Как объяснить ребенку что такое лирика
Что такое лирика. Лирические произведения
Что означает слово «лирика» и откуда оно взялось?
Слово лирика происходит от названия музыкального инструмента — лиры. Лирика берет свое начало в глубокой древности, когда под звуки лиры сочинялись и исполнялись песни и стихи. Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора.
Сегодня термин «лирика» широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям (пример: «оставим лирику, перейдем к делу»).
Что такое лирика в литературе?
Словарь Ожегова классифицирует лирику как род литературных произведений, выражающих чувства и переживания. В словаре Ушакова формулировка несколько иная: там лирика описана как вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта. Существует множество изящных формулировок, но суть у них одна: лирика основывается на человеческих чувствах и переживаниях.
Лирика подразумевает искренность и откровенность, открытость чувств и эмоциональную утонченность. Основными лирическими жанрами являются стихотворение, романс и элегия. На первый взгляд эти поэтические жанры не пользуются сегодня высокой востребованностью, но на самом деле это не совсем так.
Лирическая поэзия широко используется, например, в текстах песен; многие популярные хиты по своей сути являются именно лирическими произведениями. Если вы припомните свои любимые песни, среди них наверняка найдется несколько образцов песенной лирики. Кстати, в музыкальной терминологии слово «лирика» тоже используется.
Что такое лирика в музыке?
К лирике относится род музыкальных произведений, где преобладает эмоциональная составляющая. Лирическими могут быть произведения самых разных музыкальных жанров, важно, чтобы они вызывали у слушателя интенсивное сопереживание на глубинном эмоциональном уровне.
Лирическая составляющая играет важную роль во многих классических музыкальных произведениях, в наши дни музыкальная лирика широко используется в таких жанрах, как джаз, блюз, ритм-н-блюз, шансон, городской романс, авторская песня, а также в электронной и рок-музыке.
Хорошую лирическую музыку можно понять без слов, слушатель воспринимает заложенные в нее чувства независимо от языка, на котором говорит и думает написавший ее композитор.
Примеры лирических произведений
Древнейшими лирическими произведениями, дошедшими до наших времен, являются библейские тексты — Песнь Песней и Псалмы царя Давида. Песнь Песней, приписываемая царю Соломону, представляет собой полноценный образец лирико-драматической поэмы. Пропитанные глубоким религиозным чувством Псалмы стали основой христианской лирики и были переведены на все современные европейские языки.
Но настоящий расцвет лирической литературы наступил лишь в XIX веке. Яркий след в развитии лирики оставили такие выдающиеся мастера слова, как Байрон, Перси Шелли, Виктор Гюго, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, И.А. Бунин, А. К. Толстой. Всемирную известность получила лирика А. С. Пушкина, которая до сих пор является классическим эталоном лирической русской поэзии.
Приведем конкретные примеры лирических литературных произведений.
• А. С. Пушкин. Стихотворения «Зимний вечер», «Деревня», «Я вас любил», «Пророк», «Поэту», «К морю», «Я помню чудное мгновенье».
• Н. А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Элегия», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин», «Я не люблю иронии твоей».
• Ф. И. Тютчев. Стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное», «Я встретил вас», «Умом Россию не понять», «Осенний вечер», «Тени сизые сместились».
Классикой музыкальной лирики являются «Лунная» соната Бетховена, «Сказки венского леса» Штрауса, «Реквием» Моцарта
Из современных примеров наиболее известными являются рок-баллады таких групп, как Scorpions и Guns N’ Roses.
Что такое лирика
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы.
Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.
Определение лирики — что это
Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.
Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.
Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.
Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.
Отличительные особенности лирической поэзии
В лирическом произведении герой, как правило, говорит от первого лица. Он пропускает мир через себя. Из-за этого события, происходящие каждый день, становятся особенными.
Мы читаем любовную лирику Маяковского, страдающего от безответного чувства к Лиле Брик, но как будто сами переживаем агонию любви, повторяя чужие строки собственным криком.
Даже исторические события поэт-лирик описывает как фрагмент собственной жизни. Страшные картины материнской скорби в поэме Ахматовой «Реквием» приближают к нам эпоху сталинских репрессий, а стихи Цветаевой о муже, офицере царской армии, заставляют живо почувствовать трагедию расколовшейся на два стана России.
Лирика эмоциональна, личностна, а потому всегда субъективна. Некоторые стихотворения могут показаться нам чуждыми, потому что мы не испытывали чувств, о которых они рассказывают. У лирики почти всегда нет сюжета, но за ней стоит собственный опыт, прежде всего, опыт души.
Главная смысловая единица лирического произведения – слово. Оно сжимает время и пространство, до предела уплотняет текст. В стихотворении каждому слову нужно уделять особое внимание.
Средства художественной выразительности помогают лирическим текстам добиться определённого эмоционального эффекта. Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, эксперименты со строфикой и звукописью – это лирический инструментарий.
Из истории лирики
В творчестве греческих авторов (Архилоха, Алкея, Сапфо, Каллимаха, Пиндара, Анакреона) и латинских поэтов (Катулла, Горация, Овидия) появились первые образцы таких лирических жанров, как песнь, ода, сонет, эпиграмма, эпитафия.
В канцонах, рондо, серенадах, мадригалах, сонетах, триолетах, альбах и пасторалях давались образцы куртуазного (то есть изысканного, возвышенного, приподнятого над обыденностью) поведения.
Возлюбленная идеализировалась. Она соответствовала строго определённому канону красоты, была недоступной, неразгаданной, почти божественной и вдохновляла поэта на поиски смысла жизни.
Сонетная лирика Шекспира явила собой новый тип лирического поведения. Любовное чувство стало в его произведениях более раскованным, многообразным. Английский сонет стали называть «шекспировским», а итальянский – петрарковским.
В Германии блестящие образцы жанра дали Гёте и Шиллер, в Великобритании – Байрон, Саути и Шелли. В России главным «балладником» считался В. А. Жуковский. В юности отдали дань уважения жанру А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
Виды и жанры лирики
Традиционно принято выделять следующие виды лирики:
Существует деление на крупные и малые формы.
К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).
Малыми жанрами лирики считаются:
В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).
Примеры лирических произведений
В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.
Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».
Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать. » поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.
Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.
Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.
Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.
Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Можно сказать, что лирика — это эмоции и переживания. Это состояние, когда тебя пробирает до мурашек. Сейчас кстати такой музыки, стихов — мало. Сейчас в моде «современные» направления, где ни музыки нормальной, ни текста нет.
Эта разновидность литературы кажется чересчур эмоциональной. Часто, за завесой чувств автора и персонажей невозможно разглядеть смысл и суть написанного. Подобные произведения хороши только для романтических признаний, и то не всегда.
Доклад: «Особенности изучения лирических произведений в начальной школе»
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж»
Кафедра психолого-педагогических дисциплин
«Особенности изучения лирических произведений в начальной школе»
Студентка 742 группы
Магнитогорск. 2016 г
Лингвистические основы лирических произведений в начальной школе
Методические основы и требования изучения лирических произведений в начальной школе
Анализ учебников по УМК «Планета знаний»
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности, особенно в период её становления и развития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открывает младшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека, нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная в лирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться в человека, глубже понимать окружающий мир. [9]
Читая лирические произведения, школьники учатся разбираться в человеческом поведении, оценивать с точки зрения высоких нравственных критериев свои поступки. Поэтому поэзия обладает большой силой воздействия на умы и сердца детей.
Таким образом, лирическое произведение – важный элемент в курсе начального литературного образования. [4]
Исследованию специфических особенностей лирики, как особого искусства, посвящены работы таких ученых, как А.А. Михайлов, В.Ф. Огнев, М.А. Палкин, Г.Н. Поспелов, И.Т. Сильман и др. Вопросы методики работы над лирическими стихотворениями рассматриваются в трудах Н.Ф. Бунакова, Н.П. Каноныкина, В.Я. Стоюнина, Т.П. Сальниковой, К.Д. Ушинского, Н.А. Щербаковой и др. [10]
Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г. Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов.
В художественной литературе различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие). [2]
Традиция рассматривать лирическую поэзию как самостоятельное искусство уходит в далекое прошлое. Древние греки относили лирику к мусическим искусствам, потому что лирические стихи тогда не говорились, а пелись под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Лингвистические основы лирических произведений в начальной школе
Исходя из определений, можно сделать вывод, что лирика это один из родов литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора. Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров. Жанр – это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы.
Основные жанры лирических произведений:
ода (с греч. «песнь») – хоровая, торжественная песня.
гимн (с греч. «хвала») – торжественная песня на стихи программного характера.
эпиграмма (с греч. «надпись») – короткое сатирическое стихотворение насмешливого характера, возникшее в III веке до н. э.
элегия – жанр лирики, посвященный печальным раздумьям или лирическое стихотворение, проникнутое грустью. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». Слово «элегия» переводится как «тростниковая флейта» или «жалобная песня». Элегия возникла в Древней Греции в VII веке до н. э.
послание – стихотворное письмо, обращение к конкретному лицу, просьба, пожелание, признание.
сонет (от провансальского sonette – «песенка») – стихотворение из 14 строк, обладающее определенной системой рифмовки и строгими стилистическими законами. Сонет зародился в Италии в XIII веке (создатель – поэт Якопо да Лентини), в Англии появился в первой половине XVI века (Г. Сарри), а в России – в XVIII веке. Основные виды сонета – итальянский (из 2-х кат-ренов и 2-х терцетов) и английский (из 3-х катренов и заключительного двустишия) [ 9 ].
В школьном литературоведении называется такой жанр лирики, как лирическое стихотворение. В классическом литературоведении такого жанра не существует. В школьную программу его ввели для некоторого упрощения сложной системы лирических жанров: если яркие жанровые признаки произведения выделить нельзя и стихотворение не является в строгом смысле ни одой, ни гимном, ни элегией, ни сонетом и т.д., оно будет определяться как лирическое стихотворение. В этом случае следует обращать внимание на индивидуальные особенности стихотворения: специфику формы, тему, образ лирического героя, настроение и т.д. Так, к лирическим стихотворениям (в школьном понимании) следует относить стихотворения Маяковского, Цветаевой, Блока и др. Под это определение подпадает почти вся лирика ХХ века, если авторы специально не оговорили жанр произведений. [5,6]
Немаловажен в лирическом произведении сюжет. В лирическом стихотворении литературоведы находят и «лирический сюжет», понимаемый как движение лирического образа, и материальный мир, то есть вещи, природу, людей.
Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя.
Лирическое стихотворение в принципе – это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание – вот что характеризует поэтическую речь. Немаловажна лирическая эмоция – сгусток душевного опыта человека. [3]
Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее. [14]
Методические основы и требования изучения лирических произведений в начальной школе
Лирические стихотворения входят в круг чтения ребенка, начиная с самого раннего детства. Как пишет К. И. Чуковский, «Среди нас миллионы существ, которые все до единого пламенно любят стихи, упиваются ими, не могут без них обойтись. Это – дети, особенно маленькие. Стихи для них – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей» [6]
Для читателя младшего школьного возраста художественное исследование невидимых и тончайших человеческих переживаний мало доступно, потому что в этом возрасте ребенок еще не способен к самостоятельному и адекватному осмыслению как собственного, так и чужого внутреннего мира. Эта способность начинает формироваться лишь в период отрочества одновременно со становлением самосознания.
Анализ лирического стихотворения в начальной школе всегда вызывает трудности, поскольку велика опасность упрощения, сведения разговора о лирике до бытового уровня. Конкретность мышления младших школьников, их крайне малый читательский кругозор часто приводят к тому, что пейзажная лирика воспринимается как фотография действительности
При анализе лирического произведения очень важно не разрушить живописный образ произведения, а помочь ребенку приблизиться к нему, затронуть детские чувства, возбудить у учащихся воссоздающее, творческое воображение.
В начальной школе дети знакомятся, главным образом, с пейзажной и социально- политической лирикой. Для полноценного восприятия учащимися пейзажной лирики существуют определённые условия, которые учитель должен учитывать при подготовке к урокам литературного чтения:
наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или близких к ним;
развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и чувствам. Этому способствует целенаправленная работа над обогащением лексики детей словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и настроение (радость, страх, печаль гордость, восторг, спокойствие, взволнованность и т. д.)
формирование у учащихся творческого воссоздающего воображения. [11,12]
После того, как мы подготовили школьника к первичному восприятию лирического произведения необходима, чтобы учитель сам прочитал произведение вслух. Стихотворение должно читаться наизусть, учитель не должен упускать возможности продемонстрировать образец такой читательской привычки (тем более если детям задается выучить стихотворение наизусть). Так же можно для первичного восприятия прослушать запись мастеров художественного слова. Чтобы проверить впечатления, возникшие у детей в процессе восприятия текста необходима задать такие вопросы как: понравилось ли вам произведение; что особенно запомнилось; какие картины представляли, когда слушали стихотворение; как вы думаете, с каким чувством поэт рисует эти картины. [4]
Для вторичного восприятия лирического произведения Р.Н.Бунеев и Е.В.Бунеева, авторы учебников серии «Свободный ум» рекомендуют начинать работу с чтения «Про себя»: «Чтобы не спугнуть впечатление от стихотворения, картины». Далее, чтобы помочь увидеть картины авторы советуют перейти к чтению вслух по строчкам или по строфам.
Далее методисты рекомендуют провести словарную работу целью которой является обогащение словарного запаса учащихся и усвоение содержания прочитанного. Дети называют слова и выражения, вызвавшие у них затруднения и коллективно пытаются их объяснить. Желательно подтверждать объяснения детей чтением толкования в словаре. Иногда целесообразно заранее поместить на доску слова и выражения, которые по мнению учителя вызовут у учащихся затруднения в понимании и прочтении. Такие слова можно прочитать коллективно с правильной постановкой ударения.
Выполняя анализ лирического произведения необходимо придерживаться определённого алгоритма, важно последовательно анализировать стихотворение. Требования и схемы везде имеют своё отличие, в начальной школе как правило больше внимания уделяют содержанию, идее, сюжету и образам. [12]
Существует традиционная схема, по которой можно правильно делать анализ стихотворения в начальной школе, но каждый учитель может дополнить её пунктами на своё усмотрение.
Алгоритм анализа стихотворения
Особенности жанра (ода, элегия, сатира, эпиграмма).
Определить вид лирики по содержанию: философская, пейзажная, интимная, лирика дружбы.
Построфный анализ. Развитие лирического чувства. Характеристика лирического героя.
Поэтические образы: изобразительно – выразительные средства, помогающие раскрыть смысл стихотворения, построения, чувства лирического героя (найти наиболее яркие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
Идея стихотворения. Выделить строки, где эта идея сконцентрирована особенно чётко.
Своё отношение, впечатление. [11]
В первую очередь нужно указать название самого произведения, имя автора. Зачастую об этом забывают, однако, даже если анализ нужно выполнить в форме сочинения, в его начало понадобится внести данные сведения.
Затем следует определить особенности жанра (ода, элегия, сатира, эпиграмма).
Определяется вид лирики по содержанию: философская, пейзажная, интимная, лирика дружбы и т.д. Это своеобразная основа любого текста. Желательно написать о главных мотивах произведения, то есть более узких формально закреплённых подтемах, таких как мотив одиночества, встречи, вражды, тоски, разочарования, изгнанничества. Определяя тему стихотворения, можно научиться понимать его смысл и подтекст [36].
Построфный анализ, развитие лирического чувства, т.е. нужно указать, какую композицию имеет произведение. Разделяя текст на смысловые части, легко проследить за развитием сюжета, темы, трансформацией настроения, увидеть главную поэтическую мысль. Надо определить, является ли строфа законченной мыслью, либо несколько строф выражают одну мысль, противопоставляется или сопоставляется смысл строф. Отдельно пишут о роли последней строфы: насколько она значима для раскрытия идеи, содержит ли вывод. Не каждое стихотворение имеет выраженную композицию, анализ зависит от специфики текста. Так же здесь идёт характеристика лирического героя (Иногда выделяют лирический субъект: мир пропущен сквозь призму выдуманного «я». Порой лирический герой – «двойник» автора, раскрывающий его сознание. В философских поэтических произведениях лирического героя определить сложнее всего, поскольку на первый план выходит проблематика, а не изображение эмоций и чувств) [46].
Поэтические образы: изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть смысл стихотворения, построения, чувства лирического героя (найти наиболее яркие эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения).
Идея стихотворения. Выделить строки, где эта идея сконцентрирована особенно четко. Эффективный метод – попробовать задать проблемные вопросы к произведению, определяя его суть, подтекст. Проблема обычно вводится в подтекст, редко формулируется открыто. Зачастую ученикам школ сложно уловить отличие темы от идеи. Иногда чёткую границу учителя не проводят, в результате в дальнейшем ещё сложнее запомнить специфику идеи. Тема – это то, о чём рассказывается в стихотворении. Идея – это то, для чего написано произведение. Автор облекает идею, которую желает донести до читателя, в поэтическую форму и придумывает конкретное содержание. Но сначала появляется именно идея, она играет основную роль в произведении, определяет его тему, форму, художественные средства.
Своё отношение, впечатление. Заключить анализ лучше всего небольшой зарисовкой: написать о своём личном впечатлении от прочитанного текста, выразить собственное читательское мнение, рассказать, как произведение повлияло на внутренний мир, о чём напомнило.
После проведения анализа лирического произведения необходимо провести работу над основными компонентами интонаций. Для того чтобы дети сумели по-настоящему выразительно прочитать стихотворение, необходима специальная работа над средствами речевой выразительности, с помощью которых они смогут передать своё отношении и понимание, дать оценку прочитанному. Для работы над темпом речи использую расстановку пауз (тактовых, фразовых, психологических, межстиховых). Для того чтобы это не вызывало затруднений у учеников, сообщаю им несколько правил расстановки пауз при чтении стихотворения:
1) в конце предложения делаем паузу подлиннее (\\), внутри предложения, чаще всего там, где стоят знаки,- паузу покороче (\ ) ;
2) в конце каждой стихотворной строки делаем паузу: короткую, если нет никакого знака или же стоит запятая, тире и др. и подлиннее, если это конец предложения.
При вторичном синтезе провести выразительное чтение стиха. Это своеобразный итог, завершение всей работы над стихотворением, конкурс на лучшее его исполнение. Ему предшествует самостоятельная работа учащихся с текстом, подготовка к выразительному чтению. Выразительное чтение каждого ученика сопровождается оценкой, анализом, в котором участвует весь класс. Учитывается выразительность чтения и точность передачи чувств (автора, своих). Очень важно это делать деликатно, чтобы не ранить душу ребёнка некорректным замечанием. [4,11,12]