Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Конспект занятия «Длительности. Музыкальный размер»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества «Дар»

Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования

Конспект конкурсного занятия по музыкальной грамоте

«Длительности. Музыкальный размер 2/4»

Дата проведения: 15 марта 2017 – 11.30

Количество детей в группе: 10 человек

Тема занятия: Занятие по музыкальной грамоте «Длительности. Музыкальный размер 2/4»
Форма занятия: Игровой зачет
Тип занятия: Коррекционно-контролирующий
Время занятия: 30 минут

Цели:
Обучающая: Осуществление контроля знаний, умений учащихся по теме «Длительности. Музыкальный размер 2/4» в разделе «Музыкальная грамота»

Развивающая: Развитие у обучающихся аналитико-синтезирующего мышления на основе изученного материала;

Воспитательная: Воспитание у обучающихся собранности, концентрации внимания в процессе выполнения заданий.

— Закрепить имеющиеся у детей знания по теме «Длительности. Музыкальный размер 2/4»;

Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих занятиях.

Формировать у обучающихся умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию своей деятельности.

— Воспитывать настойчивость и терпение при выполнении заданий;

— Воспитывать самостоятельность и познавательную активность.

Используемые методы и приёмы:

Проблемная ситуация : создание проблемной ситуации, решение проблемной задачи;

Метод практической деятельности : организация практической деятельности детей путём постановки задач, требующих самостоятельного и коллективного решения;

Поисковый: моделирование мелодии в целях закрепления знаний.

Вербальный : словесное общение на протяжении всего занятия;

Наглядный: демонстрация, показ.

Технологии проблемного обучения;

Технологии самостоятельного и коллективного взаимодействия.

Информационно-методическое обеспечение занятия:

Конспект занятия, мультимедийное оборудование, ноутбук, фортепиано (синтезатор), видео презентация, карточки для самостоятельной работы, нотный стан, ноты, карточки для самооценки, карандаши.

Готовность к практическому использованию полученных знаний в дальнейшей музыкальной деятельности.

Создание благоприятной атмосферы для дальнейшей работы.

1.2.Введение в тему занятия

1.3. Создание проблемы

1.4. Постановка целей

Все мы знаем, как печально заканчивается история про колобка. Но мы с вами можем изменить ситуацию и придумать сказку с хорошим окончанием.

По сказке мы знаем, что Колобок всем пел одну и ту же песенку. А если бы что то изменить, могло бы это отвлечь лису?

Как мы можем помочь колобку?

(Наводящие вопросы на создание новой мелодии)

Совершенно верно! Новая песня обязательно бы отвлекла лису и колобок остался цел.

Придумывая новую мелодию, мы с вами сможем применить на практике то, что уже знаем, потому что составляя мелодию, мы будем не просто напевать, а составляя ее, будем думать и анализировать. Так же мы сможем проверить, как вы усвоили материал предыдущих занятий. Я приготовила для вас сказочную карту, в котором мы будем ставить не оценки, а эмоции. Если задание будет выполнено правильно, мы будем рисовать колобку улыбку, если же задание будет выполнено не совсем верно – у колобка будет грустное настроение.

2.1. Поисковая деятельность

2.2. Повторение пройденного материала

2.3.Совместная практическая деятельность

2.4.Самостоятельная практическая деятельность

2.5.Совместная практическая деятельность

2.6.Самостоятельная практическая деятельность

2.7.Совместная поисковая деятельность

Что же нам нужно для того, чтобы придумать песню?

Нам нужна мелодия! Из чего состоит мелодия? (Ноты, ритм).

Конечно, у каждой мелодии есть свои звуки-ноты, свой ритм и свой размер. Каждая нота имеет свое особое звучание: она может быть высокой или низкой. Каждая мелодия имеет свой особый ритм, который состоит из длительностей. А какие длительности нот и пауз вы помните?

Предлагаю еще раз вспомнить длительности нот и пауз. (Презентация «Длительности»)

Вы прекрасно помните все длительности и теперь мы можем отправиться на помощь Колобку. Попасть в сказку нам поможет ритмический поезд. Для удобства чтения ритмического рисунка музыканты придумали интересные обозначения. Так, например, четвертная нота в ритмическом узоре читается как «ТА», а восьмая? А половинная? Теперь мы полностью готовы, можно отправляться.

(Видео презентация «Ритмический поезд»)

(Видео презентация «Колобок»:

Задание № 1: Записать ритмический рисунок на слух.

Задание № 2: Пропеть мелодию нотами, соблюдая длительности нот.

Задание № 3: Разделить мелодию с размером 2/4 на такты. Беседа о музыкальном размере 2/4.

Задание № 4: Придумать мелодию из нот, записать ее на нотном стане, пропеть, соблюдая высоту звука и длительности.

Источник

Как объяснить ребенку длительности нот?

Ваш малыш уже выучил названия нот, знает, как они располагаются на нотном стане? Следующая задача – объяснить ребенку длительности нот. Но как это сделать? Ведь понимание музыкальных длительностей иногда вызывает затруднения даже у взрослых? Мы собрали для вас несколько проверенных способов, позволяющих преподнести детям этот урок в веселой и увлекательной форме.

Чтобы мама или нянечка могла познакомить с музыкальными длительностями ребенка, ей и самой нужно в них очень хорошо разбираться. В этом могут помочь наши предыдущие материалы:

Что такое ритм и метр в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Длительности нот: как их чувствовать и считать – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

Паузы в музыке – ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

До начала занятий

Отличительной особенностью любого музыкального звука является не только его высота, но и длительность. Покажите ребенку ноты любой детской песни: обратите внимание на то, как много здесь разных нот, причем каждая нота (кружочек) имеет свой особый хвостик (палочку или флажок). Этот хвостик в музыке называется «штилем», и именно он рассказывает исполнителю, как долго нужно держать тот или иной музыкальный звук.

Музыкальные часы

Прежде чем приступить к длительностям, определимся с таким понятием, как «музыкальная доля». Приведите пример с тиканьем часов: секундная стрелка отбивает равные доли с одинаковой скоростью: тик-так, тик-так.

В музыке тоже есть своя скорость (темп) и свои щелчки «секундных стрелок» (доли), только в каждой песенке доли «тикают» с разной скоростью. Если музыка быстрая, то и доли проходят стремительно, а если звучит колыбельная – доли «тикают» гораздо медленнее.

В отличие от «секунд» доли бывают сильными и слабыми. Сильные и слабые доли идут по очереди, а их чередование называется музыкальным метром. Отсюда, кстати, происходит название специального прибора – метронома, который отмеряет равные доли, отбивает их щелчками и очень напоминает старые шумные часы. Вместо метронома можно использовать простые хлопки – один хлопок будет равен одной доле.

Популярный метод «Яблоко»

Чтобы наглядно объяснить ребенку длительности нот, можно привести пример с яблоком (или пирогом). Представьте себе большое сочное яблоко. Оно такое же круглое, как целая нота, которая звучит дольше остальных длительностей. Она равна четырем долям (или четырем хлопкам). У целой нотки нет штиля, и в записи она выглядит как прозрачное от сока яблоко (кружочек, который не закрашивается).

Если поделить фрукт пополам, получится следующая длительность – половинная, или половинка. Одна целая нота, как и яблоко, состоит из двух половинок. Половинка тянется две доли (или два равных хлопка), выглядит, как целая, но при этом у нее есть штиль.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Теперь разделим яблоко на четыре равные части – получились четвертные длительности или четверти (одна четверть равна одной доле или одному хлопку). В целой ноте четыре четвертных (отсюда и их название), записываются они как половинки, только «яблоко» теперь уже нужно закрасить:

Фрукт, разрезанный на восемь долек, познакомит ребенка с восьмой или восьмушкой (на одну долю приходится две восьмых). Если восьмушка одна, то ее штиль имеет дополнительный хвостик (флажок). А несколько восьмых объединяют под одну крышу (по две или по четыре штуки).

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Дополнительные рекомендации

Совет 1. Параллельно с объяснением можно рисовать разные длительности в альбоме. Хорошо, если после такой проработки ребенок запомнит все длительности и их названия.

Совет 2. Если вы занимаетесь дома, то все примеры лучше показывать с настоящим яблоком или апельсином, а не с нарисованным. Попрактиковаться в делении можно не только на яблоке, но также и на торте, пироге или круглой пицце. Это дает возможность повторить урок несколько раз (причем при повторении пусть ребенок сам все объясняет).

Совет 3. Ребенка можно попросить называть имена друзей или членов семьи, с которыми он поделится яблоком или кусочками торта. При этом разрезанные кусочки можно вновь складывать вместе в разных комбинациях, задавая следующие вопросы: «Какую нотную длительность можно получить, если сложить эти кусочки вместе» или «Сколько восьмых (или четвертных) нот помещается в одной половинной (или целой)»?

Совет 4. Для постоянных упражнений можно вырезать из картона несколько кругов. Целый круг по «принципу яблока» символизирует целую ноту. Второй круг можно согнуть пополам и на каждой половинке нарисовать половинную ноту. Третий круг делим на четыре части и, соответственно, посвящаем четвертным нотам и т.д.

Рисуют длительности на круге пускай сами дети. Выглядит это примерно так, как на рисунке, представленном ниже.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

При желании вы можете скачать заготовки уже готового круга с изображениями или без них с нашего сайта, распечатать и вырезать их.

ЗАГОТОВКИ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГА – СКАЧАТЬ

Разноцветные веревочки или фантики

Уложить в голове малыша временные показатели длительностей помогут разноцветные шнурки (веревочки, нитки), а еще лучше – отрезки цветной бумаги в виде прямоугольников и квадратов разной величины. Подготовьте самый длинный шнурок желтого (или любого другого) цвета, он будет целой нотой; красный шнурок вдвое короче – половинкой. Для четверти подойдет зеленая веревочка в два раза меньше половинного шнурка. Наконец, восьмушка – совсем маленький шнурок голубого оттенка.

Объясните ребенку, каким длительностям соответствуют шнурки. Используйте простые нотные примеры: разложите их длительности веревочками в правильном порядке (вам потребуется по несколько одинаковых заготовок на одну и ту же длительность).

Например, в известной новогодней песенке «Маленькой елочке холодно зимой» встречаются четвертные, восьмые и половинные длительности. Вот как можно выложить ритм этой песни с помощью разноцветных лоскутков цветного картона:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Нотки – это воздушные шарики!

Продолжаем фантазировать! Чтобы визуализировать в детском сознании образы основных длительностей, используйте пример с воздушными шариками. Так, целая нота – это большой белый шарик, тогда как половинка будет белым шариком на веревочке. Четверть – какой-нибудь цветной воздушный шарик на веревочке, а восьмушки обычно не ходят в одиночку, поэтому их можно представить как несколько цветных шариков, связанных между собой.

После небольшой тренировки, можете проэкзаменовать юного музыканта. Для этого нам потребуются карточки с разными музыкальными длительностями. Показываем малышу карточку, а он пусть называет длительность, которую видит.

Карточки мы для таких целей уже приготовили. Можно распечатать сразу несколько комплектов карточек, если вы планируете и дальше применять их в работе (например, при ритмических диктантах). В будущем вам также могут пригодиться карточки с паузами. Приводим ссылку и на них.

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ НОТ» — СКАЧАТЬ

КАРТОЧКИ «ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПАУЗ» — СКАЧАТЬ

В сказочном королевстве!

Как объяснить ребенку длительности нот? Конечно же, придумать сказку! Придумайте сказку, в которой в качестве персонажей будут выступать длительности нот. Их свойства нужно как-то связать с типом движения.

Например, действующие лица могут быть такие:

Распознаем доли и длительности

Вместе с ребенком четко и ясно проговорите вслух считалку про Андрея-воробья, хлопая в ладоши на каждый слог.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Заметили, что некоторые хлопки получились короче других? А теперь пропойте ту же считалку на одной ноте, сочетая пение с хлопками. Получилась короткая песенка, где у каждого музыкального звука определенная длительность.

Теперь сделаем нечто похожее, только хлопками отметим лишь равные доли.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Получилось, что долей в песне восемь, тогда как длительностей одиннадцать. А все потому, что одна доля содержит две восьмых. Так выглядит песня в нотной записи:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Шаги и длительности нот

Самый популярный и одновременно очень веселый способ объяснить детям длительности нот – связать каждую с определенным типом ходьбы. Помните игру «Царь-царь, который час?». Вот и с ребенком можно сначала поиграть в игру, а затем поработать над отдельными шагами. В музыкальной практике к этому методу еще прибавляют специальные слоги.

Итак, четверти равны обычному шагу, и на каждую нужно произносить слог «та». Восьмушки в два раза короче, а значит, они совпадают с бегом, их слог – «ти». Во время половинки можно немного передохнуть и остановиться, ее слог похож на четвертной, только тянется в два раза дольше – «та-а». Наконец, целая нота – это полноценный отдых, на нее нужно остановиться и поставить руки на пояс (визуализируя круг), ее слог «ту-у-у-у».

Используя считалку «Андрей-воробей» пройдитесь с ребенком по комнате в нужном ритме:

Ан-дрей (два шага) – во-ро- (два беговых шажка) – бей (шаг) – не го- (два беговых шажка) – няй (шаг) – го-лу (два беговых шажка) – бей (шаг).

При этом обязательно произносите текст вслух, чтобы движения и речь четко совпадали. Движения нужно довести до автоматизма, Затем замените слова правильными слогами. После можно перейти к разучиванию другой простой песни (считалки).

Мы подсказали вам несколько простых и доступных методов освоения ритмики с детьми. Расскажите о своих результатах в комментариях к данному материалу. Может быть, вы придумали еще более интересные игры-уроки по длительностям?

Источник

3 вида музыкальных размеров — просто о сложном

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.

Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.

Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

Доля

Доля – единица измерения пульсации.

Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.

Сейчас все понятно 329

Размер, метр, такт

Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.

Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:

Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Метр

Очередность сильных и слабых долей называется метром.

Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.

Такт

Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.

Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.

Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:

Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Ритм

Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.

Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.

Виды размеров

Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.

Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.

Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.

Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Сложные размеры

Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.

Наиболее ходовыми сложными размерами являются:

Сильная и относительно сильная доля

В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Смешанные размеры

Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.

Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.

Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Совсем тяжко идет 166

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размерКак объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Также паузы могут встраиваться в группу:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Картинка про Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер. Фото Как объяснить ребенку что такое музыкальный размер

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась 329

Статья не понравилась 166

Заключение

Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *