Как объяснить ребенку что такое прямая луч отрезок
Урок–путешествие по математике «Луч. Отрезок. Прямая»
Цель:
Оборудование. Учебник «Математика», 2-й класс (1–4), часть 2 (авт. Л.Г.Петерсон. – М.: Ювента, 2002. – 96 с.: ил); матросские шапки (сделанные детьми); иллюстрация «Море»; цветные карандаши; три клубка ниток; ножницы; банка с водой и «веревочная лестница»; мультимедийное сопровождение (предметные картинки: осьминог, акула, дельфин, кит, корабль).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы урока.
Учитель. Сегодня на уроке, мои дорогие мальчики и девочки мы отправимся в уникательное путешествие за новыми знаниями, которые нам предстоит открыть самим. А на каком транспорте мы отправимся, вы узнаете из загадки.
Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз
Не с ума ли он сошел
Прямо по морю пошел.
У. На чём же мы отравимся в путешествие?
Дети. На корабле.
У. Да, мы отправимся в путь, вот по этому морю, вот на таком корабле.
На уроке за работу вы будете получать вот такие ракушки, по которым вы получите оценку. (У каждого ребёнка на парте лежат ракушки, которые он будет откладывать за каждый правильный ответ).
(Показ модели корабля и иллюстрации «Море»)
У. Что вы видите?
Д. На доске мы видим 3 линии.
У. С какой из трех линий вы уже знакомы?
Д. Со второй линией.
У. Что предстоит нам узнать?
Д. Как называются 1-я и 3-я линии и познакомимся с их свойствами.
У. Цель ясна! Мы на корабле.
Итак, в путь! Наденьте матроски.
(Дети надевают матросские шапки).
У. На корабле вы матросы, а я ваш капитан.
Но что такое? Наш корабль не заводится. А чтобы он завелся нам нужно заполнить судовой журнал, т.е. тетрадь, в которой вы будете вести все необходимые записи.
Откроем судовой журнал и запишем число и месяц, когда мы отправляемся путешествовать.
(Дети записывают число)
3. Чистописание.
У. 657 – расскажите все об этом числе.
Д. (Ответы детей).
У. Что записано во второй строчке?
Д. Трёхзначные числа.
У. Что нужно найти?
Д. Закономерность.
У. Найдите закономерность и запишите следующие 3 числа.
У. Молодцы ребята. Наш корабль заводится.
4. Решение задачи на смекалку.
У. Итак, наше путешествие начинается.
Наш парус ветер подгоняет
Корабль скользит по ласковой волне
Вон за бортом дельфин играет
Резвязь в прозрачной глубине.
Но что такое? К нам подплывают дельфины. (рис. Дельфин).
Ребята! Дельфины нам сообщает, что около острова к которому мы подплываем ждет огромный осьминог. Он не подпустит нас к острову, если мы не решим его задачу на смекалку. (рис. Осьминог).
Океан спокоен. Идет прилив. Он каждый час поднимает воду на 15 см.
Через сколько времени окажутся в воде три ступеньки веревочной лестницы.
(Обсуждение в группе).
Д. Ответы детей.
У. Берёт банку с водой. Опускает «верёвочную лестницу». (Ответ: нисколько, т.к. с водой поднимается корабль, а с ним и верёвочная лестница).
5. Физкультминутка.
У. Ну что можно смело отправляться в путь. Я вижу, что к нам подплывает рыбка. Она предлагает нам отдохнуть.
(Заранее подготовленный ученик, переодетый в рыбку, проводит физкультминутку).
Рыбки весело резвятся,
В чистой тепленькой в воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с новым материалом. Практическая работа.
У. Наше путешествие продолжается. Мы подплываем к острову, где живет огромный осьминог. К острову он нас подпустил, но нам нужно высадиться на него и открыть клад с новыми знаниями. Зачем мы и отправились.
У. Внимание на доску.
а) Вы уже сказали, что знакомы со второй линией, которая называется …
Д. Отрезком.
У. Что знаете об отрезке?
Работа в четверках:
Д. Есть начало и есть конец.
У. Могу ли я отрезок продолжить вправо? Влево?
Д. Нет.
У. Возьмите клубок и ножницы и отрежьте отрезок от нити.
Д. (Дети выполняют практическую работу).
Вывод: Отрезок имеет начало и конец.
У. А как же называется первая линия? Откройте учебник на странице 7 и найдите № 1.
Д. Пряма линия.
У. Посмотрите на прямую внимательно. Что вы заметили?
Д. Нет начала и нет конца.
У. Возьмите двойной клубок. Могу ли я прямую продолжить вправо? Влево?
Д. Да. (Дети выполняют практическую работу).
У. До каких пор? (До бесконечности).
Вывод: Прямая – не имеет ни начала ни конца, ее концы можно продолжать до бесконечности.
У. А сейчас давайте пронаблюдаем за третьей линией, которая называется …
Д. Луч.
У. Что заметили?
Д. Есть начало, но нет конца.
У. Могу ли я начало луча продолжить?
Д. Нет
У. Могу ли продолжить конец луча?
Д. Да.
У. Возьмите ножницы, разрежьте двойной клубок.
Д. (Дети выполняют практическую работу).
У. Сколько лучей получилось?
Д. Два.
У. Что мы можем сделать?
Д. Конец луча продолжить до бесконечности.
Вывод: Луч – это часть прямой, который имеет начало, но не имеет конца.
У. Молодцы! Осьминог вами доволен. Посмотрите как он улыбается всем.
Но к острову подплывает акула. Она не даст нам отплыть от острова, если мы не выполним её творческого задания. (рис. акула).
7. Творческое задание по рядам.
У. Начертите:
1-й ряд – прямую;
2-й ряд – отрезок;
3-й ряд – луч;
поставьте на прямую, отрезок, луч 2 точки. Что же у вас получилось?
Работа в паре.
1-й ряд – отрезок и 4 луча.
2-й ряд – 5 отрезков.
3-й ряд – 3 отрезка и 3 луча.
У. Акула за вас очень рада. Она отплывает. А мы смело можем отправляться обратно.
8. Закрепление нового материала.
Пусть бушуют волны крутые
В лохматых тучах небосвод
Не страшны нам штормы седые
Плывем мы вперед и вперед:
Ребята! Надвигается шторм! По левому борту большой кит. (рис. кит).
9. Д. Игра: Море волнуется.
У. Чтобы море успокоилось нужно выполнить задание кита. Решить задания из учебника.
Задание на стр. 7 № 2, 3.
Проверка по ключу. Кит доволен вами и желает вам счастливого плавания.
10. Итог урока.
У. Слышите! Шторм стихает. И наше путешествие подходит к концу.
Мы подплываем к последнему пункту – к Земле, где нам предстоит высадиться, но высадиться тот, кто сможет продолжить мою мысль, он и высаживается с корабля.
(Ученики ответившие верно снимают матроску).
У. Линия которая имеет:
11. Домашнее задание.
По учебнику стр. 7 № 5.
12. Оценивание.
Молодцы все! Но лучшие матросы встаньте, которые заработали самое большое количества ракушек. Вы получаете оценку «5».
Основы геометрии
Геометрия — это раздел математики, изучающий геометрические фигуры и их свойства.
Познакомимся с основными геометрическими понятиями, изучаемыми в начальной школе.
Точка
Точка — это основная и самая простая геометрическая фигура.
В геометрии точка обозначается заглавной латинской буквой или цифрой. Многие латинские буквы по написанию похожи на английские буквы.
В тексте точку обозначают следующим символом: « (·) A » — точка « А ».
Прямая
Прямая — это самая простая геометрическая фигура, которая не имеет ни начала, ни конца.
Слова «не имеет ни начала, ни конца» говорят о том, что прямая бесконечна.
Способы обозначения прямых
Способы обозначения лучей
Отрезок
Основное свойство отрезка — это его длина.
Длина отрезка — это расстояние между его концами.
В математике отрезок обозначается заглавными латинскими буквами.
Ломаная
Ломаная — это геометрическая фигура, состоящая из точек, которые соединены отрезками.
Вершины ломаной — это точки, в которых соединяются отрезки, образующие ломаную.
Звенья ломаной — это отрезки ломаной.
В математике ломаная обозначается заглавными латинскими буквами.
Чтобы найти длину ломаной, необходимо сложить длины всех её звеньев (отрезков), из которых она состоит.
KLCM = KL + LC + CM = 3 см + 2 см + 2 см = 7 см
Вот мы и познакомились с основами геометрии. Теперь мы готовы рассмотреть не менее важную геометрическую фигуру — угол.
Математика. 5 класс
Конспект урока
Прямая, луч, отрезок
Перечень рассматриваемых вопросов:
— понятия «прямая», «луч», «отрезок»;
— отличия прямой, луча, отрезка;
— прямая, луч, отрезок на чертежах, рисунках и моделях.
Отрезок – часть прямой, ограниченный двумя точками.
Концы отрезка – точки, ограничивающие отрезок.
Никольский С. М. Математика. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. // С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников и др. – М.: Просвещение, 2017. – 272 с.
1. Чулков П. В. Математика: тематические тесты. 5 класс.// П. В. Чулков, Е. Ф.Шершнёв, О. Ф. Зарапина. – М.: Просвещение, 2009.–142 с.
2. Шарыгин И. Ф. Задачи на смекалку: 5-6 классы.// И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин.– М.: Просвещение, 2014. – 95 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Основными геометрическими фигурами принято считать плоскость, прямую и точку, все остальные фигуры образуются из них или их частей, поясним сказанное на примерах. Начнём с того, что различные геометрические фигуры располагаются на плоскости. Представление о плоскости даёт нам, например, поверхность стола или школьной доски. Стоит отметить, что эти поверхности имеют края. У плоскости нет краёв. Она безгранично простирается во всех направлениях.
Введём ещё одно понятие – прямая. Её обозначают малой латинской буквой (например, а) или двумя заглавными буквами (например, АВ, если на прямой отмечены соответствующие точки).
Стоит заметить, что прямая линия не имеет ни начала, ни конца, поэтому её изображение можно продолжить в обе стороны. Две различные прямые могут иметь только одну общую точку, в этом случае говорят, что прямые пересекаются.
Две различные прямые на плоскости могут и не пересекаться, сколько бы их не продолжали, такие прямые называют параллельными.
Параллельные прямые можно легко построить с помощью линейки и угольника, передвигая его вдоль линейки так, как показано на рисунке.
Через любые две точки можно провести только одну прямую.
Выполним построение. Для этого отметим две точки А и В и проведём через эти точки прямую b.
Провести через точки А и В другую прямую, отличную от прямой b, нельзя.
Используя прямую и точку в виде деталей геометрического конструктора, можно создавать новые геометрические объекты.
Например, начертим прямую с и отметим на ней точку А. Точка А разделила прямую на две части.
Каждую из этих частей называют лучом, исходящим из точки А.
Итак, луч – это прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца.
Луч следует обозначать двумя заглавными буквами латинского алфавита, при этом на первое место надо ставить обозначение начала луча. Например, АВ, как в нашем случае, где точка А – начало луча.
Переставлять буквы в названии луча нельзя.
Теперь рассмотрим ещё одно важное геометрическое понятие – отрезок.
Отрезком называют часть прямой между двумя точками. Отрезок обозначают АВ или ВА. При этом точки А и В называют концами отрезка АВ.
В отличие от луча, в названии отрезка переставлять буквы допустимо, поэтому его можно обозначить как АВ, так и ВА.
Заметим, что два отрезка называются равными, если они совмещаются при наложении.
Итак, сегодня мы познакомились с понятиями прямая, луч, отрезок, как одними из основополагающих понятий в геометрии.
Помимо геометрии, мы можем встретить слово «луч» и в других научных областях.
Разбор решения заданий тренировочного модуля
№ 1. Тип задания: добавление подписей к изображениям.
Разместите нужные подписи к изображениям.
Для выполнения задания обратитесь к теоретическому материалу урока.
№ 2. Тип задания: подстановка элементов в пропуски в тексте.
Вставьте в текст нужные слова.
Через__________ две____________ можно провести только одну _________.
Слова: любые; точки; прямую; ломаную.
Правильный ответ: через любые две точки можно провести только одну прямую.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Луч и отрезок»
Марина Губирова
Конспект НОД по математике в старшей группе «Луч и отрезок»
Тема: «Луч и отрезок».
Цель: Познакомить детей с лучом и отрезком,закрепить состав числа 7и знания числового ряда, продолжать работу по составлению математических историй и в преобразовании их задачи,развивать логическое мышление,внимание,память,речь. Воспитывать доброту,взаимопомощь,умение слушать и слышать друг друга.
Демонстрационный материал: мальберт,кукла –Фея,плоскостные фигуры: Красной Шапочки, Ивана Царевича,Злого волшебника,Вини-Пуха,кролика,пяточка,медведя,воздушные шары.
Раздаточный материал: карточки случом и отрезком, альбомные листы,геометрические фигуры.
Игровая мотивация: «Злой волшебник спрятал волшебную палочку Феи в королевстве математике. Нужно ей помочь найти палочку.
Ход занятия:
1.Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
-Какие сказки вы любите?
У меня тоже есть любимая сказка. Вы её узнаете, если отгадаете загадку.
С Пяточком он ходит в гости,
Любит мёд варенье просит.
Это кто скажите вслух!
Да, это сказка Вини-Пух и написал её английский писатель Алан Александр Милн.
-Кто живёт в этой сказке? (Вини-Пух,Пятачок,Кролик).
Воспитатель: А вот они тоже пришли к вам и принесли шары. Каждый из них принёс по воздушному шарику. И если послушайте внимательно узнаете,у кого какой шарик был.
У Пятачка был шар не жёлтый и не зелёный, а у Вини-Пуха не зелёный.
-Угадали, у кого какой шар был (У кролика зелёный, у Пяточка красный, у Вини-Пуха жёлтый).
2. Появляется Фея, здоровается.
Фея: Я слышала, что вы любите и знаете много сказок. Но вот беда, все эти сказки перепутал злой волшебник. Я не могу им помочь, так как он спрятал мою волшебную палочку в королевстве математики. А я не знаю, где находится это королевство.
Воспитатель: Фея, а мы тебе поможем. Наши дети знают, где находится это королевство математики. Ребята, поможем Фее? (Да, поможем).
Тогда сядем все на волшебный ковёр-самолёт, и он понесёт, куда мы пожелаем.
По дороге встречаем девочку.
-Как вы думаете, из какой сказки она? (Красная Шапочка)
Она не находит свою сказку, нужно ей помочь. И для того, чтобы она попала в свою сказку,нужно решить одно задание:
-Посмотрите все сюда-это числовой ряд и здесь цифры стоят не по-порядку, нужно их расставить от 1 до 10, в порядке возрастания. Вот мы и решили задание, и Красная Шапочка нашла свою сказку.
3. Мы отправились дальше, навстречу выбежал медведь.
Вос –ль: В каких сказках живет медведь?
Вос –ль: А этот медведь из сказки «Краденое солнце». Как вы помните, в этой сказке медведь должен отобрать у крокодила солнышко пока не проглотил. Но медведь не знает по какой дорожке ему лучше идти, чтобы скорее найти сказку.
Кто знает, как они называются?
Дети: Прямая, волнистая, ломаная.
Вос –ль: И по какой же дорожке ему лучше идти и почему?
Дети: По прямой дорожке. Он без преград найдет свою сказку.
Медведь побежал по прямой дорожке и нашел сказку, отобрал у крокодила солнышко. Вот оно теперь солнышко, светит и нас греет.
Вос –ль: Чем согревает солнышко?
Вос –ль: И в математике есть такие линии, которые тоже называются лучами. Луч берет свое начало от точки и продолжается до бесконечности. Поняли ребята, что такое луч?
— Луч – это прямая, у которой есть начало, но нет конца.
-А вот эта линия называется отрезком. Отрезок отличается от луча тем, что у отрезка есть начало и конец. Значит, прямая, у которой есть и начало и конец называется отрезком.
-У вас на столе лежат карточки с линиями. Переверните их и внимательно посмотрите.
-Теперь поднимите луч.
-Почему вы думаете, что это луч?
-А теперь поднимите отрезок
-Почему вы думаете, что это отрезок?
Солнце глянуло в окно,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре
И на месте пошагать.
А потом на носок потянуться,
Все мы делаем зарядку.
4. Вос –ль: А теперь сели и отправимся дальше, мы встречаем Ивана Царевича. Как вы думаете, из какой он сказки?
Дети: Царевна – лягушка
Вос –ль: Для того, чтобы он попал в свою сказку,нам надо решить такое задание: Посмотрите на картинку. Кого вы видите?
Вос –ль: Надо про этих цыплят придумать историю.
А теперь эту историю надо переделать в задачу.
Сейчас будет задание посложнее, послушайте внимательно:
Яблоки в саду поспели.
Мы отведать их успели,
Пять румяных, наливных,
Вос –ль: Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились. Иван Царевич нашел свою сказку.
5. Ой, ребята, а вот и королевство математики. Давайте приземлимся. Хотя мы нашли королевство, ворота заперты и они не открываются, пока мы не найдем подходящие ключи. На самом верху висит ключ с числом 7. Нужно подобрать такие два ключа с числами, где в сумме получится число 7.
Дети находят ключи. 1и 6,2и 5,3и4.
6. Вос –ль: Замок открылся, ворота распахнулись. И мы в королевстве математики. А нам навстречу выходит Злой Волшебник.
— Отдай нам, пожалуйста, волшебную палочку Феи.
Злой Волшебник: Ишь вы, захотели волшебную палочку? Я так запутал дорогу, как же вы нашли королевство?
Фея: Злой Волшебник,ребята отлично справились со всеми твоими заданиями: расставили все цифры по порядку; знают линии – прямые, волнистые; познакомились и с лучом и с отрезком; правильно подобрали ключи к королевству математики.
Злой Волшебник: Ну, тогда еще одно задание для вас, если справитесь, получите волшебную палочку. У вас на столе в конверте лежат разные фигуры. Составьте из этих фигур на альбомном листе картинку.
Злой Волшебник: Какие вы молодцы, справились и с этим заданием, и я тоже не хочу быть больше Злым Волшебником, теперь я добрый. Вот ваша волшебная палочка.
Фея: Ой, спасибо вам, ребята! Теперь я могу сделать много добрых дел и помогать всем. А вам за помощь, вот мой сюрприз.
(Размахивает волшебной палочкой и появляются под
«Поможем Буратино вернуть ключик». Конспект итоговой НОД по математике в старшей группе Образовательная область: Познание. Цель: развитие и активизация умственной деятельности детей, применение полученных знаний при выполнении.
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы «Числовой отрезок» Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной группы «Числовой отрезок» Приоритетная образовательная область: «Познание» Цель: Формирование.
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Отрезок, прямая, точка» Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе. Тема: Отрезок. Точка. Прямая педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии,.
Конспект НОД по математике с элементами театрализации «В гости к Старичку-Лесовичку» в старшей группе Автор: воспитатель Косолапова Елена Владимировна Цель: Совершенствование навыков счета в пределах 7, закрепление знаний цифр от 1 до 7.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Путешествие в лес» Задачи: 1. Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10; закреплять умение сравнивать 4 предмета по высоте и раскладывать.
Конспект НОД по математике в старшей группе «Заюшкина избушка» Задачи: Закрепить знания геометрических фигур, навыки решения простейших задач. Развивать смекалку, зрительную память, воображения. Способствовать.
Конспект открытого занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с понятием «отрезок линии» Тема: Знакомство с понятием «отрезок линии или «отрезок прямой». Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.
Занятие по формированию математических знаний в подготовительной группе «Прямая. Луч. Отрезок» с анимационными слайдами Конспект по формированию математических знаний в подготовительной группе «Прямая. Луч. Отрезок» (с анимационными слайдами) Образовательная.