с двух сторон. Их число в крови взрослого человека составляет в среднем около 5 млн. на 1 мм (куб). Красные кровяные клетки живут около четырех месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.
Белые кровяные тельца называются – лейкоциты. Лейкоциты не имеют цвета. В 1 мм (куб) крови их содержится в среднем около 7 тысяч, их гораздо меньше. Они как сторожевые катера, передвигаются по крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза, и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной- это мертвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды.
Кровяные пластинки называются – тромбоцитами. Они представляют собой бесцветные сферические тельца, диаметр которых в три раза меньше диаметра эритроцитов. Правильно вы сказали, что тромбоциты свертывают кровь и любая рана не вызывает потери всей крови. А крови у человека не так и много, у взрослого человека 4,5 – 5 литров, у детей 8-12 лет всего 3,5 литра.
Как объяснить ребенку что такое кровь
« Катенька, потерпи немножко, детка! Сейчас выйдет батюшка и даст тебе компотик», — услышала я за спиной слова, которые каждый раз заставляют меня невольно вздрагивать.
«Компотик», «изюминка», «вкусненькое» — что только не доводилось мне слышать, стоя в воскресный день на Божественной литургии и ожидая выноса Чаши.
К сожалению, подобные «объяснения» самого главного Таинства Церкви у некоторых прихожан всё ещё встречаются. При этом никто из них не задумывается: «А не послужат ли такие слова в дальнейшем тем самым искушением, которое оттолкнет моего ребёнка и от Причастия и от Церкви? А не зародится ли в ребёнке сначала малое, а потом уже и неисправимое неблагоговейное отношение к Таинству? А поверит ли потом подрастающее чадо уже более серьёзному объяснению сути Евхаристии?»
Размышляя над вопросом, как объяснить ребёнку, что такое Тело и Кровь Христовы, следует начать с того, что Таинство Святого Причащения должно быть неотъемлемой частью жизни ребёнка и родителей, а о Литургии следует говорить на разных возрастных этапах, постепенно «усложняя» объяснение.
Если и взрослые причащаются регулярно, и ребёнок с самого раннего возраста после своего крещения причащается вместе с ними, то у него вряд ли будет возникать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него участие в Евхаристии станет естественной и неотъемлемой частью жизни. Но в то же время недостаточно принести дитя в храм, причастить и уйти. Уже собираясь в храм, полезно подчёркивать, что идёте в Божий дом, что будете участвовать в Таинстве Святого Причащения, чтобы соединиться с Господом.
Причастие – это соединение с Богом – вот самое доступное объяснение для детей. Они поймут, и примут эту истину детским сердцем через призму веры. Само слово помогает нам в этом: При-частие, становление частью чего-то, при-со-единение к Богу…
Бог есть Любовь, полнота любви и её источник. Как сказал один богослов: «Даже наша пища – это любовь Божия, ставшая съедобной». И Господь настолько любит нас, что желает приобщить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним единым организмом. Для этого Он таинственным образом соединяется с нами в Таинстве Причастия.
Можно охарактеризовать Святые Дары словами Спасителя о Себе — Хлеб Небесный: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин.6).
Понятия «Тело» и «Кровь» сложны для детского восприятия, так как в современном языке редко выражают сопричастность. Однако мы можем привести в пример выражения «моя кровинушка», «плоть от плоти». Также ребёнок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кровообращения и формируется с помощью её организма.
Постепенно через знакомство с Библией, ребёнок сможет применить усвоенные им понятия ко Христу.
Святые Дары также правильно и доступно для ребёнка именовать Святыней.
Говорить о Святом Причастии в категориях вкусной пищи, сладостей, категорически недопустимо. Подобные ассоциации являются в некотором роде кощунственными и закладывают в детскую душу неблагоговейное отношение к Святыне.
Родители по-разному объясняют своим детям, что такое Причастие. Но все они сходны в одном мнении – ребёнок сможет понять Таинство Тела и Крови постепенно и только при одном условии, что вера в семье является не просто мировоззрением, а является образом жизни.
И в заключение мне хотелось бы поделиться краткими вариантами ответа на вопрос: «Как объяснить ребёнку, что такое Причастие?»
Анастасия Овансова, мама троих детей:
Мне кажется, что здесь большое значение имеет личный таинственный опыт, и словами его выразить я не могу. Очень интересно, как видят и понимают Причастие малыши. Моя маленькая крестница, после первого Причастия на вопрос своей нецерковной бабушки: «Ну что, причастилась? Батюшка тебя причастил?» (она боялась бородатых мужчин) — ответила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»
Вот и что она видела?! Я, пытаясь словами объяснить, что такое Причастие, едва ли смогла бы донести до неё то, что она видела.
Марина Базанова, мама двоих детей:
Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в раннем возрасте абстрактные понятия у них сформированы абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соединяемся с Господом!»
Священник Александр Аникин:
Вопрос формального объяснения Таинства Евхаристии сложен для детского ума.
Попытка ответить на вопрос: «Что находится в Чаше?», — в категориях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неоднозначную реакцию. Это происходит потому, что дети понимают все слова буквально и не способны видеть в них многогранность значений.
Более того, объяснение Таинства в данных категориях даже для взрослого человека не внесет ясности в суть происходящего.
Это происходит по той причине, что духовная жизнь становится объяснима для человека в исключительно эмпирическом, опытном восприятии. Иными словами, только через регулярное приобщение Трапезе Господней возможно раскрытие внутреннего содержания Таинства Таинств.
Только через личный пример, участвуя в Божественной литургии совместно с ребенком, подавая ему образец для подражания и деятельный пример любви, ведя его за собой, возможно ожидать, что маленький человек станет причастником Божественных Таин.
Только тогда можно надеяться, что через время, возрастая в летах, он органично воспримет эту Истину. Истину того, что в Чаше находится Господь, таинственным образом преображающий человека и делающий его по-настоящему свободным.
Священник Александр Ионитис:
Родители должны привить ребёнку личностное отношение с Богом, чтобы ребёнок понимал что Бог это Личность, что Бог является таким же близким и родным для ребёнка, как и родитель. Прививается это через чтение детской Библии, через молитву в храме и дома с родителями.
Тогда до ребёнка можно донести, что такое Причастие и зачем оно. В иных случаях для ребёнка все объяснения останутся просто звуковыми колебаниями, так же как и для взрослых.
Конечно, относительно возможно пойти иным путём и начать приписывать Причастию магические свойства (например: «если ты будешь причащаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь причащаться, то Богу будет приятно, и если ты загадаешь желание или будет мечта, Бог обязательно исполнит»). Но, на мой взгляд, это уже тупиковый путь.
Диакон Антоний Сацута:
Я не знаю, как это можно объяснить двухлетнему ребенку. Главное — постепенно это делать. Сначала просто говорить, что тот, кто причащается, прикасается к Богу. А дальше с возрастом можно постепенно знакомить ребёнка со Христом.
Иподиакон Александр Попов:
Мне кажется, что можно сказать так: «Господь войдёт в твоё сердечко, и постарайся сохранить там этого дорогого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».
Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа?» — можно, я думаю, ответить так: «Мы принимаем пищу, и она нами усваивается, становится нашим телом и кровью (это ведь действительно так: мы получаем необходимые вещества и энергию через питание). Так и Господь на Тайной Вечере вкусил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литургии становимся участниками той самой Тайной Вечери и таинственным образом принимаем в себя Самого Христа. Он, живой и воскресший, входит в нас и живёт в нас». А выяснять уже механику или химию этого Таинства — дело невозможное, да и ненужное. На то оно и Таинство.
Кровавые факты
Кровавые факты
Про кровь мы писали много и с удовольствием. Все знают, что она красная и умеет сворачиваться. Кроме того, ей можно поделиться с теми, кому она необходима.
Что еще нужно знать про кровь?
Кровь – это особая биологическая жидкость, которая предназначена для доставки необходимых для жизни веществ в клетки организма и удаления из них продуктов жизнедеятельности.
Сколько крови у человека?
В норме у взрослого человека кровь составляет шесть-восемь процентов от массы тела – то есть примерно пять-шесть литров.
У детей крови больше – около восьми-девяти процентов от общего веса.
Зачем нужна кровь?
Артериальная и венозная кровь
Кровь, которая несет кислород из легких, называется артериальной. А та, что насыщена углекислым газом и следует к легким, – венозной.
— Переносит кислород от легких к клеткам и углекислый газ обратно,
— Доставляет питательные вещества к клеткам: аминокислоты, жирные кислоты и глюкозу,
— Транспортирует продукты обмена веществ для их выведения из организма,
— Переносит тепло, регулируя температуру тела,
— Переносит гормоны и другие биологические вещества для регуляции работы организма,
— Ее белые клетки защищают организм от инфекции.
Из чего состоит кровь?
Чуть больше половины – около 55 процентов – от объема крови, циркулирующей в сосудах человека и других позвоночных животных, составляет плазма.
Плазма – это жидкая часть крови, на 90 процентов состоящая из воды. На оставшиеся десять приходятся различные минеральные соединения, белки, аминокислоты, глюкоза и другие органические вещества, участвующие в обмене веществ организма.
В плазме крови содержатся и все биологически активные вещества: гормоны, ферменты и витамины. Кроме того, в плазме содержатся газы: кислород и углекислый газ.
Помимо плазмы в состав крови входят и клетки крови.
Эритроциты – красные кровяные тельца. Цвет им придает белок гемоглобин, в котором содержится железо. Он обеспечивает выполнение основной функции эритроцитов: присоединение и транспортировку кислорода к клетками.
Красный цвет имеет только кровь позвоночных. Существуют и обладатели “голубой крови” – моллюски и членистоногие. Такой оттенок ей придает аналог гемоглобина – гемоцианин.
Тромбоциты, или кровяные пластинки. Вместе с белками, которые содержатся в плазме крови, кровяные пластинки обеспечивают свертывание крови и образование тромбов в местах повреждения сосудов.
Лейкоциты, или белые клетки крови, – это часть иммунной системы человека. Они участвуют в реакции организма на вторжение вирусов и вредных веществ, вырабатывая клетки, которые могут распознавать и уничтожать возбудителя.
Где производится кровь?
У человека наибольший объем крови производится в красном костном мозге. Это желеобразное вещество, которое состоит из жира, крови и стволовых клеток, способных превращаться в различные клетки крови.
Больше всего красного костного мозга у взрослого человека содержится в костях таза и длинных трубчатых костях конечностей.
У детей красный костный мозг есть также в реберных костях, позвонках и костях черепа. Со временем он заменяется на желтый, который кровь не производит.
Особенности крови и органов кроветворения у детей
Для всей кроветворной системы ребенка характерна крайняя функциональная неустойчивость (лабильность), легкая ранимость самыми незначительными экзогенными факторами.
Уменьшение количества гемоглобина, эритроцитов, появление незрелых элементов красной крови, лейкоцитоза с образованием молодых клеток наблюдаются у детей значительно чаще и развиваются быстрее, чем у взрослых. Образование очагов экстрамедуллярного кроветворения, а иногда и полный возврат к эмбриональному типу могут быть обусловлены у детей не только тяжелой анемией и лейкемией, как у взрослого, но часто происходят под влиянием различных инфекций, интоксикаций и других вредно действующих факторов (бронхопневмония, пиелонефрит, отит и др.). Кровь на инфекции, анализ — детская клиника «Маркушка»
Периферическая кровь здорового ребенка
Эритроцитарная система: эритропоэз начинается со стволовой клетки костного мозга, чувствительной к эритропоэтину (гликопротеин, производимый в ответ на тканевую гипоксию в печени плода и почке ребенка), и идет путем дифференцировки ее в эритробласт, затем в пронормоцит, базофильный нормоцит, полихроматофильный нормоцит, оксифильный нормоцит, ретикулоцит.
Из предположительно 18 делений, происходящих в процессе превращения стволовой клетки в зрелый эритроцит, эритропоэтин существенно стимулирует заключительные 8-10 делений. Предшествующие деления клетки, дающие начало эритропоэтинчувствительным эритроидным клеткам-предшественникам, в основном независимы от эритропоэтина.
Продолжительность жизни эритроцитов — 100-120 дн. С помощью фагоцитирующих макрофагов селезенки, печени, легких, лимфатических узлов за сутки в среднем разрушается 1,4 % эритроцитов.
Состав периферической крови у ребенка
Состав периферической крови у ребенка в первые дни жизни после рождения претерпевает значительные изменения. Сразу же после рождения красная кровь характеризуется повышенным содержанием гемоглобина и большим числом эритроцитов. С конца 1-х — начала 2-х суток жизни происходит снижение содержания гемоглобина и эритроцитов.
Для крови новорожденного характерны отчетливый анизоцитоз, отмечаемый в течение 5-7 дн., макроцитоз (несколько больший в первые дни жизни диаметр эритроцитов — до 8,5- 9 мкм при норме 7,5 мкм). Кровь новорожденного содержит много молодых эритроцитов, что говорит об активно протекающих процессах эритропоэза. В течение нескольких первых дней жизни в крови удается обнаружить ядросодержащие формы эритроцитов, чаще нормоциты и эритробласты. Количество ретикулоцитов в первые часы жизни колеблется от 8 до 42 %. Большое содержание эритроцитов и гемоглобина, а также незрелых форм эритроцитов в периферической крови в первые дни жизни свидетельствует об интенсивном эритропоэзе как реакции на недостаточность снабжения плода кислородом в период внутриутробного развития и во время родов.
После рождения в связи с установлением внешнего дыхания гипоксия сменяется гипероксией
После рождения в связи с установлением внешнего дыхания гипоксия сменяется гипероксией. Это вызывает снижение эритропоэза и падение количества эритроцитов и уровня гемоглобина. Эритроциты, продуцируемые внутриутробно, обладают укороченной продолжительностью жизни по сравнению с таковой у детей старшего возраста и более склонны к гемолизу. Продолжительность жизни эритроцитов у детей первых дней жизни составляет 12 дн., что в 10 раз меньше, чем у взрослых и детей старшего возраста.
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) зависит от многих химических и физических свойств крови. У новорожденного СОЭ составляет 2 мм/ч, у детей раннего и старшего возраста — 4- 8 мм/ч, у взрослых — 5-8 мм/ч. Более медленное оседание эритроцитов у новорожденных объясняется низким содержанием в крови фибриногена и холестерина, а также сгущением крови, особенно ярко выраженным в первые часы после рождения.
Лейкоцитарная система
Лейкоцитарная система: лейкопоэз начинается со стволовой клетки костного мозга и идет путем дифференцировки ее в миелобласт, затем в базофильные, нейтрофильные и эозинофильные сегментоядерные клетки через фазы: промиелоцит — миелоцит — палочкоядерные клетки.
Нейтрофилы непрерывно поставляются в кожу, слизистые оболочки и другие периферические ткани. Их ежедневный оборот составляет порядка 100 млрд. клеток. Длительность жизни гранулоцитов — от 14 до 23 дн. Большую часть своей жизни нейтрофилы проводят в костном мозге. На пути к периферическим тканям нейтрофилы проводят около 10 ч., находясь во внутрисосудистом пространстве, и в любой момент только половина внутрисосудистых клеток находится в движении, а другая обратимо прилипает к эндотелиальной поверхности сосудов (пристеночные клетки). Последние — это запасной пул зрелых клеток, которые могут быть востребованы в случае инфекции или воспаления.
Особенности количества лейкоцитов
С возрастом лейкоцитарная формула претерпевает значительные изменения
Это выражается в снижении числа нейтрофилов и увеличении количества лимфоцитов. На 5-й день жизни их число сравнивается (так называемый первый перекрест), составляя около 40-44 % в формуле белой крови при соотношении нейтрофилов и лимфоцитов 1:1. Затем происходит дальнейшее увеличение числа лимфоцитов (к 10-му дню до 55-60 %) на фоне снижения количества нейтрофилов (приблизительно 30 %). Соотношение между нейтрофилами и лимфоцитами составит уже 1:2.
Постепенно к концу 1-го месяца жизни исчезает сдвиг формулы влево, из крови полностью исчезают миелоциты, содержание палочкоядерных форм снижается до 4-5 %.
К началу 2-го года жизни число лимфоцитов начинает уменьшаться, а число нейтрофилов расти соответственно на 3-4 % клеток в год, и в 5 лет наблюдается «второй перекрест», при котором количество нейтрофилов и лимфоцитов вновь сравнивается (соотношение 1:1). После 5 лет процент нейтрофилов постепенно нарастает по 2-3 % в год и к 10-12 годам достигает величин, как у взрослого человека, — около 60 %. Соотношение нейтрофилов и лимфоцитов снова составляет 2:1.
Такой параллелизм изменений нейтрофилов и лимфоцитов можно объяснить общностью их функциональных свойств, играющих роль в иммунитете. Продолжительность жизни лимфоцитов — 100-300 дн.
Абсолютный и относительный нейтрофилез в первые дни после рождения объясняется поступлением в организм ребенка через плаценту материнских гормонов, сгущением крови в первые часы внеутробной жизни, рассасыванием внутритканевых кровоизлияний, адаптацией организма к внешним условиям.
Содержание эозинофилов, базофилов, моноцитов практически не претерпевает существенных изменений в процессе роста ребенка. Количество лейкоцитов в дальнейшем снижается до (7,6-7,9)х10(9)/л.
Тромбоциты
Тромбоциты, как и все другие клетки крови, ведут свое начало от стволовой клетки костного мозга с последующей дифференциацией: тромбопоэтинчувствительная клетка — мегакариобласт — промегакариобласт — мегакариоцит — тромбоцит. Около 35-40 % циркулирующих тромбоцитов ежедневно разрушаются вследствие старения и непрерывно протекающего в организме процесса свертывания.
Тромбоциты принимают непосредственное участие в процессе гемостаза. Активность тромбоцитарных факторов свертывания крови у новорожденных и детей грудного возраста понижена. Продолжительность кровотечения не изменена, время свертывания крови может быть удлинено, особенно у детей с выраженной желтухой (свыше 6-10 мин.).
Гематокритное число, дающее представление о процентном соотношении между форменными элементами и плазмой крови, меняется в зависимости от возраста. Гематокритная величина повышается при цианотических врожденных пороках сердца, при состоянии дегидратации и др. Уменьшение гематокрита наблюдается при анемиях и заболеваниях, сопровождающихся гидремией.
Периферическая кровь у недоношенных детей
Красная кровь здорового недоношенного ребенка при рождении характеризуется эритробластозом, ретикулоцитозом, повышенным количеством эритроцитов и гемоглобина, а также анизоцитозом и пойкилоцитозом. Вскоре после рождения отмечается постепенное падение содержания эритроцитов и гемоглобина, и на 2-3-м месяце жизни у большинства недоношенных развивается анемия, известная под названием «ранняя анемия недоношенных». В основе патогенеза ее лежат повышенный гемолиз и функциональная незрелость костномозгового кроветворения. Причиной интенсивного гемолиза является преобладание в крови недоношенных детей нестойких эритроцитов, содержащих фетальный гемоглобин.
Таким образом, у здоровых недоношенных детей анемию на 2-3-м месяце жизни можно рассматривать как проявление адаптации при замене экстрамедуллярного кроветворения костномозговым. У больных детей ранняя анемия чаще сопровождается более выраженными изменениями содержания эритроцитов и гемоглобина и имеет длительное течение.
К началу 4-го месяца наблюдается спонтанное увеличение уровня эритроцитов и гемоглобина, однако спустя месяц отмечается повторное снижение показателей и развивается поздняя анемия недоношенных, обусловленная недостатком железа в организме. В отличие от ранней, поздняя железодефицитная анемия поддается профилактике и эффективному лечению препаратами железа.
Кровь у детей в возрасте после года
Кровь у детей в возрасте после года также имеет свои особенности. Количество гемоглобина у детей старше 1 года отчетливо нарастает, постепенно приближаясь к цифрам взрослого человека, хотя и в этом возрасте имеются значительные индивидуальные колебания. Возрастает параллельно и количество эритроцитов; абсолютные количества их и темпы нарастания у детей различных возрастов подвержены довольно широким индивидуальным колебаниям. Число эритроцитов с суправитальной зернистостью постепенно уменьшается, достигая к школьному возрасту цифр, свойственных взрослым, то есть около 2 %. Цветной показатель колеблется от 0,85 до 0,95.
Следует отметить, что в последнее время и у детей, и у взрослых в периферической крови отмечаются некоторые изменения: определенно выявляется тенденция к снижению числа лейкоцитов (у детей — в возрасте от 2 до 15 лет).