Как объяснить ребенку что такое общество
Как и зачем говорить с ребенком об общественной жизни? (Спойлер: помогут мультфильмы!)
Как рассказать ребенку о жизни общества без занудства
Родителям часто кажется, будто детям еще рано знать все об окружающем мире: ну разве пятилетке объяснишь, как работают банки, зачем папа взял ипотеку или что такое бабушкина пенсия? Но на самом деле знакомить детей с жизнью общества и страны не менее важно, чем показать все виды птиц и полевых цветов: это такая же часть полноценного развития. Рассказываем, зачем еще нужны «уроки обществознания» и как провести их для малышей и школьников без нудных лекций и сложных терминов.
Зачем ребенку знать об обществе и стране?
Дети с ранних лет отчетливо понимают разницу между «моим» и «чужим». Они видят, что существуют правила поведения в семье, детском саду — а потом и в школе — по сути, это и есть знакомство с обществом. Если начать знакомить со «взрослыми» понятиями еще до школы, это поможет ребенку:
Ребенку, который ничего не знает о форме государственного устройства своей страны, налогах, социальных службах и других важных вещах, будет сложнее встроиться в общество. Он рискует вырасти тем самым Незнайкой на Луне, который не понимает, откуда и почему берутся фертинги и сантики и какие возможности и ограничения есть в его стране.
Неужели об этом можно говорить с малышами?
Конечно, есть вещи, которые не стоит обсуждать в раннем возрасте. Но дошкольникам в рамках семейного «обществоведения» можно рассказать о волонтерах поисковых отрядов, некоммерческих организациях по защите природы, субботниках в парках. Малышам полезны и разговоры на более сложные темы, например о расизме — в этом уверены эксперты британской компании EqualiTeach. Клинический психолог Юлия Ларионова считает, что даже глобальные изменения в жизни страны важно объяснить ребенку:
Информация от взрослых, какие именно события произошли на уровне семьи, города, страны и мира, — очень важна, это уменьшает напряжение детей. Ребенок хочет понимать, что происходит, а если не может, то выключается: заболевает или «выдает» буйное поведение и нежелание учиться. Это характерно для старших дошкольников и младших школьников, такое поведение возникает у детей, которые не справляются с самостоятельным проживанием эмоций и новых ситуаций. Они нуждаются в новых словах, понятиях и героях. И новые слова берутся от того, кто знает больше и может действовать шире, — от взрослого. А примером может стать книжный или мультяшный персонаж.
Предстоящая перепись поможет рассказать об участии в жизни страны
В апреле 2021 года в России пройдет перепись населения — чем не повод начать разговор об обществе с ребенком? Объяснить ребенку, что это такое и почему участие каждого важно для нашего будущего, поможет мультсериал «Приключения Випина». Птичка Випин, которую специальное жюри сделало талисманом Всероссийской переписи населения, готовится провести перепись на своем родном дереве. Уже вышли пять серий, в которых остроумно и интересно рассказывается о первой в российской истории цифровой переписи населения.
Простая яркая графика, понятный короткий сюжет — за две минуты одной серии ребенок узнает:
Забавный Випин учится делить пирог (как правильно — по красоте, уму, потребностям или справедливости?), в лицах показывает возможные диалоги при встрече переписчика с жителями города — строгой учительницей, глуховатой бабушкой, веселым подростком и футбольным болельщиком.
Научиться жизни в обществе можно у сказочных персонажей
Еще в XX в литературе и мультфильмах для детей было много положительных, активных героев. Мальчиш-Кибальчиш, герои Носова, Чуковского, Маршака, Михалкова и Барто — все они были неравнодушными жителями своего города и страны (пускай иногда и фантастической). Дядя Степа служил примером того, как должен себя вести настоящий милиционер и спортсмен, Незнайка вместе со своими друзьями меняли общество на Луне, а Чиполлино — в огородном государстве. Кот Леопольд учит мышей делать добрые дела и «жить дружно» — так можно рассказать ребенку о волонтерах и важных принципах, которые должны быть в основе общества.
В зарубежной мультипликации об общественной жизни тоже рассказывали. В мультфильмах Диснея дядя Скрудж учит не только копить деньги, но и уважать законы страны. Питер Пэн отлично понимает, в чем разница между реальным миром и Страной Нетинебудет, и действует по ее правилам.
И в современных мультфильмах принято говорить не только о приключениях и любви, но и о гражданской позиции: в «Короле Льве» Симба борется за власть с завистливым и жестоким дядей и возвращает прайду процветание. А Эльза из «Холодного сердца» делает все для блага своего народа и готова пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить мир. Думаете, для ребенка это только интересный сюжет? На самом деле даже второстепенные персонажи таких мультфильмов:
Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
Государство, общество, народ, человечество, гражданин, семья, территория, границы, столица, государственный язык, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн, глава государства, законы, экономика, образование, наука, культура.
Государство – страна с определённой формой политической организации.
Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все установленные законами обязанности.
Общество – совокупность людей, объединённых общими для них конкретно-историческими условиями жизни.
Народ – население той или иной страны.
Человечество – люди, человеческий род.
Семья – группа семей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе.
Глава государства – человек, который возглавляет страну, руководит государством.
Обязательная и дополнительная литература по теме
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Сегодня на уроке мы будем говорить о людях, населяющих нашу планету, об общечеловеческих качествах, присущим всем людям Земли, необходимости проявления дружбы, доброты, милосердия и уважения к любому народу; о патриотизме и любви к своей Родине.
Мы уже знаем, что человек – часть живой природы, потому что он дышит, растёт, питается, развивается. Человеку для жизни нужны воздух, вода, солнце. А ещё человеку нужно общество. Будучи частью природы, он одновременно является и частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Общественная жизнь началась с появления человека на Земле. Оно возникло, когда древние люди начали объединяться и действовать сообща.
Очень много примеров, когда ребёнок, отбившись от человеческого общества, превращался в того зверёныша, среди которых он вырос. Например, герой мультипликационного фильма «Маугли» – черноволосый мальчик, рос и воспитывался в джунглях среди волков и стал совершенно своим в мире животных, соблюдал их законы, а в кругу людей, куда он попал во взрослой жизни, ему было очень сложно понять законы общества.
Как вы понимаете, что такое общество?
Какую часть общества называют страной, народом?
Какую часть общества можно назвать семьей?
Общество – это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности.
Народ – это население той или иной страны, которое объединено языком, национальными традициями, фольклором. Народ – часть общества.
Самая маленькая часть общества – это семья.
Семья объединяет самых близких (родных) друг другу людей.
Человеческое общество можно назвать одной огромной семьей. Человек живет среди людей, в обществе. Народ, к которому ты принадлежишь, – часть общества.
Как вы думаете, сколько сейчас на земле народов?
Частью общества является и народ, к которому ты принадлежишь. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. Среди них русские, англичане, украинцы, немцы и многие другие. В одной только России более 100 народов.
У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.
Мы с вами уже хорошо знаем, что люди разных национальностей могут жить и в одном государстве. Большинство стран мира – многонациональные. Поэтому бразильцы могут жить не только в Бразилии, а французы – не только во Франции.
Люди живут в разных странах, принадлежат к различным народам. Почему же всех людей Земли считают единым человеческим обществом?
Каждый человек живёт в какой-нибудь стране. Вам, ребята, уже знакома политическая карта мира. На ней изображены страны и государства. Всего на Земле около 200 государств. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык, иногда их даже несколько. В нашей стране государственный язык – русский.
На карте мира можно определить территорию каждого государства. А в каждом государстве выделен особым пунсоном только один город – это столица этого государства – главный город страны. Столица нашей Родины – город Москва.
Президент США – Дональд Трамп. Резиденция Дональда Трампа – Белый дом в Вашингтоне.
В Великобритании глава государства – королева Елизавета II. Резиденция королевы – Букингемский дворец в Лондоне.
Главой государства ещё могут быть монархи: император, князь, султан, папа Римский, Великий герцог.
Символами государства являются Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн. Все эти символы есть и у России. В любой стране действуют определённые законы, работает экономика, образование, наука, культура. Всё это различные стороны жизни общества. Каждый человек является гражданином какого-либо государства. Мы с вами – граждане России. В современном мире все государства взаимосвязаны. Каждое из них – часть человеческого общества.
Разбор типового тренировочного задания:
Совместное хозяйство, Национальный костюм, Государственные границы, Государственный язык, Забота друг о друге, Национальные танцы, Жизнь под одной крышей, Национальные песни, Государственные символы
Конспект занятия на тему «Человек и общество «
Тема занятия: «Человек и общество»
развитие у учащихся мышления в процессе работы с адаптированными источниками социальной информации и определения собственной позиции в обществе по интересам.
Показать роль себя в жизни каждого отдельного человека и общества, а так же нравственную ценность отношений.
Развивать личностные качества учащихся и навыки познавательной, практической деятельности с использованием различных источников информации.
Содействовать воспитанию гражданственности, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей в обществе.
Выяснить понятие: что такое конфликт, компромисс, право, совесть, мораль
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
(На доске записаны понятия.)
Общество (данные слова закрыты)
Итак, начинаем наше занятие. Обратите внимания на данные понятия, которые даны на доске.
Что вы о них можете сказать?
1) Что такое эмоции?
2) Что такое чувства?
Эмоции – это внутренний мир человека. Это ответ нашего внутреннего мира на события окружающею мира. И ответ часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица.
3) Где человек может проявить свои эмоции и чувства?
Проявить свой характер?
Проявить свой внутренний мир?
Эмоции и чувства человек проявляет в общении с другими людьми.
(воспитатель открывает слово Общество.)
Общество- это группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Если мы говорим о человеке и обществе, назовите тему нашего занятия.
Какие бывают эмоции? (Отрицательные и положительные.)
Чем эмоции отличаются от чувств? (Эмоции бывают кратковременными, а чувства – долговременными.)
Что можно выделить в этом понятие?
а) круг общения
б) мое общество
в) общественная группа
( показывает плакат, на котором нарисованы два круга.)
Что показывают эти два круга?
Задание: Нарисовать свой круг общения. Проверка. Что представляет собой общественная группа?
(Это объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, которые отличаются от интересов других людей.) Дети приводят примеры. Общество шахматистов, общество учителей, общество спортсменов и т. д.
С чего начинается общество для каждого человека?
(Общество для каждого человека начинается с семьи. Когда мы только родились, с нами мама и папа, дедушка и бабушка, наши близкие родственники. Семья – это главная общественная группа, очень важная в большом обществе. От того, как мы ведём себя в кругу семьи, как относятся друг другу наши родители, мы дети – зависит очень многое в жизни.)
Чем заинтересованы люди, живущие в обществе?
(Чтобы был порядок, чтобы можно было найти интересную и хорошую работу, получить прекрасное образование, бороться против преступного мира.)
Что создаёт человек в обществе?
(Дома, книги, одежду, музыку, стихи, произведения искусства. Все люди заинтересованы в сохранении и увеличении достижений человеческого общества.)
На партах у детей на листочках записаны конфликтные ситуации. Дети должны найти способ разрешения.
1-я конфликтная ситуация.
“ Несколько человек играют на спортивной площадке, к ним подходит другая компания ребят и настаивают на том, что здесь должны играть они, потому что они играли утром. Обе стороны начинают спорить. Что произошло?”
2-я конфликтная ситуация.
“ В классе сидят несколько учеников. Но одному ученику жарко, и он открывает окно, а другой, сидящий у окна не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Они начинают спорить, должно окно быть закрытым или открытым. Что произошло?”
Что же произошло в обществе, когда интересы людей не совпали, противоречили друг другу?
(Произошёл конфликт – столкновение интересов людей, из-за которого возник серьёзный спор, соперничество. )
(Найти способ его разрешения. Нужно подумать не только о своих интересах, но и о чужих и сделать уступки друг другу, договориться. Это самый мудрый и самый сложный способ прекратить конфликт.)
Дети, представьте себе такую ситуацию. Человек поскользнулся на оледенелой дороге, а ты чтобы не мешать ему подняться, отвернулся и прошёл мимо.
Что тебе подскажет, что ты совершил нехороший поступок? Что так поступать нельзя? Что поможет тебе отличить хорошее от плохого?
Ответы детей. (Это совесть человека. Его внутренний голос. Совесть управляет твоими поступками.)
Узел жизни, в котором мы узнаны и развязаны для бытия.
Положите друг другу руки на плечи,
Опустите голову и мысленно пожелайте
Своим друзьям того, чтобы вы хотели
Пожелать себе.
6.Что создало общество в помощь совести?
(В помощь совести общество создало мораль. Это такие устные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. Слово мораль вывешивается или пишется на доске.)
Совесть, мораль помогают управлять поступками людей в обществе.
(Право – часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. Права человека записаны в Конституции Российской Федерации.)
С какими правами вы знакомы?
Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на защиту чести и достоинства.
Право на достойную жизнь.
Право на любовь и заботу – это право имеет ребёнок.
Где бы человек не жил, в какие бы общественные группы не включался, какую бы работу не исполнял – ты человек, личность!
Значит у человека есть права, они принадлежат ему с самого рождения и их отнять нельзя.
В конце урока проводится игра, где дети должны определить, что нарушено Мораль или Право. Ученики показывают карточки с буквами “ М ” и “ П ”.
Разговаривать грубо с родителями – М.
Человек не получил заработанную плату за свой труд – П на достойную жизнь.
Ударить собаку или кошку – М.
Обидеть, оклеветать доброе имя человека – П на защиту чести и достоинства.
Врач отказал больному в медицинском обслуживании – П на достойную жизнь.
Дети, не стоит забывать, что кроме прав у каждого человека есть обязанности перед обществом. Попробуйте объяснить могут ли права существовать без обязанностей. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.
Воспитатель. В современном обществе у человека с самого рождения очень много прав. Только общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности. Согласно “ золотому праву нравственности “ нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
«Что такое общество» урок окружающего мира
Просмотр содержимого документа
«»Что такое общество» урок окружающего мира »
МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
по окружающему миру
«Что такое общество?»
Учитель начальных классов:
Сабирова Светлана Антоновна
Почетный работник РФ ОО
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока по линиям развития личности ученика.
Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.
Создать условия для учебной деятельности, при которой происходит формирование понятия «общество»;
Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.
— ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.
— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая
Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
— Какое у вас сегодня настроение?
— Как узнать о настроении человека?
— Покажите жестами, мимикой, взглядом своё настроение.
— Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!
2. Актуализация знаний (4мин)
3. Проверка домашнего задания в виде теста
4. Опрос учащихся – устная работа
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
-Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.
— Что такое внутренний мир человека?
— Как узнать внутренний мир человека?
— Что такое личность?
— Что такое настроение?
-А характер? Что это такое?
— Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?
— В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?
— Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?
— Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?
— Назовите из этого определения ключевые слова.
— Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.
— В этом обществе состоят все жители страны?
— Какое заметили противоречие?
— Почему возникло затруднение?
— Определите цель урока.
— Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?»
— обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.
-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.
— Внутреннее душевное состояние.
— неповторимое сочетание особенностей личности
Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.
— Все жители одной страны.
— Общество защиты животных.
— Общество – все жители страны, и в то же время – не все.
— Не всё знаем о понятии общество.
— Уточнить понятие общество.
— Что такое общество.
Структурирование знаний; волевая соморегуляция;
определение основной и второстепенной информации
и формулирование познавательной цели
3. Проблемное объяснение нового материала (8мин)
Цель: знакомство с новыми терминами, понятиями, поиск ответов на поставленные вопросы? организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
— Что объединяет людей на рисунке? с.28
-Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»?
-Их можно назвать «спортивное общество команды «Спартак»»?
— Что вы видите на след. рисунке?
-Так что же объединяет людей в общество?
— Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?
Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.
Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.
— Какие ключевые слова вам помогли?
— Что объединяет людей
в каждом из этих обществ?
— Что такое общество?
Им нравится команда ЦСКА.
Им нравится команда «Спартак»
—Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.
обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.
Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)
Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)
Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)
-Их объединяют общие интересы, общая деятельность.
Проговаривание по схеме.
извлечение необходимой информации из текстов;
планирование учебного сотрудничества;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
4. Первичное закрепление во внешней речи (5мин)
Цель: зафиксировать новое учебное действие.
— С помощью чего можем проверить свои предположения?
— Откройте учебники, с. 29. Прочитайте текст «Что объединяет людей
в обществе?» Найдите ответ на вопрос в тексте.
— Наши предположения нашли подтверждение?
— Где ещё можно найти информацию?
— Найдите в словаре слово общество и прочитайте его определение.
Урок по окружающему миру по теме «Общество»
УРОК «ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?»
4 класс УМК «Школа 2100»
Автор: И.И.Муравьёва МБОУСОШ р.п.Мухен район Лазо Хабаровского края
Цели и задачи урока
Цели по линиям развития личности ученика.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.
ЛИНИЯ 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру:
-довести до сознания ребят мысль о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей;
-объяснить, что такое конфликт людей, истоки и способы выхода из конфликтных ситуаций.
— учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.
— воспитание уважительного отношения к окружающим людям;
— формирование социально одобряемых форм поведения.
презентация «Что такое общество»;
Запись песни «Дружба»
Ход урока I Проверка домашнего задания (вопросы на экране)
— Как узнать внутренний мир человека?
— Назовите врождённые признаки человека?
— А какие приобретённые вы знаете?
— Расскажите о положительных эмоциях?
— Что вы знаете об отрицательных эмоциях?
— Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?
— А характер? Это что такое?
Откройте учебник на стр. 28
-Прочитайте вопрос ( Вспомни, что ты знаешь о значении слова «общество»?)
Вспомните из курса «Мое Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история и культура?
— Давайте прочитаем диалог Илюши и папы.
— Давайте поможем Илюше разобраться. Чем по вашему мнению отличаются «Общество охотников» и «Общество защиты животных»?
Слайд : «Дети и взрослые, вступайте в общество охраны природы!».
Учитель: Как вы думаете, можно ли утверждать, что все жители страны состоят в «Обществе охраны природы»?
Ученики: Нет, это только призыв к этому, значит, только часть жителей состоит в «Обществе охраны природы».
Слайд добавляет фразу: «Общество может включать не всех жителей одной страны».
Учитель: Посмотрите, какое вы заметили противоречие?
Учитель: Какой возникает вопрос?
Ученики: Что такое общество?
— Так что же такое Общество? Давайте обратимся к словарю на стр.121
ОБЩЕСТВО—так можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
Рассмотрите рисунки на с. 28 (внизу страницы) и ответьте на вопросы:
Что объединяет людей на втором рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)
Что объединяет людей на третьем рисунке? (Им нравится команда «Спартак».) Их можно назвать «спортивное общество команды «Спартак»»? (Да.)
Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»?
Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретятся и такие:
обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;
обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;
общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.
Предположения необходимо выслушать, как верные, так и неверные, но не комментировать.
Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.
Задание на применение знаний:
— Давайте прочитаем второй абзац.
Учитель:А какие общества знаете вы? Подумайте, посмотрите друг на друга, вспомните, может и вы состоите в разных обществах?(художественная школа, спортивные секции, кружок танцев, класс, семья и т.д. Слайд: сохранение памятников мировой культуры; защита границ своего государства; сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер; сохранение мира на планете; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры; строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка: СЛАЙД
Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.
Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, животных; восстановление чистоты рек и озер.
Россияне: защита границ своего государства; развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры и т.д.
Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохранение мира на планете.
Учитель: Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям и др.)
Можно сказать, что вы общество? (Да.)
— Скажите всегда ли желания и интересы ваши совпадают?
Найдите на с. 30 учебника, как называется ситуация, когда желания людей не совпадают. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «конфликт».)
Учитель: СЛАЙД Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.)
А теперь давайте рассмотрим такие ситуации
Петя и Коля решали одно и то же математическое выражение. У них получились разные ответы.
-У меня правильный ответ!- сказал Петя.
— Нет, правильный ответ у меня. Ты всегда решаешь неверно! – ответил Коля.
Петя соскочил со своего места и ударил одноклассника
Как можно было избежать конфликта между одноклассниками?
На перемене Вася бежал по коридору и нечаянно толкнул Женю. Женя догнал Васю и сильно ударил его. Между мальчиками завязалась драка.
Как можно было избежать конфликта между мальчиками?
На уроке Семён не слушал учителя, а играл в игры на сотовом телефоне. Учитель несколько раз делала замечания, а потом забрала телефон и сказала:
«Отдам твоим родителям!». Ученик, оскорбив учителя и класс, выскочил из кабинета, хлопнув дверью. Урок был сорван.
Как можно было избежать конфликта между учеником и учителем?
Вывод: конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки – КОМПРОМИСС.
Разрешение конфликта (на доске)
Уход от решения проблемы
— Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества присутствуют сказки, предания, былины на эту тему. Послушайте русскую народную сказку “Два козлика” СЛАЙД
Два козлика.
— Пяться назад, я первый взошёл на мостик.
— Нет, не уступлю. Я гораздо старше тебя годами и мне ещё уступать тебе?
Тут оба козлика, недолго думая, столкнулись рогами и, упираясь тоненькими ножками, стали драться. А мостик был мокрый. Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом козлики вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
— Можно ли назвать случай с козликами конфликтной ситуацией?
— Как бы вы поступили на месте козликов?
Работа в рабочих тетрадях.
Откройте тетради на стр. 15
Учитель: Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
Ученики: Что такое общество?
Учитель: Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что обществом можно назвать людей, у которых есть общие интересы.
— А что такое конфликт?
Не забывайте о чувстве юмора
Критикуйте поступки, но не человека
Не унижайте, не оскорбляйте собеседника
Будьте хорошим слушателем
Будьте справедливы и терпимы к людям
Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
Не перебивай собеседника, дай ему высказаться
Не повышайте голоса.
А сейчас давайте споём вашу любимую песню «Дружба».
Домашнее задание. стр.28-31 Тетрадь с. 15-17
Придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, для какого общества ты «выполнял заказ».