Как объяснить ребенку что такое однокоренные слова
Как научить детей правильно выделять корень слова и парные согласные в нем?
Изучение темы «Корень слова» приходится по программе на 2 класс. Дети учатся выделять его в слове, подбирать однокоренные примеры.
Чтобы ученик хорошо усвоил данный материал и смог в дальнейшем запоминать орфограммы в основной морфеме, необходимо правильно объяснить, какую роль выполняет эта часть.
Немаловажным станет и процесс запоминания правил, орфограмм. Многие учителя, методисты советуют учить ребенка с младшего школьного возраста не просто зазубривать текст правила, а применять его на практике. Огромную пользу в быстром запоминании играют схемы. Ребенок должен прочитать правило, в виде схемы записать самое главное из него. Зрительная память, которая развита больше всего у детей школьного возраста, дает возможность воспроизводить, применять выученное на практике.
Что такое корень и для чего он нужен слову?
Ученики должны четко знать и понимать, что корень слова – это главная морфема, общая часть родственных слов. Именно в ней заключено основное лексическое значение слова.
Важно указать, что однокоренные слова должны не только иметь общую морфему, но и обозначать предметы, признаки, действия из одной сферы.
Например: сказать, пересказывать, рассказ, сказка, высказывать. Общая часть –сказ-, а слова обозначают «говорить» или «повествовать о чем-либо».
Парные согласные в корне слова
Научив детей выделять правильно основную часть слова, учитель должен сделать акцент на том, что в русском языке существует 12 согласных звуков, образующих пары между собой.
Но не каждый корень слова, оканчивающийся на согласную, можно проверить подобным образом. Такие исключения называются словарными. Например: анекдот, аптека, космонавт, вокзал, зигзаг и другие.
Варианты упражнений для закрепления изученного материала
Для того чтобы ученик закрепил полученные знания, умел определять парные слова, в корне находить необходимую для проверки букву, нужно провести закрепление изученного материала при помощи упражнений.
Для более слабых учеников лучше закрепление проводить в форме комментированного письма, объясняя все правила и показывая способы подбора проверочного слова.
Например, можно использовать следующие слова для комментированной записи:
Скользкая – скользить, дерзкий – дерзок, просьба – просить, изморозь – морозить, юбка – юбочка.
Упражнения для сильных учеников и домашнего закрепления
Индивидуальный подход к каждому ученику – это залог успеха каждого преподавателя. Учитывая, что в каждом классе есть сильные и слабые дети, учитель может предложить работу на карточках определенной группе школьников. Такие же упражнения рекомендованы для домашнего закрепления материала.
1. Используя только первые слоги записанных слов, составьте новое слово и проверьте сомнительный согласный, определите корень слова.
2. Запишите текст и выделите слова, в которых нельзя проверить написание парных согласных, а их нужно запомнить.
«Александр приходил в школу всегда с чем-нибудь вкусным: мятными пряниками, баранками и су..ками. Я всегда собираюсь домой и надеваю варе..ки. Ранняя изморо..ь на траве расписала необыкновенные узоры. Девочки и мальчики бегали по полю в ярких и красивых фу..болках. Мы увидели, как мастер сделал из большой деревя..ки прекрасную и большую ло..ку. Наш а..томобиль шел на большой скорости, поэтому мы все держались за сиденья. Все жители страны смотрели за тем, как известный космона..т приземлялся на Землю.»
Парные согласные в корне слова – это тот базовый материал, который позволит в дальнейшем школьнику грамотно писать, быстро проверять сомнительные варианты во время диктанта.
Однокоренные слова
2 класс, 3 класс, 5 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.
Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.
К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:
Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.
Как образуются однокоренные слова
Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.
Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
Любовь — любитель, любимый, любить.
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Зачем подбирать однокоренные слова
Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.
Проверяемая гласная в корне:
обижа́ть — оби́да;
чистота́ — чи́сто;
хо́лод — холо́дный.
Правописание звонких и глухих согласных в корне:
книжка — книжечка;
дуб — дубовый;
гибкость — гибок.
Правописание непроизносимых согласных в корне:
солнце — солнечный;
грустный — грусть;
сердце — сердечный.
Формирование понятия «однокоренные слова» у учащихся начальной школы
Важно подготовить школьников к освоению способов решения орфографических задач – изучение основных орфографических правил. Поэтому осмысление понятий: «родственные слова», «корень слова», «однокоренные слова» – должно происходить на основе разграничения родственных слов и слов тех же семантических групп, а затем синонимов и слов с омонимичными корнями, т.е. с тем же звуко-буквенным составом, но другим значением. При этом важно «видовое» разнообразие упражнений и сам языковой материал, предлагаемый учащимся. Постановка учебной задачи формирует у учащихся познавательный интерес, способствует осознанному восприятию нового материала, ведет к целенаправленной и мотивационной работе в течение урока по овладению обобщенным способом деятельности при изучении понятий.
В работе над осознанным усвоением понятия родственных (однокоренных) слов детьми можно выделить следующие направления.
I. Опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа в предложении и тексте и при выполнении других заданий
1. Например, в следующих текстах ученики должны не только обнаружить однокоренных слова, но и обязательно объяснить, почему они являются однокоренными.
1) Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже
И ребенок был у них
Очень тихий ёжик.
2) Выпал чистый мягкий снежок. Проглянуло солнышко. Так сделалось славно в лесу! Сахарный снег блестит, переливается. И над лесом голубое небо сияет. (По Э. Шиму)
Важно обратить внимание учащихся на чередование согласных корня (г/ж и др) в однокоренных словах
2. Работая с предложениями или текстами, в которых использованы однокоренные слова, важно обращать внимание на их уместное употребление. Бывает, что рядом или близко употреблённые однокоренные слова создают «неблагозвучие». Чтобы устранить этот недостаток приходится одно из однокоренных слов либо заменять синонимом, либо убирать лишнее слово, т. е. параллельно проводить работу по культуре речи.
Например, выполняя задание по нахождению однокоренных слов, обсуждать вопросы:
Чем неудачны эти предложения? Какое из слов в каждом предложении лишнее? Почему? Как сказать по-другому, лучше?
1) Со мной случился случай. (Лучше: произошёл)
2) Журавль клювом клюнул мальчика. (Лучше: ударил)
3) Все люди празднуют этот праздник. (Лучше: отмечают)
Интересным видом работы может стать структурно-смысловой анализ слов-отгадок, которые самостоятельно находят ученики, работая с серией загадок. Вот, к примеру, загадки, в которых задуманные слова являются однокоренными (-снег- // -снеж-):
1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора.
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)
2) Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
3) У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек
Полузамерзший, чуть живой. (Подснежник)
4. Приём накопления гнёзд однокоренных слов в обучении является одним из наиболее эффективных. Можно предложить учащимся составлять словарик корней русского языка.
Эта работа позволяет зафиксировать в сознании ребенка определенную морфему и показать ее присутствие в однокоренных словах.
Запись можно оформлять так:
-верт- : верт-ушк-а, верт-ит
-свист- : свист-ок, свист-ит
В работе, направленной на накопление гнезд однокоренных слов, большое значение имеют и специальные упражнения, нацеливающие на составление ряда однокоренных слов по указанной морфеме.
1) Прочитайте слова. Что их объединяет?
Св_стеть, св_сток, св_стулька, св_стун, засв_стеть, св_стящий.
II. Дифференциация понятий: «однокоренные слова» и «синонимы».
Далеко не сразу ученики начальных классов понимают существенную разницу однокоренных слов и синонимов. Происходит это потому, что в определении синонимов и однокоренных слов общим признаком является смысловая близость слов. Упражнения на дифференциацию этих понятий, могут быть разными. Например:
1) Выпиши только пары однокоренных слов:
Подосиновик – осина, гриб – боровик, мебель – стул, лес – лесник, домик – избушка, книга – книжный.
Объясните, почему не выписали остальные пары слов.
2) Собери слова парами и запиши. Однокоренные ли они? Докажи.
Толковать, смотреть, беседа, алфавит, разговор, азбука, объяснять, глядеть.
3) Проверь задание, выполненное другим учеником:
«В тетради Пети Двойкина»
Учительница дала задание подобрать однокоренные слова к существительному вода. Петя Двойкин записал в тетради слова: водяной, водный, озеро, бассейн, водопровод.
Оцените ответ Пети. Как вы думаете, почему ученик допустил ошибки?
III. Сопоставительный анализ слов с корнями-омонимами.
Слова с корнями-омонимами очень интересны с точки зрения задач обучения, так как они входят в противоположные по смыслу и часто смешиваемые группы слов, которые при беглом и формальном взгляде можно принять за однокоренные.
Задания для работы над словами с корнями-омонимами могут быть, например, такими:
1) Что общего и что различного в словах:
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала:
Коля колет, Поля полет,
Паша пашет, Варя варит,
Валя валит, Света светит,
Катя катит, Тоня тонет,
Но не дам ей утонуть!
Я спасу подружку Тоню:
Подрисую что-нибудь.
2) Запишите слова, разбив их на группы однокоренных. Сколько семей слов здесь записано? Как докажешь?
Дороже, дорогой, дороговизна, дорожный, дорогой, дорога, придорожный.
IV. Использование приёма словообразовательного толкования слова.
Приём словообразовательного толкования слова (подбора однокоренных слов, использование при этом словообразовательных формул) готовит учеников к овладению правильным способом проведения морфемного разбора и помогает вооружить детей правильным способом действия при анализе правописания корня.
Облегчить поиски ближайшего однокоренного слова и определение смысловой связи частей словообразовательной пары помогают специальные формулировки (формулы):
В работе с детьми можно использовать задания:
1) Попробуйте догадаться, какие слова нужно написать вместо пропусков. Напишите эти слова и докажите, что они являются однокоренными.
2) Почему люди дали такие названия? Используй в ответе однокоренные слова:
Подорожник, подберёзовик, подосиновик, черника;
шапка меховая, платок шерстяной, рельс стальной.
3) Объясни значение каждого из слов с помощью однокоренного слова. Для этого скажи, кого так называют?
4) Что это значит? Объясни значение слов с помощью однокоренного.
Такая работа над осознанным усвоением понятия родственных (однокоренных) слов детьми по вышеизложенным направлениям должна способствовать лучшему усвоению понятия «однокоренные слова».
Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?
Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.
Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.
Родственные слова: даем определение
Итак, родственными в русском языке называются лексемы:
Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.
Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.
Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.
Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.
Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.
Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.
Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.
Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.
Правила подбора родственных лексем в русском языке
Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.
Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель – существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.
Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.
Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.
Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:
Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет – МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.
Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.
Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.
Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.
Видео
С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.
Работа над составом слова в начальных классах. Понятие корень, однокоренные слова
Чтобы полнее использовать все возможности темы “Состав слова”, учителю с самого начала надо помнить, что мы в школе занимаемся не этимологическим анализом слов, а морфологическим. В чём же между ними разница? При этимологическом анализе мы выясняем происхождение того или иного слова, отмечаем, какие изменения произошли в данном слове в процессе развития языка.
Морфологический анализ слова заключается в выявлении живых языковых связей, поэтому слово можно членить только до тех пор, пока оставшаяся часть имеет какое-то значение.
Существительные с суффиксом – б-а и – к-а имеют значение отвлечённого действия (ходьба, мойка).
Несколько труднее глагольные суффиксы, поскольку большинство из них имеет чисто грамматическое значение, поэтому при анализе глаголов целесообразнее раскрывать словообразующую роль приставок. Значение глагольных приставок усваивается довольно легко, например, приставка –в— показывает направление действия внутрь: влететь, вписать; приставка –вы— омонимична приставке –в-: она показывает направление действия наружу, например, вылететь, выписать. Указание на достижение действия содержит в себе приставка –до-: добежать, доделать.
Учитель в начальной школе должен помочь формированию у учащихся более отчётливых представлений о существовании в языке определённых словообразовательных моделей, которым свойственна словообразовательная общность и общность значения. Главный упор должен быть сделан на смысловую зависимость слов друг от друга. Это не только будет способствовать развитию речи, но и обеспечит правильный подбор родственных слов для проверки трудных орфограмм.
Для знакомства с понятием “Корень” во 2 классе предлагаю урок-знакомство с данным понятием и первичным закреплением этого понятия на практике.
Цели: способствовать формированию понятия корень, как главной значимой части однокоренных родственных слов; способствовать развитию умений учащихся выделять в словах корень, подбирать однокоренные слова; способствовать расширению словарного запаса учащихся, развитию внимания.
1. Учебник. Русский язык. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеев, О.В.Пронина.
2. П.А.Грушникова. работа над словом на уроках русского языка в начальных классах.
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
5. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Под редакцией А.Тихонова.
Методы: фронтальный, индивидуальный, групповой (работа в парах).
I. Проверка домашнего задания.
II. Сообщение темы урока.
— Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака – из множества водяных капелек, лес – из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения из слов. Слова сделаны из своего “строительного” материала. И каждый из “кирпичиков” вносит в слово свою часть смысла – “смыслиночку”. А может кто-нибудь из вас уже знает и скажет, как называется “главный кирпичик” слова – главная его часть? (Корень)
— Правильно. Корень. Но слово корень – многозначное. Где в жизни вы уже встречались с этим словом? (Подземная часть растений, внутренняя часть зуба, волоса, ногтя.)
— У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем говорить о корне как части слова.
III. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
1. Работа с наглядным материалом.
— Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: “Что с ним делать?” А слово это и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево”.
— Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий. Много ростков появилось от этого слова. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (На доске открывается плакат)
— Прочитайте внимательно слова, посмотрите, может быть, вы мне сами назовёте общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (Ответы детей)
— Правильно (открывается корень воз). Эта часть ВОЗ. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Потом на глаза им попался ещё один маленький корешок ХОД, такой грустный, но уже очень юркий. И попросил он людей его тоже посадить в землю, пообещав разрастись в большое дерево. Не поверили люди, но всё же посадили его, не пропадать же ему совсем. Много, очень много ростков появилось от одного маленького корешка ХОД, и все они были чем-то похожи на своего предка. Попробуйте угадать и назвать эти слова.
— Записываем слова на доске и в тетрадях. (Вход, выход, походка, переход, ходить…)
— Чем же похожи эти слова? Какая часть в этих словах будет корнем? (Ход.)
— Правильно, корень ход и выделяется корень дугой. (Выделяем.)
— А попробуйте прочитать только корень. (Читают.)
— Вы поняли, что означает это слово? (Да.)
— А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. (Читают.)
— Ясен ли смысл слов? (Нет.)
— Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Ответы детей.)
— Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. От него “растут” другие слова.
— А теперь прочитаем в учебнике о корне на стр. 75. (Чтение правила вслух.)
— Кто понял и сможет рассказать, что такое корень? (Ответы детей.)
2. Дидактическая игра “Найди свой дом”.
— А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень земл, во втором – звер, в третьем – вод. У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова.
— Начинаем заселять дома: (Дети по очереди прикрепляют свои слова.)
земл | звер | вод |
земляк | зверь | вода |
землемер | зверёк | водолаз |
землячка | озвереть | водоём |
земляной | звериный | водяной |
приземлить | зверюшка | водитель |
— Внимательно посмотрите и скажите, все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее.)
— Верно, слово водитель “лишнее”. Значит однокоренные слова – это какие слова? (Ответы детей.)
— Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл.
— А как написан корень в однокоренных словах? (Ответы детей.)
— Правильно, корень в однокоренных словах пишется одинаково.
— А чтобы “лишнему” слову не было скучно, подберём ему однокоренные слова и запишем их, корень выделим. (Письмо с комментированием учителя. Дети называют слова, учитель пишет на доске и проговаривает, дети пишут в тетрадях: водитель, приводить, проводник, проводы.)
3. Упражнение в выделении корня в однокоренных словах. (На доске два плаката.)
— Так же, как и кустов,
Корень слова есть у слов.
удь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
— Спишите слова, выделите корень:
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Сад, посадка, посадил.
Род, родители, родил.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
— Выделим корень на доске. (По одному ученику от каждого варианта.)
— Правильно ли выделили корень? У кого не было ошибок?
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление изученного материала.
— А сейчас я посмотрю, хорошо ли вы поняли сегодняшнюю тему.
1. Упражнение в подборе однокоренных слов.
— Подобрать однокоренные слова. Слова записать в столбик. Работаем в парах. (Корни на листах прикреплены на доске)
— Проверка (Дети читают цепочкой):
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
мороз | груз | море |
заморозки | грузчик | моряк |
морозный | грузовой | приморье |
заморозить | грузить | морской |
морозильник | погрузка | мореход |
— А у кого из вас встретилось словарное слово? (Ответы.)
— Верно, это слово мороз. Ещё раз запомните, как оно пишется.
2. Работа со словарём.
— Мы с вами пользуемся двумя словарями: “Орфографический словарь” и “Толковый словарь”. А сегодня я покажу вам новый словарь. Если у вас будут трудности в подборе однокоренных слов, вам поможет “Школьный словообразовательный словарь русского языка” под редакцией А.Тихонова.
— Попробуйте по словарю подобрать однокоренные слова к слову газ. (Ответы детей.)
3. Игра “Найди лишнее слово”.
— А сейчас словесная игра на внимательность. В каждой строке есть “лишнее” слово. Вы должны его назвать и объяснить свой выбор.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Лось, лоскут, лосёнок.
Горный, горка, городок.
Пёс, песочный, песок.
— Молодцы! А теперь на слух: Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.
Холод, холмик, холодок.
Носик, носит, носок.
Семя, семечко, семья.
Вдруг, подруга, друзья.
VI. Творческая работа.
— Объясните смысл пословиц:
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Все знания бог человеку не дал.
Знайка дорожкой бежит, Незнайка на печке лежит.
VII. Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей.)
— Что же такое корень? (Главная часть однокоренных родственных слов.)
— Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково.)
— Вы сегодня очень хорошо работали. Как вы думаете, кто сегодня работал на отлично, чётко и ясно отвечал на вопросы и можно ему поставить “5”?
— А кто немножко ошибся и ему можно поставить “4”?
— Молодцы! Всем спасибо! Урок окончен.
VIII. Домашнее задание.
— Придумать сказку про корень и выучить правило на странице 75.