Предложения по цели высказывания бывают? Объяснения учителя
В курсе русского языка в школе ребенок сталкивается с проблемой характеристики предложения по цели высказывания и интонации. Не у всех детей получается правильно выполнить такие задания. Поэтому взрослые должны им доходчиво все объяснить и помочь закрепить полученные знания.
Виды предложений по цели высказывания
Всего выделяется три типа предложений. Разберем конкретные примеры.
1. Повествовательные предложения
В них сообщается о чем-либо. На конце ставится точка.
Мальчик идет гулять. Мама читала книгу. На небе светит яркое солнце.
После того, как вы назовете несколько примеров, попросите ребенка самого придумать предложения. Обычно по аналогии дети легко это делают. Ну, а сами термины, все же придется выучить. Таким же образом отрабатывайте другие типы предложений.
2. Вопросительные предложения.
Такие предложения необходимы, чтобы задать вопрос. На конце таких предложений ставят вопросительный знак.
Сколько времени? Как дела? Ты сделала уроки?
3. Побудительные предложения.
Это такие конструкции, которые говорящий человек использует, когда хочет попросить, приказать, посоветовать что-либо, т.е. «побудить» к действию того, к кому он обращается.
Приходи ко мне после обеда. Позвоните мне. Запишите в тетради.
Виды предложений по интонации
По интонации различают восклицательные и невосклицательные предложения. На конце восклицательных ставят восклицательный знак.
Какая красота! (повествовательное, восклицательное) Срочно зайдите ко мне! (побудительное, восклицательное). Сколько можно опаздывать?!
Если в вопросительном (по цели высказывания) предложении ставят и вопросительный и восклицательный знак, значит, необходима восклицательная интонация.
Невосклицательные предложения оформляются точкой или вопросительным знаком — в зависимости от цели высказывания.
Научить ребенка различать предложения по интонации и цели высказывания можно только, приводя конкретные примеры и предлагая ему придумать свои.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал? Хотите прочитать позже? Сохраните на своей стене и поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU». 12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45 Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su Домен: https://pedsovet.su/ Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Повествовательное предложение – что это такое, как его легко найти в тексте и не спутать с предложениями других типов
Предложение, которое «повествует», рассказывает о чем-либо. Не побуждает к действию и не задает никаких вопросов.
Повествовательное предложение – это такое предложение, которое сообщает о каких-то событиях, «повествует о них». Такие предложения ни о чем не спрашивают как вопросительные, и не побуждают ни к каким действиям как побудительные. В конце повествовательного предложения может быть точка, восклицательный знак или многоточие. А вот вопросительного знака никогда не будет.
Как характеризовать повествовательное предложение
По интонации оно может быть как восклицательным, так и невосклицательным. Обычно, когда мы повествуем о чем-то, мы не восклицаем. Потому что нельзя постоянно восклицать и восклицать, а вот спокойно говорить вполне можно. Например: «Наступила осень. На деревьях пожелтели листья. Дети теперь каждый день ходят учиться» – три спокойных невосклицательных предложения. Другой пример: «Ах, какая красивая осень! Листья на деревьях – как будто золотые!» – тоже повествовательные предложения, но уже восклицательные.
Большинство повествовательных предложений – распространенные. То есть у них кроме подлежащего и сказуемого (которые образуют грамматическую основу) есть еще второстепенные члены: дополнение, определение, обстоятельство. Распространенность будет тогда, когда из этих трех второстепенных членов в предложении будет хотя бы один. Например: «Наступила золотая осень» – кроме подлежащего «осень» и сказуемого «наступила» есть еще определение «золотая». Вывод: предложение распространенное.
По наличию главных членов повествовательные предложения бывают двусоставные или односоставные. В двусоставных есть и подлежащее, и сказуемое: «Собака спит». В односоставных будет что-то одно. Например: «Зима», «Ночь», «Метель» – это односоставные назывные предложения, у них только подлежащее. А вот примеры односоставных, в которых есть только сказуемое: «Смеркалось», «Вечереет», «Тошнит, знобит, мутит».
Повествовательные предложения могут быть осложненными или неосложненными. Основные осложнители такие:
Всё. Если этого ничего нет – предложение неосложненное.
Прямая речь ничего не осложняет
Смотрите какой парадокс. Прямая речь предложение не осложняет, но делает его сложным. Сложное – это когда две грамматические основы, а осложненное – это когда всем подряд напичкано, но основа все-таки одна. Вот предложение с прямой речью: “Мама сказала: «Я пошла в магазин»” – первая основа тут «Мама сказала», а вторая: «Я пошла».
Предложение неосложненное, но сложное. Такое может быть только в лингвистике.
Чего не бывает в повествовательном предложении
В нем никогда не бывает глаголов в повелительном наклонении. Потому что эти глаголы сразу сделают предложение побудительным.
Но, смотрите, если у вас предложение сложное, то одна из его частей может быть повествовательной, а другая побудительной. Особенно тогда, когда вы имеете дело с прямой речью: “Он сказал мне: «Подойди сюда!»” – когда вы начинаете характеризовать это предложение в целом, вам надо про него сказать, что оно «повествовательно-побудительное». А потом, когда перейдете к характеристике каждой отдельной части, все уже будет прозрачно – первая часть будет повествовательной, а вторая – побудительной.
Полезные материалы по теме
Подписывайтесь на рассылку нашего блога. Вам на почту каждую неделю будут приходить свежие статьи из рубрики Образование.
Посмотрите мои подборки курсов по русскому языку. Эти курсы могут стоить намного дешевле, чем репетиторы, а готовить к экзаменам или ВПР будут в разы лучше. Плюс, в каждой подборке я даю бесплатные материалы, электронные справочники и пособия для скачивания:
Уважаемые читатели, уделите, пожалуйста, две минутки вашего времени, и оставьте к этой статье комментарий. Форма для комментария чуть ниже – прокрутите мышью и увидите ее. Мне важно знать, сумел ли я простым языком объяснить вам, что такое повествовательное предложение, не показалась ли вам эта статья слишком сложной для восприятия. Критикуйте текст смело, чтобы я мог учесть все ваши замечания на будущее.
воспитательная: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда; познавательный интерес к новому материалу; аккуратность, самостоятельность.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: классифицируют предложения по цели высказывания; умеют находить их в тексте.
регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимает и применяет предложенные способы решения учебной задачи; осуществляет контроль и коррекцию своих действий под руководством учителя.
познавательные: воспринимает смысл читаемых текстов, выделяет существенную информацию из текстов ; осуществляет анализ, синтез, сравнение, обобщение ; осознанно строит речевое высказывание в устной форме.
коммуникативные: осуществляет учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, понимает зависимость характера речи от задач и ситуации общения.
ЛИЧНОСТНЫЕ: понимает личностный смысл учения; проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; понимает смысл самоконтроля своей учебной деятельности.
Формы работы: фронтальная беседа.
Средства обучения: интерактивная доска, учебник В.П. Канакиной, В. Г.Горецкого «Русский язык, 3 класс 1 часть».
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1.Мотивация к учебной деятельности
— Прочитайте слово, которое написано на доске.
Есть такая пословица: « Говорить без цели, что рисовать на воде». Как вы понимаете эту пословицу?
-Действительно, когда мы говорим, то делам это с какой-то целью. С какой?
-Ответ на этот вопрос мы получим в конце нашего урока.
Если рисовать по воде, то не останется следов, так же и в речи, если говорить без цели, то смысла от сказанного не будет.
2.Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Запишите в тетради число и классная работа.
Ребята, вы знаете, что такое овес?
Прочитайте текст на слайде.
Что за растение- овес? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метелкой с колосками. В колосках зреют зерна.
Как люди используют зерна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?
Кто знает, как люди используют зерна овса?
Какие знаки стоят в конце предложений?
Прочитайте предложения, в которых содержится вопрос.
С какой целью употреблены эти предложения в тексте?
Прочитайте вопросительные предложения и постарайтесь передать голосом интонацию вопроса.
Прочитайте остальные предложения.
Что вы узнали из этих предложений о растении овес?
Произнесите эти предложения спокойно, с понижением голоса в конце.
С какой целью употреблены эти предложения в тексте?
Чем они отличаются от предложений, которые мы читали с вопросительной интонацией?
-Предположите тему нашего урока.
Тема нашего урока: ««Виды предложений по цели высказывания».
Предположите цель нашего урока.
Предположите задачи урока.
Предполагают. Овес- это хлебный злак.
Желтого цвета, имеет длинные и узкие ветки.
Что за растение- овес? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метелкой с колосками. В колосках зреют зерна.
Как люди используют зерна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?
Из зерен овса готовят овсяную крупу, его используют на корм домашнему скоту, из него делают овсяное печение и каши.
Точка и вопросительный знак.
Что за растение- овес? Как люди используют зерна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?
Они употреблены для того, чтобы задать читатель вопрос.
Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метелкой с колосками.
Мы узнали, что овес- хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метелкой с колосками.
С целью передать информацию и ответить на вопрос.
Знаками препинания в конце предложения, интонацией, целью высказывания.
«Виды предложений по цели высказывания»
Цель: узнать, какие бывают предложения по цели высказывания.
Задачи: 1) научиться различать предложения по цели высказывания; 2) научиться находить их в устной и письменной речи.
3.Проблемное объяснение и фиксирование нового знания
Предположите, как называются предложения, которые мы читали с вопросительной интонацией.
Предложения, которые содержат вопрос- это вопросительные предложения.
А как называются предложения, в которых повествуется о чем-либо.
Предложения, в которых о чем то сообщается(повествуется) это повествовательные предложения.
Откройте страницу 17 учебника. Прочитайте правило в рамке.
Что такое повествовательные предложения?
Что такое вопросительные предложения?
Прочитайте задание к упражнению 21.
Запишите словарное слово, подчеркните орфограммы.
Найдите в тексте повествовательные предложения. Прочитайте их.
Кроме повествовательных и вопросительных предложений есть еще одна группа.
Для того, чтобы узнать, как называются предложения, в которых просят или приказывают что-то сделать, мы разгадаем с вами кроссворд.
Нужно решить кроссворд и заменить цифры в сетке на буквы, каждой цифре соответствует лишь одно буква.
1. Это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. (предложение)
2. Высказывание, в котором несколько предложений. (текст)
3. Тип текста, в котором описывается внешний вид человека, картины природы или животного. (описание)
4. Предложение в тексте (объединены) общей темой и связаны по (смыслу)
5. Текст можно (озаглавить)
Какое слово у нас получилось?
Как вы думаете, какая цель у побудительных предложений?
Чтобы убедиться в ваших предположениях, откройте страницу 18 учебника и прочитайте правило в рамке.
Что общего вы можете найти у побудительных и повествовательных предложений?
Это предложения, в которых повествуется о чем-либо.
Это предложения, в которых спрашивается о чем-либо.
Что за растение- овес? Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метелкой с колосками. В колосках зреют зерна.
Как люди используют зерна овса? А что можно приготовить из овсяной муки?
Из зерен овса готовят овсяную крупу, его используют на корм домашнему скоту, из него делают овсяное печение и каши.
Это хлебный злак. У него узкие и длинные листья. Стебель заканчивается метелкой с колосками. В колосках зреют зерна.
В русском языке принято делить все предложения на три типа по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательное предложение сообщает о каком-то факте, описывает событие или ситуацию, мысли или чувства. Это самый распространенный тип предложений.
В конце может стоять точка, многоточие или восклицательный знак.
Примеры: Зима! Выхожу один я на дорогу. Все смешалось в доме Облонских.
Вопросительное предложение содержит вопрос. В конце ставится вопросительный знак. Примеры: Который час? Вы к нам зайдете сегодня? Кто я?
Побудительное предложение призывает к действию, содержит просьбу, приказ и т.п. В конце ставится восклицательный знак, точка или многоточие. Примеры: Бежим отсюда! Подождите. Позвоните Ивану Ивановичу, пожалуйста.
Примеры повествовательных предложений
Жил старик со своею старухой у самого синего моря. (А. Пyшкин)
Я ехал на перекладных из Тифлиса. (М. Лермонтов)
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу вышел; был сильный мороз. (Н. Некрасов)
. Вспоминается мне ранняя погожая осень. (И. Бунин)
Темный человек с горящим факелом бежал по улице в скучную ночь поздней осени. (А.П. Платонов)
Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. (М.А. Булгаков)
Дивизия, наступая, углубилась в бескрайние леса, и они поглотили ее. (Э. Казакевич)
Восклицательное и невосклицательное повествовательное предложение
Помимо цели высказывания, у предложения есть эмоциональная окраска: по ней предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Восклицательным может быть любое предложение: и повествовательное, и вопросительное, и побудительное. Главное, чтобы в нем была выражена сильная эмоция: радость, злость, восторг, возмущение и т.п.
Например: Как чудесно сегодня светит солнце! Мне очень больно! Мы едем домой!
Такие предложения произносятся высоким тоном, напряженно. На письме эта интонация обозначается восклицательным знаком.
Редкая птица долетит до середины Днепра! (Н. Гоголь)
Эх, яичница! (А. Твардовский)
И каких только не бывает чудес на свете! (Э. Казакевич)
Как составить повествовательное предложение?
Чтобы предложение было повествовательным, оно должно о чем-то рассказывать, но не содержать вопроса или побуждения.
Например, мы составим предложение о девочке, которая куда-то идет. Так и напишем:
Можно сделать предложение распространенным Для этого добавим один или несколько второстепенных членов:
Десятилетняя девочка идет в парк с собакой.
Теперь это распространенное предложение: помимо подлежащего и сказуемого в нем есть определение (девочка какая? десятилетняя), обстоятельство (идет куда? в парк) и дополнение (идет с кем? с собакой).
Можно придумать другие варианты Выше приведены самые простые примеры. Повествовательные предложения могут быть не только двусоставными, но и односоставными (назывными, безличными, определенно-личными, неопределенно-личными), могут быть не только простыми, но и сложными (сложносочиненными, сложноподчиненными, бессоюзными).
Также, как уже говорилось, они могут быть распространенными и нераспространенными, восклицательными и невосклицательными.
Например: Я очень люблю свежую землянику. Но я не хочу ее собирать.
В конце повествовательного предложения может стоять точка ( . ), восклицательный знак ( ! ) или многоточие ( . ).
Например: Вечереет. Наконец-то вечер! Вот и наступил вечер.
В повествовательном предложении голос говорящего повышается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.
Например: Ты сможешь дочитать книгу сегодня?
Например: Когда ты сделаешь уроки? Как ты мог сделать это?!
Вопросительное предложение может содержать вопросительное слово или быть сформулировано без него.
Например:Что с тобой происходит? Ты идёшь с нами?
Для интонации вопросительного предложения характерно повышение тона голоса к концу предложения или на вопросительном слове. Это вопросительная интонация. Если вопросительного слова в предложении нет, то выделяется то слово, которое важно в смысловом плане именно в этом предложении.
Подай мне книгу, пожалуйста. (просьба)
Позанимайся дополнительно. (совет)
Не отставай! (приказ, требование)
Берегите природу! (призыв)
В конце побудительного предложения ставится точка ( . ) или восклицательный знак ( ! ).
Например: Осторожнее! Включите свет, пожалуйста.
В побудительных предложениях очень часто употребляются обращения.
Например: Мама, налей мне супа, пожалуйста. Антон, отдай мяч!
Побудительное предложение произносится с повышением голоса, напряжённо. Это побудительная интонация.
Предложения, помимо смысловой нагрузки (сообщение, просьбы или вопроса), выражают еще эмоции говорящего или могут нейтрально передавать информацию. Это показывает эмоциональная окраска предложений.