Как объяснить ребенку что такое предложение дошкольникам
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с предложением»
Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, четко, разборчиво.
Оборудование и материалы: игрушка или картинка Мудрая Сова;карточки-схемы: слово, предложение, точка; сюжетные картинки для составления распространенных предложений, кусочки ваты для дыхательной гимнастики; тетради для графических диктантов.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас занятие по развитию речи. Скажите все готовы заниматься (ответы детей)
У всех хорошее настроение? (ответы детей)
— Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (появляется Мудрая Сова).
Ей очень понравились ваши рассказы об осени и она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? (ответы детей)
Тогда нам необходимо поработать над своим дыханием.
Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.
На доску вывешивается карточка 1 «Девочка поливает цветы» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Девочка поливает цветы. Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Назовите первое слово, второе, третье (ответы детей)
Сколько всего слов в предложении? (ответы детей)
В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов. (ответы детей)
На доску вывешивается карточка 2 «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети. (ответы детей)
Что у вас получилось? (ответы детей)
Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.
Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово.
Сколько слов в этом предложении? (ответы детей)
Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер,закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегут на носочках на месте)
И на землю тихо сели, (дети приседают).
Ветер снова набежал
И листочки все поднял, (дети встают).
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил. (дети садятся на места).
На доску вывешивается карточка 3 «Воробьи клюют зерно» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают воробьи. (ответы детей)
Что у вас получилось? (ответы детей)
Определите сколько в нем слов? (дети хлопками определяют количество слов)
Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью.
Показывает карточку- схему предложения.
Чтобы правильно сделать такую графическую запись надо запомнить правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза. (показ карточки).
3. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения. (показ карточки).
На доску вывешивается карточка 4 «Мальчик ловит рыбу» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Посмотрите, что делает мальчик? (ответы детей)
Сейчас, я сделаю графическую запись предложения на доске, а вы у себя в тетрадях.
Воспитатель делает запись на доске, объясняя каждый графический знак. Дети воспроизводят запись в тетрадях.
Это предложениесостоит из трех слов: первое слово «Мальчик»— оно пишется с большой- заглавной буквы, между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; второе слово «ловит», между словами пауза, я отступлю от первого слова 1 клетку; третье слово «рыбу», предложение закончено, в конце я поставлю точку.
На доску поочередно вывешиваются карточки 5 «Мама заплетает дочку», 6 «Папа читает газету», 7 «Мальчик катается на коньках» (уточнение предлог-тоже слово, но короткое, 8 «Малыш катает машинку» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Предложения разбираются и записываются по вышеуказанной схеме. Последнее предложение воспитатель предлагает детям разобрать и записать самостоятельно.
Итог занятия.
Сегодня мы говорили о предложениях. Я думаю, нашей гостье понравилось с нами заниматься.
Скажите, чему мы научились сегодня? (ответы детей)
Что вам запомнилось на занятии больше всего? (ответы детей)
Хотели бы вы, чтобы Мудрая Сова пришла к нам снова? (ответы детей)
Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались!
Конспект занятия по развитию речи «У страха глаза велики» для детей старшего дошкольного возраста Конспект Занятия по развитию речи на тему «У страха глаза велики» (Для детей старшего дошкольного возраста). Составила: воспитатель Гусарова.
Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Островского района Костромской области «Адищевская средняя общеобразовательная школа.
Конспект занятия «Путешествие в страну умных игр» по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по развитию речи (старший дошкольный возраст) Тема: «Путешествие в страну умных игр» Задачи • закреплять знания детей по.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Интересное путешествие» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие» Задачи: Образовательные: —.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказов по теме «Зима» Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию речи Составление рассказов по теме «ЗИМА». Цели:.
Конспект занятия по развитию речи «Весна» для детей старшего дошкольного возраста с ТНР Тема: «Весна» Цель: развитие связной речи, мышления, формирование коммуникативных навыков и совершенствование грамматического строя речи.
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Речевое общение» Речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех представителей живого мира.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) «Интересное путешествие» Задачи: Образовательные: — Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию. — Продолжать расширять знания детей о животном.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие» Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Увлекательное путешествие» Подготовила воспитатель Тигиева Н. Г.
Конспект занятия «Ознакомление с предложением» (старшая группа)
Возраст: старшая группа.
Цель: формировать представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
1. Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»;
— формировать умение составлять и распространять предложение, правильно «читать» его;
— закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.
— Закреплять умение подбирать слова сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме;
2.Развивающая: Развивать умение произносить чистоговорки с разной силой голоса.
— Развивать слуховую память, связную речь.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к изучению родной речи.
Задачи Деятельность воспитателя Действия детей
Организационный этап (4 мин.)
Введение в ситуацию.
Ей очень понравились ваши рассказы о зиме и она захотела побывать у нас в гостях и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Но для того, чтобы Мудрая Сова все поняла и услышала, мы будем говорить громко, чётко и разборчиво, произнося и выговаривая каждое слово. Согласны? Тогда нам необходимо потренировать свое дыхание. Проводится дыхательная гимнастика «Ветерок»
Вини – Пух обратился к Мудрой Сове с просьбой придумать и подписать горшочек с медом. Это подарок на день рождения ослика Иа. Но горшочек пропал и Вини – Пух просит вас помочь ему его найти. Когда он шел к Сове, то по дороге заходил к многим своим друзьям и не помнит где оставил подарок. Как мы ему поможем?
Правильно, пойдем по следам Вини – Пуха. А по дороге расскажем Мудрой Сове как правильно составлять предложения. Дети вступают со мной в диалог и соглашаются подойти посмотреть.
Дети рассуждают и предлагают варианты решения проблемы.
Побуждать детей вступить в диалог.
Постановка проблемы и мотивация детей, постановка детской цели Ребята, прошлый раз мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам картинку и скажу предложение, а вы ответите мне сколько слов в этом предложении.
На доску вывешивается карточка 1 «Домик Пяточка» Назовите первое слово, второе? Сколько всего слов в предложении?
В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, значит слова в предложении объединены каким-то смысловым содержанием.
Попробуйте придумать свое предложение из 2-3 слов.
На доску вывешивается карточка 2 «Дети лепят снеговика» из пособия «Составление предложений и устных рассказов»
Ребята, попробуйте, глядя на эту картинку рассказать о том, что делают дети. Что у вас получилось?
Правильно – у вас получилось предложение! Чтобы определить сколько в нем слов, я предлагаю вам прохлопать каждое слово в ладоши.
Сколько слов в этом предложении? А вы знаете игру «Живые слова»? Мудрая сова предлагает поиграть. Вы будете «живыми словами». Камилла станет словом Полина, Кирилл – словом читает, а Никита – словом книгу. Камилла скажет свое слово и даст руку Кириллу. Кирилл даст руку Никите и произнесет слово, читает. Какое слово должен сказать Никита Книгу. Что мы узнали о Полине? (Полина читает книгу.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение.Я скажу: читать, книга, Полина. Это просто слова, их нельзя назвать предложением, составьте из них предложение. (Полина читает книгу.)
Проверяем игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.
Какое слово первое? (Пятачок.)
— Назовите второе слово. (Догоняет.)
-Сколько слов в предложении?
— «Живые слова», разойдитесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили (предложение). В предложении все слова (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
-Посмотрите на картинку. Где растет дерево? (Дерево растет в лесу.)
— Как вы думаете мы научили Вини – Пуха составлять предложения?
По дороге шел жучок. Песню пел в траве. (сверчок). С неба
все скользят пушинки –
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Ответы (предположения) детей
Дети вместе с воспитателем проговаривают предложение и хлопают в ладоши на каждое слово
Дети составляют предложения.
По дороге шел жучок. Песню пел в траве. (сверчок). С неба
все скользят пушинки –
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Ответы (предположения) детей
Развивать Умение произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Ёж с ежихой и с ежонком, Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.
Заключительный этап (2 мин.)
Организация перехода к другому виду деятельности
Организация перехода к другому виду деятельности Вини – Пух благодарит ребят за помощь.Выставляю картинку : «Вини – Пух с бочонком меда». Мудрая Сова придумала предложения
для поздравления ослика Иа.
А какие предложения придумали бы вы?
Мудрая Сова беспокоится о лесных животных и предлагает продолжить путешествие по лесу и узнать что случилось с лесными жителями. Ответы детей
Конспект занятия «Путешествие в страну здоровья» (старшая группа) Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни. Задачи: Создать условия для формирования представления детей с понятием.
Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ «Детский сад №18» Актуальность:.
Конспект интегрированного занятия «Зимушка-зима» старшая группа Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать целостный образ русской зимы, продолжать совершенствовать художественно-речевые, исполнительские.
Конспект итогового занятия «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа) «Путешествие в Антарктиду» (старшая группа). Туева Татьяна Цель: Систематизировать представления детей об Антарктиде, как о самом чистом.
Конспект экологического занятия «Листы календаря». Старшая группа Воспитатель Ковтун Е. И Цели деятельности педагога: Закрепить названия и порядковый счет дней недели; уточнить,что из дней недели состоит.
Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа) «День Конституции» Задачи: • Формировать представления детей о Конституции РФ,гражданских правах и обязанностях. • Познакомить детей с некоторыми.
Конспект занятия по ФЭМП «Состав числа 8» (старшая группа) Задачи. Продолжать совершенствовать вычислительные навыки при сложении и вычитании двух чисел, используя цифры и математические знаки «+»,.
Конспект занятия по ИЗО «Роспись чайника — гжель» старшая группа Задачи. Научить детей расписывать посуду по мотивам гжельских узоров. Учить детей рисовать узор на форме чайника, передавая характерные.
Как помочь ребенку освоить понятие «предложение»?
С предложением ребенок встречается уже на первых порах обучения, когда начинает читать и писать. Однако осваивается понятие «предложение» довольно долго. В устной речи ребенок пользуется фразой, не деля ее на составляющие предложения. А предложение – это единица письменной речи.
Какие типичные ошибки совершают дети?
1. Заглавная буква и знак препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знаки) не всегда актуальны для ребенка.
2. В письменных работах некоторые дети забывают обозначать конец предложения необходимым знаком.
3. Первое слово предложения часто пишут с маленькой буквы.
4. В устной речи наблюдаются затруднения при составлении предложений на заданную тему, из предлагаемых слов.
5. Особые сложности возникают при попытках прочитать текст выразительно. Интонация в устной речи всегда соответствует ситуации, в которой находится ребенок. Что же касается текста для чтения, ребенок часто затрудняется в передаче подразумеваемой интонации, так как недостаточно анализирует смысл отдельно взятого предложения.
6. Разрыв предложения в диктанте, соединение разных предложений в одно обусловлены трудностями в распознавании границ предложения, недостаточностью речевой памяти.
Безусловно, «не ошибается тот, кто ничему не учится». На первых порах обучения подобные ошибки допустимы. Однако в ряде случаев они сохраняются длительное время. Особенно часто встречаются они в изложениях и сочинениях, иногда и в диктантах.
Конечно, если наблюдаются ошибки такого рода, желательно проконсультировать со специалистом. Но и сами родители могут оказать необходимую помощь.
Как помочь ребенку понять, что предложение выражает законченную мысль?
Это можно сделать с помощью серии упражнений.
Исключение лишнего слова
Задание: Исключи лишнее слово, чтобы получилось предложение.
Восполнение недостающего слова
Задание: Добавь слова, чтобы получились предложения.
Составление предложений из заданных слов, не требующих изменения
Задание: Составь из данных слов предложение.
Составление предложений из слов, некоторые из которых следует изменить
Задание: Составь из слов предложения. Изменяй слова, если это необходимо.
Исправление ошибок согласования, управления
Задание: Исправь ошибки.
Поиск границ предложений в тексте
Задание: Найди границы предложений. Обозначь их.
К подъезду школы подъехал автобус мы въехали в город поезд остановился на разъезде щенок съежился от холода на слона напал разъяренный тигр козы объедают листья у кустов и цветов ребята съездили на экскурсию подъем в гору был крутой объявили посадку на самолет
Обычно детям нравится выполнять такие задания. Трудности постепенно уходят. Главное – запастись терпением.
Автор: Смирнова Маргарита Вячеславовна, логопед.
Получайте бонусные рубли за вашу активность!
Дорогие читатели, оставьте свой комментарий об этой статье. Ваше мнение очень важно для нас и для других пользователей. Получите за каждый комментарий 1 бонусный рубль!
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.
Методика ознакомления дошкольников с предложением и его словесным составом
1. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разностороннее, если воспитатели ставят его в такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно. Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи, построенных на принципах лингводидактики.
«Методика ознакомления дошкольников с предложением и его словесным составом» Почему нужно заниматься исследованием этой темы?
2. Методика ознакомления дошкольников с предложением.
Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву,а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников. Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог.
Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слога звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.
Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами.
Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения. Далее к каждому предложению ставятся вопросы. Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.
Затем дети сами составляют предложения по картинкам, игрушкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания.
Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы,как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; составление предложений по «живым сценкам».
Синтаксическая сторона речи совершенствуется, прежде всего, в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о прочитанном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообразные вопросы, побуждающие использовать разные части речи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы («Почему?», «Зачем?», «Как?», побуждающие устанавливать причинно-следственные, временные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложения. Е. И. Тихеева предлагала, кроме того, использовать специальные упражнения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе.
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.
3. Методика ознакомления дошкольников со словесным составом предложения.
Прежде, чем начинать знакомство детей дошкольного возраста со словесным составом предложений необходимо познакомить детей непосредственно со словом и предложением.
Последовательность в работе по ознакомлению с предложением аналогична последовательности ознакомления со словом. Сначала необходимо выделить предложение из потока речи. С этой целью предлагается готовый или составляется вместе с детьми небольшой рассказ по картине.
Рассказ произносится четко, с интонационным выделением каждого предложения: «В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине». Далее к каждому предложению ставятся вопросы: «О чем говорится вначале? Про что я сказала? Что я сказала про сад? А потом что я сказала? Что я сказала про детей?» И т. д.
Педагог предлагает еще раз послушать рассказ, сообщает, что в нем три предложения, что наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что-то говорится.Приводит пример: «Яблоки лежат в корзине. Это предложение, в нем говорится о яблоках, о том, что они лежат в корзине». Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.
Целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его – длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку.
Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы,как: придумывание предложений с заданным словом; придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам; придумывание названия к картине; придумывание «веселого»предложения; сочинение короткой сказки о хитрой лисе; составление предложений по «живым сценкам».
Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. Овладение словом и предложением подготавливает детей к знакомству и анализу словесного состава предложения.
Ознакомление детей со словесным составом предложений.
Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условияхстихийного становления понятий о языковых явлениях и специального обучения изучались профессором факультета психологии МГУ С. Н. Карповой в середине 60х годов прошлого века. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова. При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.
В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложений они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму.
Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.
Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 – 3 слов.
Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий — картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Приведем примеры нескольких занятий.
Составление предложений об игрушке. На занятии дети учатся составлять предложения из двух слов и выделять слова из этих предложений, указывать последовательность слов (какое первое, какое второе,
На столе игрушки: кукла лежит на кровати, мишка сидит на стуле; другая кукла сидит за столом, стол накрыт (кукла завтракает или обедает); стоит вешалка, на ней полотенце.
Воспитатель. Дети, про каждую из этих игрушек можно сказать предложение. Послушайте, я скажу предложение про эту куклу (показывает на куклу, лежащую на кровати): «Кукла лежит». Далее воспитатель произносит еще одно предложение из двух слов («Мишка сидит», а затем предлагает детям составить предложения про другие игрушки.
Дети составляют предложения («Вешалка стоит», «Полотенце висит», «Кукла сидит» и т. п.). Затем воспитатель просит сказать другие предложения про куклу («Кукла обедает», «Кукла завтракает»). Одно из предложений, например «Полотенце висит», повторяется хором,потом педагог говорит: «Теперь послушайте, как я буду говорить это предложение. Я буду останавливаться после каждого слова, чтобы вы могли сосчитать, сколько слов в этом предложении: «Полотенце. висит». Сколько слов я сказала?»
Воспитатель спрашивает одного-двух детей о количестве слов в предложении. Потом задаются вопросы о том, какое первое слово, какое второе и что получится, если сказать их вместе («Полотенце висит»); воспитатель подчеркивает, что это — предложение, а не слово.
После этого воспитатель, вызвав одного из детей, предлагает ему (шепотом, чтобы другие не слышали) сесть и просит остальных придумать про этого ребенка предложение («Саша сел»). Оно разбирается так же, как было показано выше.
Подводя итог занятия, педагог (в беседе с детьми) заключает, что про каждый предмет, про каждого человека, про каждое животное можно сказать предложение, что предложения состоят из слов, что сегодня они составляли предложения из двух слов.
Составление предложений по картине (из 3—4 слов). Используются несложные сюжетные картины, например из серии, разработанной Е. И. Радиной и В. А. Езикеевой для развития речи детей младшего возраста.
Картина «Летом на прогулке». На картине изображены трое детей и мама. Она сидит пеньке. Девочка дает ей букет. Один мальчик рвет цветы, другой нюхает цветок, не срывая.
Воспитатель предлагает рассмотреть картину, придумать имена девочке и двум мальчикам, изображенным на картине, и составить предложения про всех детей (Дети гуляют, про девочку Таню (Таня собрала букет, Девочка дает букет маме, про маму (Мама сидит, Мама берет букет, Мама берет цветы, про мальчиков (Саша рвет цветы, Саша собирает букет, Коля нюхает одуванчик).
Педагог сначала останавливается на предложениях из двух слов, предлагая назвать первое и второе слова. При этом задание может быть сразу дано в более сложной форме, чем тогда, когда дети начинали знакомиться с двухсловными предложениями: «Какое второе слово? Какое первое?»
Затем воспитатель, используя составленные детьми трехсловные предложения, просит назвать первое, второе и третье слова. Слова может называть и один ребенок, и разные дети. Последнее важно для того, чтобы были внимательны и активно участвовали в работе все.
Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложений заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень. Ведь нужно держать во внимании и содержание предложения, и количество слов («Скажи три слова про мяч», «Скажи четыре слова про зайца»).
С целью более наглядно представить детям словесный состав предложениявоспитатель использует схему: изображает слова и т. п. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку».
Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов в предложении, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом (черточка за черточкой, полоска за полоской и т. п., т. е. слово за словом. Эту динамику видно, когда педагог рисует схему на доске, еще более отчетливо она выступает перед детьми, когда они составляют схему сами.
Можно применять и другие виды моделирования; каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.
4. Практическая часть
Ознакомление детей с понятием ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Все предложения составлены детьми старшей группы
Ознакомление с предложением
Ознакомление со словесным составом предложения
Ознакомление со схемой предложения
Речевая игра «Живые слова»
3. Какие умения приобретают дети в процессе ознакомления с предложением?
4. Ознакомление с предложением
•Выделение предложения из речи.
•Определение смысловой стороны предложения.
•Составление предложений из двух, трёх слов, четырёх слов.
5. Составление рассказа по картине
Педагог предлагает послушать небольшой рассказ по картине (из 3-4 предложений, интонационно выделяя каждое предложение. К каждому предложению ставятся вопросы.
Детям предлагается еще раз послушать рассказ, после каждого предложения выложить фишку. Сколько предложений в рассказе?
Вывод. Наша речь состоит из предложений, мы говорим предложениями; в каждом предложении про что- то говорится.
Весной Саша, Коля и Наташа посеяли семена моркови. Все лето дети поливали посадки из леек. Осенью они собрали большую корзину моркови. Дети довольны урожаем.
•Что Саша, Коля и Наташа посеяли весной?
•Как дети ухаживали за посадками летом?
•Сколько моркови собрали они осенью?
•Дети довольны урожаем?
8. Осознание смысловой стороны предложения
Я сказала предложение.
О ком говорится в предложении?
В предложении говорится о мальчике.
Что говорится о мальчике в предложении?
В предложении говорится то, что мальчик рисует.
9. Составление предложений по игрушкам
Мячик весело прыгает.
Мишка любит кататься на машине.
Машина быстро едет.
Задайте вопросы на осмысление каждого предложения.
10. Составление предложений по заданному слову
Я придумала предложение со словом котёнок
Отгадайте моё предложение.
Придумайте предложение со словом яблоко
Придумайте предложение со словом девочка
11. Составление предложений по действию
Котенок играет с мячиком.
Дети весело танцуют.
12. Ознакомление со словесным составом предложения
• Выделение слов в предложении.
•Составление из слов предложений.
•Называние слов в предложении последовательно и вразбивку.
13. Количество слов в предложении
•Сколько слов в предложении?
•Назовите первое слово… машина
•Назовите второе слово… везет
•Назовите третье слово… груз
14. Придумайте предложение
предложение про ёжика из пяти слов так, чтобы слово ежик было
Веселый ёжик гуляет в лесу.
Между ёлками бегает ёжик.
Мы в лесу видели ёжика.
15. Составь предложение из слов (дождем, под, промок, щенок)
Щенок промок под дождем.
16. Составьте предложение из трех слов
Из двух слов
Из четырех слов
17. Придумайте предложение из четырех слов с коротким словом «на»
Мальчик катается на лыжах.
На горке сидит щенок.
18. Ознакомление со схемой предложения
•Составление одним ребенком схемы предложения, сказанного воспитателем.
•Составление схемы предложения всеми детьми.
•Один ребенок произносит предложение, другой (или все дети) составляет схему.
•Воспитатель на доске чертит схему, дети составляют по ней разнообразные предложения.
19. Схема предложения
Первое слово обозначается уголком. Уголок показывает, что первое слово в предложении
пишется с большой буквы.
Слова обозначаются линиями.
Между линиями есть расстояние, оно обозначает паузу между словами.
В конце предложения ставится точка.
20. Составь предложение по схеме со словом дети.
21. Речевая игра «Живые слова»
Игра «Живые слова» разработана Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения.
22. Воспитатель вызывает троих детей («живые слова», которые будут говорить слова предложений, ставит их по порядку.
Воспитатель обращается к детям: «Послушайте, что скажут дети»
Таня будет слово «рабочие»
Катя будет слово «дом»
Саша будет слово «строят»
Про кого они сказали?.
Что они сказали про рабочих?
23. Теперь еще послушайте, что скажут эти дети.
Воспитатель говорит детям слова на ушко.
По знаку воспитателя они произносят слова предложения, но не последовательно, а все вместе, одновременно.
Таня будет слово «Марина»
Катя будет слово «искала»
Саша будет слово «малину»
«Марина искала малину»
Слова в речи произносятся последовательно, одно за другим.
24. «Узнай слово»
Учить детей распространять предложение, добавляя одно слово: придумать недостающее
слово, угадать задуманное слово.
Послушайте,что я скажу: «Валя рисует дом». Я сказала предложение из трех слов. Сначала я сказала слово Валя, потом- рисует, потом- дом.
Ко мне подойдут трое детей
Ира будет слово «Валя»
Коля будет слово «рисует»
Толя будет слово «дом»
Какое предложение получилось?.
25. «Узнай слово»
Ко мне подойдут трое детей.
Ира будет слово «Мальчик»
Коля будет слово «взял»
А каким словом будет Катя, вы должны придумать сами.
26. «Угадай, какое слово заблудилось?»
Надо помочь «живым словам» найти свое место в предложении, и тогда мы узнаем, что же эти слова говорят про кошку.
Аня слово «кошка»
Катя слово «двери»
Таня слово «около»
Толя слово «лежит»
Каждый ребенок, предлагающий вариант перестановки, берет названное слово и ставит его на место, которое он назвал, а дети говорят, что получилось. Перестановка слов повторяется до тех пор, пока не получится правильное, осмысленное предложение
Около двери лежит кошка.
«Послушайте стихотворение К. И. Чуковского
«Путаница» и скажите, почему оно так называется.»
Рыбы по полю гуляют, жабы по небу летают.
Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.
Какие слова нужно заменить, чтобы получилось правильное предложение?
29. Такая игра дает возможность детям поупражняться в замене слов, составлении правильного по смыслу предложения.
Летит белый голубь.
Бежит колючий ежик.
30. «Составь предложение»
Таня слово «кот»
Коля слово «рыжий»
Катя слово «лежит»
Толя слово «рыжая»
Ира слово «лиса»
Аня слово «бежит»
Что можно сказать этими словами про кота или лису?
Дети приобретают умения членить предложения и составлять их из слов, знакомятся с речью как языковой действительностью. Перед детьми, не умеющими читать, в наглядной форме выступают обычно скрытые,основные свойства речи:
линейность- временная последовательность слов,
входящих в предложение, и дискретность отдельность слов, составляющих предложение.
Возникают предпосылки формирования у детей в дальнейшем навыков чтения.
5. Используемая литература
Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и
обучения родному языку дошкольников-М. :«Академия»,1998.
Белякова Г. П. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения// Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред.
Обучение дошкольников грамоте /Под ред. Н. В. Дуровой. М. :Школьная Пресса,2001.
Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Альбом для ознакомления младших дошкольников с геометрической фигурой «Круг» Хочу представить Вашему вниманию альбом, который мы изготовили с дочерью для моего племянника в детский сад в рамках проекта «Формируем.
Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе Дидактический материал для ознакомления с составом числа из единиц в старшей группе. ЦЕЛЬ: Формирование представлений о составе числа.
Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.
Фотоотчет о работе по созданию средств обучения для ознакомления дошкольников с электричеством (продолжение) Сегодня хотелось бы продолжить тему ознакомления старших дошкольников с электричеством. Представляю Вашему вниманию средства обучения по.
Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.
Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.