Как объяснить ребенку что такое отчество
Классный час по теме: «Имена, фамилии, отчества»
Цели:
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
1. Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…
Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании, или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.
Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе?
Она вас познакомила друг с другом, то есть она назвала вас по именам, чтобы побыстрее освоились и нашли себе друзей.
3. Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.
Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…
3. Сообщение темы и цели занятия
1. Итак, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)
А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.
2. Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся…
Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)
3. У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?
К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.
Мое имя – Татьяна. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?
Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня…
А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:
Игорь —> Эти имена остались без пары. А почему?
Нина —> Потому что они употребляются только в одной форме.
4. А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик иена девочек, а во второй имена мальчиков.
СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА
— Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕЯ не указывает нам, о ком идет речь.
— А женское – Евгения.
— Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?
ВАЛЯ —> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА
САША —> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА
А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?
В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.
Сейчас это имя редкое.
А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.
Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.
А в нашем классе есть тезки?
5. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).
А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)
4. Физкульминутка
А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь п в песне
1. А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев). Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.
Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?
РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ
2. Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.
3. Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:
|
|
|
4. Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков.
5. Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?
Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).
6. Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).
7. А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?
А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.
8. И в нашем Осинском районе существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел.
с. Крылово —> Крыловы
с. Богомягково —> Богомяковы
с. Козлово —> Козловы
с. Мазунино —> Мазунины
с. Петухово —> Петуховы
с. Драчево —> Драчевы
9. Давайте произнесем чистоговорку, в которой присутствует интересное и достаточно редкое русское имя.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
5. Рефлексия.
Дети должны ответить на вопрос: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?
Некоторые высказывания детей:
Виталий: “Мне понравился конкурс скороговорок”.
Денис: “Я впервые узнал, что означает мое имя”.
Марина: “У меня красивое имя, созвучно с морем, потому что я – Марина”.
LiveInternetLiveInternet
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Порой у детей дошкольного, а часто и младшего школьного возраста, возникают затруднения при построении и запоминании имен-отчеств знакомых и незнакомых людей. Для того, чтобы объяснить детям, как имя преобразовывается, пока человечек растет, как оно изменяется, когда человек становится взрослым, создана наша игра.
Ребенок в процессе игры понимает, что подобно всему живому, он проходит свои этапы развития и совершенствования, этапы перемен и взросления. Для иллюстрации этого процесса взрослые могут напомнить, как происходит рост и распускание, например, цветка или дерева: у растения появляются листочки, спустя некоторое время цветы, на месте которых однажды появятся плоды-семена. Так и игра позволяет наглядно объяснить ребенку, что пока он маленький, мы называем его, к примеру, Сашей (краткой формой от имени Александр) или Сашенькой, позже его имя вырастает вместе с ним и человека начинают звать Александром, а еще спустя некоторое время его уже будут величать по имени-отчеству, возможно, Александром Павловичем.
От того, каким содержанием мы, родители, наполним окружающие ребенка слова, имена и обозначения, во многом будет зависеть восприятие маленьким человечком самой Жизни и качество желания действовать, творить в Ней! Если говорить об именах, то прислушайтесь к чувствам, которые возникают, к примеру, когда мы скажем сынишке: «Вон Ванька пошел. Позови его, вместе поиграете». Захочет ли сын играть с «Ванькой»? А если скажем иначе: «Смотри, Ванечка (или Ваня) идет. Позови его, поиграете вместе». Согласитесь, уважаемые родители, что отношение к человеку заметно меняется оттого, как именно мы его называем, какие чувства при этом вкладываем, а, как следствие, даже меняется характер и результат взаимодействия между людьми.
История имени в судьбе человечества за последнее время заметно изменилась.
В старину у наших предков преобладали имена, несущие ключ к судьбе и определяющие доминирующие качества человека. Так, из Славянского Именослова известно, что качество скромность отражалось в именах Лепко, Людмил, Светолик, Люба, Людмила, Ненагляда; качество терпимость было отражено в именах Всемил, Добровлад, Крепимир, Милодар, Всеслава, Добромила, Любуша; простота в именах Милорад, Милюта, Чесн, Нежана, Рада, Синеока, Цветана и т.д.
Славяне верили и знали, что имена выводят людей на новый духовный уровень, оберегают и направляют судьбу человека в нужное для совершенствования его души русло. Интересно отметить, что в селах до сих пор сохранился обычай, знакомясь, называть не имя свое, а лишь отчество. В этом тоже скрыт определенный сакральный смысл.
В настоящее время имена даются ребенку якобы случайно. Но, давайте вспомним, как в момент выбора имени для маленького человечка (а порой еще до его рождения) происходит часто нечто необъяснимое, можно сказать, таинственное. Вдруг почему-то вспоминается забытое имя (а ведь так звали бабушку или дедушку!), снится необычный сон с названным для ребенка именем, приходит в гости подруга (друг семьи) и уверенно, будто точно знает, называет искомое имя, становясь в последствии крестной.
Это лишний раз подтверждает, что ИМЯ всегда дается человеку неслучайно.
Благодаря игре «Имена», наши дети поймут, что имя имеет формы уменьшительно-ласкательную, краткую и полную формы, обучаются строить имена-отчества в разных вариантах, знакомятся с огромным разнообразием, как женских, так и мужских имен.
Надеемся, эти знания облегчат процесс общения нашим детям и их взаимодействие во внешнем мире.
…Рождается ребенок. Познавая окружающий мир, он знакомится с названиями предметов и именами людей. Пожелаем же ему встреч с красивыми, добрыми и любящими людьми, имена которых будут вызывать у него радость и благодарность! Пожелаем нашим детям так прожить свою жизнь, чтобы их имена вызывали в сердцах других людей тоже только радость и благодарность!
А мы, авторы и создатели игры, со своей стороны желаем вам, уважаемые родители, и вашим замечательным детям, интересной игры и увлекательного общения!
Предлагаемая игра “Имена” адаптирована под требования сайта Дарчик.ру (формат А4)
П Р А В И Л А И Г Р Ы
Игра создана для знакомства детей с русскими именами, их словообразованием, и обучения детей формирования из мужских имён отчеств.
Состав игры: 2 игровых поля с таблицами букв и картинками детей в центре. 2 листа с мужскими именами, которые надо разрезать на карточки. 6 центральных картинок (запаски), которые нужно вырезать и ими заменять центральные поля в основных таблицах.
Задача игры: Необходимо дать отчество мальчикам и девочкам, которые нарисованы в центре игрового поля.
Затем, тоже самое выполняет второй игрок, третий и так далее. Пока не закончатся все карточки.
Как научить ребенка называть по имени и отчеству и знать имена своих друзей
Каждый из нас при рождении получает имя. И важно, чтобы маленький человек к школе знал не только свое имя, но и имена своих родных и знакомых. Школьные психологи называют это одним из критериев зрелости. Вы думаете, все так просто? Оказывается, нет!
Сеня, который не разобрался
Плановое исследование детей по подготовке к школе, первый тур. Передо мной худенький мальчик Сеня, ему 6 лет. Задаю вопросы: «Как тебя зовут, где живешь?»
На вопросе про отчество спотыкается и долго молчит. Тогда спрашиваю, как зовут папу.
—Дядя Паша, — отвечает. Ну, думаю, бывает. Может, не папа, а отчим.
—А маму как?
—Тетя Галя…
И тут я вспоминаю, что в прошлом году я уже спрашивала именно у Сени имена папы и мамы. И тогда тоже фигурировали «дяди» и «тети». После этого на прием пришла смущенная мама, которой я сказала, что просто необходимо, чтобы ребенок ориентировался в именах самых близких людей. А ведь теперь, когда Сене 6 лет, он должен уметь назвать не только имя, но и отчество—и свое, и родителей. И их профессии. И мама, и папа у Сени родные. Значит, придется еще раз поговорить с ними. Пишу записку, передаю через воспитателей: жду на приеме не только маму, но и папу.
Конечно, они снова смущены. Не могут поверить. Отговариваются: «Мы говорили, он просто забыл». Тогда я спрашиваю:
— Как вы называете друг друга дома?
— Пусик, — мама Сени с нежностью смотрит на папу.
— Мусик, — папа Сени вторит ей.
— То есть вы даже имена свои не произносите? —уточняю я.
—Да… Получатся, что так. Наверно, поэтому он говорит «дядя Паша» и «тетя Галя».
К нам часто приходит в гости племянник, и он нас так называет. Вот наш Сеня и не разобрался…
Конечно, подобная ситуация в 6-летнем возрасте — редкость. Но в 3-4 года ребенок называет родителей именно так, как их величают окружающие.
Мамы и папы умиляются, услышав в свой адрес из детских уст «бегемотик», «мамсик» или «рыбка». Бабушка, правда, иногда слышит «грымза старая» («Откуда он взял? Нет-нет, мы не говорили!»). В общем, любое обращение ребенок воспринимает как имя собственное.
Важно! Уже в 2 года малыш вполне способен усвоить, что маму зовут Таней, а папу — Мишей. Но только в том случае, если у него есть такая возможность. Есть семьи, где имена почти не звучат, только ласковые (в лучшем случае) прозвища. Поэтому подумайте, как именно называть друг друга при ребенке. Ласковые обращения не стоит исключать полностью, но все же ребенок должен слышать ваши настоящие имена. Спросите малыша, знает ли он, как зовут маму и папу. Если он затрудняется, пора браться за дело!
Шушуневна и Юрикович
Поучите малышей образовывать отчества.
Скажите, что отчество образуется от имени папы. Правда, дети могут, не разобравшись, образовывать и такие отчества: Вадикович, Сашевна, Юрикович и даже Шушуневна (просто мама называла папу Шушуней). Дети не понимают разницы между короткими, уменьшительно-ласкательными и полными именами.
Объясните, что у каждого человека есть длинное полное имя, которое записано во всех его документах. А есть такие имена, которыми пользуются его родные и друзья.
Дайте задание крохе от полного имени папы образовывать отчество, прибавляя «-ович», а для девочки — «-овна».
Не забывайте и про женские имена, хотя они и не понадобятся для образования отчеств. На вопрос ребенка «Почему не дают отчество по маме?» отвечайте, что так принято. А вот когда у малыша нет отца, выбор отчества зависит от мамы, и то, что говорить по этому поводу детям, тоже ее дело.
Важно! Чтобы ребенок умел образовывать свое отчество (а также отчества родителей), он должен знать разницу между коротким и полным именем. К 6-летнему возрасту, говорят специалисты, это необходимый элемент социальной компетентности.
Какое отчество у тебя будет?
В группе детей учить отчества еще интереснее. В детсаду воспитательница может устроить игру «Перенесемся в будущее»:
— Сеня, а какое отчество будет у твоего ребенка?
Сеня задумался, а остальные ребята тут же включились: интересно же!
— По-моему… Мое полное имя Семен… значит… Семенович!
— А если девочка?
—Тогда — Семеновна!
Ребята начинают вести себя более солидно, задумавшись о том, что у них тоже когда-то будут дети. А у детей будут отчества! Девочки, хоть и смущаясь, тоже включаются в игру. Процесс словообразования перестает быть скучным делом.
Важно! Пусть изучение отчества не будет для ребенка чем-то скучным, облеките этот процесс в интересную для него форму. Изучение отчеств — повод поговорить с ребенком о важных вещах, о семейных ценностях. Это очень живая и интересная тема. И пусть ребенок сначала запинается, вспоминая, какое отчество у него или у вас. Главное, чтобы он понимал, как именно оно образуется.
Это гораздо ценнее, чем автоматическая заученность.
Та тетя…
Интересно, что, даже посещая сад несколько лет, некоторые дети уверенно не могут назвать имени своей воспитательницы.
Иногда я искренне удивляюсь, глядя на некоторых родителей. Заходя с утра или вечером в группу, вместо бодрого «Здравствуйте, Мария Семеновна!» они либо молчат, либо говорят: «Э-э-э… здравствуйте…»
Очевидно, что они не знают, как зовут воспитателя ребенка! Можно ли удивляться, если их чадо называет воспитателя «Ну… та тетя в саду…»?
Пока для ребенка человек остается «той тетей» или «тем дядей», с ним не будет установлен контакт. Знание имени и употребление его в речи — это первый шаг к тому, чтобы начать интересоваться другим человеком, проникать в его интересы, внутренний мир, доверять ему.
Важно! Помните, если вы хотите, чтобы у детей возник контакт со значимым для него взрослым человеком (воспитателем, тренером, преподавателем), начните с имени. Потренируйтесь с ребенком его произносить.
Для маленького человека это не всегда бывает просто, но ваша настойчивость покажет ему: имя — это важно. Говоря с малышом, сами называйте его по имени-отчеству. Здоровайтесь и прощайтесь, проговаривая имя.
«Мама, мы подружились!»
Дочка бежит ко мне радостная: «Мама, мы с той девочкой подружились!» Спрашиваю: «И как ее зовут?» Дочка немного теряется: «Не знаю, я не спросила…» Советую ей подойти и спросить, и девочки наконец знакомятся по-настоящему. Может правда до дружбы недалеко? В 6 лет малыш уже способен запоминать любые имена.
Важно! Дайте ребенку понимание того, что имя его сверстника — это важно. Останавливайте его при формулировках «один мальчик» или «какая-то девочка». Спросите: «Кто именно? Как его (ее) зовут?» Дети, хорошо ориентирующиеся в именах окружающих людей, как правило, больше нравятся окружающим. Их больше уважают сверстники, сними хотят дружить. Чаще задавайте вопросы: «А что он любит? Какой он? Чем он интересуется?» С имени мы начинаем путь к человеку.
Пока мы не запомнили имя, мы не можем перейти на новый уровень отношений и доверия.
Очень полезно поиграть с малышами в игру «Ласковое имя»: пусть малыши придумывают друг другу ласковые имена. Такая игра улучшает отношения в коллективе.
НОД «Право на имя». Занятие-беседа в старшей группе
Непосредственная образовательная деятельность
ПРАВО РЕБЁНКА НА ИМЯ, ОТЧЕСТВО, ФАМИЛИЮ
Познание. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, закреплённое документом «Свидетельство о рождении»; побуждать детей называть своих родителей полным именем; познакомить с понятиями «отчество», «фамилия».
Социализация. Воспитывать уважение друг к другу, к окружающим людям.
Коммуникация. Способствовать активизации речи, умению выражать свои мысли, побуждать отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
— Здравствуйте, ребята! Давайте поговорим. Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша. Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему?
Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.
По имени человека можно определить его пол – мужчина он или женщина, мальчик или девочка. Есть имена женские (какие) и имена мужские (какие). Можно определить молодой это человек или пожилой. Ведь, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь с товарищами, подругами,называем их по именам:
Таня – Танечка – Танюша,
Ваня – Иванушка – Ванечка.
Наши предки к выбору имени относились очень ответственно. Они желали видеть своего ребёнка рослым, сильным, крепким, милым.Отсюда и такие имена: Людмила – милая людям, Радмир – радующий мир. Различают имена русские, татарские, башкирские и др., есть даже имена, которые пришли к нам из других стран.
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами. Образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка, Танюша, Татьянка. Андрея мама с бабушкой называют ласково Андрюшей, Андрейкой.
Дидактическая игра «Назови своё имя»:
Дети становятся в круг, и называют своё полное, уменьшительное и ласкательное имя.
— Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу? Конечно, нет, не понравится! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит?
— Кроме имени у человека есть отчество и фамилия. Как вы думаете, что такое отчество? (Отчество присваивается ребёнку по имени отца) Фамилия? Многие фамилии пришли к нам из далёкого прошлого. Часто фамилию давали по его профессии. Так кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, рыбаку – Рыбаков. А такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Фёдоров произошли от имён Иван, Пётр, Фёдор. Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц и рыб. Вы знаете какие? (Воробьёв, Щукин, Медведев).
— Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию!
Дидактическая игра «Назови своё имя, отчество и фамилию».
Дети становятся в круг, передают друг другу мяч и называют своё имя, отчество и фамилию.
— Через несколько дней, после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата и место рождения, имена его родителей. Когда придёте домой, попросите маму или папу показать вам этот документ. Пусть мама прочтёт вам все его пункты. Вы ещё раз услышите, как звучит имя, отчество и фамилия ваших родителей.
Дети становятся в круг, а Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки,дети ходят вокруг него и говорят хором:
Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой?
Выходи хоть на час и узнай одного из нас!
Ребята останавливаются, Водяной встаёт, подходит к игроку, ощупывает его и называет имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чьё имя отгадано становится Водяным.
Остался мальчик один. Грустно ему стало.Вдруг слышит: «Игорёк, сыночек, солнышко моё, пора домой, скоро дождик начнётся». Это мама мальчика искала его на лужайке. Понял тут мальчик, как его зовут и побежал к маме. А вы догадались, как звали мальчика?
— Как вас зовёт мама?
— Как вас называют друзья?
— Почему столько имён было у мальчика?
— Есть ли у вас такие ласковые имена?
— Итак, каждый человек имеет право на имя. Пожалуйста, назовите ещё раз свои имена – полные, уменьшительные, ласкательные (ответы детей). Объясните смысл слова «отчество» (ответы детей). Что представляет собой свидетельство о рождении? (ответы детей)
Дидактическая игра «Узнай по голосу»
Дети становятся в круг, а ведущему завязывают глаза, он становится в середину круга. Взявшись за руки,дети ходят вокруг него и говорят хором:
Ты попробуй, угадай
Кто позвал тебя, узнай.
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку анкету, чтобы родители заполнили вместе с ребёнком:
1. Моё имя. Почему меня так назвали? В честь кого?
2. Кто назывался в семье таким именем?
3. Кто носил это имя из великих людей?
4. Что значит моё имя?
1. Т. А. Шорыгина. Беседы о правах ребёнка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 144 с.
2. О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 112 с.
Презентация «Права ребенка» Газета презентация «Мы имеем право на всем белом свете. МЫ имеем право! мы дети!» цель: Познакомить в доступной форме детей и родителей.
Творческие работы детей и родителей по теме «Права ребенка» Вот фото некоторых творческих работ, которые мы сделали с детьми и родителями при знакомстве с правами детей. Право на индивидуальность. Автопортрет.