Как объяснить ребенку что такое прилагательное
Урок русского языка на тему «Знакомство с именем прилагательным». 2-й класс
Класс: 2
Тип урока: урок введения нового знания.
1. Организационный момент:
Наши пальчики проснулись
Потянулись, потянулись
Дружно делаем зарядку
И уселись за тетрадку.
Прозвенел звонок
Начинается урок.
2. Минутка чистописания.
Учитель: начинаем урок с минуты чистописания. Сели правильно, положили тетради, записали число.
-иа, птрк, удз (3 строки)
Учитель: какой элемент у этих букв одинаковый?
3. Словарная работа:
Медведь, мебель, Москва, чувствовать, группа, ягода, Россия, ворона.
Работа в парах, взаимопроверка.
4. Вывод.
Что такое существительное как часть речи. Признаки имени существительного. Что такое глагол как часть речи.
— Давно живу я в этом мире
Даю названия предметам.
— Что без меня предметы?
Лишь названия
А я приду – все в действие придет
Летит ракета. Люди строят здания
Цветут сады. И хлеб в полях растет.
Вывод: имя существительное и глагол – это части речи.
5. Изучение нового материала.
— Выполните задание. Узнать, о ком идет речь.
Работа в парах. На столах лежат карточки с текстом и подсказкой (небольшой, маленький, короткий, серая, белая, трусливый, добродушный).
Вывод делают учащиеся: эти слова дополняют предложение. Нам сразу стало ясно, что речь идет о зайчишке, они обозначают признак предмета (запомнить это слово).
Вывод делают учащиеся: все эти слова присоединяются к существительным, то есть прилагаются. Поэтому они называются прилагательными.
Учитель: а теперь сделайте вывод, что такое прилагательное.
Уч-ся: это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? называется именем прилагательным.
Учитель: они употребляются при именах существительных, образуя словосочетания. Прилагательные объясняют, какое это существительное. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.
А вы задумывались, почему имя прилагательное так называется?
(“Прилагается” к имени существительному для обозначения признака предмета)
— Как это происходит? Послушайте сказку:
Давным-давно Прилагательные жили отдельно от существительных. У них не было собственных рода, числа, падежа. Им было очень скучно.
6. Закрепление.
большой река глубокая астры красные сено сухое мяч
У существительных, подчас
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить
Им веселее будет жить.
С.Я.Маршак.
Физминутка
Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой.
7. Загадки.
Прилагательные помогают отгадывать загадки. Назовите те признаки, которые помогли вам сделать это:
Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой
А разрежешь – посмотри
Красный, красный он внутри.(Арбуз)
Хитрая плутовка – рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса).
Рыжая, пушистая, на елочке живет.
Крепкими зубами орешки грызет.(Белка)
Дружбу водит он со мной
Для других ужасно злой
Все зубами щелк, щелк.
Очень страшный серый (Волк).
Уч-ся. Определяю я предметы
Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь – (прилагательное)
Сделай вывод, для чего нам нужны прилагательные.
Вывод. Чтобы украшать нашу речь.
8. Обобщение.
Чтение стихотворения Бунина И.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Учитель: выпишите прилагательные.
Звонкие, зашумели ручьи,
Зима, холодная кончилась.
Уч-ся: | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
существительные | глаголы | прилагательные | |
солнышко | припекает | весеннее | |
ручьи | зашумели | звонкие | |
зима | кончилась | холодная |
Учитель: Попробуйте составить предложения с этими словами.
Зашумели звонкие ручьи.
Кончилась холодная зима.
Дополнительный материал:
1. Игра – назови признаки:
1) Яблока – по форме, вкусу.
2) Слон, муравей – по размеру.
3) Ромашка, роза – по цвету.
1.Что обозначают имена прилагательные?
2) признак предмета
3) действие предмета
2. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
1) Какая? Какое? Какой? Какие?
2) Что делать? Что сделать?
3. Какое из слов – имя прилагательное?
4. Прочитай загадку. Сколько имен прилагательных в загадке?
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафанчике.
Как понятно объяснить ребенку части речи
Видеоурок № 1:
Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные)?
Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников:
Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.
Этого достаточно для первоклассников.
Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.
Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.
Видеоурок № 2:
Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.
Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.
После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.
В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.
Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.
Видеоурок № 3
Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.
Непременно используйте следующие игры:
И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.
Видеоурок № 4
Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:
Как объяснить ребенку существительное прилагательное и глагол что
РИСУЕМ ПРАВИЛА И ЛЕГКО УЧИМ РУССКИЙ ЯЗЫК. Как помочь ученику усвоить разборы и запомнить правила.
При изучении терминологии в начальной школе ученик сталкивается с устойчиво-сложным запоминанием необходимого материала, «выпадания» из памяти важных эпизодов текста правил либо воспроизведения его в хаотичном порядке. Данные факты носят масштабный характер и, к сожалению, не корректируются ежедневным повтором и элементарным заучиванием.
С чем связана данная проблема у младших школьников?
Дело в том, что, имея предметно-образное мышление, для детей важно привязывать к любому вербальному (проговариваемому вслух) понятию предметную картинку. Обязательность данного процесса гарантирует усвоение нужной информации. И чем ярче, зрелищней и, что немаловажно, ближе по смысловому значению будет воображаемая иллюстрация, тем выше шанс у ребенка запомнить учебный материал.
Прежде чем приступить к изучению раздела «Части речи», состоящую из масштабных тем «Имя существительное», «Глагол», «Имя прилагательное» и т. п., необходимо найти именно тот «якорь», к которому следует привязать словосочетание «Часть речи», ввиду отсутствия у данного выражения своего собственного природного образа.
Выяснив с детьми, что Речь — это то, что мы произносим, уточняем, что она состоит из самых разных слов. Взяв за аналог полигамность Речи, сравниваем ее с большой Пиццей. Идентичность свойств следующая: и тот, и другой предмет многообразен и структурирован по общим признакам (в Речи- слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, в Пицце – разные группы-ингредиентов). Представив Речь в виде пиццы, объясняем, что на ней размещены различные слова. И каждая отдельная группа слов не составляет полностью всю нашу Речь (пиццу), которая является одним целым.
Образец диалога Учителя и учащихся 2 класса на уроке русского языка:
— Когда мы отрезаем от пиццы что-то, как это называется?
Если, например, слова-предметы не составляют полностью нашу Речь, то они являются тем «кусочком» — ЧАСТЬЮ Речи. Именно поэтому в правилах «Имя существительное», Имя прилагательное», «Глагол», «Числительное» и т. п. сначала идет изображение кусочка пиццы. Когда дети по памяти воспроизводят правило, то идентифицируют этот кусочек с ЧАСТЬЮ целого, а если целое — это вся Речь, то «кусочек» — это только ЧАСТЬ РЕЧИ.
Самая первая часть речи, которая изучается учащимися в формате иллюстрации.
Предварительная работа обязательно должна включать в себя пояснение термина «предмет». Школьники, даже понимающие значение этого слова, путаются в определении «предметности» таких существительных как воздух, молния, гром, холод, январь, атмосфера и т. п. Для них достаточно тяжело принять факт существования как предмета чего-то, что они не могут ощутить тактильно. Элементарное слово «запах» повергает ученика в ступор непонимания, как взрослого знание о бесконечности Вселенной.
После успешного усвоения этого этапа работы детям достаточно легко уже обобщать машинку, ель и собаку одним понятием «предмет».
В противоположном случае, стоит провести небольшое сравнение «Осьминога» и «Корабля» по основным признакам на предмет их одушевленности и неодушевленности.
Машина, ель, собака – предметы
Осьминог (одушевленный предмет) – вопрос «Кто?»
Корабль (неодушевленный предмет) – вопрос «Что?»
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Новый элемент – Призрак.
Слово ПРИЗНАК дети не запоминают, а вот изображение Призрака с заменой одной буквы в стиле словарного ребуса им нравится.
Важно помнить, что чем сложней зашифровано слово, тем глубже оно «войдет» в память школьника. Данный парадокс сравним с экспериментом, когда из образа двух людей, память «запечатает» образ человека с более выраженной, если можно так сказать, усложненной дисгармонией черт.
Теперь, при проговаривании правила, учащиеся легко воспроизводят это непонятное для них слово ПРИЗНАК.
К вопросам какой?, какая?, какое?, какие? добавлены картинки (испуганный мальчик «ОЙ», плачущая девочка «АЯ», жест одобрения «ОЕ», возглас каратиста «ИЕ») с той же целью умышленной дополнительной кодировки уже известных детям вопросов. В перспективе, в среднем звене, именно наличие подобных «иконок» позволит вспомнить ключевые моменты правила.
Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Новый элемент – красный круг.
Т. к. на слово «действие» могут возникать тысячи зрительных ассоциаций, связанных с передвижением, перемещением или, наоборот, статичностью любого предмета, за основу иллюстрации «действия» был взят образ светофора. Именно в нем под тремя разноцветными кругами подразумеваются три всем известных действия: «Стой», «Приготовься», «Иди». Красный круг – это олицетворение всех трех цветов одновременно и всех слов-действий в русском языке соответственно. Решение использовать красный круг на красном фоне не совсем случайно, и выбрано для усиления восприятия понятия «действие» на подсознательном уровне, придания ему динамики.
Вопросы глагола – это изображение тех же предметов, производящих уже какое-либо действие. Называя эти предметы в новом качестве, учащийся в обязательном порядке ставит вопрос, отвечает и легко запоминает.
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?, что будет делать?, что делает? и т. д.
Новый элемент – смайлик.
Это правило в русском языке одно из самых труднозапоминаемых. На это есть несколько существенных причин – на протяжении 4 лет практическая работа с Местоимением встречается не так часто, поэтому ей, достаточно простой, части речи, удается сохранить «секретность» своей сущности.
При первичном знакомстве учителю важно сделать акцент на взаимозаменяемости Имени существительного и Местоимения. Местоимению можно придать статус заместителя Имени существительного, обладающего некоторыми функциональными возможностями своего начальника. Все это намного упростит знакомство школьника с этой немного абстрактной частью речи.
Как известно, Местоимение ничего не обозначает, а лишь совершает некоторое указательное действие – в этом и заключается его простота и, как ни парадоксально, сложность понимания. Это правило именно своей легкостью и выбивается из общего стандарта и заставляет учащихся допускать ошибки. Вспоминая текст, дети пытаются его «насытить» всеми типичными фразами, как например – «обозначает», «отвечает на вопросы» и, не находя нужного ответа, т.к. такового нет, путаются и теряются в продолжении воспроизведения.
В представленной иллюстрации правила ключевыми являются две руки: указывающая на предмет и имитирующая желание молчания. При изначально правильном толковании этих жестов и связующего значения с Местоимением, можно гарантировать качественное и результативное запоминание правила. В ином случае, можно добиться нежелательного эффекта синонимичного толкования жеста молчания, как например: «указывает на предмет, но молчит»; «указывает на предмет, но не говорит», «показывает на предмет и не называет» и т. п. варианты. Здесь важно понимание, что вместе с картинкой ученик запоминает и конкретное слово, которое закреплено, «привязано» к ней. И, следовательно, стоит пресекать и настойчиво корректировать воспроизведение не по точному текстовому ряду правила: «Не показывает , а указывает », «не молчит, а не называет ».
Местоимение –это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Сложность в этом простейшем разборе у детей возникает при выстраивании по памяти порядка характеристик каждого звука. Предполагается, что им нетрудно идентифицировать согласный и гласный звуки, но тяжело воспроизвести весь алгоритм, который у гласных и согласных звуков разный. Часто дети пишут на гласный звук характеристику согласного и наоборот. Решение проблемы здесь следующее: на картинке они видят железную дорогу, по которой ходят поезда с согласными и гласными звуками. Путь гласных короче, чем путь согласных, следовательно, характеристика звуковой дороги гласных меньше. Названия станций – это еще один игровой способ сохранить в долговременной памяти звуковую характеристику и порядок ее записи.
Важно, что на момент изучения фонетического разбора, школьники должны более-менее свободно ориентироваться в идентификации гласных и согласных звуков, звонких и глухих, твердых и мягких и их парности, соответственно. Для облегчения данной задачи в данной методике существует свой иллюстрированный материал по безошибочному определению каждой звуковой единицы.
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Изучение данной темы дается детям с большим трудом, а достижение результатов связано с непростыми шагами в преодолении многих сложностей. К ним можно отнести:
— незапоминание названий второстепенных членов предложения, ввиду отсутствия в детском воображении их предметного образа;
— путаница в графическом определении членов предложения;
— неумение ставить вопрос к слову для определения члена предложения;
— смешивание названий частей речи с членами предложения;
— незнание вопросов второстепенных членов предложения.
Одной из основных причин всех перечисленных факторов является отсутствие мотивации у современного школьника и образовательной инициативы, а проще понимания — для чего это необходимо учить.
Исходя из проблемы ошибочного разделения подлежащего и сказуемого при определении грамматической основы, возникла необходимость в определении «якоря», который будет олицетворять целостность и неразделимость двух понятий. Для этого прекрасно подходит образ грузовичка, который так и называется «Грамматическая основа». Кабина – подлежащее, кузов — сказуемое. Две части ОДНОГО ГРУЗОВИЧКА, ОДНОЙ ГРАММАТТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ. Надолго закрепить понятие в памяти учеников помогает фраза «Сколько грузовичков, столько и грамматических основ».
Второстепенные члены предложения изучаются по следующему алгоритму:
Обязательное шифрование самого слова в виде ребуса, для эффекта запоминания. Как показывает практика, простая демонстрация и заучивание названия члена предложения не дает твердых результатов, потому что в словарном запасе младшего школьника отсутствует данное слово, а, следовательно, его лексикология для ребенка достаточно трудна.
Знакомство с Обстоятельством на примере «Любопытной бабули», которая задает массу вопросов : где?, куда?, откуда?, как?, почему?, зачем? и т. п. и закрепление этого образа предметной картинкой.
Шифрование понятия в виде ребуса.
Знакомство с Определением на примере «Полицейского», используя параллельно легенду:
«У Вас пропал велосипед. Вы идете в полицию. Полицейский задает вопросы: Какой велосипед пропал?, Какая рама у велосипеда?, Какое состояние велосипеда?, Какие колеса?
Безусловно, в вопросах ключевой является первая часть, идентичная вопросам Определения, но, благодаря созданной легенде и предметному образу «Полицейского с велосипедом», учащиеся беспроблемно усваивают тему и не путают с другими членами предложений.
Для усиления результата у «Полицейского» есть второе название, отдаленно согласующееся со словом «Определение» — ОПеР.
Знакомство с Определением на примере образа «Эхо». Схожесть с ним обуславливается парностью падежных вопросов.
Образец диалога Учителя с учащимися 2 класса:
— В пустой комнате произнесенное Вами слово возвращается Эхом.
— Это слово возвращается в первоначальном виде?
— Нет, характер его звучания изменен.
Вывод: Эхо ДОПОЛНЯЕТ наш вопрос, возвращая его немного измененным : кого? /чего?; кому? /чему? и т. д.
Графическое определение символов проходит параллельно с изучением каждого члена предложения и не отличается от традиционного метода.
Как объяснить ребенку существительное прилагательное
Что такое существительное, прилагательное, глагол, наречие
При общении мы используем различные слова, строим разнообразные предложения и словосочетания. И вряд ли кто-либо задумывается о том, какие именно части речи он использует в своих разговорах. При произношении того или иного слова не каждому придет в голову анализировать, что это: существительное, прилагательное, глагол или какая-нибудь его форма.
Другое дело, когда нужно разобрать предложение письменно на школьных занятиях. Тут и распределяются слова по разным категориям.
Что такое часть речи?
Все в мире делится на различные категории. Так уж мы, люди, привыкли раскладывать все «по полочкам», чтобы не было и намека на хаос. То же самое мы проделали с наукой. Мы разделяем различные предметы и явления на типы, виды, подтипы и так далее. Конечно, это очень удобно, когда все систематизировано.
Такой подход касается и частей речи. Ведь что они представляют собой? Это слова, которые разделены на различные категории по общим признакам, морфологическим и синтаксическим. Таким образом, они представляют собой части речи (например, имя существительное, прилагательное, глагол и так далее). Каждая из них имеет свои особенности и играет определенную роль в предложениях.
Части речи в русском языке
Всего частей речи десять. Их тоже можно разделить по категориям. В первую входят: имя существительное (мама, подарок, солнце), имя прилагательное (мамино, подарочный, солнечный), имя числительное (одна, второй, трое) и местоимение (она, я, мы, себя). Они обозначают предмет и его признаки.
Следующая категория включает глагол и наречие. Она определяет действия, свойства, признак действия.
Есть части речи, которые называются служебными (частица, предлог, союз). Они соединяют слова и части предложения. Частица придает смысловую и эмоциональную нагрузку.
Как мы видим, части речи (существительное, прилагательное, глагол и т. д.) имеют свои определенные характеристики и выполняют определенные роли в структуре предложений.
Имя существительное
Что это за часть речи? Она предназначена для обозначения предмета. Отвечает на вопросы «кто» или «что». Например: папа, кошка, телевизор, цветы. Также она отвечает и на другие вопросы, в зависимости от склонения по падежам и числам. Например, «кем», «чем» – человеком, деревом.
Существительные бывают разных родов (женский: сила, воля; мужской: баран, лес; средний: полотенце, окно; общий: плакса, врач).
Различаются по числам (бывают единственного и множественного: книга – книги, облако – облака, козел – козлы, стул – стулья, дерево – деревья).
Делятся на одушевленные (белка) и неодушевленные (камень). При этом бывает очень трудно определить, к какому именно виду относится имя существительное. Глагол, прилагательное и другие части речи не делятся на такие виды. Чтобы не ошибиться с тем, одушевленный предмет или нет, нужно выучить некоторые правила.
Что такое имя прилагательное?
Красивый, добрый, замечательный, ясный – все это признаки какого-либо предмета. Эти слова – имена прилагательные. Они отвечают на вопрос «какой».
Как и существительные, прилагательные изменяются по родам: светлый, светлая, светлое (бывают трех видов: мужского — плохой, женского — хорошая, и среднего — умное); по числам: добрый – добрые; падежам: доброму, доброго, добрым.
Бывают они качественные (показывают безотносительные свойства предмета, которые могут быть разной интенсивности, быть в краткой форме и отличаться разными степенями сравнения: белый – бел – белее), относительные (относятся к чему-либо: железный, кирпичный, дверной, оконный) и притяжательные (указывают принадлежность: сестрин, папин, бабушкин).
Мы изучили, что представляют собой существительное, прилагательное. Глагол – следующая часть речи, которая будет рассмотрена в этой статье.
Что такое глагол?
Слова, обозначающие действия, отвечающие на вопрос «что делать» — глаголы. Они имеют признаки числа (сдала – сдали), лица, времени (делал – делаю – сделаю), залога, наклонения (сослагательного), рода (увидел – увидела).
Многие неправильно обозначают количество частей речи русского языка, учитывая некоторые слова. Существительные, прилагательные, глаголы бывают разных видов. И некоторые принимают эти виды за отдельные части речи. Последние — глаголы — имеют разные формы, которые тоже часто воспринимают как части речи. Далее мы уделим им немного внимания.
Формы глагола
Причастие, деепричастие многие воспринимают как отдельные части речи. Но на самом деле они всего лишь являются формами глагола. Причастие обозначает действие (состояние) меняющегося во времени признака предмета. Например: читающий дед. Деепричастие – действие в качестве признака другого действия. Например: сказал, смотря вслед; сделал, оглядываясь назад.
По-другому обстоит дело с инфинитивом. Его, как правило, воспринимают как форму глагола. И правильно делают. Он не имеет признаков лица, времени, числа, залога, а также наклонения и рода. Например: думать, читать, писать, бежать, начать.
Причастие же имеет эти признаки. Оно по характеристикам похоже на прилагательное, глагол. Прилагательное, существительное предложение строят с помощью предметов и их признаков. Причастие же обозначает действие (состояние) в качестве признака предмета, способного меняться во времени. Такой характеристикой оно и отличается от имени прилагательного, с которым его тоже иногда путают.
Причастие бывает действительное (действие совершается самим носителем признака, например — играющий ребенок) и страдательное (признак, возникший из-за воздействия на его носителя, например — гонимые беженцы).
Что такое наречие?
Следующая часть речи, обозначающая признак действия, предмета, отличается хорошим качеством – неизменяемостью. Это наречие. Чаще всего оно относится к глаголу, обозначая признак действия. Например: говорила медленно, смотрела взволнованно. Также часто наречие обозначает признак признака (например: ярко накрашенные глаза, очень странный сюжет), реже — признаки предмета (например: шаг вперед, чтение вслух).
На различные виды делятся многие части речи. Например, существительное, прилагательное, глагол. Наречие же делится на разряды. Всего их шесть.
Заключение
В данной статье мы рассмотрели некоторые части речи: существительное, прилагательное, глагол и наречие. Каждая из них имеет свои особенности и влияет на построение предложений, поэтому они так важны и нужны. Не зря они называются частями речи. Это компоненты предложения, без которых его нет.
Русский язык для детей
Школа сегодня объясняет детям падежи, начиная со второго-третьего класса. Хотя раньше понятие падежей вводилось только в пятом классе. И не случайно — ребенку 10 лет обяснить падежи гораздо проще, чем ребенку 8-9 лет. Поэтому в классе большинство детей не понимают смысла падежей, и не могут склонять слова по падежам. И часто просят объяснить понятие падежей своих родителей. Надо подойти к вопросу творчески и объяснить падежи на понятных ребенку примерах.
Казалось бы такие простые понятия — и падежей всего 6, но дети запоминают падежи с трудом. Предлагаем несколько нехитрых способов объяснения падежей.
Как объяснить ребенку падежи легко и просто
Что будет если падежей не станет?
Попробуйте использовать в предложении все существительные в именительном падеже. Например: «Мама ест каша» или «Папа читает газета». Ребенок уточнит — почему маму ест каша? Или «почему газета читает папу?» Так не может быть. Тогда вы объясните ребенку, почему так важно — какое окончание у слова.
А окончание слова обозначает определенный падеж. То есть фактически падежи нужны для управления окончаниями слов и помогают нам в речи подчинять одно слово другому. Отсюда и название — падеж! Падать вниз перед главным словом.
Самый главный — именительный падеж
А самым главным словом в предложении является слово в именительном падеже. Главное, именительное слово. Оно отвечает на вопрос «кто?» или «что?». Обычно к этому слову есть действие. Например, «Мама ест.» Мама — это слово (существительное) в именительном падеже.
Все шесть падежей подробно
Далее быстро перечисляем остальные падежи:
Как объяснить ребенку эти падежи? Обращаем внимание ребенка на название каждого падежа.
Родительный — родил, родитель. И вопрос можно поставить такой «нет кого? чего?» Сейчас пока нет — но «родим, и будет«. Родительный падеж.
Например, «Сегодня у нас будет репетиция оркестра». Слово «оркестр» здесь находится в родительном падеже. Потому что от главного слова «Репетиция» мы можем задать к этому слову вопрос «чего?»
Следующий падеж «Дательный«. От слова «Давать». От главного слова, которому подчиняется слово в дательном падеже, мы можем задать к этому слову вопрос «дать кому?» «дать чему?» (например, ход, путевку в жизнь и т.д.)
Пример: «Ребенку надо объяснить падежи». Здесь слово «ребенку» находится в дательном падеже «кому?». Стоит объяснить ребенку, что иногда в предложении нет главного слова. А бывает есть только одно главное слово. Например, в предложении «Туман».
Падеж «Винительный» — самый проблемный падеж для объяснения детям. Дети очень часто путают винительный падеж с именительным падежом или с родительным падежом. Ведь слово в винительном падеже отвечает на вопрос «кого?» или «что?«. Однако есть важная деталь — окончание слов и их иерархия в предложениях. Рассмотрим ее на примерах.
«Курица снесла яйцо» — «яйцо» не главное слово в предложении, хотя и отвечает на вопрос «что?» Значит, слово «яйцо» стоит в винительном падеже.
«Мама ест кашу» — «что?» кашу — винительный падеж. Это слово имеет окончание «у«, отличное от окончания этого слова в именительном падеже «а«.
«Мама положила ложку каши» — а вот тут мы имеем дело с родительным падежом. Потому что можем задать вопрос «чего». «Ложку чего?» — «каши».
«Мама увидела девочку» — слово «девочка» стоит в винительном падеже. Винить «кого?» девочку. А вот если бы можно было бы задать вопрос «нет кого?» — характерный для родительного падежа, то и окончание слова «девочка» поменялось бы на «девочки«.
Итак, объясняем ребенку значение винительного падежа — винить. Поэтому вспомогательный вопрос «винить кого?» «винить что?«. В родительном падеже вспомогательный вопрос «Нет кого?» «нет чего?«.
Соответственно, вот слово «мышь» в винительном и в родительном падежах:
«мыши» — родительный падеж (нет кого? мыши)
«мышь» — винительный падеж (винить кого? мышь).
Слово «яблоко» в винительном и в родительном падежах:
«яблока» — родительный падеж (нет чего? — яблока)
«яблоко» — винительный падеж (винить что? — яблоко).
Творительный падеж. Самый красивый падеж. Помогает творить. И вопрос соответствующий «сделано кем?» «сделано чем?«. Можно придумать более близкое к названию творительного падежа «сотворено кем?» «сотворено чем?«
И самый последний падеж «Предложный«. Если объяснить ребенку этот падеж с точки зрения «предложения» — станет понятным. То есть «предложный» — предлагать и «договариваться о ком? о чем?«
Мы весело болтали, сидя на бревнах («договариваться о чем?» о бревнах)
Маша рассказала в классе о папе. — слово «папе» в предложном падеже: «о ком?» о папе.
Как правило, предложный падеж легко распознать по предлогу перед ним. Еще и поэтому он имеет название «предложный» Например, если мы скажем «Маша рассказала сказку папе» — то слово папе тут будет в дательном падеже, а вот если мы скажем «Маша рассказала сказку о папе» — то тут есть предлог и слово папе стоит в предложном падеже. Очень важно обратить внимание ребенка на это обстоятельство, так как и в дательном, и в предложном падежах окончание слов одинаковое.
Все зависит от контекста. Вот почему мы обращаем внимание детей, что падежи — подчиняют слова в предложении, они не существуют сами по себе. В этом и смысл. Однако, мы вполне может просклонять любое существительное по падежам, но тут мы сразу задаем соответствующие вопросы.
Если мы просто напишем слово в разных падежах, мы не поймем в каком падеже оно стоит.
мышь, мыши, мыши, мышь, мышью, о мыши.
А вот так, когда мы задаем вопрос:
Теперь все становится понятно. И в предложении ребенок будет задавать вопрос к каждому слову и легко определит, в каком падеже стоит слово.
Порядок падежей при склонении
Как объяснить ребенку порядок падежей при склонении.
П — Предлоги давали.
Так в голове у ребенка уложится порядок падежей и сразу запомнится их смысл.
Имя прилагательное – что это за часть речи, какие у нее есть постоянные и непостоянные признаки и что про нее надо знать
Самостоятельная часть речи, обозначает признак предмета.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.
Уверен, что вам тут не все понятно, поэтому поясняю. Самостоятельная – то есть у нее есть лексическое значение и к ней можно задать вопрос. Когда вы произносите какое-то прилагательное, вы понимаете, что оно значит, что-то рисуете себе в голове: красивый – ясно, что не уродливый, большой – то есть крупного размера, красный – вы представляете именно красный, а не желтый.
К прилагательным можно задать либо вопрос «какой?», либо «чей?»: (какой?) чужой, родной, бездомный, волевой, синий; (чей?) волчий, заячий, соседский.
Обозначать признак предмета – значит зависеть от имени существительного. Дом (какой?) кирпичный, рыба (какая?) соленая, совесть (какая?) чистая. Признак действия прилагательное не может обозначать, поэтому от глагола оно никогда не зависит. От глаголов зависят только наречия.
Три разряда прилагательных
Качественные – их большинство. Они обозначают качество предмета. Например, у меня какие качества? Я сообразительный, умный, ловкий, красивый, талантливый, скромный. У комнаты какие могут быть качества? Просторная, светлая, темная, мрачная и пр.
Главный признак качественных – у них есть степени сравнения. То есть можно сказать: красивый – красивее – самый красивый, мрачный – мрачнее – самый мрачный, светлый – светлее, самый светлый.
Относительные – они обозначают такие признаки, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени. Как правило, материал. Например, кирпичный дом. Дом не может быть более кирпичным или самым кирпичным. Деревянный стол – он не станет более деревянным.
Притяжательные – с ними все просто, они обозначают принадлежность одного предмета другому: мамино платье, лисья нора, отцовский полушубок.
Постоянные признаки прилагательных
Когда вы делаете морфологический разбор прилагательного, в постоянных признаках надо указывать только разряд. То есть качественное, относительное или притяжательное. Других постоянных признаков нет.
Обратите внимание, у существительных род – постоянный признак, а у прилагательного – непостоянный. Существительное «рюкзак» – мужского рода. Как сделать из него существительное женского рода? Никак. А вот прилагательное «удобный» может легко принимать форму женского и среднего рода: удобная, удобное.
Непостоянные признаки
Эти признаки определяются по существительному, от которого прилагательное зависит.
Падеж. Направляю вас на свою статью про косвенные падежи, я объясняю там, как их сразу запомнить. Причем запомнить и порядок, и вопросы. Прочитайте, вы сможете определять падеж и у существительных, и у прилагательных.
Число. Множественное: синие озера, дикие звери; единственное: штормовой ветер, белая береза, ясное солнце.
Род. Может быть мужской: колокольный звон; женский: алая нить; средний: белое облако. Род определяется только в единственном числе, во множественном его нет.
Если у вас прилагательное качественное, надо указать еще два признака.
Степень сравнения: положительная (зеленый), сравнительная (зеленее, более/менее зеленый), превосходная (самый зеленый, зеленее всех). Выше я уже ссылался на статью про степени сравнения, прочитайте.
Краткая или полная форма. Если краткая – можно задать вопрос «каков?»: ловок, свеж, проворен. Если полная – вопросы будут «какой?», «чей?».
Как не путать прилагательные с местоимениями
Местоимения указывают на признак, но не называют его. И без контекста нельзя понять, о чем вообще речь. Например, фраза: «У меня такая же кошка» – слово «такая» отвечает на вопрос «какая?», но вы поняли, о каком признаке идет речь? О том, что кошка белая, или пушистая, или еще какая-нибудь? Непонятно.
Понятно будет, если прочитать весь диалог:
– У меня сиамская кошка.
– У меня такая же.
В этом диалоге «сиамская» – прилагательное, оно отвечает на вопрос «какой?» и обозначает признак предмета. А «такая» – определительное местоимение, оно указывает на признак, но не называет его.
Как не путать прилагательные с причастиями и деепричастиями
Прилагательное может отвечать только на один вопрос – «какой».
Причастие может отвечать на два вопроса: «какой?», «что делающий?»: играющий, зовущий, вспоминавший, мелькавший.
Проверяйте себя так. Если можно сказать «то есть он что делает?» – то это причастие. Смотрите: танцующий – то есть он что делает? Танцует. Горевший – то есть он что делал? Горел. Построенный – то есть с ним что сделали? Построили.
Про прилагательные так сказать нельзя: просторный – то есть он что делает? Ничего, он просто просторный.
Деепричастие отвечает на два вопроса: «как?», «что делая?»: играя, танцуя, читая, строя, сыграв, потанцевав, построив.
Думаю, комментарии не нужны, деепричастие с прилагательным спутать сложно.
Не с прилагательными
В школе очень много упражнений на тему «Не с прилагательными». У меня вышла на эту тему отдельная статья, загляните. Я постарался там объяснить все тонкости простым языком.
Это была первая статья про прилагательное, скоро будут еще. Пишите вопросы, если есть, отвечу.