Как объяснить ребенку что такое поговорка
Пословицы и поговорки для детей
Пословицы и поговорки — это то, что передается из поколения в поколение семейными традициями и мудростью поколений. Несмотря на то, что у разных народов на разных языках есть свои пословицы и поговорки, во многом все они перекликаются и объединяются общим смыслом и значением.
Лично я даже и не заметила когда это началось, но я сама невероятно часто разговариваю с детьми, употребляя пословицы или поговорки. И что приятно, взрослея, дети также, незаметно для себя, применяют их в своей речи.
Поговорим сегодня о пословицах и поговорках для детей.
Пословица — это краткое изречение, воплощающее в себе поучительную мудрость народа. Пословица — заключает в себе законченную мысль.
Пример пословицы: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
А поговорки? Это что такое?
Поговорка – это просто фраза или словосочетание, полные красноречия, но не содержащие поучений. Они могут быть заменены любыми другими словами по смыслу. Поговорка, в большинстве своем, лишь часть суждения. Пример поговорки: «Положить зубы на полку».
И пословицы и поговорки — украшают человеческую речь и учат мудрости молодые поколения. Обычно, пословицы разделяются на несколько тем, чтобы проще было их находить и изучать. Приведем несколько примеров.
Пословицы о Родине
Пословицы про дом
Пословицы о дружбе
Пословицы про семью и детей
Пословицы про животных
Во все времена люди учились на примере братьев наших меньших. Вот подборка поучительных пословиц, основанных на использовании образов животных.
Пословицы о труде
Пословицы для детей
Пословицы о книгах и учебе
Велико тематическое разнообразие пословиц и поговорок, пользу которых для маленького человечка трудно переоценить.
Какова польза пословиц для детей
В чем же заключается мудрость и польза поговорок и пословиц для детей. Вот лишь некоторая доля плюсов пословиц:
Специалисты рекомендуют родителям знакомить детишек с пословицами и поговорками с самого раннего возраста. Правильное их применение в играх и развивающих занятиях помогает ребятам развиваться гармонично в соответствии с возрастом, развивает четкую и грамотную речь и прививает им любовь к родному русскому слову.
Игры, конкурсы и веселые задания с пословицами
Знание пословиц и мудрость поколений легче всего усваивается в игре. Изучая с ребенком пословицы и поговорки, периодически можно устраивать и забавы — игры и конкурсы с пословицами.
Закончи предложение
Самый простой способ запомнить пословицы и поговорки — поиграть с ребенком в эту игру. Взрослый называет часть пословицы, а ребенок должен продолжить:
Например: Кошки — вон. (ребенок продолжает) — мышам раздолье.
Знаток пословиц
Игра-соревнование на знание пословиц. Нужно, по-очереди говорить пословицы, не повторяясь. Проигрывает тот, у кого кончились все варианты)))
Объясни пословицу, или а где мораль?
Предложите детям объяснить смысл пословиц. Такое задание способно вывести на серьезный разговор, и научит ребенка искать мораль и делать правильные выводы из поступков, научит анализировать свое поведение и побудит быть лучше.
Игра «Двойняшки»
Предложить детям ряд пословиц написанных на карточках. За определенное время дети должны собрать пары пословиц, подходящих друг другу по смыслу.
Например: «Не все то золото, что блестит» и «Встречают по одежке — провожают по уму»
«Куй железо, пока горячо» и «Час упустишь, годом не наверстаешь»
Посмотрите вместе с детками видео-урок про пословицы и поговорки:
Вот такая беседа о пословицах и поговорках у нас получилась. Применяете ли вы в своей речи мудрость народов? Можете ли добавить какие-нибудь игры на знание пословиц и поговорок? Пишите в комментариях!
Приглашаем посмотреть увлекательный ролик на нашем видеоканале «Мастерская на радуге»
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки для детей старшего дошкольного возраста»
1. Обобщение опыта духовного наследия народного творчества.
1. Развивать навыки связной речи;
2. Способствовать развитию мыслительной деятельности;
3. Развивать способность рассуждать, объяснять, понимать прямое и переносное значение слов.
1. Воспитывать интерес к формам работы с пословицами и поговорками;
2. Воспитывать нравственные качества, культуру поведения.
Одним из средств воспитания нравственной эмоциональной сферы в работе с детьми дошкольного возраста в настоящее время является использование в речи пословиц и поговорок. С их помощью можно выразить свое отношение к происходящему. Пословицы и поговорки отличаются простотой и сжатостью, логической завершенностью, образной выразительностью. Они вводят ребенка в мир эмоциональных открытий и переживаний. Пословицы и поговорки раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать и чувство любви к родной земле. В них обобщен опыт жизненных человеческих ценностей.
Поговорки и пословицы используются во всех практически видах деятельности. Так, удачное применение данного материала способствует исправлению каких-либо недостатков личностного характера. Это отличный способ для развития речи дошкольников. Стараясь объяснить значение пословицы, дети совершенствуют навыки мыслительной деятельности.
Поговорка — это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным,часто иносказательным выражением :легок на помине, как снег на голову, бить баклуши — все это типичные поговорки, лишенные характера законченного суждения.
Пословица — это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.
Организуя работу с детьми, необходимо тщательно продумывать специальные и творческие задания с использованием пословиц и поговорок.
Вот некоторые из них,часто используемые в работе с детьми:
Примеры поговорок
«Голод не тётка, пирогом не накормит»
«Не плюй в колодец — пригодится, воды напиться»
«Яйца курицу не учат»
«Назвался груздём — полезай в короб»
«Ложка дёгтя в бочке мёда»
«Как Вы лодку назовёте — так она и поплывёт»
«Дорога ложка к обеду»
«На Бога надейся, а сам не плошай»
«Друзья познаются в беде»
«От сумы да тюрьмы не зарекайся»
«Нашла коса на камень»
«Без Бога ни до порога»
Примеры пословиц
«За битого двух небитых дают»
«Своя рубашка ближе к телу»
«Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт»
«Слезами горю не поможешь.»
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»
«Семеро одного не ждут.»
«У семи нянек дитя без глазу.»
«Семь раз отмерь — один отрежь.»
«Сытый голодному не товарищ.»
«Кто не работает, тот не ест.»
«Слово — дорого, а молчание — золото.»
«Слово не воробей — вылетит, не поймаешь.»
«Тише едешь — дальше будешь.»
«Делу время — потехе час.»
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе.»
«Любишь кататься — люби и саночки возить.»
«Своя ноша не тянет.»
«На воре и шапка горит.»
«Волков бояться — в лес не ходить.»
«Копейка рубль бережёт.»
«Бережённого Бог бережёт.»
«Под лежачий камень и вода не течёт.»
«Один в поле не воин.»
«С миру по нитке — нищему рубаха.»
«Клин клином вышибают»
Давать задания надо в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки.
1. Упражнение «Закончи пословицу» (воспитатель произносит начало, а дети должны продолжить, при затруднении предложить несколько вариантов ответов при выборе одного правильного).
2. Упражнение» Кто знает, тот продолжает» (первый произносит пословицу, следующий- другую, но обязательно по этой же теме).
3. Иллюстрирование пословиц и поговорок (кроме изобразительных средств можно предложить картинки для выкладывания на магнитной доске).
4. Моделирование пословиц и поговорок (с помощью кукол разыгрывают разнообразные ситуации).
• Век живи тем больше дров
• Как аукнется твоя неделя
• Делу время людей насмешишь
• Мели, Емеля так и откликнется
• Чем дальше в лес век учись
Поспешишь потехе час
Введение пословиц и поговорок в речь требует определенной системы. Объясняя смысл пословиц поговорок, используется прием сравнения, сопоставления предметов и их явлений.
Применение пословиц и поговорок в работе с детьми способствует приобщению к народной культуре, воспитанию нравственных качеств, культуры поведения, развитию речи, умственных процессов. А, значит, это дает возможность использовать пословицы и поговорки как эффективное средство формирования речемыслительной деятельности, обогащения словарного запаса, улучшения восприятия окружающего мира и взаимосвязи с образностью русского языка.
Консультация для родителей «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» Консультация «Игры и упражнения на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста» На занятиях по обучению грамоте.
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе» Подготовила: Унагаева Л. М., Общение и отношения с людьми является одной из.
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Значение развития мелкой моторики рук для речи детей» Мы часто слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей.
Консультация для родителей «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста» Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая.
Консультация для родителей «Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста» Период развития ребенка от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие. Дети дошкольного возраста.
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая.
Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.
Конспект НОД по пословицам и поговоркам
Елена Семенова
Конспект НОД по пословицам и поговоркам
Конспект НОД по пословицам и поговоркам.
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
Слайд№9. Предложить детям объяснить смысл русской поговорки – «Что с воза упало, то пропало». После того, как дети выскажут свои мнения, педагог поясняет, что воз – это то, что везёт лошадка. Иногда лошадка перевозила воз сена, или мешки с мукой, или дрова. Впереди на возу сидел дед и управлял лошадкой. Дед смотрел вперед и не видел, что делается сзади. Если что-то с воза упадет, то оно так и останется лежать на дороге – пропадет.
— Хорошо это или плохо?
— Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Прикреплённые файлы:
Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить » Посиделки возле самовара». Цель: познакомить с историей происхождения.
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.
Ознакомление детей 5–7 лет с пословицами и поговорками
Анна Максимовна
Ознакомление детей 5–7 лет с пословицами и поговорками
Конструкт
организации совместной образовательной деятельности
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Тема: Чтение рассказа Николая Николаевича Носова «Живая шляпа»
Форма НОД (ОД): чтение, ознакомление детей с пословицами и поговорками
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Учебно-методический комплект:
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
• Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Цель: Формировать интерес к фольклору (пословицам, поговоркам) как к средству познания
Планируемый результат:
Дети демонстрируют литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения;
Дети демонстрируют умение слушать других не перебивая;
Дети проявляют умение точно отвечать на поставленный вопрос;
Дети демонстрируют интерес к литература
У детей обогащен словарь за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей
Дети проявляют умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение слушать других не перебивая
Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать настроение произведения
Развивающие задачи:
Совершенствовать умение детей точно отвечать на поставленный вопрос
Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников
Обучающие задачи:
Поддерживать у детей интерес к литературе, обогащать «читательский» опыт детей за счет произведений более сложных жанров.
Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
Принципы воспитания:
— создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма,
— воспитание через взаимодействие;
-формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками педагогом
Принципы обучения:
-принцип систематичности и последовательности
-принцип обеспечения активной речи
-принцип развития языкового чутья
1. Этап организационно-мотивационный
Задача: организовать детей на предстоящую деятельность. Воспитывать интерес к занятиям и стремления правильно произносить звук [ш]
-Ребята, посмотрите к нам в группу прислали конверт. Интересно, от кого же он?
Как вы думаете, что в нем может находится? Вы хотели бы узнать, что в нем находится?
Ребята, посмотрите здесь книга, давайте её рассмотрим. В этой книге написан рассказ Николаевича Николаевича Носова «Живая шляпа».
2. Моделирование эпизодов будущего произведения
Задача: побуждать детей на совместную деятельность.
Как вы думаете, о чем может идти речь в этом рассказе? Вы хотели бы прочитать этот рассказ?
Ой, посмотрите, в конверте лежит маленький листочек бумаги, на нём что-то написано.
Педагог читает вслух текст, написанный на листе бумаги
«У страха глаза велики». Ребята, как вы думаете, что же это за фраза такая? Это пословица. А кто знает, что же такое пословица? Ребята, а пословица – это народная мудрость. А чтобы узнать, о чём нам говорить эта пословица, давайте прочтем рассказ, который нам с вами прислали
Воспитатель читает детям рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа».
Ребята, вам понравился рассказ. О чём же был рассказ?
Ребята, а как вы понимаете пословицу «У страха глаза велики»?
А пословица это означает, что когда нам страшно, то мы преувеличиваем размера происходящего с нами. Так и в нашем рассказе «Живая шляпа». Мальчики очень напугались «Живую шляпу», хотели её и клюшкой стукнуть и картошку кидали в неё, а оказалось, что шляпа совсем не живая, просто внутри шляпы оказался маленький котёнок Васька.
Задача: снять мышечное напряжение
Ветер тихо клен качает,
Влево, вправо наклоняет.
Зашумел листвою клен.
Руки подняты вверх, движения по тексту.
-Ребята, а были ли у вас такие ситуации, когда вы чего-то очень испугались, а это на самом деле оказалось было что-то совсем не страшное, например, маленький котёнок?
А хотите, я вам расскажу маленькую историю, которая подходит к пословице «У страха глаза велики»?
Воспитатель читает детям рассказ.
Вам понравился этот рассказ? Как вы думаете подходит ли этот рассказ к нашей пословице? Почему? А хотели бы вы сами придумать рассказ к этой пословице?
Давайте я начну рассказ, а вы продолжите.
-Ребята, а вы хотели бы составить альбом рисунков, посвященных пословице «У страха глаза велики», чтобы те, кто не знает толкование этой пословицы, посмотрели в наш альбом и им сразу стало всё ясно?
Тогда давайте нарисуем.
Какие красивые рисунки у вас получились, давайте их вместе уберем в файлы и положим в уголок книг.
.Подведение итога
Задача: учить детей анализировать свою деятельность Беседа
Эмоциональное стимулирование Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии? Рассказ какого автора мы с вами сегодня прочитали? Как называется этот рассказ? С какой пословицей мы познакомились? О чём же она нам говорит?
Открыторсть
Ребята, вы сегодня все больше молодцы. Я дарю вам раскраски, которые посвящены рассказу «Живая шляпа»
Формирование патриотических чувств у детей 5–7 лет через ознакомление с родным городом Чувство патриотизма через ознакомления с родным городом включает в себя следую-щие параметры: • чувство привязанности к местам, где человек.
Комплексно-тематическое планирование по программе «Детство» для детей 3–4 лет. Ознакомление с природой. Приложение № 1 Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие:ребёнок открывает мир природы № Дата заголовок.
Методическая разработка «Ознакомление детей с родным городом» (патриотическое воспитание дошкольников 3–4 лет) Содержание 1. Пояснительная записка 1.1 Введение 1.2 Цель и задачи 1.3 Основные принципы 2. Основные направления и содержание деятельности.
Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Эколого-этнографический проект. Цель проекта: Дать детям начальные знания о культуре,.
Ознакомление детей с традициями народов Севера У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время.
Ознакомление детей с традициями народов Севера Ознакомление детей с традициями народов Севера. Женская одежда и обувь. Нательная женская одежда представляет собой платье с длинными.
Ознакомление с окружающим миром в старшей группе (от 5 до 6 лет) Тема: «Лес-наше богатство» Цель: Систематизировать и углубить представления о лесе, деревьях, жизни диких животных в краях Саратовской области.
План — конспект ознакомление с окружающим миром для детей 3–4 лет «Праздник мам» План-конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей 3- 4 лет на тему «Праздник мам» Тема недели:.
Ознакомление детей с темой «Фрукты» В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение представляет собой большие.
Творческий отчет «Ознакомление дошкольников с профессиями» для детей 4–5 лет Актуальность Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация.