Как объяснить ребенку что такое нервная система
Знакомство с нервной системой человека. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология
Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Тема: «Знакомство с нервной системой человека.» Подготовила: воспитатель МДОУ № 368 г. Донецк Шульц Ирина Николаевна
Программное содержание: продолжить знакомить детей со строением человека, дать понятие и начальные знания о нервной системе человека; продолжать учить детей работать в парах; закрепить умение изображать и различать различные эмоции с помощью мимики ;развивать эмоционально- волевую сферу,речь,мышление, любознательность. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,доброжелательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: плакат с изображением нервной системы человека, кружка с горячей водой, кусок льда,мяч, листы бумаги с изображением смайликов с грустным и сердитым настроением, карандаши.
Ход занятия:
1. Воспитатель рассказывает детям небольшую историю о том как поссорились мама с ребенком. В конце истории звучит фраза мамы «Ты мне все нервы попортил. «.Вопрос воспитателя к детям : «Что такое нервы? Как вы думаете где они находятся?»Воспитатель сообщает детям тему занятия.
2. Экспериментальная часть. Педагог предлагает детям ущипнуть себя за руку, ногу,щеку, ухо, живот. Спрашивает что они почувствовали,везде ли им было больно. Затем воспитатель даёт возможность дотронуться до кружки с горячей и куска льда, что теперь ощутили? Также воспитатель предлагает попробывать на вкус лимон и яблоко и рассказать какие они на вкус.
— Сейчас мы узнаем почему и как люди ощущают боль, вкус пищи, температуру предметов на ощупь и др.
3. Воспитатель показывает таблицу с изображением человека с нанесенной на ней нервной системой,предлагает рассмотреть ее и ответить на вопросы:» Кто изображен на картине? Что это за ниточки (ответы детей)Педагог объясняет,что это и есть нервы человека которые состоят из мельчайших клеточек. Благодаря им человек имеет возможность получать различные ощущения. Они располагаются по всему телу человека. «Давайте рассмотрим куда они все ведут. «Далее педагог рассказывает что все нервы сходятся в позвоночнике и по нему идут в головной мозг человека. Когда человек ударился,порезался, дотронулся до горячего и. т. д. сигнал по нервам идет в позвоночник,затем в мозг и мы начинаем чувствовать боль. Все это происходит очень быстро. Позвоночник и головной мозг называются центральной нервной системой человека, а нервы которые располагаются в руках и ногах называются периферической нервной системой. Вопрос детям :»Так почему вам было больно когда вы себя щипали?»
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться.
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать,
Глазки могут увидать,
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.
5. Д/у»Исправь настроение». У каждого ребенка лежит лист бумаги с изображением лица (смайлика) с грустным или сердитым настроением. Детям предлагают нарисовать рядом то,что может сделать настроение человека радостным.
6. Воспитатель объясняет детям,что нервы очень важны для жизни человека. благодаря им мы слышим, видим, можем говорить. Так как нервы располагаются по всему телу и органам. то от их состояния во многом зависит и здоровье человека. Человек который много нервничает гораздо быстрее может заболеть. При больных нервах человек может перестать чувствовать. ходить, видеть. слышать. говорить. И наоборот, у человека который всегда веселый, не сердится, любит других людей- у него крепкие нервы, а значит он меньше болеет, а если и заболел. то быстрее выздоравливает.
7. Д/и «Подари улыбку».Дети становятся в круг. Бросают мяч соседу и говорят доброе слово.
8. Д/и «Зеркало».Дети делятся на пары. В парах одни дети показывают эмоции, другие угадывают. Затем дети меняются ролями.
9. Итог занятия. Воспитатель вместе с детьми делают выводы что надо делать чтоб нервы всегда были здоровыми. Дети рассказывают,что нового они узнали на занятии.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема:”На встречу к звездам” Цель: Познакомить детей.
Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с насекомыми» «Знакомство с насекомыми» Цель:: познакомить детей с насекомыми. Задачи: Образовательные: Научить слушать и воспроизводить на слух задания.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» Цель: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1) Закрепить виды транспорта: водный, наземный, воздушный. 2) Расширять знания детей.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В мире стекла» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема «В мире стекла». Технология: познавательно-исследовательская.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Знакомство с домашними животными» Программное содержание: Знакомство с домашними животными, их внешним видом, повадками, значением для человека. Воспитание бережного отношения.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Осенние цветы» Цель: развивать чувство композиции, желание составлять букеты из живых цветов. Задачи: Познакомить с осенними цветами. Сформировать у детей.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Цель: показать значение семьи в жизни человека, формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки,.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Лесовичку» Цель: 1. Закреплять правила поведения детей на улице, оказавшихся в неожиданных ситуациях. 2. Упражнять в выполнении этих правил наиболее.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Лесовичку» Цель: 1. Закреплять правила поведения детей на улице, оказавшихся в неожиданных ситуациях. 2. Упражнять в выполнении этих правил наиболее.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (беседа с воспитанниками старшей группы)
Нервная система состоит из головного и спинного мозга и большой сети нервов, покрывающих все части тела. Вместе нервная система помогает различным частям нашего тела общаться и позволяет нашему мозгу контролировать происходящее. Без нервной системы наш мозг превратился бы в кашу. Он не будет знать ничего, что происходит во внешнем мире, и не сможет контролировать наше тело.
Головной и спинной мозг составляют так называемую центральную нервную систему. Остальные нервы вместе называются периферической нервной системой.
Есть два основных типа нервов: двигательные нервы и сенсорные нервы.
Двигательные нервы. Двигательные нервы позволяют мозгу контролировать наши мышцы. Мозг посылает сигналы по двигательным нервам, приказывая нашим мышцам расширяться или сокращаться, чтобы мы могли двигаться.
В каждом случае сигналы идут только в одном направлении: сигналы двигательных нервов проходят от мозга к мышцам, а сигналы сенсорных нервов проходят от органов чувств к мозгу.
В периферической нервной системе также есть два основных набора нервов: вегетативная нервная система и соматическая нервная система.
Наше тело супер умное. Иногда нам нужно двигаться так быстро, что у нашего мозга нет времени думать. Так что наше тело просто обходит мозг. Это происходит, когда мы касаемся чего-то горячего. Наша рука на самом деле двигается раньше, чем мозг приказывает. Мозг в конце концов узнает, что происходит, но наше тело сделало умную вещь и пошло первым. Ваш врач проверит ваш рефлекс, ударив вас по колену в определенном месте, чтобы увидеть, будет ли ваша нога двигаться, не думая об этом.
Конспект на тему « Что такое нервная система человека»( ст.группа д/с)
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни
Тема:« Что такое нервная система человека»
Цель: Познакомить детей с понятием –нервная система человека.
Расширять знания детей о своем организме
Продолжать формировать интерес к познанию своего тела.
Работать над совершенствованием постановки эксперимента.
Учить следить за своим здоровьем
. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Беседа об органах чувств у человека.
_Дидактическая игра «Горячо-холодно»
Если все твои нервы вытянуть в линию один за другим получится 75 км. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.
Головной мозг находится внутри черепа. Управляет работой всего тела, произвольными и непроизвольными действиями, и отвечает за способность думать и рассуждать.
Нельзя обойтись без мозга- он командир всего тела.
Как живешь? (вот так)
Спинной мозг толщиной с ваш мизинец и защищен позвоночником. Он соединяет головной мозг совсем организмом.
Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Центральная нервная система контролирует также импульсы, поступающие из внешнего мира через органы чувств. Мы можем слышать, видеть, вдыхать запах, чувствовать вкус, а также распознавать предметы на ощупь. Эти наши свойства называются пятью чувствами. Дело в том, что сигналы от ушей, глаз, носа, рта и кожи передаются в мозг, а он тут же определяет, что мы ощущаем. Благодаря этим пяти чувствам мы распознаем собственные ощущения и познаем окружающий нас мир
.
Эксперимент :Как работают ваши нервы.
Восп-ль задает вопросы дети на них быстро отвечают.
Ты слышишь свисток.
Ты видишь летящий мяч.
Нервы –это важнейший передатчик информации.
Я, предлагаю вам проверить скорость вашей реакции.
Восп-ль одной рукой держит линейку за конец с самым большим делением шкалы, а др. секундомер. Ребенок держит свою левую руку внизу. У основания линейки, но не касаясь её.
Вос-ль отпускает линейку и одновременно включает секундомер, ребенок ловит ее.
Повторить эксперемент3 раза на левой и 3 раза на правой руке. и записать время и расстояние на линейке. Сравнить результаты и узнать какая рука реагирует быстрее.
(ответы детей: много шума, долгое сидение перед телевизором и компьютером, некоторые напитки, неправильный сон )
Как объяснить ребенку что такое нервная система
С одной стороны, новорожденный очень беззащитен, а с другой – природа наделила его всеми необходимыми функциями для выживания и развития. Ребенок с рождения обладает множеством безусловных рефлексов, которые помогают ему ориентироваться в том, как начать кушать, как переворачиваться, поворачивать голову, чтобы не задохнуться.
Все это происходит благодаря тому, что нервно-психическое развитие детей начинается еще во время беременности. После рождения этот процесс продолжается, а функции нервной системы усложняются. Что-то новое малыш познает в первый же месяц жизни. После этого происходит совершенствование нервной системы и головного мозга. Этот процесс длится долгие годы. Очень важно для родителей отслеживать этапы развития малыша, становление его рефлексов, движений, психики, эмоций.
РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И МОЗГА
Формирование головного мозга у ребенка в утробе матери начинается довольно поздно. Все основные органы уже сформированы, а мозг только начинает развиваться. Сначала кора, затем мозговое вещество… Только в третьем триместре беременности мозг обретает так называемые извилины, борозды. Но он все еще не развит окончательно. Малыш уже родился, а этот процесс продолжается. Мозг будет полностью сформирован только к 6-7 годам.
Нервная система развивается раньше. К моменту рождения основная часть ЦНС должна быть подготовлена и функционировать. Без этого малыш не выживет, или же его жизнь будет ограничена по возможностям. Очень важно помнить об этом беременным женщинам. Принимая антибиотики, сильные лекарственные препараты или алкоголь, беременная женщина вредит в первую очередь нервной системе будущего ребенка. Это одна из самых важных систем, и она очень уязвима.
Скорость роста нервных клеток, аксонов и нейронов ускоряется к 3 месяцам. После этого первые безусловные рефлексы должны пропасть, а нервная деятельность ребенка усложнится. У него появляются новые, условные рефлексы. Все это должен контролировать ваш педиатр, ведь на этом этапе (2-3 месяца) будут заметны первые отклонения в развитии нервной системы и психической деятельности малыша.
Психика ребенка
С первых дней жизни она устроена просто. Если ребенок доволен, если ему комфортно, то он целиком расслаблен. Если же появляется раздражитель, то, по мнению малыша, наступает «черная полоса». Взрослый человек дифференцирует свои реакции: например, у вас болит живот – вы знаете, что это временное состояние, которое лечится, вам поможет таблетка или просто теплый чай. Обычная боль в животе не сделает вас полностью несчастным. Для малыша это, к сожалению, не так – он воспринимает все полностью серьезно. Его психика реагирует глобально, участвуют все доли мозга.
Психика быстро развивается: уже к 3 месяцу он узнает родных, реагирует улыбкой на материнское лицо. Диапазон его эмоций сильно меняется. К 1 году он может довольно ярко реагировать на разные события. К 3 годам его реакции вполне осознанные, появляется логика действий. В возрасте 5 лет заканчивается первичная миелинизация нервных волокон — для ребенка становятся понятными многие правила, условности, способы решения проблем на его уровне.
Постепенное развитие психики подготавливает ребенка к тому, чтобы стать самостоятельным, взрослым, самому заботиться о себе. Психика и нервная система связаны, существуют в едином механизме. Здесь:
С каждым годом развитие психических возможностей усложняется. Именно поэтому возраст 6-7 лет оптимален для того, чтобы отдать малыша в школу. Психически он готов быть сам хотя бы полдня, следовать правилам и нормам, концентрироваться на задачах и общаться с другими людьми.
График развития ребенка
Очень важно следить за тем, чтобы развитие шло поэтапно. Конечно, мы все разные. Эти различия закладываются в детстве: все зависит от нашей семьи, отношений, количества родственников, качества жизни, предрасположенностей и наследственности. Существует общепринятый график развития детей – как нервно-психического, так и физического. Основываясь на нем, врачи делают вывод, насколько верно идет процесс совершенствования, роста, развития. Есть некоторые допущения — 1-3 месяца обычно не имеют значения.
Когда разница между реальными показателями и графиком большая, ставится диагноз «задержка в развитии». Задержка — это отставание, которое можно нагнать. Не обязательно тут пугаться и вешать на малыша ярлык неспособности к чему-то. Часто в 2-3 года ситуация поправима. Конечно, бывают проблемы серьезнее, на уровне структурных повреждений мозга или ЦНС – это уже дело врачей.
Существует правило: чем младше ребенок, тем быстрее проходит развитие его нервно-психической деятельности. Все потому, что организму нужно быстрее подготовиться к самостоятельной жизни. Чем ребенок старше, тем медленнее идут эти процессы. Так, в 4-5 лет начинать учить иностранный язык проще, чем в 35. Многие взрослые это знают по себе.
Этапы нервно-психического развития
Здесь можно выделить 5 периодов от рождения и до 16 лет. После этого психика становится сродни взрослой. Конечно, в 16 лет все еще необходимо указывать молодому человеку путь, но теперь он уже может делать осознанный выбор. Считается, что теперь его психика будет развиваться медленнее, но эти изменения более качественные, чем до этого.
Все то, что будет после, это результат совместной работы родителей, преподавателей, друзей и окружения человека. Так формируется наша психика. Какой она будет у вашего ребенка, зависит от вас, и не только в плане наследственности. Все, что маленькие дети видят и слышат, откладывается в их мозгу, который в этот момент активно растет, функционируя, как большая губка. Знание этапов формирования нервно-психических реакций поможет родителям вовремя обратить внимание на важные проблемы в жизни их детей. Этапы можно разделить следующим образом:
Сейчас формируются связи с близкими людьми. Своих родных ребенок встречает улыбкой, а новичков в доме побаивается. В этот период физическое развитие выходит на первый план: ребенок растет, учится кушать твердую пищу. Его психика пока настроена на эмоции: радость и печаль. Первые эмоциональные реакции позитивные — малыш улыбается, смеется. Сейчас происходит его первый контакт с миром: он видит, слышит, трогает предметы, пробует на вкус. Его база знаний пополняется каждый день – это заставляет мозг усердно работать над новой информацией.
Время развития многих ситуативных навыков. Для ребенка некоторые действия становятся привычными: открыть и закрыть коробки, играть со своими игрушками, пользоваться ложкой, зубной щеткой. Сейчас мозг достаточно развит, чтобы начать стимулировать речь. Она служит связью между внутренним миром и внешним. Чем она богаче и эмоциональнее, тем лучше развита психика.
К 1 году или чуть позднее мелкая моторика уже должна присутствовать в играх и движениях ребенка. Это очень важно и означает, что нервные окончания правильно сформировались. Например, дети спокойно могут использовать только 2 пальца, чтобы брать мелкий предмет, доставать его, а раньше необходимы были все 5. Усложняется коммуникация с другими детьми и взрослыми, ведь для малыша теперь важно общение. Это говорит о том, что его мозг уже может строить дружеские привязанности.
Время для активного развития логического мышления. Ребенок может придумывать игры, развлечения, истории. Он делится этими идеями с родителями. Ваша задача – участвовать в развитии его воображения. В период 5-7 лет малыши уже могут действовать по ситуации, есть накопленный опыт и знания, которые позволяют ему делать выбор. В этом возрасте формируются этические нормы и понятия «хорошо» и «плохо», а значит, психическая деятельность стала более сложной. Теперь у маленького человека даже бывает внутренняя борьба между тем, чего хочется, и тем, что необходимо сделать.
Это сложный период для многих, но очень важный. В коллективе учеников даются оценки. Дети учатся оценивать свою роль в обществе: насколько они успешны в учебе, как много у них друзей, могут ли они быть общими любимчиками или же наоборот. Сейчас они учатся параллельно: получают новые знания о мире и об отношениях разного рода. Дружба, первая детская влюбленность, симпатии, обиды. Роль общения встает на первый план: необходимо делиться своими мыслями, переживаниями с тем, кто понимает его — с такими же детьми.
Игры и развлечения становятся все более разнообразными. Девочкам уже в 11-12 лет важно, как они выглядят, какую одежду носят. Мальчики в этом плане проще смотрят на мир, хотя у них другие ценности: игры, техника, сила, скорость. Они уже полностью адаптировались к школьной жизни – она стала привычной и понятной. Очень скоро придется делать выбор: куда дальше? Обычно в 12-15 лет ребенок уже представляет себе, кем бы хотел стать в будущем.
Сейчас начинается взрослая жизнь. Подросток уже чувствует себя полностью готовым к тому, чтобы покорить мир. В пубертатный период психика не очень устойчивая — все дело в том, что активизировались гормоны. За один год можно сменить несколько образов, полностью разочароваться в компании и найти новую. К 17-18 годам этот период закончится. А пока все важно — эмоции, как у взрослых. Меняется взгляд на жизнь, на себя, свое тело, свою роль. Родители должны быть терпеливы к подростку. Вспомните себя в 16 лет – какими вы были?
4 возраста «кризиса» для детей
Весь этап от младенчества до пубертатного периода проходит для ребенка через несколько кризисных возрастов. Родителям необходимо соблюдать график посещения педиатра, терапевта и невролога. На разных этапах развития мозга и нервной системы могут происходить сбои. Даже если до 3 лет развитие шло по графику, то никто не застрахован от того, что в 4-5 лет могут начаться проблемы. Например, в период адаптации к детскому саду, а после — к школе. В этот момент может пострадать его мироощущение, а значит, закладываются проблемы в психическом плане.
В кризисные периоды наш мозг действует не так, как обычно. Многие родители утверждают, что просто перестали узнавать своего ребенка. В эти периоды нужно проявить максимум терпения, ведь нелегко вам обоим. Идет перестройка психики, а это всегда сопровождается необычным, нестандартным поведением. Всего выделяют 4 кризисных возраста:
Это все еще малыш, но уже самостоятельный. Может ходить, брать игрушки, сам играть. Вырывает ложку — хочет показать, что может и кушать сам. В это время дети хотят отделиться от матери. Они еще не могут говорить, так что любое непонимание инициативы ребенка делает его агрессивным, нервным.
Первый бунт против родителей. Малыш уже может проявлять черты своего характера: строптивость, несогласие, отрицание распорядка. Не стоит ругать его – лучше направить энергию в позитивное русло: развивающие игры, кружки, детский сад. В этот же период дети очень активные, им необходимо бегать, играть в подвижные игры. Если они этого лишены, то потом плохо кушают, засыпают через плач и скандалы.
Ребенок учится быть в новой среде. У него появляется общественное «я» — его новое лицо. Какой он в школе? Веселый, позитивный и активный или же наоборот – угрюмый. Дети сильно меняют поведение – иногда оно кажется неестественным или подражанием кому-то. Персонажи игр и фильмов становятся авторитетами. Очень явно это проявляется у мальчиков, а для девочек проходит чаще мирно. У девочек возрастает интерес к внешности и отношениям. Даже в столь юном возрасте она уже может мечтать про принцев, любовь и свадебные платья.
Тут главное помнить, что ребенок — полноценная личность. Он становится неуправляемым, и родители и учителя больше не авторитеты для него. Просыпается его натура, но сейчас все чувства обострены из-за гормональных изменений. К сожалению, этот кризис может затягиваться, а это значит, что никто не скажет вам, когда же это кончится. Сильные переживания могут привести к нервному срыву. В пубертатном периоде это очень опасно.
На что следует обратить внимание родителям
Кризисы, учеба, друзья — это признаки нормального развития психики. Она становится все сложнее, иногда даже быстрее, чем нужно. Тогда ребенок сам себя не понимает. К сожалению, не всегда все идет гладко. Стоит знать о группах риска для детей любого возраста.
Группы риска
К ним можно отнести две группы: врожденные риски и риски среды.
У большинства таких детей наблюдается отставание в нервно-психическом развитии, а у некоторых — тяжелые отклонения. Для такого ребенка нет возможности пойти в школу с остальными – ему необходимо надомное образование или класс коррекции. Многое зависит от того, как и когда его начали лечить. Чем раньше это удалось сделать, тем лучше.
Родителям нужно помнить, что их ребенок – отдельная личность. Он не может стать копией вас или ваших родителей — его жизнь только начинается, и это его собственная жизнь. Важно следить, чтобы развитие малыша проходило в комфортных и безопасных условиях. Тогда учиться новому, узнавать, радоваться он сможет без вреда для своей психики. Задача родителей — помогать, любить и оберегать детей от всех опасностей. Сейчас вы закладываете фундамент, с которого начнется строительство их жизни, формирование собственного «я», отношения к себе. От этого фундамента зависит вся дальнейшая жизнь вашего ребенка.
Невроз у детей: 13 главных симптомов
Трехлетний Миша без остановки грызет ногти. Маша, десять лет, не снимает кепку. У нее на голове залысина, потому что она постоянно теребит и рвет волосы. Паша в свои семь каждую ночь мочит кровать. Так проявляется невроз у детей.
Причину детского невроза часто нужно искать совсем рядом: переживания передаются ребенку от родителя.
Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»
Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?
«Плохое поведение» — это следующие симптомы:
Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.
Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка
Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.
Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.
Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.
Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.
Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.
Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.
У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.
Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.
Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?
На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.
У кого бывает невроз
Все дети периодически злятся, боятся и нервничают. Почему у одних невроз, а другим хоть бы что? Почему педагог ругает всех, а невроз только у Миши?
Детям от природы даны сосуды «разной величины». Ребенок с ослабленной нервной системой получит невроз скорее, его накопитель «меньше».
Родителям следует особенно беречь и не перегружать негативом детскую нервную систему в следующих случаях:
В следующей статье подробно разберем, как справиться с неврозом у ребенка — чего делать не стоит и как вести себя родителям.