Как объяснить ребенку что такое миф

Мифы и легенды для детей – знакомство с историей древних веков

Приступать к изучению культуры человечества ребенку следует с мифов и легенд разных народов мира. ⚔️ Люди создали многочисленные эпосы, в которых упоминаются могучие небожители и подлинные герои прошлого. Произведения древности будут весьма интересными для малышей. ⚜️В этих повествованиях можно найти не только захватывающие деяния представителей божественных пантеонов, но и ряд реально произошедших событий.

Различия мифов и легенд

В устном фольклоре каждого народа имеются увлекательные истории, рассказывающие о приключениях вымышленных персонажей. Многочисленные мифы и легенды древних народов передавали знания о высших существах, которым следовало поклоняться. Они повествовали о сотворении Вселенной, рождении богов и создании первых людей. Через события жизни небожителей показывались их характеры и личные качества, а также отношение к окружающему миру.

Религиозные предпочтения предков накладывали на людей ряд обязательств по отношению к могущественным божествам.

Потомки должны были уважать покровителей своих профессий и приносить им дары. За это бессмертные создания благословляли собственных почитателей. ⚜️Через мифы можно узнать, какие деяния они поощряли, а что считали недопустимым. Почитав подобные истории, дети заинтересуются культурой других народов.

Легенды являются отдельным жанром литературного творчества. Главные герои этих произведений существовали в реальности, хотя события их жизни стали частью национального фольклора. ⭐️В качестве примера можно упомянуть короля Артура, прославившегося созданием ордена рыцарей Круглого Стола, разбойника Робина Гуда, противостоявшего богачам Британии, древнегреческого воителя Одиссея, известного своим длительным путешествием на родину.

Вводимые в легенды персонажи часто не соответствовали изначальным прототипам. Сказители нередко добавляли в истории вымышленные детали ради усиления влияния на слушателей. Подчас подлинные события прошлого трудно отделить от фантазий, привнесенных извне. ⚔️ Приключения отважных героев кажутся нереальными из-за необычных подробностей их славных деяний, поэтому приукрашенные повествования почти неотличимы от настоящих мифов.

Мировые эпосы и восприятие ребенка

У некоторых родителей возникнет закономерный вопрос о том, в каком возрасте следует знакомить детей с мифами и легендами. Упрощенные варианты этих произведений доступны для понимания малышей. Необходимо лишь заранее разъяснить ребенку, в чем состоит различие историй с выдуманной и реальной основой. Сходство со сказками также привлечет внимание юных читателей к народным эпосам.

⭐️Дети постарше могут знакомиться с полными текстами мифов и легенд. Через них мальчики и девочки получат сведения о национальных традициях и обычаях стран всех регионов мира.⚜️ Наиболее известными произведениями этого жанра принято считать древнегреческие и скандинавские предания. Не менее интересны индийские эпосы, чьи корни уходят вглубь веков. Многие сказания того периода подтверждаются историческими исследованиями.

Благодаря существованию подобных текстов ребенок сможет ⚔️прочувствовать колорит государств, жители которых создали редкие по красоте литературные жемчужины. Экзотические божества, фантастические животные и волшебные страны, упоминающиеся во множестве мифов, покорят детские сердца, жаждущие чудесных приключений. Отважные герои старых легенд продемонстрируют малышам такие понятия как мужество, честь и верность.

Используя возможности интернета, родители без труда найдут большое количество древних историй. Обработанные для лучшего восприятия юным сознанием произведения собраны на одном сайте. Мифы и легенды можно читать онлайн или же скопировать на свой домашний компьютер. Взрослые и дети сумеют скачать бесплатно свои самые любимые эпосы.

Очень часто творческие люди при создании великих шедевров ⚔️ обращаются за вдохновением к преданиям древности. Познакомившись заранее с мифами и легендами различных народов, ребенок с легкостью будет ориентироваться в культуре не только собственной страны, но и других государств. Выдуманные и реальные истории расширят кругозор малыша, способствуя увеличению его интеллекта, а также языкового запаса.

Источник

Что такое миф?

Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф

Всего получено оценок: 226.

Всего получено оценок: 226.

Слово «миф» мы часто слышим в обычной жизни, когда говорят о чем-то, что укрепилось в нашем сознании, но является неправильным и недостоверным. В литературе же миф – небольшое произведение, в котором основную роль играют фантазии. Так что такое миф в литературе?

Определение мифа и его характеристика

Миф – (от греческого mythos – слово) – рассказ, в котором при помощи фантазии объясняются непонятные для древних людей явления окружающей действительности.

Мифология – это совокупность мифов одного народа. Примером может служить греческая мифология.

В мифах чаще всего идет повествование о людях, богах, подвигах и происхождении мира. Они были очень популярны в Древней Греции, когда считалось, что за плохие поступки люди наказывались гневом богов. В мифах отражается искусство, религии, философия, науки.

Мифы можно разделить на несколько видов:

в некоторых источниках мифы о происхождении мужчин и женщин описываются по-разному

Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф

Что мы узнали?

Данная статья, написанная для детей, поможет им понять, что такое «миф», когда возник этот жанр, а также поможет лучше разобраться в особенностях таких произведений. Также здесь перечисляются виды, на которые подразделяются мифы.

Источник

Мифы в чтении детям

Чем интересны мифы для жителей XXI века. Памятники древней литературы в изданиях для детей. Понятие мифов, их группы. Миф и сказка: сходство и различие. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла, качества Персея. Обзор статей по мифам.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления07.12.2011
Размер файла29,8 K

Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Департамент общего образования Томской области

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж»

по дисциплине Детская литература

Тулупова Светлана Анатольевна

миф ребенок литература сказка

1. Чем интересны мифы для жителей XXI века

2. Памятники древней литературы в изданиях для детей

3. Понятие мифа. Группы мифов

4. Миф и сказка. Сходство и различие

5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла

6. Качества героя Персея

7. Обзор статей по мифам

1.Чем интересны мифы для жителей XXI века

Будучи не в силах объяснить явления природы, человечество поверило в существование богов. У каждого народа были свои боги, и легенды, связанные с ними. Каждый бог имел свой характер, достоинства, недостатки, и у каждого были свои стихии во владении.

И, несомненно, каждая мифология является отражением культуры, основой мировоззрения каждого конкретного народа.

В XXI веке ученые всего мира обращаются к этим источникам с целью не только изучить древние культуры, но и выяснить историческое влияние названных художественных памятников на развитие культуры последующих веков.

Мифы продолжают использоваться писателями и другими творческими деятелями. Следует отметить, что XX век выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к мифам; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьезного изучения научной теории мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса, а также в «Кентавре» Джона Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифами (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифов отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

Мифы продолжают сопровождать человека в современное нам время. Например, используются в рекламе, для разработки эффективного воздействия на потенциального покупателя.

Чтение мифов представляет огромный интерес для детей. Увлекательные предания тысячелетий помогают детям лучше понять культуру и историю минувших эпох.

2. Памятники древней литературы в изданиях для детей

Мифы и легенды народов мира, а также библейские сказания и другие памятники древней литературы во многих странах издаются для детей в пересказах. Необходимость отбора и пересказа древних литературных памятников вызвана тем, что тексты подлинников архаичны и сложны для восприятия, в них существуют сцены жестокости, страшные фантастические образы, которые могут поразить воображение детей, еще не умеющих рационально отнестись к исторически обусловленным фантастическим картинам, созданным народами.

Так в книге «Мифы Древней Греции» ее авторы, В. и Л. Успенские, пересказали для детей циклы древнегреческих мифов о Язоне и Геракле. А книга «Меч Сварога. Мифы славян, рассказанные для детей» содержит пересказы мифов славянских народов о Рождении Мира, о богах горних: Свароге, Перуне и Велесе, а также о самых почитаемых духах стихий и покровителях Руси: Финисте и Леле, Костроме и Купале, Морозко и Снегурочке и иных. Также здесь рассказано о живых поныне древних календарных обычаях и обрядах, имеющих корни в языческом прошлом русского народа.

С сюжетами библейских сказаний дети могут познакомиться, например, по книге польского ученого и писателя З. Косидовского. Как уже говорилось, юный читатель знакомится с памятниками древней литературы не в подлиннике, а в пересказе. Автор этой книги не приводит самих текстов библейских легенд, а пересказывает их содержание в той последовательности, в которой они существуют в Библии. С таким же приемом мы встретимся и в пересказах греческих мифов. Поэтому древние литературные памятники в изданиях для детей не рассматриваются как оригинальные произведения; например, нельзя анализировать язык и стиль библейских сказаний, рассматривать их жанровое разнообразие. В пересказах не сохраняются жанровые особенности притчи, легенды или пророчества.

3. Понятие мифа. Группы мифов

Что такое мифы? В понимании многих людей это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, а также рассказы о деяниях древних, по преимуществу греческих и римских, богов и героев: поэтические, наивные, нередко причудливые.

Это «житейское», подчас до сих пор бытующее представление о мифах в частности и о мифологии вообще, в какой-то мере результат более раннего включения именно античной мифологии в круг знаний европейского человека (само слово «миф» греческое и означает предание, сказание); именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее доступные и известные самому широкому кругу читателей.

Действительно, вплоть до XVIII в. в Европе были наиболее распространены лишь античные мифы рассказы древних греков и римлян о своих богах, героях и других фантастических существах. Особенно широко имена древних богов и героев стали известны с эпохи Возрождения (XV-XVI вв.), когда в европейских странах оживился интерес к античности. Примерно в это же время в Европу проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцев. В образованной среде общества вошло в моду употреблять имена античных богов и героев в аллегорическом смысле: говоря «Марс», подразумевали войну, под «Венерой» разумели любовь, под «Минервой» мудрость, под «музами» различные искусства и науки и т.д. Такое словоупотребление удержалось до наших дней, в частности в поэтическом языке, вобравшем в себя многие мифологические образы. В 1-й половине XIX в. в научный оборот вводятся мифы широкого круга индоевропейских народов (древних индийцев, иранцев, германцев, славян). Последующее выявление мифов народов Америки, Африки, Океании, Австралии показало, что мифология на определенной стадии исторического развития существовала практически у всех народов мира.

Таким образом, следует считать, что мифология является историческим типом мировоззрения.

О том, что мифология является историческим типом мировоззрения, говорит тот факт, что научный подход к изучению «мировых религий» (христианства, ислама, буддизма) показал, что и они «наполнены» мифами. Далее создавались литературные обработки мифов разных времен и народов, появилась огромная научная литература, посвященная мифологии отдельных народов и регионов мира и сравнительно-историческому изучению мифов; при этом привлекались не только повествовательные литературные источники, являющиеся уже результатом более позднего развития, чем первоначальная мифология (например, древнегреческая «Илиада», индийская «Рамаяна», карело-финская «Калевала»), но и данные этнографии, языкознания.

Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило установить, что в мифах различных народов мира при чрезвычайном их многообразии целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов принадлежат, вероятно, мифы о животных. Самые элементарные из них отражают, по всей видимости, тип мировоззрения людей на начальном уровне развития, и представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов очень много, например, у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Представления о зооантропоморфных предках распространены у тех же австралийцев, они окрашены тотемическими чертами. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара. Широко известны древнегреческие мифы о гиацинте, нарциссе, кипарисе, лавровом дереве (девушка-нимфа Дафна), о пауке Арахне и др. Очень древни мифы о происхождении солнца, месяца, звезд. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле, и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других создание солнца (не олицетворенного) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

Центральную группу мифов, по крайней мере, у народов с развитыми мифологическими системами, составляют мифы о происхождении мира, вселенной и человека.

У культурно отсталых народов мало космогонических мифов. Так, в австралийских мифах лишь изредка встречается идея о том, что земная поверхность некогда имела иной вид, но вопросов, как появились земля, небо, и все остальное, не ставится. О происхождении людей говорится во многих австралийских мифах. Но мотива творения, создания здесь нет: говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания».

У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев, у народов Древнего Востока и Средиземноморья. В этих мифах выделяются две идеи идея творения и идея развития. По одним мифологическим представлениям (креационным, основанным на идее творения), мир создан каким-либо сверхъестественным существом богом-творцом, демиургом, великим колдуном и т.п., по другим («эволюционным»), мир постепенно развился из некоего первобытного бесформенного состояния хаоса, мрака либо из воды, яйца и пр.

Обычно в космогонические мифы вплетаются и теогонические сюжеты мифы о происхождении богов и антропогонические мифы о происхождении людей. В числе широко распространенных мифологических мотивов мифы о чудесном рождении, о происхождении смерти; сравнительно поздно возникли мифологические представления о загробном мире, о судьбе.

К космогоническим мифам примыкают также встречающиеся лишь на сравнительно высокой ступени развития эсхатологические мифы рассказы-пророчества о «конце мира» (развитые эсхатологические мифы известны у древних майя и ацтеков, в иранской мифологии, в христианстве, в германо-скандинавской мифологии, в талмудическом иудаизме, в исламе).

На ранних стадиях развития человеческого общества мифы по большей части примитивны, кратки, элементарны по содержанию, лишены связной фабулы, что в полной мере отражает тип мировоззрения общества создавшего их. Позднее, на пороге более сложного, развитого классового общества, постепенно создаются более сложные мифы, разные по происхождению, мифологические образы и мотивы переплетаются, мифы превращаются в развернутые повествования, связываются друг с другом, образуя циклы.

Таким образом, сравнительное изучение мифов разных народов показало, что, во-первых, весьма сходные мифы часто существуют у разных народов, в самых различных частях мира, и, во-вторых, что уже самый круг тем, сюжетов, охватываемых мифами, вопросы происхождения мира, человека, культурных благ, социального устройства, тайны рождения и смерти и другие, затрагивает широчайший, буквально «глобальный», круг коренных вопросов мироздания.

Любимым для меня является миф о прикованном Прометее.

Этот поистине увлекательнейший миф сможет заинтересовать любого читателя своей неповторимостью и легкостью чтения.

Главным героем мифа является отважный и справедливый Прометей, который отказался подчиняться жестоким и могущественным богам. Все боялись гнева Зевса, и лишь один Прометей смог бросить вызов его могуществу.

Это все говорит о том, что его любовь была велика, и смыслом своей жизни он считал помощь людям. По-моему, в основе подвига Прометея было стремление делать добро.

4. Миф и сказка. Сходство и отличие

Для начала, рассмотрим понятие и основные особенности сказки.

В то же время, сказка и миф соединяются в обще-символическом, легендарном и архетипическом.

Традиционный миф изображает уникальное событие, которое не может быть повторено, которое, повторенное другими персонажами, будет уже не идентично, а лишь уподоблено первоначальному акту действия. Так отвергнутый муж будет уподоблен Гефесту, чувствовать родство с ним, но не будет им же. Миф буквален, он говорит на языке символов, а не метафор. Также он представляет узнаваемое, но далеко не обязательное событие в жизни человека.

Сказка же метафорична, потому вновь и вновь отец будет требовать от сыновей выполнения невозможных заданий, а мы будем узнавать здесь как бытовые ситуации, так и метафорические социальные вызовы.

5. Мифы для детей старшего дошкольного возраста. Подвиги Геракла

В работе с детьми старшего дошкольного возраста можно использовать такие мифы как: легенда о Персее и Андромеде; легенда об Афродите и Адонисе; легенда о Гефесте; легенда о Гермесе, легенда о Дедале и Икаре, мифы, рассказывающие о подвигах Геракла и др.

Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея.

1. Удушение Немейского льва

2. Убийство Лернейской гидры. Не засчитан.

3. Истребление Стимфалийских птиц

4. Поимка Керинейской лани

5. Укрощение Эриманфского вепря и битва с кентаврами

6. Очистка авгиевых конюшен. Не засчитан.

7. Укрощение критского быка

8. Победа над царем Диомедом (бросавшим чужеземцев на съедение своим коням)

9. Похищение пояса Ипполиты, царицы амазонок

10. Похищение коров трехголового великана Гериона

11. Похищение золотых яблок из сада Гесперид

Детям дошкольного возраста я бы хотела рассказать о поимке Гераклом Керинейской лани.

У лани, принадлежавшей богине Артемиде, были золотые рога и медные копыта. Геракл преследовал ее целый год, дойдя до земли гипербореев, и поймал, ранив ее стрелой.

На мой взгляд, этот миф очень интересен, а пример Геракла может научить стойкости, терпению, отваге, т. е. способствовать развитию этих качеств у детей.

6. Качества героя Персея

Персей, в греческой мифологии предок Геракла, сын аргосской царевны Данаи и Зевса. Золотым дождем Зевс проник в медный терем, где была заперта Даная ее отцом Акрисием, знавшим о своей смерти от руки внука. Даная с Персеем были в ящике брошены в море разгневанным царем, но выловлены рыбаком Диктисом у острова Сериф.

Персей был воспитан в доме Диктиса, а затем отправлен царем острова Полидектом, влюбившимся в Данаю, на розыски горгоны Медузы.

Персею помогли Афина и Гермес. По совету богов Персей достиг сначала пределов крайнего запада, где обитали граи, имевшие на трех сестер один зуб и один глаз. Овладев и зубом, и глазом, он вернул их граям в обмен на указание пути к нимфам, обладавшим крылатыми сандалиями, шапкой-невидимкой и заплечной сумкой. Персей получил от нимф эти дары и вооружился острым кривым ножом, подарком Гермеса. Поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, Персей отрубил голову смертной Медузе, одной из трех сестер-горгон, глядясь в блестящий щит, протянутый Афиной, чтобы не встретиться взглядом с глазами Медузы, превращавшими все живое в камень. От других горгон Персей скрылся с помощью шапки-невидимки, спрятав голову Медузы в заплечную сумку.

Мне симпатичны следующие качества героя Персея: смелость, отвага, хитрость, сноровка, сила, выносливость.

7. Обзор статей по мифам

Совершим обзор статей, в которых исследуется рассматриваемая в данной работе тема.

В газете «Дошкольное образование» (№3, 2010) представлена статья Кулиевой Д.С. «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии «погружение в образ». В ней автор статьи рассказывает для чего необходимо осваивать культуру народов мира дошкольникам, объясняя это тем, что с детства следует формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства. Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру. А также автор предлагает свою методику проведения занятий на данную тематику в детских садах.


Различные статьи, посвященные мифологии народов мира, содержатся в следующих журналах: «Сто великих тайн» (№4, 2000), Наука и жизнь (№4, 1991), Новый Акрополь (№2, 2005). В них доступно рассказывается о мифологических существах, богах, героях Греции, Древней Руси, Скандинавии и т.д. О роли сказки в развитии дошкольника размещена статья в журнале «Ребенок в детском саду» (№3, 2001). Автором статьи является О. Сидловская.

В детских садах Томска и области проводятся занятия, посвященные мифам и легендам народов мира. Так в детском саду № 3 в число дополнительных предметов входит мифология (античная лирика, философия, театр).


Литература

Источник

Как объяснить ребенку что такое миф

Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф

Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф

Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф

Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое миф. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое миф. Картинка про Как объяснить ребенку что такое миф. Фото Как объяснить ребенку что такое миф

Миф (др.-греч. μῦθος ) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Приключения Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Содержание

Античная литература

Различные типы отношения поэта к мифам удобно прослеживать на материале античной литературы. Всем известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его «почву». Это можно отнести прежде всего к гомеровскому эпосу («Илиада», «Одиссея»), который отмечает собой грань между безличным общинно-родовым мифотворчеством и собственной литературой (ему подобны «Веды», «Махабхарата», «Рамаяна», «Пураны» в Индии, «Авеста» в Иране, «Эдда» в германо-скандинавском мире и другие).

Подход Гомера к действительности («эпическая объективность», т. е. почти полное отсутствие индивидуальной рефлексии и психологизма), его эстетика, ещё слабо выделенная из общежизненных запросов, — всё это насквозь проникнуто мифологическим стилем миропонимания. Известно, что действия и психическое состояния героев Гомера мотивируются вмешательством многочисленных богов: в рамках эпической картины мира боги более реальны, чем слишком субъективная сфера человеческой психики. Ввиду этого возникает соблазн утверждать, что «мифология и Гомер суть одно и то же…» (Фридрих Шеллинг, «Философия искусства»). Но уже в гомеровском эпосе каждый шаг в сторону сознательного эстетического творчества ведёт к переосмыслению мифов; мифологический материал подвергается отбору по критериям красоты, а подчас пародируется.

Позднее греческие поэты ранней античности отказываются от иронии по отношению к мифам, но зато подвергают их решительной переработке — приводят в систему по законам рассудка (Гесиод), облагораживают по законам морали (Пиндар). Влияние мифов сохраняется в период расцвета греческой трагедии, причём его не следует измерять обязательностью мифологических сюжетов; когда Эсхил создаёт трагедию «Персы» на сюжет из актуальной истории, он превращает саму историю в миф. Трагедия проходит через вскрытие смысловых глубин (Эсхил) и эстетическую гармонизацию мифов (Софокл), но в конце приходит к моральной и рассудочной критике его основ (Еврипид). Для поэтов эллинизма омертвевшая мифология становится объектом литературной игры и учёного коллекционирования (Каллимах из Кирены).

Новые типы отношения к мифам даёт римская поэзия. Вергилий связывает мифы с философским осмыслением истории, создавая новую структуру мифологического образа, который обогащается символическим смыслом и лирической проникновенностью, отчасти за счёт пластической конкретности. Овидий, напротив, отделяет мифологию от религиозного содержания; у него совершается до конца сознательная игра с «заданными» мотивами, превращёнными в унифицированную систему; по отношению к отдельному мотиву допустима любая степень иронии или фривольности, но система мифологии как целое наделяется «возвышенным» характером.

Средние века и Возрождение

Средневековая поэзия продолжала вергилиевское отношение к мифам, Возрождение — овидиевское.

Начиная с позднего Возрождения неантичные образы христианской религии и рыцарского романа переводятся в образную систему античной мифологии, понимаемой как универсальный язык («Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, идиллии Ф.Шпе, воспевающие Христа под именем Дафниса). Аллегоризм и культ условности достигают своего апогея к XVIII веку.

Однако к концу XVIII века выявляется противоположная тенденция; становление углублённого отношения к мифам происходит прежде всего в Германии, особенно в поэзии Гёте, Гёльдерлина и в теории Шеллинга, заострённой против классицистического аллегоризма (мифический образ не «означает» нечто, но «есть» это нечто или он есть содержательная форма, находящаяся в органическом единстве со своим содержанием). Для романтиков существует уже не единый тип мифологии (Античность), а различные по внутренним законам мифологии миры; они осваивают богатство германской, кельтской, славянской мифологии и мифов Востока.

Новое время и Современность

В 40-70-x годах XIX века грандиозная попытка заставить мир мифов и мир цивилизации объяснять друг друга была предпринята в музыкальной драматургии Рихарда Вагнера; его подход создал большую традицию.

XX век выработал типы небывало рефлективного интеллектуалистического отношения к мифам; тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» явилась результатом серьёзного изучения научной теории мифологии. Пародийная мифологизация бессмысленной житейской прозы последовательно проводится в творчестве Франца Кафки и Джеймса Джойса, а также в «Кентавре» Джона Апдайка. Для современных писателей характерно не нарочитое и выспреннее преклонение перед мифами (как у поздних романтиков и символистов), а свободное, непатетическое отношение к ним, в котором интуитивное вникание дополняется иронией, пародией и анализом, а схемы мифов отыскиваются подчас в простых и обыденных предметах.

Мифологическое мировоззрение

В мифологическом мировоззрении мир понимается по аналогии с родовой общиной, которая сплачивает, организует совместное поведение сородичей посредством коллективных представлений, как образца поведения.

Миф по А. Ф. Лосеву

В своей монографии «Диалектика мифа» А. Ф. Лосев даёт следующее определение:

Миф есть для мифологического сознания наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей степени напряженная реальность. Это — совершенно необходимая категория мысли и жизни. Миф есть логическая, то есть прежде всего диалектическая, необходимая категория сознания и бытия вообще. Миф — не идеальное понятие, и также не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Таким образом, миф, по Лосеву, особая форма выражения сознания и чувств древнего человека. С другой стороны, миф, как праклетка, содержит ростки развившихся в будущем форм. В любом мифе можно выделить семантическое (смысловое) ядро, которое будет впоследствии востребовано.

Следует также принимать во внимание, что хотя термином «миф» иногда назывались Лосевым разные религиозные системы, но этот труд — «Диалектика мифа» был лишь альтернативой (иногда неудачной, в связи с преследованиями со стороны советских властей) «диалектическому материализму».

Миф по Ролану Барту

Ролан Барт рассматривает миф как семиологическую систему, обращаясь при этом к известной модели знака Соссюра, выделявшего в ней три основных элемента: означающее, означаемое и сам знак, выступающий как результат ассоциации первых двух элементов. Согласно Барту, в мифе мы обнаруживаем ту же трёхэлементную систему, однако, специфика его в том, что миф представляет собой вторичную семиологическую систему, надстроенную над первой языковой системой или языком-объектом. Эту вторичную семиологическую систему или собственно миф Барт называет «метаязыком» потому, что это вторичный язык, на котором говорят о первом. При исследовании семиологической структуры мифа Барт вводит свою нетрадиционную терминологию. Означающее, подчёркивает он, может рассматриваться с двух точек зрения: как результирущий элемент первой языковой системы и как исходный элемент мифологической системы. В качестве конечного элемента первой системы Барт называет означающее смыслом, в плане мифа — формой. Означаемое мифологической системы получает название концепта, а её третий элемент представляет значение. Это вызвано, по мнению Барта, тем, что выражение знак двусмысленно, так как означающее мифа уже образовано из знаков языка.

Согласно Барту, третий элемент семиологической системы — значение или собственно миф — создаётся за счёт деформации отношения между концептом и смыслом. Здесь Барт проводит аналогию со сложной семиологической системой психоанализа. Подобно тому как у Фрейда латентный смысл поведения деформирует его явный смысл, также и в мифе концепт искажает или точнее «отчуждает» смысл. Эта деформация, согласно Барту, возможна потому, что сама форма мифа образована языковым смыслом, подчинённым концепту. Значение мифа представляет постоянное чередование смысла означающего и его формы, языка-объекта и метаязыка. Именно эта двойственность, по Барту, определяет особенность значения в мифе. Хотя миф это сообщение, определяемое в большей степени своей интенцией, тем не менее буквальный смысл заслоняет эту интенцию.

Раскрывая коннотативные механизмы мифотворчества, Барт подчёркивает, что миф выполняет различные функции: он одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Касаясь проблемы «чтения» и расшифровки мифа, Барт пытается ответить на вопрос как происходит его восприятие. Согласно Барту, миф не скрывает свои коннотативные значения, он «натурализует» их. Натурализация концепта является основной функцией мифа. Миф стремится выглядеть как нечто естественное, «само собой разумеющееся». Он воспринимается как безобидное сообщение не потому, что его интенции тщательно скрыты, иначе они утратили бы свою эффективность, а потому, что они «натурализованы». В результате мифологизации означающее и означаемое представляются «читателю» мифа связанными естественным образом. Любая семиологическая система есть система значимостей, но потребитель мифов принимает значение за систему фактов.

Миф по Ф. Х. Кессиди

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *