Как объяснить ребенку что такое пульс
Нормальный пульс человека: показатели, правила измерения
По частоте, ритмичности и силе колебательных ударов крови можно судить о физическом здоровье человека в целом, фиксировать опасные сердечные нарушения, определять эффективность спортивных тренировок. Изменение пульса — симптомы многих угрожающих жизни состояний и заболеваний, поэтому важно знать физиологические нормы. Для людей разного возраста они различаются.
Почему пульс называют артериальным
Артериальное русло принимает весь объем крови, который выталкивает сердечная камера в момент сокращения. Периоды систолы — увеличения давления при выходе крови сопровождаются ритмичными ударами. Последующие за ними этапы расслабления миокарда для нового наполнения кровью — диастолы, позволяют определять частоту и силу этих толчков. Колебания, которые совершают артериальные стенки, и называют пульсом. Повреждения этих сосудов, особенно крупных, наиболее опасны, так как сопровождаются массивным быстрым кровотечением.
Чем сильнее толчки пульса, тем больше ток крови по артериям, активнее снабжение кислородом внутренних органов и общий метаболизм. Главную «ударную» силу обеспечивают стенки левого желудочка миокарда. Важное значение имеют следующие характеристики пульса:
Нарушение одного или нескольких пунктов сигнализирует об острой либо хронической патологии. Изменение пульсовых интервалов, например, — признак сердечной аритмии. А увеличение или снижение скорости говорят о гипертонии или гипотоническом состоянии.
Как правильно измерять пульс
Волнообразные колебания крови явно ощутимы при касании определенных частей тела. Тех, под кожей которых расположены крупные артериальные сосуды. Для измерения частоты и оценки ритмичности пульса следует прикладывать пальцы: фиксируя их в одной точке достаточно плотно, но без сильного надавливания. Зоны, в которых нужно проверять пульсацию:
сонная артерия: точка на передней поверхности шеи, справа, под челюстью;
лучевая артерия: с внутренней стороны запястья левой или правой руки;
височная артерия: на стороне левого или правого висков;
плечевая артерия: на внутренней поверхности локтевого сгиба;
подколенная: в области подколенных сгибов ног;
бедренная: в месте соединения таза и нижних конечностей.
Точность измерения одинакова у всех способов. Самыми популярными методами остаются фиксации пульса на запястье или шее. Чтобы подсчитать его частоту, важно пользоваться секундомером или электронным таймером. Применяемый интервал времени: 1 минута. Измерять необходимо в состоянии покоя, желательно до приема пищи: например после пробуждения или в период отдыха.
Ритм и силу наполнения ударов без использования специальных приборов оценить невозможно. Но при ручном способе резкие изменения характера пульсации ощутимы. В норме она размеренная, с одинаковыми интервалами, без учащения и замирания. Если толчки крови прощупываются плохо, слишком слабые или неравномерные — это неблагоприятный признак. Следует пройти подробную диагностику.
Какой пульс считается нормальным
Существующая общая норма показаний количества ударов в минуту для здоровых людей: 60–80. Это цифры для определения пульса в состоянии покоя. Как правило, они соответствуют частоте сердечных сокращений. Многие врачи считают необходимым расширить этот диапазон, добавив к крайним значениям по 10 единиц. То есть, определять как норму показатели от 50 до 90 ударов в минуту. Такой разброс объясняется физиологическими различиями людей, особенностями работы сердца и сосудов у разных возрастных групп. Кроме того, нормальный пульс зависит от образа жизни. У спортсменов и просто физически активных людей он несколько выше, чем у привычно спокойных. Женские показатели также отличаются в сторону увеличения.
Частота пульса неизменно возрастает при физических нагрузках, острых стрессовых нагрузках, нервном напряжении. Это нормальная реакция организма. Когда активность и воздействие сторонних факторов снижаются, сердце постепенно нормализует сокращения. Для здоровых людей период возвращения к обычной частоте пульса составляет не более 10 минут. При наличии патологий, особенно эндокринных или сердечно-сосудистой, увеличенная пульсация сохраняется дольше. Сильную тревогу должны вызывать беспричинные нарушения в состоянии покоя. Периодическое появление брадикардии, тахикардии и других нарушений могут быть первичным признаком ишемии, гипоксии, интоксикации и других опасных состояний.
У беременных женщин частота пульса ближе к верхней границе: 80–90 ударов. Это объясняется давлением растущей матки на диафрагму, изменением гормонального фона. У людей с избыточным весом также отмечается усиление сердечных сокращений. А ожирение часто провоцирует развитие тахикардии из-за высокой нагрузки массы тела на сосуды и сердце.
У детей иные нормы пульса, чем у взрослых. У младенцев он достигает 140 ударов в минуту, постепенно снижаясь по мере развития организма. К 6 годам сердце дошкольников бьется с силой 100 ударов, а приблизительно к 16 годам достигает показателей взрослых.
Как объяснить ребенку что такое пульс
«Только сердце больного человека бьется как часы» Джеймс Маккензи, 2010г.
«При помощи пульса можно узнать существование в организме болезни и предвидеть грядущие». Герофил Халкедонский, ок. 335 до н.э.
В экстренных ситуациях чаще используют исследование каротидного пульса: на сонной артерии, расположенной в области шеи, ниже подъязычной кости и кнаружи от щитовидного хряща (см.картинку).
При данном методе измерения следует мягко пальпировать артерию, при этом обследуемый должен сидеть или лежать. Чрезмерное сдавление сонных артерий может привести к обмороку или ишемии мозга. Нельзя пальпировать обе сонные артерии одновременно!
Можно научиться считать ЧСС и через фонендоскоп, но в этом случае Вам, скорее всего, понадобится консультация специалиста, так как выслушиваются два тона и надо различать, какой из них первый, по которому собственно ЧСС и считается. Подсчитывается количество колебаний сосудов за 15 секунд и умножается на 4 или за 10 секунд и умножается на 6.
Итак, будем исходить из того, что Вы уже умеете считать пульс у своего малыша.
Учащение ЧСС (тахикардия).
В связи с эластичностью грудной клетки, тонким подкожно-жировым слоем у ребенка, даже при небольшом учащении пульса, можно увидеть вибрацию передней грудной стенки, синхронную с сокращением сердца, что порой пугает родителей. Растущему организму необходим интенсивный обмен веществ, высокая потребность в кислороде. Поэтому, чем младше ребенок, тем ЧСС у него выше. Это знают все. Но где та граница, превышение которой уже нормой не является – это важный вопрос, вызывающий у многих родителей волнение.
Нормы ЧСС в покое и после нагрузки разные. Нагрузкой для грудного ребенка является кормление, плач, двигательная активность. Для более старших – ходьба, бег, сильные эмоции (как положительные, так и отрицательные).
Нормы ЧСС у детей в покое.
В таблице N1 представлено процентильное распределение ЧСС по возрастам – от 25‰ до 75‰ – это норма. От 75‰ до 98‰ – тахикардия, выше 98‰ – выраженная тахикардия, которая, как правило, всегда патологическая.
ЧСС после нагрузки определяется по формуле: (220-возраст) х 0,85.
Например, для 3-х летнего малыша это (220-3)х0,85 = 184 удара в минуту (для сравнения – в покое допускается до 137). Для самых дотошных родителей: если Вы посчитали и получили цифру, превышающую указанные нормы на 1-5 ударов, не стоит волноваться. Кроме того, Вы могли ошибиться, есть смысл измерить несколько раз. Все нормы – это усредненные величины и небольшое отклонение вполне допустимо. Кроме цифры, которую Вы получили при подсчете пульса, обязательно учитывается общее состояние ребенка: если он активный, веселый, с нормальным цветом кожных покровов, поводов для беспокойства, вероятнее всего, нет.
Кроме частоты пульса, многие родители обращают внимание на его ритмичность. Неритмичность пульса у ребенка, связанная с дыханием, является нормой. Если Вы можете попросить малыша задержать ненадолго дыхание, то пульс сразу становится ритмичнее.
NB! Если пульс значительно (на 10-20 и более ударов) превышает норму, если его неритмичность не связана с дыханием, ребенок бледный, вялый, носогубный треугольник серый, одышка – это повод обратиться к врачу.
Регистрация патологически учащенного пульса не обязательно связана с проблемами сердечно-сосудистой системы, но и патологией других внутренних органов, особенно ЖКТ и эндокринной системы. В рутинной практике, чаще всего, это дебют какого-то острого инфекционного заболевания, которое еще не проявило себя.
Урежение ЧСС (брадикардия). Как практикующий педиатр и кардиолог могу сказать, что на протяжении последних 10 лет число детей с пульсом реже средних показателей значительно увеличилось. Доказательной базы этого явления в доступной мне медицинской литературе нет, поэтому могу только предположить, что это может быть результатом повальной гиподинамии, увлечении гаджетами, о чем мы поговорим в отдельной беседе.
Если выявлен редкий пульс, это повод обратиться к детскому кардиологу. Но не удивляйтесь, если врач вместо ожидаемого Вами лечения посоветует больше двигаться, пребывать на открытом воздухе и контролировать данную ситуацию.? Иногда назначаются препараты, но их эффективность не доказана. Учитывая, что с возрастом пульс физиологически должен становиться реже, то у ребенка с брадикардией возможно его патологическое урежение, которое нельзя упустить.
Детей с редким пульсом часто беспокоят головные боли, головокружение, повышенная утомляемость, плохая переносимость физической нагрузки. Границы умеренной и выраженной брадикардии представлены в таблице N2.
NB! : Обморок (синкопе) или предобморок (пресинкопе) – это повод к немедленному обращению за медицинской помощью. Большинство таких ситуаций, особенно в подростковом возрасте не опасны, но есть ряд патологических состояний, которые нуждаются в немедленном лечении.
Таблица N2. Интерпретация изменения ЧСС (уд/мин) у детей 5-18 лет (протокол ЦСССА ФМБА России)
Несколько слов о современных возможностях инструментальной регистрации пульса:
1. Стандартная ЭКГ, известная всем, ограничена 30-40 секундами регистрации, но в связи с простотой и доступностью незаменима в данном вопросе.
2. Суточное (Холтеровское) мониторирование (ХМ) ЭКГ дает информацию о каждом биении сердца в течение суток, его изменчивости в период сна и бодрствования, нагрузки и покоя. Одновременно ведется дневник наблюдения и, если он достаточно информативен, можно доказать или отвергнуть связь жалоб с изменениями на ЭКГ. Это «золотой стандарт» диагностики нарушений ритма сердца и проводимости в любом возрасте, начиная с рождения. Очень важно знать, что нормы, определяемые в покое, значительно отличаются от норм для суточного мониторирования, так как за сутки допускается больший диапазон изменений. Их приводить не буду, так как они – удел специалистов.
3. Наружные мониторы, так называемые Event recorder (регистраторы событий) – могут быть прикреплены к иповерхности тела от 7 до 28 дней, при этом для регистрации ЭКГ необходимо нажимать на кнопку, когда есть симптомы.
4. Ривил (Reveal) – имплантируемый под кожу прибор, напоминающий флешку – используются, если есть угрожающие симптомы, но на ХМ ЭКГ ничего не удается зарегистрировать. Такой прибор может находится под кожей до двух лет.
При регистрации редкого пульса на ЭКГ бывает полезным проведение пробы с физической нагрузкой, когда ЭКГ регистрируется в покое (лежа), после нагрузки 30 приседаний в течение 20 секунд) и через 3 минуты после нагрузки. Простая, но очень информативная проба: если пульс увеличивается адекватно нагрузке, своевременно восстанавливается и нет патологических изменений на ЭКГ, то поводов для беспокойства, как правило, нет. Тест с нагрузкой можно проводить и на специальных приборах – тредмил-тесте, велоэргометре и др..
Статью подготовил кардиолог медицинского центра «ТИГРЕНОК» Конопко Н.Н.
Как объяснить ребенку что такое пульс
Автор: Гусева Татьяна Николаевна
Организация: МБОУ СОШ № 19
Населенный пункт: Владимирская область, город Муром
Цель: создать условия для исследований в цифровой лаборатории «Наураша», способствующие расширению, углублению и закреплению знаний учащихся о пульсе человека и тренировке сердца.
Задачи:
Планируемые результаты (предметные):
участвуют в исследованиях, предлагаемых главным героем Наурашей; договариваются друг с другом о возможном распределении ролей; обмениваются информацией, мнениями, составляют памятки.
Личностные результаты:
проявляют интерес к учебному материалу; понимают значение знаний об органах кровообращения; хотят исследовать, познавать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
— Регулятивные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, действуют по инструкции, ищут способ решения проблемы, вносят необходимые коррективы в свои действия.
— Познавательные: общеучебные – структурируют знания; ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – умеют строить рассуждения; постановка и решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблемы.
— Коммуникативные: взаимодействуют с учителем и одноклассником, умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Необходимое оборудование:
Этапы занятия:
1 этап. Организационно-подготовительный
Цель: обеспечение учащихся необходимой мотивацией для организации совместной исследовательской деятельности
— Приветствие учителя и учащихся.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
(пожмите руки и пожелайте удачи другу)
— Организация рабочего места (дети сидят за столами напротив друг друга)
2 этап. Обучающий
Цель: постановка и решение учебной задачи.
Я приглашаю вас в лабораторию в гости к Наураше. Что мы делаем в нашей лаборатории? (проводим исследования).
Выскажете предположения, о чем мы будем говорить сегодня.
(на столе лежат предметы: картинка «сердце», фонендоскоп, клипса для измерения пульса)
Вы правы, мы будем говорить о пульсе человека.
— У меня в груди, вот тут –
Слышишь? – часики идут.
Звук их радостен и тих.
Только кто заводит их? (Х. Расмуссен) СЕРДЦЕ
— Показ рисунка «Сердце человека».
— Беседа. (Сожмите свой кулачок. Вот такого примерно размера ваше сердце.)
— Как называется прибор? (Фонендоскоп)
— Пробуем послушать пульс с помощью фонендоскопа.
— Где еще можно услышать пульс? (запястье, шея, висок)
3 этап. Исследовательский
Цель: выполнение практических заданий исследовательского характера, овладение навыками совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; организация поиска и систематизации нужной информации; осуществление взаимоконтроля, оказание помощи друг другу.
Исследования в лаборатории по заданиям Наураши. ВНИМАНИЕ! Учителю необходимо обратить внимание детей на то, что начинать измерения датчиком надо после того, как Наураша закончит формулировать задание. Это необходимо для правильной работы датчиков.
Интерактивная игра «Эстафета»
(Участники делятся на 2 команды «Артерии» и «Вены». Перед командами стоит коробка с красными кружочками. Это полезные вещества для организма. На противоположной стороне стоит коробка с синими кружочками. Это вредные вещества. По команде участники передают по цепочке кружочки из одной коробки в другую. Игра продолжается до тех пор, пока кружочки не поменяются местами.)
4этап «Самостоятельная работа»
Цель: Первичное закрепление знаний.
У каждого листок № 1. В правом столбике начало фразы. В левом- конец фразы. Нужно соединить начало и конец фразы.
чтобы быть выносливее.
орган, который качает кровь в организме.
По артериям передаются
ниже, чем у обычного человека.
По венам передаются
количество ударов сердца.
Сердце надо тренировать,
полезные вещества для организма.
— Действительно, чтобы сердце было здоровым и выносливым, сердце надо тренировать! Для этого надо выполнять правила.
Составление и презентация памяток-рекомендаций для учащихся.
Памятка «Правила тренировки сердца» (выбрать нужное и прикрепить на доску)
4 этап. Рефлексивно-оценочный
Цель: оценка результатов и процесса исследовательской деятельности.
Анализ, самоанализ и оценивание работы учащихся: соотнесение задачи, плана и совершенных операций.
Предлагаю проверить, насколько внимательно вы сегодня работали.
Выберите верные утверждения на бланке.
(у каждого участника бланк № 2)
Сердце – это насос, который качает кровь.
Пульс – это количество ударов сердца.
Сердце у каждого человека одинакового размера.
Пульс спортсмена ниже, чем у обычного человека.
После физической нагрузки пульс становится чаще.
Сердце будет выносливее, если его НЕ тренировать.
Спорт и физические нагрузки помогут сердцу стать выносливее.
По синим венам выводятся вредные вещества из организма.
Рефлексия предметных результатов. На доске фразы. Участники дополняют.
Рефлексия «Сердце». (Выбрать сердце определенного цвета, соответствующее вашему настроению. Синий – плохое настроение, зеленый- хорошее настроение).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Размер сердца
Посчитаем пульс
Пульс легче всего прощупать на запястье. Найдите на руке то место, где ощущаются удары крови, проталкиваемой сердцем по артерии. Посчитайте количество ударов в минуту и запишете результат. А потом сделайте 10 упражнений. Снова замерьте пульс. При физической работе органам тела понадобился дополнительный кислород, поэтому и кровь должна была проходить через них быстрее и скорее отдавать им свои запасы кислорода. Поэтому сердце и стало качать ее с большей скоростью. (Материалы с сайта tavika.ru )
Пульс здорового человека
Почему у разных людей разный пульс?
Все люди разные, и сердце у всех бьется по-разному. Все зависит от того, что мы делаем в данный момент: отдыхаем, спим, поднимаемся по лестнице или грустим. Наше сердце реагирует на любые изменения и волнения человека. Когда мы плачем, волнуемся, бежим или прыгаем, наше сердце бьется сильнее. [1]
«Особенное» сердце
В чем отличия сердца спортсмена и обычного человека? Сердце у человека, который систематически занимается спортом, становится более работоспособным. При этом режим его функционирования переходит на более экономное расходование энергии. Это возможно благодаря трем особенностям – увеличению размера, повышению силы сокращений и замедлению пульса. Для того чтобы иметь возможность обеспечить все органы достаточным поступлением кислорода при высоких физических нагрузках сердце должно перекачивать больший объем крови. Самые высокие показатели отмечены у лыжников, а также при занятиях велосипедным спортом или бегом на длинные дистанции. Немного меньше увеличивается сердце при тренировках на выносливость. [4]
«Здоровая еда» для здорового сердца
Список используемых источников информации.
Физическая культура. 4 класс
Конспект урока
Конспект на интерактивный видео-урок по предмету «Физическая культура» для «4» класса
Урок № 2. Физическая нагрузка и ЧСС
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Урок посвящён физической нагрузке и частоте сердечных сокращений.
Пульс – частота сокращений сердца.
Сонная артерия – сосуд, подводящий кровь к мозгу.
Физическая нагрузка – упражнения, повышающие уровень физической подготовки человека.
Частота сердечных сокращений – это показатель скорости биения сердца. В среднем в состоянии покоя частота сердечного ритма составляет от 60 до 80 ударов в минуту.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Физическая нагрузка – это интенсивные и энергичные упражнения, выполняя которые человек повышает уровень физического развития. Человек выполняет физические нагрузки, чтобы поддержать здоровье, поскольку нагрузка помогает всем системам организма функционировать правильно.
Нагрузки необходимы любому человеку, потому что низкий уровень активности приводит к постепенному ухудшению состояния здоровья человека. Более того, человек начинает быстрее уставать, поскольку организм старается тратить энергию экономно.
Однако, физическая нагрузка имеет и другое значение. Она очень активно влияет на внутренние системы человека, например, на обмен веществ, нервную систему и работу внутренних органов, в том числе на сердце, и соответственно, и на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Частота сердечных сокращений, или артериальный пульс, – это хороший показатель работоспособности сердца.
Физические нагрузки тренируют сердце и со временем частота сердечных сокращений в состоянии покоя уменьшается, это значит, что увеличилась мощность каждого удара сердца. Сердце натренированного человека лучше обеспечивается кровью, поэтому человек приспосабливается к нагрузкам.
При нагрузках и активных действиях сердце качает кровь в 2 раза быстрее обычного, при этом частота сердечных сокращений увеличивается втрое. При правильных регулярных нагрузках увеличивается объём сердца, его работоспособность растёт.
Однако, при неправильных тренировках, перенапряжении и работе с высокой частотой сердце начинает уставать. Поэтому, при нагрузках нужно соблюдать простые правила:
Рассмотрим, как влияет интенсивность тренировок на сердце. Показателями интенсивности нагрузок являются, например, частота дыхания и частота сердечного ритма, они показывают, как организм реагирует на нагрузку. Частоту дыхания измерить не так просто, а вот частота сердечного ритма легко определяется, когда мы меряем пульс.
Регулировать нагрузку можно изменяя:
Конечно же, нужно не только давать организму нагрузку, но и обеспечивать ему своевременный отдых. Как ни странно, дни отдыха после тренировок улучшают физические показатели. Это происходит потому, что организм, восстанавливаясь после нагрузки, становится сильнее. Тело должно восстановить энергию, затраченную на нагрузку, поэтому отдых очень важен и не следует им пренебрегать.
При выполнении всех видов физических нагрузок необходимо следить за своим самочувствием. Если вы почувствовали недомогание или боль, немедленно прекратите тренировку и обратитесь к врачу.
Физическая нагрузка определяется индивидуально, однако самый важный показатель, который ограничивает её, – это самочувствие. Нельзя изматывать себя и выполнять упражнения через боль и при сбитом дыхании.
Самочувствие напрямую зависит от сердечного ритма, поэтому необходимо уметь подсчитывать пульс самостоятельно в условии покоя и во время тренировок, чтобы контролировать свое состояние. Чаще всего измеряют пульс на сонной артерии – это крупный сосуд, доставляющий кровь в мозг, на нём можно отчетливо ощутить пульсацию.
Для измерения в состоянии покоя сядьте на стул и расслабьтесь. Попробуйте измерить пульс:
Нормальный пульс в состоянии покоя должен быть от 60 до 100 ударов в секунду.
ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ
1. Рост нагрузки и ЧСС
Наберите текст на клавиатуре:
«Частота сердечных сокращений напрямую зависит от нагрузки. Чем выше нагрузка, тем больше ЧСС.»
Необходимо написать фразу: «Частота сердечных сокращений напрямую зависит от нагрузки. Чем выше нагрузка, тем больше ЧСС.»
2. Физическая нагрузка и ЧСС
Найдите 5 слов по теме урока.
Слова: нагрузка, пульс, сердце, тренировка, самочувствие.