Как объяснить ребенку что такое нервная система человека
Знакомство с нервной системой человека. Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология
Занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. Валеология Тема: «Знакомство с нервной системой человека.» Подготовила: воспитатель МДОУ № 368 г. Донецк Шульц Ирина Николаевна
Программное содержание: продолжить знакомить детей со строением человека, дать понятие и начальные знания о нервной системе человека; продолжать учить детей работать в парах; закрепить умение изображать и различать различные эмоции с помощью мимики ;развивать эмоционально- волевую сферу,речь,мышление, любознательность. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью,доброжелательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: плакат с изображением нервной системы человека, кружка с горячей водой, кусок льда,мяч, листы бумаги с изображением смайликов с грустным и сердитым настроением, карандаши.
Ход занятия:
1. Воспитатель рассказывает детям небольшую историю о том как поссорились мама с ребенком. В конце истории звучит фраза мамы «Ты мне все нервы попортил. «.Вопрос воспитателя к детям : «Что такое нервы? Как вы думаете где они находятся?»Воспитатель сообщает детям тему занятия.
2. Экспериментальная часть. Педагог предлагает детям ущипнуть себя за руку, ногу,щеку, ухо, живот. Спрашивает что они почувствовали,везде ли им было больно. Затем воспитатель даёт возможность дотронуться до кружки с горячей и куска льда, что теперь ощутили? Также воспитатель предлагает попробывать на вкус лимон и яблоко и рассказать какие они на вкус.
— Сейчас мы узнаем почему и как люди ощущают боль, вкус пищи, температуру предметов на ощупь и др.
3. Воспитатель показывает таблицу с изображением человека с нанесенной на ней нервной системой,предлагает рассмотреть ее и ответить на вопросы:» Кто изображен на картине? Что это за ниточки (ответы детей)Педагог объясняет,что это и есть нервы человека которые состоят из мельчайших клеточек. Благодаря им человек имеет возможность получать различные ощущения. Они располагаются по всему телу человека. «Давайте рассмотрим куда они все ведут. «Далее педагог рассказывает что все нервы сходятся в позвоночнике и по нему идут в головной мозг человека. Когда человек ударился,порезался, дотронулся до горячего и. т. д. сигнал по нервам идет в позвоночник,затем в мозг и мы начинаем чувствовать боль. Все это происходит очень быстро. Позвоночник и головной мозг называются центральной нервной системой человека, а нервы которые располагаются в руках и ногах называются периферической нервной системой. Вопрос детям :»Так почему вам было больно когда вы себя щипали?»
Что такое наше тело?
Что оно умеет делать?
Улыбаться и смеяться,
Прыгать, бегать, баловаться.
Наши ушки звуки слышат.
Воздухом наш носик дышит.
Ротик может рассказать,
Глазки могут увидать,
Ножки могут быстро бегать.
Ручки все умеют делать.
Пальчики хватают цепко и сжимают крепко-крепко.
5. Д/у»Исправь настроение». У каждого ребенка лежит лист бумаги с изображением лица (смайлика) с грустным или сердитым настроением. Детям предлагают нарисовать рядом то,что может сделать настроение человека радостным.
6. Воспитатель объясняет детям,что нервы очень важны для жизни человека. благодаря им мы слышим, видим, можем говорить. Так как нервы располагаются по всему телу и органам. то от их состояния во многом зависит и здоровье человека. Человек который много нервничает гораздо быстрее может заболеть. При больных нервах человек может перестать чувствовать. ходить, видеть. слышать. говорить. И наоборот, у человека который всегда веселый, не сердится, любит других людей- у него крепкие нервы, а значит он меньше болеет, а если и заболел. то быстрее выздоравливает.
7. Д/и «Подари улыбку».Дети становятся в круг. Бросают мяч соседу и говорят доброе слово.
8. Д/и «Зеркало».Дети делятся на пары. В парах одни дети показывают эмоции, другие угадывают. Затем дети меняются ролями.
9. Итог занятия. Воспитатель вместе с детьми делают выводы что надо делать чтоб нервы всегда были здоровыми. Дети рассказывают,что нового они узнали на занятии.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема:”На встречу к звездам” Цель: Познакомить детей.
Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с насекомыми» «Знакомство с насекомыми» Цель:: познакомить детей с насекомыми. Задачи: Образовательные: Научить слушать и воспроизводить на слух задания.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» Цель: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1) Закрепить виды транспорта: водный, наземный, воздушный. 2) Расширять знания детей.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В мире стекла» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема «В мире стекла». Технология: познавательно-исследовательская.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в младшей группе «Знакомство с домашними животными» Программное содержание: Знакомство с домашними животными, их внешним видом, повадками, значением для человека. Воспитание бережного отношения.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Осенние цветы» Цель: развивать чувство композиции, желание составлять букеты из живых цветов. Задачи: Познакомить с осенними цветами. Сформировать у детей.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья» Цель: показать значение семьи в жизни человека, формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки,.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Лесовичку» Цель: 1. Закреплять правила поведения детей на улице, оказавшихся в неожиданных ситуациях. 2. Упражнять в выполнении этих правил наиболее.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Лесовичку» Цель: 1. Закреплять правила поведения детей на улице, оказавшихся в неожиданных ситуациях. 2. Упражнять в выполнении этих правил наиболее.
Конспект на тему « Что такое нервная система человека»( ст.группа д/с)
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни
Тема:« Что такое нервная система человека»
Цель: Познакомить детей с понятием –нервная система человека.
Расширять знания детей о своем организме
Продолжать формировать интерес к познанию своего тела.
Работать над совершенствованием постановки эксперимента.
Учить следить за своим здоровьем
. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.
Беседа об органах чувств у человека.
_Дидактическая игра «Горячо-холодно»
Если все твои нервы вытянуть в линию один за другим получится 75 км. Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.
Головной мозг находится внутри черепа. Управляет работой всего тела, произвольными и непроизвольными действиями, и отвечает за способность думать и рассуждать.
Нельзя обойтись без мозга- он командир всего тела.
Как живешь? (вот так)
Спинной мозг толщиной с ваш мизинец и защищен позвоночником. Он соединяет головной мозг совсем организмом.
Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему. Центральная нервная система контролирует также импульсы, поступающие из внешнего мира через органы чувств. Мы можем слышать, видеть, вдыхать запах, чувствовать вкус, а также распознавать предметы на ощупь. Эти наши свойства называются пятью чувствами. Дело в том, что сигналы от ушей, глаз, носа, рта и кожи передаются в мозг, а он тут же определяет, что мы ощущаем. Благодаря этим пяти чувствам мы распознаем собственные ощущения и познаем окружающий нас мир
.
Эксперимент :Как работают ваши нервы.
Восп-ль задает вопросы дети на них быстро отвечают.
Ты слышишь свисток.
Ты видишь летящий мяч.
Нервы –это важнейший передатчик информации.
Я, предлагаю вам проверить скорость вашей реакции.
Восп-ль одной рукой держит линейку за конец с самым большим делением шкалы, а др. секундомер. Ребенок держит свою левую руку внизу. У основания линейки, но не касаясь её.
Вос-ль отпускает линейку и одновременно включает секундомер, ребенок ловит ее.
Повторить эксперемент3 раза на левой и 3 раза на правой руке. и записать время и расстояние на линейке. Сравнить результаты и узнать какая рука реагирует быстрее.
(ответы детей: много шума, долгое сидение перед телевизором и компьютером, некоторые напитки, неправильный сон )
НЕРВНАЯ СИСТЕМА (беседа с воспитанниками старшей группы)
Нервная система состоит из головного и спинного мозга и большой сети нервов, покрывающих все части тела. Вместе нервная система помогает различным частям нашего тела общаться и позволяет нашему мозгу контролировать происходящее. Без нервной системы наш мозг превратился бы в кашу. Он не будет знать ничего, что происходит во внешнем мире, и не сможет контролировать наше тело.
Головной и спинной мозг составляют так называемую центральную нервную систему. Остальные нервы вместе называются периферической нервной системой.
Есть два основных типа нервов: двигательные нервы и сенсорные нервы.
Двигательные нервы. Двигательные нервы позволяют мозгу контролировать наши мышцы. Мозг посылает сигналы по двигательным нервам, приказывая нашим мышцам расширяться или сокращаться, чтобы мы могли двигаться.
В каждом случае сигналы идут только в одном направлении: сигналы двигательных нервов проходят от мозга к мышцам, а сигналы сенсорных нервов проходят от органов чувств к мозгу.
В периферической нервной системе также есть два основных набора нервов: вегетативная нервная система и соматическая нервная система.
Наше тело супер умное. Иногда нам нужно двигаться так быстро, что у нашего мозга нет времени думать. Так что наше тело просто обходит мозг. Это происходит, когда мы касаемся чего-то горячего. Наша рука на самом деле двигается раньше, чем мозг приказывает. Мозг в конце концов узнает, что происходит, но наше тело сделало умную вещь и пошло первым. Ваш врач проверит ваш рефлекс, ударив вас по колену в определенном месте, чтобы увидеть, будет ли ваша нога двигаться, не думая об этом.
Урок на тему: «Нервная система» по окружающему миру
Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема учебного занятия: Нервная система
Тип учебного занятия : комбинированный
формирование представления у учащихся о нервной системе человека, её строении и значении.
Оборудование : карточки с текстами и картинками, презентация.
1.Организационный момент.-1 мин.
— «Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются». Как вы думаете, почему так говорят? А хотите узнать почему так говорят?
Тогда предлагаю вам взять житон и распределиться на группы.
-Распределение на группы. ПОСОВЕЩАЙТЕСЬ
-Как называется орган? Какую роль выполняет он в организме?
— выступление каждой группы.
Что объединяет все названные органы? (это органы чувств)
II . Постановка учебной задачи. Определение целей урока.
Человек не полностью управляет своим телом: нельзя приказать сердцу ускорить биение, желудку – перестать переваривать пищу, человек не замечает, как моргает и дышит. Организм человека – это сложный механизм, состоящий из множества частей; для правильной и слаженной работы необходима согласованная работа каждой части. Такую согласованность обеспечивает нервная система человека. И именно органы чувств дают начало этому процессу.
— как вы думаете какая будет тема урока? (Нервная система) слайд 1
— А что значит система? ЭТО СВЯЗАННЫЕ ДРУГ С ДРУГОМ ПРЕДМЕТЫ (Это связанные друг с другом органы) Приведите примеры системы.
— Какие поставите перед собою цели слай 2
ЧТО ВХОДИТ В НЕРВНУЮ СИСТЕМУ?
3. КАК БЕРЕЧЬ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ?
III . Актуализация знаний в начале урока
И 4 группа гигиена нервной системы и сон. (Каждая группа назначает главного эксперта в данной области)
-Рассмотрите рабочие материалы в папках. На каждом столе есть план выступления, справочные материалы, карточки и задания для практической работы. Время на подготовку – 5 – 7 минут. Распределите работу в группе.
Почему названы так группы.
Узнать подробнее, вам поможет информация.
Головной мозг человека устроен необыкновенно сложно. Он состоит из клеток. Одни воспринимают звуки, другие различают цвета, третьи реагируют на запах. Есть группы клеток, которые отвечают за речь, зрение, вкус. Есть клетки, которые отвечают за движение, логику, слух, осязание.
Мозг разделен на левое и правое полушария и очень напоминает грецкий орех.
У большинства людей одна половина развита сильнее; от этого зависит, правша человек или левша. Если больше развито левое полушарие, человек – правша, если правое полушарие – левша.
Когда человек идет, он не задумывается о том, когда и какую ногу поднимать или опускать – об этом думает мозжечок. Если мозжечок работает неправильно, у человека возникают проблемы с движениями.
Показать грецкий орех.
Сравнить грецкий орех и головной мозг.
Угости! каждого участника группы.
Неправильная осанка является истинной причиной многих заболеваний.
Из-за нагрузки на позвоночный столб и неосторожных движений может произойти смещение позвонков и защемление нервов, отходящих от спинного мозга, а это нарушит работу тех органов, которые управляются этими нервами.
Выполни вместе с группой!
Упражнения для позвоночника
Помните, что перелом позвоночника ведет к повреждению нервных тканей. А это может привести к частичной или полной потере чувствительности, парализации. Поэтому важно не перемещать пострадавшего при серьезном несчастном случае до приезда врачей.
Например, человек увидел красный свет светофора, головной мозг отдал мышцам ног прекратить движение.
Или, нечаянно коснувшись горячего, человек отдернет руку еще до того, как почувствует боль.
НЕЙРОНЫ находятся по всему телу человека.
— А зачем нейронам соединяться друг с другом?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой опыт. Возьмемся за руки, так, чтобы были задействованы все в группе.
Первый передает “сигнал”, пожав руку соседа. Так “сигнал” передается постепенно самому последнему участнику.
Вывод: Соединяться им нужно, чтобы передавать информацию, сигналы.
Гигиена нервной системы
Мозг всё время нуждается в пище. Его пронизывает множество кровеносных сосудов, по которым кровь доставляет мозгу питание и воздух, за 2 секунды обегает все его клетки. При сильном утомлении мозга у человека начинает болеть голова, пропадает сон и аппетит, падает работоспособность, возникает раздражительность. Необходимо регулярно и полноценно питаться: клетки мозга нуждаются в питании больше, чем любые другие клетки нашего организма. Если человек недостаточно или неправильно питается, это означает, что его мозг голодает, а голодный мозг «соображает» плохо.
Мозг, как и мышцы, можно тренировать: играть в шахматы, решать логические задачи, учить на память стихи
Если вас что-то серьезно беспокоит, скажите об этом родителям. Слишком сильно переживать, долго чувствовать себя несчастным и скрывать это очень вредно, особенно для мозга и нервной системы.
Как и любая другая часть тела, клетки мозга устают и требуют отдыха. Нервная система отдыхает во время сна. Поэтому так важно высыпаться. Для того чтобы выспаться и не чувствовать усталости, человек должен спокойно спать не менее 8–10 часов.
Советы для крепкого сна
— не слушай громкую музыку перед сном;
— слушай громкую, задорную музыку перед сном
-Хорошенько ешь за ужином, мягко будет спать
— не переедай за ужином, так как сон в этом случае будет беспокойным;
-Детективы и ужастики по телевизору напугают и быстро уснёшь, смотри их регулярно.
— Весёлые шумные игры заставят тебя устать и быстрее уснуть.
— Не надо мыться перед сном-вода прогонит сон и будешь крутиться, а не уснёшь.
— не забывай про водные процедуры перед сном и свежий воздух в комнате;
Хорошо спать со светом и болтающим телевизором
Как объяснить ребенку что такое нервная система человека
Строение нервной системы
Нервная система человека подразделяется на центральную и периферическую. К центральной относятся головной и спинной мозг, а к периферической — черепные (их еще называют «черепно-мозговыми») и спинномозговые нервы вместе с образованными ими сплетениями и узлами.
Строение нервной системы
Центральная нервная система
Спинной мозг находится в позвоночном канале. И головной, и спинной мозг хорошо защищены от внешних воздействий, они находятся в «футлярах», образованных костями черепа и позвонками. Кроме того, как спинной мозг, так и головной мозг имеют три соединительнотканные оболочки — наружную, которую называют «твердой», среднюю — «паутинную» и внутреннюю — «мягкую». илегает изнутри к твердой оболочке, отделяясь от последней щелевидным, пронизанным тонкими перекладинами субдуральным пространством, spatium subdurale. Между паутинной и мягкой оболочками находится особая спинномозговая жидкость. Она выполняет следующие функции: защитную (предохраняет головной и спинной мозг от механических воздействий), гомеостатическую (обеспечивает поддержание постоянного водно-электролитного гомеостаза), питательную (транспортирует питательные вещества из крови в мозг), выделительную (транспортирует из мозга в кровь продукты жизнедеятельности нервных клеток).
Спинной мозг выглядит как белый шнур, тянущийся от затылочного отверстия черепа до поясничного отдела позвоночника. Длина спинного мозга у взрослого человека составляет 40–45 см, ширина — от 1,0–1,5 см, а масса равна 35–40 гр. На поперечном разрезе видно, что спинной мозг состоит из двух разновидностей нервной ткани — белого наружного и внутреннего серого вещества.
Цвет нервной ткани обусловлен содержанием белка миелина, вещества образующее миелиновую оболочку аксонов нейронов (нервных волокон). Миелиновая оболочка — электроизолирующая. По аксонам проходит электрический импульс, поэтому без такой оболочки им обойтись нельзя. Так же, как и электрическим проводам нельзя обойтись без изоляции. Миелин имеет белый цвет. В белом веществе его больше, а в сером — меньше.
Серое вещество, имеющее на поперечном срезе форму бабочки, от расправленных крыльев которой отходят два передних и два задних рога, образовано телами нейронов. В передних рогах расположены центробежные нейроны, от которых отходят двигательные нервы — нервы, идущие к мышцам. В задних рогах находятся так называемые «промежуточные нейроны», к которым подходят отростки чувствительных нейронов. Соединяясь между собой, передние и задние корешки образуют 31 пару смешанных спинномозговых нервов. Это смешанные нервы — двигательные и чувствительные. Каждая пара спинномозговых нервов иннервирует определенную группу мышц и определенный участок кожи.
Белое вещество образовано нервными волокнами — отростками нервных клеток, объединенными в проводящие пути. Эти пути тянутся вдоль спинного мозга. Они соединяют спинной мозг с головным и отдельные его сегменты спинного мозга друг с другом. Проводящие пути подразделяются на восходящие, или чувствительные, которые передают импульсы от рецепторов в головной мозг, и нисходящие или двигательные, которые проводят импульсы от головного мозга к определенным сегментам спинного мозга, откуда по спинномозговым нервам эти импульсы направляются к мышцам. «Бабочка» серого вещества разделяет спинной мозг на три парных канатика — передний, боковой и задний.
Спинной мозг выполняет две функции: рефлекторную и проводниковую. Примером спинномозгового рефлекса может служить сгибательный защитный рефлекс, направленный на прекращение контакта с повреждающим раздражителем — отдергивание руки от обжигающе горячей поверхности.
Деятельность спинного мозга контролируется головным мозгом.
Головной мозг располагается в мозговом отделе черепа. Это крупный орган, который весит 1300–1400 грамм. Головной мозг человека состоит из пяти отделов — переднего, образованного большими полушариями, промежуточного, среднего, заднего и продолговатого мозга.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга и имеет схожее строение — состоит из белого и серого вещества, только серое вещество представлено округлыми скоплениями, которые называются «ядрами». От ядер серого вещества продолговатого мозга берут начало четыре пары черепных нервов, двигательных и чувствительных (всего таких пар — 12). Сверху и с боков почти весь продолговатый мозг покрыт большими полушариями и мозжечком. В сером веществе продолговатого мозга залегают жизненно важные центры, регулирующие сердечную деятельность, дыхание, глотание, осуществляющие защитные рефлексы (чихание, кашель, рвота, слезоотделение), секрецию слюны, желудочного и поджелудочного сока и др. Повреждение продолговатого мозга может быть причиной смерти вследствие прекращения сердечной деятельности и дыхания.
Задний мозг состоит из мозжечка и варолиева моста, соединяющего средний мозг с продолговатым мозгом. От варолиева моста отходят четыре пары черепных нервов.
Мозжечок, будто бы сидящий верхом на варолиевом мосту, обеспечивает координацию движений, их четкость и плавность, сохранение равновесия тела и поддержание тонуса скелетных мышц. Деятельность мозжечка контролируется корой больших полушарий.
Средний мозг расположенный впереди варолиева моста, подобно мозжечку регулирует тонус скелетных мышц, обрабатывает информацию, поступающую от органов чувств, а также обеспечивает ориентировочный рефлекс — реакцию на новизну раздражителя. Когда мы синхронно поворачиваем голову и глаза в направлении источника внезапного шума — это ориентировочный рефлекс.
Промежуточный мозг, верхняя часть ствола головного мозга, является очень ответственным участком. Здесь находится несколько важнейших мозговых центров — центр нейрогуморальной регуляции, центр жажды, голода и насыщения, центр сна и бодрствования, центр терморегуляции. Кроме того, промежуточный мозг регулирует деятельность желез внутренней секреции.
Передний мозг у человека состоит из сильно развитых полушарий и соединяющей их средней части. Правое и левое полушария отделены друг от друга щелью, в нижней части которой лежит так называемое «мозолистое тело» — перемычка, соединяющая полушария. Поверхность больших полушарий образована серым веществом, называемым «корой». Под корой находится белое вещество с подкорковыми ядрами.
Обратите внимание! В спинном мозге белое вещество находится снаружи, а серое — внутри. В больших полушариях головного мозга обратная ситуация — серое вещество находится снаружи, а белое — внутри.
Множественные борозды и извилины увеличивают поверхность коры больших полушарий. Общая площадь ее составляет 2000–2500 кв. см. Толщина коры 2,5–3 мм. В коре насчитывается от 12 до 18 миллиардов нейронов, которые располагаются в шесть слоев.
Три главные борозды — центральная, боковая и теменно-затылочная — делят каждое полушарие на четыре доли: лобную, теменную, затылочную и височную. Нижняя поверхность полушарий вместе со стволовой частью мозга называется «основанием мозга».
Кора головного мозга функционально делится на три зоны: сенсорная зона, получающая информацию от органов чувств и рецепторов, моторная зона, управляющая движениями и ассоциативная зона, связывающая между собой сенсорную и моторную зоны. Ассоциативная зона ответственна за целенаправленное осмысленное поведение. Это самая крупная зона коры головного мозга, у человека она занимает около 75 % коры.
Доли полушарий коры головного мозга
Три крупные зоны, в свою очередь, делятся на мелкие — двигательную, чувствительную, зрительную, слуховую, обонятельную и др. в зависимости от того, какие именно нервные центры там расположены. Нервным центром называют совокупность нейронов центральной нервной системы, участвующих в осуществлении определенного рефлекторного акта или регуляции той или иной функции.
Кора больших полушарий является высшим анализатором сигналов от всех рецепторов организма и местом выработки ответных реакций. Также она является высшим органом координации рефлекторной деятельности и органом приобретения временных рефлекторных связей — условных рефлексов. Условные рефлексы вырабатываются в коре. Кора выполняет ассоциативные функции и обеспечивает психическую деятельность человека.
К психической деятельности относятся все виды деятельности, осуществляемые с участием различных форм сознания — память, мышление, эмоции, речь, поведение и т. д.
Центральная нервная система функционирует как единое целое благодаря наличию в головном и спинном мозге проводящих путей, связывающих различные участки.