Как объяснить ребенку что такое правда
Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»
Стародубова Наталья Петровна
Непосредственная образовательная деятельность по нравственному воспитанию в подготовительной группе на тему «Правда и ложь»
1. Развивать логическое мышление, речь, память;
2. Формировать умения высказывать свои мысли;
3. Познакомить детей с понятиями «Правда» и «ложь»;
4. Воспитывать такие нравственные качества как «честность», «справедливость»;
5. Совершенствовать навыки культуры общения через речевые упражнения пословицы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение произведений Н. Носова «Фантазёры»; Джонни Родари (итальянский писатель) – сказка о правде и лжи (Журнал «Работница» 1958 год); рассказ Л. Толстого «Правда всего дороже».
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЯ:
1. Сказка о правде и лжи;
2. Пословицы о правде и лжи;
3. Портрет В. Осеевой;
4. Рассказ В. Осеевой «Что легче».
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: привлечь малоактивных детей.
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка: Дорога Добра (из к/ф «Маленький Мук»).
Воспитатель читает стихотворение детям.
1. На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою правда рядом
Иль вкрадчивая ложь.
2. Как в этом разобраться?
Как научиться жить,
Что б только с правдой рядом,
А с ложью не дружить?
3. Бывает ложь красива,
А правда так горька,
Но человеку честному
Та горечь не страшна!
4. Давайте мы, ребята,
На свете честно жить,
Не будем лгать, а только
А только правду говорить.
Стал народ думать как от Лжи избавиться. Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что, знает себе врёт, да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит черные свои дела. До сих пор она живет с нами, и никто не знает, как изжить ее с земли нашей. Стараются люди только с правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для Лжи свое сердце, то там она и поселится, и очень трудно от нее будет избавиться.
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
•Правда – истина, действительность, верно, правильно, подлинно…итд.
•Ложь – обман, неправда, вранье, клевета, брехня…итд.
•«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»;
•«Кто сам врет, другим не верит»;
•«Красивая ложь, да от правды не уйдешь»;
•«Шило в мешке не утаишь».
Вот остановились они на дороге и думают,что лучше: соврать или правду сказать?
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Дети:— Подходит пословица: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», так как нужно говорить сразу только правду, какой бы она не была, чем сладкую ложь.
Как научить ребенка говорить правду?
Между детской ложью и фантазией — очень тонкая грань. Как отличить фантазирование от неправды, и где кроется причина последней: в страхе наказания, неверном стиле воспитания или в чём-то ещё? Как приучить ребёнка говорить правду и помочь ему делать это своевременно?
Почему дети фантазируют и зачем они врут
Пытаясь понять, придумывает ребёнок или лжёт, старайтесь анализировать мотивы его поведения. Фантазии имеют цель раскрасить жизнь малыша, оживить его рассказ или смягчить неприятные переживания. Их можно считать своеобразной игрой, которая не преследует никакой выгоды. Что касается лжи, то она используется ребёнком либо для того, чтобы избежать наказания, насмешки и долгих объяснений, либо для получения желаемого.
Фантазёры. Дети, скрывающие правду за фантазиями, как правило, обладают ярким темпераментом, не позволяющим мириться с обыденностью и скукой. Их воображение непрерывно производит сценарии альтернативной реальности, по которым могли бы разворачиваться события. Но вместо того, чтобы сказать: «Вот было бы здорово, если бы на чердаке находилась машина времени!» ребёнок говорит: «А у нас на чердаке есть машина времени – представляешь?!»
В силу возраста и богатого воображения, многие дети не делают различий между реальностью и фантазиями, воспринимая и сюжеты фильмов как явления повседневной жизни. Например, шорохи в прихожей, производимые котом, ребёнок интерпретирует как свидетельство присутствия там Смурфиков.
В некоторых случаях фантазии выполняют роль БЕССОЗНАТЕЛЬНОЙ защиты от болезненной информации. Так, ребёнок из неполной семьи может взахлёб рассказывать приятелям об отце-путешественнике, который никак не успеет прибыть из устья Амазонки на школьный праздник. Заставить фантазёра признаться в том, что это выдумка – значит нанести ему серьёзную травму. Ведь он сам верит в то, что рассказывает!
Лгунишки. Детский обман отличается от лжи взрослых своей недальновидностью. Если зрелый человек говорит неправду, рассчитывая на несколько ходов вперёд, то ребёнок просто прячется от реальности, не задумываясь о последствиях. Вот наиболее частые причины детского обмана.
1) Страх наказания. Пожалуй, это самая частая причина, по которой дети говорят неправду. Даже если ребёнка никогда толком не наказывали, он может бояться родительского гнева, потому что слышал от других детей, будто за сломанную игрушку лишают телевизора или даже бьют. Поэтому чем настойчивее родитель добивается правды, тем упорнее малыш настаивает на лживой версии произошедшего: раз уж взрослые так раздражаются, не зная истины, что же будет после признания?
Понять, что ребёнок говорит неправду, не так уж сложно. Вам может броситься в глаза наигранное веселье или удивительное послушание, которые ребёнок демонстрирует сразу после разговора. Так он пытается уверить родителей в том, что всё в порядке.
Чтобы ребёнок решился на признание, важно продемонстрировать своё желание понять его, а не просто докопаться до истины. Постарайтесь сохранить доброжелательность и дайте ребёнку понять, что его ждёт после того, как он скажет правду. Например: «Объясни, пожалуйста, как сломалась игрушка, и мы пойдём пить чай». Важно, чтобы малыш понял, что вы стремитесь разобраться в причинах произошедшего и помочь ему, а не найти повод для наказания.
2) Страх насмешки. В этом случае ребёнок оберегает увлечения или события своей жизни от внимания взрослых. Уловив нотки снисходительности в тоне родителей, он «закрывается». В результате, на все вопросы от отвечает отрицанием или говорит то, что, как он полагает, от него хотят услышать. Например, сын может уверять вас, что это не он достал из шкафа пакет со своими старыми игрушками, чтобы не возникло сомнений в его «взрослости». Заслужить доверие ребёнка удастся только тогда, когда вы проявите искренний интерес к его увлечениям, даже если это идёт в разрез с вашими представлениями о том, чем он должен увлекаться. Допустим, можно вспомнить, где была куплена старая игрушка, выразить свою радость по поводу её прекрасной сохранности, а затем предложить вместе поиграть с ней. Возможно, в конце игры он скажет: «А знаешь, это я её нашёл!».
3) Жажда наживы. Стремясь получить желаемое, ребёнок часто пытается вызвать у взрослых жалость, умиление или чувство вины с помощью лжи. Так, если дочка хочет, чтобы ей купили новую куклу, она может рассказывать со страдальческим лицом о том, что у старой волосы перестали расчёсываться, руки не гнутся, а голова не поворачивается. Доказательством лживости этих утверждений может быть отказ в ответ на предложение взрослого починить или хотя бы посмотреть на описанные неполадки.
Если вы заметили неискренность ребёнка, прямо скажите ему об этом: «Я вижу, что тебе очень хочется новую куклу. Но тебе вовсе необязательно ругать старую. Мы можем поговорить о том, какой подарок ты хочешь получить на день рождения или на 8 Марта». Подобный диалог поможет ребёнку понять, что открытое высказывание своих желаний повышает шансы на успех.
Правду и только правду!
Ребёнку, который не привык делать над собой волевое усилие, чтобы не поддаваться потоку ярких ассоциаций или признаваться в неприглядных поступках, трудно понять, для чего нужно говорить правду. Ему кажется, что это важно для других, а не для него самого. Постарайтесь разубедить его.
1. Безопасность. Расскажите ребёнку притчу о мальчике, который в шутку кричал: «Волки, волки!» — и люди ему верили, а потом в минуту реальной опасности никто не пришёл на помощь. Признайтесь сыну или дочери, что вам трудно воспринимать всерьёз жалобы на боли в животе, если когда-то такие же симптомы были придуманы для того, чтобы не идти в детский сад.
2. Сохранение доверия. Спросите ребёнка, как бы он стал относиться к человеку, который обещал подарить игрушку ему, а потому подарил её кому-то другому? Или, например, сказал, что не пойдёт гулять, а сам отправился в парк с компанией? Объясните малышу, что никто не станет считать его хорошим другом, если он не оправдывает чужого доверия. Если человек увлекается своими фантазиями или намеренно лжёт, окружающие теряются и не понимают, какой он на самом деле, поэтому предпочитают общаться с более предсказуемыми людьми.
3. Объективная оценка самого себя. Расскажите ребёнку об интересных особенностях человеческой памяти: рассказывая много раз одну и ту же выдуманную историю, легко забыть, что же произошло на самом деле. Поэтому «хроническое» фантазирование или ложь мешают быть честным с самим собой. Приведите в пример ситуацию, когда дети друг другу рассказывают «страшилки», а потом начинают сами бояться того, что придумали. Или случаи, когда люди ссылаются на «больную ногу» или «неудобную обувь», мешающую танцевать, и боятся признаться самим себе, что просто не умеют красиво двигаться под музыку. Возможно, ребёнку будет непросто понять, что такое оценка себя, однако пусть он знает об этой опасности лжи. Время от времени возвращаясь к этой теме, вы поможете сыну или дочери убедиться в том, как важно быть честным с самим собой.
Как научить ребёнка быть правдивым?
Для того, чтобы ребёнку ХОТЕЛОСЬ говорить правду, родителям важно соблюсти баланс в своей реакции на ложь и фантазии. С одной стороны, нужно демонстрировать малышу, что его ложь заметна, и их это обижает. С другой стороны, необходимо демонстрировать своё понимание трудностей, испытываемых ребёнком, и оказывать эмоциональную поддержку, чтобы он стремился к доверительным отношениям.
1. Твёрдо, но дружелюбно настаивайте на том, чтобы ребёнок сказал правду. Однако не торопитесь и выдержите небольшую паузу. Даже взрослому человеку требуется время, чтобы собраться с духом, а уж малышу и подавно! Пока ребёнок молчит, поддержите его, взяв за руку, обняв или присев рядом на корточки.
2. Проявите понимание. Обещайте не ругаться и сохраняйте спокойствие в течение рассказа малыша. Это придаст малышу уверенность и, видя ваше искреннее желание разобраться в ситуации, он предпочтёт избавиться от тяжкого груза.
3. Расскажите о том, что тайное всегда становится явным. Приведите несколько жизненных примеров, где обман неожиданно раскрывался, и лгун оказывался в нелепом положении. Прочтите сыну или дочери историю про манную кашу из книги «Денискины рассказы». Это поможет ребёнку убедиться в том, что обман не только не решает проблему, но и усугубляет её.
4. Помогите подобрать слова. Не забывайте о том, что признание для ребёнка может затрудняться не только по психологическим причинам, но и из-за бедности языка. Вместе формулируя проблему и уточняя те или иные слова, вы сможете докопаться до истины.
5. Показывайте пример. Рассказывая о каких-либо неприятностях, случившихся с вами, вы невольно подтолкнёте ребёнка к ответной откровенности. Убедите других членов семьи в том, чтобы они не использовали «ложь во спасение» при общении с ребёнком. Так, не следует потакать бабушке, предлагающей внуку сказать папе, будто примеры в тетрадке решены без её помощи. Ведь тем самым она предлагает готовую схему обмана, которую ребёнок будет использовать в аналогичных ситуациях. Благодаря «культу правды», поддерживаемому дома, малыш увидит, что достойно справиться с неприятной ситуацией можно и без лжи.
6. Поддерживайте в ребёнке чувство самоуважения. Старайтесь чаще подчёркивать ценность индивидуальных особенностей и интересов сына или дочери. Тогда, если сверстники позовут его прыгать с высокой горки, ребёнок не станет придумывать про неудобную обувь, а предложит менее рискованную игру.
7. Хвалите за честность. Даже если вам пришлось долго уговаривать малыша сказать правду, в конце разговора поблагодарите его за откровенность. Пусть ребёнок знает, что своевременное признание сможет уберечь его от наказания.
8. Выполняйте данное обещание. Если вы сказали ребёнку, что не будете его ругать, внимательно следите за своим тоном и выражением лица, даже если вы очень огорчены. Правда за правду!
Как сберечь «полезную» фантазию?
Фантазия необходима для решения творческих и проблемных задач, требующих нестандартного подхода. Поэтому нельзя бороться с детскими выдумками, называя их «чепухой» или «враньём» и принижая их таким образом. У ребёнка может возникнуть ощущение, что это что-то постыдное и ненужное. Необходимо очертить круг явлений, в которых фантазия будет поощряться родителем: в играх, театральных постановках, рукоделии и т.д.
1. Поощряйте изобретательство. Попробуйте разделить фантазии ребёнка, превратив их в совместную игру. Так вы сможете корректировать их, помогая устанавливать причинно-следственные связи и находить логические ошибки. Умение строить непротиворечивые концепции – ценное свойство научного мышления.
2. Превратите фантазирование в хобби. Театральная, мультипликационная студии и другие кружки с ярко выраженной творческой направленностью помогут ребёнку найти выражение своим идеям.
3. Воплощайте фантазии в жизнь. Внимательно прислушивайтесь к детским фантазиям, чтобы найти способ реализовать их. Помогите ребёнку сделать из большой картонной коробки машину времени, причешите с дочкой куклу, как принцессу Лею, и он получит ценный опыт достижения заветных целей. В будущем его фантазии превратятся в смелые планы, для которых ребёнок будет составлять конкретный алгоритм действий.
Как бы ни настораживали и ни раздражали детские выдумки, старайтесь воспринимать их как зеркало, отражающее восприятие ребёнком действительности. Помогая ему разбираться в сложных ситуациях, вы не только заслужите доверие, но и научите объективному взгляду на жизнь.
Не врите ребенку
Каждому родителю хотелось бы воспитать достойного человека, счастливого, уважаемого и любимого окружающими, которому все удавалось бы в жизни. Родителей всегда больше радуют успехи их детей, чем собственные достижения. Ради того, чтобы их чадо все это имело, папе и маме кажется, что нужно подавать ребенку правильную, нужную информацию и скрывать негативные стороны жизни. Нужно ли говорить ребенку правду?
Правда бывает разная
Чем опасно отсутствие правды?
Так от ребенка скрывают, например, что родители у него приемные, в разводе, что бабушка умерла, а мама больна неизлечимой болезнью. Но в итоге, стараясь оградить ребенка от подобной информации родители:
Во-первых, помещают его в искусственные условия жизни, где нет смерти, предательства, лжи, проблем и т.д. То есть выращивают прихотливую мимозу или боящуюся сквозняков фиалку. Неприспособленные к жизни дети становятся неприспособленными к жизни взрослыми, с которыми потом будет много хлопот и им самим и окружающим. Ведь разочарования посыплются на них как град среди ясного неба. И последствия таких разочарований трудно предугадать.
Во-вторых, только отсрочивают стресс. Ведь все тайное всегда становится явным. Иногда открытие о том, что ему всю жизнь лгали те, кому человек доверял, становится для повзрослевшего и узнавшего правду ребенка настоящей глубокой травмой. Во всяком случае, ребенку кажется, что близкие люди не заслуживают доверия.
Таким образом, правда все-таки оказывается самым щадящим вариантом. Она помогает маленькому человеку гармонично войти в сложный взрослый мир. И быть готовым к любым, самым неожиданным и проблемным поворотам событий.
Правда нейтральна
Правда не бывает хорошей или плохой, сложной или легкой. Мне кажется, ребенку стоит это внушить, чтобы он ее не боялся. Правда нейтральна. Только наше отношение к ней окрашивает ее в страшные, черные или радужные тона.
Правду скрывать не стоит. А вот над отношением к ней нужно поработать. Сначала самим родителям, а потом помочь и ребенку научиться правильно реагировать на правду.
Ни для кого не секрет, что многие люди не умеют принимать правду. Они придумывают тысячу и одну отговорку, чтобы только не принимать ее в том единственном виде, в каком она существует. Люди изощренно научились обходить правду, особенно у нас, где все друг другу врут, уходят от налогов, алиментов, ответственности, называют черное белым и аплодируют там, где нужно было бы протестовать и не соглашаться. Нас веками приучали быть рабами, которые довольствуются красивой ложью и утешительными иллюзиями. Нам комфортно в выдуманном мире. И мы ни за что не хотим допустить других вариантов событий, воспринимая только ту информацию, которая не травмирует нашу психику, удобна и возвышает нас. Мы выбираем удобную правду и учим этому своих детей.
Ребенок учится лгать у родителей
Дети, в отличие от нас, поначалу все принимают за чистую монету. Им невдомек, почему мама, которая две минуты назад мило беседовала с соседкой, улыбалась ей и желала добра, повернувшись спиной и отойдя в сторону, вдруг начинает говорить о соседке гадости. Почему папа говорит маме, что идет на работу, а сам едет с друзьями на рыбалку. Почему бабушка, придя в гости, рассыпается в комплиментах вашему папе, а у себя дома в разговоре с дедушкой поносит его на чем свет стоит.
Ребенок очень внимательно наблюдает, впитывает и повторяет те лживые модели поведения, которые ему ежедневно демонстрируют взрослые. Можно тысячу раз декларировать перед ребенком свою честность и необходимость говорить правду, но если вы сами привыкли быть неискренним и постоянно лгать, вы никогда не научите этому своего малыша. Самое лучшее воспитание – воспитание собственным примером.
Какие бы вы умные книги ему ни читали, он будет вести себя так, как вы ведете себя с другими людьми, а не так, как поступают положительные герои книг.
Говорите ребенку правду
Конечно, вам хочется быть для своего сына или дочери непререкаемым авторитетом, человеком всегда сильным и умным, знающим ответы на все вопросы и поступающим правильно. Иначе он не будет вас слушаться и уважать. Дети максималисты, как только взрослый теряет свои позиции старшего и более компетентного человека, они тут же занимают его место и вычеркивают из списков авторитетных личностей. Они будут искать таких где угодно. Среди учителей, соседей, старших товарищей во дворе. Вы уверены, что эти новые авторитеты научат ваших детей тому, чему бы вы сами хотели их научить?
Тогда не старайтесь быть авторитетом, а будьте им! Парадоксально, но это возможно и тогда, когда вы искренни со своим ребенком. И имеете смелость говорить ему правду, показывать свою слабость или неуверенность, свою печаль, свои сомнения. Пусть видит жизнь такой, какая она есть.
Только тут есть опасность! Многие взрослые хотят быть максимально искренними и во всех взрослых подробностях рассказывают ребенку о своих проблемах. Иногда даже пытаются делать ребенка арбитром в своих спорах. Это в корне неверно, так как такая «правда» по сути является не правдой, а перекладыванием на хрупкие детские плечи своих проблем. Вы, к примеру, говорите ребенку, стараясь быть максимально искренним, «мне не везет с начальником, у меня не получается сделать этот проект, наверное, не хватает талантов и способностей» – и что слышит ребенок? Мой родитель, которому я доверял, которого считал самым сильным и правильным человеком на свете, оказывается, полное ничтожество. И уважение к вам накрывается медным тазом. Как тут быть?
Как найти правильные слова и быть понятым и не утратить авторитет?
• Самое главное, что должен знать ребенок, что бы у вас ни случилось, какие бы трудности не наступили, вы его любите, на ваши отношения это не повлияет, он всегда будет для вас самым дорогим существом на свете.
• Говорите правду о себе, подстраиваясь к возрасту и уровню восприятия ребенка. Нужно всегда учитывать, что у него нет того опыта и знаний, который есть у вас. Вы всегда старше и умнее априори уже только потому, что вы родились на пару десятилетий раньше. Держите марку старшего.
• Не вдавайтесь в личные подробности собственных обид и комплексов. Говоря правду, постарайтесь посмотреть на нее не своими, а чужими, лучше детскими глазами. Ребенку трудно понять ваше отношение к свекрови, ведь для него она бабушка, которая его безумно любит. Ставьте себя на место ребенка.
• Постарайтесь не выставлять себя полным ничтожеством, отморозком, беспомощной тряпкой, истеричкой, растеряшкой. Ребенку, который и сам пока в высшей степени растеряшка в этом большом и сложном мире, просто не справиться с дополнительными проблемами. Вы сами должны с ними справиться! Старайтесь сначала найти для себя выход из сложной ситуации, а потом делитесь с ним.
• Конечно, можно попросить у своего малыша совета. Или предложить ему поставить себя на ваше место: «А что бы ты сделал на моем месте?» И получить максималистский детский ответ. Можно даже последовать детскому совету и чувствовать себя на одной ноге с собственным ребенком, думая, что это высшая степень доверия и дружбы. Но не обольщайтесь. В глубине души ребенок хочет быть не советчиком и не арбитром, а тем, кто сам может обратиться к вам за советом.
Говорить правду вообще нелегко, а детям труднее во сто крат. Но если взрослые не будут этого делать, мы рискуем в конце концов утонуть в потоке отвратительной повсеместной лжи.
Конспект занятия «Правда и ложь»
Цель: 1. Формировать необходимые нравственные знания, воспитывать привычку анализировать свои проявления в отношениях с окружающими.
2.0беспечить единство и взаимосвязь формирования моральных знаний, умений и навыков поведения.
Оборудование: карточки с заданиями, коробка с призами, кружки, чай, пирог.
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вы попали в необычную страну. В ней всего два города – город «Правды» и город «Лжи». В городе «Правды» всегда говорят правду, в городе «Лжи» все говорят неправду. (Дети разбились на две команды)
Воспитатель: В этих городах не все жители говорят неправду, надо только выяснить, а для этого нам помогут наше жюри, которое оценит, кто говорит правду, а кто нет. Каждой команде я зачитаю по несколько фраз (по одной на каждого участника, ваша задача – ответить правильно: «правда или «ложь». А жюри будет внимательно следить за вашими ответами, присуждая по одному очку за каждое «попадание». Итак, начали!
1 Конкурс: Правда – Неправда
Фразы для первой команды
• Если пчела ужалит, то погибнет. (правда)
• Мыши, вырастая, становятся крысами. (неправда)
• Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку. (неправда)
• Черепахи вылупляются из яиц. (правда)
• У солнечных часов нет стрелок (правда)
• Кипятком огонь погасить нельзя. (неправда)
• Слон боится мышей. (правда)
Фразы для второй команды
• Пушкин в детстве увлекался фотографией. (неправда)
• Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой. (неправда)
• 38 градусов – нормальная для человека температура тела (неправда)
• У снегирей брюшко красное, а у синичек – желтое. (правда)
• Бревно не тонет в воде. (правда)
• Бензин можно тушить водой. (неправда)
• Скорую помощь вызывают по телефону 01. (неправда)
Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.
Воспитатель: Есть в мире знаменитые сыщики, которые всегда ищут правду, с помощью различных улик, доказательств. И один такой сыщик прислал вам задание. Вот у кого нужно поучиться отличать правду от неправды!
(Команды по очереди выбирают себе карточку с заданием. Обсуждают её в течение нескольких минут. Затем отвечают на вопрос, объясняя свои ответы.)
Задание на 1 карточке
На стол ставится кастрюля (без крышки).Вопрос звучит так: «Представьте, что эта кастрюля – самая большая в мире. В ней поместятся не только щи и каша, но и все на свете. И все – таки есть один предмет, который не поместится в эту кастрюлю никогда. Что это за предмет? (Крышка от кастрюли)
Задание на 2 карточке
К директору музея пришел человек и попросил купить у него ценную старинную картину,на обратной стороне которой была надпись: «Работа над этой картиной закончена мною сегодня, … месяца, …года (дата неразборчива, за 3 года до нашествия Наполеона. (Подпись автора)» директор засомневался в подлинности картины. А что вы думаете по этому поводу? (Автору картины не могла быть известна дата начала нашествия Наполеона за 3 года до этого события. Картина не может быть подлинной)
Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.
3 Конкурс «Воздушный шар»
Воспитатель: А вы знаете, что воздушный шар может никогда не упасть. Как это может быть? (ответы детей)
Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.
4 Конкурс «Сказочный биатлон»
Воспитатель: Хорошо было бы, если бы обманщики встречались только в сказочной стране. Но, к сожалению, их хватает и в других странах. Давайте с вами вспомним самых знаменитых обманщиков из сказок. Я буду задавать вопросы по очереди обеим командам. Если вы ответите сразу, получаете 3 очка, если с одной подсказкой – 2 очка, если со второй подсказкой – 1 очко. Если совсем не ответите – получаете ноль!
1 Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.
Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.
Если бы он знал, что несет совсем не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки. (Маша из сказки «Маша и медведь»)
2. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.
В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.
И все-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.
(Волк из сказки «Красная Шапочка»)
3. Мелкие торговцы- врунишки заявили, что их товар – волшебный.
Даже король поверил в это.
А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.
(Торговцы «невидимой тканью» из сказки Г. Х. Андерсена «Голый король»)
4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них – лесть.
Глупая птичка поверила ей.
Проворонить свой сыр – это обидно.
(Лиса из басни И. Крылова «Ворона и лисица»)
5. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.
Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.
А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.
(«Кот в сапогах» из сказки Ш. Перро)
6. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.
Дети не сразу поверили, что пришла мама.
Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.
(Волк из сказки «Волк и семеро козлят»)
7. Эта обманщица додумалась притвориться глухой.
Глупый кругляшок пел ей песни.
Глупый кругляшок уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.
(Лиса из сказки «Колобок»)
8. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.
Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.
Эта хрустальная вещь обронила её хозяйка, когда убегала домой.
(Дочка мачехи из сказки «Золушка»)
9. Они, когда собираются вместе не просто выдумывают, а будто сказки рассказывают.
Девочке отдали мороженое свое, чтобы она не плакала, когда её наругала мама из-за брата.
Когда брат сказал, что она варенье съела, а это сделал он, а ей губы намазал вареньем.
(«Фантазеры» из рассказа Н. Носова)
10. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.
Вот потому только через много лет он впервые увидел сына.
Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.
(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина)
Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.
5 Работа с пословицами
Воспитатель: О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.
— Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.
(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)
Красива ложь, да от правды не уйдёшь.
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
— Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.
Кто первый ответит по пословице и правильно, тот и зарабатывает очко.
Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.
Воспитатель: Теперь вы знаете, что ложь бывает разной, что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду, намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.
Предлагаю каждой команде составить несколько правил честного поведения. (Составление правил честного поведения.)
2) Не уверен – не обещай.
3) Ошибся – признайся.
4) Говори только то, что думаешь.
5) Не можешь сказать правду – объясни почему.
6) Поступай только честно.
Итог: Жюри совещаются и объявляют итоги конкурсов.
Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.
На свете так бывает,
Порой не разберешь:
С тобою, правда, рядом
Иль вкрадчивая ложь.
На свете честно жить,
Не будем лгать, а будем, лишь
Правду говорить!
Ребята, огромное вам спасибо за работу. Желаю вам дальнейших успехов.
Конспект занятия для старшего возраста «Сказка — ложь, да в ней намёк…» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ • Развивать мышление, память, понятийный аппарат. • Закрепить знания детей устного народного творчества и прикладного.
«В сказке ложь, да в ней намек…» Конспект НОД в подготовительной группе по ОБЖ Конспект НОД в подготовительной группе по безопасности жизни «В сказке ложь, да в ней намек.» Программное содержание: Способствовать представлению,.
Конспект занятия «Честность и ложь» Честность и ложь Честность — это честное отношение к чему-нибудь, честное поведение. Честный человек-это искренний, порядочный, прямой,.
Исследовательская работа «Вся правда о мороженом» 1. Презентация исследовательской работы с детьми подготовительной к школе группы на тему «Вся правда о мороженном». Составитель: Савина.
Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» Конспект НОД «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» Цель: Продолжение знакомства со сказками. Продолжение знакомства с правилами.
Конспект занятия «Сказка ложь, да в ней намек» Цель занятия: 1. Обучать пересказыванию сказки, учить детей отвечать на вопросы полными предложениями. 2. Активизировать словарь, развивать.
Консультация для родителей «Детская ложь» МБДОУ №83г. Оренбург Подготовила и провела: Воспитатель МБДОУ № 83 Карикова Фаина Федоровна Консультация для родителей: «ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ».
Консультация «Детская ложь» О чем следует задуматься родителям, обеспокоенным детской ложью? Насколько честны они сами. Родители – главный образец для подражания. Психологи.
Консультация для родителей «Родительская ложь» Консультация для родителей. Родительская ложь Родители часто лгут своим детям. Некоторые это делают постоянно, некоторые эпизодически.
Конспект занятия «Чтение рассказов Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», «Варя и чиж» Цели деятельности: Донести до сознания детей замысел автора (нужно всегда говорить правду; в неволи птицы не поют, воспитывать доброе отношение.