Как объяснить ребенку что такое симметрия
Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность
Юлия Федосеева
Примеры для формирования представлений о симметрии у детей дошкольного возраста через ручную деятельность
Сегодня я расскажу о том, как легко и понятно донести понятие симметрия детям дошкольного возраста. Начнем с главного: зачем это вообще надо? Симметрия, в окружающей обстановке ребёнка, формирует его эстетичность, развивает зрительно – моторную координацию, пространственное восприятие окружающего мира, координацию, мелкую моторику рук, способствует развитию внимания, любознательности, прививает чувство гармонии и красоты. У большинства детей понятие симметрии формируется через конструирование, рисование, аппликацию, прочую ручную деятельность. Понятие симметрии надо формировать. Как это сделать? Предлагаю Вашему вниманию несколько простых для понимания детей вариантов, с помощью которых они познакомятся с понятием симметрия, изучат основные закономерности расположения изображений на плоскости.
1. Складывание листа бумаги
Учите сгибать лист бумаги пополам, так, чтобы уголки совпадали. Стоит обратить внимание на линию сгиба и показать малышу, что части листа одинаковые.
2. Вырезание симметричных фигурок.
Учите вырезать фигурку из сложенного пополам листа.
Нарисуйте половину простого предмета, согните пополам и держа бумагу за сгиб вырезайте фигуру по линиям. Разворачивание вырезанной фигуры детей приводит в восторг.
3. Дорисовывание предмета.
Учите дорисовать часть предмета по клеточкам. Выбирайте симметричную фигурку, первую половину нарисуйте Вы, а вторую предложите дорисовать ребёнку самостоятельно.
Закрепляем понятие «Зеркальная симметрия»
Берём любую фигуру, закрываем её половину листом (закрепив скрепкой, или «прихватив клеем) или просто загибаем по центру. Ставим на край фигуры зеркало и рассматриваем отражение в нём. Затем предложите ребёнку нарисовать на чистом листе фигуру, которую он увидел в зеркале.
Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.
Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).
Игры для формирования математических представлений у детей 4–5 лет Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию некоторые игры, созданные из доступного нетрадиционного материала, которые способствуют формированию.
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.
Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.
Конспект НОД «Зайчик» по развитию речи посредством формирования математических представлений в группе раннего возраста Цель: Развитие речи через формирование элементарных математических представлений. Задачи: Закреплять представления о зайце, об его характерных.
Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.
Что такое «симметрия»? Развиваем мышление детей
Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Неизменность тех или иных предметов может наблюдаться относительно различных операций − поворотов, переносов, замены частей, изображений. В связи с этим различают различные виды симметрии.
Поворотная симметрия есть в снежинках и цветочках, когда один элемент повторяется много раз. Интересно, что в живой природе количество таких повторений – 6, а в неживой, в снежинках – 6.
Переносная симметрия встречается чаще всего в искусстве, во всевозможных орнаментах, в декоративно-прикладном искусстве.
Но чаще всего мы сталкиваемся с зеркальной симметрией. Объект состоит из двух одинаковых половинок: левой и правой. Зеркальная симметрия в животном мире называется билатеральной.
Существует также симметрия подобности, это когда объект повторяется, но с изменением своего размера.
Симметрия также часто встречается в детских игрушках и всевозможных заданиях. Например, калейдоскоп. Ниже представлены задание на ознакомление детей с понятием «симметрия». Также эти задания способствуют развитию логического мышления деток.
Клоун
1. Рассмотри внимательно рисунок. Кто на нем изображен?
Как ты считаешь, какая половинка спряталась от нас: правая или левая?
2. Дорисуй половинку клоуна по клеткам.
3. Послушай стихотворение Шапиро Татьяны про грустного клоуна.
Слёзы льются − ну и ну!
А увидит кто − беда!
Ну и клоун − да-да-да!
Неужели ты грустишь?
Никого ты не смешишь!
Не хохочешь, не поёшь!
Рассмеялся клоун вдруг;
— Да я просто режу лук!
Режу лук под Новый год!
Угощу всех, кто придёт!
Резать лук на винегрет.
4. Как ты считаешь, клоун был огорчен по-настоящему?
5. Раскрась получившегося клоуна так, чтобы он стал ярким, красивым и весёлым.
Ромашка
Стоит в саду кудряшка — белая рубашка.
Сердечко золотое, что это такое?
2. Посмотрите на рисунок. Что на нем изображено? Какой части не хватает? Правой или левой?
3. Попробуй дорисовать правую часть нашей ромашке. Раскрась рисунок так, чтобы получилась ромашка.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Взвился вверх и улетел (Бабочка).
2. Посмотри на рисунок. Кто на нём изображен? Какой части не хватает? Правой или левой?
3. Попробуй дорисовать бабочку. Раскрась ее так, чтобы было красиво и ярко!
Знакомство детей с понятием симметрия
«Симметрия и живая спираль вокруг нас.»
Как часто вы смотрите вокруг себя, когда гуляете или идёте в школу? Вокруг нас много удивительных вещей, о которых мы даже не догадываемся. Сегодня я хочу с вами поговорить о живой спирали и симметрии в природе. Многие люди даже не задумываются, проходя мимо обычных, на первый взгляд, вещей о том, какой удивительной формой эти объекты обладают и с какой точностью они созданы природой или человеком. Симметрия окружает нас, находя своё проявление, как в живой, так и в неживой природе.
В древности слово симметрия употребляли как красота и гармония. С греческого языка слово симметрия переводится – пропорциональность, одинаковое расположение частей, неизменность ни при каких преобразованиях.
Существует несколько разновидностей симметрий. Отражение наиболее чаще встречающаяся симметрия. Это точное отражение предмета или части предмета, только в противоположном виде (право-лево, верх-низ).
Зеркальная симметрия встречается как в живой, так и не живой природе. Так же её называю – осевой. Ось – это невидимая линия которую мы можем провести и разделить предмет на две равные (одинаковые части). Главная отличительная черта такой симметрии – это одинаковость частей.
Второй вид симметрии – лучевой (радиальная). Когда предмет можно разделить на несколько одинаковых частей.
Это могут быть цветы, морские звёзды, солнце, апельсин, киви и многое другое что можно делить на лучи.
Симметрия есть и искусственно созданная человеком. Это архитектурные построения.
Живая спираль. Золотое сечение в природе.
Спирали так или иначе встречаются в нашей жизни, в живой природе. Подобию природе, человек строит дома, башни, лестницы и др.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школее группе «Симметрия»
Занятие по Фэмп в подготовительной группе на тему:
Познакомить детей с понятием «симметрия», «симметричные фигуры», «симметричные предметы»;
Закреплять знания о геометрических фигурах;
Совершенствовать умение создавать изображение симметричного цветка из кубиков по предложенной части на схеме;
Закреплять умение выделять два пространственных направления, составлять рассказ о предметах, расположенных на плоскости;
Развивать воображение, логическое мышление, память.
Ребята, вы любите фокусы? Я хочу вам сегодня показать один из фокусов. Для этого нам понадобится обычный белый лист и краска. (Воспитатель капает краской на лист бумаги. Сгибает лист пополам, разглаживает его и разгибает обратно). Смотрите, получились кляксы. Какие они? Они совершенно одинаковые. Одинаковые предметы называются симметричными.
Кляксы живут вот в таком домике. Воспитатель прикрепляет в центре магнитной доски геометрические фигуры: в домике – квадратные стены ( прикрепляет внизу квадрат), крыша – трапеция( на квадрат сверху прикрепляет трапецию), треугольное окно и прямоугольная труба на крыше ( прикрепляет остальные фигуры). Как вы думаете, бывают ли симметричные фигуры? Какие из этих фигур симметричные? Как узнать, симметричная ли фигура? Воспитатель вызывает детей по очереди и они складывают бумажные геометрические фигуры, лежащие на подносе, пополам. Ребёнок складывает квадрат по диагонали. Квадрат состоит из двух одинаковых треугольников Это симметричная фигура. Прямоугольник состоит из двух одинаковых квадратов. Это тоже симметричная фигура. Треугольник состоит из двух треугольников. И это симметричная фигура. Трапеция – это два четырёхугольника. Это тоже симметричная фигура. Воспитатель поясняет: Все эти фигуры – симметричные. Если сложить их пополам, все точки их половинок совпадут.
У клякс есть друзья. К Вам прилетели бабочки, они сидят на листочках, стрекозки и весёлые человечки. Давайте проверим, симметричные ли это предметы? Нам понадобится зеркало. Воспитатель объясняет детям, что зеркальце нужно поставить ровно посередине предмета и заглянуть в него. Что можно сказать о предметах, лежащих перед вами? Они – симметричные. В зеркале отражается вторая половинка предмета. Значит, бабочка, стрекоза, листочек, человечек- симметричные.
Воспитатель предлагает детям превратиться в лёгких красивых бабочек и включает музыку. Проводит динамическую паузу, читает стихи Фета:
Ты прав – одним воздушным очертаньем
Весь бархат мой с его живым миганьем-
Не спрашивай: откуда появилась?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась,
Воспитатель предлагает детям вырастить красивый цветок для каждой бабочки, для каждого жучка, для каждой стрекозки. Дети работают с кубиками игры «Сложи узор» по предложенным схемам. Задача: выложить симметричную половинку цветка, используя три цвета. Они определяют, что серединка цветка- ещё два кубика красного цвета, лепестки – синие, уголки картинки –жёлтые. Дети сажают бумажных бабочек и стрекоз на сложенный цветок из кубиков.
Как объяснить ребенку что такое симметрия
Значение сформированности у ребёнка понятия симметрии на пороге школы велико. Симметрия – одно из основных понятий в математике, письме и чтении. Словом везде, где мы сталкиваемся с пространственным мышлением:
Существует не один вид симметрии, не будем на них останавливаться. В дошкольном детстве важнее всего освоить зеркальную симметрию, в животном мире называющуюся билатеральной.
У большинства детей понятие симметрии формировалось и формируется стихийно через рисование, конструирование, лепку и прочую ручную деятельность.
Проблема в том, что ручная деятельность в детсадовской программе сокращена значительно. Поэтому понятие симметрии надо формировать специально. Как это делать?
Как формировать понятие симметрии у дошкольников?
Ориентировка в пределах собственного тела, начиная с раннего возраста.
Подготовишкам полезно чётко знать, что у каждого человека есть середина тела и правая и левая часть тела. Вот про эту середину, которая есть линия симметрии, взрослые чаще всего и забывают. Главное: правая/левая рука. А должна быть полная картина.
Складывание листа бумаги
Во второй младшей группе учите сгибать лист бумаги пополам, так, чтобы уголки совпадали. Не погружаясь в пространные разъяснения, стоит обратить внимание на линию сгиба и показать малышу, что части листа одинаковые. Кстати, не все старшие ребята делаю это правильно.
Вырезание симметричных фигурок.
В средней группе ребёнок способен вырезать фигурку из сложенного пополам листа.
Взрослые часто возражают: сложно для четырёхлетки. Отвечу так. Если ничему не учить, сложно будет до пенсии. Конечно, если ребёнок ножницы в руках держать не умеет, то сперва этому надо научить. Научить просто резать, разрезать, а уж потом вырезать.
Надо всегда помнить, что ребёнку полезно работать в зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это то, что он сам ещё сделать не может, но с помощью взрослого – вполне. Расскажите, покажите, похвалите… Видите – освоил действие, легко справляется, дайте задание немножко посложнее.
Дорисовывание предметов.
Начиная со средней группы, ребята способны дорисовать часть предмета по контурным линиям.
Усложнение.
Рисование по клеточками.
Выбираете симметричную фигурку. Мы берём робота. По вашей инструкции ребята рисуют половину робота. Вторую половину предложите им дорисовать самостоятельно.
К выпуску подготовишкам полезно освоить понятие симметрии на интуитивном уровне через деятельность.
Ребёнок не усвоил понятие симметрии?
Как узнать, что симметрия не «дошла» по назначению? Проведите простой тест. Берём рисунок (ниже), распечатанный на А4, другим листом, размером А5, закрываем его половину. Закрепляем скрепкой или «прихватываем» клеем.
Квадратное зеркальце (без рамки) ставим на край закрывающего листа. Детально рассматриваем с ребёнком всё, отражающееся в зеркальце.
Задание. Нарисуй на чистом листе за зеркалом всё, что ты увидел в зеркале.
Возможные варианты на рисунке ниже. Из них только один, самый нижний, показывает, что понятие симметрии у ребёнка сформировано.
Если он с заданием не справился, то надо поработать. Упражнения проводим с помощью того же зеркала до полного усвоения понятия симметрии. Советуем для упражнений сперва брать отдельные, достаточно простые фигурки, которые ребёнку будет несложно воспроизвести.
Может быть, вам придётся не один раз показать ему, как вы рисуете симметричные рисунки, потом сделать это вместе, и только потом предложить самостоятельную работу. Наберитесь терпения, и вперёд за хорошей успеваемостью. Сайт Нестандартные дети желает успехов!