Как объяснить ребенку что такое молния
Откуда берется гром и молния
Многие люди испытывают необъяснимый страх во время грозы. Особенно громкие раскаты грома и яркие вспышки пугают детей. Почему так происходит? Действительно ли гроза представляет собой опасность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, откуда вообще появляется гроза.
В другие сезоны по статистике каждый час на планете происходит около трех тысяч гроз. Это удивительно красивое и завораживающее природное явление. Но при определенных условиях гроза может принести массу неприятностей. Смотреть на молнию через окно намного безопаснее, чем находиться в это время на улице.
Как появляется гром и молния во время грозы
Чтобы понять, почему сверкает молния, нужно знать, что происходит в небе в этот момент. Грозовые облака представляют собой большое количество пара. Их высота составляет несколько километров. Снизу кажется, что темное плотное облако имеет однородную структуру и плавно перемещается по небу.
Маленькие льдинки уходят наверх, заряжаясь при этом положительно. А более крупные спускаются под собственной тяжестью, приобретая отрицательный заряд. Через какое-то время в туче появляется электрические заряды – наверху положительный, снизу отрицательный. Столкновение этих двух зарядов вызывает мощнейшую вспышку, которую мы называем молнией.
Наверное, самый частый детский вопрос о грозе:
Почему сначала молния, потом гром?
Существует легкий способ рассчитать, где находится молния во время грозы. Для этого нужно посчитать, через сколько секунд после удара возникает звук грома. Известно, что скорость звука в атмосфере составляет 300 м/с. Если количество секунд между разрядом и громом разделить на 3, получится расстояние в километрах.
Почему сверкает молния, а грома нет
Как защититься во время грозы
Гром кажется очень страшным явлением, особенно для детей. На самом же деле он не может нанести никакого вреда. Опасна молния, во время которой может случиться несчастье.
При ударе возникает тепловая энергия. Электрический разряд может спровоцировать пожар или убивает человека, когда бьет в дерево, в землю или в дом.
Поэтому люди стараются защитить свои жилища от удара. Длинные металлические стержни устанавливают на крышах зданий или вкапывают в землю. Обычно такую конструкцию называют громоотводом. Это не совсем правильно, так как на самом деле это защита от молнии.
Так же можно объяснить, почему молния бьет человека, если он идет по дороге или по полю.
В зависимости от формы и направления разряда, вспышки делятся на несколько типов:
Что такое шаровая молния
Чаще всего молния представляет собой прямую или зигзагообразную линию. Но иногда наблюдается шаровая молния. Она представляет собой светящийся клубок, пролетающий над поверхностью земли и разрывающийся при контакте с твердым предметом. Это явление является малоизученным. Многие даже не верят в существование шаровой молнии. Однако, удивительные истории, описанные в различных историях, доказывают обратное.
Для того, чтобы изучить механизм, ее нужно снять на фото или видео. Но так как явление это крайне редкое, то никому не удается поймать момент. Ученым приходится довольствоваться рассказами очевидцев. В отличие от обычной молнии, вспышка от которой длится доли секунды, шаровая может находиться в воздухе от нескольких секунд до минуты.
Подробнее о шаровой молнии
Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое молния?»
Ирина Якубенко
Конспект НОД по познавательному развитию «Что такое молния?»
КонспектНООД по экспериментированию и исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:»Что такое молния?»Составила и провела воспитатель ГБОУ Школы лицей №1420 5 корпус Якубенко И. А.
Цель. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
1. Познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».
2. Сформировать основы безопасного обращения с электричеством, объяснить причину образования молнии.
Развивающие задачи
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Воспитывать сдержанность, усидчивость, внимательность при проведении опытов.
Материал и оборудование.
Воздушные шары, шерстяная ткань, шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка, разрезные картинки с изображением молнии, презентация.
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Люблю грозу в начале мая».
Ход занятия:
Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в лабораторию. Кто из Вас знает, то такое лаборатория? (ответы детей)
Первый наш опыт: попробуем сделать дрессированными шарики.
Возьмите шарик и потрите его тряпочкой. Прислоните к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?
Шар повис на стене, наэлектризовался.
Мы зарядили его от себя.
Человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения.
Шарик получил большой заряд. Стена тоже имеет заряд, но другой.Заряды бывают разные: отрицательные и положительные. Разные заряды притягиваются.
А теперь давайте попробуем потереть два шарика о шерстяную ткань и положим их рядом.
Дети выполняют действия.
Что произошло? Почему?
Шарики отодвигаются друг от друга.
Одинаковые заряды отталкиваются друг от друга.
Иногда заряды могут издавать звук. Этот звук мы слышим в природе, это гром и молния.
Обратите внимание, что лежит на ваших столах? Это разрезанные части картинки. Что бы узнать, о каком явлении сегодня пойдёт речь, вам нужно сложить картинку (Самостоятельная работа детей.). Что у вас получилось? (молния).
Мы и сами можем смоделировать молнию, пусть и миниатюрную. Нам потребуется два продолговатых воздушных шарика. Надуем их и завяжем. Затем, следя, чтобы они не соприкасались, одновременно натрем их шерстяной тряпочкой. Воздух, наполняющий их, электризуется. Если шарики сблизить, оставив между ними минимальный зазор, то от одного к другому через тонкий слой воздуха начнут проскакивать искры, создавая световые вспышки. Одновременно мы услышим слабое потрескивание — миниатюрную копию грома при грозе.
Проводится опыт с воздушными шарами.
Одна молния состоит обычно из нескольких разрядов, каждый из которых длится всего несколько десятков миллионных долей секунды (слайд 3)
Наиболее часто молния возникает в кучево-дождевых облаках. Молния бывает также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях (слайд 4)
Существует несколько видов молний по форме и по направлению разряда.Разряды могут происходить:
• между грозовым облаком и землей,
• между двумя облаками,
• уходить из облака в чистое небо (слайд 4)
Итак, ребята, мы узнали, что предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества, мы доказали это своими опытами. А теперь подумайте и скажите, какую пользу несет электричество людям? (ответы детей)
Оно дает людям свет, тепло, приводит в движения различные механизмы, облегчает труд людей. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что сейчас мы просто не можем без него обойтись. Но, оказывая огромную помощь людям, электроэнергия таит в себе смертельную опасность для тех, кто не знает правила безопасности, не умеет обращаться с бытовыми приборами.
Правила безопасности при пользовании электроприборами.
— Очень несложно соблюдать простые правила обращения с электрическими приборами (слайд 5)
— Никогда нельзя открывать задние крышки телевизора.
— Нельзя посторонними предметами «засовывать» в розетку!
— Если вы прикоснулись к корпусу электроприбора, трубам или крану водопроводной воды, газа, отопления, ванне и другим металлическим предметам и почувствовали покалывания или вас «затрясет», то значит, данный предмет находится под напряжением. Следует срочно отойти от него не принимать никакого решения, пока не пришли взрослые.
— Большую опасность таят в себе провода воздушной линии электропередачи.
Чтобы избежать беды,нужно помнить:
— К оборванным проводам воздушных линий электропередачи прикасаться нельзя;
-Подходя к воздушной линии электропередачи, необходимо убедиться, что на пути нет провисших проводов.
Вот и закончилось наше знакомство с молнией, громом, электричеством и электроприборами. Что вам понравилось, что запомнилось? (Ответы детей).
Желаю вам помнить о важности электричества и не забывать о правилах безопасности при его использовании.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья» Что такое семья? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: воспитывать чувства любви к своей семье. Задачи:.
Конспект НОД по развитию речи старшая группа Тема: «Что такое зима?» Тема: «Что такое зима?» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.
Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.
Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.
Занятие по познавательному развитию «Что такое лаборатория?» Познавательное занятие «Что такое лаборатория?» Задачи: 1. Познакомить детей с понятием «лаборатория». Дать представления о назначении.
ООД «Гром и молния» для старшего возраста
Наталья Алексеевна Макеева
ООД «Гром и молния» для старшего возраста
ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы
«Гром и молния».
Цель: дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
1. Познакомить детей с понятиями «гром», «молния».
2. Сформировать основы безопасного поведения при грозе и молнии.
1. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
2. Воспитывать сдержанность, усидчивость, внимательность при проведении опытов.
Оборудование: звуки грома и молнии, картинки.
Ход занятия:
Воспитатель: Раздаются звуки сильного дождя и грома. В руках картинка с щенком, который испугался дождя.
Татошка решил, что небо за что-то злиться на него. Но воспитатель объяснила Татошке и детям, что такое гром и молния.
Гром-это звук в небе, который возникает после молнии. Представьте, что в небе есть холодная тучка и горячая, и когда они встречаются, между ними происходит электрический разряд- это молния. После каждой молнии мы слышим грохот, громкие колебания воздуха. Небо не злится- это гроза. После грозы всегда появляется солнышко и воздух становится свежим и чистым.
Воспитатель: Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала. Самое опасное во время грозы – молния. Она может вызвать пожар, гибель людей и животных.
Чаще всего молния ударяет в самые высокие предметы, возвышающиеся среди других, именно поэтому для защиты на высокие дома ставят громоотводы.
Кто-нибудь из вас знает, как надо вести себя во время грозы? (ответы)
(предложить детям из серии картинок выбрать те, на которых изображено правильное поведение людей во время грозы и объяснить, почему они так считают).
Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю.
Если вы находитесь в помещении, то лучше закрыть окна, двери, не делать сквозняков.
Если вы едете в транспорте, то окна тоже следует закрыть.
Если гроза застала вас в лесу, то переждать лучше под кустарниками, а не под деревьями.
Ребята, давайте посмотрим на следующую картинку. Что мы видим? Мы видим шаровую молнию. Что же это такое?
Шаровая молния- светящиеся шары голубого, зеленого, желтого или красного цветов. Они могут просуществовать несколько секунд и взорваться от столкновения с каким-нибудь предметом. Шаровая молния может неожиданно появиться где угодно, даже в закрытых помещениях. Были случаи ее появления из телефонной трубки, электробритвы, розетки. Очевидцы утверждают, что шаровая молния может проникнуть и помещение через узкие щели, трубы и даже замочную скважину. Размеры шириной молнии могут быть от нескольких сантиметров до нескольких метров. Обычно она легко парит или катится над землей, иногда подскакивает. Шаровая молния может появиться и исчезнуть, не нанеся вред. А может оставить после себя дырку в двери, и может взорваться.
– Что делать, если все же в ваш дом влетела такая молния?
Прежде всего,нельзя делать резких движений и тем более убегать: можно вызвать воздушный поток, по которому сгусток энергии полетит целенаправленно за вами.
Держитесь подальше от электроприборов и проводки, не касайтесь металлических предметов. При встрече с шаровой молнией сохраняйте спокойствие и не двигайтесь.
Лучше всего постараться удалиться от нее, но ни в коем случае не бегом и не поворачиваясь к молнии спиной.
Главное: не делать резких движений, не поворачиваться спиной и не прикасаться.
В настоящее время в городах и селах устанавливают молниезащиту или проще сказать «громоотвод», который не «ловит» молнию, а отводит ее от построек и уводит в землю. Деревья являются естественными громоотводами, и обеспечивают защиту от удара молнии для близлежащих зданий. Посаженные возле здания, высокие деревья улавливают молнии, а корни заземляют разряд молнии.
В небе дождь, гроза, закрывай глаза.
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга блестит.
Поскорей, поскорей, выбегай из дверей.
Прямо в небо прыжком.
Если молния попадет в дерево, она ломает и сгибает его. Так, от небесных молний появился на земле первый огонь. Люди сначала боялись его,но потом научились использовать в своих целях: готовить пищу на костре, охранять свои пещеры, охотиться с факелом на диких зверей. Огонь помогал первобытным людям выжить. А подарила его людям молния, грозная и сверкающая огненная стрела!
Рефлексия: Наше знакомство с молнией и громом на этом подошло к концу. Что вы запомнили? Какие правила безопасности поведения при грозе и шаровой молнии вы усвоили?
Фотоотчет «Опыты с детьми старшего возраста» В очередной раз проводили опыты с детьми. Как же это завораживает детей. Все им интересно. 1 опыт: Показала детям бумажный цветок. Спросила,.
Игры для детей старшего возраста 1. Дидактическая игра «Какая команда быстрее соберется?» Цель: упражнять в счете в пределах семи, развивать мышление, внимание, память.
Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» Конспект мероприятия в подготовительной группе «Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград!» к 74-й годовщине снятия блокады.
Конспект НОД по ФЭМП «Четырёхугольник» для старшего возраста Цель:Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Задачи:Учить составлять четырёхугольник из счётных палочек;упражнять в счёте в пределах.
Памятка по ПДД для родителей детей старшего возраста Памятка для родителей детей старшего дошкольного возраста Ничто не убеждает лучше примера. (Французская пословица) Уважаемые родители! В.
Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.
Проект «Зимующие птицы» для старшего возраста Проект «Зимующие птицы» Проект «Зимующие птицы» Образовательный проект: «Зимующие птицы» Д/С №196, группа «Солнышко» Выполнили воспитатели:.
Конспект НОД по рчевому развитию А. Барто «Весенний гром» во второй младшей группе Речевое развитие. Цель: Познакомить детей со стихотворением. Создание условий для развития у детей умений читать наизусть стихотворение,.
Сказка о ручейке для старшего дошкольного возраста Ручей с Дальних холмов Зима в Дальних холмах в этом году затянулась надолго. Небо было затянуто серыми тяжёлыми тучами, готовыми вновь.
Загадки и презентация про гром и молнию 23 загадки про гром, молнию, грозу. Пояснение к публикации *** Сперва блеск, за блеском – треск, за треском – плеск. (Гроза) *** Конь.
Конспект беседы в первой младшей группе «Гроза и молния»
Анастасия Барчук
Конспект беседы в первой младшей группе «Гроза и молния»
Тема: “Гроза”.» Молния«
Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга.
Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
Воспитывать умение слушать и понимать литературный текст художественного произведения.
Ход занятия
(дети сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем)
Воспитатель: Я знаю, что вы любите сказки. Какие вы знаете сказки? Как они заканчиваются? (ответы детей)
Сегодня я прочту вам необычную сказку, называется она – “Сказка о тучах” (по мотива сказки Б. Зубкова “Все равно тебя поймаю”):
Воспитатель: О чем эта сказка? (ответы детей)
Что произошло в результате столкновения теплого и холодного воздуха?
Воспитатель: Обычно гроза начинается внезапно. При ясной и тихой непогоде небосклон быстро заволакивается свинцовыми тучами. Температура воздуха повышается, он становится душным, влажным, начинает дуть сильный, порывистый ветер, бывает сильный ливень, сверкает молния, гремит гром.
(воспитатель выставляет картину К. Маковского “Дети, бегущие от грозы”и предлагает рассмотреть: Какое небо? Что можно сказать о тучах, какие они? Как художник передал сильный ветер? Страшно ли детям? Как вы догадались)
Воспитатель: Что такое молния? (ответы детей)
Это электрический разряд, который происходит в результате сближения облаков.
Что такое гром? (ответы детей) Да, это треск от разряда.
Воспитатель: Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала. Самое опасное во время грозы – молния. Она может вызвать пожар, гибель людей и животных.
Чаще всего молния ударяет в самые высокие предметы, возвышающиеся среди других, именно поэтому для защиты на высокие дома ставят громоотводы.
Кто-нибудь из вас знает, как надо вести себя во время грозы? (ответы)
(предложить детям из серии картинок выбрать те, на которых изображено правильное поведение людей во время грозы и объяснить, почему они так считают)
Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю.
Если вы находитесь в помещении, то лучше закрыть окна, двери, не делать сквозняков.
Если вы едете в транспорте, то окна тоже следует закрыть.
Если гроза застала вас в лесу, то переждать лучше под кустарниками, а не под деревьями
Реже молния поражает березу, чаще дуб.
Правило N 1 : Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.
Правило N 2 : Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящие деревья ми. Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего попадает молния.
Правило N 3 : Лучше всего грозу переждать в кустарнике, туда молния не попадет.
— Вы знаете правила поведения во время грозы? Скажите что нельзя делать в лесу во время грозы? (Стоять под деревом, ловить рыбу, плавать).
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
Если молния в него
«Гроза» А. Л. Барто
Начинается гроза
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза
В небе вспышки молний.
Ветер треплет цветники
В дом ворвались сквозняки,
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как будто ласково играя,
Как бахнет издали ведром!
Но знает вся моя деревня,
И знают все мои друзья,
Что под высокие деревья,
От молний прятаться нельзя.
Пусть далеко идти до дома,
Но нам друзья неведом страх.
И я бегу из водоема
И прячусь от грозы в кустах.
Люблю грозу в начале мая,
Пусть гром гремит и дождь идет,
И ярко молния сверкает.
В меня она не попадет!
Конспект беседы в младшей группе «Зимующие птицы» Беседа в младшей группе: «Зимующие птицы» Задачи: 1. Познакомить с названием птиц (воробей,синица,дятел,сорока,снегирь) 2. Закрепить в словаре.
Конспект беседы «Наш друг Светофор» во второй младшей группе Конспект беседы «Наш друг Светофор» во 2 младшей группе. Цель: Познакомить детей со светофором, объяснить для чего он нужен. Задачи: 1.
Конспект беседы о зимующих птицах во второй младшей группе Цель: учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и жизнью птиц; дать понятие «зимующие птицы»; представление.
Конспект беседы «Основы антитеррористической безопасности» в младшей группе Конспект занятия «Основы антитеррористической безопасности» в младшей группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил.
Конспект беседы «Снег» с детьми первой младшей группы Цель. Знакомство со снегом. Задачи. • Развивать представления детей о зимних природных явлениях: на улице холодно, идет снег. • Формировать.
Конспект беседы во второй младшей группе «Дружба» Цель: формировать у детей представление, что значит дружить, быть доброжелательным в отношении друг к другу, умение работать в коллективе.
Конспект НОД по аппликации в первой младшей группе «Цыпленок» Задачи: Учить создавать из кусочков ваты выразительный образ цыпленка; Продолжать учить приклеивать вырезанные.
Конспект НОД в первой младшей группе «Украсим рукавичку» Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования (штамп) Цель: Продолжать знакомить воспитанников с техникой.