Как объяснить ребенку что такое радиация
Как объяснить ребенку что такое радиация
«Что ты знаешь о радиации?»
Цель: дать общее представление о радиации, основных её источниках, рассказать о вреде радиации для человека и всех живых организмов.
Материал: картины с изображением радиации, и её основных источников (солнце, телевизор, радиотелефон и др.)
— Ребята, вы когда-нибудь слышали такое слово «радиация»? Знаете ли вы, что это такое? (дети высказывают свои предположения)
Сегодня мы поговорим о радиации. Мы с вами живем в необычном мире – мире излучений. Вокруг нас огромное количество разных излучений. Они плохо воздействуют на человека в больших количествах.
Какие виды излучений вы знаете? (дети называют то, что им известно) Разные виды излучений окружают нас повсюду: они поступают из космоса и рождаются на Земле. К ним можно отнести и видимый свет Солнца и его невидимые лучи. Излучения исходят от земли, воды, различных объектов. У каждого в доме есть источники излучения. Назовите их (дети перечисляют).
Телевизоры, радиотелефоны, микроволновая печь также представляют собой источник излучения. Радиация – это тоже излучение. Предметы живой и не живой природы излучают радиацию. Сегодня мы узнаем, как радиация влияет на человека и откуда она поступает и как себя уберечь от её воздействия. ( Вешается рисунок человека, а затем к нему вывешиваются источники радиации).
Воспитатель предлагает рассмотреть на картинке знак, обозначающий радиацию. Уточняет, видели ли дети когда-либо этот знак? Он устанавливается в тех местах, где скопилось большое количество радиоактивных веществ, которые вредны для нашего здоровья. В лесу, около свалок, заводах и т.п.
Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиация передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли и лейкоз, бесплодие, катаракту и многое другое. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.
Организм реагирует на саму радиацию, а не на её источник. Радиоактивные вещества могут проникать в организм через кишечник (с пищей и водой), через лёгкие (при дыхании) и даже через кожу при медицинской диагностике радиоизотопами. В этом случае имеет место внутреннее облучение. Кроме того, значительное влияние радиации на организм человека оказывает внешнее облучение, т.е. источник радиации находится вне тела. Наиболее опасно, безусловно, внутреннее облучение.
Естественная радиоактивность. Естественная радиоактивность существует миллиарды лет, она присутствует буквально повсюду. Ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли.
Далее воспитатель показывает следующую картинку с изображением солнца. Что это? (солнышко) Солнечный свет очень полезен, он поднимает настроение и укрепляет здоровье. Однако долго загорать на солнце нельзя. Что может произойти от перегрева? (ожог, головная боль, тошнота, обморок) Летом обязательно нужно носить головной убор и солнечные очки. А в то время, когда солнце сильно припекает и стоит жара (середина дня) лучше находиться в тени, в прохладном месте.
Естественной защитой от солнечной и космической радиации является атмосфера Земли.
Земное излучение. Природные ископаемые.
А что изображено на этой картинке? (телевизор). Любите вы смотреть телевизор? Почему? Какие передачи вы любите смотреть? Однако слишком долго смотреть телевизор нельзя. Могут устать ваши глаза, излучение от телевизора попадает в ваш организм и вы будете плохо себя чувствовать. Нельзя очень близко сидеть у телевизора, потому что вредные лучи, идущие от телевизора быстрее достигнут вашего организма. Нельзя смотреть телевизор перед сном. Необходимо чередовать просмотр телепередач и прогулки на свежем воздухе. Это же касается и компьютера.
— А что изображено на этой картинке? (телефон) Телефон очень выручает нас, когда нам срочно нужно сообщить информацию или уточнить что-либо. Но долго разговаривать по телефону, особенно мобильному или радиотелефону, не стоит. Если каждый день долго разговаривать по этим телефонам, то это плохо отразиться на вашем здоровье. Вредные лучики оказывают свое негативное, вредное влияние на организм человека, если постоянно пользоваться и микроволновой печью.
— А делали ли вы когда-либо рентгенологическое обследование в поликлинике? Как вы думаете, оно вредно для здоровья?
Конечно, от приборов тоже исходит вредное излучение. Врачи хорошо знают об этом и назначают нам эти процедуры не чаще одного раза в год.
Радионуклиды оказались глубоко в земле, и выбраться оттуда не могут. Остались они лишь в глухих лесах – прячутся в грибах, ягодах, которые растут в сырых лесах. С каждым годом радионуклидов становится все меньше и меньше, потому что люди не испугались радиации, а нашли способы борьбы с ней. Да и вам ребята не следует бояться радиации. Нужно только знать, как с ней бороться и тогда она будет для вас безопасна.
Давайте сейчас мы с вами составим для себя способы защиты от радиации и запомним их для себя.
Подведение итогов занятие.
Меры защиты от радиационного воздействия.
1. Разумно использовать бытовую технику, компьютер.
3. Проводить выходные дни в парке, на даче, больше бывать на свежем воздухе.
4. Поддерживайте организм в хорошей физической форме. Это повысит его сопротивляемость. Минимум два часа в неделю посвятите выполнению физических упражнений.
5. Знайте как и умейте правильно подготовить и переработать сельскохозяйственные продукты и дары леса перед употреблением в пищу.
6. Не ленитесь проверить уровень радиоактивного загрязнения пищевых продуктов, которые Вы едите, если не уверены в их чистоте. Измерить уровень радиации можно с помощью дозиметра.
7. Со блюдайте правила личной гигиены (мойте продукты, вытирайте и т.п.).
8. Употреблять продукты в пищу, которые способствуют выведению радионуклидов из организма (яблоки, виноград, гранат, бобо, горох и т.д.).
«ЧТО ТАКОЕ РАДИАЦИЯ» и «КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ»
Краткая и понятная справка для самых маленьких.
В сети (и не только) иногда попадаются люди, которые не знают даже самых простых вещей про радиацию. Специально для них объясняем. Да, очень вкратце. Да, НЕ совсем научно, а, может быть, даже и НЕ совсем точно, и вообще наивно и по-детски. Но зато очень просто и ясно. А если кому-то нужно больше и правильнее – пожалуйте в Гугл.
Сначала на всякий случай напоминаем. Как известно, вещества состоят из атомов, а атомы состоят из трёх видов частиц: протонов (положительно заряженные частицы), нейтронов (нейтральные частицы), электронов (отрицательно заряженные частицы). Из протонов и нейтронов сделано ядро атома. И тех, и других называют ещё нуклонами. А электроны (которые намного меньше по массе) роятся вокруг этого ядра по специальным «орбитам» (орбиталям). Этот «рой» (облако) электронов нас сейчас не интересует. Все самые захватывающие процессы происходят в ядре.
Все эти нуклоны держатся (обычно) вместе и никуда на разлетаются. На это у них есть веские причины, называемые ядерными силами, из-за которых нуклоны притягиваются друг к другу. Строго говоря, само это явление рассматривается уже не в ядерной физике, а в физике элементарных частиц, в общем, просто поверьте, что оно есть. Помимо ядерных сил на нуклоны действуют некоторые другие силы, например, кулоновские силы отталкивания. У «обычных» стабильных изотопов притяжение нуклонов пересиливает всё остальное. И ничего интересного с такими ядрами не происходит. Однако, при некоторых условиях, например, если нейтронов получается «больше, чем нужно», или при некоторых других, могут начать происходить весьма любопытные явления. Именно это и отличает радиоактивные изотопы элементов от не радиоактивных.
Одним из таких любопытных явлений является альфа-распад. При альфа-распаде из ядра атома вылетают – кто бы мог подумать! – так называемые альфа-частицы. Они представляют собой два протона и два нейтрона (то, есть, по сути, это ядра гелия). Соответственно, в ядре остаётся меньшее число нуклонов, и данный атом становится уже атомом другого элемента. Альфа-частицы не могут улететь далеко от покинутого ядра, их пробег в воздухе составляет несколько сантиметров, а в какой-нибудь там алюминий они могут проникнуть только на доли миллиметра, не говоря уже о чём-то более плотном. Альфа-частицы притягивают к себе часть электронов из окружающей среды, чтобы стать «полноценными» атомами гелия. Соответственно, при контакте с ними соседние атомы вещества часть своих электронов теряют и становятся так называемыми ионами. Ввиду маленькой проникающей способности, альфа-излучение в подавляющем большинстве случаев не представляет опасности для человека и прочих зверюшек, так как эти частицы не способны преодолеть даже верхний омертвевший слой кожи (даже если смогут на неё попасть сквозь окружающий воздух). Однако, вещества, в которых происходит альфа-распад, могут быть чрезвычайно опасны при попадании внутрь организма. Кстати говоря, радиоактивные вещества, попав в организм, могут весьма и весьма надолго там задержаться (а некоторые прям очень надолго), то есть, воздействие получится не только гораздо более сильным, но ещё и долгим (и вот это уже относится к изотопам с любым видам распада, а не только с альфа). Именно поэтому при нахождении в некоторых опасных зонах следует пользоваться защитной одеждой и противогазом.
Второе интересное явление, касающееся предмета нашего рассмотрения – бета-распад. Здесь процесс немного более сложный. Существует такая вещь как слабое взаимодействие (тут опять физика элементарных частиц). И вот это взаимодействие при бета-распаде превращает один из нейтронов атома в протон (или наоборот). При этом, в соответствии с определёнными законами, в ядре также «образуются» две частицы. В зависимости от вида бета-распада (отрицательный или положительный), это могут быть либо электрон и антинейтрино, либо позитрон и нейтрино. «Нейтрины» оставим в покое, нам они сейчас не нужны. А вот такие вылетающие из ядер электроны/позитроны – это и есть бета-частицы. Они способны ионизировать чьи-либо атомы, вызывать химические реакции и вообще делать всякие разные вещи. Их проникающая способность – на порядок больше, чем у альфа-частиц. Пробег в воздухе может исчисляться метрами. Эти малыши вполне способны проникать в кожу человека. Вещества с бета-распадом так же очень опасны при попадании вовнутрь (хотя действие бета-частиц на организм всё-таки намного слабее, чем альфа).
Нейтронное излучение. Как несложно догадаться, это поток нейтронов. Фактически наблюдается не «само по себе», а только при ядерных реакциях (в реакторах или при тех самых ядерных взрывах). Вылетающие нейтроны различаются по своей энергии. В отличие от вышеперечисленных частиц, нейтроны взаимодействуют только с ядрами атомов и лучше поглощаются не тяжёлыми (плотными), а лёгкими атомами, скажем, бором. Так называемые «быстрые» нейтроны (с более высокой энергией) поглощаются вообще плохо, однако, могут быть «замедленны» с помощью, к примеру, водородосодержащих материалов (той же воды). Нейтроны могут «цепляться» к ядрам окружающих веществ, в результате чего эти ядра становятся радиоактивными и начинают сами испускать те или иные частицы (наведённая радиоактивность).
Существует также экзотическое протонное излучение и некоторые другие, но их рассмотрение уже выходит за рамки этого разговора.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Осторожно, радиация!» в старшей группе
Цель: познакомить детей с понятиями «излучение», «радиация», «радионуклиды»; дать представление об опасных и безопасных для человека видах излучений; рассказать о мерах безопасности при радиационных загрязнениях.
Образовательные области: Познание, Коммуникация, Безопасность, Здоровье.
Ход НОД:
Восп: Ребята, мы с вами живем в необычном мире. Нас окружает большое количество излучений. Как вы думаете, что такое излучение? (Ответы детей)
Восп: Излучения невидимы. Источниками излучения является солнышко, разные бытовые приборы,которыми мы пользуемся ежедневно: телевизор, телефон, микроволновая печь и т. д. А как вы думаете, излучения от них опасны для человека? Сейчас мы об этом узнаем.
Выходят дети в масках.
1 ребенок (солнышко):
Я лучом своим согрею,
Обласкаю всех теплом,
Я на свете всех милее,
Только помните о том:
Долго вы не загорайте,
Носите панамки, и тогда
Будет все у вас в порядке,
Будем мы дружить всегда!
2 ребенок (телевизор):
Папа с мамой на работе,
Скучно стало – не беда!
Покажу я вам тогда.
Только больше двух часов
В день меня смотреть нельзя,
И сидеть к экрану близко
Если вы сидите дома,
Вы не думайте грустить!
Можете по телефону
Хоть кому вы позвонить!
Только, дети, обещайте
Слишком долго не болтать!
Лучше встретиться с друзьями
Вместе с ними поиграть!
4 ребенок (компьютер):
Я – ваш друг-компьютер, дети,
Знаю больше всех на свете!
Только времени со мною
Вы немного проводите,
Берегите, дети, глазки,
Со здоровьем не шутите!
5 ребенок (микроволновая печь):
Обед для вас согреет ловко
Помощник ваш – микроволновка.
Но пользуйтесь вы мною правильно,
На столе была всегда!
Восп: Если пользоваться бытовыми приборами правильно, соблюдая правила безопасности, то они помогают человеку и не наносят вред его здоровью. Но есть такой вид излучения, который очень опасен для человека. Называется он «радиация». Сейчас я расскажу вам одну сказку.
«Сказка о Радиации» (с презентацией).
Вопросы воспитателя:
1. Как назывался замок в сказке?
2. В какой темнице спала злая колдунья Радиация?
3. Как зовут слуг Радиации?
5. Опасна ли радиация для здоровья человека?
6. Как можно понять, что на территории есть радиация?
7. Как люди боролись с радиацией?
Восп: К сожалению, ребята, то, что произошло в сказке, случается и в жизни. В мире произошло много радиационных катастроф и аварий. Одна из таких – авария на Чернобыльской Атомной электростанции, произошедшая 26 апреля 1986 года, когда погибло и было заражено много людей. В разных городах стоят памятники жертвам радиационных катастроф. Каждый год 26 апреля к ним приходят люди возложить цветы и вспомнить всех тех, кто столкнулся с радиацией. И мы с вами должны помнить и соблюдать правила безопасности и беречь свое здоровье.
Эстафета «Спасение животных».
Правила игры: дети делятся на две команды.Каждая команда проходит полосу препятствий: дети подлазят под дуги, поднимаются по наклонной, прыгают через обручи до участка, обозначенного знаком «Радиация», надевают противогаз, добегают до стульчика, где лежат игрушки (разные домашние и дикие животные, забирают одну игрушку и возвращаются обратно. У знака снимают противогаз и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее всех вынесет животных из опасной территории. Эстафета проводится под песню «Солнечному миру да,да,да!» в исп. И. Кобзона. Каждый член команды получает медаль «За спасение животных».
Как говорить с детьми об аварии на Чернобыльской АЭС — с помощью мультиков, клипов и фильмов
© Коллаж Паулы Доменти
В ночь на 26 апреля взорвался четвертый реактор ЧАЭС
Мы уверены в том, что очень важно говорить о подобных вещах с детьми, поэтому составили небольшую инструкцию с ресурсами, которые помогут вам в этом деле. А еще у нас в редакции есть Ира Зезюлина (колонки и мемы которой вы очень любите!) — она выросла совсем недалеко от места аварии и поделилась своими воспоминаниями о том, как узнала о катастрофе в детстве и как собирается рассказывать о ней своей собственной дочери, которой сейчас четыре года (так что обязательно дочитайте до конца).
Как начать говорить с детьми о произошедшем в Чернобыле
Расскажите о Зоне Отчуждения и покажите видео с животными
Для начала вы можете коротко рассказать детям (особенно, если это старшие дошкольники или школьники младших классов) о том, что 35 лет назад на атомной станции (можно пояснить, что это что-то типа завода) произошла авария, в результате которой в воздух попали вредные вещества и многим людям пришлось оставить свои дома.
В результате образовалась Зона Отчуждения — похожая на странный парк со своей уникальной флорой и фауной. Есть даже исследователи, которые занимаются наблюдением за животными на этой территории — только посмотрите, сколько там лосей. (Кстати, украинский эколог Сергей Гащак объясняет в этом видео, что ни разу не видел в Зоне Отчуждения зверей с мутациями).
Поговорите о том, что такое радиация
Если вам трудно сформулировать на детском уровне, что такое радиация, на помощь здесь могут прийти объясняющие мультфильмы — они рассчитаны на возраст 6+, но, как это часто бывает с маркировками, все довольно условно:
Фиксики о радиации:
Насколько страшна радиация? На канале Научпок:
Говоря о радиации, важно, чтобы у детей не сложилось о ней только негативного представления: так что вы можете рассказать о том, что с помощью радиации в малых дозах лечат определенные болезни. А потом уже говорите об исходящей от радиации опасности. Важный для детей аспект — радиация невидима для наших глаз, но ее можно измерить специальным прибором.
Не сосредотачивайтесь только на негативном
Говорить о техногенной катастрофе с детьми, конечно, непросто. Но вы можете рассказать о программах помощи детям из Зоны Отчуждения и близлежащих поселений. Кстати, на нашем сайте в прошлом году вышел очень интересный материал о том, как разные страны принимали детей, родившихся в зоне катастрофы, как эти дети подружились с ровесниками из других городов и со многими до сих пор продолжают общение — почитайте их вдохновляющие истории.
О каких фактах рассказать школьникам? Краткая энциклопедическая сводка
Проект детской энциклопедии Kiddle.co предлагает такую детскую версию короткой сводки событий катастрофы в Чернобыле — вы можете использовать ее в качестве шпаргалки.
Это событие стало одной из самых страшных катастроф в истории атомной энергетики. По Международной шкале ядерных событий авария на Чернобыльской АЭС была оценена на уровне семь. Единственная другая авария с рейтингом семь — это авария на Фукусиме.
Поскольку реакторы, используемые на ЧАЭ, не имели защитной оболочки для удержания радиации, радиоактивные осадки дрейфовали над некоторыми частями западной части Советского Союза, Восточной Европы, Скандинавии, Великобритании и восточной части Соединенных Штатов. Значительные территории Украины, Беларуси и России были сильно загрязнены.
Около 60 процентов радиоактивных осадков выпало в Беларуси. Около 360 000 человек потребовалось переселить в другие населенные пункты, где они могли бы жить после аварии. Кроме того, многие люди страдали от длительных заболеваний, а у некоторых даже был диагностирован рак щитовидной железы и острое радиационное отравление.
Перед аварией было плановое снижение мощности реактора. К началу дневной смены уровень мощности достиг 50 процентов. Вслед за этим случайным образом отключилась одна из региональных электростанций. Затем поступила просьба отложить дальнейшее снижение мощности.
Реактор был накрыт «саркофагом», сделанным из стали и бетона, чтобы остановить утечку большего количества излучения от таких элементов, как кориум, уран и плутоний, а также радиоактивной пыли. В 2016 году саркофаг был покрыт новой конструкцией.
Авария вызвала опасения о безопасности советской атомной энергетики. Советский Союз на какое-то время замедлил процесс увеличения своей ядерной отрасли. Советскому правительству также пришлось стать менее секретным в результате аварии.
С тех пор Россия, Украина и Беларусь стали отдельными странами. Эти страны были обременены непрекращающимися расходами на дезактивацию (удаление радиации) и медицинское обслуживание из-за аварии. Воздействие радиации приводит к более высокому риску заболеть раком.
Большинство пострадавших не умирали сразу же. Если вовлеченные люди умирают от рака или связанных с ним заболеваний, будет трудно сказать, произошло ли это из-за аварии. В отчете МАГАТЭ за 2005 год сообщается о 56 прямых смертельных случаях; из них 47 были аварийными работниками-ликвидаторами и девять были детьми, умершими от рака щитовидной железы.
В отчете говорится, что до 4000 человек могут умереть от хронических заболеваний, связанных с аварией. Однако по другим оценкам Союза обеспокоенных ученых или Гринписа в результате аварии погибли от 4 000 до 27 000 человек.
Три других реактора в Чернобыле продолжали работать после аварии, потому что Украине не хватало других электростанций для удовлетворения потребностей в энергии. Реактор №2 был выведен из эксплуатации (отключен и остановлен на постоянной основе) в 1991 году после пожара в его машинном зале. Реактор №1 был выведен из эксплуатации в 1996 году, а реактор №3 был выведен из эксплуатации в 2000 году. В 2018 году рядом с бывшей атомной электростанцией была открыта солнечная электростанция мощностью 3800 панелей.
Как говорить о катастрофе с подростками
Смотрите музыкальные видео, снятые в Зоне Отчуждения
Чтобы начать разговор с подростками о произошедшем на Чернобыльской АЭС вы можете вместе посмотреть музыкальные клипы, снятые в Припяти, городе-призраке. Среди самых знаковых — видеоролик Life is Golden группы Suede:
Заброшенная школа, пустой бассейн и парк аттракционов в клипе Pink Floyd Marooned 2014:
Ускользающая повседневная жизнь в клипе Delphic «This Momentary»:
Поговорите с детьми о чувствах, которые у вас вызывает просмотр этих видео.
Смотрите вместе фильмы о Чернобыльской АЭС и читайте книги
Главная тема этого произведения — сокрытие правды и цена, которую людям пришлось заплатить за ложь и попытки не сеять панику.
Поэтому если вы решите посмотреть этот сериал, то будьте готовы к тому, что придется обсуждать именно эту политическую сторону трагедии. Хотя фильм в целом довольно аккуратно воспроизводит исторические события, в каких-то моментах были неточности — почитайте комментарии ликвидаторов перед просмотром, чтобы пересказать их точку зрения. В основу сериала HBO, кстати, частично легла книга белорусской писательницы Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва» о коллективной памяти.
Рассказывайте о вашем собственном опыте, опыте родственников
Если вы сами помните о том, как узнали в конце 80-х о катастрофе или если в вашей семье есть люди старшего поколения, обязательно спросите их, каким для них было информирование об аварии на Чернобыльской АЭС, сколько времени прошло до тех пор, пока они не осознали масштаб случившегося. Если у вас есть друзья из Европы, поговорите и с ними о том, каким для них стало известие о радиационном облаке.
Как и со всеми масштабными историческими событиями, нам кажется важным показать подросткам, что нет одной выверенной линии их понимания — это тысячи историй участия, восприятия и осмысления, и чем больше этих историй мы будем знать и обсуждать с детьми, тем шире будут их собственные возможности для интерпретации.
Комментарий Иры Зезюлиной, колумнистки Сhips Journal:
Трудно сказать, когда я узнала о Чернобыле, потому что все детство жила в чернобыльской зоне. Это не зона отселения, но следующая за ней. То есть моя деревня находилась примерно в 200 километрах от места взрыва, и ветер в тот день дул в нашу сторону. Мы росли во всем этом, родители рассказывали, как в тот день картошку садили (белорусы такие белорусы) и казалось, что тут нет ничего особенного.
Что такое чернобыльская беда по-настоящему я поняла, когда в 20 лет оказалась в онкодиспансере. Мое образование в груди оказалось доброкачественным, но могло перерасти в злокачественное, поэтому я оказалась на хирургическом столе. Я увидела, сколько молодых людей там наблюдаются, и знаете, это действительно ужасная тихая война, которая все еще идет.