Как объяснить ребенку что такое культура
Детям о культуре и морали
Третий год веду ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) в начальной школе.
Сегодня спрашиваю учеников: что же такое мораль. Вижу недоуменные взгляды и девочка Саша мне говорит:
— Я этого воообще не понимаю.
Спасибо отцу Евгению Соколову, который на православных курсах научил нас разбираться в этом понятии, и Слава Богу, как мне кажется, я могу донести это детям.
Начнем с таких замысловатых для детей слов «нрав» и «нравственность».
Их очень просто объяснить.
У них есть еще одно родственное слово «НРАВиться».
Т.Е. мораль, это все, что испокон веку людям нравилось. Без подмены на ложные ценности.
Привожу в пример скромного человека. Скромность, как то, что нравится в людях.
— Да,да! С такими же широко открытыми глазами подтверждаю я.
Они в недоумении, как скромность может нравится.
Объясняю. Например, пришел в гости человек и съел все, что на столе было приготовлено как угощение. Вам это понравится?
Прошу найти антоним слову «скромность».
В обществе, где наглость второе счастье. Где «не имей сто друзей, а имей наглую морду» это вызывает недоумение.
Продолжаю мысль. Что человеку нравится. Да всё, что КРАСИВО.
Этика помогает разобраться в том, ЧТО красиво, а ЧТО смешно. Что скромно, а что пОшло. Что великодушно, а что низменно.
Для детей культура это театры, музеи и выставки. И это опять неверное понимание, хотя тесно связанное.
Культура в учебнике объясняется как «возделывание земли», не дающее никакого понимания детям о значении этого слова.
Им кажется это чушью и даже чем-то смешным.
Связь можно найти ТОЛЬКО в глубоко православном понимании этого словосочетания.
Тут же необходимо еще понимать, что такое КРАСОТА.
КРАСОТА это ПОРЯДОК читай ГАРМОНИЯ.
Другое дело, что есть МАСКА (читай ЗАМЕНА) красоты и добра.
Всем доступный пример. Встретились парень и девушка. ПоНРАВились друг другу. Оба КРАСИВЫЕ. Но поженившись, поругались и разошлись.
Дети отвечают: узнали что-то плохое.
А почему они раньше этого ПЛОХОГО не знали.
Потому что все люди при первом знакомстве пытаются поНРАВИтся друг другу и свои недостатки тщательно скрывают под МАСКОЙ красоты.
Но МАСКУ КРАСОТЫ долго носить никто не может. НИКТО. Это АКСИОМА.
Об этом говорят все сказки мира. ПСЕВДОкрасота (читай МАСКА), прикрывающая лень, грубость, тунеядство, разгильдяйство, предательство раскрывается быстро.
ИСТИННАЯ КРАСОТА НИКОГДА НЕ ПЕРЕСТАЕТ.НИКОГДА!!
Если человек истинно любит, он способен любить и год, и два- всю жизнь.
Это сложнее, чем иметь в запасе МАСКУ.
МАСКА очень удобна. МАСКУ иметь проще, но чревато последствиями.
А источник культуры в природе- веточки расположены по порядку, листики на ветке по порядку, цветочки на лугу по порядку. Нигде нет безобразия, уродства, нагромождения. ПОРЯДОК.КРАСОТА. НРАВИТСЯ.
Классный час «Что такое культура»
классный час в начальной школе по теме: что такое культура?
Знакомство с понятием «Культура» культура мира
Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.
Расширение исторических знаний и представлений учащихся
Воспитание интереса к культуре России
Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.
1. Способствовать развитию интереса к культуре России
2. Формировать нравственные и патриотические качества
1.Словесный: объяснение, рассказ, беседа, диалог, дискуссия
2. Наглядный: демонстрация презентации, плакат с секторами
Форма педагогического общения : диалог
Форма деятельности учащихся: коллективная.
Учитель просит учащихся протянуть ладонь, под звуки спокойной музыки кладет каждому из них на ладонь по горошине.
Классный руководитель : Ребята, рассмотрите внимательно горошинку и скажите, на что она похожа?
Если внимательно посмотреть, то горошину можно сравнить с нашей планетой, именно такой земля видится из космоса.
— Поразмышляйте, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой «копии» планеты Земля.
— Рассмотрите схему, обратите внимание на сектор со словом «Я » и расскажите о том, как каждому из вас живётся на Земле.
— Ребята, а кто из вас знает, сколько таких “Я” живет на Земле?
Дети раскрашивают оценочный лист «Какой я»
У: Представьте себе, что к вам в поселок приехали ребята из другой страны, что вы о себе расскажите?
Идеальных людей не бывает. Но в каждом человеке есть что-то хорошее. Необходимо учиться видеть хорошее в себе и окружающих людях.
Может ли человек прожить один? Кого мы видим на планете рядом с собой?
А теперь давайте откроем второй сектор. слово «Природа»
Какое там слово?
— Посмотрите на горошину. Подумайте о том, без чего жизнь людей на планете была бы невозможна?
Без деревьев, кустарников, цветов, животных, насекомых человечество не могло бы существовать. Но люди рубят сук, на котором сидят, и не берегут окружающую природу.
— Поразмышляйте о том, каким должен быть человек, способный сохранить все живое на Земле?
Классный руководитель : Сберечь Землю сможет только человек знающий и образованный, добрый и внимательный.
У: Ребята, из букв соберите слово, что получилось? (культура)
Да, мы попали в мир культуры
— Мы в жизни часто слышим культурный человек, бескультурный, бескультурье.
Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура…
Как вы понимаете это слово? (посмотрим в толковых словарях)
У: Давйте посмотрим, что об этом говорят великие люди:Лихачев, Экзюпери и конечно Николай Рерих.
В русском языке до 19 века понятию «культура» соответствовало слово «просвещение».
навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе.
умение человека правильно говорить.
знание человеком законов и умение ими пользоваться.
Культура охватывает все области человеческой жизни:
культура передается через поколения в народных традициях
Откройте третий сектор «Люди»
Какие народы живут в России?
У каждого народа своя культура. Их более 150, посмотрите на фото и скажите, чем один народ отличается от другого.
Каждый народ разговаривает на своём языке, но так как мы все живём в одной стране России, то у нас есть один главный государственный язык, который изучают во всех школах. Какой это язык? (Русский)
А как культурно говорить на русском языке?
У каждого народа свой костюм. Вот русский народный костюм.
Где его сейчас можно увидеть? (На праздниках, в музеях)
Что значит, для всех народов сейчас культурно одеваться? (Опрятно, на каждый случай своя одежда, в школу – форма)
3. Устное народное творчество.
Люди рассказывали сказки друг другу, и каждый добавлял своё.
-Кому в семье рассказывают сказки?
— А у других народов есть свои сказки? Кроме сказок, что ещё народ мог сочинить? (Песни, загадки, потешки и т.д.) Послушаем колыбельную песню. Какие вы знаете колыбельные?
Вспомните народные промыслы.
-Конечно, в культуру России входят не только народные сказания, но и самые лучшие произведения писателей, которые известны во всём мире, например, Пушкин А.С.
-Как вы думаете, можно ли назвать человека культурным, если он не читает книги? Почему?
4.Праздники (обычаи, традиции)
-Угадайте по фото, какой это праздник? (масленица)
У: К акие народные традиции вы знаете?
У: Откуда вы знаете народные традиции?
-Есть праздники, которые празднуют все народы, которые живут в России. Это государственные праздники.
— Какие вы знаете? (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы)
— Как вы отмечаете праздники дома?
ВЫВОД: Что передают традиции?
Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создает какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги…
Все это остается в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны.
Игра «Полезное для культуры России» Что бы вы выбросили в корзину?
Культура создает «мосты» между людьми, между их душами.
Вывод: человек создает культуру, а культура формирует человека.
Лишённый культуры народ подобен сироте без роду, без племени, и не за что этому народу зацепиться и не на что надеяться. Культура России есть её становой хребет, сложенный на подобии позвонков из культур и устремлений всех наций и народностей, её населяющих. Сколько раз обрушивалось зло на этот хребет. Сколько раз пытались переломить, сокрушить, разъять этот могучий хребет! Но и после смуты, после бунтов, переговоров, революций, после всех ударов, под которыми не устояли бы иные государства, Россия жива. Культура сплачивает народы, соединяет друг с другом нации.
Классный руководитель переворачивает круг и просит детей прочитать открывшееся слово “Мир”.
Классный руководитель: Да, это, действительно, наш мир. В это понятие входит каждый из нас, окружающая природа. Давайте посмотрим еще раз на эту горошину, которую каждый из вас получил в начале классного часа. Сумели ли вы ее сохранит? Сделать это было сложно: горошина могла потеряться, разломиться на части. Так же трудно сохранить наш мир. Для этого нужно быть очень внимательным и бережливым.
Сколько народов живёт в России?
У каждого народа есть своя культура, это….(язык, праздники. костюм, творчество).
Это и составляет культуру России.
— А, что общего у всех народов? (Русский язык, праздники государственные, современная одежда, литература, живём в одной стране…)
-Народы разные – страна одна. Как жить в мире со всеми?
Итог: учитель раздаёт детям по листочку, на котором каждый из них пишет, что же для него культура (слово или словосочетание). Учитель пишет «культура – это…». Все листочки вывешиваются на стенд или доску. Если осталось время, можно это проговорить и обсудить.
Внеклассное мероприятие на тему «Культура», 1-4 классы
Внеклассное мероприятие в начальных классах по теме: что такое культура?
Знакомство с понятием «Культура» культура мира
Совершенствование навыков общения между детьми, выстраивание отношений (диалога) на основе взаимопонимания.
Расширение исторических знаний и представлений учащихся
Воспитание интереса к культуре России
Показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я- концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся.
1. Способствовать развитию интереса к культуре России
2. Формировать нравственные и патриотические качества
Ход классного часа
I. Слово классного руководителя.
Добрый день, уважаемые учителя, дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир прекрасного. Где узнаем много нового и полезного для себя. И начнём мы с прослушивания замечательной песни Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир».
Звучит песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир!».
Мы увидели с вами красоту, которую подарила нам природа. Без деревьев, кустарников, цветов, животных, насекомых человечество не могло бы существовать. И задача наша с вами беречь её, чтобы продолжить любоваться тем, что создала природа. Сберечь Землю сможет только человек знающий и образованный, добрый и внимательный.
Но, а мы сегодня поговорим с вами о том, что создал человек.
II. Беседа «Что такое культура?»
Чтобы определить тему нашего занятия, мы разгадаем с вами кроссворд.
1.Я кабан! Зовут Хрю-Хрю! Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица «Приятно …» (познакомиться!)
2.Говорит Лиса Матрёна: «Отдавай мне сыр, ворона! Сыр большой, а ты мала! Всем скажу, что не дала!» Ты, Лиса, не жалуйся, А скажи: «…» (Пожалуйста!)
3.Дал Ивану царь Гундей за спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю говорит: «…» (Благодарю!)
4.Наш мир от зла устал, Чтоб он добрее стал, Нам говорить не лень При встрече добрый «…» (день)
5.Встретив зайку, ёж-сосед говорит ему: «…» (Привет!)
6.Старшим людям не грубите И не панибратствуйте, Им при встрече говорите Не «привет», а… (Здравствуйте)
7.Чудно пел среди ветвей голосистый соловей,
И ему на всю дубраву воробьи кричали: «…» (Браво!)
8.Маша знала слов немало, но одно из них пропало, и оно-то как на грех, говорится чаще всех. Это слово ходит следом за подарком, за обедом, это слово говорят, если вас благодарят. (Спасибо)
Итак, давайте прочитаем какое выделенное слово у нас получилось. (культура)
Да, мы попали в мир культуры. Мы в жизни часто слышим культурный человек, бескультурный, бескультурье. Министерство культуры, культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, огородная культура, культура питания, физическая культура, культура речи, культура общения, культура поведения…
А как вы понимаете слово «культура»?
Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, развитие) – способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных форм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Если мы говорим про культуру поведения, то мы говорим про навык человека правильно и приятно для других держать себя в обществе.
А сейчас мы разберём с вами некоторые жизненные ситуации. И вы мне скажите, как поступите вы?
1. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.
2. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.
3. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?
4 Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?
5. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:
6. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?
Культура охватывает все области человеческой жизни.
Культура передается через поколения в народных традициях. У каждого народа своя культура.
Каждый народ разговаривает на своём языке, но так как мы все живём в одной стране России, то у нас есть один главный государственный язык, который изучают во всех школах. Какой это язык? (Русский)
А как культурно говорить на русском языке?
У каждого народа свой костюм. Вот русский народный костюм.
Где его сейчас можно увидеть? (На праздниках, в музеях)
Что значит, для всех народов сейчас культурно одеваться? (Опрятно, на каждый случай своя одежда, в школу – форма)
3. Устное народное творчество.
Люди рассказывали сказки друг другу, и каждый добавлял своё.
-Кому в семье рассказывают сказки?
— А у других народов есть свои сказки? Кроме сказок, что ещё народ мог сочинить? (Песни, загадки, потешки и т.д.).
-Конечно, в культуру России входят не только народные сказания, но и самые лучшие произведения писателей, которые известны во всём мире, например, Пушкин А.С.
А сейчас вы прослушаете стихотворение на белорусском языке.
-Как вы думаете, можно ли назвать человека культурным, если он не читает книги? Почему?
4.Праздники (обычаи, традиции)
-Угадайте по фото, какой это праздник? (масленица)
-Есть праздники, которые празднуют все народы, которые живут в России. Это государственные праздники.
— Какие вы знаете? (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы)
— Какие народные традиции вы знаете?
— Откуда вы знаете народные традиции?
К культуре относятся: архитектура, музеи, литература, искусство, промыслы, театр, музыка.
Культура можно разделить на две части: материальная и духовная.
К материальной культуре относится: вещи, здания, украшения, орудия труда и т. д. А к духовной: идеи, обычаи, научные открытия, музыка и т.д.
Кто из вас занимается в музыкальной школе, художественной студии, танцевальном кружке, театральном кружке?
Какие телевизионные передачи вам нравятся больше всего?
Как вы понимаете слово «искусство»?
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. Виды искусства: живопись, музыка, балет, кинематограф, архитектура и др.
А сейчас, ребята, мы совершим с вами экскурсию в национальный музей РБ.
III. Виртуальная экскурсия в национальный музей Республики Башкортостан.
IV. Подведение итогов.
Слово классного руководителя.
Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создает какие-то вещи, пишет сочинения, письма или книги…
Все это остается в человеческой памяти, как кирпичики для будущего строения. В океане человеческой культуры можно видеть много прекрасного и немало того, что явно вредит человечеству. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру всей страны.
Вывод: человек создает культуру, а культура формирует человека.
V. Творческая часть мероприятия
А что такое творчество?
Творчество — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.
Сейчас вы будете сами творить. Мы предлагаем вам разбиться на группы.
Окультуриваем ребенка
Культурное развитие детей очень важно для каждого родителя. Ведь без чувства прекрасного и правил этикета ребенку будет сложно социализироваться в обществе. Интересно то, что только от мамы и папы зависит, насколько воспитанным и интересным вырастет их малыш. Так что за культурное развитие ребенка в семье отвечает старшее поколение.
Взрослые, которые довольны своей работой, досугом и вообще своей жизнью обычно воспитывают счастливых детей. Если родители живут активно и деятельно, если они постоянно читают, смотрят хорошие художественные и документальные фильмы, ходят на выставки, в музеи и театры, занимаются общественной деятельностью, то у них не возникнут проблемы культурного развития ребенка. Однако и в данном случае прививать культурные привычки следует организованно, планомерно и используя различные методические пособия.
С ранних лет родители должны заниматься культурным развитием детей дошкольного возраста. Мамам и папам следует прививать детям такие хорошие качества как милосердие, уважение к окружающим, доброта, тактичность. Одним из условий культурного развития ребёнка является прививание навыков правильного поведения на улице, в общественном транспорте, гостях, школе, на природе. Дети должны понять, что культурные люди должны вежливо и воспитанно вести себя не только при чужих людях, но и дома с родственниками. Родители должны объяснить, что культура должна быть в душе, её нужно, как росток, посадить, чтобы она возросла. Ребёнок с детства должен различать, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя.
Обучение культуре должно проходить с ранних лет, ещё до того, как научить малыша читать и писать. Как только он начал говорить, уже тогда можно обучать его «волшебным» словам: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания. Ребенок буквально с молоком матери должен впитать азы вежливости. Чтобы малышу было интереснее изучать и понимать правила культуры, можно обучать его в игровой форме. Тогда он быстрее будет воспринимать новую информацию и легче научится.
Несколько советов, как привить правила культуры ребенку
Тема урока: «Культура: понятие, виды и функции»
Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: урок-рассуждение.
1. Организационный момент
2. Культура как явление общественной жизни
Вводное слово учителя: Мы неоднократно сталкивались с понятием “культура”. В обществознании встречается около 200 определений этого понятия.
Что же подразумевают учёные – обществоведы под этим понятием? Что такое культура?
Тема нашего урока. Работая с материалом, сравните определения термина “культура” и выделите основные признаки этого понятия.
Учитель: Понятие “культура” употребляется для характеристики исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций, (культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура быта, труда, художественная культура). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения.
Вывод: Таким образом, культура – это всё ценное, созданное обществом, что оказывает воздействие на все сферы общественной жизни. Как видим, культура есть средство отражения окружающего мира. Значит, ключевым словом является слово “творчество”. Здесь уместны слова Азимова: “Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир”.
Задание: приведите примеры каждого вида культуры. Дайте характеристику памятника культуры с позиции всех видов.
Учитель: Духовная культура.
Духовность. Что это такое? Эту часть урока я начну с притчи
Однажды отец богатой семьи решил взять с собой своего маленького сына в деревню на ферму, чтобы показать, насколько бедными могут быть люди. Они провели день и ночь на ферме у очень богатой семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
— Как тебе понравилось путешествие?
— Это было замечательно, папа!
— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? – спросил отец.
— И чему ты научился из этого?
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.
Не правда ли, все зависит от того, с какой точки зрения смотреть на мир? У отца и сына разные точки зрения. Имея любовь, друзей, семьи, здоровья, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите все! Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно. Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!
Что такое духовность?
На этот вопрос я ответила так:
Духовность – это то, что отличает нас от мира животных. И надо много трудиться, чтобы достичь её.
Порассуждаем и мы на эти сложные темы.
Ф.М. Достоевский писал: “Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека… ибо страх как любит человек всё то, что подаётся ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой – то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин”.
— Как вы понимаете слова писателя?
— Что же включает в себя духовный мир человека?
Вывод: Духовность – личное качество человека, обладающего богатым духовным миром.
— Лёгок ли путь к духовности? Послушайте притчу и ответьте на вопрос.
Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа:
— Сократ, что ты так стараешься? Посмотри, стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне.
На что Сократ ответил:
— Конечно, потому что ты их зовёшь вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания.
Вывод: Таким образом, на социально – психологическом уровне духовная культура выступает как система социальных установок, идеалов, ценностей и норм, которые призваны ориентировать человека в окружающем его мире. Поэтому природу и сущность духовной культуры можно отобразить следующим образом:
Духовная культура – высшая форма социального отражения жизни человека.
Духовное развитие общества. Что это? Как происходит?
Послушай притчу и выскажите предположение, что такое духовное развитие общества.
Однажды, когда ученики попросили Хинг Ши рассказать им о пути человека к мудрости, он сказал:
— Путь человека к мудрости похож на путь шелка, который берёт своё начало от гусеницы шелкопряда, постепенно превращаясь в прекрасную, крепкую ткань. Подобно гусенице, совершающей шесть шагов превращения в шелк, человек проходит похожий путь к мудрости.
— Как это? – изумились ученики. – Расскажи нам, Учитель.
Второй шаг – шаг накопления. До тех пор пока гусеница не выросла, для неё собирают листья тутового дерева, её оберегают от резких запахов и звуков. Так и человеку дарят свою заботу и знания те, кто его окружает. Подобно гусенице, питается он тем, что сам не собирал, совершая свой второй шаг.
Третий шаг – шаг кокона. После того как гусеница достаточно выросла, её пересаживают на специальную решётку, на которой она начинает плести шёлковые нити, постепенно обволакивая себя коконом. Человек, же, взрослея, попадает на определённое ему в жизни место и начинает постепенно извлекать шёлковые нити взглядов, убеждений и выводов, со временем спутывая их и образуя вокруг себя свой мир, похожий на кокон. На этом этапе многие останавливаются, оставаясь до самой смерти на отведённом им месте, закутавшись в кокон своих убеждений и выводов, который дарит им призрачное благополучие и надежду на постоянство.
Четвёртый шаг – сложный шаг освобождения, шаг торжества нового над старым, тогда происходит разрушение привычного образа жизни. Совершая этот шаг, гусениц убивают паром, а коконы их осторожно разворачивают. Человек, же решившийся на четвёртый шаг, прежде всего, уничтожает в себе бездеятельную гусеницу, а затем начинает постепенно преобразовывать кокон своих убеждений и выводов в ещё тонкие, но уже не спутанные нити познания.
Тут Янг Ли, один из учеников мудреца, не выдержав, спросил:
— Учитель, а для чего же тогда существует шестой шаг, если мудрость достигается уже на пятом?
— Как происходит духовное развитие общества?
Пути приращения духовного богатства:
1. Путь преемственности. Преемственность связана с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому. Таким образом, могут передаваться как промежуточные продукты духовного производства, так и его окончательные результаты. Элементами культурного наследия являются также социальные нормы: обычаи, обряды, церемонии.
2. Путь новаторства. Культура развивается за счёт пополнения новыми ценностями. Любая историческая эпоха, вне зависимости от материальных и иных условий существования людей, порождает новаторов – творцов, делающих научные открытия, изобретения, создающие шедевры искусства. Не всегда современники могут по достоинству оценить новые явления в духовной культуре.
Закрепление изученного материала
1. Древнегреческий философ Фалес из Милета утверждал:
“Самое трудное – познать самого себя, самое лёгкое – давать советы другим”. Какие три книги (фильма, записи музыкальных произведений и т.д.) вы бы посоветовали взять с собой человеку, отправляющемуся в рамках испытательной программы в барокамеру на три месяца?)
2. Чем различаются два моральных поступка: попустительство злу и потворство злу? (попустительство может быть о равнодушия, потворство всегда сознательно.)
3. Работая с материалом ЕГЭ, задания “С” ответьте на вопросы.
1. Параграф 12, с. 97–98, задания 5 и 6 как темы эссе (Кравченко)