Как объяснить ребенку что такое материк
География под ногами: расширяем кругозор будущего первоклассника
Многим родителям хочется, чтоб первоклассник блеснул и устным счетом, и уже быстрым чтением, и хорошей сообразительностью.
Каждый родитель мечтает, чтобы к первому классу его ребенок подошел, так сказать, во всеоружии знаний. Конечно, очень хочется, чтоб первоклассник блеснул и устным счетом, и уже быстрым чтением, и хорошей сообразительностью. Но есть еще одна область, совершенно необходимая для интеллектуального развития будущих школьников. Это область общих знаний.
Изучаем материки и страны
Конечно, объяснить ребенку понятия города, страны, материка, планеты не очень легко, ведь это достаточно абстрактные вещи, но все-таки они необходимы ребенку для понимания более сложных предметов из области общих знаний.
Как объяснить про масштаб
Легче всего объяснить, что такое река, водопад, озеро, овраги, возвышенность и т.д., на наглядном примере. Но не сможем же мы полететь с малышом на вертолете, чтобы с высоты, как на карте, разглядеть рельеф местности.
Окружающий ландшафт
После того, как вы познакомили вашего сына или дочку с теоретическими географическими понятиями, можно приступать к практике. Даже в городе, а тем более за городом, легко найти объекты для нашего географического исследования. Они находятся буквально у нас под ногами.
Конечно, во дворе сложно отыскать Африку или Австралию. Но ведь вы уже на опыте выяснили, что такое река, равнины и горные хребты. Поэтому не составит труда представить, что такое материк и омывающий его океан.
После географических игр во дворе ребенок по-другому, более осознанно, на отдыхе в жарких странах или с борта теплохода на Волге будет осматривать природные красоты, он лучше запомнит новые места и ему не будет скучно.
Такие географические прогулки развивают у ребенка абстрактное мышление, воображение, а самое главное, расширяют его кругозор и общие знания о мире, что очень важно как для будущей учебы в школе, так и для интеллектуального развития вообще. Если малышу уже не хочется пускать кораблики после дождя, то просто поиграйте с ним в географию!
География для детей. Материки
Материки – объяснение для детей
Аппликация «Евразия»
«Путешествие» по странам мира
Евразия
Вот огромный великан,
Материк Евразия,
И куда ни глянь – во всем
Здесь разнообразие!
Рассказ от лица игрушки:
«Ого! Какая Евразия огромная! Это самый большой материк. Он окружен со всех сторон морями и океанами. Тут очень красивая природа! Есть и леса, и поля, и высокие горы, и даже ледяные пустыни! Давай везде прокатимся! Вот тут мне жарко, а тут очень холодно! Это Север! Хорошо белым мишкам, песцам, оленям. У них теплая шубка – они не мерзнут.
В Европе, в лесу, живут бурый мишка, белка, волк, мышь, лось, бурундук, разные птицы. У некоторых животных (лисица, куница, косуля, ласка, заяц) ценный мех, из которого делают шубки. А в Азии не просто леса, а еще и горы. Здесь обитает черный гималайский медведь, в бамбуковых зарослях – забавный мишка панда. А знаешь, какой самый опасный хищник? Тигр! Его все боятся» (рассказываем, что хищники питаются мясом, а травоядные – растениями, фруктами).
Африка
«А вот и Африка! Как же тут жарко! В Африке сухо и редко идут дожди. У жителей Африки (показываем картинку) черный цвет кожи, потому солнышко жаркое, и так их кожа защищается от него. В Африке не бывает снега. Африканцы любят яркие и необычные наряды. Они украшают себя перьями, лентами, бусами. В Африке обитают слоны, жирафы, бегемоты, верблюды леопарды, зебры, обезьяны, львы, крокодилы, страусы. Тут растут колючие кустарники, пальмы. А сколько в Африке вкусных фруктов: бананы, ананасы, инжир и пр.!»
Северная Америка
«Северная Америка такая разная: тут льды и холодно, а тут – жаркие тропические леса с пальмами. На этом материке много гор, озер, а еще тут добывают полезные ископаемые.
Полезные ископаемые – это богатства, которые создает сама природа, они находятся в земле. Люди их добывают и используют (нефть, природный газ, уголь).
В лесах живут куницы, волки, рыси, норки, бурые медведи и др., в тундре – белые медведи, северные олени.
В Арктике живут эскимосы, они делают постройки из ледяных блоков (иглу). На Севере очень холодно и всегда лежит снег. У жителей узкие глаза, чтобы не попадал ветер, и чтобы солнышко не светило в глаза (оно отражается от снега и слепит). Кто же тут обитает? Белый медведь, северный олень, морж, песец, морской котик».
Южная Америка
«Этот материк окружен водой со всех сторон! Южная Америка – родина какао-деревьев. Ты любишь какао? Это очень вкусный и сладкий напиток! На материке находится самый высокий в мире водопад – Анхель, а также самая большая река в мире – Амазонка. Покажи, какой высокий водопад (руки поднимаем вверх), а какая блинная река (руки в стороны). В амазонке обитают кайманы (они похожи на крокодилов). В Южной Америке обитают Страус Нанду, тукан, муравьед, ягуар, броненосец, ленивец. Самая маленькая птичка – колибри, а самая большая змея – анаконда».
Австралия
«Австралия – самый маленький материк, похож на остров. Цвет земли в этой стране – красноватый, потому что вокруг много пустынь, но мало лесов. Австралия – солнечная страна, в которой редко идут дожди. Когда в нашей стране зима, в Австралии лето. Новый год жители встречают на пляжах. Животные Австралии удивительные и необычные: кенгуру, утконосы, коалы, страус Эму, попугай, разнообразные пауки, ядовитые змеи».
В самолет я сяду в среду (машем руками.)
И в Австралию поеду! (машем руками, изображая полет)
Поиграю с кенгуру (складываем руки в замок.)
В интересную игру! (хлопаем в ладоши)
Мышцы вместе покачаем, (сгибаем и разгибаем руки)
Попугаев погоняем! (сжимаем/разжимаем кулаки.)
По тропинкам мы поскачем, (хлопаем ладошками по коленям)
Как прыгучий звонкий мячик! (прыгаем),
Мы коалу навестим – эвкалиптом угостим (выставляем вперед ладошки)
Всем помашем мы рукой (машем рукой)
И отправимся домой (руки в стороны).
Антарктида
«Как же холодно! Это самый белый и холодный материк, на котором есть айсберги, льдины. Его называют «холодильник Земли». Люди тут не живут, но зато работают ученые. В Антарктиде обитают пингвины, морской лев, морской слон, касатка. Пингвины такие забавные и неуклюжие. Они смешно и вперевалку ходят, зато очень быстро скатываются на брюшке по льду».
Варианты заданий:
Сделайте сенсорную коробку «Антарктида» (налейте в емкость воду, поместите туда фигурки подходящих животных, разложите замороженный лед, сделайте искусственный снег/снег из манки, крупы и пр.).
Вот и закончилось наше путешествие с детьми по материкам мира. Изучение географии – долгий и увлекательный путь. Каждый день можно открывать что-то новое и интересное. Пусть каждое открытие дарит малышу радость и пробуждает в нем интерес к миру.
Игропедагог, эксперт по вопросам раннего развития
Конспект ОД «Путешествие по материкам»
Цель: Знакомство с материками.
-Дать представления о том, что карта-это изображение земли, которую используют для определения направления в путешествиях; закрепить знания детей о том, что планета Земля- это громадный шар, большая часть которого покрыта водой.
-Уточнить и расширить знания о том, что кроме воды на Земле есть материки-твёрдая земля-суша; развивать познавательные интересы к окружающему миру, экологическое мышление, внимание.
-Воспитывать интерес к художественному слову, загадкам, умение внимательно слушать и отгадывать их;обогащать и активизировать словарь детей словами: материк, Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, полюс, карта.
Методические приемы: беседа, вопросы и ответы, объяснения, загадывание загадки, сюрпризный момент – появление Старика Хоттабыча.
Предварительная работа: работа с глобусом, знакомство с планетой Земля, ее характерными особенностями. Рассматривали карту с изображением Земли.
Материал к занятию: карта с голубым фоном, контуры материков, ковер-самолет, указка.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними, подарим им свои улыбки, а теперь давайте подарим улыбки друг другу.
Дети садятся на стульчики полукругом.Воспитатель читает загадку:
Ни начала, ни конца
Ни затылка, ни лица,
Знают все и млад и стар,
Что она – большущий шар.
Воспитатель:Правильно, планета на которой мы с вами живем называет Земля. Какая же она – наша Земля? Как она выглядит из космоса, когда на нее смотрят космонавты, летающие в ракете? (ответы)
Дети: круглая, большая, вдали маленькая…
Воспитатель: Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать ее вокруг. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане (Показ картинки с изображением трёх китов). Другие доказывали, что плоская Земля держится на трёх слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане… (Показ картинки с изображением слонов).
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
-И как вы думаете добирались ли они до края Земли?
Дети: Нет, потому что планета круглая и у нее нет ни конца ни края.
Воспитатель: А где мы можем увидеть всю землю сразу?
Воспитатель: Если мы отправимся в путешествие, что мы можем взять с собой в помощь, чтобы знать, куда нам направиться?
Воспитатель: Правильно, карту. Карта – это изображение Земли, которая всегда помогает путешественникам в пути определить где они находятся и куда дальше направляться.
— А на чем можно путешествовать?
Дети: Самолёт, вертолёт, корабль, машина, пешком и т. д
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по планете Земля. А поможет нам в этом вот эта волшебная бутылка, стоит ее только открыть и появится… Как вы думаете кто?
Дети: Волшебник, Алладин, джин, Хаттабыч.
Воспитатель: Вот сейчас мы это и проверим. (открывает бутылку, раздается отвлекающий звук)
Появляется старик Хоттабыч с ковром в руке (в ковре завернута карта)
Воспитатель: Здравствуйте, старик Хоттабыч!
Хоттабыч: Здравствуйте, зачем вы, о несравненная, меня позвали?
Воспитатель: Мы с детьми хотим отправиться в путешествие по планете Земля, Вы не поможете нам в этом?»
Хоттабыч: С удовольствием, мой ковер-самолет всегда со мной
Воспитатель: Но нам еще нужна карта
Хоттабыч: А у меня и карта есть (разворачивает ковер, достает карту, вот только от старости она выцвела и на ней кроме контуров ничего уже не видно.
Воспитатель: Не беда, мы с ребятами быстро все исправим. А Вы, уважаемый старик Хоттабыч присаживайтесь и отдохните. Дети, что же есть на нашей планете Земля?
Дети: Вода (моря, океаны, озёра, реки, суша (материки, острова)
Воспитатель:Прежде всего на Земле есть два полюса. Как они называются?
Дети: Северный полюс, Южный полюс.
Воспитатель: Один Северный, другой Южный. Северный сверху земного шара (показывает). Южный – внизу. Большая часть Земли покрыта водой – это моря и океаны. Слышали про них? Может быть знаете, как называются некоторые?
Дети: Тихий, Атлантический, Индийский, Южный (Антарктический). Северный Ледивитый (Арктический).
Воспитатель: На столе лежит круг. Почему именно круг, а не квадрат или треугольник?
Дети : Потому что, наша Земля круглая.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, круг разделён линиями на 3 части. Вырезаем одну часть из трёх. Теперь на одну часть поставим жёлтую фишку, а на две части синюю фишку. Вот столько места занимает на Земле вода-2/3, и 1 часть-суша.
Вот поэтому вся карта раскрашена голубым цветом (голубой похож на воду). Сейчас карта одинаковая, как будто вся Земля покрыта водой. Но что же еще есть на нашей Планете кроме морей и океанов?
Дети : Материки
Воспитатель: Вы знаете сколько всего материков на планете Земля?
Воспитатель: Назовите какие вы знаете материки?
Дети: Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка.
Воспитатель: Правильно ребята. Среди океанов есть большие участки твердой земли – это материки, суша. Вот самый большой материк Евразия (показ). Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к Северному полюсу. (Дети помогают наклеить.) и простирается с запада на восток на много тысяч километров. На западе её омывают воды Атлантического океана, на востоке –Тихого, на юге- Индийского, а на севере –Северного Ледовитого океана.
Вот следующий материк –Африка (показывает). Что-нибудь знаете про Африку, слышали про нее?
Теперь я вам покажу очень интересную сушу: вот такую длинную, состоящую из двух частей. Обе они соединяются тонкой полоской, как тонкой шеей (показывает Америку). Кто-нибудь знает, как называется этот материк?
Дети: Северная Америка, Южная Америка.
— Америка состоит из двух частей: верхняя часть – Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Она протянулась по всему земному шару –от Северного полюса к Южному (приклеивает вместе с детьми.) в Северной Америке расположено 20 стран. Самые крупные из них – Канада, Соединённые Штаты Америки и Мексика. Область лесов на севере материка сменяется к югу прериями и пустынями. Южная Америка своей формой напоминает крыло птицы. На западе материка находятся высокие горы, а на востоке –равнины, поросшие лесом и кустарниками. По равнинам Южной Америки течёт Амазонка- самая длинная река в мире. А в труднодоступных тропических лесах находится самый высокий водопад в мире- Анхель.
Воспитатель: Кто знает, что есть на полюсах земного шара?
Воспитатель: Оба полюса – это самые холодные места на земном шаре. На Северном полюсе суши нет, там океан всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На южном полюсе еще холоднее, чем на Северном. Там есть суша – материк, который из-за холода тоже покрыт вечными льдами. Этот материк называется Антарктида. Давайте его приклеим на карту. (приклеивают.) здесь круглый год холодно, даже летом. Этот материк не принадлежит ни одной стране мира. Здесь работают учёные из разных стран, они изучают этот материк. Из растений в Антарктиде встречаются мхи и лишайники, а из животных- пингвины и тюлени.
— Остался последний материк. Он небольшой это Австралия. Слышали что-нибудь про Австралию?
Воспитатель: Эта суша, как большой остров окружена со всех сторон океаном. (Приклеивают). Большую часть Австралии составляет засушливая пустыня, в которой летом пересыхают реки и озёра. Здесь обитают животные, которые нигде больше не встречаются. Например, сумчатые. Они называются так потому, что носят своих детёнышей в специальных сумках, находящихся на животе. В сумках растят своих малышей вомбат и коала. Но самое известное сумчатое животное Австралии конечно же кенгуру.
Хоттабыч: Что то я засиделся. Я предлагаю вам немного отдохнуть и облететь на ковре самолете вокруг Земли и полюбоваться на нее.
(Проводится реалаксация под музыку. Детям предлагается сесть на ковер, закрыть глаза).
Воспитатель: Давайте представим, что мы взлетели на ковре высоко-высоко в небо и парим рядом с птицами, рядом с облаками. В лицо нам повеял легкий, теплый ветерок и мы видим как красива наша земля. Мы пролетаем над морями, океанами, теперь мы летим над горами и лесами. Как красиво вокруг!
Воспитатель: Что вы увидели пролетая над землей?
Воспитатель: Конечно, на всех материкахобитает много живых существ: растут растения, живут большие и маленькие животные и люди. Много разных народов проживает на всех материках. Об этом мы поговорим в другой раз.
Воспитатель: Скажите,как называется самый большой материк?
Дети : Евразия (показывают)
Воспитатель: Как называется самый маленький материк?
Дети: Австралия (показывают)
Воспитатель: Самый холодный материк?
Дети: Антарктида (показывают)
Воспитатель: Самый жаркий материк?
Дети: Африка (показывают)
Воспитатель: Как называется материк, который Состоит из двух частей?
Дети: Америка Северная и Южная. (показывают)
Воспитатель: Материк, который покрыт всегда снегом и льдом?
Дети: Антарктида (показывают)
Воспитатель: Сколько всего материков?
Воспитатель: Мы с вами на каждом занятии будем путешествовать по планете Земля с помощью карты, которую мы сделали сегодня. Узнаем много нового о нашей планете.
Хоттабыч: Ну за то, что вы такие молодцы, так много знаете о планете Земля, я хочу сделать вам подарок___
А мне пора в свою сказку. До свидания!
Воспитатель: Спасибо! До свидания! МЫ справились с заданием. Теперь вы все настоящие путешественники, знаете, что карта-это наш помощник в путешествии, а ещё теперь знаете названия материков и их расположение на карте. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Интегрированное занятие-путешествие по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по России» в старшей группе Интегрированное занятие – путешествие по познавательному развитию в старшей группе Тема: «Виртуальное путешествие по России» Цель: формирование.
Конспект игра-путешествие «Путешествие в страну Королевы чистоты» Игра-путешествие «Путешествие в страну Королевы чистоты» Воспитатель 1 КК Улевич Е. В. Цель: воспитывать у детей внимательное отношение к.
Конспект НОД «Путешествие в осень» Конспект НОД «Путешествие в осень» (с использованием здоровьесберегающих технологий, игровых технологий, ТРИЗ) Автор-разработчик: Быкова.
«Путешествие в подводное царство-государство». Конспект НОД в средней группе в рамках проекта «Путешествие по земному шару» Цель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной.
Познавательный досуг с детьми старшей группы «Путешествие по материкам» Познавательный досуг с детьми старшей группы «Путешествие по материкам».Воспитатель старшей группы Тараненко Е. С. ЦРД » Стрижи» Август 2019.
Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по материкам» Путешествие по материкам Выполнила воспитатель : Горленкова Ксения Станиславовна, МБДОУ № 54, г. Ковров, Молодой специалист : Стаж работы.
Конспект НОД «Путешествие в космос» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о первом полете в космос. Задачи: 1. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом.
НОД в старшей группе по теме «Моя планета: материки и океаны»
Светлана Москаленко
НОД в старшей группе по теме «Моя планета: материки и океаны»
Цель: формировать у детей общие представления о нашей планете, материках и океанах.
— Продолжать расширять представления детей о нашей планете,
— Познакомить с названиями океанов и материков,
— Развивать воображение, мышление, память, логику, внимание,
— Воспитывать любовь и бережное отношение к своей планете.
Словарь: материки – Австралия, Евразия, Южная и Северная Америка, Антарктида, Африка, океаны – Тихий, Северный ледовитый, Атлантический, Индийский, экватор.
Материал: глобус, демонстрационные картинки по теме, силуэты материков, названия материков и океанов.
• Приветствие «Доброе утро»,
•Загадка: На столе передо мной закрутился шар земной,
Арктика, экватор, полюс, уместил всю землю (глобус)
• Ребята, а у нас в группе есть глобус? Что вы знаете о глобусе? (это уменьшенная модель Земли, позволяет представит форму нашей планеты).
• Почему нашу планету называют «голубой»?
На нашей планете большую часть занимает вода – это океаны и моря,
Чтобы запомнить названия океановмы с вами выучим стихотворение:
На нашей Земле – океанов 4:
Индийский – самый соленый в мире,
Океан Атлантический усеян сельдями,
А Северный Ледовитый все время спит подо льдами,
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий,
А буйный, глубокий и самый великий!
• Ребята, а вы знаете, что еще составляют ученые, чтобы изобразить нашу планету? (геогр. карту).
•Давайте посмотрим на карту: какие еще цвета есть на карте? Как вы думаете, что это?
Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют МАТЕРИКАМИ, давайте поищем материки на карте:
• А теперь отгадайте загадки и скажите, как называются материки:
Там снуют акулы, прыгают гориллы.
Страшные «большие злые крокодилы
Будут вас кусать, бить и обижать».
Помните то место, где нельзя гулять?
Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин (Антарктида)
Лишь в стране большой, зелёной
Кенгуру живёт смышлёный.
Он своих детей не бросит,
Он с собой их в сумке носит.
• Подумайте, а на чем можно добраться до Африки? До Антарктиды? До Австралии? Перед вами картинки и палочки – выложите свой транспорт.
• Выкладывание из палочек.
• Как называется человек, который бывал в различных странах? (Путешественник). Какие предметы могут в дороге пригодится путешественнику? Давайте мы с вами сделаем карту нашей Земли, чтобы мы с вами не заблудись, если вдруг отправимся путешествовать.
• Изготовление карты нашей планеты.
3. Заключительная часть.
• Подведение итога занятия.
Рассматривание детских работ.
Познавательная НОД по теме «Путешествие в Антарктиду» ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ НОД «Путешествие в Антарктиду» Цель: формировать у детей общие представления о нашей планете, материках и океанах. Задачи:.
Проект: «Друзья планеты Земля» стал по утру,умылся, Привел себя в порядок, Сразу же приведи в порядок Свою планету. Антуан де Сент-Экзюпери. Цели проекта: 1) Помочь.
Конспект занятия в подготовительной группе. «Путешествие по материкам»
Фомина Марина
Конспект занятия в подготовительной группе. «Путешествие по материкам»
«Путешествие по материкам»
Задачи:
1. Закреплять и уточнять знания детей о материках, умение называть и показывать их на карте /Европа, Африка, Азия, два полюса Северный и Южный /.
2. Развивать умение правильно строить сложноподчинённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей/чтобы, потому что/. Актив. сл. : Растения не растут, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда,который никогда не таит; Растениям нужны длинные корни, чтобы достать воду, которая находится глубоко под землёй; полярники, айсберг; глобус – это макет земного шара, только уменьшенный.
3. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
4. Объяснить детям, почему не следует ходить по тонкому льду – это опасно!
5. Инд. работа: совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Беседовали на тему: «Материки»; рассматривали глобус и иллюстрации в географический атласе для детей «Мир вокруг нас»; играли в дидактическую игру: «Кто, где живёт», «Атлас мира»; разучили стихи А. Усачёва «Весёлая география»;
Организация детей:
В начале занятия дети стоят перед воспитателем, во 2 части садятся на стулья, в 3 части дети размещаются на импровизированном корабле, итог проводится снова на стульях.
Ход занятия:
/Дети стоят перед воспитателем/
— Ребята, послушайте загадку:
Общей крышей мы живём,
Дом под крышей голубой
И просторный и большой.
Дом кружиться возле солнца,
Чтобы было нам тепло,
Чтобы каждое оконце
Осветить оно могло.
— Правильно, это наша земля. /Дети садятся на стульчики /.
— Как можно путешествовать по нашей земле, не выходя из группы?
— Учёные придумали карту мира и сделали глобус. Что такое глобус?
/ Глобус – это макет земного шара, только уменьшенный /. Показываю глобус.
— Какие материки вы уже знаете? / ответы детей /.
1 ребёнок: На свете много островов,
Так много, что не счесть…
А вот больших материков
Мы насчитаем шесть:
2 ребёнок: Африка, Америка
— На каком материке живём мы? Покажите его на глобусе.
— Ребята, а что обозначает каждый цвет? / зелёный – леса, коричневый – горы, голубой – реки, моря, океаны /.
— Голубого цвета больше всего, вот послушайте почему:
Если на карту Земли посмотреть –
Земли на Земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – Вода!
— Вот по воде-то мы с вами и отправимся в дальнее путешествие по материкам.
/Дети размещаются на импровизированном корабле. Назначаю капитана корабля /.
— Наша первая остановка отгадайте где:
Доплывём до Занзибара
Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро,
Погуляем с Гиппопо
По широкой Лимпопо. / Африка /.
— Ребята, а почему вы решили, что речь идёт об Африке?
/ Эта загадка об Африке, потому что Сахара – это пустыня и находится она в Африке. /
— Кто покажет Африку на глобусе? Каким цветом Африка изображена на глобусе? Почему? / Потому что в Африке очень много пустынь. / Молодцы!
— Правильно, Сахара – королева пустынь. А что такое пустыня? / Пустыня – кругом пески, дуют горячие ветры, годами не бывает дождей. / Молодцы!
— Как вы думаете, могут в таком месте жить растения?
— Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения, с маленькими листочками, если это растение выкопать и забраться с ним на крышу 15-этажного дома, то его корни достанут до земли.
— Как вы думаете, зачем растениям такие длинные корни? / Растениям длинные корни нужны для того, чтобы достать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй. /
— А животные, какие могут находиться в пустыне? / Верблюды, потому что они самые выносливые и помогают человеку преодолевать пустыни. /
— Ребята, но ведь пустыня не везде, есть, где от солнца палящего можно укрыться.
— Как называется это место в Африке? / Оазис. / Молодцы!
— Каких животных можно увидеть там? / Ответы детей /
Физминутка:
— А сейчас давайте отдохнём и представим что мы животные, которые пришли на водопой /имитация движений и звукоподражание африканским животным/.
/ Капитан даёт сигнал, и все занимают свои места /.
Хорошо в Африке, но жарко, хочется туда, где попрохладней.
— Отгадайте загадку, куда мы с вами отправляемся:
Вот континент – сплошная льдина
Зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери мой друг, пример с пингвинов. / Антарктида /
— Почему вы решили, что это Антарктида? / Потому что Антарктида – это закованный в лёд материк и там живут пингвины. /
— Правильно, Антарктида – это материк, расположенный на крайнем юге нашей планеты.
— Хотите отправиться в ледяное царство? Одевайтесь потеплее и в путь. / Дети надевают шарфы. /
1 ребёнок: День и ночь стучат машины,
От винта бежит вода,
Вот уже поплыли льдины,
2 ребёнок: Айсбергов громада
И видна уж с корабля
(Показ презентации)В 1820г. русские мореплаватели на шлюпках «Восток» и «Мирный» первыми достигли берегов Антарктиды. Беллинсгаузен Фадей Фадеевич и Михаил Петрович Лазарев.
— По пути нам встретились плавающие «ледяные горы». Кто знает, что это такое? Показ презентации «Айсберги»
— Встречаются айсберги, похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиды, на замок.
— Откуда же появляются эти ледяные громады? /У берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные, тяжелые, ледяные глыбы и отправляются в путешествие по океану. /
— Ребята, а как вы думаете, чем опасны айсберги для кораблей? / Подводная часть айсберга очень велика, поэтому айсберги очень опасны для кораблей. /
— А есть ли в Антарктиде растения, и какие живут животные? / Растения не растут, потому что земля в Антарктиде покрыта мощным слоем льда, который никогда не таит.
В Антарктиде живут пингвины – это морские птицы. /
— Почему пингвины относятся к птицам? / Потому что они покрыты перьями и откладывают яйца. /
— Давайте перед отправлением домой, выйдем на берег и отдохнём.
— Ребята, а как вы думаете, не опасно ли выходить на лёд? /В Антарктиде не опасно, потому что лёд очень толстый, не провалишься. /
— Правильно ребята, в Антарктиде ледники, они прочные, а вот на нашей реке Волге, этого делать не следует, очень опасно, потому что Волга промерзает не равномерно и
не набольшую глубину, можно провалиться. Запомните это!
Физминутка:
Жмутся к берегу крутому холода, Дети выполняют
Строит вьюга голубые города. различные движения.
Ветер носится по снегу, словно пёс,
Потому что щиплет нос ему мороз.
А пингвинам, а пингвинам хоть бы что!
Выбегают на прогулку без пальто,
Им морозы – разморозы нипочём:
Антарктида для пингвинов – тёплый дом.
/Капитан даёт команду на отправление, дети занимают свои места на корабле. /
— Ребята, а могут ли жить в Антарктиде люди? / Нет, там нет городов. /
— Правильно, здесь не строят города, но есть научные станции, на которых живут полярники, которые изучают Антарктиду.
— А мы отправляемся домой:
Читает День и ночь стучат машины,
воспитатель: От винта бежит вода
Вот уже проплыли льдины
Все вместе: До свиданья Антарктида!
Здравствуй дом, родная земля!
/Дети садятся на стулья/
— Ребята, вам понравилось путешествовать?
Давайте с вами вспомним :
О чём мы с вами сегодня говорили?
Какие материки вы знаете?
На чём мы путешествовали?
Что интересного узнали об Африке?
Как называют людей, которые изучают Антарктиду?
Чем опасны айсберги? И почему в Антарктиде не растут растения?
Куда бы вы хотели отправиться? Молодцы!
Мои занятия Открытое занятие «Большое путешествие» Цели занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи по лексической.