Как объяснить ребенку что такое правда

Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»

Как объяснить ребенку что такое правда. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое правда. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое правда. Картинка про Как объяснить ребенку что такое правда. Фото Как объяснить ребенку что такое правда Стародубова Наталья Петровна
Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»

1. Развивать логическое мышление, речь, память;

2. Формировать умения высказывать свои мысли;

3. Познакомить детей с понятиями «Правда» и «ложь»;

4. Воспитывать такие нравственные качества как «честность», «справедливость»;

5. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения пословицы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение произведений Н. Носова «Фантазёры»; Джонни Родари (итальянский писатель) – сказка о правде и лжи (Журнал «Работница» 1958 год); рассказ Л. Толстого «Правда всего дороже».

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:

1. Сказка о правде и лжи;

2. Пословицы о правде и лжи;

3. Портрет В. Осеевой;

4. Рассказ В. Осеевой «Что легче».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: привлечь малоактивных детей.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Звучит музыка: Дорога Добра (из к/ф «Маленький Мук»).

Воспитатель читает стихотворение детям.

1. На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

2. Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Что б только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

3. Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

4. Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

А только правду говорить.

Стал народ думать как от Лжи избавиться. Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что, знает себе врёт, да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит черные свои дела. До сих пор она живет с нами, и никто не знает, как изжить ее с земли нашей. Стараются люди только с правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то там она и поселится, и очень трудно от нее будет избавиться.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Правда – истина, действительность, верно, правильно, подлинно…итд.

Ложь – обман, неправда, вранье, клевета, брехня…итд.

•«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;

«Кто сам врет, другим не верит»;

•«Красивая ложь, да от правды не уйдешь»;

«Шило в мешке не утаишь».

Вот остановились они на дороге и думают,что лучше: соврать или правду сказать?

Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.

А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.

Дети:— Подходит пословица: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», так как нужно говорить сразу только правду, какой бы она не была, чем сладкую ложь.

Источник

Как научить ребенка говорить правду?

Между дет­ской ложью и фан­та­зией — очень тон­кая грань. Как отли­чить фан­та­зи­ро­ва­ние от неправды, и где кро­ется при­чина послед­ней: в страхе нака­за­ния, невер­ном стиле вос­пи­та­ния или в чём-то ещё? Как при­учить ребёнка гово­рить правду и помочь ему делать это своевременно?

Почему дети фан­та­зи­руют и зачем они врут

Пыта­ясь понять, при­ду­мы­вает ребё­нок или лжёт, ста­рай­тесь ана­ли­зи­ро­вать мотивы его пове­де­ния. Фан­та­зии имеют цель рас­кра­сить жизнь малыша, ожи­вить его рас­сказ или смяг­чить непри­ят­ные пере­жи­ва­ния. Их можно счи­тать свое­об­раз­ной игрой, кото­рая не пре­сле­дует ника­кой выгоды. Что каса­ется лжи, то она исполь­зу­ется ребён­ком либо для того, чтобы избе­жать нака­за­ния, насмешки и дол­гих объ­яс­не­ний, либо для полу­че­ния желаемого.

Фан­та­зёры. Дети, скры­ва­ю­щие правду за фан­та­зи­ями, как пра­вило, обла­дают ярким тем­пе­ра­мен­том, не поз­во­ля­ю­щим мириться с обы­ден­но­стью и ску­кой. Их вооб­ра­же­ние непре­рывно про­из­во­дит сце­на­рии аль­тер­на­тив­ной реаль­но­сти, по кото­рым могли бы раз­во­ра­чи­ваться собы­тия. Но вме­сто того, чтобы ска­зать: «Вот было бы здо­рово, если бы на чер­даке нахо­ди­лась машина вре­мени!» ребё­нок гово­рит: «А у нас на чер­даке есть машина вре­мени – представляешь?!»

В силу воз­раста и бога­того вооб­ра­же­ния, мно­гие дети не делают раз­ли­чий между реаль­но­стью и фан­та­зи­ями, вос­при­ни­мая и сюжеты филь­мов как явле­ния повсе­днев­ной жизни. Напри­мер, шорохи в при­хо­жей, про­из­во­ди­мые котом, ребё­нок интер­пре­ти­рует как сви­де­тель­ство при­сут­ствия там Смурфиков.

В неко­то­рых слу­чаях фан­та­зии выпол­няют роль БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ защиты от болез­нен­ной инфор­ма­ции. Так, ребё­нок из непол­ной семьи может вза­хлёб рас­ска­зы­вать при­я­те­лям об отце-путе­ше­ствен­нике, кото­рый никак не успеет при­быть из устья Ама­зонки на школь­ный празд­ник. Заста­вить фан­та­зёра при­знаться в том, что это выдумка – зна­чит нане­сти ему серьёз­ную травму. Ведь он сам верит в то, что рассказывает!

Лгу­нишки. Дет­ский обман отли­ча­ется от лжи взрос­лых своей недаль­но­вид­но­стью. Если зре­лый чело­век гово­рит неправду, рас­счи­ты­вая на несколько ходов впе­рёд, то ребё­нок про­сто пря­чется от реаль­но­сти, не заду­мы­ва­ясь о послед­ствиях. Вот наи­бо­лее частые при­чины дет­ского обмана.

1) Страх нака­за­ния. Пожа­луй, это самая частая при­чина, по кото­рой дети гово­рят неправду. Даже если ребёнка нико­гда тол­ком не нака­зы­вали, он может бояться роди­тель­ского гнева, потому что слы­шал от дру­гих детей, будто за сло­ман­ную игрушку лишают теле­ви­зора или даже бьют. Поэтому чем настой­чи­вее роди­тель доби­ва­ется правды, тем упор­нее малыш наста­и­вает на лжи­вой вер­сии про­изо­шед­шего: раз уж взрос­лые так раз­дра­жа­ются, не зная истины, что же будет после признания?

Понять, что ребё­нок гово­рит неправду, не так уж сложно. Вам может бро­ситься в глаза наиг­ран­ное весе­лье или уди­ви­тель­ное послу­ша­ние, кото­рые ребё­нок демон­стри­рует сразу после раз­го­вора. Так он пыта­ется уве­рить роди­те­лей в том, что всё в порядке.

Чтобы ребё­нок решился на при­зна­ние, важно про­де­мон­стри­ро­вать своё жела­ние понять его, а не про­сто доко­паться до истины. Поста­рай­тесь сохра­нить доб­ро­же­ла­тель­ность и дайте ребёнку понять, что его ждёт после того, как он ска­жет правду. Напри­мер: «Объ­ясни, пожа­луй­ста, как сло­ма­лась игрушка, и мы пой­дём пить чай». Важно, чтобы малыш понял, что вы стре­ми­тесь разо­браться в при­чи­нах про­изо­шед­шего и помочь ему, а не найти повод для наказания.

2) Страх насмешки. В этом слу­чае ребё­нок обе­ре­гает увле­че­ния или собы­тия своей жизни от вни­ма­ния взрос­лых. Уло­вив нотки снис­хо­ди­тель­но­сти в тоне роди­те­лей, он «закры­ва­ется». В резуль­тате, на все вопросы от отве­чает отри­ца­нием или гово­рит то, что, как он пола­гает, от него хотят услы­шать. Напри­мер, сын может уве­рять вас, что это не он достал из шкафа пакет со сво­ими ста­рыми игруш­ками, чтобы не воз­никло сомне­ний в его «взрос­ло­сти». Заслу­жить дове­рие ребёнка удастся только тогда, когда вы про­явите искрен­ний инте­рес к его увле­че­ниям, даже если это идёт в раз­рез с вашими пред­став­ле­ни­ями о том, чем он дол­жен увле­каться. Допу­стим, можно вспом­нить, где была куп­лена ста­рая игрушка, выра­зить свою радость по поводу её пре­крас­ной сохран­но­сти, а затем пред­ло­жить вме­сте поиг­рать с ней. Воз­можно, в конце игры он ска­жет: «А зна­ешь, это я её нашёл!».

3) Жажда наживы. Стре­мясь полу­чить жела­е­мое, ребё­нок часто пыта­ется вызвать у взрос­лых жалость, уми­ле­ние или чув­ство вины с помо­щью лжи. Так, если дочка хочет, чтобы ей купили новую куклу, она может рас­ска­зы­вать со стра­даль­че­ским лицом о том, что у ста­рой волосы пере­стали рас­чё­сы­ваться, руки не гнутся, а голова не пово­ра­чи­ва­ется. Дока­за­тель­ством лжи­во­сти этих утвер­жде­ний может быть отказ в ответ на пред­ло­же­ние взрос­лого почи­нить или хотя бы посмот­реть на опи­сан­ные неполадки.

Если вы заме­тили неис­крен­ность ребёнка, прямо ска­жите ему об этом: «Я вижу, что тебе очень хочется новую куклу. Но тебе вовсе необя­за­тельно ругать ста­рую. Мы можем пого­во­рить о том, какой пода­рок ты хочешь полу­чить на день рож­де­ния или на 8 Марта». Подоб­ный диа­лог помо­жет ребёнку понять, что откры­тое выска­зы­ва­ние своих жела­ний повы­шает шансы на успех.

Правду и только правду!

Ребёнку, кото­рый не при­вык делать над собой воле­вое уси­лие, чтобы не под­да­ваться потоку ярких ассо­ци­а­ций или при­зна­ваться в непри­гляд­ных поступ­ках, трудно понять, для чего нужно гово­рить правду. Ему кажется, что это важно для дру­гих, а не для него самого. Поста­рай­тесь раз­убе­дить его.

1. Без­опас­ность. Рас­ска­жите ребёнку притчу о маль­чике, кото­рый в шутку кри­чал: «Волки, волки!» — и люди ему верили, а потом в минуту реаль­ной опас­но­сти никто не при­шёл на помощь. При­знай­тесь сыну или дочери, что вам трудно вос­при­ни­мать все­рьёз жалобы на боли в животе, если когда-то такие же симп­томы были при­ду­маны для того, чтобы не идти в дет­ский сад.

2. Сохра­не­ние дове­рия. Спро­сите ребёнка, как бы он стал отно­ситься к чело­веку, кото­рый обе­щал пода­рить игрушку ему, а потому пода­рил её кому-то дру­гому? Или, напри­мер, ска­зал, что не пой­дёт гулять, а сам отпра­вился в парк с ком­па­нией? Объ­яс­ните малышу, что никто не ста­нет счи­тать его хоро­шим дру­гом, если он не оправ­ды­вает чужого дове­рия. Если чело­век увле­ка­ется сво­ими фан­та­зи­ями или наме­ренно лжёт, окру­жа­ю­щие теря­ются и не пони­мают, какой он на самом деле, поэтому пред­по­чи­тают общаться с более пред­ска­зу­е­мыми людьми.

3. Объ­ек­тив­ная оценка самого себя. Рас­ска­жите ребёнку об инте­рес­ных осо­бен­но­стях чело­ве­че­ской памяти: рас­ска­зы­вая много раз одну и ту же выду­ман­ную исто­рию, легко забыть, что же про­изо­шло на самом деле. Поэтому «хро­ни­че­ское» фан­та­зи­ро­ва­ние или ложь мешают быть чест­ным с самим собой. При­ве­дите в при­мер ситу­а­цию, когда дети друг другу рас­ска­зы­вают «стра­шилки», а потом начи­нают сами бояться того, что при­ду­мали. Или слу­чаи, когда люди ссы­ла­ются на «боль­ную ногу» или «неудоб­ную обувь», меша­ю­щую тан­це­вать, и боятся при­знаться самим себе, что про­сто не умеют кра­сиво дви­гаться под музыку. Воз­можно, ребёнку будет непро­сто понять, что такое оценка себя, однако пусть он знает об этой опас­но­сти лжи. Время от вре­мени воз­вра­ща­ясь к этой теме, вы помо­жете сыну или дочери убе­диться в том, как важно быть чест­ным с самим собой.

Как научить ребёнка быть правдивым?

Для того, чтобы ребёнку ХОТЕЛОСЬ гово­рить правду, роди­те­лям важно соблю­сти баланс в своей реак­ции на ложь и фан­та­зии. С одной сто­роны, нужно демон­стри­ро­вать малышу, что его ложь заметна, и их это оби­жает. С дру­гой сто­роны, необ­хо­димо демон­стри­ро­вать своё пони­ма­ние труд­но­стей, испы­ты­ва­е­мых ребён­ком, и ока­зы­вать эмо­ци­о­наль­ную под­держку, чтобы он стре­мился к дове­ри­тель­ным отношениям.

1. Твёрдо, но дру­же­любно наста­и­вайте на том, чтобы ребё­нок ска­зал правду. Однако не торо­пи­тесь и выдер­жите неболь­шую паузу. Даже взрос­лому чело­веку тре­бу­ется время, чтобы собраться с духом, а уж малышу и подавно! Пока ребё­нок мол­чит, под­дер­жите его, взяв за руку, обняв или при­сев рядом на корточки.

2. Про­явите пони­ма­ние. Обе­щайте не ругаться и сохра­няйте спо­кой­ствие в тече­ние рас­сказа малыша. Это при­даст малышу уве­рен­ность и, видя ваше искрен­нее жела­ние разо­браться в ситу­а­ции, он пред­по­чтёт изба­виться от тяж­кого груза.

3. Рас­ска­жите о том, что тай­ное все­гда ста­но­вится явным. При­ве­дите несколько жиз­нен­ных при­ме­ров, где обман неожи­данно рас­кры­вался, и лгун ока­зы­вался в неле­пом поло­же­нии. Про­чтите сыну или дочери исто­рию про ман­ную кашу из книги «Денис­кины рас­сказы». Это помо­жет ребёнку убе­диться в том, что обман не только не решает про­блему, но и усу­губ­ляет её.

4. Помо­гите подо­брать слова. Не забы­вайте о том, что при­зна­ние для ребёнка может затруд­няться не только по пси­хо­ло­ги­че­ским при­чи­нам, но и из-за бед­но­сти языка. Вме­сте фор­му­ли­руя про­блему и уточ­няя те или иные слова, вы смо­жете доко­паться до истины.

5. Пока­зы­вайте при­мер. Рас­ска­зы­вая о каких-либо непри­ят­но­стях, слу­чив­шихся с вами, вы невольно под­толк­нёте ребёнка к ответ­ной откро­вен­но­сти. Убе­дите дру­гих чле­нов семьи в том, чтобы они не исполь­зо­вали «ложь во спа­се­ние» при обще­нии с ребён­ком. Так, не сле­дует пота­кать бабушке, пред­ла­га­ю­щей внуку ска­зать папе, будто при­меры в тет­радке решены без её помощи. Ведь тем самым она пред­ла­гает гото­вую схему обмана, кото­рую ребё­нок будет исполь­зо­вать в ана­ло­гич­ных ситу­а­циях. Бла­го­даря «культу правды», под­дер­жи­ва­е­мому дома, малыш уви­дит, что достойно спра­виться с непри­ят­ной ситу­а­цией можно и без лжи.

6. Под­дер­жи­вайте в ребёнке чув­ство само­ува­же­ния. Ста­рай­тесь чаще под­чёр­ки­вать цен­ность инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей и инте­ре­сов сына или дочери. Тогда, если сверст­ники позо­вут его пры­гать с высо­кой горки, ребё­нок не ста­нет при­ду­мы­вать про неудоб­ную обувь, а пред­ло­жит менее рис­ко­ван­ную игру.

7. Хва­лите за чест­ность. Даже если вам при­шлось долго уго­ва­ри­вать малыша ска­зать правду, в конце раз­го­вора побла­го­да­рите его за откро­вен­ность. Пусть ребё­нок знает, что свое­вре­мен­ное при­зна­ние смо­жет убе­речь его от наказания.

8. Выпол­няйте дан­ное обе­ща­ние. Если вы ска­зали ребёнку, что не будете его ругать, вни­ма­тельно сле­дите за своим тоном и выра­же­нием лица, даже если вы очень огор­чены. Правда за правду!

Как сбе­речь «полез­ную» фантазию?

Фан­та­зия необ­хо­дима для реше­ния твор­че­ских и про­блем­ных задач, тре­бу­ю­щих нестан­дарт­ного под­хода. Поэтому нельзя бороться с дет­скими выдум­ками, назы­вая их «чепу­хой» или «вра­ньём» и при­ни­жая их таким обра­зом. У ребёнка может воз­ник­нуть ощу­ще­ние, что это что-то постыд­ное и ненуж­ное. Необ­хо­димо очер­тить круг явле­ний, в кото­рых фан­та­зия будет поощ­ряться роди­те­лем: в играх, теат­раль­ных поста­нов­ках, руко­де­лии и т.д.

1. Поощ­ряйте изоб­ре­та­тель­ство. Попро­буйте раз­де­лить фан­та­зии ребёнка, пре­вра­тив их в сов­мест­ную игру. Так вы смо­жете кор­рек­ти­ро­вать их, помо­гая уста­нав­ли­вать при­чинно-след­ствен­ные связи и нахо­дить логи­че­ские ошибки. Уме­ние стро­ить непро­ти­во­ре­чи­вые кон­цеп­ции – цен­ное свой­ство науч­ного мышления.

2. Пре­вра­тите фан­та­зи­ро­ва­ние в хобби. Теат­раль­ная, муль­ти­пли­ка­ци­он­ная сту­дии и дру­гие кружки с ярко выра­жен­ной твор­че­ской направ­лен­но­стью помо­гут ребёнку найти выра­же­ние своим идеям.

3. Вопло­щайте фан­та­зии в жизнь. Вни­ма­тельно при­слу­ши­вай­тесь к дет­ским фан­та­зиям, чтобы найти спо­соб реа­ли­зо­вать их. Помо­гите ребёнку сде­лать из боль­шой кар­тон­ной коробки машину вре­мени, при­че­шите с доч­кой куклу, как прин­цессу Лею, и он полу­чит цен­ный опыт дости­же­ния завет­ных целей. В буду­щем его фан­та­зии пре­вра­тятся в сме­лые планы, для кото­рых ребё­нок будет состав­лять кон­крет­ный алго­ритм действий.

Как бы ни насто­ра­жи­вали и ни раз­дра­жали дет­ские выдумки, ста­рай­тесь вос­при­ни­мать их как зер­кало, отра­жа­ю­щее вос­при­я­тие ребён­ком дей­стви­тель­но­сти. Помо­гая ему раз­би­раться в слож­ных ситу­а­циях, вы не только заслу­жите дове­рие, но и научите объ­ек­тив­ному взгляду на жизнь.

Источник

Не врите ребенку

Как объяснить ребенку что такое правда. Смотреть фото Как объяснить ребенку что такое правда. Смотреть картинку Как объяснить ребенку что такое правда. Картинка про Как объяснить ребенку что такое правда. Фото Как объяснить ребенку что такое правда

Каждому родителю хотелось бы воспитать достойного человека, счастливого, уважаемого и любимого окружающими, которому все удавалось бы в жизни. Родителей всегда больше радуют успехи их детей, чем собственные достижения. Ради того, чтобы их чадо все это имело, папе и маме кажется, что нужно подавать ребенку правильную, нужную информацию и скрывать негативные стороны жизни. Нужно ли говорить ребенку правду?

Правда бывает разная

Чем опасно отсутствие правды?

Так от ребенка скрывают, например, что родители у него приемные, в разводе, что бабушка умерла, а мама больна неизлечимой болезнью. Но в итоге, стараясь оградить ребенка от подобной информации родители:

Во-первых, помещают его в искусственные условия жизни, где нет смерти, предательства, лжи, проблем и т.д. То есть выращивают прихотливую мимозу или боящуюся сквозняков фиалку. Неприспособленные к жизни дети становятся неприспособленными к жизни взрослыми, с которыми потом будет много хлопот и им самим и окружающим. Ведь разочарования посыплются на них как град среди ясного неба. И последствия таких разочарований трудно предугадать.

Во-вторых, только отсрочивают стресс. Ведь все тайное всегда становится явным. Иногда открытие о том, что ему всю жизнь лгали те, кому человек доверял, становится для повзрослевшего и узнавшего правду ребенка настоящей глубокой травмой. Во всяком случае, ребенку кажется, что близкие люди не заслуживают доверия.

Таким образом, правда все-таки оказывается самым щадящим вариантом. Она помогает маленькому человеку гармонично войти в сложный взрослый мир. И быть готовым к любым, самым неожиданным и проблемным поворотам событий.

Правда нейтральна

Правда не бывает хорошей или плохой, сложной или легкой. Мне кажется, ребенку стоит это внушить, чтобы он ее не боялся. Правда нейтральна. Только наше отношение к ней окрашивает ее в страшные, черные или радужные тона.

Правду скрывать не стоит. А вот над отношением к ней нужно поработать. Сначала самим родителям, а потом помочь и ребенку научиться правильно реагировать на правду.

Ни для кого не секрет, что многие люди не умеют принимать правду. Они придумывают тысячу и одну отговорку, чтобы только не принимать ее в том единственном виде, в каком она существует. Люди изощренно научились обходить правду, особенно у нас, где все друг другу врут, уходят от налогов, алиментов, ответственности, называют черное белым и аплодируют там, где нужно было бы протестовать и не соглашаться. Нас веками приучали быть рабами, которые довольствуются красивой ложью и утешительными иллюзиями. Нам комфортно в выдуманном мире. И мы ни за что не хотим допустить других вариантов событий, воспринимая только ту информацию, которая не травмирует нашу психику, удобна и возвышает нас. Мы выбираем удобную правду и учим этому своих детей.

Ребенок учится лгать у родителей

Дети, в отличие от нас, поначалу все принимают за чистую монету. Им невдомек, почему мама, которая две минуты назад мило беседовала с соседкой, улыбалась ей и желала добра, повернувшись спиной и отойдя в сторону, вдруг начинает говорить о соседке гадости. Почему папа говорит маме, что идет на работу, а сам едет с друзьями на рыбалку. Почему бабушка, придя в гости, рассыпается в комплиментах вашему папе, а у себя дома в разговоре с дедушкой поносит его на чем свет стоит.

Ребенок очень внимательно наблюдает, впитывает и повторяет те лживые модели поведения, которые ему ежедневно демонстрируют взрослые. Можно тысячу раз декларировать перед ребенком свою честность и необходимость говорить правду, но если вы сами привыкли быть неискренним и постоянно лгать, вы никогда не научите этому своего малыша. Самое лучшее воспитание – воспитание собственным примером.

Какие бы вы умные книги ему ни читали, он будет вести себя так, как вы ведете себя с другими людьми, а не так, как поступают положительные герои книг.

Говорите ребенку правду

Конечно, вам хочется быть для своего сына или дочери непререкаемым авторитетом, человеком всегда сильным и умным, знающим ответы на все вопросы и поступающим правильно. Иначе он не будет вас слушаться и уважать. Дети максималисты, как только взрослый теряет свои позиции старшего и более компетентного человека, они тут же занимают его место и вычеркивают из списков авторитетных личностей. Они будут искать таких где угодно. Среди учителей, соседей, старших товарищей во дворе. Вы уверены, что эти новые авторитеты научат ваших детей тому, чему бы вы сами хотели их научить?

Тогда не старайтесь быть авторитетом, а будьте им! Парадоксально, но это возможно и тогда, когда вы искренни со своим ребенком. И имеете смелость говорить ему правду, показывать свою слабость или неуверенность, свою печаль, свои сомнения. Пусть видит жизнь такой, какая она есть.

Только тут есть опасность! Многие взрослые хотят быть максимально искренними и во всех взрослых подробностях рассказывают ребенку о своих проблемах. Иногда даже пытаются делать ребенка арбитром в своих спорах. Это в корне неверно, так как такая «правда» по сути является не правдой, а перекладыванием на хрупкие детские плечи своих проблем. Вы, к примеру, говорите ребенку, стараясь быть максимально искренним, «мне не везет с начальником, у меня не получается сделать этот проект, наверное, не хватает талантов и способностей» – и что слышит ребенок? Мой родитель, которому я доверял, которого считал самым сильным и правильным человеком на свете, оказывается, полное ничтожество. И уважение к вам накрывается медным тазом. Как тут быть?

Как найти правильные слова и быть понятым и не утратить авторитет?

• Самое главное, что должен знать ребенок, что бы у вас ни случилось, какие бы трудности не наступили, вы его любите, на ваши отношения это не повлияет, он всегда будет для вас самым дорогим существом на свете.
• Говорите правду о себе, подстраиваясь к возрасту и уровню восприятия ребенка. Нужно всегда учитывать, что у него нет того опыта и знаний, который есть у вас. Вы всегда старше и умнее априори уже только потому, что вы родились на пару десятилетий раньше. Держите марку старшего.
• Не вдавайтесь в личные подробности собственных обид и комплексов. Говоря правду, постарайтесь посмотреть на нее не своими, а чужими, лучше детскими глазами. Ребенку трудно понять ваше отношение к свекрови, ведь для него она бабушка, которая его безумно любит. Ставьте себя на место ребенка.
• Постарайтесь не выставлять себя полным ничтожеством, отморозком, беспомощной тряпкой, истеричкой, растеряшкой. Ребенку, который и сам пока в высшей степени растеряшка в этом большом и сложном мире, просто не справиться с дополнительными проблемами. Вы сами должны с ними справиться! Старайтесь сначала найти для себя выход из сложной ситуации, а потом делитесь с ним.
• Конечно, можно попросить у своего малыша совета. Или предложить ему поставить себя на ваше место: «А что бы ты сделал на моем месте?» И получить максималистский детский ответ. Можно даже последовать детскому совету и чувствовать себя на одной ноге с собственным ребенком, думая, что это высшая степень доверия и дружбы. Но не обольщайтесь. В глубине души ребенок хочет быть не советчиком и не арбитром, а тем, кто сам может обратиться к вам за советом.

Говорить правду вообще нелегко, а детям труднее во сто крат. Но если взрослые не будут этого делать, мы рискуем в конце концов утонуть в потоке отвратительной повсеместной лжи.

Источник

Конспект занятия «Правда и ложь»

Цель: 1. Формировать необходимые нравственные знания, воспитывать привычку анализировать свои проявления в отношениях с окружающими.

2.0беспечить единство и взаимосвязь формирования моральных знаний, умений и навыков поведения.

Оборудование: карточки с заданиями, коробка с призами, кружки, чай, пирог.

Ход мероприятия

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вы попали в необычную страну. В ней всего два города – город «Правды» и город «Лжи». В городе «Правды» всегда говорят правду, в городе «Лжи» все говорят неправду. (Дети разбились на две команды)

Воспитатель: В этих городах не все жители говорят неправду, надо только выяснить, а для этого нам помогут наше жюри, которое оценит, кто говорит правду, а кто нет. Каждой команде я зачитаю по несколько фраз (по одной на каждого участника, ваша задача – ответить правильно: «правда или «ложь». А жюри будет внимательно следить за вашими ответами, присуждая по одному очку за каждое «попадание». Итак, начали!

1 Конкурс: Правда – Неправда

Фразы для первой команды

• Если пчела ужалит, то погибнет. (правда)

• Мыши, вырастая, становятся крысами. (неправда)

• Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку. (неправда)

• Черепахи вылупляются из яиц. (правда)

• У солнечных часов нет стрелок (правда)

• Кипятком огонь погасить нельзя. (неправда)

• Слон боится мышей. (правда)

Фразы для второй команды

• Пушкин в детстве увлекался фотографией. (неправда)

• Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой. (неправда)

• 38 градусов – нормальная для человека температура тела (неправда)

• У снегирей брюшко красное, а у синичек – желтое. (правда)

• Бревно не тонет в воде. (правда)

• Бензин можно тушить водой. (неправда)

• Скорую помощь вызывают по телефону 01. (неправда)

Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

Воспитатель: Есть в мире знаменитые сыщики, которые всегда ищут правду, с помощью различных улик, доказательств. И один такой сыщик прислал вам задание. Вот у кого нужно поучиться отличать правду от неправды!

(Команды по очереди выбирают себе карточку с заданием. Обсуждают её в течение нескольких минут. Затем отвечают на вопрос, объясняя свои ответы.)

Задание на 1 карточке

На стол ставится кастрюля (без крышки).Вопрос звучит так: «Представьте, что эта кастрюля – самая большая в мире. В ней поместятся не только щи и каша, но и все на свете. И все – таки есть один предмет, который не поместится в эту кастрюлю никогда. Что это за предмет? (Крышка от кастрюли)

Задание на 2 карточке

К директору музея пришел человек и попросил купить у него ценную старинную картину,на обратной стороне которой была надпись: «Работа над этой картиной закончена мною сегодня, … месяца, …года (дата неразборчива, за 3 года до нашествия Наполеона. (Подпись автора)» директор засомневался в подлинности картины. А что вы думаете по этому поводу? (Автору картины не могла быть известна дата начала нашествия Наполеона за 3 года до этого события. Картина не может быть подлинной)

Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

3 Конкурс «Воздушный шар»

Воспитатель: А вы знаете, что воздушный шар может никогда не упасть. Как это может быть? (ответы детей)

Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

4 Конкурс «Сказочный биатлон»

Воспитатель: Хорошо было бы, если бы обманщики встречались только в сказочной стране. Но, к сожалению, их хватает и в других странах. Давайте с вами вспомним самых знаменитых обманщиков из сказок. Я буду задавать вопросы по очереди обеим командам. Если вы ответите сразу, получаете 3 очка, если с одной подсказкой – 2 очка, если со второй подсказкой – 1 очко. Если совсем не ответите – получаете ноль!

1 Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет совсем не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки. (Маша из сказки «Маша и медведь»)

2. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.

И все-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

(Волк из сказки «Красная Шапочка»)

3. Мелкие торговцы- врунишки заявили, что их товар – волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

(Торговцы «невидимой тканью» из сказки Г. Х. Андерсена «Голый король»)

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них – лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр – это обидно.

(Лиса из басни И. Крылова «Ворона и лисица»)

5. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

(«Кот в сапогах» из сказки Ш. Перро)

6. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

(Волк из сказки «Волк и семеро козлят»)

7. Эта обманщица додумалась притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Глупый кругляшок уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

(Лиса из сказки «Колобок»)

8. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эта хрустальная вещь обронила её хозяйка, когда убегала домой.

(Дочка мачехи из сказки «Золушка»)

9. Они, когда собираются вместе не просто выдумывают, а будто сказки рассказывают.

Девочке отдали мороженое свое, чтобы она не плакала, когда её наругала мама из-за брата.

Когда брат сказал, что она варенье съела, а это сделал он, а ей губы намазал вареньем.

(«Фантазеры» из рассказа Н. Носова)

10. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот потому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина)

Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

5 Работа с пословицами

Воспитатель: О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

— Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь, да от правды не уйдёшь.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

— Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

Кто первый ответит по пословице и правильно, тот и зарабатывает очко.

Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

Воспитатель: Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Предлагаю каждой команде составить несколько правил честного поведения. (Составление правил честного поведения.)

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему.

6) Поступай только честно.

Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурсов.

Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою, правда, рядом

Иль вкрадчивая ложь.

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить!

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Желаю вам дальнейших успехов.

Конспект занятия для старшего возраста «Сказка — ложь, да в ней намёк…» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ • Развивать мышление, память, понятийный аппарат. • Закрепить знания детей устного народного творчества и прикладного.

«В сказке ложь, да в ней намек…» Конспект НОД в подготовительной группе по ОБЖ Конспект НОД в подготовительной группе по безопасности жизни «В сказке ложь, да в ней намек.» Программное содержание: Способствовать представлению,.

Конспект занятия «Честность и ложь» Честность и ложь Честность — это честное отношение к чему-нибудь, честное поведение. Честный человек-это искренний, порядочный, прямой,.

Исследовательская работа «Вся правда о мороженом» 1. Презентация исследовательской работы с детьми подготовительной к школе группы на тему «Вся правда о мороженном». Составитель: Савина.

Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» Цель: Продолжение знакомства со сказками. Продолжение знакомства с правилами.

Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек» Цель занятия: 1. Обучать пересказыванию сказки, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. 2. Активизировать словарь, развивать.

Консультация для родителей «Детская ложь» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ».

Консультация «Детская ложь» О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи.

Консультация для родителей «Родительская ложь» Консультация для родителей. Родительская ложь Родители часто лгут своим детям. Некоторые это делают постоянно, некоторые эпизодически.

Конспект занятия «Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж» Цели деятельности: Донести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду; в неволи птицы не поют, воспитывать доброе отношение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *