Как объяснить ребенку что такое множество

Понятие «множество» для дошкольников

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоДобрый день, уважаемые взрослые! Сегодня мы рассмотрим понятие «множество» для дошкольников — один из важнейших математических терминов. Ваш малыш когда-нибудь спрашивал у вас, кого же на свете больше: птиц или зверей? А арбуз — это растение или фрукт? А лодка — это транспорт или плавательное средство?

Умение распределять предметы и живые существа в группы, наделённые определёнными признаками, — это важный этап развития ребёнка. К тому же это благодатная почва для развития:

Знакомим малыша с понятием «множество»

В возрасте 2–3 лет кроха с удовольствием рассматривает картинки, на которых изображены животные, растения, транспорт и другие группы предметов. Это подходящий момент для того, чтобы научить малыша систематизировать и упорядочивать информацию и производить над множеством различные операции. Как это сделать?

Предложите крохе разложить игрушки по разным ёмкостям: машинки — в одни ящик, животных — в другой ящик, а детали конструктора — в третий ящик. Спросите у крохи:

В результате вашей беседы ребёнок поймёт, что разные группы предметов имеют разные свойства и признаки. А также, если элементов много, можно сказать слово «множество» и дать ему название. Делаем вывод: «множество» — от слова «много», а «много» — это больше, чем один.

Развивающие занятия с группами предметов

Продолжайте развивать способность малыша структурировать информацию. Для этого ненавязчиво предложите ему следующие занятия.

«Назови множество»

Покажите ему серию карточек с изображением, например, различных рыб. Попросите назвать эту коллекцию одним словом. Также можно показать ребёнку изображения птиц, одежду, обувь, мебель, растения, животных, музыкальные инструменты. Для детей 5–6 лет предлагайте и более сложные варианты, например геометрические фигуры, природные явления, народные костюмы.

Второй вариант для этого занятия — подобрать название множества для нескольких одинаковых элементов:

«Выдели подмножество»

Поговорите с ребёнком о его группе в детском саду или о детях на площадке во дворе. Например: «Скажи, кто ходит в твою группу?» Дети. «Как их зовут?», «А чем отличается Катя от Пети?» Правильно, Катя — девочка, а Петя — мальчик. Значит, группу детей можно разделить на подмножества «девочки» и «мальчики».

Таким же образом разделите группу «растения» на подмножества «деревья», «кустарники», «трава» и другие. Музыкальные инструменты могут делиться на струнные, духовые, ударные и т. д.

Свой — чужой

Спросите у крохи, принадлежит ли предмет указанному множеству:

Кто лишний?

Попросите ребёнка найти лишний элемент в группе и объяснить своё решение:

Операции с множествами

Множества могут пересекаться, не пересекаться или быть вложенными одно в другое. Как рассказать это дошкольнику? На примере обручей или колец.

Чтобы усложнить задачу, предлагайте ребёнку разложить вещи или картинки с изображениями в 2 и более кольца, но сами не выкладывайте круги в правильное положение. Пусть малыш догадается сам, как это сделать.

Или разложите обручи, а ребёнок пусть сам придумает для них правильную задачку. Варианты могут выглядеть так:

1.Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множество

Например: машинки, книжки, куклы.

2.Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множество

Например: предметы из пластика, вилки (в 2 верхних круга), ложки (нижний круг).

3.Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множество

Например: кубики, красные игрушки, жёлтые игрушки.

4.Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множество

Например: игрушки (большой круг), мячики (средний круг), зелёные мячики (маленький круг).

Множества для детей: от интересных игр до сложных задач

Вы убедились, уважаемые взрослые, что головоломки с группами предметов отлично развивают логику и смекалку не только у детей? К тому же они позволяют проявить фантазию и учат малышей структурировать и анализировать информацию. Помогите вашему ребёнку разобраться с этим увлекательным понятием математики при помощи:

Ну а мы желаем вам учиться вместе с крохой творчески и увлечённо!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Источник

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста.

Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как единое целое. Множество состоит из элементов. Множество ассоциируется с понятием группа. Чем больше элементов во множестве, тем множество мощнее.

На занятиях в детском саду множества рассматриваются конечными, бесконечными, пустыми.

Ознакомление дошкольников с множествами является главной задачей их математического развития.

Основные задачи введения в мир математики по Крыловой Н. М.

-сравнивать две группы, добавлять к меньшей группе недостающие элементы, устанавливать равенство между группами, состоящими из одинакового количества разных предметов (3 рыбки и 3 птички, отсчитывать предметы по образцу или названному числу;

— считать в пределах 5; количественный и порядковый счет, определять состав чисел в пределах 5 из единиц;

Считать в пределах 5, различать количественный и порядковый счет,

Определять количественный состав числа из единиц в пределах 5

-усвоение представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке, о месте числа среди других чисел ряда, о числе как результате измерения условной меркой; развитие умения оперировать с множествами и операциями над ними, понимать «множество», «элемент», «часть множества», сравнивать множества практическим путем и опосредованно через счет, до 10, сравнивать множества, использовать графическое отображение множеств, умение доказывать и обосновывать способы и результаты сравнения, измерения, сопоставления, использовать знаковые обозначения.

Сравнивать множества в пределах 20 элементов, использовать разные способы сравнения множество: наложение, приложение счет, уметь графически изображать множество. Овладение понятиями «множество, элемент, часть множества»

Основными методами и приемами формирования представлений о множестве являются дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметы, игрушки, геометрические фигуры). С этой целью широко используются различные рисунки и карточки.

Младший дошкольный возраст.

Игровое упражнение «Спрячь медвежат».

Материал: Мячи и игрушечные медвежата.

Ход игры: Спрячь медвежат за мячи, чтобы я не смогла их найти.

Вопросы к ребенку. Какого цвета большой медведь? А маленький?

Какого цвета мячи: большие, маленькие? За какой мяч ты спрячешь большого медведя, чтобы я не смогла его увидеть? А маленького?

Игровое упражнение «Положи, столько машинок, сколько изображено на рисунке».

Материал: карточки с нарисованными на них машинками (мишками, зайчиками). Коробочка с отдельно вырезанными машинками (но при этом необходимо учесть, что вырезанных машинок должно быть больше, чем нарисованных на карточках,например: вырезанных машинок 10, а на карточках их всего 5 штук).

Ход игры: Нужно попросить ребёнка наложить вырезанные машинки на машинки, изображённые на карточках. Далее целесообразно заменить машинки на изображения шариков, кубиков, куколок, зайчиков и т. д. Это необходимо сделать для того, чтобы ребёнок видел, что, как бы ни менялись предметы, их надо положить столько, сколько нарисовано на карточке. Взрослый должен постоянно при этом упражнении повторять, например,такие слова как: «Положи, пожалуйста, столько машинок, сколько их изображено на рисунке».

Игровое упражнение «Сколько, ты положил?»

Материал: карточка с нарисованными мишками и один зайчик. Коробочка с отдельно вырезанными изображениями мишек и зайчиков.

Ход игры: После того как ребёнок достал из коробочки, лежащей рядом с ним, вырезанные изображения мишек и зайчиков и наложил их на изображения на карточках,его нужно спросить: «Сколько ты положила мишек, Катя?» «Много», — отвечает ребёнок. «А сколько ты положила зайчиков, Катя?»

«Мало (или одного) — отвечает малышка.

Игровое упражнение «Накормим, белочек»

Материал: белочки и коробка с вырезанными из бумаги грибочками.

Ход игры: На столе ставятся белочки. Ребёнку даётся коробка с вырезанными из бумаги грибочками. Ребёнок должен взять из коробки столько грибков, сколько стоит на столе белочек, и положить грибочки рядом с ними (по одному грибку рядом с каждой белочкой).

«Видишь, — говорит взрослый, — белочек и грибков поровну».

Говоря это, взрослый подчёркивает равенство двух множеств.

Игровое упражнение «Чудесный мешочек»

Материал: геометрические фигуры, мелкие игрушки.

Ход игры: Ребенку необходимо отсчитать столько предметов, сколько он услышит хлопков в ладоши.

Ведь при ощупывании предметов разной формы, объема, величины, нахождении парных предметов развивались тактильные анализаторы, активировалась мыслительная деятельность каждого ребенка, и дети учились соотносить невидимые глазами предметы с образцом.

Старший дошкольный возраст.

Игровое упражнение «Составь число из единиц».

Материал: геометрические фигуры.

Ход игры: Возьмите три треугольника разного цвета. Затем анализируется состав этого множестваи делается вывод о составе числа:

— «Сколько всего треугольников?

— По сколько взято треугольников каждого цвета?

— Сколько треугольников разного цвета вы взяли, чтобы их стало три?

— Из скольких единиц состоит число три? Значит, число три состоит из трех единиц (одна, еще одна и еще одна).

— Сколько возьмете предметов, если я назову число три?

В дальнейшем дети сами составляют множества из разных предметов, определяют их состав. Следует обратить внимание на то, чтобы дети называли не только предметы,но и количество их: «Я взяла три игрушки: одного лебедя, одну черепаху, одну рыбку».

Дидактическая игра: «Я знаю пять имен девочек.»

Игровое упражнение «Состав числа из двух меньших».

Материал: состоит из 10 двусторонних кругов (синий и красный).

Ход игры: Взрослый выкладывает вряд 3 кружка одного цвета, просит ребенка сказать, сколько всего кружков, и указывает,что в данном случае группа составлена из 3 кружков красного цвета: 1, 1 и еще 1. «Группу из 3 кружков можно составить и по-другому», —говорит взрослый и поворачивает третий кружок обратной стороной. «Как теперь составлена группа?» :спрашивает взрослый. Ребенок отвечает, что группа составлена из 2 кружков красного цвета и 1 кружка синего цвета, а всего—из 3 разноцветных кружков.

Взрослый делает вывод, что число 3 можно составить из чисел 2 и 1, а 2 и 1 вместе составляют 3. Затем поворачивает обратной стороной второй кружок, и ребенок рассказывает, что теперь группа составлена из 1 красного и 2 синих кружков. Взрослый подчеркивает,что число 3 можно составить по-разному: 2 и 1, 1 и 2.

Игровое упражнение с обручами.

Материал: два кольца разного цвета и набор геометрических фигур разного цвета, формы, размера.

Ход игры:

Детям предлагается:

В желтое кольцо собрать все желтые фигуры;

В белое – все красные.

После выполнения практической части проводится беседа с детьми по следующим вопросам:

Какие фигуры лежат в желтом кольце? (Все желтые.) какие фигуры–в зеленом кольце? (Всекрасные.)

Почему у вас оказались фигуры, которые не попали ни в одно кольцо? (Они не желтые и не красные.)

В ходе упражнения дети выполнили классификацию и создали два непересекающихся множества. Классификация на непересекающиеся множества выполняется, если для классификации называются свойства, взаимно исключающие друг друга. Так множество желтых фигур и множество красных фигур взаимно исключают друг друга, множество кругов и множество треугольников взаимно исключают друг друга и т. д.

Второй вариант. «Пересекающие обручи».

Детям предлагаетсяразложить фигуры следующим образом: в желтое кольцо собрать все красные фигуры, а в белое кольцо собрать все треугольники.

После выполнения практической задачи проводится беседа последующим вопросам:

Какие фигуры в желтом кольце?

Какие фигуры в белом кольце?

Почему есть фигуры, которые попали в пересечение колец? (так как эти фигуры обладают сразу двумя свойствами: они и красные, и треугольные).

Почему есть фигуры, которые лежат вне колец? (Они не красные и не треугольные.)

Аналогично можно выполнять классификацию по цвету и размеру, по форме и размеру.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о диапазоне ценностей мира семьи Морозова Ирина Владимировна, воспитатель, МБУ детский сад № 143 «Бусинка» г. Тольятти КОНСПЕКТ совместной деятельности педагога и детей.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством игры Третий год жизни – это переходный период в жизни ребёнка от раннего возраста к дошкольному возрасту. На третьем году жизни дети становятся.

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании.

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста Концепция Федеральных государственных требований (ФГТ) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и.

Формирование представлений о частях суток у детей среднего дошкольного возраста Введение Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста» Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт. Формирование чувственного опыта способствует.

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоСеминар для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Ногинского муниципального района «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ОВЗ». Дошкольный.

Источник

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Множество»

Занятие формированию элементарных математических

представлений по теме:

«Множество. Части множества»

— учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями; закреплять представления знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина);совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.

— развивать мыслительную и речевую деятельность, зрительное и слуховое внимание и восприятие;

— воспитывать активность, инициативность, навыки сотрудничества в игровой и учебной деятельности.

Демонстрационный материал: кукла, лисичка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).

Раздаточный материал: три коробки с таким же набором геометрических фигур.

Словарная работа: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу

Ход занятия

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг:

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы за руки возьмемся,

Друг другу улыбнемся.

Мы по кругу пойдем,

Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла кукла Таня. Она разбросала все игрушки, которые у нее были, и одной ей будет трудно собрать все игрушки, она просит помощи у нас. Мы поможем Тане?

Воспитатель: Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы». (Воспитатель ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки)

Воспитатель: Сколько кубиков?

Воспитатель: Сколько пирамидок?

Воспитатель: Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?

Дети: Пирамидок и кубиков поровну.

(Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе)

Воспитатель: Сколько всего игрушек у куклы?

Дети: Всего у куклы 4 игрушки.

Воспитатель:Чего больше: игрушек или пирамидок?

Дети: Игрушек больше, чем пирамидок.

Воспитатель:Чего меньше: игрушек или пирамидок?

Дети: Пирамидок меньше, чем игрушек.

Воспитатель:Чего больше: игрушек или кубиков?

Дети: Игрушек больше, чем кубиков.

Воспитатель:Чего меньше: игрушек или кубиков?

Дети: Кубиков меньше, чем игрушек.

Воспитатель: Кукла Таня наверно устала, пусть она немного поиграет с лисичкой. А мы с вами разделим предметы между ними поровну (кукле – пирамидки, а лисичке – кубики).

Воспитатель: Игровое упражнение «Не ошибись»

Давайте разделимся на 3 команды. (Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами.)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие геометрические фигуры вы видите?

Дети: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Воспитатель: Геометрические фигуры все одинаковой формы?

Воспитатель: Скажите у круга какая форма? Есть у него углы?

Дети: Форма круглая, без углов.

Воспитатель: Какая форма у квадрата? Есть у него углы?

Дети: Форма квадратная, есть углы.

Воспитатель: Сколько углов у квадрата?

Дети: У квадрата 4 угла.

Воспитатель: У треугольника какая форма? Есть углы?

Дети: Форма треугольная, есть углы.

Воспитатель: Сколько углов у треугольника?

Дети: У треугольника 3 угла.

Воспитатель: У прямоугольника какая форма? Есть углы?

Дети: Форма прямоугольная, есть углы.

Воспитатель: Сколько углов у прямоугольника?

Дети: У прямоугольника 4 угла.

Воспитатель: Каким цветом геометрические фигуры?

Дети: красный, желтый, синий, зеленый.

Воспитатель: По величине они все одинаковы?

Воспитатель: Какого они размера?

Дети: Маленькие и большие.

Воспитатель: Первая команда собирает все геометрические фигуры только синего цвета. Вторая команда собирает все маленькие геометрические фигуры. Третья команда собирает геометрические фигуры только круглые.

Воспитатель: На сколько групп вы разделили геометрические фигуры?

Дети: На три группы.

Воспитатель: Первая, вторая, третья команда по какому признаку вы их разделили?

Дети: Первая команда – по цвету. Вторая команда – по величине. Третья команда – по форме.

Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой задания.

Воспитатель: Эстафета «Кто быстрее».

Воспитатель: Ребята, а сейчас вам нужно каждой команде по сигналу перенести геометрические фигуры из коробки в обруч.

Воспитатель: Дидактическая игра «Веселый круг».

Воспитатель: Давайте пройдем все на ковер и встанем в круг. Что у меня в руках?

Воспитатель: Сейчас мы с вами немного с ним поиграем. Вы закрываете глаза, я иду по кругу, останавливаюсь, звоню в колокольчик и вы определяете, где звенит колокольчик, впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.

3. Заключительная часть

Воспитатель: Кто к нам в гости приходил?

Дети: Кукла Таня и ее игрушки.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоКонспект интегрированного занятия по ФЭМП в старшей группе «Сюрприз от Лунтика» Цель: Выявление знаний, умений, навыков воспитанников подготовительной группы. Задачи: 1. Обучающие: Закреплять умение ориентироваться.

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоКонспект занятия по ФЭМП «Счет до 10» в старшей группе Программное содержание: Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав чисел 3 и 4» в старшей группе Задачи. Познакомить детей с составом чисел 3 и 4. Учить соотносить цифру с количеством предметов. Обогащать полученные знания детей о числе.

Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 6» в старшей группе Задачи. Познакомить детей с составом числа 6. Учить решать и составлять задачи на сложение и вычитание, называть соседей числа. Развивать.

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоКонспект занятия по ФЭМП «Состав числа 9» в старшей группе Задачи. Познакомить с составом числа 9. Учить решать и составлять задачи на сложение. Развивать логическое мышление. Демонстрационный материал:.

Конспект занятия по ФЭМП «Поле чудес» в старшей группе Проект непрерывной образовательной деятельности: Основная образовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» Н. Е.

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоКонспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.

Источник

Консультация для педагогов «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста»

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множество Ирина Кирикова
Консультация для педагогов «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста»

«Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста»

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.

Уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе.

От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов,

Особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и развивается.

Игры и игровые упражнения с множествами разрабатывали Т. И. Ерофеева, А. В. Белошистая, Е. Н. Панова, А. А. Столяр, М. Фидлер, В. Новикова, Р. Чуднова.

Понятие и характеристика множества

Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как единое целое. Множество состоит из элементов. Множество ассоциируется с понятием группа. Чем больше элементов во множестве, тем множество мощнее. В детском саду множества могут быть конечными, бесконечными, пустыми и состоять из пяти элементов.

1. Конечные множества – это такие элементы, которые можно посчитать;

2. Бесконечное множество – это такое множество, в которых элементы

посчитать невозможно (натуральный ряд чисел, звезды, песчинки);

3. Дискретные или непрерывные множества – это такое множество в

которых каждый элемент можно воспринимать отдельно;

4. Непрерывные множества – когда элементы отдельно не

воспринимаются (длина стола, стакан воды);

5. Упорядоченное множество – в которых между элементами существует

порядок (натуральный ряд чисел);

Множество предметов и явлений ребенком воспринимается различными анализаторами.

К 1-2 годам у детей накапливаются представления о множестве однородных предметов, которые отражаются в пассивной речи детей (построить домик и домики – единственное и множественное число).

Затем в активной речи дети начинают использовать множественное и единственное число. На этом этапе множество еще не имеет четких границ для ребенка и не воспринимается элемент за элементом, не осознается количественная сторона множества.

Дети понимают смысл слова «много» и «мало», но эти слова не имеют четкой количественной характеристики, ассоциируются со словами «большой», «маленький».

2-3 года. Дети воспринимают множество в его границах, умеют сосредотачивать свое внимание на границах множества, а четкое понимание внутренних элементов еще отсутствует. При наложении предметов на рисунки дети заполняют всю часть карточки между крайними элементами, но не воспринимают количество. Легче воспринимают множество, если оно расположено линейно, в ряд.

3-4 года. Ребенок становится более требовательным к однородному составу множества, т. е. он считает, что множество всегда состоит из однородных элементов. На восприятие множества еще оказывают влияние качественно-пространственные признаки (форма, величина, расстояние между элементами, расположение по-разному в пространстве).

4-5 лет. На этом этапе восприятие только однородных множеств играет отрицательную роль, поэтому необходимо предлагать детям производить различные операции с множествами: составлять единое множество из 2-х групп, каждая из которых обладает своими качественными особенностями, несущественными для всего множества в целом.

Задачи и содержание обучения

Ознакомление дошкольников с множествами является главной задачей их математического развития. Традиционный подход к формированию представлений о множестве разработала А. М. Леушина и включила в свою работу Л. С. Метлина.

Работа с детьми в основном направлена на формирование:

— представлений о границах множества и его элементах;

— представлений о равенстве и неравенстве групп по количеству элементов;

— умений и навыков в поэлементом сравнении контрастных и смежных множеств;

— умений и навыков накладывания, прикладывания, пере-считывания элементов множества;

— понятий «множество», «подмножество», «часть множества».

Содержание знаний о множестве включает: понимание того, что несколько предметов, игрушек, находящихся рядом, обозначаются словом «много», одиночные предметы — словом «один»; понимание вопроса «сколько?», выражений «столько — сколько», «поровну», «по одному», «больше — меньше»; умение составлять группу из отдельных предметов (один, еще один, еще один — это много, разделять группу на отдельные предметы; знания о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов (кубиков и кирпичиков поровну, кубиков больше, чем кирпичиков, и наоборот); умения последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно так сравнивать одну группу с другой; знания о том, как образуется равенство из неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).

Одной из задач при ознакомлении с множеством является развитие речи ребенка.

В процессе различных упражнений с множеством словарь детей обогащается специальными терминами:

«много» — «мало» — «один» — «по одному» — «ни одного»;

«больше — меньше на один»;

«столько — сколько», «поровну»;

«сравнение», «накладывание», «прикладывание»;

«сравнить», «увеличить», «уменьшить», «наложить», «приложить» и др.

В результате у дошкольников формируется связная речь, усваиваются грамматические особенности речи: понимание единственного и множественного числа (одно яблоко — много яблок, согласование числительного и существительного в роде, числе и падеже (одно яблоко, один мяч, одна кукла; много яблок, мячей, кукол и т. п.).

Постепенно у них развивается логика мышления: если добавим еще один, то станет больше, будет поровну и т. д.

В формировании представлений о множестве используются различные анализаторы (двигательный, зрительный, слуховой, осязательный, но при этом, как показывают исследования и педагогическая практика, необходим комплекс ощущений, важна работа всех анализаторов.

Этапы организации работы с множествами

Для формирование представлений о множественности и единичности предметов (с 3 до 5 лет) с детьми проводятся упражнения или игры, в которых показывается, что множество состоит из отдельных элементов. Детям показывают, как образуется множество и как множество разбивается на отдельные элементы. Для начала берется множество однородных предметов. Акцентируется внимание на словах: «Сколько?», «Много», «Один», «Ни одного».

Например: дети собирают листья, воспитатель отбирает однородные листья по количеству детей и говорит:- У меня много листьев. – Сколько у меня листьев? (Много.)Такое упражнение проводится с разными видами предметов несколько раз. Позже эта задача решается с неоднородными множествами. В 5 – 6 лет детям показывается, что группировать предметы можно по разным признакам, не принимая во внимание несущественные признаки.

Формирование умения выделять 1 и много предметов в окружающей обстановке (с 3 до 4 лет)

1 этап. Один и много предметов расположены на различных плоскостях (2 разных стола, 2 обруча). Вопросы и задания:- покажи, где один, а где много,- сколько предметов на красной полоске, а сколько на синей?

2 этап. Один и много предметов расположены вперемешку на одной плоскости (зайчики и 1 белочка). Вопросы: каких предметов много, а какой один, сколько зайчиков, сколько белочек?

3 этап. Предлагается упражнение, где в одном объекте заключено много предметов (одно дерево, а на нем много листьев; один аквариум – много рыбок).

— «Путешествие» или «Поезд с остановками» (Воспитатель выясняет, сколько предметов на станции. Если на все вопросы дети ответили, то едут к следующей станции).

— «Зоопарк» (разное количество животных в клетках).

Формирование умения сравнивать 2 группы предметов по количеству, путем установления взаимнооднозначного соответствия (c 3 до 6 лет). Существуют 6 приемов установления взаимнооднозначного соответствия:

— приложение (мл. возр.)

— составление пар (мл. – ср. возр.)

— соединение стрелками (ср. возр.)

— использование множества-посредника (ст. возр.)

Начинать нужно с проблемной ситуации. «Хватит ли всем бабочкам по цветочку, т. е. поровну ли у нас бабочек и цветочков».

Приложение. Используются карточки с двумя полосками. На верхней – предметы, а нижняя – пустая. Для приложения подбираются предметы, которые подходят по смыслу.

Составление пар. Этот прием аналогичен приложению, но не применяются карточки. Используются предметы, связанные между собой по смыслу. Вначале предметы расставляем в ряд. Например, конфетами угощаем кукол. В дальнейшем не обязательно в ряд (можно по кругу). Воспитатель выясняет, поровну ли, например, белочек и зайчиков. Для проверки ответа необходимо одну белочку поставить около одного зайчика.

Соединение стрелками. Детям предлагается такая ситуация, в которой нельзя воспользоваться известными им приемами (Нарисован торт и дети. «Хватит ли всем детям по кусочку торта?»). На рисунке соединяем одного ребенка с одним кусочком торта. Если лишних детей не осталось, то всем хватило.

Развитие количественных представлений у детей раннего и младшего дошкольного возраста

Уже в раннем возрасте у детей накапливаются представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов. Они овладевают рядом практических действий, направленных на восприятие численности множества предметов.

Дети первого и второго года жизни осваивают способы действий с группами однородных предметов (шарики, пуговицы, кольца и др.). Они их перебирают, перекладывают, пересыпают, вновь собирают, раскладывают на столе по горизонтали, в виде кривой линии; выполняют более сложные действия: группировка предметов разной численности по форме, цвету. Множественность предметов и явлений ребенок воспринимает разными анализаторами: слуховым, зрительным, кинестетическим и др.

Первоначальное формирование представлений о множественности предметов (много) и единичности (один) происходит очень рано (на втором году жизни). Показателем этого является различение детьми единственного и множественного числа уже в 15-16-месячном возрасте. В 1,5 года при назывании предметов дети самостоятельно пользуются единственным и множественным числом имен существительных, прилагательных, глаголов.

К концу второго года жизни дети уже небезразличны к словам «сколько» и «посчитай». Такие слова стимулируют у них подражательные взрослым действия счета. При этом малыши называют случайные числительные.

На третьем году жизни зарождается тенденция к умению различать разные по численности группы предметов. Слова «один», «много», «мало» дети соотносят с определенным количеством предметов, выполняют действия в ответ на просьбу взрослых: «Принеси один шарик», «Дай мне много картинок» и т. д. К концу третьего года дети овладевают умением дифференцировать не только предметные совокупности, но и множества звуков.

Дети третьего года жизни в разных условиях правильно понимают и соотносят слова «много», «мало» в пределах пяти предметов. Количественная сторона постепенно начинает абстрагироваться от предметного содержания. У детей появляется умение принимать задания, действовать по указанию, что свидетельствует об их интеллектуальной активности и развитии произвольного мышления. Так, приняв задание наложить предметы одной совокупности на предметы другой, ребенок старается поставить столько игрушек, сколько кружков нарисовано на карточке.

У детей появляется интерес к подобным действиям, что создает основу для понимания отношений «больше», «меньше», «равно». Овладение детьми умением сочетать слова больше, меньше с названиями сравниваемых предметов («Больше, чем кукол», использование слова лишние свидетельствует о понимании отношений равенства, неравенства.

Постепенно дети начинают овладевать способом простейшего сравнения элементов двух множеств. Они накладывают (прикладывают) предметы одной совокупности на предметы другой, устанавливая между ними взаимно однозначное соответствие, и видят равенство их по количеству.

На третьем году жизни при постепенном систематическом обучении дети могут сопоставлять множество звуков с множеством предметов. Тенденция устанавливать соответствие «один к одному» с возрастом развивается. К концу третьего года жизни большинство детей легко справляется с заданием: постучать молоточком столько раз, сколько кружков расположено в ряду на карточке. В процессе организованных действий с совокупностями предметов под руководством взрослого у детей начинает развиваться умение выделять признак количества независимо от названия предметов, их качеств и свойств.

Под влиянием обучения дети проявляют способность различать множества предметов и множества звуков, самостоятельно создавать множества из предметов, усваивать смысл слов много, мало, один, относить их к соответствующим группам предметов, звуков, движений.

Поэтому целью деятельности ДОО являются создание развивающей, образовательной среды, способствующей интеллектуальных и личностно-деятельных способностей. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

• Развитие собственной деятельности с предлагаемым математическим материалом;

• Формировать осознаваемую мотивацию исследовательской (познавательной) деятельности;

• Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.).

Опыт организации работы в ДОО, направленный на развитие элементарных математических представлений свидетельствует о существенных изменениях:

• в повышении интереса к элементарным математическим представлениям у родителей и воспитателей;

• в активном формировании элементарных математических представлений у детей в ДОО;

• развитие мыслительных и познавательных способностей детей.

Литература

1. Белошистая, А. В. Занятия по развитию математических

Кольца Луллия как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего дошкольного возраста МБДОУ ДЕТСКИЙ САД №105 «ДЕТСТВО» ГОРОДА ПЕНЗЫ Кольца Луллия, как средство формирования представлений об окружающем мире у детей младшего.

Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ» Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность усвоения.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через сказку. воспитатель: Новикова Елена Александровна Как нам заинтересовать детей и.

Консультация для педагогов «Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Использование тряпичной куклы, как средство развития речи у детей дошкольного возраста Немецкий философ и историк Освальд Шпенглер говорил:.

Консультация для родителей «Игры для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» «Сенсорное развитие детей 2–3 лет». Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах.

Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста по формированию временных представлений. Окружающий нас мир существует во времени.

Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое множество. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое множество. Картинка про Как объяснить ребенку что такое множество. Фото Как объяснить ребенку что такое множествоРекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года» Одно из основных условий нормального речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование.

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Успех в экологическом воспитании 2-3-летних малышей обеспечивается, прежде всего, пониманием воспитателя их психофизиологических особенностей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *